Либретто А.Мельяка и Ф.Жилля — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Либретто А.Мельяка и Ф.Жилля

2021-01-29 127
Либретто А.Мельяка и Ф.Жилля 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Действующие лица

 

Манон (сопрано)

Де Грие (тенор)

Леско (баритон)

Граф де Грие (бас)

Гильо (тенор)

Бретиньи (баритон)

Пусетта (сопрано)

Жавотга (сопрано)

Розетта (меццо‑сопрано)

Действие происходит во Франции в начале XVIII века.

Действие первое. Город Амьен. Горожане на площади близ гостиницы ждут прибытия почтового дилижанса. Здесь же гвардеец Леско, он встречает кузину, шестнадцатилетнюю Манон. Рядом у гостиницы веселится с девицами компания парижан, среди них богачи Бретиньи и Гильо. Подкатывает дилижанс. Леско рад сестре. Та грустна. Родители, стремясь пресечь ее склонности к развлечениям, отправляют её в монастырь. Леско просит Манон никуда не отлучаться, он сейчас распорядится насчет багажа и вернётся. К девушке подходит, покинув компанию, Гильо, с ходу зазывающий красавицу в Париж.

Вернувшийся Леско возмущён и готов с кулаками броситься на ловеласа. Леско уже сомневается в том, может ли он оставить хоть на минуту кузину, но друзья предлагают выпить по стаканчику, и он, дав ей наставления, снова ненадолго удаляется. На опустевшей площади показывается молодой кавалер де Грие, он прощается с городом, в котором учился, и собирается домой к отцу. Его взор встречается со взглядом Манон. Завязывается разговор. Юноша сочувствует судьбе, уготованной Манон, и предлагает ей помощь. Единственный выход – бежать в Париж, где её вряд ли отыщут. Согласна ли девушка связать свою судьбу с приглянувшимся ей незнакомцем? Да. К тому же можно воспользоваться экипажем Гильо, на котором тот также предлагал ей уехать в Париж. Тем временем в гостинице переполох. Леско не может найти кузины, Гильо ищет экипаж.

Разобравшись, Леско проклинает всё и вся, а Гильо, обиженный тем, что им пренебрегли, клянётся отомстить.

Действие второе. В маленькой парижской квартире счастливо живут молодые. Де Грие мечтает о браке и решается написать отцу, прося его благословения. Неожиданно появляется Леско, которому удалось отыскать беглецов в Париже. С ним Бретиньи, переодетый в форму стражника. Леско грозит, что пришёл к де Грие рассчитаться за кузину, но, ознакомившись с письмом того к отцу, изменяет мнение о нём и готов к примирению. Улучив момент, к Манон подходит Бретиньи. Он тоже влюблён в красавицу и уговаривает её оставить уже весьма стеснённого в средствах возлюбленного, обещая роскошную жизнь. Ветреная

Манон колеблется. Гости уходят. Молодые вновь одни. Раздаётся стук, де Грие безмятежно открывает дверь и оказывается схваченным слугами отца. Эго Бретиньи предательски сообщил графу де Грие о местопребывании сына. Несмотря на отчаянное сопротивление, юношу отправляют в родительский дом. Манон рыдает.

Действие третье. Прошло два года. На парижской улице прогуливаются Гильо и Бретиньи. Бретиньи требует, чтобы приятель перестал преследовать Манон, которая поселилась в особняке Бретиньи и ведёт роскошную жизнь звезды полусвета.

Появляется Манон. Её окружает свита блестящей столичной молодёжи. В толпе говорят о де Грие. Обрывки разговора доносятся до Манон. Она узнаёт, что тот стал священником и посвятил себя служению богу. Манон взволнована. Внезапно она заливается слезами. Напрасно Бретиньи пытается её успокоить. Неожиданно оставив весёлую компанию, она, взяв карету, отправляется в семинарию, где живёт де Грие. Ворвавшись к нему в келью, Манон бросается к ногам бывшего возлюбленного со слезами раскаяния и мольбами о прощении. Не совладав с искушением, де Грие вместе с любимой покидает стены обители.

Действие четвертое. Игорный дом. Поиздержавшийся Леско пытается здесь поправить своё положение. В разгаре игры появляются де Грие с Манон, которые тоже без денег и пытаются поймать удачу. Леско уговаривает де Грие рискнуть, ведь новичкам всегда везёт. Тот неохотно соглашается. Противником оказывается Гильо. Трижды удача приходит к де Грие. Гильо взбешён и обвиняет его в шулерстве. Появляется полиция, и Гильо во всеуслышанье называет де Грие мошенником, а Манон сообщницей. Обоих арестовывают. Однако, если связи отца помогают вызволить сына из тюрьмы, то у Манон другая участь – ссылка.

Действие пятое. На дороге, ведущей в Гавр, где скоро должна появиться партия ссыльных, де Грие пытается что‑нибудь придумать для спасения возлюбленной. Путём подкупа конвоира ему удаётся остаться наедине с несчастной Манон. Пора бежать. Но бурные события подточили силы Манон. Она умирает на глазах любимого.

 

Манон Леско

Опера в четырёх действиях

Либретто Иллики

 

Действующие лица

 

Манон Леско (сопрано)

Леско, сержант королевской гвардии, её кузен (баритон)

Шеваль Рене де Грие, студент (тенор)

Геронт ди Равуар, государственный казначей (бас)

Эдмунд, студент (тенор)

Хозяин гостиницы (бас)

Танцмейстер (тенор)

Музыкант (меццо‑сопрано)

Сержант стрелков (бас)

Фонарщик (тенор)

Комендант порта (бас)

 

Действие происходит в Амьене, Париже, Гавре и Америке в 1721 году.

Действие первое. Площадь перед почтовой станцией в Амьене с постоялым двором. Пёстрая толпа гуляющих: студенты, девушки, солдаты, горожане и горожанки. Вечер. Группа студентов развлекается игрой в карты. Студент Эдмунд приветствует прекрасный вечер и поёт мадригал в честь юных дев. Прочие студенты вторят ему. Входит студент Шеваль де Грие, нахмуренный и мрачный. Студенты говорят, что он сегодня не в духе, и приписывают это настроение неудаче в любви. Он отпирается, скромно говоря, что ему любовь не знакома; студенты же называют его победителем женских сердец, но верным хранителем тайн. Слышны звуки почтовой трубы. Подъезжает дилижанс, из которого выходят сержант Леско, его кузина Манон и старый сановник Геронт. Уходя в гостиницу, Леско знаками приказывает Манон дождаться его на площади. Студенты любуются красотой Манон. Де Грие заводит разговор с Манон, в которую он влюблён, и узнаёт, что по желанию своих родителей она уходит в монастырь, куда теперь и едет в сопровождении своего брата. Он отговаривает её от этого поступка и уверяет её в том, что всё изменится к лучшему. Их дальнейшей дружеской беседе мешает Леско, зовущий Манон. Они договариваются встретиться ещё раз. Манон уходит. Де Грие в восторге от красоты, детской наивности и скромности Манон.

Студенты дразнят де Грие его любовью. Он сердито уходит. Геронт, прогуливаясь по площади с Леско, уговаривает не давать своего согласия на уход в монастырь хорошенькой Манон. Эдмунд следит за Леско и Геронтом. Геронт приглашает Леско на ужин и просит его лишь подождать немного, потому что ему необходимо приказать хозяину. Геронт уходит. Леско не в состоянии равнодушно смотреть на игру студентов. Он присоединяется к играющим. Между тем Геронт велит хозяину приготовить экипаж для него и его знакомой дамы, с которой он собирается уехать в Париж. Эдмунд прислушивается к их разговору. Возвращается де Грие. Эдмунд сообщает ему о том, что старик Геронт намерен похитить его возлюбленную, и обещает огорчённому товарищу свою помощь. Затем он подходит к студентам и шепчется с некоторыми из них. Игра продолжается. Леско пьёт со студентами. Манон выходит на условленное свидание с де Грие. Они объясняются друг другу в любви, и де Грие предлагает ей руку и сердце. Манон говорит, что для него брак с ней невыгоден, потому что она не знатна и не богата, но де Грие говорит, что её любовь даст ему счастье. Манон в восторге. Полупьяный Леско требует ещё вина. Манон, услышав голос Леско, хочет уйти, но де Грие удерживает её и рассказывает, что старик Геронт намерен её увезти. Эдмунд сообщает, что лошади готовы, и советует предупредить Геронта. После настоятельных просьб де Грие Манон соглашается бежать с ним. Эдмунд даёт де Грие свой плащ, и все трое убегают. Убедившись в том, что Леско поглощён игрой, Геронт зовёт хозяина и спрашивает его, всё ли готово. Хозяин отвечает утвердительно; Геронт велит ему доложить о себе Манон. Эдмунд подходит к Геронту и, указывая на дорогу, ведущую в Париж, извещает его, что Манон убежала со студентом. Геронт в страшном волнении рассказывает о случившемся полупьяному Леско, но тот успокаивает его, говоря, что Манон бросит студента, как только кошелёк его опустеет, а это, конечно, случится в ближайшем будущем. Он её найдёт, и тогда Геронт сумеет взять её под своё попечение. Студенты смеются над растерявшимся стариком, а Леско угрожает им. Студенты, отшучиваясь, расходятся.

Действие второе. Париж. Гостиная в доме Геронта. Манон сидит за туалетом. Парикмахер с подмастерьями возятся около неё. Туалет, наконец, готов. Парикмахер с помощниками уходят. Леско восхищается роскошной обстановкой и туалетом Манон, вспоминает о том, как скверно жилось ей с де Грие, и говорит, что, если бы он не свёл её с Геронтом, она бы до сих пор бедствовала. Манон расспрашивает брата про де Грие, с грустью вспоминая его нежные речи и ласки и своё счастье с ним в тихом уголке. Леско говорит, что де Грие с ума сходит от горя с тех пор, как Манон его бросила. Он, Леско, успел подружиться с де Грие и поэтому намерен указать ему местопребывание Манон и устроить так, чтобы де Грие украл её у Геронта. Манон снова предаётся грустным размышлениям, мечтает о возвращении де Грие и жалеет его. Потом она начинает любоваться собой перед зеркалом и спрашивает брата, хороша ли она и к лицу ли ей туалет. Леско восхищается ею. Входят наёмные музыканты, которые исполняют сочинённые Геронтом мадригалы, воспевающие красоту Манон и любовь к ней Геронта. Она даёт Леско кошелёк, прося расплатиться с музыкантами, но он ограничивается тем, что хвалит их искусство, а деньги кладёт в карман.

Появляется Геронт в сопровождении танцмейстера. Манон спешит ему навстречу. Леско удаляется. Входят друзья Геронта: все почтенные разодетые старички, маркизы и аббаты. Танцмейстер обучает Манон танцевать менуэт. Старички восхищаются её грациозностью и красотой. Манон благодарит их за похвалы. Геронт танцует с Манон. Гости в восторге от чудной парочки.

Манон кокетничает с Геронтом. После танцев гости вместе с Геронтом уходят. Манон, любуясь собой перед зеркалом, говорит, что затмит всех своей красотой. Вдруг появляется де Грие. Он упрекает её за её легкомысленное поведение. Манон на коленях молит о прощении и, указывая на роскошь и богатство, которое её окружает, говорит, что до сих пор любит одного его, де Грие.

Тот не может устоять против её ласк и прощает её. Они бросаются в объятия друг друга и предаются воспоминаниям о прежней любви. В то время, когда они поют любовный дуэт, входит Геронт и останавливается, поряжённый. Манон вскрикивает. Геронт укоряет Манон в неблагодарности и напоминает ей о благодеяниях, которые он ей оказал, и о своей любви к ней. Манон, подставляя к его лицу зеркало, велит ему посмотреть сначала на себя, а затем на неё и на де Грие. Оскорблённый Геронт насмешливо желает влюблённой парочке счастья и всякого благополучия и уходит, обещая скоро явиться опять. Манон довольна своей свободой, де Грие же озабочен и советует бежать немедленно, но она медлит, жалея о сокровищах, которые ей придётся здесь оставить. Внезапно вбегает Леско и предлагает обоим как можно скорее бежать, так как Геронт донёс властям о том, что Манон – куртизанка, и сейчас должна явиться стража, чтобы арестовать её. Ей угрожает высылка из Франции. Де Грие обещает мстить Геронту и торопит Манон, но та не желает расставаться со своими драгоценностями и начинает собирать их, пока, наконец, выбраться из дома уже не представляется возможным: появляется Геронт со стражей, которая арестовывает

Манон, причём из её мантильи выпадают все драгоценности. Де Грие со шпагой в руках хочет броситься на Геронта, но Леско удерживает его, говоря, что некому будет заступиться за Манон, если он тоже будет арестован. Де Грие решает следовать за

Манон повсюду, хоть бы и на край света.

Действие третье. Гавр. Площадь у порта. Тюрьма, охраняемая часовым. На море видна часть военного корабля. Светает.

Манон из Парижа отправлена в Гавр, где заключена в пересыльную тюрьму. Леско и де Грие, желая спасти её, последовали за ней в Гавр. Стоя на площади перед тюрьмой, Леско говорит де Грие, что он подкупил часового, который даст им возможность освободить Манон. Де Грие жалуется на свою судьбу и в отчаянии говорит, что готов приветствовать смерть как искупление.

Меняется караул. По знаку, данному Леско, часовой уходит. Леско осторожно стучит в решётку тюрьмы. Окно открывается.

Показывается Манон. Де Грие клянётся никогда не расставаться с ней и просит её поспешить к крепостным воротам, где её уже ожидает Леско с друзьями. Манон, предчувствуя беду, боится совершить побег. Де Грие горячо умоляет её торопиться. Она, наконец, соглашается. Вдруг раздаётся выстрел. Слышны голоса: «К оружию!» Вбегает Леско с известием, что их план открыт и что необходимо спасаться. Де Грие не согласен бежать и обнажает шпагу, но Леско называет его безумцем, а Манон умоляет его беречь свою жизнь. Манон исчезает, а Леско увлекает за собой де Грие. Привлечённые выстрелами, сбегаются горожане, спрашивая друг у друга, что случилось. Ворота тюрьмы отпираются, выходит отряд солдат, конвоирующих закованных в цепи женщин, отправляемых во французскую колонию в Северной Америке. Сержант начинает перекличку. Знаменитые когда‑то куртизанки проходят перед ним. Одни из них дерзко смотрят на окружающих, другие равнодушно улыбаются. Собравшаяся толпа одним сочувствует, другим выражает презрение. Манон проходит медленно, опустив голову. Леско говорит народу, что её совратили и расстроили её брак с любимым человеком. Манон в трогательной песне прощается с де Грие и советует ему вернуться к отцу и забыть навсегда свою Манон. Де Грие вне себя от горя. Окончив перекличку, сержант велит куртизанкам отправляться на корабль и толкает Манон, стоящую возле де Грие. В последнюю минуту де Грие делает попытку вырвать

Манон из рук сержанта; толпа поддерживает его, но, услышав голос коменданта порта, все смиряются. Де Грие умоляет коменданта взять его на корабль в качестве рабочего. Комендант разрешает. Де Грие благодарит его, а затем бросается к стоящей на палубе Манон с сияющим от счастья лицом и протянутыми к нему руками. Леско некоторое время смотрит на эту нежную сцену и потом, покачав головой, удаляется.

Действие четвёртое. Америка. Пустыня на границе Нового Орлеана. Пасмурное небо. Вечереет. Манон и де Грие, измученные и обессиленные, медленно движутся. Манон опирается на своего спутника, но, лишившись сил, падает в изнеможении. Она мучается от жажды, но старается скрыть свои страдания от любимого человека. Вскоре она теряет сознание.

Де Грие старается привести её в чувство и плачет, сознавая своё одиночество и будучи не в силах помочь ей. Манон, приходя в себя, говорит, что его слёзы жгут ей сердце; затем она жалуется на жажду. Как безумный, он оглядывает горизонт, но ничего, кроме беспредельной пустыни, вокруг не видно. Манон просит его поискать, нет ли поблизости какого‑нибудь жилья. Он сначала колеблется, не желая оставлять её одну, но, приняв решение, быстро уходит. Манон, одна, всё более слабея, испытывает страх перед близкой смертью и в бреду проклинает свою красоту, которая довела её до такого состояния.

Возвращается де Грие. Он приносит печальную весть: его поиски были напрасны. Манон боится смерти. Де Грие утешает её.

Между тем, силы Манон иссякают, и ей уже трудно говорить. Манон выражает желание умереть в объятиях возлюбленного. Де

Грие нежно обнимает её и говорит, что хочет умереть вместе с ней. Манон в последний раз напоминает ему о своей страстной любви и умирает от жажды и истощения сил. Де Грие, рыдая, падает замертво на тело Манон.

 

Мария ди Роган

Опера в трёх действиях

 

Действующие лица

Ришар, граф де Шале

Генрих, герцог де Шеврез

Мария, графиня ди Роган

Виконт де Сюз

Арманд де Гонди

Де Фиеск

Обри, секретарь Шале

Действие происходит в Париже во время царствования Людовика XIII.

 

Действие первое. Зала в Луврском дворце. Собираются придворные дамы и кавалеры. Дамы говорят, что дворец, обычно печальный, вдруг осветился и как бы ожил. Кавалеры сообщают друг другу радостную весть о том, что звезда первого министра, всесильного кардинала Ришелье, меркнет. Граф де Шале, выходя из покоев короля, вынимает письмо графини ди

Роган и читает: "Не ездите на охоту – мне надо увидеться с вами". Он удивлён переменой, произошедшей в Марии по отношению к нему: прежде она избегала свидания с ним, а теперь ей необходимо видеть его. Вскоре появляется и сама графиня Мария ди Роган. Она просит Шале заступиться за её друга, герцога де Шевреза. Дело в том, что племянник Ришелье вызвал Шевреза на дуэль и был им убит. Закон осудил Шевреза на казнь, и его смертный приговор подписан. Зная, что король милостив к Шале, Мария просит его постараться, чтобы приговор был отменён. Шале спрашивает, не имеет ли он в Шеврезе соперника, но она торопит его к королю, говоря, что необходимо дорожить каждой минутой. Шале обещает исполнить её желание и прибавляет, что, может быть, он отдаст свою жизнь за жизнь, которую он спасает. Он уходит к королю. Мария говорит про себя, что Шеврез больше чем соперник Шале, ибо он её муж. Полная печали, она с величайшей тревогой ждёт результатов миссии Шале. Но вот выходит королевский лакей и подаёт Марии бумагу. Прочитав о том, что король дарует

Шеврезу свободу, Мария благословляет ту минуту, когда она встретила Шале; её сердце принадлежит ему, хотя она должна скрыть это от света. Мария в сопровождении дам уходит в покои королевы. В это время появляется повеса Гонди, бывший секундантом Шевреза. Все удивлены тем, что он сюда явился, не боясь гнева первого министра Ришелье, но Гонди отвечает, что его падение не подлежит сомнению, и сочувствует де Фиеске, протеже Ришелье, потому что он лишится места капитана королевских стрелков. Вместе с тем Гонди рассказывает, что он вздумал поволочиться за одной красавицей, но старания его были тщетны – красавица осталась сурова, как Лукреция. Чтобы разъяснить себе эту загадку, он стал следить за ней. Что же оказалось? Что красавица по утрам посещает Ришелье. Придворные спрашивают, как её зовут. Гонди называет Марию ди

Роган. Шале, которому известно благородство Марии, называет Гонди клеветником. Тот, вынимая шпагу, вызывает его на дуэль.

Но внезапно появляется герцог де Шеврез, и Шале решает отложить дуэль до завтра. Шеврез, обнимая Шале, рассказывает о том, что он сидел в тюрьме без всякой надежды на избавление, но его спас Шале, за которого он теперь готов отдать свою жизнь. Шале в смущении тихо говорит, что объятия Шевреза душат его, как кольца змеи. Придворные поздравляют Шевреза и велят ему благодарить короля за его милость. Шеврез, заметив смущение Шале и узнав от виконта де Сюз о его ссоре с Гонди, предлагает себя в его секунданты. На замечание Шале, что он уже просил об этом виконта, Шеврез говорит, что в смертельных поединках по закону следует иметь двух секундантов. Входит Мария. Она сообщает услышанную ею от королевы новость об отставке Ришелье. Все, кроме Фрески, кричат: "Да здравствует король!" Шеврез говорит придворным, что он им теперь представит свою супругу. Племянник Ришелье, по воле своего дяди, также искал её руки, но он, Шеврез, убил его на дуэли.

Дабы не навлечь на себя гнев первого министра, он должен был до сих пор скрывать этот брак. К удивлению придворных и к ужасу Шале Шеврез представляет им Марию как свою супругу. Мария сочувствует страданиям Шале, который призывает смерть как спасительницу. Придворные желают счастья супругам. Между тем виконт объявляет о том, что Шале назначен первым министром. Все поздравляют его и пожимают ему руку. Придворные рады падению Ришелье и надеются на лучшее будущее. Шале говорит, что когда‑то мечтал о славе и почестях, надеясь положить их к ногам Марии, но волею судьбы его мечты разбиты. Мария желает ему найти утешение в заботах о родине. Обращаясь к Гонди, Шале говорит, что поединок состоится утром следующего дня у Нельской башни, и уходит вместе с виконтом.

Действие второе. Комната во дворце графа Шале. Шале сидит и пишет письмо перед дуэлью. В отдалении стоит секретарь графа Обри. Из Лувра доносятся звуки музыки. Шале, переставая писать, говорит, что по собственной воле он навсегда расстанется с Марией. На башне Лувра бьёт четыре часа. Шале кончает письмо, снимает с груди медальон и связывает его с письмом. Всё это он прячет в ящик и запирает его на ключ, наказав Обри сломать замок и отнести письмо по адресу в том случае, если он сегодня не вернётся. Обри уходит. Шале, прислушиваясь у дверей спальни, нежно прощается с больной матерью. В комнату врывается Гонди. Он просит позволения отложить дуэль на один час, потому что ему необходимо попрощаться с предметом своей первой любви. Шале не препятствует ему в его желании. Гонди уходит. Появляется Мария в маске. Снимая маску, она сообщает, что король помирился с Ришелье, а последний обвинил его, Шале, в измене. Указ о его аресте уже подписан, вследствие чего ему сейчас же необходимо уехать. За дверью в это время раздаётся голос Шевреза, зовущего Шале. Узнав голос своего мужа, Мария содрогается от ужаса. Шале уводит её в оружейную комнату. Входит Шеврез и напоминает Шале о том, что пора отправиться на поединок. Он, по праву секунданта, желает выбрать лучшую шпагу, чем ту, которую приготовил его друг, и направляется для этого к оружейной комнате, но Шале удерживает его под предлогом, что он разбудит его мать. Заметив маску и поднимая её, Шеврез догадывается, что здесь находится женщина. Он, однако, не желает вмешиваться в секреты своего друга и отправляется на место поединка. С облегчённым сердцем Шале запирает за ним дверь и зовёт Марию, уверяя её в том, что она теперь вне опасности. Мария, слышавшая о поединке, умоляет Шале не идти туда, а сейчас же уехать. Бьёт пять часов. Шале говорит, что в таком случае он будет обесчещен на всю жизнь, но Мария возражает, что граждане должны повиноваться законам, а закон запрещает дуэли. Видя, однако, безуспешность своих доводов, она на коленях просит его сжалиться над своей матерью, которую он убьёт своей смертью. Шале претерпевает адские муки и молит

Марию не увеличивать его страданий. Мария опять напоминает ему о матери и наконец открывает ему, что она его любит. Шале поражён этим признанием; он уже забывает о дуэли, но за дверями раздаётся голос виконта де Сюза, напоминающий, что час, назначенный для дуэли, пришёл и что из‑за отсутствия Шале его место занял Шеврез. При этом известии Шале хватает шпагу, надеясь ещё успеть на место дуэли вовремя. Он говорит Марии, что не боится смерти, потому что она не может принадлежать ему, а без неё не стоит жить, и поспешно уходит, не обращая внимания на её мольбы. Мария уходит вслед за ним.

Действие третье. Зала в замке герцога де Шевреза. Шеврез, раненный в руку, успокаивает Марию, говоря, что рана не опасна. Шале сожалеет о том, что опоздал к дуэли, и укоряет Шевреза, что он его не дождался. Шеврез убеждён в том, что

Шале угрожает смерть, и поэтому принимает меры для спасения своего друга. Он уходит; слуга следует за ним. Мария опасается, что Шеврез узнает о её любви к Шале. Шале даёт клятву, что соединит её судьбу со своей. В сильном волнении входит Обри и докладывает Шале, что стража ворвалась в его дом и захватила все его бумаги. Удалив секретаря, Шале говорит

Марии, что она погибла, ибо письмо, которое он вчера написал ей, и медальон с её портретом теперь находятся в руках первого министра, который, наверное, передаст их её мужу. Он предлагает ей бежать вместе с ним, обещая пощадить её честь.

Слышен слабый стук пружины, в стене отворяется потайная дверь. Мария говорит, что это идёт её муж. Действительно, скоро появляется Шеврез. Он торопит Шале выйти потайным ходом, который выведет их к городской стене; там для него уже приготовлена лошадь. Сказав это, Шеврез уходит. Шале, прощаясь, говорит Марии, что он вернётся сюда, чтобы умереть, если она не придёт к нему через час, и поспешно удаляется в потайную дверь. Мария, оставшись одна, предаётся отчаянию и молит творца спасти её. Возвращается Шеврез и сообщает Марии, что Шале спасён. Появление стражи удивляет его. Мария в ужасе зовёт смерть. Шеврез успокаивает её и затем велит страже войти. Входит де Фиеск, начальник стражи, и докладывает, что королева зовёт Марию к себе. Мария после некоторого колебания ухлдит. После её ухода Фиеск от имени Ришелье просит

Шевреза прочесть присланное ему министром письмо. Он подаёт ему письмо Шале, откуда падает коробка с портретом, и сам на время уходит. Шеврез, рассмотрев письмо, узнаёт почерк Шале и читает: "Быть может, я погибну за тебя!.. Могила скроет от света мою любовь к тебе. Тобою одной буду оплакан я… Возвращаю портрет". Открыв коробку, Шеврез узнаёт портрет своей жены. Таким образом, Шеврез убеждается в том, что Шале под личиной дружбы скрывал злое коварство. Возвращается Фиеск и просит от имени Ришелье указать ему убежище Шале. Шеврез открывает ему, что изменник бежал. В эту минуту ему приходит мысль, не убежала ли Мария вместе с Шале. Он спрашивает слугу, не видел ли тот, куда ушла его супруга. Фиеск говорит, что он распорядился никого не выпускать из этого дома, так что Мария не могла выйти отсюда. Шеврез рад этому. Фиеск надеется догнать Шале и быстро уходит. Шеврез велит слуге позвать герцогиню и наедине оплакивает свое разбитое счастье. Затем он уходит. Появляется Мария, бледная и сильно взволнованная. Она говорит про себя, что её здесь ожидает пытка. Входит

Шеврез с кинжалом в руке, намереваясь убить Марию, но при взгляде на неё в его душе пробуждается сожаление к ней. Он велит слуге уйти и знаком приглашает Марию сесть рядом с ним. Мария, трепеща, следит за движением часовой стрелки. Он напоминает Марии о своей любви к ней, упрекает её в измене и негодует на то, что ему, опозоренному перед целым светом, не удалось даже отомстить за обиду. Мольбы и страдания Марии не трогают его. Бьют часы. Мария отчаянно вскрикивает и бросает взгляд на потайную дверь. Заметив это, Шеврез начинает надеяться на возвращение Шале. Мария с криком "Спаси меня!" падает без чувств к его ногам. Шеврез тащит ее к потайной двери, уверенный в возвращении Шале. Мария просит пощадить его. Между тем входит Шале, который явился сюда, чтобы умереть. Мария хочет предупредить его об опасности, но угрожающий взгляд Шевреза заставляет её молчать. Слуга докладывает, что отряд стрелков ворвался в дом. Шале хочет добровольно сдаться им, но Шеврез удерживает его, говоря, что он сам убьёт его. Он подает Шале пистолет и приказывает помолиться перед смертью. На мольбы Марии о пощаде Шеврез не обращает внимания. Слышатся удары в дверь. Шеврез быстро увлекает Шале в боковую комнату и запирается. Вбегает Фиеск с солдатами и спрашивает, где преступник. Раздаются два выстрела. Мария в ужасе вскакивает. Шеврез возвращается в сильном возбуждении. Фиеск повторяет свой вопрос. Шеврез отвечает, что Шале застрелился, не желая погибнуть от руки палача. Фиеск уходит с несколькими солдатами, чтобы лично убедиться в смерти Шале. Шеврез объявляет Марии о смерти Шале. Она называет его безжалостным. Шеврез говорит, что пощадил её для того, чтобы всю жизнь её мучили упрёки совести. Мария покоряется своей судьбе.

 

Мария Падилла

Опера в трех действиях

Либретто Г. Росси

 

Мария Падилла – фаворитка Пьетро Жестокого из Кастилии. Сюжет в изложении композитора:

Одна девушка соблазнена королём, который клянётся, что женится на ней. Но надо, уверяет он, чтобы она какое‑то довольно длительное время оставалась его возлюбленной, и все знали бы об этом. Только ей одной известно, что она является законной супругой короля. Отец девушки от огорчения сходит с ума. А Мария, узнав, что Пьетро неверен ей, срывает с головы Бьянки французскую корону: "Она моя!" – кричит девушка, а потом убивает себя.

 

Мария Стюарт

Опера в трёх действиях

Либретто Д. Бардари

 

Действующие лица

 

Мария Стюарт (сопрано)

Елизавета I (сопрано)

Лестер (тенор)

Тальбот (бас)

Сесил (баритон)

Действие происходит в Англии в 1587 году.

 

Действие первое. Картина первая. Королева Англии Елизавета должна оповестить собравшийся двор о своей свадьбе с герцогом Анжуйским. Однако она целиком погружена в воспоминания о прежней любви к графу Лестеру. Лорд Сесил и Тальбот напоминают ей о судьбе заточённой в тюрьме королевы Шотландии. Мария Стюарт обвиняется в убийстве мужа. Елизавета недолюбливает Марию: обе королевы были соперницами не только в борьбе за английский престол, но и за любовь графа

Лестера. Сесил хочет для Марии немедленной смертной казни. Тальбот, напротив, молит пощадить узницу. Вошедшему графу

Лестеру Елизавета вручает кольцо, которое тот должен передать французскому посланнику в знак принятия свадебного договора. Разгневанная равнодушием Лестера Елизавета удаляется. Тальбот просит Лестера о заступничестве за Марию и передаёт ему портрет и письмо. При взгляде на портрет любовь Лестера к Марии пробуждается вновь. Вернувшаяся Елизавета с подозрением наблюдает за поведением своего возлюбленного и, наконец, отбирает у Лестера письмо Марии. Лестеру всё же удаётся уговорить рассерженную королеву встретиться с узницей. Но её сомнения в верности Лестера, из‑за его хлопот о судьбе Марии Стюарт, превращаются в ожесточённую уверенность.

Картина вторая. Мария Стюарт со своей наперсницей Анной томится в тюрьме. Приближающийся звук королевской охоты приводит Марию в волнение. Каким будет предстоящий разговор с Елизаветой? Вбегает Лестер и пытается рассеять её тревогу признаниями в любви, вселяя надежду на освобождение. Появляется королева Англии, объясняя свой приход всего лишь случайностью. Когда Мария предстаёт перед ней, королева пытается оскорблениями вывести её из терпения. Наконец, и просьбы Марии заменяются открытым выражением гнева: она опровергает права Елизаветы на английский престол. Взбешённая

Елизавета приказывает взять Марию под стражу. Её смерть становится уже решённым вопросом.

Действие второе. Картина первая. Елизавета всё ещё не решается подписать Марии смертный приговор. Даже уверения

Сесила в том, что никто не сможет упрекнуть её в казни соперницы, не могут успокоить королеву. Появляется Лестер, чтобы просить о милости для Марии. Мучимая ревностью, Елизавета гневно отдаёт распоряжение о казни и приказывает Лестеру присутствовать на ней свидетелем.

Картина вторая. Мария выходит к своим слугам, которые совершают приготовления к казни. Она молит бога о прощении своего палача и соперницы. Напрасно Лестер пытается отложить казнь. Мария прощается с ним и, в сопровождении Анны, восходит на эшафот.

 

Маркиз Тюльпан

Опера в одном действии

Либретто Пьетро Кьяри

 

Герои оперы: купец Тюльпан, «помешанный» на знатных титулах, решивший женить своего сына только на графине; юная пара

– сын купца Джорджино и крестьянская девушка Веспина, любящие друг друга и ради своего счастья готовые на всевозможные хитрости; молодящаяся графиня Олимпия, мечтающая выйти замуж за любого богатого жениха.

В действии использованы традиционные для комедии переодевания, обманы, ссоры, «Баталии». Конфликт достигает своего апогея, когда перед удивлённым купцом предстают две графини, сначала мнимая – переодетая Веспина, затем истинная –

Олимпия, которую он принимает за самозванку. После боя со слугами Олимпии и разоблачения Веспины выясняется, что молодые люди уже тайно обвенчались. Купцу ничего не остаётся делать, как признать их брак и предложить руку и сердце

Олимпии.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.