Установка палубы и устройство кают — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Установка палубы и устройство кают

2020-11-19 142
Установка палубы и устройство кают 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предполагается, что крыша нашего коракла сплетена одновременно с днищем и стенками; но для нее еще нужны внутренние опоры.

Об этом говорится в следующих строчках Таблички Ковчега – как обычно, очень кратко: установлено очень большое число столбиков-подпор, оборудовано два яруса деревянных кают, так что обитатели Ковчега располагаются на двух палубах – нижней и средней. Наличие не одной, а двух палуб представляет собой еще одно отличие Ковчега от обычной гуффы огромных размеров.

Нам говорится, что подпорки имеют полниндана (примерно 3 м) в высоту и – аналогично описанию ребер в предыдущей строчке – «половину (парсикту) в толщину», и что они «прочно установлены» в судне (строчки 15–16). Если представить их себе для простоты квадратными, то в сечении они будут иметь 15 п × 15 п = 225 n2. Хотя буквально говорится об их длине, а не высоте, они очевидным образом установлены вертикально, о чем говорит даже употребленное в тексте слово imdu, «стойка», от глагола «стоять». Другие использования слова imdu, цитируемые Чикагским ассирийским словарем, с несомненностью подчеркивают, что эти стойки сделаны из дерева. В Табличке Ковчега указывается их количество – один šār, т. е. 3600 штук, и хотя здесь это звучит скорее как «неопределенно большое число», простой подсчет показывает, что в совокупности все эти стойки занимали немногим более 6 % всей площади пола, равной 1 ikû, – обычный процент площади, занимаемой стенами и опорами в любом здании. И если это количество стоек указано не в фигурально-художественном, а в практическом и буквальном смысле (что мы считаем вполне правдоподобным), то они, разумеется, предназначались для поддержки конструкций верхней палубы и были установлены соответствующим образом, а не просто стояли на полу как частокол.

Хотя эта верхняя палуба или верхний этаж явным образом не описаны в табличке, о ее наличии говорит высота стоек (равная половине высоты бортов), а также их количество и толщина, вполне соответствующие данному назначению. А в следующей (17-й) строчке нам еще сообщается, что каюты были устроены «наверху и внизу», и это указание на наличие верхнего яруса кают, у которых, очевидно, был пол, дает возможность для краткости изложения опустить прямое указание о верхней палубе. Этот промежуточный пол делил внутреннее пространство Ковчега на два этажа кают, каждый этаж три метра высотой.

Обычно эти каюты считаются деревянными, но, возможно, деревянным был лишь их каркас, на который натягивались плетеные стены, – в пользу такого предположения говорит и корень глагола, использованного здесь для указания способа их установки, – rakāsu, «связывать, обвязывать». Каюты с их стойками-опорами дополняют внутреннее устройство Ковчега, которое теперь можно схематически изобразить следующим образом:

 

Схема Ковчега со стойками, палубой, верхними и нижними каютами

 

Структура из кают верхней палубы, конечно, имела и функцию поддержки уже построенной крыши Ковчега. Если к тому же эта верхняя палуба доходила до бортов и как-то с ними соединялась, то вся конструкция делалась еще прочнее, так что отпадала необходимость промежуточного крепежа между ребрами, упоминаемого Хорнеллом в его описании обычной гуффы. Таким образом, наличие палубы, крыши и системы стоек и кают делала конструкцию Ковчега очень прочной.

 

Обмазка Ковчега битумом

Мы дошли до последнего этапа строительства Ковчега – герметизации всех его внешних поверхностей. Для этого они обмазываются битумом двух типов (iṭṭû и kupru) как с внешней, так и с внутренней стороны, и в завершение покрываются слоем жира. Прежде чем обращаться к соответствующим строчкам Таблички Ковчега, посмотрим, что известно об этих двух видах битума и том, как они использовались.

Мы располагаем на этот счет двумя полезными источниками. Первый – статья Лееманса [Leemans 1960]; в ней анализируются таблички, в тексте которых говорится о гидроизоляции судов; выводы автора относятся к старовавилонскому периоду, т. е. к периоду создания Таблички Ковчега:

 

1. Битум iṭṭû более влажный и жидкий; битум kupru более густой и вязкий.

2. Битум iṭṭû после обработки в печи использовался в жидком виде для некоторых видов работ.

3. Для гидроизоляции судов использовалось гораздо больше битума kupru, чем битума iṭṭû.

4. Для гидроизоляции битум iṭṭû, мог подмешиваться к грубому битуму kupru для улучшения качества смеси.

5. Внешние поверхности судна и кают покрывали битумом iṭṭû, поверх слоя битума kupru.

 

Второй наш источник – недавняя работа Картера [Carter 2012], в которой анализируются фрагменты битумного покрытия древних судов. Битум в них никогда не был чистым, но всегда содержал органические и минеральные примеси, высокий процент которых наводит на мысль, что они добавлялись сознательно, может быть для того, чтобы сделать смесь более пластичной. Кроме того, имеются сведения об использовании в судостроении большого количества жидких масел[203] – неизвестно, для чего именно, хотя высказывается предположение, что ими пропитывались веревки и канаты.

Теперь посмотрим, что говорится о гидроизоляции в тексте Таблички Ковчега. Описываемый там процесс представляется вполне разумным в применении к судну обычного размера – лишь количества всех материалов увеличены в пропорции, нужной, чтобы обработать намного бо́льшие поверхности. Есть, однако, в этом описании существенные отличия от данных и выводов двух процитированных нами работ. Эта часть таблички сильно стерта, так что несколько строчек невозможно прочесть полностью; тем не менее на ней сохранилось достаточно информации для того, чтобы ясно представить себе всю последовательность операций по гидроизоляции судна, и в частности процесс подготовки битума.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.