III. Параноидальная (убийственная) позиция — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

III. Параноидальная (убийственная) позиция

2021-01-29 128
III. Параноидальная (убийственная) позиция 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Раз существуют экзистенциальные должники, должны существовать экзистенциальные кредиторы. Люди, убежденные в том, что этот мир им нечто должен по факту их рождения, их пола, их статуса, их идей, их фантазий и т. д. На мой взгляд, этот мир подобен морю, которое несет в себе всё: и наслаждение, и смерть, и пропитание, и развлечение, и возможность…, одним словом – море возможностей. Опыт и навыки сотрудничества позволяют находить полезное и избегать опасное. Однако никто не застрахован от «случайных» подарков как со знаком плюс, так и со знаком минус. Мне вспоминается история строительства ледяного дворца в одной из скандинавских стран для празднования начала второго тысячелетия. Кажется, на строительство потратили 15 миллионов долларов и надеялись окупить затраты. Однако дворец растаял, не дожидаясь праздника. В этой стране случилась небывалая за сотни лет оттепель. Мир воспользовался своими правами!

Я уже говорил, что экзистенциальные кредиторы часто оказываются в положении Тантала, который, находясь по горло в воде, умирает от жажды. Родители, которые надеются получить тепло и внимание, а получают деньги. Супруги, которым в лучшем случае достаются дорогие подарки вместо любви. А добрая улыбка достается случайным прохожим.

И наконец, сколько их, экзистенциальных кредиторов, которые честно выполняли свой долг, несмотря на то, что другая сторона явно жульничает. Психолог Питер Лоуренс уничтожил идею коммунизма одной единственной фразой. Он сказал, что «дать каждому по потребностям» в принципе невозможно. Потребности идеальны и потому безграничны. Возможности материальны и потому ограничены. Человечество хотело летать задолго до изобретения самолета и смотрело на звезды раньше полета Гагарина. Можно, конечно, попытаться ограничить потребности с помощью «военного коммунизма» или «химического коммунизма», но вряд ли кто‑то хочет в такое будущее.

В некотором роде, все человечество напоминает ослика, перед которым на длинной палке висит морковка его непрерывно развивающихся потребностей. Погоня за этой морковкой обеспечивает всемирный прогресс.

Я, пожалуй, увлекся. Вернемся к менее общим понятиям. Если сформулировать позицию экзистенциального кредитора одной фразой, то это будет примерно следующая фраза: «Мир (дети, родители, друзья, супруги, люди, Родина, государство, человечество, природа) должен защищать мои интересы и соответствовать моим ожиданиям».

Если спросить у такого человека: «С чего ты взял?», как вы думаете, что он ответит? Ой, право же не знаю. В лучшем случае он растеряется. В худшем случае скажет что‑нибудь о своих жертвах и затратах.

Единственный способ избежать экзистенциального кредита – это признавать: то, что собираешься дать безвозвратно, нет способа вернуть. Рождение ребенка может быть только подарком. Если решил отдавать свои силы государству, даже если оно нарушает условия сотрудничества – это тоже подарок и т. д. Или же честно предупреждать противоположную сторону о том, что это не подарок, а сделка. Например, идешь с девушкой в ресторан и честно говоришь, что это не угощение, а оплата интимных услуг. Тогда у нее появляется выбор. Или говоришь ребенку: «Ты станешь кем я хочу, или иди в детский дом, пока не поздно». Тоже какой никакой, а выбор.

Все выше сказанное имеет смысл, если человек осознает, отдает себе отчет в том, что он делает. Если он экзистенциально взрослый. Увы! К экзистенциальному взрослению мы вернемся позже.

 

IV. Позиция тщетности

 

Как мой уважаемый читатель, возможно, уже заметил, многие люди танцуют своеобразный танец вины и обиды, периодически перемещаясь из Суицидальной позиции в Параноидальную и обратно. «Я должен соблюдать правила и тогда Мир меня послушается. О, я соблюдаю правила, а мир их нарушает! Как это несправедливо! Не важно, что этот Мир не знает о моих правилах! Мир убеждает меня в том, что я сам во всем виноват. Что если я действительно нарушил некоторые другие правила, о которых я не знал, а они справедливые и о них знал этот человек». Кто‑то из известных психотерапевтов сравнил вину с горячей картошкой, когда начинает печь невыносимо – ее передают другому.

Рано или поздно многие люди приходят к замечательному выводу – за все надо платить! Тогда Миру не отвертеться. Если мне что‑то дали – значит я должен, если я дал – значит мне должны! Если мне что‑то дают – значит от меня чего‑то хотят. Зачем мне что‑то давать этому человеку, если я от него ничего не хочу. Простая и понятная система контрактов. Ты мне – я тебе. О господи! Как же холодно становится этим людям! Даже если вокруг них все соблюдают условия договора. Можете себе представить, что вы должны рассчитываться за каждую улыбку? Что если человек вам улыбается – значит чего‑то хочет! Вам это кажется странным? Что вы, это пример из реальной жизни!

Конечно, таким людям захочется одиночества, а доверять они будут только своей собаке или машине. Конечно, такие люди не замечают бесчисленных даров, которыми осыпает их этот мир. Ведь если они их заметят, они воскликнут: что этот Мир хочет купить у меня!?

Есть еще одно состояние этой клеточки. Это хаос. Когда человек теряет все ориентиры. Тотальная борьба с правилами. Подростковый бунт, который иногда длится всю жизнь.

 

Экзистенциальный кризис

 

Когда меня начинали учить психотерапии, то мой учитель сказал: «Рано или поздно любая гуманистическая психотерапия приводит человека к экзистенциальному кризису». Да и без всякой психотерапии люди часто еще при жизни обнаруживают, что ни позиция экзистенциального должника, ни позиция экзистенциального кредитора не приносит радости. Более того, возникает ощущение, что живешь какой‑то поддельной искусственной жизнью. Пытаешься сделать как лучше, вернуть все долги, отдать всем все, но те, которым ты даешь, тоже не испытывают радости. Им всегда мало! Да и не получается дать всем все! И с другой стороны – настаиваешь, требуешь, чтобы соблюдали правила, но не слушаются ни дети, ни государство, ни природа. А если и слушаются – нет в этом радости, хоть тресни. Видели замечательный фильм Бергмана «Фани и Александр?». В этом фильме жена человека, который жил по правилам, почему‑то утопилась.

Что не так? Мир вокруг слишком гибок и текуч. И течет все быстрее. Хорошие замечательные правила, которые работали несколько лет назад, перестают работать.

Хотите пример? Наш этнос в течение сотни лет находился в ситуации, когда наиболее сильных, активных, предприимчивых мужчин куда‑нибудь забирали и что‑нибудь с ними делали. Их убивали, начиная с 1905 года, их ссылали, садили в лагеря и т. д. Что могла сказать мать своему сыну, если хотела, чтобы он уцелел? «Ты должен вести себя тихо и скромно, не высовываться и все будет хорошо». Что было с женщинами, которые оставались? На них ложилась мужская и женская ответственность. Кроме того, поскольку мужчин оставалось мало, любая женщина, которая вела себя слишком женственно, забирала себе и без того дефицитное мужское внимание. Как к ней относились другие женщины? Сомневаюсь, что с благодарностью. Что могла сказать мать, которая желала благополучия своей дочери? «Будь сильной, будь мужественной, ты должна за все отвечать».

Увы, мир с тех пор изменился. «Сильные женщины плачут у окна», когда их мужчины предпочитают слабых и женственных. Скромные и тихие мужчины завидуют черной завистью активным и предприимчивым и обвиняют их в «нарушении правил».

Рано или поздно люди обнаруживают следующие вещи:

1) Экзистенциальных долгов не отдать, как ни старайся.

2) Экзистенциальных долгов не востребовать, как ни усердствуй. Гитлер и Сталин доказали это!

3) Окружающий мир давно живет по каким‑то совершенно другим правилам, и не желает слушаться.

4) Единственный, кого я по‑настоящему могу ограничить и наказать – это я сам.

5) Я не умею жить по‑другому, я не привык сотрудничать, я не научился переживать свое и чужое разочарование, я не умею прислушиваться к своим и чужим потребностям, я не умею принимать и дарить подарки и т. д.

6) Я живу неизвестно чью жизнь?! И в этом нет ни для кого радости?!

О да! Это печальное открытие. Чем раньше оно случается, тем легче переносится. Однако я сгустил краски. Редко бывает все так плохо. Просто это снова суицидальная клеточка. «Я должен все знать и понимать с самого начала. Я не имею права учиться и делать ошибки». Кому должен? На этот раз самому себе. Как сказали бы любимые мною толтеки (в переводе с языка латиноамериканских индейцев толтек – человек знания), индульгирование в чувстве собственной важности. Конечно! Навык сотрудничества с самим собой и признания своих собственных прав – это тоже навык, которому стоит учиться.

Наверное все бывают в позиции сотрудничества. Людям знаком и детский восторг от неожиданного подарка, когда еще не приходит в голову мысль: «А что же я дам в ответ?» И радостное желание чем‑то поделиться – хорошей идеей, мороженым или улыбкой. Есть и навыки сотрудничества с этим миром, когда ребенок обнаруживает, что вода не только топит, но еще и держит. Что огонь, не смотря на то, что горячий и опасный – может нагреть чайник.

Прости, читатель, что привожу совсем «детские» примеры в этой взрослой и серьезной книжке про деньги. Но конечно, первые навыки сотрудничества с этим очень разным и непредсказуемым миром возникают, конечно же, в детстве. Чем больше сотрудничают с ребенком, меньше манипулируют с помощью вины и обиды – тем свободней и экзистенциально взрослее оказывается человек.

Внимание! Сейчас самое время предъявить экзистенциальный иск родителям! «Мама, если бы ты была умней, я был бы совсем другим!» О да, самое время попадать в параноидальную клеточку, и индульгировать в жалости к самому себе. Заставьте‑ка маму вернуться в прошлое и воспитать вас по‑другому. У нее не получается? Пусть теперь кусает локти! Она во всем виновата! По моим наблюдениям, родители часто живут и воспитывают детей на пределе своих навыков сотрудничества, им не повезло, они не пережили своего экзистенциального кризиса, или переживают его сейчас! А это бывает очень тяжело в их возрасте.

Знаете, что я бы написал над воротами ада? Что делает вину и обиду по‑настоящему непрекращающимися и мучительными? Это потрясающая в своей простоте и бесполезности мысль:

 

Могло быть по‑другому!

 

Прошлое приносит опыт. Опыт дает возможность учиться и понимать, что в прошлом было не так. Именно этот опыт принес это понимание. Уважение к своему прошлому опыту – навык сотрудничества со временем. Время тоже не в состоянии вернуть экзистенциальные долги.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.