Предмет, метод, периодизация истории отечественного государства и права. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Предмет, метод, периодизация истории отечественного государства и права.

2021-01-29 94
Предмет, метод, периодизация истории отечественного государства и права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предмет, метод, периодизация истории отечественного государства и права.

Предмет - изучение возникновения, развития и смены типов и форм государства и права, закономерностей и особенностей конкретных государств народов России, развития государственно-правовых явлений в их целостности, единстве, взаимосвязи, взаимозависимости.

Метод  1) диалектический – изучение государственно-правовых явлений в их связи, взаимозависимости, в непрерывном движении, развитии, в основе которых лежат способ производства, классовая борьба, антагонистические общественно-экономические формации, народные массы, внешнеполитические и географические факторы, религия, исторические традиции;  2) исторический – государство и право как изменяющееся во времени, развивающееся явление, как оно возникло, какие главные этапы проходило; 3) сравнительный – сравнительное изучение государственно-правовых явлений нашей страны и других стран. Периодизация

 

В основе периодизации лежит тип государства и права, соответствующий определенной общественно-экономической формации, способу производства, типу производственных отношений и собственности.

 

1) рабовладельческий

2) феодальный (IX в. - сер. XII в. – Древнерусское государство и право (феодальное): - становление феодализма, - формирование 2 классов – феодалов и крестьянства- раннефеодальная монархия (сюзеренитет-вассалитет), - десятичная система управления вытесняется вотчинной, - создается феодальное право, крупнейшая кодификация - Русская Правда, - натуральный характер экономики)

3) капиталистический (1861г. – крестьянская реформа – начало этапа утверждения и развития капитализма и капиталистических отношений: - буржуазная монархия, - крестьянская, судебная, земская, городская, военная реформы, контрреформы феодалов)

4) социалистический (1917 г. – Великая Октябрьская социалистическая революция: - уничтожение буржуазного типа государства и права, - возникновение социалистического типа государства и права)

Возникновение, развитие государственности у восточных славян.

Возникновение государственности (VI – VIII вв.)

-возрастала производительность труда, необходимость в коллективном труде отпала, каждая семья вела хозяйство самостоятельно, родовая община стала ненужной и заменилась территориальной соседской общиной, происходит разложение первобытнообщинного строя;

- появляются частная собственность на орудия труда, хозяйство, продукт труда, пользование и владение землей;

- развивается ремесло, все большее значение приобретает торговля

- разделение труда, рост его производительности создают возможность эксплуатации чужого труда, начинается процесс социального расслоения, формирования классового антагонистического общества, складывается господствующий класс (родоплеменная знать, бывшие богатые общинники, родоплеменные вожди, князья-военачальники, дружинники);

- превращение родовых органов власти в органы экономически господствующего класса, появление государства;

- политическая власть имела функцию общих дел, т.е. обслуживания интересов всего общества.

Возникновение государственности происходило за счет:

- внутренних социально-экономических процессов

- необходимости ликвидации конфликтов с соседними племенами

- ведения войн

- организации торговых отношений, решения проблем из-за усложнения жизни.

Создается специальный аппарат политической власти. Во главе государств стояли князья, опиравшиеся на дружины, представителей прежней родоплеменной знати.

Зарождались классы, феодальные отношения.

 

Образование Древнерусского государства. «Норманская» теория.

К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально- экономических и политических предпосылок для образования государства.

Политические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы.

Социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, "соседской" общине. Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина.

Внешнеполитические - важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности. С VI в. славяне вели борьбу с многочисленными кочевыми племенами тюрок (скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы и др.).

Летописный рассказ о призвании на Русь в качестве правителей варягов послужил основой для возникновения норманнской теории образования Древнерусского государства. Её создателями стали немецкие учёные Г. - Ф. Миллер, Г.- З. Байер, в ХVIII в. приглашённые работать в Россию императрицей Елизаветой Петровной. Немецкие учёные утверждали, что создание государственности на Руси - результат действия варягов.

Норманнская теория! в ней преувеличивалась роль скандинавских воинов в становлении восточнолавянской государственности.Преуменьшать же роль варягов в политических процессах,происходивших в славянском обществе,тоже неправильно поскольку можно скказать (по фактам),что государство восточных славян сложилось не благодаря скандинавам,но при их участии.

 

 

Органы власти в XVIII в.

В начале 1726 г. для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Верховный тайный совет. Сенат фактически превратился в одну из коллегий — Верховный тайный совет рассматривал жалобы на действия Сената, подбирал кандидатуры сенаторов и др.В середине 1726 г. Верховный тайный совет получил законодательные полномочия. Законы подписывались императрицей Екатериной I или Верховным тайным советом.В 1730 г. Верховный тайный совет как орган управления был ликвидирован.Место Верховного тайного совета в 1731 г. занял кабинет министров. В 1735 г. кабинет получил законодательные полномочия. В 1741 г. кабинет министров как высший орган государственной власти был упразднен. На его месте создается другой центральный орган, решающий вопросы гос.управления— кабинет Ее Величества (императрицы Елизаветы Петровны).За время своего существования высший совещательный орган сохранял широкие полномочия в различных областях гос.управления: законотворчестве, налогообложении, внешней политике, назначении на должности и т. д.После смерти Петра I роль сената как высшего органа управления стала снижаться. Влияние сената усилилось только в 1744 г. В структуру сената входили четыре департамента:Духовных, Финансовых, Торгово-промышленных и Судебных дел.В период царствования Ивана Антоновича и Анны Леопольдовны значение сената как органа, руководившего деятельностью центральных органов управления, снова снизилось. Над ним был усилен контроль кабинета министров. При императрице Елизавете Петровне роль сената вновь значительно возрастает. Сенат наделяется законодательными и судебными полномочиями. К его компетенции стали относиться все вопросы гос.управления.В период царствования Екатерины II снова было пересмотрено положение сената. К 1763 г. сенат стал высшим административно-судебным органом, в состав которого входило шесть департаментов: гос.финансы и секретное делопроизводство, судебные дела, дела провинций, военные дела, местная администрация, местные суды. Часть судебных и законодательных полномочий была передана Совету при высочайшем дворе, созданному в 1769 г.Павел I рассматривал сенат как судебное учреждение и Предлагал разделить его на два департамента: уголовных и гражданских дел.С 1801 г. сенат окончательно становится высшей судебной инстанцией.

 

Суд в XVIII в.

При Петре1 были сделаны первые попытки отделить суд от администрации.Для этого создавались надворные и нижние суды,подчиненные Юстиц-коллегии.Был создан военный суд,духовный суд. Но судебная ф-ия сохранялась и у многих административных органов.В конце правления Петра1 суды были ликвидированы,их ф-ии перешли к губернаторам и воеводам.Но их деят-ть вызывала много нареканий и Екатерина2 создала на местах сословные суды.Для дворян был уездный суд(первая инстанция)состоял из уездного судьи и двух заседателей и верхний земский суд(вторая инстанция).Для горожан первой инстанцией был городской магистрат,вторая инстанция-губернский магистрат.Для крестьян первая инстанция-нижняя расправа,вторая инстанция-верхняя расправа. Также в каждой губернии создавались совестные суды,рассматривающие гражданские дела в примирительном порядке и некоторые уголовные.При вынесении приговора они руководствовались «естественной справедливостью».Над всеми судебными местами губернии в кач-ве высшей апелляционной и ревизионной инстанции стояли две палаты уголовного и гражданского суда.В Петербурге и Москве создавались надворные суды.Высшим судебным органом в гос-ве был Сенат.По мере укрепления абсолютизма суд должен был стать быстрым и решительным орудием в руках гос-ва для пресечения любых попыток нарушения установленного порядка.От судебных органов требовалось,чтобы они стремились не столько к уяснению личности,сколько к устрашению народа.

 

 

Полиция в XVIII в.

 

Вначале 18 в. В системе гос.аппарата появилась полиция. К компетенции полицейских органов относились: охрана порядка, борьба с преступностью, поимка беглых, городское благоустройство, контроль за ценами и др.В 1782 г. В соответствии с Уставом благочиния в городах стали создаваться новые полицейские органы — управы благочиния. Они подчинялись губернскому правлению. В состав управ входили городничие (в столицах— полицмейстеры), приставы по уголовным и гражданским делам и два ратмана, избиравшихся горожанами.Территория города делилась на полицейские части во главе с частным приставом. Часть разделялась на кварталы, возглавлявшиеся квартальными надзирателями и поручиками. Кварталы делились на дворы.В компетенцию управы благочиния входили: дознание и розыск, задержание преступников, исполнением законов, наблюдение за порядком, исполнение решений губернского правления и судов, пресечение нарушений, рассмотрение мелких уголовных дел и др.В ведении полицейских органов находились городские тюрьмы. Для содержания политических и особо опасных преступников создавались специальные тюрьмы и крепости.По Учреждению об управлении губерниями, изданному в 1775 г., стали создаваться смирительные дома, в которых содержались лица, не совершившие никаких преступлений, но подвергнутые заключению в административном порядке и обвиненные в «непотребном и невоздержанном житии».В 1775 г. Были созданы работные дома, предназначавшиеся для содержания неимущих. Они были заняты на самых тяжелых работах в системе мануфактурных и других государственных производств.В 1718г. Была образована тайная канцелярия — новый карательный орган. В 1726 г. Этот орган был упразднен. Ее контрольно-розыскные и надзорные функции перешли сначала к сенату и Верховному тайному совету, а затем к созданной в 1731 г. Канцелярии тайных розыскных дел. После ликвидации в 1762 г. Канцелярии функции тайной полиции были возложены на Тайную экспедицию сената, находящуюся под контролем императрицы Екатерины 2.

 

 

Закон «О состояниях» 1832г.

Каждая соц.группа населения имела присущий ей набор прав и обязанностей.Все население разделялось на три большие группы:природные российские обыватели,инородцы,иностранцы.Городское и сельское население на 4 сословия(дворянство,духовенство,гор.обыватели,сельские обыватели).Высшим сословием было дворянство(потомственное и личное).Им принадлежало право владеть населенными имениями,вступать в гос.службу,участвовать в органах дворянского самоуправления.Духовенство считалось привилегированнымсословием и не несло гос.повинностей.Горожане делились на 5 разрядов:1.Гильдейское купечество и почетные граждане(были освобождены от подушного оклада,от рекрутской повинности и имели право участвовать в гор.выборах)2.Мещане или посадские(несли подушную подать и рекрутскую повинность).3.Ремесленники или цеховые(имели такие же права как мещане).4.Вольные люди в Западных и Прибалтийских губерниях.5.Рабочие люди.В 19в.предпринимались попытки урегулировать отношения между помещиками и крепостными.Был принят указ «О вольных хлебопашцах»,кот.допускал отпускать крестьян на свободу по договоренности с помещиком.В 1842г.принимается Указ «Об обязанных крестьянах»,согласно которому крепостные освобождались без земли и должны были платить повинности.В 1837г.создается Министерство гос.имуществ для управления казенными землями и лесами.Создаются местные органы управления сельскими обывателями.По реформе была создана система учебных,медицинских и др.заведений. В 1839 издается Сельский полицейский устав,функции поддержания общественного порядка возлагались на старост,сотских и десятских.Одновременно вводился Сельский судебный устав.Но все эти меры носили половинчатый хар-р и не могли решить наиболее острой проблемы общ-ной жизни того периода.Иностранцы имели право свободного въезда и выезда.Они могли получать почетное гражданство,но им запрещалось иметь населенные имения и крепостных.Правовое положение подданных империи регистрировалось гос-вом в актах состояния.

 

Земская реформа 1864г.

Земская реформа 1864г. была проведена на основе Положения о губернских и уездных земских учреждениях, принятого 1 января 1864 г.В ходе реформы создавались органы местного самоуправления: в губерниях и уездах избирались земские собрания и управы. На них возлагались: ведение местных хозяйственных дел; содержание земских зданий и путей сообщения; строительство и содержание школ и больниц; мероприятия по благотворительности; попечение о развитии местной торговли и промышленности; санитарные меры и др.Губернские и уездные земские собрания, а также земские управы были выборными органами. Собрания и управы возглавлялись выборными председателями. Земское собрание и земская управа избирались сроком на три года.Выборы проходили по трем избирательным куриям:1.курия уездных землевладельцев состояла главным образом из дворян-помещиков, для участия требовался высокий имущественный ценз;2.городская курия, для участия в которой необходимо было отвечать достаточно высокому имущественному цензу;3.сельская курия, для участия в которой имущественный ценз не был установлен, введена следующая система выборов— крестьяне, собравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое избирало земских гласных.Земская реформа 1864 г. положительно сказалась на развитии местного хозяйства, промышленности, средств связи, системы здравоохранения и народного просвещения. Земские органы способствовали становлению общественно-политической жизни, стали своеобразной политической школой, через которую прошли представители либерального и демократического общественных направлений.Однако реформа не сформировала централизованной системы управления. Деятельность земских органов контролировалась губернаторами и Министерством внутренних дел, которые могли отменять любые их решения. Отсутствие достаточных материальных ресурсов усиливало зависимость земств от правительственных органов.

 

Городская реформа 1870 г.

Городская реформа 1870г. была проведена на основе Городового положения, принятого 16 июля 1870 г.Положение предусматривало создание следующей системы органов городского самоуправления: городское избирательное собрание, Городская дума и городская управа. Главой думы и управы был городской голова, утверждаемый в своей должности губернатором или министром внутренних дел.Городская дума и управа избирались на срок в четыре года, причем половина состава управы должна была обновляться через каждые два года. Споры между думой и управой разрешал губернатор.Компетенция Городской думы включала вопросы о назначении выборных должностных лиц, установлении городских сборов (на право торговли, на содержание трактиров, постоялых дворов и т. д.), о приобретении городской недвижимости, ведении местных хозяйственных дел и др. Выборы в Городскую думу проходили на основе имущественного ценза и ценза оседлости. В соответствии с ними все городские избиратели делились на три группы, каждая из которых избирала треть состава городской думы. Избирательным правом обладали лица, достигшие 25-летнего возраста, владеющие недвижимостью или торгово-промышленными предприятиями, и другие мелкие собственники, занимающиеся промыслами, торговлей и т. п. Рабочие, низшие служащие, подследственные, лишенные духовного сана и многие другие к выборам не допускались. Голосование было тайным.Создание новых органов самоуправления положительно сказалось на торгово-промышленном развитии го-родов, системе здравоохранения и народного просвещения, а также способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни. Вместе с тем органы городского самоуправления, как и земские органы, находились под постоянным контролем государственных административных и полицейских учреждений.

 

 

Судоустройство по «Учреждению судебных установлений» 1864 г.

Судебная система состояла из местных и общих судебных органов. К местным судебным органам относились мировые судьи и съезды мировых судей.Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Кандидаты в мировые судьи должны были отвечать ряду требований, в том числе высокому имущественному и образовательному цензу. Деятельность мировых судей осуществлялась в пределах мировых участков, составлявших мировой округ.Мировые судьи округа образовывали съезд мировых судей, являвшихся апелляционной инстанцией для мировых судов.Основаниями для рассмотрения дела в мировом суде являлись: жалоба частных лиц, сообщения полицейских и других административных органов, инициатива самого мирового судьи. Мировые судьи рассматривали дела единолично, процесс был устным и публичным.К общим судебным органам относились окружные суды и судебные палаты.Окружные суды создавались на несколько уездов. В состав окружных судов входили председатель и члены суда, назначаемые императором по представлений министра юстиции. К кандидатам на эти судебные должности предъявлялся ряд требований: имущественный и образовательный ценз, стаж работы, соответствие классово-политическим требованиям и т. д.Окружной суд рассматривал как гражданские, так и уголовные дела.Заседание суда проходило коллегиально: в нем участвовали председатель и два члена суда либо председатель и присяжные заседатели.Проведение предварительного следствия возлагалось на судебных следователей, действовавших при окружных судах.Судебные палаты создавались в качестве апелляционной инстанции по делам, рассматривавшимся окружными судами без участия присяжных заседателей, и первой инстанцией по наиболее важным делам (государственные, должностные, религиозные и др.преступления).Судебные палаты учреждались по одной на несколько губерний, их общее число составляло 11 (позднее 14) на всю Россию. Палаты состояли из двух департаментов — гражданского и уголовного, которые возглавляли председатели. При судебных палатах состояли прокуроры, следователи и присяжные поверенные.Высшим судебным органам России оставался сенат. Он был кассационной инстанцией для всех судебных органов гос-ва, а также судом первой инстанции по делам особой важности.

 

Содержание Конституции РСФСР 1918 г.

10 июля 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов была принята первая советская Конституция и избран новый состав ВЦИК. 19 июля 1918 г. с момента опубликования в «Известиях

 

ВЦИК» Конституция вступила в действие. Конституция РСФСР состояла из шести разделов:1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.2. Общие положения Конституции РСФСР.3. Конструкция Советской власти.4. Активное и пассивное избирательное право.5. Бюджетное право.6: О гербе и флаге РСФСР. Конституции РСФСР определяли политическую основу гос-ва — система Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и социальную основу — диктатура пролетариата в форме Республики Советов.В Основном законе нашли отражение важнейшие экономические преобразования Советского государства: национализация земли, транспорта, банков и промышленности.Конституция закрепила федеративный принцип гос.устройства РСФСР.Высшим органом власти объявлялся Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а в период между съездами — избираемый им Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК).ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. ВЦИК формировал Правительство РСФСР — Совет Народных Комиссаров. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, городские и сельские Советы. Конституцией закреплялась следующая избирательная система. В выборах участвовали представители только трудящихся социальных групп. Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались трудящиеся, достигшие 18 лет, независимо от пола, национальности, вероисповедания и т. д. Рабочие имели преимущество при выборах перед крестьянами. Избиратели имели право отозвать своего депутата.

Судебная реформа 1922г.

31 октября 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о судоустройстве РСФСР, положившее начало новой судебной реформе. Положение вводилось в действие на всей территории РСФСР с 1 января 1923 г.Данным нормативным актом создавалась единая судебная система:1.народный суд в составе постоянного народного судьи;2.народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей;3.губернский суд;4.Верховный суд РСФСР и его коллегии.Параллельно с единой системой народных судов РСФСР действовали специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии при СТО и губернских экономических совещаниях.Верховный суд РСФСР включал Президиум, Пленум и семь коллегий: две судебные (по уголовным и гражданским делам), две кассационные, военную, военно-транспортную и дисциплинарную. Состав Верховного суда избирался ВЦИК.Верховный суд РСФСР был надзорной инстанцией для всех судебных органов, кассационной — для губернских судов, первой инстанцией — по делам об особо опасных преступлениях.Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих.29 октября 1924 г. были утверждены Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик. На судебные органы возлагались следующие задачи: ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, защита интересов и прав трудящихся, правовое воспитание и др.Положение о судоустройстве 1922 г. изменило систему революционных трибуналов. Упразднялись общие революционные трибуналы, сокращалось количество военно-транспортных трибуналов.Осуществление предварительного следствия возлагалось на народных следователей, действующих при отдельных судебных учреждениях, следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста. Деятельность народных следователей находилась под контролем органов прокуратуры и губернских судов.

 

Содержание Конституции СССР 1936г. – форма собственности, органы власти и центрального управления, избирательная система.

5 декабря 1936г. VIII Чрезвычайным съездом Советов СССР была утверждена новая Конституция СССР.Политической основой СССР являлись Советы депутатов трудящихся, экономической основой — социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства.Конституция СССР 1936 г. преобразовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся.Провозглашалось, что Конституция закрепила победу в СССР социалистических общественных отношений и создание таких основ социализма, как ликвидация эксплуататорских классов, господство социалистической собственности, наличие дружественных классов — рабочих, крестьян и народной интеллигенции, наличие всеобщего избирательного права и др.Глава XI Конституции была посвящена избирательной системе СССР. Она закрепила всеобщее избирательное право при тайном голосовании. Избирательное право предоставлялось гражданам СССР с 18 лет. Право выставления кандидатов в депутаты предоставлялось общественным организациям и обществам трудящихся: коммунистическим партийным организациям, профессиональным союзам, кооперативам, организациям молодежи, культурным обществам. Каждый депутат обязан был отчитываться о своей работе и о работе соответствующего Совета и мог быть в любое время отозван по решению большинства избирателей. Каждый гражданин имел один голос и все граждане участвовали в выборах на равных основаниях. Женщины пользовались правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами. Граждане, состоявшие в рядах Красной Армии, пользовались правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами. Не участвовали в выборах умалишенные и лица, осужденные судом с лишением избирательных прав.Конституция СССР 1936г.объявила СССР союзным гос-вом,образованным на основе добровольного объединения равноправных Советских Социалистических республик.Но по сути СССР явл.унитарным гос-вом так как без ведома высших органов гос.власти СССР союзные республики не могли решить какой либо важный вопрос.

 

Содержание Конституции СССР 1977г.

7 октября 1977 г. на Внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР была принята новая Конституция СССР. Она сохранила свою преемственность по отношению к предшествующим Конституциям.Политическую основу СССР составляли Советы народных депутатов, экономическую основу— социалистическая собственность на средства производства.В Конституции констатировалось построение развитого социалистического общества и создание общенародного государства.Закреплялась «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии.Конституция СССР 1977 г. состояла из 174 статей, сведенных в 9 разделов:1. Основы общественного строя и политики.2.Государство и личность.3.Национально-государственное устройство.4.Советы народных депутатов и порядок их избрания.5.Высшие органы власти и управления.6.Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках.7.Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор.8.Герб, флаг, гимн и столица.9.Действие Конституции и порядок ее применения.

 

Конституция закрепляла новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, критику действий государственных и общественных организаций и т. д. Закреплялись права на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свободу творчества. За всеми союзными республиками признавалось право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза.

 

Вскоре после принятия Конституции СССР, в апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, утвержденный 12 апреля Верховным Советом РСФСР. Эта Конституция соответствовала Основному закону СССР и в значительной степени повторяла его главные положения.

Предмет, метод, периодизация истории отечественного государства и права.

Предмет - изучение возникновения, развития и смены типов и форм государства и права, закономерностей и особенностей конкретных государств народов России, развития государственно-правовых явлений в их целостности, единстве, взаимосвязи, взаимозависимости.

Метод  1) диалектический – изучение государственно-правовых явлений в их связи, взаимозависимости, в непрерывном движении, развитии, в основе которых лежат способ производства, классовая борьба, антагонистические общественно-экономические формации, народные массы, внешнеполитические и географические факторы, религия, исторические традиции;  2) исторический – государство и право как изменяющееся во времени, развивающееся явление, как оно возникло, какие главные этапы проходило; 3) сравнительный – сравнительное изучение государственно-правовых явлений нашей страны и других стран. Периодизация

 

В основе периодизации лежит тип государства и права, соответствующий определенной общественно-экономической формации, способу производства, типу производственных отношений и собственности.

 

1) рабовладельческий

2) феодальный (IX в. - сер. XII в. – Древнерусское государство и право (феодальное): - становление феодализма, - формирование 2 классов – феодалов и крестьянства- раннефеодальная монархия (сюзеренитет-вассалитет), - десятичная система управления вытесняется вотчинной, - создается феодальное право, крупнейшая кодификация - Русская Правда, - натуральный характер экономики)

3) капиталистический (1861г. – крестьянская реформа – начало этапа утверждения и развития капитализма и капиталистических отношений: - буржуазная монархия, - крестьянская, судебная, земская, городская, военная реформы, контрреформы феодалов)

4) социалистический (1917 г. – Великая Октябрьская социалистическая революция: - уничтожение буржуазного типа государства и права, - возникновение социалистического типа государства и права)


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.