Дни памяти: Апрель 19, Август 20 (Моск.), Сентябрь 22 (Тул.) — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Дни памяти: Апрель 19, Август 20 (Моск.), Сентябрь 22 (Тул.)

2021-01-29 72
Дни памяти: Апрель 19, Август 20 (Моск.), Сентябрь 22 (Тул.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Житие Блаженной старицы Матроны

 

Величаем тя, святая праведная старице Матроно, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего!

 

Блаженная Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) родилась в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии, расположенного в нескольких десятках километров от памятного Куликова поля. Ее родители, Никоновы Наталия и Димитрий, патриархальные, благочестивые, жили впроголодь тяжким крестьянским трудом. Матрона была четвертым, младшим нежданным ребенком, кроме нее в семье было двое братьев, Иван и Михаил, и сестра Мария.

 Семья Никоновых была очень бедна, и еще до рождения мать решила избавиться от последнего ребенка, отдать в приют князя Голицына в соседнее село Бучалки, где «отказные» дети воспитывались за казенный счет или на средства благотворителей. Однако намерению Наталии помешал вещий сон: еще не родившаяся дочь явилась ей в образе дивной птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку. И богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребенка в чужие руки. Дочь родилась не просто слепой, но вообще без глаз, однако мать всем сердцем любила свое «дитя несчастное»: Всеведущий Бог, избрав Матрону для особого служения, с самого начала возложил на нее тяжкий крест, который она с покорностью несла всю жизнь.

Крещение Матроны Московской. Клеймо иконы

 

Девочка при крещении была названа Матроной в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижницы V века, память которой празднуется 9 (22) ноября, в день рождения будущей подвижницы.

 Свидетельство богоизбранности девочки явилось при крещении: когда священник опустил дитя в купель, над младенцем появилось легкое благоухающее облако. Священник, отец Василий, почитавшийся прихожанами праведником, был удивлен увиденным: «Я много крестил, но такое вижу в первый раз, и младенец этот будет свят». Отец Василий сказал Наталии: «Если девочка что‑то попросит, вы обязательно обратитесь прямо ко мне».

 Он предвидел, что Матрона займет его место пастыря и даже предскажет его кончину. Так и случилось. Однажды ночью Матронушка вдруг проснулась и сказала матери, что отец Василий почил с миром. Перепуганные родители побежали в дом священника. Когда они пришли, то оказалось, что он действительно только что скончался.

 Матрона имела и телесный знак богоизбранности: на груди у нее была выпуклость в форме креста, словно девочка носила нерукотворный нательный крестик. Позже, когда Матронушка подросла, мать стала ругать ее: «Зачем ты крестик с себя снимаешь?» «Мамочка, у меня свой крестик на груди», – ответила девочка. «Милая дочка, – опомнилась Наталия, – прости меня!..»

 Дети дразнили и издевались над слепой девочкой: ее сажали в яму, стегали крапивой, зная, что слепая не видит, кто ее обижает. На ощупь Матронушка выбиралась из ямы и брела домой, никогда не жалуясь на обидчиков. Господь даровал Матроне духовное зрение. Ночью, когда все спали, слепая девочка пробиралась в красный угол, снимала со стены иконы и в одиночестве, в полной тишине, играла с ними.

 Церковь Успения Божией Матери – храм Епифанского уезда – находилась поблизости от дома Никоновых. Благочестивые родители Матронушки любили бывать на богослужениях. Девочка ходила на службы сначала с матерью, потом одна, при любой возможности. У нее было свое любимое место – слева, за входной дверью, у стены. Она часто подпевала певчим, знала церковные песнопения. Как видно, еще в детстве Матрона стяжала дар непрестанной молитвы.

 В возрасте семи‑восьми лет у Матронушки открылся дар духовного рассуждения, прозорливости, чудотворения и исцеления. Она чувствовала приближение опасности, предвидела бедствия. Молилась, и с помощью молитвы люди получали от нее исцеление от болезней и утешение в скорбях. К Никоновым потянулись ходоки и просители, везли больных и немощных из соседних сел и деревень, из других уездов и городов. В день приходило пять‑шесть подвод, а иногда и больше. Девочка помогала, лечила молитвой. И в благодарность семье Никоновых оставляли продукты и подарки; так Матронушка стала кормилицей своей семьи. Матрона предсказывала и значительные события. Однажды она попросила у матери куриное перо, ободрала его и спросила: «Мама, видишь это перышко?» – «Да что ж его смотреть, ведь ты его ободрала». – «Вот так же обдерут и нашего царя‑батюшку».

 В отрочестве ей представилась возможность путешествовать. Благочестивая девица Лидия Янькова, дочь местного помещика, ездила вместе с Матроной в паломничества: в Киево‑Печерскую лавру, Троице‑Сергиеву лавру и другие святые места России. В Санкт‑Петербурге Матронушка встретилась со святым праведным Иоанном Кронштадтским. По окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта он во всеуслышание попросил народ расступиться перед Матроной, произнеся: «Вот идет моя смена – восьмой столп России». Как видно, отец Иоанн увидел особое служение Матронушки во времена тяжких бедствий и гонений.

 На семнадцатом году жизни Матрона лишилась возможности ходить: у нее внезапно отнялись ноги, до конца дней своих она была «сидячей». И сидение ее продолжалось еще пятьдесят лет. Матрона смиренно несла этот тяжкий крест, данный ей от Бога, никогда не роптала из‑за своего недуга.

 Рано пробудился у Матроны и дар предвидения опасности, бедствий и несчастий. Как могла, упреждала она беды. Родственница брата блаженной Матроны, Ксения Ивановна Сифарова, рассказывала, как однажды та сказала матери: «Завтра будет пожар, но ты не сгоришь». Наутро действительно начался пожар, почти вся деревня сгорела, но отчий дом Матроны остался цел.

 Еще в раннем возрасте Матрона предвидела революцию, говорила о том, как «будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать». Как будут делить землю, хватать с жадностью наделы, лишь бы захватить себе лишнее, а потом все бросят землю и побегут кто куда. Помещику из села Себино Матрона советовала перед революцией продать все имущество и уехать за границу. Если бы он послушался совета, то избежал преждевременной смерти, не увидел разграбления своего имения. Евгения Ивановна Калачкова, односельчанка Матроны, рассказывала, что перед самой революцией одна барыня купила дом в Себино, пришла к Матроне и говорит: «Я хочу строить колокольню». «Что ты задумала делать, то не сбудется», – отвечает Матрона. Барыня не поверила: «Как же не сбудется, когда все у меня есть – и деньги, и материалы?» Однако с постройкой колокольни так ничего и не вышло.

 Для церкви Успения Божией Матери по настоянию Матроны (которая уже приобрела известность в округе и просьба которой воспринималась как благословение) была написана икона Божией Матери «Взыскание погибших». Однажды Матрона попросила мать передать священнику, что у него в библиотеке, на такой‑то полке лежит книга с изображением иконы «Взыскание погибших». Батюшка очень удивился. Нашли книгу с изображением иконы, а Матронушка и говорит: «Мама, мне все снится икона “Взыскание погибших”. Божия Матерь к нам в церковь просится». Чем же платить иконописцу? Она благословила женщин собирать деньги на написание иконы по всем деревням. Среди прочих, один крестьянин дал рубль нехотя, а его брат, посмеявшись, одну копейку. Когда принесли деньги Матронушке, она перебрала их, нашла рубль и копейку и сказала матери: «Мама, отдай им, они мне все деньги портят».

 Когда необходимая сумма была собрана, заказали икону художнику из Епифани, чье имя до наших дней не дошло. Матрона спросила у художника, сможет ли он написать такую икону. Он ответил, что для него это дело привычное. Матрона велела ему покаяться в грехах, исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Потом она спросила: «Ты точно знаешь, что напишешь эту икону?» Художник подтвердил и принялся за работу. Прошло несколько дней, он пришел к Матроне и сказал, что ничего у него не выходит. А она отвечает ему: «Иди, раскайся в своих грехах», так как духовным зрением видела, что остался еще грех, который он не исповедал. Художник изумился, снова пошел к священнику, покаялся, причастился и попросил у Матроны прощения. Она сказала ему: «Иди, теперь ты напишешь икону Царицы Небесной».

 Готовую икону понесли крестным ходом с хоругвями от Богородицка до самой церкви в Себино. Матрона ходила встречать икону за четыре километра, ее вели под руки. Вдруг она сказала: «Не ходите дальше, теперь уже скоро, они уже идут, они близко». Слепая от рождения говорила как зрячая: «Через полчаса придут, принесут икону». Действительно, через полчаса показался крестный ход. Отслужили молебен, и крестный ход направился в Себино. Матрону вели под руки рядом с иконой. Этот образ Божией Матери «Взыскание погибших» стал главной местной святыней и прославился многими чудотворениями. Когда бывала засуха, икону выносили на луг и служили молебен. Люди не успевали дойти до своих домов, как начинался дождь.

«Взыскание погибших»

 

Блаженную Матрону окружали иконы, где бы она ни жила. В комнате, где она провела особенно долгое время, было три красных угла, а в них – иконы сверху донизу, с горящими лампадами. Одна женщина, работавшая в храме Ризоположения в Москве, часто ходила к Матроне и вспоминала, как та ей говорила: «Я в вашей церкви все иконы знаю, какая где стоит».

 Несмотря на врожденную незрячесть, об окружающем мире Матрона имела полноценное представление. Она как‑то сказала близким: «Мне Бог онажды открыл глаза и показал мир и творение Свое. И солнышко видела, и звезды на небе, и все, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек…»

 Существовало еще более удивительное свидетельство прозорливости блаженной. 3. В. Жданова вспоминала: «Матушка была совершенно неграмотная, а все знала. В 1946 году я должна была защищать дипломный проект «Министерство военно‑морского флота» (я тогда училась в Архитектурном институте в Москве). Мой руководитель, непонятно за что, все время меня преследовал. За пять месяцев он ни разу не проконсультировал меня, решив «завалить» мой диплом. За две недели до защиты он объявил мне: «Завтра придет комиссия и утвердит несостоятельность вашей работы!» Я пришла домой вся в слезах: отец в тюрьме, помочь некому, мама на моем иждивении, одна надежда была – защититься и работать. Матушка выслушала меня и говорит: «Ничего, ничего, защитишься! Вот вечером будем пить чай, поговорим!» Я еле‑еле дождалась вечера, и вот матушка говорит: «Поедем мы с тобой в Италию, во Флоренцию, в Рим, посмотрим творения великих мастеров…» И начала перечислять улицы, здания! Остановилась: «Вот палаццо Питти, вот другой дворец с арками, сделай так же, как и там – три нижних этажа здания крупной кладкой и две арки въезда». Я была потрясена ее ведением. Утром прибежала в институт, наложила кальку на проект и коричневой тушью сделала все исправления. В десять часов прибыла комиссия. Посмотрели мой проект и говорят: «А что, ведь проект получился, отлично выглядит – защищайтесь!»

 Множество людей приходило к Матроне со своими болезнями, просьбами, скорбями и чаяниями. А. Ф. Выборнова рассказывает подробности одного из таких исцелений. «Мать моя родом из села Устье, и там у нее был брат. Однажды встает он – ни руки, ни ноги не двигаются, сделались как плети. А он в целительные способности Матроны не верил. За мамой в село Себино поехала дочь брата: «Крестная, поедем скорее, с отцом плохо, сделался как глупый: руки опустил, глаза не смотрят, язык еле шевелится». Тогда моя мать запрягла лошадь, и они с отцом поехали в Устье. Приехали к брату, а он на маму посмотрел и еле выговорил: «Сестра». Собрала она брата и привезла к нам в деревню. Оставила его дома, а сама пошла к Матрюше спросить, можно ли его привезти. Приходит, а Матрюша ей говорит: «Ну что, говорил твой брат, что я ничего не могу, а сам сделался, как плетень». А она его еще не видела! Потом сказала: «Веди его ко мне, помогу». Почитала над ним, дала ему воды, и на него напал сон. Он уснул как убитый и утром встал совсем здоровым. «Благодари сестру, ее вера тебя исцелила», – только и сказала Матрона брату».

 Помощь, оказываемая Матроной, не имела ничего общего с заговорами, ворожбой, так называемым народным целительством, магией и колдовскими действиями, при совершении которых «целитель» входит в связь с темной силой, но имела христианскую природу. Именно поэтому праведную Матрону ненавидели колдуны. Матрона молилась за людей, испрашивая у Господа чудесную помощь занемогшим. История Православной Церкви знает много примеров, когда праведники молитвой врачевали нуждающихся в помощи.

 Оба брата Матроны, Михаил и Иван, вступили в партию. Присутствие в их доме сестры, к которой толпами шел народ и которая учила жить в вере православной, становилось невозможным. Братья опасались репрессий. Жалея их, а также стариков‑родителей (мать Матроны скончалась в 1945 году), в 1929 году Матрона перебралась в Москву, где проживала до конца своих дней, совершая духовно‑молитвенное служение, спасая и врачуя.

 Жить Матроне было негде. Она скиталась по знакомым, на месяц, два, иногда дольше занимая подвал, квартиру или дачный домик. Матрона жила без прописки, не желая подвергать опасности приютивших ее людей, чудом избегая ареста. Вместе с ней жили и ухаживали за ней послушницы – хожалки. З. В. Жданова рассказывала, какие лишения порой приходилось претерпевать Матронушке: «Я приехала в Сокольники, где матушка часто жила в маленьком фанерном домике, отданном ей на время. Была глубокая осень. Я вошла в домик, а в домике – густой, сырой и промозглый пар, топится железная печка‑буржуйка. Я подошла к матушке, а она лежит на кровати лицом к стене, повернуться ко мне не может, волосы примерзли к стене, еле отодрали. Я в ужасе сказала: «Матушка, да как же это? Ведь вы же знаете, что мы живем вдвоем с мамой, брат на фронте, отец в тюрьме и что с ним – неизвестно, а у нас – две комнаты в теплом доме, сорок восемь квадратных метров, отдельный вход; почему же вы не попросились к нам?» Матушка тяжело вздохнула и сказала: «Бог не велел, чтобы вы потом не пожалели».

 Порой ей приходилось искать приют у людей, относившихся к ней враждебно. Какое‑то время Матрона жила у алкоголички Пелагеи, которая отнимала у Матронушки все подношения, не давала есть и пить и всячески издевалась. Свою мучительницу Матрона воспринимала как ниспосланное ей испытание, жалела Пелагею и любила всем сердцем. Рассказывают, что некоторые места Матрона покидала спешно, предугадывая готовящиеся неприятности, всегда накануне прихода к ней милиции. Много раз Матрону хотели арестовать. Были арестованы и посажены в тюрьму (или сосланы) многие из ее ближних. Ксения Ивановна Сифарова рассказывала, что племянник Матроны Иван жил в Загорске. И вдруг она мысленно вызывает его к себе. Пришел он к своему начальнику и говорит: «Хочу у вас отпроситься, прямо не могу, надо мне к моей тете ехать». Он приехал, а Матрона ему говорит: «Давай, давай, перевези меня скорей в Загорск, к теще своей». Только они уехали, как на квартиру нагрянула милиция. Так и случалось: хотят блаженную арестовать, а она за несколько часов съезжает. Однажды пришли забирать Матрону, а она говорит милиционеру: «Иди скорей, у тебя несчастье в доме! А слепая от тебя никуда не денется, я сижу на постели, никуда не хожу». Милиционер послушался, поехал домой, а у него дома пожар, примус взорвался, жена сильно обгорела. Но он успел довезти ее до больницы. Врач позже сказал, что, если бы он домой не пришел, жену спасти бы не удалось. Второй раз арестовывать Матрону милиционер не поехал…

 Изредка Матрона приезжала в свою деревню из Москвы – то понадобится ее участие в неотложном деле, то она соскучится по матери, по отчему дому. Жители родного села Себино рассказывают о чудесной помощи матушки. Вот такой случай произошел вскоре после Великой Отечественной войны с Анной Выборновой, дочерью старосты деревенской церкви. «Приехал мой брат из Москвы к матери. И вот повели мы с ним корову продавать в Москву, на Белорусский вокзал, а оттуда – в Жаворонки. Мы прошли километров тридцать, когда обнаружили, что брат обронил где‑то документы: и свои, и мои, и коровьи – все растерял. Он говорит: “Я сейчас застрелюсь! Куда мне деваться?” Я назвала его дураком. “А как же мы теперь пойдем?” – “Будем Матрону просить, и она поможет”. Вот это Матронушка! Давала нам путь и дом, где ночевать… Вот, за десять дней мы дошли, корову привели, все благополучно. Брат дивится: после войны патрули везде были, везде останавливали, но нас нигде не остановили. Я брату говорю: “Ты видишь, какие чудеса!” Он говорит: ”Вижу, Нюра!” Потом я говорю: “Вот вернемся в десятом или одиннадцатом часу, поедешь к Матрюше?” – “Поеду”. Пришли мы с братом к Матроне, еще дверь не открылась, а слышим ее голос: “Пускай, пускай их, это свои. Я, слепая, всю дорогу с ней корову за хвост вела”. А брату говорит: “Как это сестра моложе тебя, а дураком назвала?” Брат потом говорил: “У меня волосы дыбом встали, ведь она с нами не шла, а все знает!”»

В. Кунин. Ползком к Матроне

 

Распорядок жизни был у нее таков: днем приходили к ней люди, ночью Матрона молилась. Она никогда не укладывалась в кровать, а дремала, лежа на боку, подложив кулачок. В день к Матронушке приходило до сорока человек. Она никому не отказывала в помощи. Иные видели в матушке народную целительницу, но после общения понимали, что перед ними Божий человек, и обращались к Церкви. Помощь Матроны людям была бескорыстной.

 Молитвы матушка всегда читала громко: «Отче наш», «Да воскреснет Бог», девяностый псалом, «Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти» (из утренних молитв). Она подчеркивала, что помогает не сама, а Бог по ее молитвам. Просителям велела она не пропускать воскресной службы, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн. Живущих в гражданском браке благословляла венчаться в Церкви. И обязательно носить нательный крест.

 Прасковья Сергеевна Аносова, часто посещавшая в психиатрической лечебнице своего брата, вспоминает: «Однажды, когда мы ехали к нему, с нами ехал мужчина с женой – дочь из больницы выписывать. Обратно мы опять ехали вместе. Вдруг эта девушка (ей было 18 лет) начала лаять. Я и говорю ее маме: “Жаль мне вас, мы мимо Царицыно едем, давай завезем дочку к Матронушке…” Отец этой девушки, генерал, сначала и слышать ничего не хотел, говорил, что все это выдумки. Но жена его настояла, и мы поехали к Матронушке… И вот стали девушку подводить к Матронушке, а она сделалась как кол, руки как палки, потом стала на Матронушку плевать, вырывалась. Матрона говорит: “Оставьте ее, теперь она уже ничего не сделает”. Девушку отпустили. Она упала, стала биться и кружиться по полу, ее стало рвать кровью. А потом эта девушка уснула и проспала трое суток. За ней ухаживали. Когда она очнулась и увидела мать, то спросила: “Мама, где мы находимся?” Та ей отвечает: “Мы, дочка, находимся у прозорливого человека…” И все ей рассказала, что с ней было. И с этого времени девушка совершенно исцелилась».

 Когда началась война, матушка просила всех приходящих к ней приносить ивовые ветки. Она их ломала на палочки одинаковой длины, очищала от коры и молилась. Пальцы ее были в ранках. Матрона духовно присутствовала в различных местах и часто говорила, что бывает невидимо на фронтах, помогает нашим воинам. Она передала всем, что в Тулу и Москву немцы не войдут. И ее пророчество оправдалось.

 3. В. Жданова рассказывала, что в 1946 году к Матроне привели женщину, у которой сошел с ума единственный сын, муж погиб на фронте. Женщина занимала высокое положение, ездила с больным сыном в Европу, но известные врачи не смогли ему помочь. «Я пришла к вам от отчаяния, – сказала она, – мне идти некуда». Матрона спросила: «Если Господь вылечит твоего сына, поверишь ли ты в Бога?» Женщина сказала: «Я не знаю, как это – верить». Тогда Матрона попросила воды и в присутствии несчастной матери стала громко читать над водой молитву. Подавая ей затем эту воду, блаженная сказала: «Поезжай сейчас в больницу, договорись с санитарами, чтобы сына твоего крепко держали, когда будут выводить. Он будет биться, а ты постарайся плеснуть этой водой ему в глаза и обязательно попади в рот». Через некоторое время эта женщина вновь приехала к Матроне и на коленях благодарила матушку, говоря, что теперь сын здоров. В тот день она приехала в больницу и все сделала, как матушка велела. Там был зал, куда с одной стороны барьера вывели ее сына, а она подошла с другой стороны. Пузырек с водой был у нее в кармане. Сын бился и кричал: «Мама, выброси то, что у тебя лежит в кармане, не мучай меня!» Она удивилась: откуда он узнал? И быстро плеснула водой ему в глаза, попала в рот, вдруг сын успокоился, глаза стали ясными, и он сказал: «Как хорошо!» Вскоре сына той женщины выписали.

 Помогала Матрона и тем, у кого не ладилась семейная жизнь. Однажды к ней пришла женщина и рассказала, что ее замуж выдали не по любви, с мужем она плохо живет. Матрона ей наставляет: «А кто виноват? Виновата ты. Потому что у нас Господь глава, а Господь в мужском образе, и мужчине мы, женщины, должны подчиняться, ты должна венец сохранить до конца жизни своей. Виновата ты, что плохо с ним живешь…» Женщина эта послушала совета, и ее семейная жизнь наладилась.

 «Матушка Матрона всю жизнь боролась за каждую приходящую к ней душу, – вспоминает Зинаида Жданова, – и одерживала победу. Она никогда не сетовала, не жаловалась на трудности своего подвига. Не могу себе простить, что ни разу не пожалела матушку, хотя и видела, как ей было трудно, как она болела за каждого из нас. Свет тех дней согревает до сих пор. В доме перед образами теплились лампады, любовь матушки и ее тишина окутывали душу. В доме были святость, радость, покой, благодатное тепло. Шла война, a мы жили как на небе».

 Какой была Матрона? Сидела она, скрестив небольшие, словно кукольные короткие ручки и ножки на кровати или сундуке. Пушистые волосы обрамляли лицо, сомкнутые веки и доброе, исполненное света лицо. Ласковый голос.

 Матрона утешала и успокаивала, лечила болящих, гладила их по голове, осеняла крестным знамением, порой строго обличала и наставляла. Она была терпима к человеческим немощам, сострадательна, тепла, участлива, никогда не жаловалась на свои болезни и тяготы. Матушка не проповедовала, не учительствовала, давала конкретный совет, молилась и благословляла. Остались некоторые ее наставления общего характера.

 Матушка учила не осуждать ближних. Она говорила: «Зачем осуждать других людей? Думай о себе. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик.

 Что тебе до других хвостиков?» Матрона учила предавать себя в волю Божию. Жить с молитвой. Часто налагать на себя и окружающие предметы крестное знамение, ограждаясь тем самым от злой силы. Советовала чаще причащаться Святых Христовых Тайн. «Защищайтесь крестом, молитвою, святой водой, причащением частым… Перед иконами пусть горят лампады».

 Учила любить и прощать старых и немощных. «Если вам что‑нибудь будут неприятное или обидное говорить старые, больные или кто из ума выжил, то не слушайте, а просто им помогите. Помогать больным нужно со всем усердием и прощать им надо, что бы они ни сказали и ни сделали».

Матушка Матрона

 

Не позволяла придавать значения снам: «Не обращай на них внимания, сны бывают от лукавого – расстроить человека, опутать мыслями».

 Предостерегала не бегать по духовникам в поисках «старцев» или «прозорливцев». Так можно потерять духовную силу и правильное направление жизни. «Мир лежит во зле и прелести, и прелесть – прельщение душ – будет явная, остерегайся». «Если идете к старцу или священнику за советом, молитесь, чтобы Господь умудрил его дать правильный совет». Желающим христианского совершенства советовала не выделяться внешне среди людей. Она учила терпению скорбей. В наставлениях Матроны не было ничего, что шло бы вразрез со святоотеческим учением.

 Своих духовных детей она наставляла: «Ходи в храм и ни на кого не смотри, молись с закрытыми глазами или смотри на какой‑либо образ, икону. Не интересуйся священниками и их жизнью и не бегай, не ищи прозорливых или старцев».

 Матушка говорила, что краситься, то есть употреблять декоративную косметику, – грех: портится и искажается образ естества человеческого, дополняется то, чего не дал Господь, создается поддельная красота, что ведет к развращению.

 Матронушка говорила: «Враг подступает – надо обязательно молиться. Внезапная смерть бывает, если жить без молитвы. Враг у нас на левом плече сидит, а на правом – ангел, и у каждого своя книга: в одну записываются наши грехи, в другую – добрые дела. Чаще креститесь! Крест – такой же замок, как на двери». Она наставляла не забывать крестить еду. «Силою Честнаго и Животворящаго Креста спасайтесь и защищайтесь!». О колдунах матушка говорила: «Для того, кто вошел добровольно в союз с силой зла, занялся чародейством, выхода нет. Нельзя обращаться к бабкам, они одно вылечат, а душе повредят».

 Матушка часто говорила близким, что сражается со злой силой, колдунами, невидимо воюет с ними. Однажды пришел к ней благообразный старик, пал перед ней на колени весь в слезах и говорит: «У меня умирает единственный сын». А матушка наклонилась к нему и тихо спросила: «А ты как ему сделал? На смерть или нет?» Он ответил: «На смерть». А матушка говорит: «Иди, иди от меня, незачем тебе ко мне приходить». После его ухода она сказала: «Колдуны Бога знают! Если бы вы так молились, как они, когда вымаливают у Бога прощение за свое зло!»

 Массовое отпадение людей от Церкви, воинствующее богоборчество, нарастание отчуждения и злобы между людьми, отвержение миллионами традиционной веры и греховная жизнь без покаяния привели многих к тяжким духовным последствиям. Матрона это хорошо понимала и чувствовала. В дни демонстрации матушка просила не выходить на улицу, закрывать окна, форточки, двери – полчища демонов занимают все пространство, весь воздух и охватывают всех людей. 3инаида Жданова однажды спросила матушку: «Как же Господь допустил столько храмов закрыть и разрушить?» А матушка отвечала: «На это воля Божия, сокращено количество храмов потому, что верующих будет мало и служить будет некому». «Почему же никто не борется?» Она: «Народ под гипнозом, сам не свой, страшная сила вступила в действие… Эта сила существует в воздухе, проникает везде. Раньше болота и дремучие леса были местом обитания этой силы, потому что люди ходили в храмы, носили крест и дома были защищены образами, лампадами и освящением. Бесы пролетали мимо таких домов, а теперь бесами заселяются и люди по их неверию и отвержению от Бога».

 Подвиг Матроны заключался в великом терпении, идущем от чистоты сердца и горячей любви к Богу. Именно о таком терпении пророчествовали Святые Отцы Церкви. Как настоящая подвижница, блаженная не словами, а всей своей жизнью учила истинному духовному зрению и способности преодолевать тяготы на пути к спасению.

 Зинаида Жданова пишет: «Кто такая была Матронушка? Матушка была воплощенный ангел‑воитель, будто меч огненный был в ее руках для борьбы со злой силой. Она лечила молитвой, водой… Она была маленькая, как ребенок, все время полулежала на боку, на кулачке. Так и спала, по‑настоящему никогда не ложилась. Когда принимала людей, садилась, скрестив ножки, две ручки вытянуты прямо над головой пришедшего в воздухе, наложит пальчики на голову стоящего перед ней на коленях человека, перекрестит, скажет главное, что надобно его душе, помолится. Она жила, не имея своего угла, имущества, запасов. Кто пригласит, у того она и жила. Жила на приношения, которыми сама не могла распоряжаться. Была в послушании у злой Пелагеи, которая всем распоряжалась и раздавала все, что приносили матушке, своим родственникам. Без ее ведома матушка не могла ни пить, ни есть… Матушка, казалось, знала все события наперед. Каждый день прожитой ею жизни – поток скорбей и печалей приходящих людей. Помощь больным, утешение и исцеление их. Исцелений по ее молитвам было много. Возьмет двумя руками голову плачущего, пожалеет, согреет святостью своей, и человек уходит окрыленный. А она, обессиленная, только вздыхает и молится ночи напролет. У нее на лбу была ямка от пальчиков, от частого крестного знамения. Крестилась она медленно, усердно, пальчики искали ямку…»

 Во время войны она отвечала приходившим просителям, жив или нет близкий им человек. Кому‑то советовала ждать, кому‑то – отпевать и поминать. Ее односельчанка по фамилии Хитрова три раза получала извещения о смерти мужа. «Жив, придет на Казанскую! Постучит в окошко», – говорила Матрона. Кончилась война, пришел 1947 г., и в день празднования Казанской иконы Божией Матери Тимофей Хитров вернулся домой.

 О матушке знали многие московские священники, монахи Троице‑Сергиевой лавры. Часто ездили к ней земляки из ее родных мест, из окрестных деревень ей писали записочки, а она отвечала. Приезжали к ней и за двести, и за триста километров, а она знала имя приехавшего человека. Матушка наставляла, что лечиться нужно обязательно. «Тело – домик, Богом данный, его нужно ремонтировать. Бог создал мир, травы лечебные, и пренебрегать этим нельзя».

 Своим близким матушка сочувствовала: «Как мне вас жаль, доживете до последних времен. Жизнь будет хуже и хуже. Тяжкая. Придет время, когда перед вами положат крест и хлеб, и скажут – выбирайте!» – «Мы выберем крест, – отвечали они, – а как же тогда можно жить будет?» «А мы помолимся, возьмем земельки, скатаем шарики, помолимся Богу, съедим и сыты будем!»

 В другой раз она говорила, что не надо ничего бояться, как бы ни было страшно: «Возят дитя в саночках, и нет никакой заботы! Господь сам все управит!»

 Матронушка часто повторяла: «Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!»

 Последний земной приют Матронушка нашла на подмосковной станции Сходня (улица Курганная, дом 23), у дальней родственницы. К ней по‑прежнему потоком шли посетители и несли свои печали и просьбы, шли получить благословение на брак. Рассказывает Зинаида Александровна Карпина, уроженка села Себино: «Я уехала в Москву в шестнадцать лет, в общежитие к сестре, которая была старше меня на четырнадцать лет. Через два с половиной года меня стали сватать за человека, которого я ни разу не видела. Моя мама мне писала: “Дочка, даже если знаешь человека два дня, но если Матронушка благословит, выходи. Москва – темный лес, это не дома, где всех знаешь за несколько деревень”. И вот я приехала на Сходню. Нашла домик, где Матрона жила, а когда ехала, то думала (не нарочно, лезло мне в голову): “Ничего она не понимает”.

Сходня. Последний приют матушки Матроны

 

В дверях меня встретила – потом я узнала – ее прислужница. Я не сказала, откуда я. Она мне говорит, что Матрона сегодня больше принимать не будет. Я сразу решила, что вот, я ехала, думала о ней плохо, вот она меня и не принимает. Одна комната была совсем закрыта, а другая на один палец приоткрыта. И только я повернулась уйти, как слышу ее голос из комнаты: “Татьяна Ивановна, пропусти, это дочка Дунина из Себина приехала”, – Татьяна Ивановна меня пропустила. Матушка мне не дала ничего говорить и сразу сказала: “Это не твой жених, он всякими делами занимается; ты скоро выйдешь замуж, и выйдешь вперед своей сестры”. Еще сказала, что я к ней скоро приеду; и правда, через два месяца я к ней приехала, и она мне сказала: “Это – твой муж, и ты будешь жить хорошо, только венчайся, до венчания ничего не позволяй”. И она мне читала молитвы над головой и три раза сказала: “Будь честной христианкой, и будешь жить хорошо”. Я так и сделала. Венчалась в Богоявленском храме. Сестра ездила ко мне в гости и тоже вышла замуж в тот же дом…»

 Лишь перед самой кончиной матушка ограничила прием. Время кончины ей было открыто Господом за три дня, и она сделала все необходимые распоряжения. Она попросила, чтобы ее отпели в церкви Ризоположения. (В это время служил там любимый прихожанами священник Николай Голубцов. Он знал и почитал блаженную Матрону.) И не велела приносить на похороны венки и пластмассовые цветы.

 До последних дней жизни она исповедовалась и причащалась, как и обыкновенные грешные люди, боялась смерти и не скрывала своего страха. Рассказывают, что иерей Димитрий, явившийся для исповеди и причастия, был смущен волнением Матронушки, та все волновалась, правильно ли сложила ручки. «Неужели и вы боитесь смерти?» – удивился он. И она, по своему смирению ответила: «Боюсь».

 2 мая 1952 года она почила. 3 мая в Троице‑Сергиевой лавре была подана записка о упокоении новопреставленной блаженной Матроны. Среди множества других она привлекла внимание служащего иеромонаха. «Кто подал записку? – взволнованно спросил он. – Что, Матрона умерла?» Люди, приехавшие накануне из Москвы, подтвердили: матушка скончалась, и нынче вечером гроб с телом будет поставлен в московской церкви Ризоположения на Донской улице. Так монахи узнали о кончине Матроны и смогли приехать на ее погребение. После отпевания, которое совершил отец Николай Голубцов, присутствующие подходили и прикладывались к ее рукам.

 4 мая, в Неделю жен‑мироносиц, при большом стечении народа состоялось погребение блаженной Матроны. Еще при жизни она выказала желание покоиться на Даниловском кладбище, чтобы «слышать службу» (храм на Даниловском кладбище, один из немногих в то время, был действующим).

 Блаженная предсказывала: «После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придет… Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу».

 Еще перед смертью она сказала: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам». А еще матушка говорила, что все, кто доверит себя и жизнь свою ее ходатайству ко Господу, спасутся. «Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого».

Троице‑Сергиева лавра

 

Через тридцать лет после кончины матушки ее могилка на Даниловском кладбище сделалась святым местом, туда приезжали люди со всех концов России и из‑за рубежа. Почитание блаженной Матроны стало всенародным. 8 марта 1998 г., в неделю Торжества Православия, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, были обретены нетленные мощи Матроны, угодницы Божией. Потом гроб с ее останками перенесли в Покровский женский монастырь. 2 мая 1999 года, через год после перенесения мощей, двор Свято‑Покровского монастыря снова заполнился народом. За праздничным богослужением, которое совершал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Матроне в последний раз была пропета «вечная память». Затем Патриарх огласил с амвона определение о канонизации в лике местночтимых святых праведной Матроны Московской.

Церковь Положения Ризы Господней на Донской улице

 

Сегодня рака с мощами блаженной старицы Матроны находится в левом приделе церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Блаженная Матрона была православным человеком, сострадание к людям, молитва, крестное знамение, верность святым уставам было средоточием ее духовной жизни, исполненной народного благочестия. Поэтому и помощь, которую люди получают, молитвенно обращаясь к праведнице, приносит духовные плоды: люди утверждаются в православной вере, воцерковляются, приобщаются к повседневной молитвенной жизни.

 Матрону знают десятки тысяч правосла<


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.