Мы все собираем, отдавшись инстинкту, голосу предков человека, ибо человек начал свой путь на Земле, имея единственную экологическую нишу, нишу собирателя. Постарайтесь не забывать об этом. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Мы все собираем, отдавшись инстинкту, голосу предков человека, ибо человек начал свой путь на Земле, имея единственную экологическую нишу, нишу собирателя. Постарайтесь не забывать об этом.

2021-01-29 154
Мы все собираем, отдавшись инстинкту, голосу предков человека, ибо человек начал свой путь на Земле, имея единственную экологическую нишу, нишу собирателя. Постарайтесь не забывать об этом. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Владимир Круковер

ТРУДНЫЙ ПОДРОСТОК

 

Предисловие

 

В этой книге автор попытался объединить простое и сложное, старое и новое, важное и второстепенное. Каждая часть сборника вполне самостоятельна, но в то же время связана с другими.

Первая:

пытается пояснить некоторые поступки детей и взрослых с точки зрения этологии и обычной физиологии. Человек хоть и высшее, но животное и во многом руководствуется инстинктами. Желание пообедать одинаково и у человека, и у льва, а мощный зов продолжения рода вызывает безумие не только у кошек. Другое дело, что воспитание нравственности доступно лишь человеку.

Вторая:

часть в большей степени обращена к учителям. Но в широком понимании этого слова. В ней рассказывается не о том, как научить чему‑то, а о том, как научить учиться.

Третья часть:

полностью посвящена сексуальным извращениям и методам их нейтрализации. Уберечь ребенка от извращенца, какой родитель не хочет этого? Уберечь ребенка от превращения в преступника задача не менее важная.

Четвертая часть:

содержит несколько рекомендаций по развитию памяти. Это чистая, практика, своего рода калька, сюжет, по которому вы можете сами сочинять темы других занятий.

 

Основы понимания

 

 

1. Для начала вспомните многочисленные вопросы, которыми нас засыпает ребенок.

 

Почему снег мокрый, почему взрослые скучные, почему огонь жжется, почему нельзя шуметь, почему часы тикают?.. Некоторые вопросы не представляются трудными, на другие мы ответить не можем. Например, простой с точки зрения малыша вопрос: почему кошка – кошка? Действительно, почему? И не только на, русском языке. Англичане тоже зовут ее похоже «кэт».

Наступает время, и подросток уже не мучает нас «наивными» вопросами. Скорее мы пристаем к нему с подобными. Почему ты не заправляешь рубашку в брюки, зачем девочке так вызывающе краситься, для чего надо включать музыку на полную громкость, почему тебя домой не загонишь, где ты научился так разговаривать с родителями?..

 

Чтобы разобраться в поведении детей, давайте заглянем далеко назад, в прошлое человечества. Придется обратиться за помощью не только к истории, но и к науке, изучающей поведенческие причины у животных и людей.

 

Поиск истоков нашего поведения во внешне иных, но по сути своей сходных действиях животных, особенно человекообразных обезьян, одно из крупнейших открытий нашего века. Занимаются этим ученые‑экологи и ученые‑этологи. Именно они открыли причины агрессивности, оставшиеся в нас на уровне инстинктов, именно они объяснили нашу любовь к коллекционированию, украшениям, именно они «расшифровали» причины ревности и причины национальной вражды.

 

КТО НАС ЗАПРОГРАММИРОВАЛ?

 

 

3. Очень может быть, что вы из тех родителей, которые ворчат, выгребая из мальчишеских карманов разнообразный «хлам» гайки, пружинки, камушки, стекляшки, фантики… Попробуйте взглянуть на эту проблему шире.

 

Всем приходилось видеть расхаживающих по берегу реки или моря чаек и ворон. Они ходят не без дела они собирают. Для эколога это слово научный термин. Собирательство это экологическая ниша, профессия животного, его способ добывать себе пропитание. Нелегкая профессия. Другие умеют нырять за рыбой, или бить птиц на лету, или нападать из засады, или долбить деревья в поисках насекомых, или безошибочно вынимать длинным клювом червей из‑под земли, а собиратель ничего этого не может. Он бродит, подбирая все, что не убежит, что удается найти, переворачивая коряги и камни, роясь в выбросах водорослей. Они умны, эти собиратели. Природа не снабдила их специализированными органами орудиями, они все время сталкиваются с нестандартными ситуациями: каждый раз приходится решать, как вынуть насекомое, спрятавшееся под этот камень, как перевернуть именно эту корягу, как извлечь объедки из брошенных человеком предметов. Они учатся всю жизнь.

 

Азарт, сопутствующий сбору бесполезных предметов, демонстрирует нашу инстинктивную тягу к подобным занятиям.

 

Так ли нам нужны грибы ведь их сложно купить, но вы любите их собирать. Может статься, что вы и есть их даже не любите. Но, собирая, вы счастливы, когда внутреннее чувство «там, за этой березкой» не ошибается: гриб там и есть. Это счастье предвидения, знания наперед, счастье сбывшегося инстинкта.

 

Есть территориальные животные и есть номады бродяги, не знающие дома. Каков же человек? Со школы мы знаем: есть оседлые народы, есть кочевые. Это зависит от уклада жизни, экономики. А каким был наш предок собиратель?

 

Как всякий собиратель, он должен был бродить. Но небольшое стадо брело не куда попало оно бродило по своей, общей для стада, традиционной территории. Это была их родина, которую они помнили и готовы были защищать. А дальне простирались владения других групп, Откуда их изгоняли. Кочевать по знакомой территории выгоднее уже известны и кормные угодья, и водоемы, и укрытия, и живущие на ней хищники.

 

ОБЕЗЬЯНА И РЕБЕНОК

 

 

У клетки обезьян хохочет тол па людей. Что же такое делают обезьяны? Нет, они не смешат нас они живут обычной жизнью, не обращая внимание на людей, к которым давно утратили интерес за годы жизнь в зоопарке. Задумайтесь над тем, что заставляет людей смеяться.

 

Они видят знакомые, «наши» движения и мимику в карикатурном исполнении. И это не случайно. Многие животные близких видов карикатурны, противны друг другу. Отбор часто «специально» усиливает различия в поведении у похожих видов, меняет местами отдельные позы ритуалов. И тем самым не допускает образования смешанных пар. Этологическая изоляция видов.

Вот уже более ста лет в США нет‑нет да и затевается очередной «обезьяний процесс». В каком‑нибудь местечке родители, определяющие, чему учить их детей, требуют запретить преподавание теории Дарвина. «Я знаю все ваши аргументы, но мне глубоко противна мысль о происхождении от обезьян, она для меня унизительна, и я не хочу, чтобы мои дети такое узнали», заявил один из родителей на подобном процессе. Очень четко выразил свою позицию: мне противно. А вам, любезный читатель, разве не противно? Ну почему от обезьян? За что такое наказание?! Не обидно было бы произойти от львов, волков, медведей, орлов, ну от муравьев, на худой конец! (Многие народы в своих преданиях от всех них себя и выводили.) Один человек написал мне, что у него есть доказательства, что человек произошел от дельфинов. О происхождении от инопланетян мечтает немало людей. И мне, сказать по правде, происхождение от обезьян не по нутру, я знаю много неприятных черт в их введении.

 

И все же наука утешает– и здесь: ведь вы, узнав, что такое этологическая изоляция видов, поняли, что от какого бы вида мы ни произошли, мы были бы на него похожи и он казался бы нам карикатурой на нас.

 

Этот эффект одна из причин того, почему зоологи не любят писать о человеке в популярной литературе: потом только отбивайся от защитников Человека. Да и среди тех, кто держит сейчас в руках эту книгу, наверняка есть благосклонные, которым интересно, и неблагосклонные. Со вторыми беда: они и умные, и начитанные, и заинтересованные словом, прекрасные, но они не приемлют ни темы, ни подхода, потому что сам факт биологической природы человека для них обиден.

Да выкормить такого ребенка очень трудно, а научить сосать невозможно. Малыш сосет и, вскидывая руки, судорожно сжимает пальцы. Дайте ему в руки теплый пушистый предмет и он прижмет его к себе и замрет. Позвольте ему уцепиться за ваши пальцы и ребенок крепко их стиснет. А теперь смело поднимайте это беспомощное существо оно удержится. Это древний инстинкт приматов найти мать и уцепиться за ее шерсть. Мать стала другим видом человеком и уже десятки тысяч лет лишена шерсти, а инстинкт жив.

Вот ребенок научился поворачиваться на бок. На какой? На тот, что ближе к стене или более темному предмету. Проверьте, переложив младенца головой в то место, где были ноги. Он снова повернется к стене. Это тоже инстинкт.

 

27. Много ли инстинктивных действий мы можем наблюдать у ребенка? Обычный ответ: немного, может быть, три, пять… Оказывается, их сотни.

 

Ребенок родился и сосет молоко это сложный инстинктивный акт. Редко у кого из детей он бывает нарушен то да выкормить. Малыш сосет и, вскидывая руки, судорожно сжимает пальцы.

Дайте ему в руки теплый предмет– и он прижмет его к себе и замрет. Позвольте ему уцепиться за ваши пальцы– и ребенок крепко их стиснет. А теперь смело поднимайте это беспомощное существо оно удержится. Это древний инстинкт приматов– найти мать и уцепиться за ее шерсть. Мать стала другим человеком и уже десятки тысяч лет лишена, а инстинкт жив.

 

Постарайтесь увидеть в играх тренировку, проверку выполнения врожденных программ поведения как подходить к своим, как действовать с половым партнером, детенышами, объектами охоты, как убегать о хищника, как драться, как побеждать и как уступать, как рыть, строить, прятать.

 

В играх можно нарушать личную дистанцию, вступать в телесный контакт с партнером, бороться словом, узнать, что такое другая особь, чего от нее можно ожидать и как себя вести. Большинство игр это вариации на три главные темы: «хищник жертва» (один убегает, другой ищет, догоняет, ловит), «брачные партнеры» (разыгрываются ритуалы знакомства, ухаживания, сопровождения, спаривания, борьбы за самку, строительства гнезд), «родители дети» (один делает вид, что кормит другого, защищает, согревает, чистит, переносит с места на место и т. д.). Для игр обязательна смена ролей. Сначала один изображает хищника, а другой жертву, потом наоборот. Молодой самец выполняет ритуалы то самца, то самки, самка выполняет ритуалы самца. Молодая особь проверяет не только те действия, которые ей всерьез предстоит производить в будущем, но и те, которые будет выполнять партнер, объект охоты или враг.

 

Присмотритесь, во что играют ваши дети, во что играли в детстве вы сами, что вам нравилось, к чему вас тянуло. Игры в догонялки, прятки, пап и мам, мнимое кормление кукол, уход за ними, борьба, коллективная борьба (игры в войну) все знакомые темы, общие с животными. Поэтому дети так легко находят общий язык и играют с щенками, котятами, козлятами.

 

Конечно, дети играют в не меньшей степени и в чисто человеческие игры, в которые со щенком не поиграешь, подражают труду взрослых, играют в специально придуманные родителями, воспитателями игры, в игры, развивающие память, эрудицию, и т. д. Но здесь не о них речь. У многих приматов есть врожденные программы строить себе убежища (обычно настил из веток на деревьях) или занимать подходящие места дупла, пещеры. И дети проходят период увлечения строительством примитивных настилов, шалашей, а к дуплам, пещерам и похожим на них искусственным – выемкам их тянет очень сильно. И неверно думать, что они подражают взрослым, строящим дома. На оборудованной площадке для игр могут стоять очень уютные домишки, большие кубики, из которых можно построить дом, но если где‑нибудь в углу площадки растет дерево с большим дуплом, оно гораздо сильнее притягивает детей, нежели подготовленные взрослыми сооружения.

 

Игрушки нужны детям, и, если им их не хватает, они способны находить и делать их сами. Так и было раньше. Из палочек, глины, травинок, шерсти, шкурок, тряпочек дети создавали нечто, в чем только их особое воображение могло увидеть куклу, козлика, зайчика, медвежонка.

 

Современного ребенка окружает гигантский мир игрушек, которые поставляет весьма прибыльная производственная индустрия игрушек. Десятки тысяч опытных специалистов ищут и находят пути к сердцу ребенка, создавая все новые модели, перед которыми ему не устоять. Они знают массу секретов, далеко не очевидных. Прежде всего, если речь идет об игрушках, изображающих продукты деятельности человека инструменты, машины, оружие, домашнюю утварь, то чем натуральнее они, чем точнее воспроизводят «всамделишные» вещи, тем больше нравятся малышу.

 

ИНСТИНКТ ЛЮБВИ

 

С нашей инстинктивной любовью к детям (этологи сказали бы родительской заботой) мы не одиноки в мире животных. У многих видов родители привязаны к своим детям. Часто именно только к своим. Чайка, прекрасная мать, клюет может даже убить чужого птенца забредшего на ее окологнездовую территорию. А забрести недолго в колони все гнезда рядом.. Есть люди (и их довольно много, они просто обычно скрывают это), которые тоже любят лишь своих детей.

 

Но у большинства людей есть еще и другая любовь, любовь к детям вообще. К чужим детям. А это с точки зрения инстинктивных программ совсем не одно и то же. Когда она возникла и чему служила? Давайте рассмотрим эту интересную историю, которая приводит нас к возникновению человека.

 

Наши ближайшие родичи крупные человекообразные обезьяны по образу жизни своей собиратели, как и наши прямые пращуры. Они живут не стадами, а очень малыми родственными группами. И это понятно: крупному собирателю ни к рему большое, сложно организованное стадо. Каждый собирает для себя, и больше пищи не соберешь, если вокруг собирают другие.

У человека много инстинктивных программ, соответствующих такому образу жизни: стремление не пускать посторонних на свою территорию, инстинкт собственности, индивидуальная дистанция минимальное расстояние до другой особи, нарушение которого вызывает дискомфорт агрессивность, сложные ритуалы сближения (подходи ко мне не неожиданно спереди, в упор не смотри, руки не прячь, а предъяви для осмотра, покажи зубы улыбнись и т. д.). У очень социальных животных обычно эти неудобные при постоянном общении инстинкты ослаб лены, часто рудиментарны.

 

58. Есть мнение, и его‑то мы и обсудим, что первоначально наших предков‑собирателей толкало к групповой организации очень долгое детство их потомства.

 

Почему детство так растянулось – тоже очень интересно, но здесь для нас не важно. Давайте считать. Половое созревание в возрасте 14–16 лет. Первый ребенок в возрасте 15–17 лет. Диета собирателей такова, что дети могут ее усваивать в возрасте 4 лет. Четыре года мать кормила ребенка молоком и в это время забеременеть не могла. Следующие роды, следовательно, в 20–21 год. А средняя продолжительность жизни матери 26 лет. «Среднестатистические матери» не доживали до совершеннолетие своих детей. Кто мог заботиться о них родственники и все другие члены группы. Но чтобы такой путь воспитания был эффективным, во‑первых, требуется более тесное объединение довольно большого числа особей в стадо, а во‑вторых, нужно, чтобы инстинкт заботы о потомстве распространялся на всех детей и проявлялся в раннем возрасте еще до рождения своего ребенка. Все это у нас есть. Вспомните, как девочки‑подростки прямо‑таки жаждут нянчить детей (не кукол, как раньше, а живых), а сестры‑женщины питают любовь к племянникам и племянницам.

 

Долгое детство нужно человеческому ребенку затем, чтобы растянуть период самого эффективного обучения период импринтингов, которые возможны, только пока продолжается формирование новых структур в мозгу.

 

Одна лишь программа импринтинга речи занимает несколько лет, начинаясь еще во внешне бессознательном возрасте. К году происходит главное чудо: пассивно слушая поток речи, мозг завершает анализ ее структуры и назначения. Ребенок еще не разговаривает, но явно уже понимает, о чем говорят, В двуязычных семьях он разделяет два языка! Мать помогала ему освоить речь тем, что все время, находясь при нем, говорила. Умная, образованная, на людях молчаливая женщина, которая, конечно, не раз слышала от педантов‑рационалистов, что новорожденный ребенок глуп, как амеба, наклоняясь к нему, говорит, говорит. Сама удивляется себе, но не говорить не может. Тоже программа, нарушь которую, послушайся мать знатоков рационального воспитания, развитие речи ее ребенка затянулось бы, как оно затягивается у приютских детей.

 

Пока речь шла почти исключительно о врожденных программах поведения, против содержания которых наш рассудок не протестует. Но мы несем в себе и такие программы, без которых наш мир стал бы лучше. Давайте рассмотрим их сущность, а потом обсудим способы их нейтрализации. И начнем с наиболее характерного агрессивности.

 

В животном мире агрессивность к себе подобным в первую очередь служит для замены физических стычек, наносящих телесные повреждения, стычками психологическими. Два животных при конкуренции за территорию, пространство, пищу, самку и т. п. не вступают сразу в драку, а начинают один другому угрожать, принимая соответствующие позы. Если противник не пугается, ему демонстрируют оружие зубы, когти, рога, шипы, часто при этом наглядно показывая их действие: щелкают зубами и клювом, роют копытом, когтями или клювом землю, рвут траву, ломают палки, смотрят в глаза противнику выкаченными глазами, как бы оценивая расстояние для решающего прыжка или удара. И конечно, рычат, шипят, ревут, воют. Угрожающее животное само боится обострения ситуации, но прекратить стычку не может: это значит признать себя побежденным и сдаться. Если противники равноагрессивны, они будут Долго держать друг друга в крайнем напряжении. Пока наконец чья‑то психика не выдержит первой. Но теперь выход один чтобы снять агрессивность победителя, побежденному следует принять позу подчинения и покорности. В ней все противоположно агрессии. Размеры свои нужно унизить – сжаться, поджать ноги, упасть на колени, на брюхо или на спину, голову опустить, когти и зубы спрятать, в глаза не смотреть, вместо устрашающих звуков издавать писк, визг, причитания. И предлагать победителю самые уязвимые места для удара.

При виде позы подчинения победитель постепенно умиротворяется и может заменить действительное избиение ритуальным потрепать за волосы, похлопать лапой, толкнуть, ущипнуть, обгадить.

 

Великий положительный смысл этих отвратительных сцен в том, что кровопролитная стычка между собратьями заменена психологической дуэлью. Но побеждает в ней не более сильный физически, не более умный, а более агрессивный тот, кто легко приходит в ярость, может долго и часто угрожать и устойчив к чужим угрозам.

 

Беседуя об эволюции, мы часто невольно представляем себе естественный отбор как некую мудрую, рачительную, добрую силу. Поэтому, столкнувшись с негуманными его решениями, мы зачастую недоумеваем и возмущаемся. Но естественный отбор бездушная и безжалостная статистическая машина, ей не присущи гуманистические принципы. Раз на основе соподчинения найдена возможность образовывать упорядоченные отношения, от которых популяции в целом выигрывают, значит, эта возможность будет использоваться.

 

А теперь поразмышляйте еще об одном комплексе врожденных программ поведения, с которым борется разум. При столкновении с более агрессивным человеком нам хочется с ним не связываться, уклониться от ссоры или умиротворить, задобрить его, а уж если конфликт произошел уступить: сдаться.

 

Это инстинкт. Но разум говорит иное. Потакая агрессивному человеку, мы в дан ной ситуации действительно выручаем себя, так как нападающий, подчиняясь инстинкту, сменит гнев на милость. Но в следующий раз с нами, а также с другими людьми забияка будет еще агрессивнее и, чтобы умиротворить его, потребуется еще большая уступчивость. Разумное поведение заключается в том, чтобы как южно сильнее и всегда давать отпор агрессивной личности. Причем лучшее данном случае оружие то, против которого у агрессора нет врожденной программы: одновременный отпор нескольких людей, каждого из которых он считает слабее себя. В школах, гимназиях, бурсах и тому подобных группах мальчишек‑подростков был свой грубый, но очень эффективный метод лечения доминант «темная».

 

ВСТРЕЧА С БАНДОЙ

 

 

86. Не думайте, что мы исчерпали «детскую тему», ведь ничего еще не было сказано ни о половом поведении детей и подростков, ни об организации их в клубы и банды. И то и другое темы во многом этологические. Рассказать о них нужно так, чтобы во взрослом читателе меня понял уснувший подросток, а в подростке пробуждающийся взрослый. Начнем с клубов на примере фанатов рок‑музыки.

 

Древние египтяне причисляли павиана к священным животным, потому что на заре он поднимается на открытое место и при восходе солнца воздевает к небу руки, громко ревет и кланяется. Священно животное, подобно человеку поклоняющееся солнцу… Все логично. Через тысячелетия этология внесла лишь одну поправку: не павиан поклоняется солнцу, подобно человеку, а человек подобно павиану. Ибо кричать на заре общее свойство приматов. Впрочем, не только приматов, но и некоторых других животных, особенно птиц. («Ночь с ее опасностями миновала! Слышите? Я жив! А вы?» и крики соседей оглашают округу. Вот коммуникативное содержание утренних криков.)

Для жителей Севера гомон леса это птичий гомон. В тропиках же все перекрывает рев обезьян. Это самые шумные млекопитающие. Лес время от времени оглашается групповыми криками потрясающей силы. Обезьяны приходят в возбуждение, трясутся, подпрыгивают, сотрясают деревья. Цель такого демонстративного поведения (как называют его этологи) показать соседним группам мощь и единство своей группы. После участия в демонстративном шуме каждый член группы чувствует себя увереннее, особенно если его группа перекричала соседние.

 

87. От подобных предков нам, людям, досталась не только звуковая коммуникативность (и именно звук, а не жест, например, стал базой для языка), но и многие связанные с ней врожденные программы поведения.

 

Одна из них потребность в групповых пошумелках.

В ритмичных грохоте, выкрике, топоте движениях боевой группы мужчин любой без труда узнает ее прародительскую основу. Через ритмический шум до воинов по бессознательному каналу приходит ощущение единства и силы, а до их противников, тоже по бессознательному каналу, смятение и ужас.

Нуждаемся мы и в мирных пошумелках собрались свои, и все говорят друг другом громко, оживленно и не важно чем. Каждый участник чувствует это ему очень нужно, но выразить почему трудно: пошумели, погудели и разошлись. Разуму мало что дало, а вот душе, настроению стало лучше. Это одна из многих доразумных форм общения, речь в ней принимает участие, но не как средство передачи информации, а как средство общения.

Пошумелки на стадионе (с подпрыгиванием, криком, топотом, грохотом, треском трещалок, воем дудок) происходят вообще без речевого общения, в нем не нуждаются. Здесь важно соревнование в шуме своих и чужих. Возбуждение так велико, а чувство единства становится так сильно, что болельщики одной команды (друг с другом незнакомые), бывает, всей массой бросаются на болельщиков другой команды. Так случалось в Древнем Риме, так происходило в современном Лондоне у народов, уважаемых за их разумность и выдержку.

 

Подростковые пошумелки можно, как мы только что вспомнили, устраивать и со старыми кастрюлями. А давайте представим, что будет, если дать ребятам музыкальные инструменты и звуковоспроизводящие устройства.

 

Они будут шуметь ими. Просто шуметь? Конечно, нет, они же не обезьяны, многие из них в музыкальной школе учатся. Они будут шуметь музыкой. Отныне их сходки останутся, с одной стороны, пошумелками обязательно громко, обязательно коллективно, обязательно с ритмичными телодвижениями, обязательно участвуют только «свои», обязательно эпатированием взрослых, а с другой стороны, станут музыкальным действом. С особой, собственной музыкой.

 

Биологию человека нужно не только признавать, ее нужно знать. Игнорировать этологию, если занимаешься детским поведением, столь же чревато ошибками, сколь чревато ими игнорирование экологии в экономике.

 

Человеку обидно, что он всеми своими корнями уходит в мир животных, и везде, где это удается «забыть», он «забывает» с удовольствием. Только если ему грозит беда, он смиряется с этим фактом.

Поэтому человек мирится с тем, что биологи ищут и находят возбудителей человеческих болезней у животных, ставят на них опыты, отрабатывая методы лечения и лекарства для людей. В этой области даже во времена безудержного разгула кампаний за «особость» человека приходилось молча признавать единство человека с царством животных.

Ибо догмат богоизбранности отсекает всякую возможность научного прогресса в лечении человека. Именно поэтому церковь не смогла за всю свою долгую историю найти для людей ни одного лекарства, кроме утешения.

 

122. Не избежать и разговора с историком. «Если подростковые „клубы“ и пошумелки извечны, где их следы в прошлом?»

 

Они очевидны. Человечество не все и не всегда стремительно менялось.

Были долгие периоды почти незаметного роста. В эти периоды общество становилось традиционным, ритуализировалось. Тогда строго регламентировалась вся жизнь молодежи. В нужном возрасте подростки удалялись в отдельные молодежные дома, откуда они по мере надобности возвращались, проходили инициацию и принимались в общество взрослых. В этом обществе песни и пляски были строго ритуализированы, поток новаций перекрыт. Пляски и песни возрастных групп были разные: одни у молодых воинов, другие у старших, свои у девушек, свои у матрон и свои у детей. Дети и подростки пели песни и плясали те же пляски, что и их отцы и деды когда‑то. Дедов не раздражали пляски детей, они сами могли войти в их круг и сплясать с ними. Традиции, ритуалы канонизировали поведение людей, что в сильной мере снимало конфликт подростков и взрослых. Это все хорошо известно. Маленькие же дети и тогда устраивали свои пошумелки‑попрыгушки. Их ничем не остановишь.

 

123. А теперь, пользуясь только что полученными сведениями, по пробуйте дать себе ответы на некоторые каверзные вопросы.

 

Может, действительно предоставить им пустые строения где‑нибудь подальше и пусть себе там шумят?

Это неплохо. Они действительно хотят временами уединиться. Но они будут выходить на улицы.

Зачем?

Эпатировать нас, без этого они не могут. Мы им нужны.

Но ведь придумают другое.

Непременно.

Так что же?

Главное не пугаться их всерьез, не делать из мухи слона. Ведь это бессознательная игра поколений. Давайте и относиться к ней как к игре. Пусть они изображают, что поддразнивают нас, а мы будем изображать, что это нас сердит. Но не больше. И не говорить им с ужасом: «Боже, что из вас выйдет?!», а спокойно утешать: «Ничего, это само пройдет».

Но поймут ли они нас?

Умом поймут, ведь ум‑то у них уже взрослый.

 

«СКРОМНЫЙ» СЕКС

 

 

Великие религии, запрещающие до определенного возраста знать, откуда дети берутся, были бы правы, если бы человек родился taabula rasa («чистой доской»), на которой воспитатели пишут, как следует жить.

 

Но человек родится с врожденными «знаниями», как жить, инстинктивными программами поведения, унаследованными от предков, в том числе и далеких дочеловеческих. Изучением инстинктивного поведения животных занимается этология. Для нее человек не единственный и неповторимый объект, а всего лишь один из видов животных. Этологи узнают общую генетическую основу внешне не очень сходных форм поведения примерно так же, как вы узнаете общую основу переднюю конечность и в грудном плавнике рыбы, и в крыле птицы, и в руке человека. Они знают, что у животных для достижения одной и той же цели имеется не одна программа, а целый набор разных вариантов и что программы эти естественный отбор создавал в разное время.

Одни из них молодые, а другие очень древние. Ставшие ненужными программы могут не исчезать, а храниться где‑то на задворках в качестве атавизмов. Каждый из вас в детстве может вызвать с задворок атавистическую программу шевеления ушами (она не нужна человеку миллионы лет), только одному придется для этого основательно потрудиться, а у другого уши зашевелятся по первому требованию.

 

129. Программы срабатывают в ответ на появление специфического для них сигнального раздражителя (стимула). Животное заранее «знает», как этот раздражитель выглядит, потому что некоторые его признаки закодированы в программе.

 

Половое поведение человека в большой мере определяется врожденными программами, причем одни из них вполне приемлемы для современных условий, а другие атавизмы для этих условий малопригодны, но тем не менее тоже пытаются управлять поведением. Если бы мы просто полностью подчинялись врожденным программам, наше половое поведение было бы очень диким, примитивным, грубым, эгоистичным, а во многом и просто нелепым. Так и ведут себя некоторые люди. Но большинство старается исправлять дефекты программ, и не безуспешно.

 

Когда самец демонстрирует себя, он неизбежно должен показывать, что он крупнее других, сильнее, смелее, ярче. Поэтому естественный отбор использует для демонстративного поведения «готовые блоки» угрозы, атаки, агрессии, только несколько их видоизменяя.

 

Неудивительно, что другой самец воспринимает демонстрацию как некую угрозу для себя. Самка тоже ощущает в демонстрации самца некоторую степень угрозы, но одновременно испытывает к нему и влечение. Ей и хочется приблизиться к самцу, и страшновато Противоположные позывы быстро чередуются. В самце борются между собой те же позывы. Под влиянием одного он устремляется к самке, но при приближении к ней в «ухажере» начинает преобладать боязнь.

 

Одновременно поцелуй не случайный телесный контакт. Влюбленные придают ему такое большое значение потому, что он знаменателен для инстинктивных программ: взаимная боязнь рассеялась, выбор сделан, пора идти дальше.

 

Если в начале ухаживания пара была неустойчивой, то теперь ее что‑то «сцементировало». Это сделала доминанта влюбленности очень распространенный в мире животных «клей». Если бы самец и самка подходили к выбору партнера строго объективно, они бы никогда не сделали выбора. Этот поклонник подходит по одним качествам, а тот по другим, третий по третьим… А вдруг где‑то есть еще лучше?

 

Семейная форма брачных отношений далеко не столбовой путь приматов того отряда, к которому мы имеем честь принадлежать. У многих из них один самец спаривается с несколькими самками, причем зачастую «вся любовь» к самке после спаривания кончается.

 

Поэтому нет ничего удивительного в том, что подобное свойственно и мужчинам. Считается, что линия, идущая к человекообразным, на раннем этапе еще некрупных древесных обезьян прошла период не очень устойчивого парного брака. От этого периода остались современное семейное поведение у гиббонов и некоторые древние программы у нас. Из них самая несомненная потребность ребенка иметь отца.

 

САМОУЧИТЕЛЬ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

 

В наше время неожиданных перемен даже опытные учителя сталкиваются с определенными проблемами в работе. Подобные трудности испытывают и родители, и воспитатели, и модные ныне гувернеры, и сами дети.

Порой это вызвано их собственной консервативностью, внутренним неприятием перемен, порой затрудненностью контакта между взрослыми и молодежью. К сожалению, до сих пор подготовка учителей в училищах и вузах проводится по устаревшим методикам, с догматичным, полным ненужной дидактики учебникам и с очень малым объемом практических советов и методов. О специальной подготовке родителей, как и о педагогическом образовании самих детей вообще никто не слышал. Эта часть книги призвана несколько дополнить познание современной интенсивной педагогики. Начать следует с небольшого исторического экскурса, соединив его с таким же кратким обзором нынешнего положения в школах развитых стран.

 

Есть, конечно, и другие школы платные и бесплатные с другими программами и методами обучения. Сейчас же попробуем объяснить учителю полезность подобной информации для применения части ее в собственной практике.

 

Имейте в виду, что даже метод «свободного выбора» (хотя широко применять его в нашей стране не позволят недостаток средств и отсутствие умных руководителей в системе «наробраза») возможен для использования в отдельном классе, где требования к разным ученикам по разным предметам также будут разными.

 

Ботаника?

Их познаниям позавидовали бы и ученые. Нет ни одной травинки в тундре, про которую они бы не знали все и вся. Правда, латынью не владеют, называют растения по‑своему. Им известно и время созревания этой травинки, и время сбора пик полезности, и связь этой травинки с другими растениями и живыми существами тундры. А уж в составлении лечебных, стимулирующих и иных отваров, настоев с ними не сравнится ни один европеец. Следовательно, кроме ботаники, наши северяне знакомы и с фармакологией.

Зоология?

Смешной вопрос, маленький охотник или охотница знают все возможное обо всех живых существах в тундре.

Анатомия?

С основами физиологии они знакомы отлично. Ни один грамм из разделанной туши зверя у них не выбрасывается. Шкура, жилы, внутренние органы все идет в дело. Что‑то на одежду, что‑то на предметы домашнего и охотничьего обихода, еще что‑то на лекарства.

Можно добавить к этому, что они неплохие метеорологи, отличные топографы, умелые историки, передающие знания изустно, как в древности, часто в аллегорической форме легенд и притч, своеобразные музыканты, строящие свою музыку в ритме природы…

 

Мы, к сожалению, учителя пока нищие. И перегруженные. И топоров у нас нет каменных. Трудно нам. Всем нынче в стране трудно. Много еще, наверное, пройдет времени, прежде чем общество осознает, что учитель для прогресса важнее, чем нефтяник, директор ресторана, кибернетик или генерал.

 

Меньше будет нефтяников меньше нефти, меньше ресторанов меньше пьяниц, меньше кибернетиков меньше компьютеров, меньше генералов меньше войн. Неприятно. Но если меньше будет хороших учителей не хороших учеников станет меньше, а будущего. Недоучки будущего не построят. Это уже не просто неприятно, это страшно.

Но и без топоров, в нищете, в своей «непрестижной» профессии можно многого добиться. Только для этого надо оторваться от устаревших педагогических канонов «наркомовского наробраза».

 

Не дать, а взять

 

Я не могу дать это тебе.

Я предлагаю тебе что‑то.

Если ты хочешь, ты сможешь взять.

Ф. Перлз

 

 

В собаководстве известен так называемый контрастный метод дрессировки. За невыполнение команды собаку наказывают, за правильное выполнение поощряют. Чуть ли не вся наша педагогика была основана на этом же методе, только немного усложненном.

 

Результат, как мы знаем, получился плачевный. Кто не хотел учиться не учился, а лишь имитировал учебу, заканчивал школу с приличным аттестатом и полным ералашем в голове. А те, кто учиться хотел, просто учились, брали знания, не связывая их с отметками.

Вот автора, к примеру, в школе, в университете, в аспирантуре настойчиво учили английскому языку. Казалось, после такой трехступенчатой учебы он должен владеть языком лордов не хуже Маргарет Тэтчер… Но увы. А вот пожил бы автор в Англии некоторое время, да так, чтоб рядом ни одного русскоговорящего, и забалакал бы по‑аглицки, с акцентом, не совсем грамотно но заговорил бы, никуда не делся.

 

Учебником по голове

 

Если хочешь сделать новые открытия,

читай прилежно старые книги.

Н. Н. Быжо


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.189 с.