Нормативное обеспечение изучения предмета — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Нормативное обеспечение изучения предмета

2020-11-19 80
Нормативное обеспечение изучения предмета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка

 

Нормативное обеспечение изучения предмета

Рабочая программа составлена на основании

Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС);

Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 120-НП;

Учебного плана на 2020-2021 учебный год МОУ «Школа №136 г. Донецка».

Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25.08.2020г. № 1172 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования Донецкой Народной Республики в 2020-2021 учебном году»;

Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.09.2020г. № 1237 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов образовательных организаций Донецкой Народной Республики, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2020-2021 учебный год».

в соответствии с требованиями

Примерной основной образовательной программы основного общего образования Донецкой Народной Республики в редакции 2020 года: Примерная программа по учебному предмету «Литература». 5-9 классы / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 166 с.

с учетом учебно-методического комплекса В.Я. Коровиной:

Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2016. – 358 с.

6. Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2016. – 319 с.

 

 

Цели обучения

Цели и задачи литературного образования

Литература – учебный предмет, освоение содержания которого направлено:

‒ на последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы;

‒ на освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных произведений;

‒ на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления;

‒ на овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста;

‒ на формирование потребности и способности выражения себя в слове.

В цели предмета «Литература» входит передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности.

Среди основных принципов изучения литературы как учебного предмета выделим следующие:

ü принцип «читателецентричности», или читательской направленности обучения;

ü принцип направленности на понимание текста;

ü принцип коммуникативного контекста обучения;

ü принцип деятельностного контекста обучения;

ü принцип диалогичности.

Виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

ü осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

ü выразительное чтение художественного текста;

ü различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ü ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

ü заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

ü анализ и интерпретация произведения;

ü составление планов и написание отзывов о произведениях;

ü написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

ü целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.

 

В связи с принятием новых стандартов изменяются цели и подходы к обучению, применяемые методики и технологии. Одним из принципиальных отличий ГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, иначе говоря, - формирование умения учиться.

В современном образовании одной из актуальных проблем является проблема социализация личности и ее активность в процессе обучения. Главной задачей учителя является создание таких условий в обучении, в которых ребенок может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Признавая социализацию в качестве одной из задач современного образования, важно вовремя сориентировать ребенка в социокультурной среде, духовном и культурном наследии. 

Задачами развития системы изучения и преподавания литературы в образовательных организациях Донецкой Народной Республики в Концепции преподавания русского языка и литературы названы следующие:

1) модернизация содержания образовательных программ по литературе на всех уровнях общего образования (с обеспечением их преемственности), соответствующих учебных изданий, а также технологий и методик преподавания литературы;

2) повышение качества работы преподавателей литературы;

3) развитие общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, в том числе для электронного обучения, инструментов деятельности обучающихся и педагогических работников;

4) популяризация русского языка и литературы.

 3.  Место предмета в учебном плане

 

В 7 классе развиваются умения анализа и комментирования прочитанного, углубляются и расширяются представления о понятиях, с помощью которых 7 характеризуются художественные произведения,  курс строится на основе объединения проблемно-тематического и жанрового подходов.

Одна из ведущих проблем курса литературы в 7 классе - особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Особое внимание необходимо обратить на совершенствование речи обучающихся, систематически проводя подобную работу со школьниками на уроках литературы и связанных с ними специальных уроках развития речи.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения обучающимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться учителем в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроках к конкурсному чтению (в классе, школе, районе, городе).

Принцип концентризма, осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению. Однако естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста: познакомить с писателем и его лучшими произведениями или углубить первоначальное впечатление от прочитанного, раскрыть подтекст, усложнить анализ, раскрыть образ автора.

 

Базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Донецкой Народной Республики предусматривает обязательное изучение литературы в 7 классе 68 часов.

 

Для заучивания наизусть

Отрывок из былины (по выбору учителя и обучающихся).

Пушкин А.С. «Песнь о вещем Олеге» (отрывок).

Лермонтов М.Ю. Одно стихотворение (по выбору обучающихся). «Песня про… удалого купца Калашникова» (отрывок).

Гоголь Н.В. «Тарас Бульба». Один отрывок из повести: описание степи (глава II) или «Речь Тараса о товариществе» (глава IX), или описание гибели Тараса Бульбы (глава XIII).

Тургенев И.С. Стихотворения в прозе «Русский язык».

Некрасов Н.А. «Вчерашний день часу в шестом», «Размышления у парадного подъезда» (отрывок)

Толстой Л.Н. «Детство» (отрывок по выбору учителя).

Одно стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору обучающихся).

Одно стихотворение поэта-современника о родном крае.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ЛИТЕРАТУРА»

по программам основного общего образования

В соответствии с Государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

Ø осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

Ø восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

Ø обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

Ø воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

Ø развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

Ø овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

 

По литературе

А класс

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

Пояснительная записка

 

Нормативное обеспечение изучения предмета

Рабочая программа составлена на основании

Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС);

Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 120-НП;

Учебного плана на 2020-2021 учебный год МОУ «Школа №136 г. Донецка».

Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25.08.2020г. № 1172 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования Донецкой Народной Республики в 2020-2021 учебном году»;

Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.09.2020г. № 1237 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов образовательных организаций Донецкой Народной Республики, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2020-2021 учебный год».

в соответствии с требованиями

Примерной основной образовательной программы основного общего образования Донецкой Народной Республики в редакции 2020 года: Примерная программа по учебному предмету «Литература». 5-9 классы / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 166 с.

с учетом учебно-методического комплекса В.Я. Коровиной:

Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2016. – 358 с.

6. Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2016. – 319 с.

 

 

Цели обучения

Цели и задачи литературного образования

Литература – учебный предмет, освоение содержания которого направлено:

‒ на последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы;

‒ на освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных произведений;

‒ на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления;

‒ на овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста;

‒ на формирование потребности и способности выражения себя в слове.

В цели предмета «Литература» входит передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности.

Среди основных принципов изучения литературы как учебного предмета выделим следующие:

ü принцип «читателецентричности», или читательской направленности обучения;

ü принцип направленности на понимание текста;

ü принцип коммуникативного контекста обучения;

ü принцип деятельностного контекста обучения;

ü принцип диалогичности.

Виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

ü осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

ü выразительное чтение художественного текста;

ü различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ü ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

ü заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

ü анализ и интерпретация произведения;

ü составление планов и написание отзывов о произведениях;

ü написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

ü целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.

 

В связи с принятием новых стандартов изменяются цели и подходы к обучению, применяемые методики и технологии. Одним из принципиальных отличий ГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, иначе говоря, - формирование умения учиться.

В современном образовании одной из актуальных проблем является проблема социализация личности и ее активность в процессе обучения. Главной задачей учителя является создание таких условий в обучении, в которых ребенок может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Признавая социализацию в качестве одной из задач современного образования, важно вовремя сориентировать ребенка в социокультурной среде, духовном и культурном наследии. 

Задачами развития системы изучения и преподавания литературы в образовательных организациях Донецкой Народной Республики в Концепции преподавания русского языка и литературы названы следующие:

1) модернизация содержания образовательных программ по литературе на всех уровнях общего образования (с обеспечением их преемственности), соответствующих учебных изданий, а также технологий и методик преподавания литературы;

2) повышение качества работы преподавателей литературы;

3) развитие общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, в том числе для электронного обучения, инструментов деятельности обучающихся и педагогических работников;

4) популяризация русского языка и литературы.

 3.  Место предмета в учебном плане

 

В 7 классе развиваются умения анализа и комментирования прочитанного, углубляются и расширяются представления о понятиях, с помощью которых 7 характеризуются художественные произведения,  курс строится на основе объединения проблемно-тематического и жанрового подходов.

Одна из ведущих проблем курса литературы в 7 классе - особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Особое внимание необходимо обратить на совершенствование речи обучающихся, систематически проводя подобную работу со школьниками на уроках литературы и связанных с ними специальных уроках развития речи.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения обучающимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться учителем в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроках к конкурсному чтению (в классе, школе, районе, городе).

Принцип концентризма, осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению. Однако естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста: познакомить с писателем и его лучшими произведениями или углубить первоначальное впечатление от прочитанного, раскрыть подтекст, усложнить анализ, раскрыть образ автора.

 

Базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Донецкой Народной Республики предусматривает обязательное изучение литературы в 7 классе 68 часов.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.