Касимовский царь из Казахской орды — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Касимовский царь из Казахской орды

2021-01-29 111
Касимовский царь из Казахской орды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сын казахского хана Чингизида Шигая (1580–1583) Ондан-султан был храбрым воином и отменным стрелком, ходил в передовом войске, и не случалось битвы, где бы он не отличился. Он имел прозвище — Длиннострелый. Ондан погиб на войне с калмаками (ойратами) и покоится под сенью мавзолея Ахмеда Ясави в Туркестане. Согласно расчету, произведенному В. В. Вельяминовым-Зерновым на основании известий Кадир-Али-бия, Ондан погиб в 1585 г.

Ондан имел много жен и наложниц, наиболее известны из них Алтын-ханум и Чуйум-ханум. От первой из них у Ондана было двое детей — сын Ораз-Мухаммад и дочь Татлы-ханум; от второй — Кучук-султан.

Кучук-султан постоянно находился при своем дяде Таваккул-хане (1583–1598), участвовал во всех его делах и походах. По-иному сложилась судьба его брата, Ораз-Мухаммада — единственного из казахских султанов, кто стал ханом на территории России. А его воцарение в г. Касимове описано в сочинении — единственном в своем роде историческом труде эпохи средневековья, созданном представителем казахского народа в традициях мусульманской историографии. Жизнь султана была насыщена удивительными событиями.

Ораз-Мухаммад родился в 1572 г. Когда ему исполнилось тринадцать лет, умер его отец, Ондан-султан. Имен воспитателей мальчика мы не знаем.

В 1585 г. в Западной Сибири воевода Д. Чулков захватил в плен князя Саййид-Ахмада (Сейдяк), сына Бекбулата, соперника сибирского хана Чингизида Кучума. Среди пленных был и казахский султан Ораз-Мухаммад. Каким образом и почему он оказался в свите Саййид-Ахмада, неизвестно. Тогда же знатный пленник был доставлен в Москву. Таким неожиданным образом в шестнадцать лет Ораз-Мухаммад оказался в России.

В 1590 г. Ораз-Мухаммад принял участие в походе царя Федора Иоановича против шведов. Его имя упоминается при переговорах Кул-Мухаммада, посла казахского хана Таваккула, с царем Федором Иоановичем в 1594 г. в Москве. В 1597 г. Ораз-Мухаммад вместе с другими служилыми тюркскими царевичами присутствовал на торжественном приеме посла Римского императора, бургграфа Донавского в Москве, в Большой Грановитой подписной палате. В 1598 г. Ораз-Мухаммад вместе с прочими царевичами-аманатами, жившими в России, участвовал в походе против крымцев, объявленном Борисом Годуновым, вновь избранным царем России.

В 1600 г. государь Борис Федорович пожаловал султану Ораз-Мухаммаду город Касимов с волостями и со всеми доходами и даровал ему титул «хана Касимовского».

Воцарение Ораз-Мухаммада в Касимове (город расположен на Оке в Рязанской области) подробно описано Кадир-Али-бием, который был очевидцем этого события и участником обряда возведения султана в ханы. Далее последует перевод-пересказ этого исторического документа. Но сначала несколько слов о самом Кадир-Али-бие и его сочинении.

О Кадир-Али-бие, сыне Кошум-бия, известно только то, что он сам сообщает о себе в своем труде. Он происходил из племени джалаир, рода тарак-тамгалы, раньше состоял на службе у предков Ораз-Мухаммада. Когда и при каких обстоятельствах Кадир-Али-бий оказался в центре России рядом с плененным царевичем, неизвестно. Мы не знаем также, где и у кого он обучался. А меж тем Кадир-Али-бий получил основательное мусульманское образование — кроме родного тюркского владел персидским языком, хорошо знал генеалогию казахских ханов и султанов и был начитанным человеком.

И еще, Кадир-Али-бий был благородным человеком. Когда Борис Годунов в 1600 г. пожаловал Ораз-Мухаммаду город Касимов с округами и даровал ему титул хана, неотлучно находившийся при султане Кадир-Али-бий решил отблагодарить русского царя и в 1602 г. написал сочинение, где, по его словам, представил в должном свете правосудие и истину государя Бориса Федоровича.

Небольшое по объему сочинение, известное под условным названием «Джами ат-таварих» («Сборник летописей»), представляет сокращенный пересказ-перевод на литературный тюркский язык отдельных разделов огромной всеобщей истории знаменитого персидского ученого начала XIV в. Рашид ад-Дина. Сборник дополнен изложением некоторых событий, происходивших в последующие времена в Восточном Дешт-и Кипчаке. Особую ценность представляют сведения Кадир-Али-бия о генеалогии казахских ханов и султанов. Недостаток сочинения — отсутствие датировок описываемых событий. Несколько дат, приведенных на последних страницах его книги, на поверку оказываются неточными, что объясняется, по всей вероятности, плохим качеством дошедших до нас списков сочинения Кадир-Али-бия.

Дата смерти Кадир-Али-бия Джалаира, переводчика и первого историка-казаха, неизвестна. По мнению востоковеда И. Н. Березина (1818–1896), исследователя и издателя сочинения Кадир-Али-бия, последний умер до 1605–1606 гг., до наступления событий так называемого «Смутного времени», в которых деятельное участие принял Ораз-Мухаммад, «иначе он не оставил бы дополнить свою летопись последующими событиями».

Сведения Кадир-Али-бия о Казахском ханстве XV–XVI вв. основаны на надежных местных источниках и могут указывать на существование в казахском обществе если не собственной письменной традиции, то живого интереса к генеалогии и вопросам политической истории.

Вернемся к рассказу Кадир-Али-бия о воцарении Ораз-Мухаммада в Касимове.

В марте 1600 г. в Москве царь Борис Годунов устроил торжественный прием, на который был приглашен и Ораз-Мухаммад. «Государь в этот день раздал много поместий и наград». Ораз-Мухаммаду он пожаловал город Касимов (другое название — Кирман) и титул хана Касимова. Ораз-Мухаммад еще какое-то время пробыл при особе государя. В ту пору, пишет Кадир-Али-бий, в столице находилось человек двести кирманских (касимовских) беков, мурз и простых людей. Наконец, государь отпустил Ораз-Мухаммада, и тот вместе с сыном боярским и толмачом отправился в Касимов. Через неделю, 8 мая 1600 г., султан в сопровождении кирманских вельмож благополучно прибыл в город.

Обряд возведения на ханство Ораз-Мухаммада был совершен 23 мая 1600 г. Ему было тогда двадцать восемь лет. «Все от малого до великого, русские и татары, присутствовали при этом торжестве. Толпа народа была огромная. Муллы, данишменды, хафизы, беки, мурзы, словом, все мусульмане собрались в каменной мечети, построенной Шейх-Али-ханом, и стали поздравлять с торжеством. Внесли вызолоченное кресло и установили внутри мечети. Здесь же присутствовал по указанию Бориса Федоровича и сын боярский. Проповедник из древнего йурта Булак-саййид начал провозглашать хутбу. Затем четыре человека с четырех сторон подняли хана и возвели его на золоченый престол».

Кадир-Али-бий присутствовал на этой церемонии и стоял с правой стороны от престола вместе с Саманбай-беком и Исбай Мангытом.

«Все мусульмане от малого до великого, знать, муллы и старшие лица в городе, находившиеся при совершении обряда, стали возносить хвалу. Потом Карачи, аталыки и имил-даши совершили нисар (осыпали хана деньгами), и все присутствовавшие принесли ему поздравления. До самого конца месяца, в продолжении нескольких суток, днем и ночью, хан предавался забавам и удовольствиям. В эти дни им были даны большие пиры; мед и водка лились без меры, лошадей, баранов и коров было зарезано великое множество. На пиры съехались приглашенные, каждому из них, сообразно его званию и положению, было назначено особое место. Мулл и хафизов, вдов и сирот, бедных и несчастных хан осыпал милостями; по радостному случаю он отпустил на волю многих невольников. Так он ознаменовал себя добрыми и богоугодными делами».

А дальше произошли памятные события.

Весной 1601 г. Ораз-Мухаммад посетил Москву. Через несколько дней после представления государю Ораз-Мухаммад присутствовал в Грановитой палате при торжественном отпуске польского посла Льва Сапеги. В Москве Ораз-Мухаммад оставался недолго. Уже в апреле он был наряжен на службу и назначен оберегать крымскую границу. Осенью того же года Ораз-Мухаммад снова посетил Москву, вероятно, чтобы присутствовать при приеме датского принца Иоанна, которого государь Борис Федорович прочил в мужья своей дочери Ксении.

Вскоре в Московском государстве настало время неустройств и беспорядков. Что делал Ораз-Мухаммад в последние годы жизни Бориса Годунова и при самозванце Лжедмитрии I, неизвестно. При появлении второго Лжедмитрия Ораз-Мухаммад и жители Касимова уже в конце 1606 г. открыто приняли его сторону. В декабре 1608 г. Ораз-Мухаммад прибыл в стан самозванца в Тушино и некоторое время даже жил там.

В конце декабря 1609 г. Лжедмитрий II, опасаясь измены, ночью бежал из Тушинского стана и прибыл в Калугу. Польский король Сигизмунд стоял под Смоленском. После побега самозванца в стане возникло большое смятение. Поляки и русские решили начать переговоры с представителями короля, находившимися в лагере. Заинтересованные лица собрались для обсуждения ситуации. Тут был и Ораз-Мухаммад со свитой. Вместе с другими он явился к Сигизмунду под Смоленск, но в скором времени Ораз-Мухаммад вновь перебрался к Лжедмитрию II.

После неудачной попытки взять Москву летом 1610 г. самозванец жил в Калуге. В ту пору при нем в числе прочих приверженцев находились хан Касимовский Ораз-Мухаммад, его сын и крещеный ногаец князь Петр Урусов, сын мурзы Йан-Арслана, сына мурзы Уруса, сына мурзы Исмаила. Однажды сын Ораз-Мухаммада донес на отца, что-де тот хочет убить самозванца. Лжедмитрий II поверил и решил предупредить беду. Он пригласил Ораз-Мухаммада на охоту. Хан, не подозревавший об опасности, принял приглашение и отправился с самозванцем, взяв с собой только двух человек. Заехали за Оку и начали охотиться с собаками. Самозванец незаметно отстал от свиты, удержав при себе только Ораз-Мухаммада с его людьми да двух самых надежных своих людей, Михаила Бутурлина и Игнатия Михнева. Лжедмитрий, Бутурлин и Михнев разом напали на Ораз-Мухаммада и его людей, убили их, а тела бросили в Оку. Чтобы скрыть преступление, самозванец поскакал назад, крича, что мол хан Касимовский хотел убить его, что он, Дмитрий, едва успел спастись, а хан бежал в Москву. Для виду он тотчас же послал погоню по дороге в столицу.

Через некоторое время князь Урусов проведал, что Ораз-Мухаммада убил самозванец, и решил отомстить. Как-то раз, когда Лжедмитрий выехал гулять в поле, князь Петр Урусов пустился за ним с большим числом вооруженных всадников, нагнал его за версту от Калуги и отрубил голову. Из людей, что находились при самозванце, одни полегли на месте, другие бежали в город.

Ораз-Мухаммад был погребен в Касимове. Свидетельством тому служит его надгробный памятник, найденный в 1860 г. муллой X. Фаизхановым на Старопосадском кладбище. «Я сам, — пишет В. В. Вельяминов-Зернов, автор исследования о Касимовских царях и царевичах, — в бытность мою в Касимове в 1863 г. видел этот памятник. Он лежал посреди кладбища, разбитый на два куска. Каким образом тело хана, умерщвленного в Калуге, а по утверждению некоторых летописцев, утопленное в Оке, оказалось в Касимове, — не знаем»[179].

По словам В. В. Вельяминова-Зернова, надпись на памятнике Ораз-Мухаммада начиналась стихами из Корана и хадисами и завершалась такими словами: «В 1010 году, месяца рамазана в 16-й день (22 ноября 1610 г.), скончался сын Ондан-султана, Ораз-Мухаммад. Господь Всевышний да помилует его».

Так султан Казахских степей Ораз-Мухаммад волею случая оказался в России, став ханом Касимова, сполна разделил судьбу этого государства в трудные годы его истории. Там же, на русской земле, в возрасте тридцати восьми лет от роду он нашел свой конец и последний приют.

Поистине, случаются вещи слишком невероятные, чтобы в них можно было поверить. Но нет вещей настолько невероятных, чтобы они не могли произойти.

 

 

Эпилог

 

О Чингиз-хане существует огромная литература. Образ великого завоевателя был в центре внимания и его современников, и последующих поколений историков. Европейские востоковеды не раз обращались к теме деяний Чингиз-хана и их воздействия на историю Евразии. Выделим ключевые фигуры: К. д’Оссон, написавший историю монголов, Б. Я. Владимирцов, воссоздавший биографию Чингиз-хана, В. В. Бартольд, автор ярких исследований по истории империи Чингиз-хана, французские историки Ф. Гране, книга которого недавно переведена на русский язык, и Жан Поль Ру, автор объемной «Histoire de l’Empire mongol». Этими именами, конечно, не исчерпывается тема Чингиз-хана в мировой литературе.

Гораздо меньше внимания привлекли потомки Чингиз-хана, создавшие несколько династий и множество государств в евразийском пространстве. Лишь проблематика, связанная с историей Золотой Орды, остается традиционной темой русской историографии и в последнее время привлекает западных исследователей.

Меж тем судьба наследия и наследников Чингиз-хана существенно важна для истории и России, и народов Центральной Азии. Как было показано в этой книге, представителям «золотого рода» принадлежит особая роль в истории современных тюркских народов Центральной Азии, Поволжья и Северного Кавказа.

Лишь в XVIII–XIX вв. — эпоху вхождения государств Центральной Азии в состав Российской империи — политическая роль Чингизидов утратила прежнюю значимость. Но еще долго сохранялось обаяние высокого звания султанов Чингизидов во всей Великой Степи и в оазисах Туркестана. Только слава потомков пророка Мухаммада, саййидов, в какой-то степени соперничала в общественном представлении народов этого огромного региона с престижем потомков Чингиз-хана.

 

Источники

 

Абд ал-Карим Бухари — Histoire de l’Asie Centrale (Afghanistan, Boukhara, Khiva, Khoqand) depuis les dernieres annees du regne de Nadir Chah (1153), Jusquen 1233 de l’Hegire (1740–1818) par Mir Abdoul Kerim Boukhary. Publiée, traduite et annotee par Charles Schefer. Т. I. Texte Persan. Boulaq, 1290/1873–1874.

Абу-л-Гази — Histoire des Mongols et des Tatares par Aboul-Ghazi Behadour Khan / Publiée par Le Baron Desmaisons. T. 1. Texte. St.-Pétersbourg, 1871.

Алтан тобчи — Лубсан Данзан. Алтан тобчи («Золотое сказание») / Пер. с монгол., введение, коммент. и прил. Н. П. Шастиной. М., 1973.

ал-Ахари — Абу Бакр ал-Кутби ал-Ахари. Тарих-и Шейх Увейс (История шейха Увейса). Баку, 1984.

Ахсан ат-таварих — A chronica of the early Safawis being [Nol. XII of] the Ahsanut-tawarikh of Hasan-i-Rumlu. Vol. II (English translation). Translated by C. N. Seddon. Boroda, 1934.

Бабур-наме, 1857 — Бабер-намэ или Записки Султана Бабера. Изданы в подлинном тексте Н. Ильминским. Казань, 1857.

Бабур-наме, 1958 — Бабур-наме. Записки Бабура / Пер. М. Салье. Ташкент, 1958.

Бабур-наме, 1995 — Zahir al-Din Muhammad Babur. Babur-nama (Vaqayi) / Critical edition by Eiji Mano. Kyoto Syokado, 1995.

Бахр ал-асрар — Махмуд ибн Вали. Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахийар. Т. 6. Ч. 2–3. Фотокопия рукописи Джурабека (СПбФ ИВ РАН, ФВ 82); Т. 6. Ч. 4, ксерокопия рукописи библиотеки «Индия Оффис», № 1496, Англия.

Барбаро — Барбаро и Контарини о России. К истории итало-русских связей в XV в. / Вступ. статья, подготовка текста, перевод и коммент. Е. Ч. Скржинской. Л., 1971.

Вардан — История монголов по армянским источникам / Пер. и объяснения К. П. Патканова. СПб., 1873. Вып. I. (Извлечения из трудов Вардана, Стефана Орбелиана и конетабля Смбата).

Герберштейн — Герберштейн Сигизмунд. Записки о Московии / Пер. с нем. А. И. Малеина и А. В. Назаренко. Вст. ст. A. Л. Хорошкевич. Под ред. В. Л. Янина. М., 1988.

Геродот — Геродот. История в девяти книгах / Пер. и примеч. Г. А. Стратановского. Л., 1972.

Дженкинсон — Дженкинсон А. Путешествие в Среднюю Азию // Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке / Пер. с анг. Ю. В. Готье. М., 1937.

Джувайни, изд. — The Tarikh-i-Jahan-Gusha of Ala ud-Din Ata Malik-i Juwaini (Composed in A. H. 658 A. D. 1260) / Edited by Mirza Muhammad ibn Abdul-Wahhab-i-Qazwini. Leyden; London, 1912, 1916. Part 1–2.

Джувайни, пер. — The History of the World-Conqueror by Ala-ad-Din Ata-Malik Juvaini / Transl. from the text of Mirza Muhammad Qazwini by John Andrew Boyle. Vol. 1–2. Manchester, 1958.

Джузджани — Tabakat-i-Nasiri: A General History of the Muhammadan dynasties of Asia, including Hindusten — from A. H. 194 (810 A. D.), to A. H. 658 (1260 A. D.)… by the Maulana Minhay ud-Din Abu Umar-i-Usman / Transl. from original Persian Manuscripts. By Raverty. London, 1861. Vol. 1–2.

Зубдат ал-асрар — Абдаллах ибн Мухаммад ибн Али Насраллахи. Зубдат ал-асрар. Рукопись D 104. СПбФ ИВ РАН.

Ибн Арабшах — Ahmed ibn Arabshah. Tamerlane or Timur the Great Amir / Transl. by J. H. Sanders. London, 1936.

Ибн Баттута — Ибрагимов H. Ибн Баттута и его путешествия по Средней Азии. М., 1988.

Ибн Рузбихан (см. Михман-наме).

Иордан де Северак — После Марко Поло: Путешествия западных чужеземцев в страны Трех Индий / Пер. с лат. и староитал. яз., вступит, статья и прим. Я. М. Света. М., 1968. (Путешествия по странам Востока).

Искандар Мунши — Искандар Мунши. Тарих-и аламарай-и Аббаси. Рукопись С 444. СПбФ ИВ РАН.

История дома Чингисова — История первых четырех ханов из дома Чингисова. Переведено с китайского монахом Иакинфом. СПб., 1829.

История Ябалахи — История мар Ябалахи III и раббан Саумы / Пер., предисл. и коммент. Н. В. Пигулевской. М., 1958.

Кадир-Али-бий — Сборник летописей. Татарский текст с русским предисловием // Библиотека восточных историков, издаваемая И. Березиным. Казань, 1854. Т. 2. Ч. 1.

ал-Калкашанди — Григорьев А. П., Фролова О. Б. Географическое описание Золотой Орды в энциклопедии ал-Калкашанди // Золотая Орда и ее наследие. Тюркологический сборник 2001. М., 2002.

Киракос Гандзакеци — Киракос Гандзакеци. История Армении / Пер. с др. — арм., пред. и комментарий Л. А. Ханларян. М., 1976. (Памятники письменности Востока).

Коран — Коран / Пер. и коммент. И. Ю. Крачковского. Изд. второе. М., 1986.

Лунный свет — Румянцев Г. Н. «Лунный свет» — история Раб-Джам Зая-Пандиты (перевод с ойратского). Ч. 2 // Архив востоковедов. СПбФ ИВ РАН. P. I, оп. 3, N 44.

Марко Поло — Книга Марко Поло / Пер. старофр. текста И. П. Минаева; Ред. и вступ. ст. И. П. Магидовича. М., 1956.

Материалы, 1933 — Материалы по истории Узбекской, Таджикской и Туркменской ССР. Часть 1. Л., 1933.

Материалы, 1955 — Материалы объединенной научной сессии, посвященной истории Средней Азии и Казахстана в дооктябрский период. Ташкент, 1955.

Материалы, 1988 — Материалы по истории Средней и Центральной Азии X–XIX вв. Ташкент, 1988.

Махмуд ибн Вали — см. Бахр ал-асрар.

Мир Мухаммад Амин-и Бухари. Убайдулла-наме. Перевод с таджикского с примечаниями А. А. Семенова. Ташкент, 1957.

Михман-наме, изд. — Mehman-name-ye Bokhara by Fazlollah ibn Ruzbehan Khonji. Ed. by Manoochehr Sotoodeh. Tehran, 1962.

Михман-наме, пер. — Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани. Михман-наме-йи Бухара (Записки бухарского гостя) / Пер., предисл. и примеч. Р. П. Джалиловой. Под редакцией А. К. Арендса. М., 1976.

Муизз ал-ансаб. — Муизз ал-ансаб. Рукопись, Париж, Национальная библиотека, Р. 67.

Мунтахаб ат-Таварих — Extraits du Muntakhab al-Tavarikh-i Müini (Anonyme d’Iskandar) / Publies par Jean Aubin. Teheran, 1957.

Мусаххир ал-билад — Мухаммад-Йар ибн Араб Катаган. Мусаххир ал-билад. Рукопись С 465. СПбФ ИВ РАН.

Мустафа Саланики — Мустафа Саланики. Тарих-и Саланики. Рукопись С 565. СПбФ ИВ РАН.

Мухаммад Аваз — Мухаммад Аваз. Зийа ал-кулуб. Рукопись А 1615. СПбФ ИВ РАН.

Мухаммад ибн Хиндушах — Мухаммад ибн Хиндушах Нахчивани. Дастур ал-катиб фи тайн ал-маратиб // Архив востоковедов, СПбФ ИВ РАН, ф. 52, on. N 14, тетрадь 10.

Мухаммед Салих — Мухаммед Салих. Шейбани-намэ. Джагатайский текст. Посмертное издание проф. П. М. Мелиоранского. Под наблюдением и с предисловием А. Н. Самойловича. СПб., 1908.

Мухаммед Юсуф Мунши — см. Муким-ханская история.

Мэн-да бэй-лу — Мэн-да бэй-лу («Полное описание монголо-татар»). Факсимиле ксилографа. Пер. с кит., введение, коммент. и прилож. Н. Ц. Мункуева. М., 1975.

ан-Насави — Шихаб ад-Дин Мухаммад ан-Насави. Сират ас-султан Джалал ад-Дин Манкбурны (Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манкбурны) / Изд. критич. текста, пер. с араб., пред., коммент., прим. и указатели 3. М. Буниятова. М., 1996.

Нусрат-наме — Таварих-и гузида-йи нусрат-наме. Рукопись В 745. СПбФ ИВ РАН.

Нусрат-наме, изд. — Таварих-и гузида — Нусрат-наме. Исследование, критич. текст, аннотированное оглавление А. М. Акрамова. Ташкент, 1967.

Рашид ад-Дин — Сборник летописей. Т. I. Кн. 1 / Пер. с перс. Л. А. Хетагурова. Ред. и примеч. А. А. Семенова; Т. I. Кн. 2 / Пер. с перс. О. И. Смирновой. Примеч. Б. И. Панкратова и О. И. Смирновой. Ред. А. А. Семенова. М.; Л., 1952; Т. II / Пер. с персид. Ю. П. Верховского, прим. Ю. П. Верховского и Б. И. Панкратова, ред. И. П. Петрушевского. М.; Л., 1960; Т. III / Пер. с перс. А. К. Арендса под ред. А. А. Ромаскевича, Е. Э. Бертельса и А. Ю. Якубовского. М.; Л., 1946.

Руи Гонсалес де Клавихо — Руи Гонсалес де Клавихо. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403–1406) / Пер. со староиспанск., пред. и коммент. И. С. Мироковой. М., 1990.

Сахаиф ал-ахбар — Мунаджжим-баши Дервиш Ахмат. Сахаиф ал-ахбар. Мутерджими Надим Афанди. Стамбул, 1285 (1868–1869). Т. 1–3.

Сейфи Челеби — Сейфи Челеби. Таварих. Рукопись Лейденского ун-та. № 917.

Сокровенное сказание — Козин С. А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. под названием Mongrol-un niruča tobčiyan. Юань Чао би ши. Монгольский обыденный изборник. Введение, перевод, тексты, глосарии. М.; Л., 1941. Т. I.

Статейный список — Статейный список пребывания в Туркестане, в Хиве и в Бухаре казаков Федора Скибина и Матвея Трошина // Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографической комиссией. СПб., 1867. Т. 10.

Тарих-и бихан — Тарих-и бихан, анонимного автора. Рукопись С 458. СПбФ ИВ РАН.

Тарих-и джахан-ара — Тарих-и джахан-ара муаллиф Кази Ахмад Гаффари Казвини. Тегеран, 1342/1963.

Тарих-и Муким-хани — Мухаммед Юсуф Мунши. Муким-ханская история / Пер. с тадж., предисл., примеч. и указ. А. А. Семенова. Ташкент, 1956.

Тарих-и Рашиди — Мирза (Мухаммад) Хайдар Дуглат. Тарих-и Рашиди. Рукопись В 648. СПбФ ИВ РАН.

Тарих-и Рашиди, пер. — The Tarikh-i Rashidi of Mirza Muhammad Haidar, Dughlat. The translation by E. Denison Ross. London, 1985.

Тарих-и Рашиди, 1996 — Мирза Мухаммад Хайдар. Тарих-и Рашиди / Введ., пер. с перс. А. Урунбаева, Р. П. Джалиловой, Л. М. Епифановой. Ташкент, 1996.

Тарих-и Хайдари — Хайдар ибн Али Хусайн Рази. Тарих-и Хайдари. Рукопись Государственной Публичной библиотеки, СПб., ПНС 230.

Тахир Мухаммад — Тахир Мухаммад. Раузат ат-тахирин. Рукопись С 400. СПбФ ИВ РАН.

Умдат ат-таварих — ал-Хаджж Абд ал-Гаффар Кирими. Умдат ат-таварих, Стамбул, 1343/1924–25.

Фирдаус ал-икбал — Shir Muhammud Mirab Munis and Muhammad Riza Mirab Agahi. Firdaws al-iqbal. History of Khorezm. Ed. by Yury Bregel. Leyden; New York; Kobenhavn; Köln, 1988.

Хабиб ас-сийар — Хондамир. Хабиб ас-сийар фи ахбар афрад ал-башар. Рукопись D 78. СПбФ ИВ РАН.

Хамдаллах Казвини — Хамдаллах Мустауфи Казвини. Зайл-и Тарих-и гузида (Дополнение к «Избранной истории») / Вступ. ст., пер. с перс., примеч. и указ. М. Д. Кязимова и В. З. Пириева. Баку, 1986.

Хасан-бек Румлу — A Chronicle of the Early Safawis being the Ahsanut-Tawarikh of Hasan-i Rumlu. Vol. 1. Persian Text. Baroda, 1931.

Хафиз-и Таныш — Хафиз-и Таныш. Шараф-наме-йи шахи. Рукопись D 88. СПбФ ИВ РАН.

Хафиз-и Таныш, пер. — Хафиз-и Таныш ибн Мир Мухаммад Бухари. Шараф-нама-йи шахи (Книга шахской славы) / Пер. с перс., введение, примеч. и указ. М. А. Салахетдиновой. Ч. 1. М., 1983; Ч. 2. М., 1989.

Хэй-да ши-люе — «Краткие сведения о черных татарах» Пэн Да-я и Сюй-Тина / Публ. и коммент. Линь Кюн-и и Н. Ц. Мункуева // Проблемы востоковедения. М., 1960. N 5.

Хроника — Шах-Махмуд ибн Мирза Фазил Чурас. Хроника / Критический текст, пер., коммент., исслед. и указ. О. Ф. Акимушкина. М., 1976.

Чингиз-наме — Утемиш-хаджи. Чингиз-наме / Факсимиле, пер., транскр., текстол. примеч., исслед. В. П. Юдина. Алма-Ата, 1992.

Шаджарат ал-атрак — The Shajrat ul Atrak, or Genealogical tree of the Turks and Tatars. Translated and abridged by Col. Miles. London, 1838.

Шейбаниада — Шейбаниада. История монголо-тюрков на джагатайском диалекте, с переводом, примечаниями и приложениями, изданная И. Березиным // Библиотека восточных историков, издаваемая И. Березиным. Казань, 1849. Т. 1.

Шильтбергер — Путешествия Ивана Шильтбергера по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427 год / Пер. с немецкого и снабдил примеч. Ф. К. Брун // Зап. Имп. Новоросийского университета. Одесса, 1864. Год 1. Т. I. Вып 1–2.

 

LT (Liber Tartarorum) — Giovanni di Pian di Carpine. Storia dei Mongoli / Ed. critica del testo latino a cura di E. Menestò; trad, italiana a cura di M. C. Lungarotti e note di P. Daffinà; introduzione di L. Petech; studi storico-filologici di C. Leonardi, M. C. Lungarotti, E. Menestò. Spoleto, 1989. Text, pp. 227–333. (Пер. с лат. С. В. Аксенова и А. Г. Юрченко).

НТ (Hystoria Tartarorum) — Христианский мир и «Великая Монгольская империя». Материалы францисканской миссии 1245 года. «История Тартар» Ц. де Бридиа / Пер. с лат. С. В. Аксенова и А. Г. Юрченко; эскпозиция, исслед. А. Г. Юрченко. СПб., 2002.

Itinerarium — Sinica Franciscana, vol. I: Itinera et relationes Fratrum Minorum saeculi XIII et XIV. Collegit, ad finem codicum redegit et adonavit P. Anastasius Van Den Wyngaert O. F. M., Quaracchi-Firenze, 1929, pp. 164–332. (Пер. с лат. С. В. Аксенова и А. Г. Юрченко).

Simon de Saint-Quentin — Simon de Saint-Quentin. Histoire des Tartar / Publiee par Jean Richard. Paris, 1965. (Пер. с лат. С. В. Аксенова и А. Г. Юрченко).

Одорик де Порденоне — Sinica Franciscana, vol. I: Itinera et relationes Fratrum Minorum saeculi XIII et XIV. Collegit, ad fidem codicum redegit et adnotavit P. Anastasius Van Den Wyngaert O. F. M. Quaracchi — Firenze, 1929. P. 413–495.

 

Библиография

 

Абдураимов М. А. Очерки аграрных отношений в Бухарском ханстве в XVI — первой половине XIX века. Т. I. Ташкент, 1966.

Абусеитова М. Х. «Ахсан ат-таварих» Хасан-бека Румлу как источник по истории Казахских ханств // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XII годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР. Ч. 1. М., 1977.

Абусеитова М. Х. Из истории казахско-среднеазиатских отношений: события 1598–1599 годов // Казахстан в эпоху феодализма. (Проблемы этнополитической истории). Алма-Ата, 1981.

Абусеитова М. Х. Из истории внешнеполитических связей Казахского ханства с соседними государствами во Второй половине XVI в. // Казахстан, Средняя и Центральная Азия в XVI–XVIII вв. Алма-Ата, 1983.

Абусеитова М. Х. Казахское ханство во второй половине XVI века. Алма-Ата, 1985.

Абусеитова М. Х. Казахстан и Центральная Азия в XV–XVII вв.: история, политика, дипломатия. Алматы, 1998.

Акимушкин О. Ф. К вопросу о внешнеполитических связях Могольского государства с узбеками и казахами в 30-х годах XVI в. — 60-х годах XVII в. // Палестинский сборник. М.; Л., 1970. Т. 21.

Акимушкин О. Ф. Комментарии к книге: Шах-Махмуд ибн Мирза Фазил Чурас. Хроника. М., 1976.

Акимушкин О. Ф. Хронология правителей восточной части Чагатайского улуса (линия Туглук-Тимур-хана) // Восточный Туркестан и Средняя Азия. История. Культура. Связи. М., 1984.

Акимушкин О. Ф. Библиотека Шибанидов в Бухаре XVI в. // Известия АН Республики Таджикистан, серия: востоковедение, история, филология. 1992. N 1.

Акимушкин О. Ф. Средневековый Иран. Культура, история, филология. СПб., 2004.

Алексеев А. А. Старое и новое в языке Радищева // XVIII век. Л., 1977. Сб. 12.

Андреев И. Г. Описание Средней орды киргиз-кайсаков. Составление, транскрипция скорописи XVIII в., специальное редактирование текста и комментарии И. В. Ерофеевой. Алматы, 1998.

Аннинский С. А. Известия венгерских миссионеров XIII–XIV вв. о татарах и Восточной Европе // Исторический архив. М.; Л., 1940. Т. 3.

Арсланова А. А. Остались книги от времен былых… (Персидские исторические сочинения монгольского периода по истории народов Поволжья). Казань, 2002.

Ахинжанов С. М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алма-Ата, 1989.

Ахинжанов С. М. Хорезм и Дешт-и Кыпчак в начале XIII в. (о месте первого сражения армии хорезмшаха с монголами) // Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. Алма-Ата, 1989.

Ахмедов Б. А. Государство кочевых узбеков. М., 1965.

Ахмедов Б. А. История Балха (XVI — первая половина XVIII в.). Ташкент, 1982.

Ахмедов Б. А. О времени и обстоятельствах смены на рубеже XVI–XVII вв. династии Шейбанидов Аштарханидами // Восточное историческое источниковедение и специальные исторические дисциплины. Вып. 2. М., 1994.

Байпаков К. М. Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья. Алма-Ата, 1986.

Бартольд В. В. Сочинения. М., 1963–1977. Т. 1–9.

Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Часть 1. Тексты. СПб., 1898.

Басин В. Я. Россия и Казахские ханства XVI–XVIII вв. (Казахстан в системе внешней политики Российской империи). Алма-Ата, 1971.

Бернье Ф. История последних политических переворотов в государстве Великого Могола / Предисл. А. Пронина, пер. с франц. Б. Жуховецкого и М. Томара. М.; Л., 1936.

Богатова Г. А. Золотая Орда // Русская речь. 1970. N 1.

Бойл Дж. Э. Посмертный титул Бату-хана // Тюркологический сборник 2001. Золотая Орда и ее наследие. М., 2002.

Болдырев А. Н. Зайнаддин Васифа. Таджикский писатель XVI в. (Опыт творческой биографии). Душанбе, 1989. Изд. 2-е.

Босворт К. Э. Мусульманские династии: Справочник по хронологии и генеалогии / Пер. с англ. и примеч. П. А. Грязневича. М., 1971.

Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений: В 5 т. Алма-Ата, 1985.

Васильев Д. Д., Горелик М. Б., Кляшторный С. Г. Формирование имперских культур в государствах, созданных кочевниками Евразии // Из истории Золотой Орды. Казань, 1993.

Васильева Е. И. Термины «таифе», «ашират» и «кабиле» в сочинении Шараф-хана Бадлиси «Шараф-наме» // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. Л., 1969.

Вельяминов-Зернов В. В. Монеты бухарские и хивинские. СПб., 1859.

Вельяминов-Зернов В. В. Исследование о Касимовских царях и царевичах. СПб., 1863–1864. Ч. 1–2.

Вернадский Г. В. Золотая Орда, Египет и Византия в их взаимоотношениях в царствование Михаила Палеолога // Сб. статей по археологии и византиноведению, издаваемый семинарием им. Н. П. Кондакова. «Seminarium Kondakovianum». I. Прага, 1927.

Вернадский Г. В. О составе Великой Ясы Чингис-хана. С приложением главы о Ясе из истории Джувейни в переводе В. Ф. Минорского. Bruxelles, 1939.

Вернадский Г. В. Монголы и Русь. Тверь, М., 1997.

Веселовский Н. И. Очерк историко-географических сведений о Хивинском ханстве от древнейших времен до настоящего. СПб., 1877.

Веселовский Н. И. Подробности смерти узбекского хана Мухаммеда Шейбани. М., 1897.

Владимирцов Б. Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. Л., 1934.

Волков И. Б. Столицы Золотой Орды во внешних источниках // Научное наследие А. П. Смирнова и современные проблемы археологии Волго-Камья. М., 2000.

Ворожейкина З. Н. Доисламские верования киргизов в XVI в. (по рукописи «Зия ал-Кулуб») // Вопросы филологии и истории стран советского и зарубежного Востока. М., 1961.

Ворожейкина З. Н. Диван Маничйхри // Письменные памятники Востока. М., 1971.

Гафуров А. Имя и история. Об именах арабов, персов, таджиков и тюрков: Словарь. М., 1987.

Гафуров Б. Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. М., 1972.

Гафуров Б. Г., Мирошников Л. И. Изучение цивилизаций Центральной Азии (опыт международного сотрудничества по проекту ЮНЕСКО). М., 1976.

Горский А. А. Москва, Тверь и Орда в 1300–1339 годах // Вопросы истории. 1995. N 4.

Григорьев А. П. Использование древнемонгольского института «эден» в практике наследования отцовского юрта // Общественные науки в Узбекистане. 1972. Вып. 7.

Григорьев А. П. Монгольская дипломатика XIII–XV вв.: (Чингизидские жалованные грамоты). Л., 1978.

Григорьев А. П. Золотоордынские ханы 60–70-х годов XIV в.: Хронология правления // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Л., 1983. Вып. 7.

Григорьев А. П. Шибаниды на золотоордынском престоле // Ученые записки ЛГУ, N 417. Серия востоковедческих наук. Вып. 27. Востоковедение 11. Л., 1985.

Григорьев А. П. Ярлык Мухаммеда Бюлека от 1379 г. митрополиту Михаилу (реконструкция содержания)// Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. СПб., 2000. Вып. 19.

Григорьев А. П., Фролова О. Б. Географическое описание Золотой Орды в энциклопедии ал-Калкашанди // Золотая Орда и ее наследие. Тюркологический сборник 2001. М., 2002.

Грюнебаум Г. Э. Классический ислам. Очерк истории (600–1258) / Пер. с анг. И. М. Дижура. М., 1986.

Дмитриев С. В. Версии коронации Темучина с точки зрения политической логики: I. Теб-Тенгри // Mongolica III. СПб., 1994.

Дмитриев С. В. Ритуальная трапеза — жертва — социальная иерархия в политической культуре тюрко-монгольских кочевников // Животные и растения в мифоритуальных системах. Материалы научной конференции. Октябрь 1996 г. СПб., 1996.

Дмитриев С. В. Отказ от власти как культурно-политическое явление (к постановке проблемы) // Этнические аспекты власти. СПб., 1995.

Дмитриев С. В. Феномен дуумвирата и его оценки в политической культуре кочевников Евразии (к постановке проблемы) // Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность / Труды международной конференции в 3-х томах. 9–13 июнь 1992. Казань. М., 1997. Т. 3.

Дмитриев С. В. Версии коронации Темучина с точки зрения политической логики: II. Ван-хан // Mongolica IV. СПб., 1998.

д’Оссон К. История монголов от Чингиз-хана до Тамерлана. Чингиз-хан / Пер. и предисл. проф. Н. Козьмина. Иркутск, 1937. Т. I.

Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII–XIV вв. М., 1985.

Ерофеева И. В. Казахские ханы и ханские династии в XVIII — середине XIX в. // Культура и история Центральной Азии и Казахстана: проблемы и перспективы исследования. Алматы, 1997.

Ерофеева И. В. Хан Абулхайр: полководец, правитель и политик. Алматы, 1999.

Жагварал Н. Аратство и аратское хозяйство. Улан-Батор, 1974.

Зайончковский А. «Летопись Кипчакской Степи» (Таварих-и Дешт-и Кипчак) как источник по истории Крыма // Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы. М., 1969. Вып. 2.

Зайцев И. В. К истории книжной культуры в Джучидских государствах // Восточный архив. М., 2000. N 4–5.

Зайцев И. В. Описание Сибирского ханства в космографии дефтердара Сейфи Челеби (вторая половина XVI в.) // Зайцев И. В. Между Москвой и Стамбулом. Джучидские государства, Москва и Османская империя (начало XV- первая половина XVI вв.). Очерки. М., 2004.

Зимин Л. Подробности смерти Тимура // Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния. М., 1992.

Зимони И. Первый монгольский рейд на Волжскую Булгарию / Пер. с англ. А. А. Арслановой // Из истории Золотой Орды. Казань, 1993.

Златкин И. Я. История Джунгарского ханства. 1635–1758. М., 1983.

Зуев Ю., Кадырбаев А. Поход Ермака в Сибирь: тюркские мотивы в русской теме // Вестник Евразии. М., 2000. N 3.

Ибрагимов С. К. Еще раз о термине казах // Новые материалы по древней и средневековой истории Казахстана. Алма-Ата, 1960.

Известие о песошном золоте в Бухарин // Сочинения и переводы, к пользе и увеселению служащие. Февраль, 1760 года.

Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.

История Казахской ССР. С древнейших времен до наших дней. В пяти томах. Алма-Ата, 1979. Т. 2.

История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк). Алматы, 1993.

История Киргизской ССР. Т. 1. С древнейших времен до середины XIX в. Фрунзе, 1984.

История Сибири с древнейших времен до наших дней. В пяти томах. Т. 1–2. Л., 1968.

Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды). От Калки до Астрахани. 1223–1556. Казань, 2002.

Исхаков Д. Сеиды в позднезолотоордынских татарских государствах // Tatarica: Звездный час татарской истории. Казань, 1997. N 1.

Кадырбаев А. Ш. Китайские источники эпохи Юань о государственности кочевников средневекового Казахстана (XII — начало XIII в.) // Общество и государство в Китае. М., 1986. Ч. 2.

Кадырбаев А. Ш. Казахстан в эпоху Чингис-хана и его преемников. XII–XIV века // Актуальные проблемы истории Казахстана. Алма-Ата, 1992.

Кадырбаев А. Ш. Очерки истории средневековых уйгуров, джалаиров, найманов и кереитов. Алматы, 1993.

Калмыков И. X., Кереитов P. X., Сикалиев А. И. Ногайцы. Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1988.

Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992.

Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Государства и народы евразийских степей. Древность и средневековье. СПб., 2000.

Котвич В. Л. Из поучений Чингис-хана / Пер. с монг. // Восток. М.; Пг., 1925. Кн. 3.

Кравцова М. Е. Жизнеописание Сына Неба Му: Вопросы и проблемы // Петербургское востоковедение. 1992. Вып. 2.

Крамаровский М. Г. О доблести и пряжке у Чингизидов (в связи с новой находкой воинского пояса первой половины XIII в.) // Эрмитажные чтения. Тезисы докладов. СПб., 1999.

Крамаровский М. Г. Pax Mongolica и восточное серебро XIII–XIV вв. // Эрмитажные чтения памяти Б. Б. Пиотровского. СПб., 2000.

Крамаровский М. Г. Золото Чингисидов: культурное наследие Золотой Орды. СПб., 2001.

Крамаровский М. Г. Символы власти у ранних монголов. Зол<


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.203 с.