Заучивание 10 слов (А.Р. Лурия) — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Заучивание 10 слов (А.Р. Лурия)

2020-11-19 757
Заучивание 10 слов (А.Р. Лурия) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИКА «УЗНАЙ ФИГУРЫ»

Цель: исследование узнавания как процесса памяти.

Возраст: старший дошкольный и младший школьный

Оборудование: стимульный материал

Инструкция: «Перед тобой 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать похожую картинку».

Ход исследования: сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0; затем, после того как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10. Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

Оценка результатов.

10 баллов – ребенок справился со всеми задачами меньше, чем за 45 секунд.

8–9 баллов – ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 с.

6–7 баллов – ребенок справился со всеми задачами за время  от 50 до 60 с.

4–5 баллов – ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 с.

2–3 балла – ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 с.

0–1 балл – ребенок решил все задачи, затратив на это более 80 с.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий;

8–9 баллов – высокий;

4–7 баллов – средний;

2–3 балла – низкий;

0–1 балл – очень низкий.

МЕТОДИКА «ЗАПОМНИ РИСУНКИ»

Цель: определение объема кратковременной зрительной памяти

Возраст: дошкольный

Оборудование: стимульный материал (лист А и лист Б)

Инструкция: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки (А) составляет 30 с. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше 1,5 мин.

Оценка результатов.

 

10 баллов –ребенок узнал на картинке все изображения, меньше чем за 45 с.

8–9 баллов – ребенок узнал на картинке 7-8 изображений
за время от 45 до 55 секунд.

6–7 баллов –ребенок узнал 5–6 изображений за время от 55 до 65 секунд.

4–5 баллов –ребенок узнал 3–4 изображения за время от 65 до 75 с

2–3 балла – ребенок узнал 1–2 изображения за время от 75 до 85 секунд.

0–1 балл –ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 с и более.

Выводы об уровне развития:

 

10 баллов –очень высокий;

8–9 баллов –высокий;

4–7 баллов –средний;

2–3 балла –низкий;

0–1 балл –оченьнизкий.

МЕТОДИКА «ЗАПОМНИ ЦИФРЫ»

Цель: определение объема кратковременной слуховой памяти ребенка.

Возраст: дошкольный

Оборудование: лист А и лист Б

Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово “повтори”».

Ход исследования: далее экспериментатор последовательно зачитывает ребенку сверху вниз ряд цифр, представленных на рис. 23 А с интервалом в 1 секунду между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.

 

Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, находящийся справа (Б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребенок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз безошибочно воспроизведенного, и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих по убыванию.

В заключение определяется объем кратковременной слуховой памяти ребенка (полусумма максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках).

Оценка результатов.

10 баллов – ребенок правильно воспроизвел в среднем 9 цифр.

8–9 баллов – ребенок точно воспроизвел в среднем 7–8 цифр.

6–7 баллов – ребенок безошибочно смог воспроизвести в среднем 5–6 цифр.

4–5 баллов – ребенок в среднем воспроизвел 4 цифры.

2–3 балла – ребенок в среднем воспроизвел 3 цифры.

0–1 балл – ребенок в среднем воспроизвел от 0 до 2 цифр.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий;

8–9 баллов – высокий;

4–7 баллов – средний;

2–3 балла – низкий;

0–1 балл – очень низкий

Методика «Память на числа»

 

Цель: оценка кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности.

Возраст: младший школьный

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек., запомнить как можно больше чисел. Через 20 сек. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили». Задание заключается в том, что испытуемым демонстрируется в течение 20 с таблица с двенадцатью двухзначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

 

     13

47

39

65

83

19

51

23

94

71

87

 

Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека – 7 и выше.

ТЕСТ «ЗАПОМНИ ФРАЗЫ»

Цель: оценка смысловой памяти.

Возраст: средний и старший дошкольный, младший школьный

Оборудование: набор из 10 слов:

1. Осенью идут дожди.

2. Дети любят играть.

3. В саду растут яблони и груши.

4. В небе летит самолет.

5. Мальчик помогает своей бабушке.

Инструкция: ребенку читаются фразы, затем просят повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. Главное – попросить ребенка передать смысл каждой фразы. Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, нужно прочитать их еще раз. Ребенок 6–7 лет обычно справляется с этим заданием после 2 или 3-й попытки.

МЕТОДИКА «ВЫУЧИ СЛОВА»

Цель: определение динамики процесса заучивания.

Возраст: дошкольный

Инструкция: за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов. Запоминание ряда производится так: после каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так 6 раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за 6 попыток.

Ход исследования

1. Дерево,

2. кукла,

3. вилка,

4. цветок,

5. телефон,

6. стакан,

7. птица,

8. пальто,

9. лампочка,

10. картина,

11. человек,

12. книга.

Оценка результатов.

 

10 баллов – ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.

8–9 баллов – ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10–11 слов.

6–7 баллов – ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8–9 слов.

4–5 баллов – ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6–7 слов.

2–3 баллов – ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4–5 слов.

0-1 баллов – ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития:

 

10 баллов – очень высокий;

8–9 баллов – высокий;

4–7 баллов – средний;

2–3 балла – низкий;

0–1 балл – очень низкий.

ТЕСТ ДЛЯ ОЦЕНКИ НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ
ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Цель: определение объема непроизвольного зрительного запоминания.

Возраст: средний и старший дошкольный

Оборудование: набор из 10 картинок:

1. Рыба.

2. Ведро.

3. Кукла.

4. Молоток.

5. Портфель.

6. Санки.

7. Елка.

8. Чашка.

9. Часы.

10. Телевизор.

Инструкция: «сейчас я буду тебе показывать картинки, а ты говори, что на них нарисовано».

Ход исследования: картинки предъявляются по одной и выкладываются перед обследуемым в ряд (приблизительно одна картинка в секунду). После того как выложена картинка, экспериментатор ждет еще одну секунду и выбирает стимульный материал. Обследуемый должен назвать, что было нарисовано на картинке. Порядок воспроизведения не имеет значения. В протоколе фиксируется факт правильного воспроизведения картинок.

Обработка результатов

За каждое правильно воспроизведенное название выставляется по одному баллу.

Шкальные оценки:

I уровень – 10 правильных названий (10 баллов).

II уровень – 9–8.

III уровень – 7–6.

IV уровень – 5–4.

V уровень – 3 и менее названий (3 балла).

ТЕСТ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРОИЗВОЛЬНОЙ
ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ

 

Цель: определение объема произвольного зрительного запоминания.

Возраст: средний и старшийдошкольный

Оборудование: набор из 10 картинок:

1. Мяч.

2. Яблоко.

3. Гриб.

4. Морковь.

5. Бабочка.

6. Шапка.

7. Матрешка.

8. Цыпленок.

9. Мак.

10. Грузовик.

Инструкция: « Сейчас я тебе буду показывать картинки, а ты говори, что на них нарисовано, и постарайся их запомнить».

Процедура обследования: картинки предъявляются по одной и выкладываются перед обследуемым в ряд (приблизительно одна картинка в секунду). После того как выложена последняя картинка, экспериментатор ждет еще одну секунду и убирает стимульный материал. Обследуемый должен воспроизвести весь набор картинок на вербальном уровне, то есть назвать изображенные предметы. Порядок воспроизведения не имеет принципиального значения. В протоколе фиксируется каждая правильно воспроизведенная картинка.

Обработка результатов

За каждое правильно воспроизведенное название выставляется по одному баллу.

Шкальные оценки:

I уровень – 10 правильных названий (10 баллов).

II уровень – 9, 8.

III уровень – 7, 6.

IV уровень – 5, 4.

V уровень – 3 и менее названий (3 балла).

ТЕСТ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОПЕРАТИВНОЙ
ВЕРБАЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Цель: определение объема непосредственного запоминания вербального материала.

Возраст: младший дошкольный

Оборудование: набор из 10 слов:

1. Дом.

2. Солнце.

3. Ворона.

4. Часы.

5. Карандаш.

6. Молоко.

7. Стол.

8. Снег.

9. Окно.

10. Книжка.

Инструкция: «сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить и потом повторить».

Ход исследования: слова называются в медленном темпе (приблизительно одно слово в секунду), набор слов предъявляется однократно и отчетливо. Затем слова сразу воспроизводятся обследуемым. Порядок воспроизведения значения не имеет. Только правильно и точно воспроизведенные слова.

Обработка результатов

За каждое правильно воспроизведенное слово выставляется по одному баллу. Изменение слова считается ошибкой (солнце – солнышко, окно – окошко).

Шкальные оценки:

I уровень – 10 баллов (10 правильно воспроизведенных слов).

II уровень – 9–8.

III уровень – 7–6.

IV уровень – 5–4.

V уровень – 3 и менее названий (3 балла).

ТЕСТ ДЛЯ ОЦЕНКИ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
И СПОСОБНОСТИ К ОСМЫСЛЕННОМУ
ЗАПОМИНАНИЮ

Цель: выявить уровень развития механической памяти и способность к осмысленному запоминанию.

Возраст: средний и старший дошкольный, младший школьный

Оборудование: два набора из 10 пар слов.

Серия А:

тарелка – суп;

почта – письмо;

зима – снег;

булка – мука;

карандаш – бумага;

машина – дорога;

мультфильм – телевизор;

буквы – книга;

сапог – нога;

рыба – вода.

Серия Б:

книга – окно;

рука – туча;

вилка – дело;

сосна – ложка;

спина – лампа;

корова – стол;

ящик – палец;

число – крыша;

ножик – лето;

корзина – свеча.

Процедура обследования: ребенку зачитывают пары слов из серии А, которые он должен постараться запомнить. Затем зачитываются только первые слова, а ребенок называет к ним парные слова. Подсчитываются правильно воспроизведенные пары слов. Это показатель смысловой памяти. Далее зачитываются пары слов из серии Б. Вновь ребенок повторяет те слова-пары, которые он запомнил (ему зачитывают только первые слова в паре).

 

Обработка результатов

 

Осуществляется подсчет правильно воспроизведенных слов. Это показатель механической памяти. Затем сравнивается результат серии А с результатом серии Б. Таким образом узнается соотношение механической и смысловой памяти ребенка.

 

Ход исследования

Рассказы для маленьких детей (заимствованы из  сследований Л.С.Славиной)

Рассказ №1

Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся о камень и упал. Ударил Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

Рассказ №2

Жила-была девочка Маша. Один раз она хотела пойти с мамой гулять. Мама говорит: «Маша, какая ты грязная, пойди умойся». А Маша не хочет мыться. Мама не взяла Машу с собой. Пошла гулять одна. Тогда Маша быстро умылась, побежала к маме и пошла гулять вместе с мамой.

Рассказы для старших детей

Плохой сторож

У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погреб кошку. А кошка поела и сало, и мясо, и молоко.

Умная галка

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше, и можно было пить.

Обработка результатов теста

Исследователь анализирует средства, использованные ребенком для заучивания текста, особенности регуляции его познавательных процессов, устойчивость внимания при прослушивании текста, наличие самостоятельных возвратов к недостаточно внимательно прочитанным фразам текста, трудности устного или письменного изложения.

Оценка результатов

За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку или записи слово или словосочетание ребенок получает 1 балл. Правильно воспроизведенными считаются не только те слова и словосочетания, которые восстановлены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное — в 0. Максимальная общая оценка - 10. Такую оценку ребенок получит тогда, когда правильно вспомнит все без исключения слова и выражения. Минимальная оценка — 0 (ребенок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи).

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высоко развита опосредованная слуховая память.

8-9 баллов — высоко развита опосредованная слуховая память.

4-7 баллов — средне развита опосредованная слуховая память.

2-3 балла — низко развитая опосредованная слуховая память.

0-1 балл — слабо развита опосредованная слуховая память.

Методика «Память на образы»

 

Цель: изучение образной памяти.

Возраст: дошкольный

Оборудование: таблица с образами

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 с запомнить как можно больше образов. Через 20с. уберут таблицу, и вы должны будете зарисовать или записать словесно те образы, которые запомнили».

Ход исследования: испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 с. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минут воспроизвести на бланке.

 

 

Оценка результатов

Производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма — 6 правильных ответов и больше.

 

Оценка результатов

Показатель оперативной слуховой памяти определяется как частное от деления среднего времени, затраченного на идентификацию 6 слов в большом наборе (для этого общее время работы ребенка над заданием делится на 4), на среднее количество допущенных при этом ошибок плюс единица. Ошибками считаются все слова, которые указаны неправильно, или такие слова, которые ребенок не смог за отведенное время найти, т.е. пропустил.

Замечание. Эта методика не имеет стандартизированных показателей, поэтому выводы об уровне развития памяти ребенка на ее основе, равно как и на основе аналогичной методики для оценки зрительной оперативной памяти, которая была описана ранее, не делаются.

 

 

Методика "Определение типа памяти "

Цель: определение преобладающего типа памяти.
Возраст: дошкольный и младший школьный

Оборудование: 4 ряда слов, записанных на отдельных карточках, секундомер.
Инструкция: Ученику зачитывается ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 с; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 мин. Далее ученик про себя читает слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 мин. Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 мин. Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 мин.


Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.

 

Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.


Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.


Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

 

ТИП ПАМЯТИ

Количество правильно

воспроизведенных слов

Слуховая

Зрительная

Моторно/слуховая

Комбинированная

Методика "Изучение логической и механической памяти"

Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Возраст: дошкольный и младший школьный

Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

Второй ряд:

· кукла – играть

· курица – яйцо

· ножницы – резать

· лошадь – сани

· книга – учитель

· бабочка – муха

· снег – зима

· лампа – вечер

· щетка – зубы

· корова – молоко

· жук – кресло

· компас – клей

· колокольчик – стрела

· синица – сестра

· лейка – трамвай

· ботинки – самовар

· спичка – графин

· шляпа – пчела

· рыба – пожар

· пила – яичница

Ход исследования: ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интер вал между парой - пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

 

Объем механической памяти

Количество слов первого ряда (А)

Количество запомнив-
шихся слов (В)

Коэффициент смысловой памяти C=B/A

Количество слов второго ряда (А)

Количество запомнив-
шихся слов (В)

Коэффициент механической памяти C=B/A

 

Методика «Смысловая память»

 

СЕРИЯ А

Пары слов для запоминания:

 

Кукла – играть,

Курица – яйцо,

Ножницы – резать,

Лошадь – сено,

Книга – учить,

Бабочка – муха,

Щетка – зубы,

Барабан – пионер,

Снег – зима,

Петух – кричать,

Чернила – тетрадь,

Корова – молоко,

Паровоз – ехать,

Груша – компот, л

Ампа – вечер.

 

Ход опыта. Испытуемым зачитывают слова. Они должны постараться запомнить их попарно. Затем экспериментатор прочитывает только первое слово каждой пары, а испытуемые записывают второе.

При проверке медленно читают пары слов. Если второе слово записано правильно, то ставят знак «+», если неправильно или вообще не записано – ставят «-».

 

СЕРИЯ Б.

Пары слов для запоминания:

 

Жук – кресло,

Перо – вода,

Очки – ошибка,

Колокольчик – память,

Голубь – отец,

Лейка – трамвай,

Гребенка – ветер,

Сапоги – котел,

Замок – мать,

Спичка – овца,

Терка – море,

Салазки – завод,

Рыба – пожар,

Тополь – кисель.

 

Ход опыта. Характер предъявления и проверка такие же, как и в серии А. После проведения опыта сравнивают количество запомнившихся слов по каждой серии и испытуемые отвечают на вопросы: «Почему хуже запомнились слова серии Б? Пытались ли установить связь между словами серии Б?»

 

Обработка результатов. По каждому опыту требуется подсчитать количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений. Результаты занести в таблицу:

 

Объем логической памяти

Кол-во слов первого ряда (а1)

Кол-во запом-

нившихсяслов (b1)

Коэффициент логической памяти

Кол-во слов второго ряда (а2)

Кол-во запом-

нившихсяслов (b2)

Коэффициент механической памяти

С1=

b1

С2=

b2
а1 а2
       

 

Методика пиктограмм (Лурия)

Цель: изучение опосредованного запоминания.

Возраст: младший школьный

Оборудование: чистый листок бумаги, не тетрадный, карандаш и набор слов, предлагаемых для запоминания.

Инструкция: “А сейчас я проверю твою память еще одним способом. Я буду называть тебе слова и словосочетания, которые тебе необходимо запомнить. Для того, чтобы облегчить себе запоминание, на каждое слово нарисуй себе рисунок, картинку, все равно какую, но так, чтобы этот рисунок помог тебе вспомнить нужное слово. Качество рисунка не имеет никакого значения, нужно лишь, чтобы он помог тебе запомнить. Слова и буквы писать запрещается”.

Слова, предлагаемые для запоминания, следует называть в том порядке, в котором они предлагаются:

1) Веселый праздник

2) Тяжелая работа

3) Вкусный ужин

4) Болезнь

5) Печаль

6) Счастье

7) Любовь

8) Развитие

9) Разлука

10) Обман

11) Победа

12) Подвиг

13) Вражда

14)Справедливость

15) Сомнение

16) Дружба

Порядок проведения: ученику зачитывается первое слово, после чего следует пауза, во время которой школьник должен сделать рисунок, после того как рисунок закончен, зачитывается следующее слово. Когда все слова ученик нарисует, первый этап исследования завершается. Ученику предлагается другая деятельность, или он просто отпускается. Второй этап исследования проводится через 30-60 минут.

Ученику предлагается по своим рисункам вспомнить те слова, которые он обозначил рисунком.

Обработка и анализ пиктограмм: При обработке пиктограмм первоначально подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.

Далее следует выяснить каким образом рисунки помогли ученику при запоминании. Следует обратить внимание на уровень абстракции рисунка, на наличие его индивидуальной значимости (сделал ли ученик рисунок ситуации или события, которые реально имели место в жизни ребенка), характер изображения. При этом следует избегать внушающего воздействия на школьника. Следует избегать вопросов типа:”А этот рисунок имеет отношение к тебе лично?”

У ребенка не должно возникать впечатления, что его разъяснениям придается какое-то особое значение, поэтому нежелательно на глазах ученика записывать его каждое слово.

По данным С. Я. Рубинштейна (1970), если испытуемый плохо заучивает 10 слов, но гораздо лучше воспроизводит слова в пиктограмме, это свидетельствует о слабой памяти при сохранении возможности логически связать данный материал. Обратные соотношения встречаются у людей с нарушением целенаправленности мышления, в частности при некоторых системных органических поражениях мозга. (В этих случаях опосредованные связи только мешают запоминанию, вызывают внешнее торможение).

В зависимости от того, какой символ использован школьником для запоминания слова, можно судить не только об опосредованном запоминании, но и о характере ассоциаций. Нормальные здоровые люди обычно быстро рисуют, придумывают образы, лаконично и адекватно символизирующие слово, предложенное для запоминания.

У людей с интеллектуальной отсталостью легкой степени проще находятся образы для слов с конкретным содержанием (тяжелая работа, веселый праздник). При обозначении обратных слов (сомнение, печаль) такие люди испытывают затруднение. Рисунки таких людей отличаются конкретностью, отсутствием условностей. Следует отметить, что у детей присутствие конкретного содержания будет уменьшаться с возрастом, т.е. У старших школьников рисунки будут менее конкретны, чем у школьников среднего звена. При анализе следует учитывать факторы: абстрактность, индивидуальность, значимость, стандартность, адекватность.

Абстрактность.

Фактор абстрактности отражает степень отнесенности рисунка к конкретной ситуации (например: воин, идущий с гранатой на слово “подвиг” будет говорить о конкретности рисунка)

Все индивидуально значимые рисунки относятся к конкретным, вне зависимости от характера изображения.

Далее по степени абстракции идут:

1) атрибутивные рисунки (малая степень) - рисунок выбирается по принципу принадлежности (атрибутивности, атрибут). Так на понятие “веселый праздник” изображают: рюмку, карнавальную маску и т.п.

2) метафорические - связь понятия с рисунком носит метафорический характер. Например: зачеркнутые часы на понятие “счастье” с объяснением “счастливые часов не наблюдают”.

3) геометрические, графические символы. Часто эти символы отражают пространственные характеристики: направление, симметрия.

К “абсолютным” следует относить рисунки метафорического и геометрического характера.

Индивидуальная значимость.

В этом случае важен сам факт прямого обращения к личному опыту. В этих образах школьник прямо говорит о своих интересах, желаниях.

Образы могут быть переонифицированные и образы стимулы.

Для первых характерно изображение самого школьника, сцен с его участием, реже - изображение других конкретных лиц. Пример: нарисован человек на слово “обман”. Объяснение:”это врач, обещавший меня выписать и не сдержавший обещание”.

Для вторых - характерно изображение объектов “стимулирующих” воспоминание конкретных ситуаций из личного опыта. Например: альпинист рисует горы на понятие “счастье”, объясняя это тем, что “чувство счастья возникает у меня обычно в горах”.

Частоты выбора.

Данный чисто статистический фактор указывает на относительную частоты выбора в протоколах нормального среднего человека. Учитывая естественное распределение выборов по частоте, целесообразно отнести образ “пиктограммы” к одной из 3-х категорий:

- стандартные - встречаются чаще чем в 20 из 100 протоколах,

- оригинальные - встречаются реже чем в 2-х протоколах из 100,

- повторяющиеся - занимают промежуточное положение по частоте между двумя первыми.

Фактор адекватности.

Сложный качественный фактор, включающий содержание образа, умеренную абстрактность, краткость изображения и объяснения.

К неадекватности не следует относить образ относящийся к категории “повторяющихся”.

На основании качественного анализа пиктограмм проводится формализованная оценка. Одним из наиболее существенных при оценке характера пиктограмм является отношение по фактору “абстрактность”. Основой нормального результата является атрибутивные и конкретные образы.

Вторым показателем является качество и структура индивидуально значимых образов. Переонифицированные образы говорят о конкретности мышления, неспособности отвлечься от индивидуального опыта. Индивидуально значимые образы - стимулы - отражают эгоцентризм, демонстративность.

Третий показатель - количество адекватных образов, отражает четкость и реалистичность пиктограмм, построение ее по принципам, характерным для большинства здоровых людей. Этот показатель дополняется количеством стандартных образов, говорящем о конкретности мышления.

У людей с некоторыми отклонениями в области мышления может снижаться количество стандартных образов при отсутствии грубо “неадекватных” образов. Полное же отсутствие стандартных образов представляет несомненную диагностическую ценность. В последнем случае следует проконсультироваться со специалистом.

Количество изображений человеческих фигур - показатель стереотипизированных ассоциаций. Диагностическую ценность имеет лишь чрезмерная выраженность стереотипии, либо “атипичность” стереотипии. В последнем случае стереотипия проявляется в повторении выхолощенных символов, атипически мелких деталей человеческой фигуры, архитектурных сооружений и т.п.

Прямое повторение одного образа более чем на два понятия, по данным института им.Бехтерева, является патологическим феноменом. Для нормальных детей в методике “пиктограмм” характерно:

- способность выбрать образ на подавляющее большинство понятий,

- среди образов выбираемых здоровыми людьми преобладают атрибутивные и конкретные, но не имеющие индивидуальной значимости. Отсутствие геометрических символов - обычное явление в протоколах здоровых людей.

- высок показатель адекватности, обязательным является наличие по крайней мере 2-х или 3-х стандартных образов,

- высока продуктивность запоминания,

- для здоровых людей характерна “нормальная” упорядоченность композиции, низкая вариабельность графических характеристик. Размеры рисунка таковы, что вся методика в подавляющем большинстве случаев умещается на одной стороне тетрадного листа.

Для детей со сниженным интеллектом (также и при ограниченных заболеваниях головного мозга) при проведении пиктограмм характерными являются:

- не понимания смысла задания,

- не возможность выбора образа на абстрактные понятия,

- отсутствие геометрических и грамматических символов, оригинальных образов,

- снижение числа атрибутивных и метафорических образов (встречаются лишь самые банальные),

- в структуре конкретных образов преобладают фотографические,

- чрезмерно выражена стереотипия, имеются прямые многократные повторения одного и того же образа,

- как проявление недостаточного понимания задания - появление “выхолощенных символов”.

 

Примерная оценка и анализ пиктограмм.

Каждое понятие у испытуемого должно быть оценено и проанализировано аналогичным образом, затем оценивается и анализируется вся методика в целом.

Пиктограмма здорового человека.

Понятие “Победа”. Изображен салют. Объяснение: “Салют бывает в День Победы”.

Оценка: выбор атрибутивный, не имеющий индивидуальной значимости, стандартный, адекватный.

Пример из пиктограммы человека с функциональными психическими отклонениями в области мышления.

Понятие “Тяжелая работа”. Нарисован треугольник. Разъяснение: “У нас в отделе тяжелую работу делают трое: я, начальник и его заместитель”.

Оценка: выбор конкретный, не смотря на геометрический характер, индивидуально значимый, оригинальный, неадекватный.

КАТАЛОГ ОБРАЗОВ, выбираемых здоровыми испытуемыми на применяемый набор понятий.

1). Веселый праздник.

Стандартные образы: флаги, цветы, воздушные шарики.

Повторяющиеся образы: салют, елка и елочные украшения, еда, алкогольные напитки.

Редкие образы: галстук, здание (театр).

2). Тяжелая работа.

Стандартные образы: кирка, молот, лопата.

Повторяющиеся образы: Сизиф, вкатывающий камень.

3). Вкусный ужин.

Стандартные образы: изображение еды.

Повторяющиеся образы: изображение еды с часами и другими указателями времени, посуда, человек за едой.

Редкие образы: туча, закрывающая солнце.

4). Болезнь.

Стандартные образы: человек на постели.

Повторяющиеся образы: кровать, термометр, шприц, медикаменты, лицо с мимикой страдания, надгробие, темное пятно.

Редк


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.375 с.