Особенности осуществления общественно-политического строя стран Древнего Востока. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Особенности осуществления общественно-политического строя стран Древнего Востока.

2021-01-30 88
Особенности осуществления общественно-политического строя стран Древнего Востока. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Доктрина легизма.Реформы Шан Яна.

Принципы и правила государственной доктрины были изложены в «Книге правителя области Шан», составленной по делам и высказываниям правителя Гунсунь Яна (Шан-Яна) в IV – III вв. до н. э. Согласно этой доктрине, традиция древности – не безусловный идеал. Правление должно быть требовательным к людям, направлять их к общей пользе и собственной выгоде, о которой они не всегда могут дать себе отчет, поэтому строгость наказания - один из безусловных приемов власти. В управлении страной следует дорожить суждениями подданных. Самовластие правителя приводит только к быстрому ослаблению государства. Строгость и неусыпный контроль - пути к благоденствию народа и государства.

Деятельность легистов, отстаивающих в качестве главных интересы правителя, государства, казны, была ответом на развитие частной земельной собственности, угрожавшей традиционной системе эксплуатации податного крестьянства. Шан Ян в IV в. до н.э. провел серию реформ, которые привели к централизации царства Цинь и его последующему усилению, завершившемуся созданием Циньской империи. На основании этих реформ была разрешена свободная купля-продажа земли, введен налог на землю, который взимался с каждого землевладельца в зависимости от размеров его земельного владения. Было введено четкое адм.-терр.деление, круговая порука, призванная на основе взаимной слежки охранять порядок на своих территориях. В целях предотвращения длительных распрей семейных кланов была запрещена кровная месть. Введены единые мера и вес и др.

Политика легистов в царстве Цинь нанесла сильный удар главному противнику централизации - потомственной титулованной аристократии. По новому положению о рангах знатности они присваивались не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. В конце III в. до н.э. в империи Хань была создана система 20 чиновничьих рангов, соответственно которым чиновники занимали должности и получали жалованье.

 

Реформы Солона и Келисфена в Древних Афинах.

Солон провел ряд реформ, обве­сивших господство за денежными торговыми людьми, но вместе с тем смягчивших разлагающее действие ростовщичества в Афинах.

Неизбежность состояла с необходимости урегулировать разногласия между различными группировками населения: обедневшие эвпатриды, разбогатевшие торговцы и ремесленники среди простолюдинов вынуждены были принять сисахфию (реформа долгового права) - реформу, отменявшую долговое рабство афинского населения.

Все долги были объявлены аннулированными, и на будущее время запрещены были такие долговые обязательства, в силу которых закладывалась бы самая личность должника. Все лица, находившиеся в кабале у своих кредиторов, получали свободу, а проданные за пределы государ­ства были выкуплены из рабства и возвращены на родину. На бу­дущее время только государство сохраняло право продавать в раб­ство своих неисправных должников.

Деление населения по имущественному цензу. Вместе с тем Солон разделил всех граждан на 4 разряда в зависимости от раз­меров их имущества, установив, таким образом, так называемое тимократическое (цензовое) устройство государства.

Солон создал также новый орган государ­ственного управления.

В новый судебный орган- гелия теперь избирали любого гражданина независимо от материального положения. Основной состав этого органа насчитывал порядка 5т. Судей, которые кроме основных своих полномочий визировали законопроекты, составленные народным собранием.

Реформы Клисфена.

В 509 г. до н. э. Клисфен, овладев государственной властью, проводит реформы государственного строя, приводящие к оконча­тельной ликвидации тех остатков родового строя, которые еще со­хранялись в Афинах наряду с государственной организацией. Его целью было сломить окончательно влияние реакционной землевла­дельческой знати, а для этого он, ликвидируя остатки родовой орга­низации, стремился вместе с тем повысить роль в политической жизни городского населения за счет крестьянства. Реформа Клис­фена была продолжением и завершением реформ Солона. Клисфен ввел территориальное деление населения, уничтожив политическое значение старого деления населения на четыре филы. Все население он разделил на 10 территориальных фил. Принад­лежность к родовым организациям теряла всякое значение. Совет четырехсот был упразднен, и вместо него создан совет пятисот, состоявший из представителей 10 территориальных фил, избранных по 50 членов от каждой филы. Совет решал важнейшие экономические вопросы, вопросы дипломатических отношений с другими государствами, военно-политические вопросы.

Государственный строй.

Фундамент процветания централизованной империи в Китае заложили императоры династии Тан (618-907 гг.), когда за счет земельной реформы, дававшей систематические поступления налогов в казну, а также использования бесплатной рабочей силы, трудовых повинностей в империи строились дороги, каналы, дворцы, храмы, целые города, а вместе с тем бурно развивалось ремесло и торговля, находившиеся под жестким контролем государства.

Во главе в Танской империи стоял император, при котором существовал Государственный совет из наиболее видных сановников, среди которых было значительное число его родственников.

Эта классическая конфуцианско-танская модель высших органов управления существовала в Китае столетиями, получив особенно разностороннее воплощение в минском Китае, после ликвидации монгольского господства (1368-1644 гг.). Возглавлявший этот аппарат император сосредоточивал в своих руках высшую законодательную и судебную власть. Трон переходил по наследству старшему сыну императора, другие сыновья получали княжества - уделы, земли которых считались их собственностью.

Суд. В средневековом Китае судебные дела рассматривались как в собственно судебных органах, так и в органах административных, выполняющих судебные функции. В минском Китае сложилась относительно стройная иерархическая судебная лестница, на высшей ступени которой стоял сам император, на низшей - выборный старейшина деревни. Большинство дел решалось в уездных управах-ямынях, где вершил суд уездный начальник. В случае недостаточности доказательств дело или откладывалось, или передавалось специальному следственному судье по уголовным делам, который по своему чиновничьему рангу приравнивался к уездному начальнику. Дела, связанные с тяжкими преступлениями - убийством, крупным хищением, лихоимством, поступали в область или провинцию, где действовали особые судебно-правительственные органы.

32. Раннефеодальное право в странах Западной Европы

Становление раннефеодального права Западной Европы. "Варварские правды". Наиболее полное представление о раннефеодальном праве дают так называемые "варварские правды", в которых были записаны многообразные правовые обычаи, устоявшиеся образцы судебных решений германцев. Одна из самых древних - Салическая правда, составленная в конце V - начале VI в.

"Варварские правды" - судебники, руководства для судей. Вместе с тем они являются сборниками, записывавшимися в форме конкретных юридических казусов, взятых непосредственно из жизни.

. В публичном характере ритуально-правовых действий, в их наглядности заключались своеобразные гарантии соблюдения правовой нормы, выполнения сделки и пр.

К источникам раннефеодального права можно отнести также и иммунитетные грамоты, выдаваемые королями крупным феодалам, формулы-грамоты, устанавливающие образцы документов, с помощью которых оформлялись разного рода сделки: дарение, купля-продажа и пр.

Основным же источником права оставались обычаи, являющиеся продуктом народного (общинного) творчества, которые основывались на таких понятиях, как честь, клятва, возмездие, примирение (и его цена), коллективная ответственность и пр.

Договорные отношения

Нарушение договора могло повлечь за собой не только имущественную, но и личную ответственность должника. Должник в случае неисполнения обязательства, как правило, становился рабом кредитора. По некоторым правдам, например по Баварской правде, наряду с должником обращались в рабство его жена и дети.

Брак и семья. Семья у германцев носила патриархальный характер. В семью, возглавляемую отцом, наряду с нисходящими входили боковые родственники, родные и сводные братья, их жены, которых было много, так как они часто сменяли друг друга. Семьи жили под одной крышей вместе с челядью, а в некоторых случаях - и с вооруженной свитой.

Но власть отца по Салической правде не была столь широка, как, например, в Риме. Она напоминала скорей строгую пожизненную опеку над женой, дочерью или сыном. Опека над сыном прекращалась по достижении им 12 лет.

Обычное право германцев запрещало браки между представителями отдельных социальных слоев, особенно между рабами и свободными.

Особенностью старогерманского обычного права было то, что женщина обладала собственным имуществом, приданым, которое ей предоставлялось не отцом, а мужем в качестве "брачного дара". Женщина не могла ни дарить, ни продавать свое приданое. После ее смерти оно шло детям. В случае повторного брака часть приданого вдовы передавалась ближайшим родственникам мужа, при их отсутствии - в казну.

Обычное право германцев допускало свободу развода, не требуя ни согласия родственников, ни других формальных оснований.

Под влиянием христианской церкви в VII-IX вв. вносятся значительные изменения в брачно-семейное право германцев.

Преступление и наказание. Под деликтом - преступлением в "варварских правдах" понимались прежде всего обида, вред, причиненный личности или имуществу другого, и нарушение "королевского мира". Соответственно под наказанием понимались возмещение, компенсация за эту обиду или вред.

Главная цель композиции, штрафа, у германцев - предотвращение прямых боевых действий, кровной мести, дальнейшей междуусобицы, вражды между дворами, кланами, родами и пр., возникающей вследствие "нарушения чести".

Самосуд пресекался непоследовательно и еще долго допускался в "варварских правдах". Так, Баварская правда, списавшая, видимо, дословно эту норму с Законов XII таблиц, разрешала убийство вора, "захваченного на месте во время преступления в ночное время" (9,4).

При всех имущественных преступлениях наряду со штрафом требовалось возмещение стоимости украденного и других убытков.

Одним из обстоятельств, отягчающих преступление, было нарушение общепризнанных понятий чести - нападение на спящего, женщину, ребенка, надругательство над трупом. Ограбление могилы наказывалось штрафом в 200 сол., в то время как открытое нападение на свободного франка с целью ограбления - в 63 сол.

Особую группу составляли преступления против нравственности.

Судебный процесс. Судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Отыскание украденной вещи, вызов в суд ответчика, свидетелей было обязанностью самого потерпевшего. Важная роль суда в германском обществе предопределяла особое место в судебном процессе не только самих сторон, но и свидетелей по делу. К свидетелю предъявлялся ряд требований. Прежде всего не мог свидетельствовать против свободного раб, не мог быть свидетелем тот, кто ранее был изобличен в ложных показаниях (Аламаннская правда 42,2). По Баварской правде свидетель должен был быть равного состояния с тем, против кого свидетельствовал. Если шел спор о земле, он должен был быть из той же общины и иметь хотя бы небольшое (в 6 сол.) состояние (17,2).

Гарантией правдивости свидетельских показаний являлась клятва свидетеля на оружии (17,6). При отсутствии свидетелей, если не было "верных улик" или преступление не могло быть "должным образом доказано", привлекались соприсяжники - родственники, соседи, друзья, которые должны были защищать, оказывать поддержку в суде одной из сторон путем свидетельства ее правоты, исходя при этом не из знаний обстоятельств дела, а из присущих якобы ответчику, обвиняемому и другим честности, добронравия.

Салическая правда знает ордалии ("божий суд") с помощью котелка с кипящей водой, в которую опускалась рука обвиняемого. Обожженная и плохо заживающая рука была свидетельством его виновности. В Баварской правде по сравнению с более ранними правдами не только увеличивалась сумма штрафа за преступления против тех, кто "не имел страха перед Богом и уважения к святым", но и признавалось право церкви определять тяжесть наказания "по совету священнослужителей", и даже спасать от преследования, предоставлять преступникам право убежища в храме.

 

33.

До 1356 года императорский титул поочередно присваивался представителям многих германских династий, пока в 1438 году окончательно не закрепился за Габсбургами. Император продолжал оставаться главой государства, олицетворял единство империи, но не имел реальной власти. Он исполнял в основном функции военного и внешнеполитического координатора действий немецких феодалов. Это положение было юридически санкционировано "Золотой буллой " 1356 г.,изданной германским императором и чешским королем Карлом IV.

"Золотая булла" закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управление Германией фактически сосредоточивалось в руках семи курфюрстов: трех архиепископов - Майнцского, Кельнского и Трирского, а также маркграфа Бранденбургского, короля Чешского, герцога Саксонского, пфальцграфа Рейнского. Князья-избиратели большинством голосов определяли выбор императора. "Золотая булла" подробно регламентировала процедуру выборов императора курфюрстами. При равенстве голосов решающий голос принадлежал архиепископу Майнцскому. Он подавал голос последним, был председателем коллегии курфюрстов и должен был созывать собрание всей коллегии во Франкфурте-на-Майне. Архиепископ Майнцский мог испрашивать заранее согласие других курфюрстов на ту или иную кандидатуру. Булла предусматривала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления. Ежегодно в течение одного месяца должен был проходить съезд коллегии для обсуждения государственных дел. Коллегия имела право суда над императором и его смещения.

"Золотая булла" признала полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору. Она закрепила права их территориального верховенства, установила неделимость курфюршеств, переход их по наследству. Курфюрсты сохранили за собой захваченные ими регалии, в особенности такие, как собственность на недра и эксплуатация их, взимание пошлин, чеканка монеты. Они имели право высшей юрисдикции в своих владениях. Вассалам было запрещено вести войны против сеньоров, городам - заключать союзы против курфюрстов. Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов, сложившаяся еще до "Золотой буллы". Курфюршества были объединены только общим подданством императору и не обладали лишь правом самостоятельно объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами (эта прерогатива сохранялась за императором).

Впоследствии курфюрсты добились того, что каждый император при избрании должен был принимать выработанные ими условия, ограничивающие его власть. Эти условия с XVI в. получили название "избирательных капитуляций" и сохранялись в практике выборов германских императоров до конца XVIII в.

34. Особенности государства эпохи сословно-представительной монархии и абсолютизма.

Германия вплоть до 19 в. не представляла собой единого государства и сохраняла форму сеньориальной монархии с отдельными элементами сословно-представительной монархии. В 14-16 вв. в княжествах Германии устанавливаются сословно-представительные, а в 17-18 вв. абсолютные монархии.

В XIV в. отдельные княжества-государства переходят в сословно-представительные монархии. В большинстве государств сформировалось три замкнутых курии - духовенства, рыцарей и горожан. Собрания этих земских чинов внутри княжеств назывались ландтагами. Ландтаги ограничивали власть князей внутри княжества. Однако в большинстве случаев ландтаги не пользовались решающим голосом при обсуждении областных и государственных дел. Но согласие обязательно испрашивалось при решении финансовых вопросов. В этом случае князь всегда мог получить нужное решение при помощи двух сословий, свободных от уплаты налогов, но принимавших участие в расходовании этих средств, - высшего духовенства и рыцарства.

Рейхстаг был общеимперским съездом, который с 13 в. созывался императором достаточно регулярно. Его структура окончательно оформилась в 14 в. Рейхстаг состоял из трех коллегий: коллегии курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ и коллегии представителей имперских городов. Духовенство не образовало отдельной коллегии и заседало в первой или во второй коллегии. Все три коллегии заседали отдельно. Вместе собирались иногда только палаты курфюрстов и князей.

В рейхстаге курфюрсты представляли интересы своих государств, князья - княжеств, а бургомистры имперских городов представительствовали по должности.

Император испрашивал рейхстаг согласие по военным, международным и финансовым вопросам. Он обладал правом законодательной инициативы; указы, изданные императором совместно с членами гофрата (императорского совета), представлялись на утверждение рейхстага. Акты рейхстага, не обладали обязательной силой и носили скорее характер имперских рекомендаций.

В конце 15 в. рейхстаг предпринял ряд неудачных попыток ввести хотя бы некоторые элементы централизации в политический строй империи.

Слабость центрального аппарата нашла отражение и в принципах создания армии империи. Империя не имела постоянного войска.

С 15 в. основой имперской и княжеских армий становятся отряды наемников. Вместе с тем решениями рейхстага произвольная вербовка солдат в имперскую армию без согласия князей была запрещена. Наемные армии утвердились во всех немецких землях. Таким образом, отсутствие профессиональной бюрократии, постоянного войска, достаточных материальных средств в имперской казне приводили к тому, что центральные учреждения не могли добиться выполнения своих решений.

В 16-18 вв. после религиозных войн количество самостоятельных государственных образований в Германии возросло (300), утверждается княжеский абсолютизм. Он отличался от централизованных абсолютных монархий Запада тем, что сложился не в рамках всей империи, которая оставалась децентрализованной, а в пределах отдельных княжеских владений. В Германии начинают развиваться крупное помещичье хозяйство (фольварки), сопровождающееся сокращением площади крестьянского землевладения. К концу 17 в и к началу 18 века процесс закрепощения крестьянства в значительной части Германии завершился. Во многих местностях помещики стали продавать крестьян, подвергать их телесным наказаниям и т.п., обращаясь с ними, как с людьми рабского состояния. В руках помещиков сосредоточилась вотчинная полиция и юстиция над крестьянами.

Абсолютизм утвердился ранее всего в Баварии (в первой трети 17 в.), которая отличалась экономической отсталостью. Княжеский абсолютизм не сыграл никакой позитивной роли, надолго закрепив состояние экономической и политической раздробленности Германии.

Наиболее крупными абсолютистскими государствами империи были Пруссия и Австрия.

Высшим органом государственного управления был Тайный совет при короле. Ему подчинялись первоначально три директории: финансовая, военных дел и королевских доменов. Особое значение приобрела директория военных дел, которая ведала организацией и вооружением созданной в 1655 году постоянной армии. Прусская армия была одной из самых больших в Европе.

Основными тенденциями развития государственного строя Пруссии в 18 в. стали дальнейшая централизация и милитаризация государственного аппарата, возвышение военно-управленческих органов над гражданскими. Значительная часть полномочий Тайного совета переходит к генеральному военному комиссариату. Происходит слияние всех директорий в единый военно-финансовый орган во главе с президентом-королем. На местах земские советники (ландраты), назначавшиеся королем по рекомендации дворянских собраний, подпадают под жесткий контроль центральной власти и наделяются широкими военно-полицейскими полномочиями. Ликвидируется городское самоуправление. Городские советы были заменены коллегиями магистратов, назначавшихся королем. На весь государственный аппарат были распространены воинские звания, военная субординация и дисциплина.

По политическому режиму Прусская монархия может быть охарактеризована как военно-полицейское государство.

Австрия не представляла собой централизованного государства и была многонациональной страной. Система центральных органов Австрии не была строго упорядоченной и постоянно перестраивалась. Высшим органом власти и управления вместе с монархом был Тайный совет. В дальнейшем он был заменен конференцией, которая стала постоянным учреждением (с начала 18 в.). Военными делами ведал придворный Военный совет. В 1760 году с целью объединения всех отраслей управления был учрежден Государственный совет.

Во главе провинций Австрийской монархии стояли наместники. Они избирались местными сословно-представительными учреждениями и утверждались королем. В государствах, входивших в состав Австрии, имелись сеймы - сословные собрания.

Во второй половине 18 в. в Пруссии и Австрии проводилась политика просвещенного абсолютизма. Это была попытка приспособить общество и государство к ряду требований, выдвигаемых растущей буржуазией, не затрагивая при этом наиболее существенных интересов дворянства и устоев крепостничества.

Принципы феодального права.

Феодальное право представляет собой особую историческую правовую систему, которая по сравнению с древневосточным и римским правом обладала ярко выраженными принципами:
1. Партикуляризм права (разобщенность права). Каждое феодальное государство имело свое, право, которое в свою очередь, было неоднородным, и включало в себя несколько правовых подсистем

2. Связь права и религии. Феодальное право, было связано с религиозными нормами, имело религиозное обоснование. Самым тяжким уголовным преступлениями являлись религиозные (отступления от истинной веры, богохульство).
3. Феодальное право по сравнению с римским правом является примитивным, что проявляется в бессистемности норм, отсутствии представления об отраслях, институтах, пробелах и коллизиях в праве.
4. Основным принципом феодального права была сословность проявлявшаяся в юридическом неравенстве отдельных социальных групп (благородные, неблагородные, свободные - зависимые). Источниками феодального права были обычаи, судебные прецеденты, церковные и светские нормативно - правовые акты, издаваемые королем, кодификации, римское право, городские судебники.

Краткая характеристика каждого из них:
1. Основным и наиболее распространенным источником права в период 5 - 13вв. были обычаи, сложившиеся в данной местности или феодальной курии. Обычаи бывали писаные и не писаные, регулировавшие отношения между благородными (ленное право), и неблагородными, (земское право). Судебники, представляли систематизацию местных обычаев, включавшие нормы гражданского, семейного, наследственного, уголовного права (Салическая правда, Лангобардская правда, Остготская правда, англо - Саксонские правды и др.) В 13в. по инициативе королей появляется систематизация местных обычаев (Саксонское зерцало, Швабское зерцало, Кутюны).
2. В Англии основным источником права, начиная с 12в. стал судебный прецедент. Судебные решения, вынесенные вышестоящим судом и занесенные должным образом в свитки тяжб, имеют силу закона для всех нижестоящих судов, когда они рассматривают аналогичное дело.

3. Начиная с 14в. развивается королевское право. Нормы и правила, содержавшиеся в антах королевской власти (ордонансы, прокламации).Высшей юридической силой обладали статуты - акты парламента, получившие санкцию у короля. (Большой ордонанс (1670г. Франция) "Каролина" (Священная римская империя германской нации, 1532г.), Прусское земское уложение (1794г.))

4. Каноническое (церковное) право. Источниками канонического права считались кодекс Грациана, Библия и священное предание.

5. Самостоятельным источником права в середине века было римское право. С 12в. римское право стало преподаваться в европейских университетах и развивалось как учебная и научная дисциплина. С15в. римское право приобрело силу закона.
6. Развитие и рост городов в 11 - 12в. добившихся политической и правовой автономии повлек за собой развитие городского права, которое регулировало различные отношения в черте города. Нормы городского права содержались в городских статутах, судебниках, хартиях, уставах цехов и гильдий. В них содержались постановления о полиции, рынке, обязанностях по отношению к собственнику земли, об уголовном и гражданском праве. Один город заимствовал право у другого (Германия).

Регулирование имущественных отношений:
1. Регулирование имущественных отношений осуществлялось на основе принципа "нет земли без сеньора", т.е. право собственности на землю были привилегии у дворянского сословия. Купля - продажа земли была крайне затруднена.
2. Феодальная собственность на землю имела ряд особенностей:

а) одну часть своей земли сеньор держал для себя, другую отдавал своим вассалам, но не в собственность, а в пользование,

б) феодальному праву земельной собственности не было свойственно право неограниченного распоряжения;
в) категорически воспрещалось передача феода церкви;
г) наследовать право собственности на землю мог только старший сын (принцип первородства);
д) наследование земли осуществлялось только по закону; но не по завещанию;
е) крестьянин не имел права собственности на землю, а в ряде случаев право собственности феодала на землю распространялось на личность крестьянина, его детей, имущество.

ж) феодальные отношения возникали на договорной основе. 2 вида договора: ленный договор и договор между сеньором и крестьянином. Ленный регулировал отношения между сеньором и нижестоящим вассалом, последний был обязан нести военную службу в пользу сеньора в обмен на право владения землей.

Образуются торговые компании в которых капитал составлялся из взносов участников, широкий размер приобретают ростовщические операции, возникают банки, появляется вексель, развиваются договоры (найма, подряда, поручения, мены, купли – продажи).
Семейное право.
Брачные обязательства возникали только на основании церковного венчания. Не допускался развод: брачные отношения прекращались на основании смерти одного из супругов, или ухода в монастырь. Семья имела патриархальный характер. Приданое, которое приносила жена, становилось общей собственностью семьи. Ограничивались взаимные дарения супругов. Внебрачные дети не имели наследственных прав в отношении имущества своих родителей.

Феодальное уголовное право.
1. Отличалось множественностью, неопределенностью составов преступлений, предоставляло судье возможность свободного усмотрения. Судья мог ввести не предусмотренный законом вид наказания.
2.Целью уголовного наказания было искупление греха, причинения страданий преступнику, вид которых предупреждает других от совершения подобного деяния, поэтому широко применялись мучительные виды смертной казни (четвертование, сожжение) телесные и позорящие наказания. Приговор приводится в действие публично.
3. Основные виды преступлений:
а) против церкви и религии (ересь, святотатство, богохульство); против государства (измена, неверность, по отношению к королю и сеньору); против общественного порядка против личности (убийство, причинение телесных повреждений, похищение); имущественные преступления (кража, грабеж, разбой). Во Франции выделялись преступления характера: против людей, против вещей, против церкви и государства. В Англии преступления делились на три группы: государственные, тяжкие, легкие.
4.Виды наказаний:
а) смертная казнь, каторжные работы, ссылка на галеры, тюремное заключение, мучительные и телесные наказания (порка, ослепление) штрафы. Уголовному преследованию подвергались не только люди, но и животные. На размер наказания влияло сословное положение преступника. До 13в. при рассмотрении, как уголовных, так и гражданских дел практиковался состязательный процесс (обвинительный процесс).

Основные черты состязательного процесса:
1. не различались предварительное и судебное следствие;
2. следствие возбуждалось по инициативе частного заинтересованного в деле лица;
3. обвинение в суде носило частных характер;
4. государственные органы не принимали участия в досудебном разбирательстве;
5. бремя сбора доказательств лежало на лице, возбуждавшем процесс;
6. судебное решение выносилось чаще всего коллегиально, либо с участием присяжных заседателей;
5. виды доказательств: свидетельские показания, ордалии, судебные поединки (драка между истцом и ответчиком, назначаемая судьей), клятвы;
6. устное судопроизводство. С 13 в., развивается розыскной процесс при рассмотрении политических и религиозных преступлений.

Реформы Генриха 2 в Англии

Главное направление реформаторской деятельности Генриха-2 шло по линии укрепления государственной юрисдикции за счет ограничения судебно-административной власти крупных феодальных собственников. Судебная реформа была из них наиболлее важная. 1. Из сеньориальных судов были изъяты иски о земле и переданы королевскому суду (Великая ассиза Генриха). Также из сеньориальных судов были исключены все уголовные дела. Этим был нанесен удар по привилегиям феодальных магнатов.

Королевский суд был платным, и его услугами теперь могли пользоваться все. В королевском суде проводилось предварительное расследование (инквизиционное судопроизводство) в отличие от обычных судов, где для установления правды применялись ордалии (Божий суд). 2. Создание института присяжных обвинителей. Это были не судьи, а просто многознающие люди, дающие под присягой показания о разбойниках, убийцах и прочих нарушителях закона. Постепенно присяжные становятся судьями, составляющими приговор, а их функция переходит к другим лицам. Попытка ограничить церковные суды, но это ему не удалось - духовенство возмутилось. Военная реформа - для феодалов взамен военной службы был установлен налог, взимаемый каждый раз, когда предстояла военная кампания. На эти “щитовые деньги” содержалось военное войско. Также Генрих восстановил военное ополчение. Рез-тат - ослабла зависимость короля от феодалов в военной области, что способствовало централизации.

Особенности осуществления общественно-политического строя стран Древнего Востока.

Восток в древности был представлен многими странами, рядом крупнейших региональных цивилизаций (индо-буддийской, ассирийско-вавилонской, конфуцианско-китайской).На Востоке впервые сложились соц. и политич. институты, которые породили дихотомию Восток - Запад. На Востоке частнособственнические отношения и рынок не занимали значит.места→застойный характер.

Одна из основных соц. форм - сельская община (черты патриархально-родовой организации). Крепость общинных связей тормозила процессы классообразования, но не смогла сдержать социального и имущественного расслоения.

Самые ранние государственные формы (протогосударства) стали складываться в др.-вост. цивилизациях (IV-III тысячелетии до н.э.) в ходе разложения общинно-родовой организации по мере усиления разделения труда, усложнения управленческих функций, превращения лиц, выполняющих эти функции, в сословие знати. Непосредственным владельцем- собственником земли была сама община. Вместе с тем и государство выступало в качестве верховного собственника земли, властно-собственнические права которого реализовывались в получении ренты-налога. По мере выделения надобщинных управленческих структур стали складываться царско-храмовые хозяйства. Здесь рано начал использоваться труд рабов.

Социальный состав: 1) зависимые подневольные работники (в т.ч. рабы); 2) свободные мелкие производители - общинники-крестьяне и ремесленники; 3) господствующий слой(аристократия, командный состав армии, верхушка земледельческих общин).

Т.о., главная черта - традиционность.

Специфические черты политической организации древневосточных обществ. В своем политическом развитии страны Др. Вост. прошли путь от племенных образований к централизованным империям. Признаки «восточной деспотии»: монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство, с жестким тоталитарным режимом, надзором за бесправными подданными разветвленного административного аппарата. Однако во многих др.-вост. государствах власть правителей ограничивалась советом знати или народным собранием.Др-вост. общ-вам известны республиканские формы (Финикия, Месопотамия).

Важное значение имела деятельность властных структур по поддержанию религиозно-культурного единства. Значение укрепления религиозной идеологии определялось слабостью экономических связей, почти полным отсутствием рыночных отношений при натуральном характере общинного производства.

Право в странах Др.Вост. имело ряд общих черт. Оно закрепляло социальное неравенство. Раб на Востоке выступал в качестве вещи. Др.-вост. законодательство закрепляло также сословное неравенство свободных. Право Древнего Востока неразрывно связано с религией и религиозной моралью. Правовая норма здесь, за редким исключением, имела религиозное обоснование. Правонарушение - это одновременное нарушение нормы религии и морали.

Основной источник права - обычаи, которые не записывались, а сохранялись в устной памяти. Нормы права опирались на установившиеся образцы поведения, сложившиеся в прошлом. Первые памятники права закрепляли наиболее распространенные обычаи. Отсюда их неполнота, казуистический характер. Нашли отражение нормы родового строя(коллективную ответственность членов семьи или членов общины, талион). Во всех нормах древневосточного брачно-семейного и наследственного права прослеживаются подчиненное положение женщин, детей, неравенство наследственных прав женщин с мужчинами и пр.

В др.-вост. праве нет отраслей права, четких отличий преступлений от правонарушений.

2. Государство восточной деспотии. Основные черты и особенности на примере Древнего Египта.

Социальная структура. Главная особенность: замедленность эволюции социальной структуры, господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства. В условиях всеобщей вовлеченности населения в государственное хозяйство разница в правовом положении не считалась столь существенной, как в других странах Востока.

Основн.хозяйств. и обществ.ячейка- сельская община. Процесс внутриобщинного социального и имущественного расслоения был связан с интенсификацией с/х производства. Появление знати(аристократия, жрецы, зажиточные общинники-крестьяне).

Раннее создание единого государства с централизованным в руках фараона земельным


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.