Конституционное (государственное) право зарубежных стран — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

2021-01-29 117
Конституционное (государственное) право зарубежных стран 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КОНСТИТУЦИОННОЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

для студентов 4 курса

 

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Форма обучения:  очная

 

Обсуждено на заседании кафедры конституционного, административного и таможенного права  «»           2016 г.                    Составитель:        д.ю.н., доцент кафедры Н.А. Антонова

 

 

Тверь 2016


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральный компонент государственного образовательного стан­дарта высшего профессионального образования по конституционному праву зарубежных стран

Классификация зарубежных государств по уровню их социально-экономического и политического режима; основные тенденции развития кон­ституционного права зарубежных государств; качественные характеристики конституционно-правового развития и конституционного права отдельных го­сударств (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Япо­ния, Польша, Китай, Индия, Иран и др.); правовое положение граждан в зару­бежных странах, разновидности политических режимов; формы государства; избирательное право и избирательные системы; орган государства и их поло­жение; парламент и парламентаризм; муниципальные системы.

Предметом курса конституционного права зарубежных стран является конституционное право конкретных стран или, иными словами, национальные государственно-правовые системы.

Целью курса конституционного права зарубежных стран является полу­чение студентами общих понятий об основных институтах конституционного права в сравнительном плане.

В соответствии с данной целью основными задачами курса являются:

- изучение нормативных актов, регламентирующих организацию различ­ных институтов конституционного права зарубежных стран;

- изучение основных понятий и категорий науки конституционного права зарубежных стран в их системе;

- формирование четкого представления о сущности, характере и взаи­модействии правовых отношений, регулируемых нормами конституционного права в зарубежных странах;

- приобретение навыков ориентирования в специальной литературе по конституционному праву зарубежных стран.

Место дисциплины в структуре подготовки специалиста. Конститу­ционное право зарубежных стран традиционно изучается юристами. Его изу­чение является важным направлением юридического образования. Различные аспекты государств мира изучаются многочисленными науками, в числе кото­рых политология и политическая география, экономика и экономическая гео­графия, история и другие. Немаловажное место при этом отводится юридиче­ским наукам, в том числе и науке конституционного права. Потребность изу­чения конституционно-правовых институтов зарубежных государств предо­пределена многими факторами. В том числе и тем, что значительная часть по­ступающей информации о зарубежных государствах так или иначе касается конституционно-правовых вопросов. Это не может не вызывать чисто научный интерес в исследовании соответствующих процессов, происходящих в странах ближнего и дальнего зарубежья. В то же время расширение и углубление меж­дународного сотрудничества вызывает потребность в научном анализе внутри­государственных событий и явлений, что может, в конечном счете, лежать в основе выработки основных направлений и приоритетов во внешней политике.

Наконец, познание основных тенденций функционирования конституци­онно-правовых институтов зарубежных стран способствует выработке реко­мендаций и предложений по совершенствованию институтов власти и демо­кратии. Значение данной дисциплины для юристов состоит в том, что консти­туционное право зарубежных стран позволяет осуществить сравнительный анализ отечественных и зарубежных институтов конституционного права.

России как государству, находящемуся на пути демократического разви­тия, постоянно необходимо учитывать мировой опыт в становлении тех или иных элементов правовой и политической систем. В данном учебно-методическом комплексе многие темы рассматриваются с позиции сравни­тельно-правового анализа, позволяющего оценить конкретные нормы и инсти­туты, действующие в различных зарубежных странах.

Следует учитывать, что в данном курсе речь идет о действующем кон­ституционном праве зарубежных стран. В этой связи следует обращать внима­ние на современные политические, экономические, социальные условия, в ко­торых развиваются конституционные институты в том или ином государстве.

Конституционное право зарубежных стран состоит из двух частей: об­щей и особенной. Общая часть включает такие вопросы, как характеристика конституций, правового положения личности в зарубежных странах, формы правления, государственного устройства, политических режимов, звеньев го­сударственного механизма, организации местного самоуправления. Особенная часть охватывает вопросы, посвященные конституционному устройству от­дельных государств. Нужно отметить, что особенная часть курса в различных вузах строится по-разному. В зависимости от часов, выделенных на курс кон­ституционного права зарубежных стран, данный учебно-методический ком­плекс содержит материал о конституционном устройстве таких стран, как США, Великобритания, ФРГ, Франция, КНР, страны Центральной и Восточ­ной Европы.

Умения и навыки, приобретаемые студентом в процессе освоения данной учебной дисциплины:

- умение определять основные признаки форм правления, форм госу­дарственного устройства, политических режимов в зарубежных странах;

- умение охарактеризовать основные виды форм государства в зару­бежных странах;

- умение определять модели правового статуса личности в зарубеж­ных странах;

- умение характеризовать систему государственных органов в зару­бежных странах;

- умение формулировать понятия, используемые в курсе конституци­онного права зарубежных стран;

- навыки обобщать типичные формы государственного устройства;

- навыки оценивать расстановку политических сил в зарубежных странах;

- навыки выдвигать гипотезы дальнейшего развития той или иной мо­дели организации власти в конкретной стране.

Знания:

- особенностей конституций зарубежных стран как основных норматив­но-учредительных актов;

- форм правления в зарубежных странах;

- форм государственного устройства;

- системы центральных органов государственной власти в зарубежных странах;

- организацию местного самоуправления в зарубежных странах;

- основы конституционного устройства конкретных стран, определенных программой курса.

Формами контроля по данной дисциплине являются: выполнение сту­дентами курсовой работы по темам курса; семинарские занятия; экзамен.

I МОДУЛЬ

Тема 1.  Конституционное (государственное) право зарубежных  стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина

Понятие и общая характеристика конституционного права как базовой отрасли правовых систем конкретных зарубежных стран. Предмет и метод конституционного права. Конституционное и государственное право: проблемы соотношения. Система конституционного права. Конституционно-правовые нормы и институты: понятие, виды, особенности. Конституцион­но-правовые отношения: понятие, виды и характерные особенности. Понятие, виды и система источников зарубежного конституционного права.

Наука конституционного права: понятие, история становления, особен­ности предмета и метода. Российская дореволюционная и советская наука го­сударственного права. Наука конституционного права в ХХ в.: особенности и основные тенденции. Социологическая и формально-юридическая школы со­временной науки зарубежного конституционного права. Классификация зарубежных государств по уровню их социально-экономического и политического режима. Основные тенденции развития конституционного права зарубежных государств.

Система учебного курса зарубежного конституционного права и его зна­чение в системе подготовки российских юристов.

II МОДУЛЬ

ВСЕГО

Аудиторные занятия (час.)

Самост. Работа

Лекции Семина­ры 1 I МОДУЛЬ Конституционное право зарубежных стран: от­расль права, наука, учебная дисциплина 8   2 6 2 Конституции зарубежных государств 8   2 6 3 Основы правового положения личности 6   2 4 4 Конституционные принципы экономической, по­литической, социальной и духовных сфер жизни общества 8   2 6 5 Политические партии, общественные объедине­ния и церковь в политических системах зарубежных государств 8   2 6 6 Формы правления в зарубежных странах 6   2 4 7 Формы политико-территориального устройства зарубежных государств 6   2 4 8 Избирательное право и избирательные системы зарубежных стран 6   2 4 9 Конституционные основы системы органов госу­дарственной власти зарубежных стран 8   4 4 10 II МОДУЛЬ Местное управление и самоуправление в зару­бежных странах 8   2 6 11 Основы конституционного права США 6   2 4 12 Основы конституционного права Великобрита­нии 6   2 4 13 Основы конституционного права Франции 6   2 4 14 Основы конституционного права Германии 6   2 4 15 Основы конституционного права Японии 4   2 2 16 Основы конституционного права стран СНГ и Восточной Европы 4   2 2 17 Государственное право арабских стран 4   2 2

Форма итогового контроля – экзамен

  ИТОГО: 108   36 72

ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ                           К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Методические указания

Цель семинарских занятий состоит в том, чтобы студенты на основе изуче­ния литературы, лекционного материала, нормативных актов более глубоко ус­воили вопросы учебного курса, приобрели навыки применения полученных знаний в будущей практической и научной деятельности.

Планы семинарских занятий носят рекомендательный характер и могут уточняться руководителем семинара. Семинар проводится в форме обсуждения вопросов на занятии в группе, решения задач, представляющих собой жизнен­ные ситуации, связанные с проблемами организации различных институтов конституционного права зарубежных стран. На семинарских занятиях может проводится также обсуждение подготовленных студентами рефератов. Помимо этого возможно проведение тестирования по теме семинарского занятия.

Студенты готовятся по всем вопросам плана семинарского занятия, что обеспечивает целостность проработки обсуждаемых проблем.

Особое внимание следует обращать на уяснение понятий темы. Поня­тия усваиваются на лекциях, при чтении специальной литературы, в ходе обсуждения проблемы на семинаре.

Необходимой частью работы студента по изучению конституционного пра­ва зарубежных стран является работа с текстом действующих нормативных ак­тов, регламентирующих конституционные отношения. Студент должен изу­чить конституции зарубежных стран, а также иные акты конституционного характера.

План семинарского занятия включает в себя: вопросы, выносимые для об­суждения, список рефератов, предлагаемых студентам для подготовки, условия задач.

Планы семинарских занятий

ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ

Тема 1. Конституционное право зарубежных стран как отрасль пра­ва, наука, учебная дисциплина

1. Содержание понятия “конституционное право зарубежных стран”.

2. Нормы конституционного права и конституционно-правые институты.

3. Субъекты конституционно-правовых отношений и природа конститу­ционно-правовых отношений.

4. Основные направления и школы в науке конституционного права в зарубежных странах.

Задание. 1. Изучить статью 1 Конституции США, главу I Конституции Италии, главу I Конституции Испании. Определить есть ли в них нормы-принципы и нормы, содержащие гипотезу. Назвать их.

2. Приведите примеры источников конституционного права в зарубеж­ных странах (назовите конкретные акты и т.п.)

3. Назовите примеры конституционных правоотношений, ссылаясь на конституции ФРГ, Италии и Франции.

Особенная часть

1. Конституция США, ее особенности.

2. Конституция Великобритании.

3. Конституция Германии.

4. Новые конституции в странах Восточной Европы.

Задание: 1. Определите в чем заключается высшая юридическая сила конституции, используя для примера Основной закон ФРГ. 2. Проведите сравнительную характеристику конституционного контроля, осуществляемого в США и Франции: а) виды органов, осуществляющие кон­троль; б) виды контроля, осуществляемого соответствующими органами; в) пе­речень субъектов, инициирующих осуществление конституционного контроля; г) последствия проведения конституционного контроля; д) сила актов, прини­маемых органом, осуществляющим конституционный контроль.

Общая часть

1. Общая характеристика статуса личности в зарубежных странах.

2. Институт гражданства.

3. Конституционный принцип равноправия.

4. Конституционные права человека и гражданина:

A) личные права; Б) социально-экономические и культурные права;

B) политические права.

5. Коллективные права народа, социальных, национальных и иных общ­ностей.

6. Конституционные обязанности человека и гражданина.

7. Гарантии конституционных прав и свободы обеспечения выполнения конституционных обязанностей.

8. Права и обязанности граждан в условиях чрезвычайного, военного, исключительного положения.

Задания: 1. У супругов: итальянского гражданина и французской граж­данки, находящихся в служебной командировке в Аргентине, родился ребенок. Он получает гражданство: А – отца; Б – матери; В – по согласию супругов; Г – по решению главы государства Аргентины; Д – аргентинское гражданство по праву почвы; Е – остается лицом без гражданства.

2. Лицо, имеющее гражданство Польши, Канады и Перу (множественное гражданство), выдвинуто кандидатом на должность президента Польши. Лицо удовлетворяет всем условиям, требуемым для кандидата в Президенты. Такой кандидат: А – имеет право баллотироваться; Б – не имеет такого права; В – не должен быть зарегистрирован в качестве кандидата; Г – должен быть зарегистрирован, но в случае избрания президентом Польши отказаться от иного граж­данства.

3. Гражданин Канады, выдающийся ученый, приглашен для работы в
Алжир правительством Алжира. По приезде в Алжир, канадский гражданин,
поскольку он должен оставаться там на длительный срок, решил сразу приоб­рести гражданство Алжира. Двойное гражданство разрешается законами и Канады, и Алжира. Он должен: А – подать заявление в соответствующий орган (заявление далее направляется главе государства Алжир) о приеме в граждан­ство; Б – обратиться к алжирскому правительству, которое пригласило его на работу, с просьбой оформить алжирское гражданство; В – не подавать заявле­ния, поскольку один из сотрудников академии, где начал работу канадский гражданин, сказал ему, что ему как известному ученому автоматически могут дать гражданство Алжира; Г – воздержаться от подачи заявления.

Особенная часть

1. Конституционный статус личности в США.

2. Правовое положение личности в Великобритании.

3. Права и свободы граждан во Франции.

4. Правовое положение личности в Германии.

5. Конституционно-правовой статус граждан в КНР.

Общая часть

1. Порядок создания партий и иных общественных объединений.

2. Регистрация общественных объединений и ее юридическое значение.

3. Правовое положение и роль политических партий в обществе и госу­дарстве.

4. Правовое положение общественных объединений социально-экономического и иного характера.

5. Порядок прекращения деятельности политических партий и общест­венных объединений.

Особенная часть

1. Политические партии США.

2. Политическая система Великобритании.

3. Политические партии и профсоюзы Германии.

4. Политические партии и иные массовые общественные организации в КНР.

Задание: 1. Группа медицинских работников создала организацию «Вы­лечим любого» и просит зарегистрировать ее как политическую партию. В ее программном документе, направленном регистратору, указано, что главная цель партии – объединение медицинских работников для повышения их ква­лификации, обмена опытом, улучшения медицинского обслуживания. Вместе с тем говорится, что партия не отказывается от критики правительства и будет требовать увеличения бюджетных ассигнований на медицинское обслужива­ние. Все документы оформлены правильно. Регистратор в регистрации отказал. Он поступил А – правильно; Б – неправильно. Объясните почему?

2. Созданная в Муритании Партия чистого неба обратилась для регист­рации, как это и предусмотрено законом, в министерство юстиции и предста­вила для регистрации следующие документы: А – статью из общенациональ­ной газеты, принадлежащей государству, за подписью председателя партии, где охарактеризованы принципы партии, ее цели, идеологические установки; Б – учредительный протокол собрания партии; В – письмо министра информа­ции, который подтверждает, что документы партии, ее программные цели со­ответствуют закону, что партия действительно имеет политический характер и участвует в политической жизни; Г – устав партии; Д – список ее членов, за­нимающих государственные должности; Е – список руководителей партии; Ж – анкеты о данных членов руководства; З – данные о финансовых средствах и имуществе партии; И – документ о целях партии. Назвать (перечислив буквы) какие документы являются излишними и какие необходимыми. Чего недоста­ет?

1. На примере партийной системы США объясните смысл понятий «факти­ческая» и «юридическая» партийные системы; «многопартийность»; «двухпар­тийные системы»; «многопартийные системы».

Общая часть

1. Понятие и классификация форм правления.

2. Монархия:

A) абсолютная монархия; Б) дуалистическая монархия;

B) парламентская монархия.

3. Республика:

A) президентская республика; Б) парламентская республика;

B) смешанная (полупрезидентская) республика;

Особенная часть

1. Центральные органы власти Великобритании.

2. Центральные органы власти США.

3. Центральные органы власти Германии.

4. Центральные органы власти Франции. Задание: 1. Найти и выписать в рабочую тетрадь нормы из Конституции

США, в которых закреплены признаки формы правления, действующей в этой стране..

2. Найти и выписать в рабочую тетрадь нормы из Конституции ФРГ, за­крепляющие признаки формы правления, действующей в этой стране.

3. Найти и выписать в рабочую тетрадь нормы из Конституции Франции, определяющие признаки формы правления, действующей в этой стране.

 

Общая часть

1. Понятие территориального устройства, формы политико-территориального устройства.

2. Унитарное устройство государства.

3. Федеративное устройство государства.

4. Статус субъектов федераций.

5. Порядок распределения компетенции и отношения между федерацией и ее субъектами.

6. Федеральная интервенция. Условия ее осуществления.

Особенная часть

1. Американский федерализм.

2. Федеративное устройство Индии.

3. Регионализм в Великобритании.

4. Германский федерализм.

Признаки для сравнения Политическая автономия Административно-террит - я авт-я Национально-терр-я авт-я
Что является ос­нованием для формирования      
Есть ли свои ор­ганы управления и какие      
Какими полно­мочиями обла­дает      

   Задание: 1. Заполнить следующую сравнительную таблицу:

Особенная часть

1. Избирательное право и избирательная система США.

2. Избирательное право и избирательная система Франции.

3. Выборы и референдум в Германии.

4. Избирательное право и избирательная система КНР.

   Задание: 1. В стране действует пропорциональная избирательная система с принципом естественной квоты. В данном многомандатном округе избирает­ся 5 депутатов. Голосовали 55 тыс. избирателей, действительными признаны 50 тыс. бюллетеней. Баллотировались 5 списков партий. Результаты голосова­ния: партия А – 17 тыс. голосов, Б – 11 тыс., В – 10 тыс., Г – 8 тыс., Д – 4 тыс. Закон устанавливает дополнительное правило наибольшего избирательного числа. Какая партия и сколько мест получит?

2. Ситуация. Аналогичная предыдущей задаче. Действует правило наи­большего остатка. Какая партия и сколько мест получает?

3. Распределение голосов аналогично предыдущей задаче. Применяется система д’Ондта. Сколько мест получит каждая партия?

Общая часть

1. Понятие парламента, его структура.

2. Правовое положение членов парламента.

3. Внутренняя организация палат парламента.

4. Полномочия парламента.

5. Законодательный процесс.

6. Специальные парламентские процедуры.

Особенная часть

1. Парламент Великобритании.

2. Парламент Германии.

3. Парламент Японии.

4. Всекитайское собрание народных представителей.

Занятие 2. Исполнительная власть и ее органы в зарубежных странах

Общая часть

1. Глава государства и его полномочия при различных формах правления.

2. Порядок замещения поста главы государства.

3. Правительство и его виды.

4. Способы формирования правительства. Его полномочия.

5. Государственный аппарат.

Особенная часть

1. Правительство Испании.

2. Правительство Италии.

3. Правительство Японии.

Занятие 3. Судебная власть и ее органы в зарубежных странах

Общая часть

1. Судебные органы.

2. Судебные системы в зарубежных странах.

3. Конституционные принципы правосудия и осуществление судебной власти.

4. Статус судей, прокуроров, следователей.

Особенная часть

1. Основы судебной системы Великобритании.

2. Судебная система Германии.

3. Судебная система Испании.

4. Судебная система Польши.

Общая часть

1. Территориальная автономия в зарубежных странах.

2. Статус носителей государственной автономии.

3. Местное управление и самоуправление.

4. Основные модели организации публичной власти на местах.

Особенная часть

1. Местное самоуправление в США.

2. Областная автономия в Италии.

3. Местные органы Германии.

4. Местное самоуправление в Индии.

ВТОРОЙ МОДУЛЬ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

К теме 1

1. Арбузник А. М. Конституционное право зарубежных стран:Учебное посо­бие. М. 2004.

2. Белкин А.А. Наименование отрасли: государственное и конституцион­ное право // Правоведение. 1997. № 4. С. 141 – 145.

3. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. В.А. Туманова. М.: Международные отношения, 1999.

4. Егоров С.А. Современная наука конституционного права США. М.: Наука, 1987.

5. Институты конституционного права иностранных государств: правовые ас­пекты.. М. 2001.

6. Ковачев Д.А. Предмет, способы и формы конституционного регулирования // Журнал российского права. 1997. № 2. С. 53.

7. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо и Л.М. Энтина. М.: НОРМА – ИНФРА. М., 2004

8. Ломовский В.Д. О методе конституционного регулирования // Журнал рос­сийского права. 1998. № 4 - 5. С. 91 - 99.

9. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997.

10. Современное буржуазное государственное право. Т. 1. М., 1987.

11. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.

12. Сюкияйнен Л.Р. Шариат: религия, нравственность, право // Государство и право. 1996. № 8. С. 120 - 128.

13. Тихомиров Ю.А. Развитие теории конституционного права // Государство и право. 1998. № 7. С. 5 - 13.

К теме 2

1. 3латопольский Д.Л. О сущности Конституции // Журнал российского права. 1997. № 10.

2. Кашкин С. Откуда пошла конституция // Российская юстиция. 1998. № 2. С. 30.

3. Туманов В. Конституция - икона гражданского общества // Российская юс­тиция. 1997. № 5.

4. Чиркин В.Е. Органы конституционного контроля: Россия и международный опыт // Журнал российского права. 1998. № 4 – 5. С. 145 - 154.

5. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. М.: ЮНИТИ, 1997.

6. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Практикум. М.: Юристъ, 1999.

7. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М.: Зер­цало, 1998.

 

К теме 3

1. Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. М.: БЕК, 1996.

2. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударст­венном праве. М., 1995.

3. Общая теория прав человека. М.: Норма, 1996.

4. Права человека. Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева, М.: Норма – ИНФРА - М, 1999.

5.    Шестаков Л.Н. Ислам и права человека // Вестник МГУ. Сер. Право. 1997. № 5. С. 60 - 68.

К темам 4 и 5

1. Леванский С. А. Законодательство о партиях и партии в ФРГ//Журнал о выборах. 2001. № 1.

2. Родионова И. А, Политическая карта мира. Учебно-справочное пособие. М. 1999.

3. Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. М., 1998.

К темам 6 и 7

1. Александров И. А. Монархии персидского залива: этап модернизации. М. 2000.

2. Домрин А.Н. Федеральная интервенция: особенности правового регулирова­ния в зарубежных странах // Журнал российского права. 1998. № 3. С. 103 -116.

3. Меркулов А. А. Канадсий федерализм: теория и практика. М. 1998.

4. Федерализм: энциклопедия /Отв. ред. М. Н, Марченко. М. 2001.

5.    Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М.: Юристъ, 1999. Гл. 9 – 10.

К теме 8

1. Веденеев В.А. Политическая демократия и электорально-правовая культура граждан // Государство и право. 1997. № 2. С. 33 – 38.

2. Жданович В.А. Об избирательной системе Великобритании // Журнал рос­сийского права. 1998. № 1. С.116 - 123.

3. Крупышев Д. А. Избирательное право и процесс в государствах Централь­ной Америки. М. 2001.

4. Старостина И. А. Референдум и этнографические проблемы: Россия и зару­бежный опыт //Национальный вопрос и государственное строительство: про­блемы России и опыт зарубежных стран/ Под ред. Авакьяна. М. 2000.

5. Пилипенко А. Н. Финансирование выборов в зарубежных государствах //Вестник Центризбиркома. 1998. № 8.

К теме 9

1. Аргументы // Российская юстиция. 1996. № 5.

2. Депутат парламента в зарубежных государствах. М., 1995.

3. 0савелюк А.М. Вспомогательные государственные органы зарубежных стран: конституционно-правовой аспект. М. 1998.

4. Старостина Е. В. Парламент Испании (обзор) //Конституция и власть: срав­нительно-исторические исследования. М. 1999.

5. Чиркин В.Е. Государствоведение. Учебник. М. 1998. Гл. 13 – 17.

К теме 10

1. Европейская хартия о местном самоуправлении от 15.10.1985 // В кн. Ясюнас В.: Местное самоуправление. М., 1997. С. 25 - 31.

2. Орлов А. Г. Высшие органы государственной власти стран Латинской Аме­рики. М. 2001.

3. Сапронова М. А. Арабский Восток: власть и конституции. М. 2001.

4. Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. М. 1997.

5. Черкасов А. Сравнительное местное управление: теория и практика. М.: ИНФРА-М, 1998.

К теме 11

1. Боботов С.В., Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. М.: Нор­ма, 1997.

2. Ромашев Р. А. Идейно-теоретические основания современного американско­го конституционализма. // Конституционное и муниципальное права. 2003. № 3.

3. Цаликова М. Б. Законодательная активность президента и обеспечение ба­ланса власти США. //Конституционное и муниципальное право. 2002. № 1.

К теме 12

1. Авакьян С. А. Закон о конституционном суде земли Мекленбург – форпом-мерн (ФРГ): пояснения, перевод, комментарий //Вестник МГУ. Серия 11. Пра­во. 1997. № 6.

2. Боботов С.В. Законодательный процесс в Великобритании // Журнал рос­сийского права. 1997. № 4 - 5. 223 - 234.

3. Иванова И. К. Палата лордов на рубеже XXI века. //Государство и право. 2003. № 6.

4. Никеров Г. И. Судебная власть в правовом государстве (опыт сравнительно­го правоведения) //Государство и право. 2001. № 3.

К теме 13

1. Евдокимов В.Б., Старцев Я..Ю. Местные органы власти зарубежных
стран: правовые аспекты. М. 2001.

2. Кодзи Тонами. Местное самоуправление в Японии //Вестник МГУ. Сер. Право. 1998. №5.

3. Черкасов А. И. Сравнительное местное управление: теория и практика. М. 1998.

К теме 14

1. Боботов С. В., Жигачев И. Ю. Введение в правовую систему США. М. 1997.

2. Гриценко Е. В. Местное самоуправление в системе публичного управления федеративным государством: значение опыта ФРГ для России. Иркутск. 2001.

3. Гриценко Е. В. Правовые аспекты обеспечения гарантий местного само­управления в ФРГ. //Журнал российского права. 2001. № 9.

4. 3айферт В. Правовые и экономические проблемы после объединения

5. Николь Михельсон. Основной закон ФРГ.//Государство и право. 2003. № 7.

6. Согрин В. В. Президенты и демократия (американский опыт). М. 1998.

К теме 15

1. Анисимцев Н. В. Япония: обеспечение прозрачности («транспорентно-сти») административно-государственного управления.// Государство и право. 2003. № 7.

2. Макаров А.А. Политическая власть в Японии: Механизм функциони­рования на современном этапе. М., 1988.

3. Романов А. К, Правовая система Англии. М. 2000.

4. Россия и Британия в поисках достойного правления /Под общ. ред. И. Кирьянова, Н. Оуэна, Дж. Сникера. Пермь. 2000.

К теме 16

1. Опрышко В. Ф. Конституционные основы развития законодательства Ук­раины. Киев 2001.

К теме 17

1. Златопольский Д.Л. Государственное право зарубежных стран Восточной Европы и Азии. Учебник для вузов. М.: Зерцало, 1999.

2. Ковешников Е.М., Марченко М.Н., Стешенко Л.А. Конституционное право стран СНГ. Учебник для вузов. М.: НОРМА - ИНФРА - М, 1999.

3. Конституции государств Восточной Европы. Учебное и справочное пособие. М., 1996.

4. Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М.: Юристь, 1998.

К теме 18

1. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. В.А. Туманова. М.: Междунар. отношения, 1999. Ч. 4. Гл. 1 - 3.

2. Зубов А.Б. Парламентская демократия и политическая традиция Востока. М.: Наука. 1999.

3. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.

4. Шестаков Л.Н. Ислам и права человека // Вестник МГУ. Серия Право. 1997. № 5. С. 60 - 68.

Интернет-сайты:

1. http// pravo.e – academy.ru

2. http// law.edu.ru/doc/document.asp?docld

3. www.mpu-prague.cz/ru/for/students/fall 2002/constlaw/default.

4. http// humanidies.edu.ru/db/msg/1792.

5. www. Antrus.ru/index.php?productld

6. http://www.electionworld.org/ election/france.htm/

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ                        САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Материалы данного учебно-методического комплекса студенты могут ис­пользовать для самостоятельной подготовке по тема. В УМК обозначены те­мы, рассматриваемые в рамках курса, их содержание. Используя этот матери­ал, студент может представить, что необходимо знать по той или иной тем, на какие вопросы следует обращать внимание.

Кроме этого, к каждой теме в УМК есть список литературы, к которой сту­дент может обратиться, чтобы глубже разобраться в проблематике конкретной темы.

В УМК представлены примерные тестовые задания, которые помогут сту­денту оценить свои знания самостоятельно.

Работая с учебной и научной литературой, студент должен ознакомиться с основными научными направлениями в рамках конституционного права зару­бежных стран. В этой связи рекомендуется вначале обратиться к работам, пе­речисленным в списке обязательной литературы, а затем обращаться к источ­никам из списка дополнительной литературы. Это позволит студенту вначале получить основы знаний в той или иной сфере конституционного регулирова­ния, а затем более детально изучить какой-либо конкретный вопрос.

Изучение конституционного права зарубежных стран предполагает обра­щение студента к изучению и анализу текстов конституций зарубежных госу­дарств. В связи с этим следует обратить внимание студентов на сборники кон­ституций зарубежных стран, которые кроме текста собственно конституций содержат вступительные статьи составителей сборников, которые в целом да­ют характеристику государственному устройству той или иной страны. Примером такого сборника конституций может служить сборник под редакцией Маклакова В. В.

При самостоятельной подготовке к семинарским занятиям студент дол­жен преследовать следующие цели: 1) углубление и закрепление знаний о при­роде конституционного права зарубежных стран; 2) глубокое усвоение консти­туционного законодательства зарубежных стран; 3) создание четких представ­лений о современном состоянии конституционного права в той или иной стра­не; 4) приобретение определенного опыта работы с юридическими документа­ми.

Подготовка к семинарским занятиям включает изучение студентами учебника, нормативных материалов и рекомендованной литературы, решение задач, требующих оценки конкретных ситуаций на основе законодательства и с учетом практики конституционного развития, составление планов и конспек­тов ответов на вопросы темы, разработку по поручению преподавателя кратких докладов, проектов решений или иных документов.

Проверка знаний студентов осуществляется по выступлениям студентов в ходе семинарского занятия, путем собеседования при вызове на консульта­цию, проведения не реже двух раз в семестр контрольных работ, использова­ние контрольно-обучающей аппаратуры.

Контрольные работы проводятся по темам, рекомендованным кафедрой, в середине и в конце семестра (триместра). В качестве тем контрольных работ предлагаются теоретические вопросы, задачи. Для написания отводиться не более 30 – 40 минут. Преподаватель проводит с группой разбор выполненных работ. При оценке выступлений и контрольных работ учитывается глубина теоретических знаний, знание законодательства и практики, культура речи. Оценка сообщается студенту.

В рамках курса «Конституционного права зарубежных стран» студентам предлагается выполнить рефераты по отдельным темам.

РЕФЕРАТ – представляет собой доклад на определенную тему, вклю­чающий обзор соответствующих литературных и других источников или крат­кое изложение книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложени­ем.

ГЛОССАРИЙ

Автономия – внутреннее самоуправление, отличающееся от других не­которыми специфическими особенностями: историческими, куль


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.267 с.