Растущая популярность и функция обмена фотографиями — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Растущая популярность и функция обмена фотографиями

2021-01-29 56
Растущая популярность и функция обмена фотографиями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Его взгляды на суть предназначения сайта Facebook становились все шире  

 

С началом учебного 2005 года к службе под новым именем Facebook были подключены многие учебные заведения США. В сети зарегистрировались 85 процентов студентов колледжей страны, причем 60 процентов пользовались ею ежедневно. Цукерберг хотел расширить влияние компании Facebook и охватить новые слои общества. Но многие его коллеги сомневались в правильности такого решения. «Перед нами встала дилемма: “А что дальше?” – вспоминает член совета директоров Джим Брейер. – Выйти за пределы страны? Обратиться к другой возрастной группе? Вариантов развития было предостаточно, но все сотрудники осознавали, что для последовательного и постепенного роста компании прежде всего нужно сосредоточиться на старшеклассниках».

Для Марка Цукерберга и соучредителя Facebook Дастина Московица необходимость охвата новых «территорий» стала очевидной. Не менее очевидной была и следующая цель – учащиеся средней школы. Привлечение этой аудитории сулило резкое увеличение количества пользователей сайта, но при этом нельзя было сбрасывать со счетов социальную сеть MySpace, которая довольно успешно развивалась именно в данном сегменте рынка.

Уже летом в Facebook началась работа по привлечению на сайт учащихся школ. Брейер и Мэтт Колер (самые опытные члены коллектива) высказывали сомнения по поводу этой затеи. Они считали, что Facebook ассоциируется исключительно со студентами, и те вряд ли обрадуются тому, что к студенческой сети присоединятся школьники. По мнению Брейера и Колера, для учеников средней школы лучше открыть отдельную службу под другим названием. Многообещающим казалось Facebook High, но за продажу адреса FacebookHigh.com его владелец запросил слишком высокую цену.

В случае подключения школьников возникал вопрос, как их идентифицировать. На Facebook очень строго следили за тем, чтобы пользователи регистрировались только под своими настоящими именами. Студентам колледжей предоставлялись бесплатные электронные адреса в домене. edu (предназначенном для учебных заведений). Все это позволяло гарантировать, что человек не выдает себя за кого‑либо другого. Это была основа системы, защищающая личные данные пользователей сайта, поскольку они передавали их только своим знакомым и не боялись, что их увидит посторонний. Более половины участников социальной сети так доверяли Facebook, что указывали на страничке своего профиля даже номера мобильных телефонов.

Что касается школ, то только небольшая их часть (в основном частные учебные заведения) предоставляла ученикам адреса электронной почты. Новый главный консультант Facebook, Крис Келли, совсем недавно нанятый на работу, развернул кампанию, преследовавшую цель убедить директоров школ предоставлять ученикам адреса электронной почты для повышения уровня безопасности в сети. Затем в Facebook возникла идея создать собственный почтовый сервер, предназначенный специально для школьников. В итоге был найден компромисс. Кандидат на подключение к сети должен был получить рекомендацию пользователя Facebook, который его хорошо знал. В итоге среди первокурсников и второкурсников стало поощряться приглашение в сеть друзей из школы. Затем приглашенный и зарегистрировавшийся ученик мог уже пригласить в сеть своих друзей и знакомых. И далее по цепочке. Следовательно, рост количества новых пользователей из числа учеников средних учебных заведений будет не столь стремительным, как в случае студентов университетов. Были созданы отдельные группы для каждой из 37 тысяч государственных и частных средних школ.

Поначалу служба Facebook для школьников работала в виде отдельной социальной сети. Хотя ученики и регистрировались на сайте Facebook.com, они не имели доступа к профилям студентов высших учебных заведений. Количество пользователей новой сети росло мучительно медленно. Но уже в октябре школьники заметно активизировались и стали подключаться тысячами ежедневно. (В среднем каждый день регистрировалось около 20 тысяч человек.)

Налицо было еще одно подтверждение того, что феномен Facebook не ограничивается исключительно студенческой средой. При полной поддержке Московица Цукерберг настоял на слиянии обеих служб. В феврале 2006 года для этого было практически все готово. Пользователи социальной сети смогли бы общаться друг с другом независимо от возраста (к сети мог присоединиться любой желающий от 13 лет). Однако Колер и Брейер, а также большинство членов коллектива компании постарше побаивались, что многие студенты покинут сайт, изначально ориентированный именно на их категорию, увидев, что в сети появились школьники.

Поэтому в день объединения двух служб в компании царила атмосфера напряженного ожидания. Оказалось же, что те студенты, которые заметили появление школьников в сети, были только рады тому, что круг общения и поиска друзей теперь существенно расширится. Незначительное недовольство все же присутствовало, но подобные факты всегда наблюдались при каждом расширении сети Facebook, а потому воспринимались как нечто само собой разумеющееся. (В Facebook даже появилась группа под названием: «Ты еще в средней школе и хочешь дружить со мной? Странно… Отвали».) Статистические данные позволяли Цукербергу и его команде быть в курсе реального положения дел. Цифры были многообещающими: между студентами и школьниками завязывалось все больше и больше связей, активность на сайте значительно возросла, и уже к апрелю 2006 года в социальной сети зарегистрировалось более миллиона школьников.

 

Офис компании Facebook, расположенный над китайским рестораном China Delight на улице Эмерсона в Пало‑Альто, стал слишком тесен для растущей организации. Поэтому было арендовано новое помещение всего в одном квартале от Юниверсити‑авеню, недалеко от Стэнфордского университета и как раз напротив первой штаб‑квартиры компании Google. Facebook переехала в здание из стекла и бетона, как нельзя лучше соответствующее ее нынешнему статусу. Однако сам переезд проходил в свойственной только Facebook манере. Каждый сотрудник переносил свои вещи сам. В один прекрасный день на улице выстроилась целая вереница молодых инженеров с взлохмаченными волосами, в фирменных футболках, которые толкали перед собой кресла на колесиках, нагруженные широкоформатными мониторами и прочими принадлежностями. Так они продефилировали целый квартал до нового офиса.

Когда количество пользователей сайта Facebook достигло 5 миллионов, в клубе Frisson, принадлежавшем одному из членов совета директоров Facebook, Питеру Тилю, по этому поводу организовали вечеринку, причем проводилась она всего через десять месяцев после празднования здесь же регистрации миллионного пользователя сети. Ежедневно появлялись все новые и новые доказательства того, что пользователи просто влюблены в эту службу. К началу учебного года количество подключенных к Facebook колледжей практически удвоилось, их уже насчитывалось больше 1 800. Как и раньше, во многих школах и колледжах распространение сети происходило практически молниеносно, она охватила свыше 50 процентов учащихся. При этом более половины зарегистрировавшихся заходили на сайт Facebook по меньшей мере раз в день. Этот показатель для Интернета того времени был просто невиданным. А сотрудников офиса Facebook буквально завалили фотографиями перепелок, присланных им по электронной почте.

Оказывается, в нижней части страницы поиска пользователи заметили цитату из кинофильма «Незваные гости»: «Я даже не знаю, как выглядит перепелка», и решили помочь, чем могли. Или подхватили шутку. Или и то и другое. Не важно. Важно то, что им было небезразлично все, что связано с сайтом Facebook.

Ежедневно на Facebook просматривалось 230 миллионов веб‑страниц, а прибыль компании превысила миллион долларов в месяц. Бо́льшую часть доходов приносили рекламодатели, немалая сумма поступала от групп пользователей, спонсируемых такими компаниями, как Apple и Victoria’s Secret. Еще часть прибыли составляли частные платные объявления. Но поскольку расходы Facebook иногда превышали 1,5 миллиона долларов в месяц, то в целом за год компания прожигала около 6 миллионов долларов. В основном они покрывались за счет инвестиций Accel Partners, поэтому это мало заботило Цукерберга и Московица. Сам Московиц продолжал пахать как вол, а в свободное время гордо разъезжал по окрестностям на новеньком седане BMW шестой серии, который он приобрел в сентябре.

У многих сотрудников Facebook было чувство, что они причастны к эпохальным событиям. Колер, в отличие от большинства коллег имевший ученую степень (правда, в области музыки), видел определенные аналогии. «Это был один из уникальных по своей творческой активности период, – говорит он, – подобный развитию джаза в Нью‑Йорке в 1940‑х или панка в 1970‑х, или венецианской музыкальной школы в конце XVIII века». Уверенность в том, что их усилия будут вписаны в историю, побуждала работать еще усерднее.

Однако историю творила не одна Facebook. Многие предприниматели занялись созданием социальных сетей. Практически за углом Марк Андриссен открыл компанию Ning, специализирующуюся на разработке программного обеспечения, благодаря которому любой человек смог бы основать небольшую социальную сеть. А в Сан‑Франциско Digg корпела над созданием ПО, позволяющего обмениваться статьями и другими данными, найденными в Интернете. Кроме того, появились такие социальные сети, как Bebo и Hi5. Некоторые из них были нацелены на ту же аудиторию, что и Facebook, и при этом отвечали требованиям и запросам всех пользователей планеты.

Московица же больше интересовали количественные показатели, а не исторические аналогии. Его беспокоили конкуренты и насторожил тот факт, что число пользователей социальной сети MySpace с января до осени возросло с 6 до 24 миллионов человек. «Как они это делают?» – озадачился Московиц. «К черту MySpace», – ответил Цукерберг.

Вскоре Цукербергу представилась возможность высказать то же мнение, только в более вежливой форме, руководителям MySpace. Он вместе с Колером вылетел в Лос‑Анджелес, чтобы пообедать с Россом Левинсоном, главой интернет‑подразделения корпорации News Corp Руперта Мердока, контролирующей работу MySpace. Конкурент был очень внимателен. Левинсон «обрабатывал» Цукерберга с целью приобретения Facebook, надеясь добавить в свой цифровой портфель еще одну социальную сеть. Но Цукерберг лишь продолжал водить его за нос. В своей книге «Краденый MySpace» Джулия Энгвин размышляет над словами Левинсона и его опасениями относительно того, что компания Facebook не справится со стремительным ростом. Цукерберга не интересовали ни подобные комментарии, ни бизнес Левинсона. «В этом и заключается отличие компаний из Лос‑Анджелеса и компаний из Кремниевой долины, – говорил Марк Цукерберг. – Мы строим на века, а эти парни [из MySpace] понятия не имеют, что это такое».

 

Уже через несколько недель после регистрации пятимиллионного пользователя в сети Facebook добавилась новая функция, которая существенно преобразила всю службу. До этого момента человек мог только внести данные в свой профиль, чтобы другие члены сообщества могли с ним ознакомиться. Но один вариант изменения профиля стал очень популярен. Поскольку в профиле разрешалось размещать только одну фотографию, студентам нравилось часто ее менять. Некоторые делали это по несколько раз на день. Было совершенно очевидно, что пользователи хотят загружать больше изображений.

В Интернете как раз росла популярность фотосайтов. Ранее в этом же году компания Yahoo! приобрела службу Flickr, которая, по сути, была пионером в данной области и предлагала пользователям возможность бесплатного размещения снимков в Сети. Во Flickr очень творчески подошли к описанию фотографий с помощью тегов. Пользователь в процессе загрузки снимка на сайт прикреплял к нему тег, соответствующий его содержимому. К одной фотографии можно было прикрепить несколько тегов, например «пейзаж», «Венеция», «гондола». Это позволяло легко и быстро выполнить поиск интересующего вас контента.

По поводу добавления к службе Facebook аналогичной функции разгорелись серьезные споры. Ранее в сети уже использовалось приложение Wirehog, которое отчасти тоже предназначалось для просмотра фотографий с компьютеров других пользователей. Но эксперимент завершился неудачей. За время работы Wirehog лишь считаные люди воспользовались его возможностями. Посему на этом фоне беспокойство Марка Цукерберга относительно второй попытки казалось совершенно естественным. Он не был уверен в том, что в данном случае следует рисковать, причем в условиях столь быстрого роста числа пользователей сети. Но Паркер и другие сотрудники компании все же убедили Цукерберга попробовать. «Было бы лучше, – говорит Паркер, – чтобы новое приложение функционировало в качестве надстройки для службы Facebook, а не как абсолютно отдельный сервис».

Итак, лучшие программисты компании Facebook принялись за разработку новой функции. Созданием пользовательского интерфейса и дизайном занялся Аарон Ситтиг. Инженер Скотт Марлетт написал программный код. Управлять процессом поручили недавно назначенному на пост вице‑президента по развитию Дугу Хиршу (нанятому благодаря усилиям Робин Рид). У тридцатичетырехлетнего Хирша был большой опыт ведения сетевого бизнеса, он входил в первую тридцатку сотрудников компании Yahoo!.

Уже через несколько недель Марлетт и Хирш выдали на‑гора хорошо продуманный и отлично разработанный сервис по размещению фотографий. Как и на других сайтах, здесь можно было загружать свои снимки в виртуальные альбомы, чтобы желающие могли их просматривать и оставлять комментарии. Но многие чувствовали, что этого недостаточно. Хирш рекомендовал пойти другим путем и создать нечто уникальное, свойственное только Facebook. На общем собрании он сказал: «Мне бы хотелось, чтобы в новый сервис была добавлена хотя бы одна по‑настоящему социальная функция». Ситтиг, серьезный молодой человек с отличным загаром и очаровательной улыбкой, задумался о том, что бы это могло значить. Он вспоминает: «Я немного абстрагировался и подумал: “А что для меня самое важное в фотографии? Наверное, человек, который на ней запечатлен”».

Эта идея стала революционной. Было решено, что на сайте Facebook должны использоваться теги только одного типа – имена людей, изображенных на фотографии. Это было очень просто, но никто и никогда раньше не делал ничего подобного. Теперь, когда в сети Facebook появлялся снимок, тегом для которого было указано имя того или иного пользователя, ему отправлялось автоматическое извещение о том, что на сайте размещена новая фотография с его участием, а в списке друзей отображалась соответствующая пиктограмма.

Команда, разрабатывающая новую функцию, приняла еще ряд важных решений. Для просмотра следующей фотографии пользователю достаточно было щелкнуть на любом фрагменте снимка, который он просматривал в данный момент. Не нужно было искать маленькую кнопку «Далее» и пытаться щелкнуть по ней. Новый способ просмотра максимально упрощал этот процесс. Команда разработчиков также рискнула размещать на сайте фотографии в сжатом формате, чтобы на экране при просмотре они отображались с меньшим, нежели оригинальное, разрешением. Это позволяло ускорить процесс загрузки, а следовательно, пользователь мог выбирать несколько фотографий на жестком диске своего компьютера и уже через несколько минут увидеть их на сайте.

Итак, в один прекрасный октябрьский день, после запуска функции «Фотографии», весь коллектив Facebook собрался перед большим монитором и замер в нервном ожидании. Первым было загружено изображение кота. Все обеспокоено переглянулись. Но буквально через несколько минут как из рога изобилия в сети стали появляться фотографии девушек – девушки на пляже, на вечеринке, в бассейне и т. п. И, самое главное, ко всем фотографиям были прикреплены теги! Снимки девушек продолжали поступать непрерывным потоком, в то время как фотографии молодых людей – буквально единицы. Девушки ликовали. Количественных ограничений не было, поэтому девушки закачивали их тысячами.

Самые обычные фотографии на сайте приобретали особый смысл. Они несли в себе определенное послание. Помеченные тегами, они развивали и укрепляли дружбу членов сетевого сообщества Facebook. Ситтиг говорит: «Мы вскоре осознали, что люди делятся с окружающими своими снимками, для того чтобы заявить: “Эти люди являются частью моей жизни, и я хочу, чтобы все знали, насколько мы близки”». С тех пор в социальной сети Facebook популярность пользователя стала определяться по двум параметрам: количеству друзей и числу тегов с его именем, прикрепленных к фотографиям.

Так уж получилось, что Марлетт, Ситтиг и Хирш попали в точку со своей новой разработкой, внедренной в период бурного развития цифровой фотографии. Многие приобретали мобильные телефоны со встроенными камерами, увеличивалось и число владельцев цифровых фотоаппаратов. Когда такое устройство всегда с тобой, ты можешь сделать снимок в любой момент и тут же поделиться им с друзьями в Facebook. Прикрепленные теги позволяли быстро известить о появлении новых снимков тех людей, которые на них изображены. Именно это и отличало использование фотографий на Facebook от их использования в MySpace. В MySpace царил мир гламурных фотографий, на которых люди специально позировали, стараясь выглядеть как можно лучше. На Facebook снимки не были произведением искусства, а скорее представляли собой еще одно средство общения людей.

Вскоре функция «Фотографии» стала самой популярной новинкой Интернета и самой востребованной среди пользователей Facebook. Всего за месяц после внедрения ею воспользовались 85 процентов участников социальной сети. Люди втягивались в процесс независимо от того, хотели они этого или нет. Если они сами не размещали фотографий, то кто‑то делал это вместо них. Большинство пользователей Facebook изменили личные настройки таким образом, чтобы при размещении в сети снимка, к которому прикреплен тег с их именем, им немедленно приходило уведомление по электронной почте. А кто, скажите, откажется посмотреть на фотографию с собственным изображением? Теперь пользователи стали посещать сайт еще чаще. Это привело в восторг Цукерберга, который считал показатель вернувшихся посетителей одним из главных доказательств успеха сайта. Теперь 70 процентов студентов возвращались на Facebook ежедневно, а 85 процентов заходили хотя бы раз в неделю. Таких показателей лояльности пользователей не знал до этого ни один сервис в Интернете, да и вообще ни один вид деятельности в любой сфере бизнеса.

Сразу же встал вопрос о том, справится ли сайт Facebook с возросшим потоком информации и таким огромным трафиком. Нагрузка на хранилища данных и серверы достигла критического уровня. За шесть недель с момента запуска приложения загруженные пользователями изображения заняли на серверах компании все свободное место, которого, по прогнозам, должно было хватить на ближайшие шесть месяцев. К счастью, в компании работал опытный специалист по настройке программного обеспечения дата‑центров, Джеф Ротшильд. Он трудился ночами, стараясь уберечь серверы от перегрузки и предотвратить выход оборудования из строя. Остальные сотрудники параллельно занимались перемещением данных и подключением новых серверов. Марлетт, которого в Facebook считали гением программирования, занялся модернизацией программного кода приложения по обмену фотографиями, чтобы сделать его более простым и эффективным. К концу 2009 года на сайте Facebook накопилось более 30 миллиардов фотографий, что сделало его на тот момент самым крупным сайтом в данной области.

Успех приложения стал настоящим триумфом для всех сотрудников компании, начиная с Цукерберга и заканчивая рядовым программистом. По сути, это было стандартное приложение для обмена фотографиями, но команда Facebook изобрела совершенно уникальный способ его применения. Впервые руководители компании своими глазами увидели «феномен Facebook» в действии. Цукерберг заговорил о так называемом «социальном графе» (математический граф – некая база данных, содержащая формальный список всех участников социальной сети и список всех установленных между ее участниками связей. – Примеч. ред.), под которым подразумевал сеть взаимоотношений, сформировавшихся в Facebook в результате общения пользователей со своими друзьями. С запуском функции обмена фотографиями друзья (их «социальный граф») стали получать больше информации и тем самым укрепили свои дружеские связи. И все это стало возможным благодаря использованию в качестве тегов для изображений имен членов facebook‑сообщества. «Наблюдая за ростом количества тегов и их распространением по сети, – говорит Колер, – мы все замерли от удивления, впервые так наглядно ощутив феномен социальной сети и осознав ее возможности в деле распространения информации».

Возможно, наложение «социального графа» на другие привычные всем виды сетевой деятельности способно принести не менее впечатляющие результаты. Но что можно сделать в сети Facebook для этого? Приложение для работы с фотографиями стало ее надстройкой. Какими должны быть другие службы? Ответ на этот вопрос Цукерберг считал чрезвычайно важным. Он искал его в беседах с Адамом Ди Анжело с первого дня работы сайта, доказывая, что во всех видах сетевой деятельности не хватает «социального» элемента. Плодом этих дискуссий стало приложение Wirehog. «Успех службы обмена фотографиями, – говорит Паркер, – наконец‑то прояснил для нас ви́дение Марка. Его взгляды на суть предназначения сайта Facebook становились все шире».

 

Гарвардский университет продолжал играть свою роль в истории Facebook. Вслед за успехом функции обмена фотографиями Цукерберг запланировал более значительное преобразование всей социальной сети. Но для решения столь масштабной задачи ему были нужны новые талантливые программисты. Контингент Кремниевой долины его глубоко разочаровал. Приглашенные специалисты не понимали внутренней культуры Facebook и не приживались в ней. Они не были готовы к радикальным изменениям привычных шаблонов и не являлись, по мнению Цукерберга, достаточно творческими людьми. Тогда он решил обратиться к ассистентам преподавателей и прочим специалистам в области компьютерных наук, которые поразили его еще в Гарварде. Он составил список кандидатов и передал его Робин Рид, чтобы она связалась с этими людьми. Оказалось, что многие из них проживают в Сиэтле.

В январе 2006 года в компанию Facebook пришли несколько бывших выпускников Гарварда 2003 и 2004 годов. Трое до этого работали в Microsoft, а один в Amazon.com. Одному из новичков, бывшему сотруднику Microsoft, Чарли Чиверу, был не чужд «дух ребячества». Как‑то его вызвали на Административный совет Гарвардского университета несанкционированный доступ в базу данных вуза. С помощью своего программного обеспечения он помог друзьям узнать, кто, с кем и в каком крыле живет в общежитии. Забавная проделка! Нечто подобное практиковал и Цукерберг. Только Чарли опередил его на год.

Такое вливание свежей крови в коллектив Facebook встряхнуло ИТ‑специалистов компании и позволило им сфокусироваться на совершенно новых задачах. У новоприбывших за плечами был опыт работы в ведущих компаниях, занимающихся разработкой программного обеспечения, поэтому Марк надеялся, что их идеи станут источником очередного инновационного прорыва в Интернете.

 

Глава 8

Генеральный директор

 

Для этой должности желательно подучиться!

 

Сеть Facebook продолжала стремительно эволюционировать. И сильные мира технологий и информации стали проявлять к ней повышенный интерес. Она просто манила к себе пользователей и казалась именно тем проектом, о котором мечтал каждый генеральный директор со времен создания Интернета в 1990‑х. У Марка Цукерберга неожиданно появилось много новых друзей старшего поколения из Лос‑Анджелеса и Восточного побережья.

Стиль мышления Цукерберга существенно отличался от такового у среднестатистического генерального директора рядовой ИТ‑компании. Он не очень задумывался о прибыли, а его отношение к рекламе по‑прежнему оставалось неоднозначным. Это было крайне сложно понять его новым друзьям. Один из топ‑менеджеров после встречи с Цукербергом искренне недоумевал по поводу того, что Цукерберга, казалось, совершенно не интересовал вопрос увеличения прибыли Facebook. «Безусловно, Марк многого не знал, – поделился он своим мнением, – но когда он говорил, то был максимально откровенен, демонстрировал высокий интеллект и полную сосредоточенность на Facebook как социальном инструменте. И при этом казался даже слишком альтруистичным. Я спросил его: “Является ли этот проект способом достижения какой‑то следующей цели?” На что он ответил: “Нет, он интересует меня сам по себе”. И тогда я подумал: “Либо этот парень весьма дальновидный стратег и не желает раскрывать мне своих планов, либо же он забрался в свою песочницу и играет в ней в свое удовольствие”. Я так и не понял, какая из моих догадок оказалась правильной».

Крупнейший конгломерат Viacom (включающий в себя кабельные и спутниковые телевизионные сети, в том числе и MTV) еще с 2005 года стал рассматривать Facebook как потенциального партнера. Главный стратег компании (в то время) Денмарк Вест одобрил выделение 75 миллионов долларов на покупку социальной сети. И когда MTV уже практически договорилась о приобретении сети MySpace, у нее буквально из‑под носа увела ее компания News Corp. Это случилось в июле. Восьмидесятилетний исполнительный директор Viacom Самнер Редстоун был просто в ярости от того, что его давний соперник Мердок перешел ему дорогу. К осени 2005 года интерес MTV к сети Facebook достиг небывалых высот. Вест и его соратники были уверены в соответствии Facebook стратегии развития MTV, поскольку основная аудитория социальной сети и MTV практически полностью совпадала.

Вест позвонил Колеру и узнал, что Цукерберг заинтересован лишь во встрече на уровне генеральных директоров компаний. Если в ней примет участие генеральный директор Viacom Том Фрестон, то и Цукерберг придет. Рандеву быстро организовали. Колер с Цукербергом отправились в Нью‑Йорк на встречу с Томом Фрестоном и генеральным директором компании MTV Networks Джуди Макгрэт. Фрестон вежливо объяснил, что видит огромное поле для совместной деятельности в связи с совпадением аудитории MTV и социальной сети Facebook. Он отметил, что был бы рад сотрудничеству. Например, предложил помощь со стороны компании Viacom в разработке контента для растущей аудитории Facebook. Цукерберг довольно бесцеремонно отбросил эту идею: «Мы рассматриваем нашу сеть лишь как полезную услугу для пользователей». Тогда он посоветовал подключить к социальной сети пользователей других возрастных групп. На что Цукерберг ответил: «Наше внимание направлено исключительно на учащихся школ и студентов высших учебных заведений». Причина, по которой Цукерберг с Колером прилетели в Нью‑Йорк, осталась для руководителей Viacom загадкой. «Встреча прошла впустую», – констатировал один из сотрудников компании Viacom. Но она не собиралась сдаваться.

В начале ноября 2005 года должность президента, подотчетного Макгрэт, в MTV занял Майкл Вольф (который долгое время проработал консультантом McKinsey & Company по вопросам мультимедиа). Перед ним практически мгновенно была поставлена задача – договориться с Цукербергом.

В каждом интервью, взятом MTV у студентов, составлявших основную часть ее аудитории, молодые люди обязательно упоминали Facebook. Именно этот факт позволил компании Viacom еще на ранних этапах становления социальной сети оценить всю силу зарождающегося феномена. Менеджеры Viacom видели в Facebook новое средство массовой информации, способное вывести их компанию на совершенно новый уровень. Поэтому они так хотели поучаствовать в развитии сети. К тому же их очень беспокоило то обстоятельство, что компания News Corp, приобретя MySpace, получила определенное преимущество. Создавалось впечатление, будто вот‑вот появится некий симбиоз телевизионной и социальной сети, по крайней мере в нише, охватывающей молодежную аудиторию.

Вольф вылетел в Пало‑Альто, чтобы встретиться с Цукербергом в его офисе. Генеральный директор Facebook предстал перед ним в футболке, шортах и шлепанцах Adidas. Эти шлепанцы стали для Цукерберга чем‑то вроде талисмана. Когда Вольф прибыл в офис, ассистент как раз прибивал гвоздем старую изношенную сандалию к доске. Ее собирались вручить одному из программистов в качестве награды за труды. Вольф надеялся сперва «обработать» Цукерберга и начать серьезный диалог, но не удержался от вопроса о том, что тот думает по поводу возможной продажи своей компании. «Я не хочу ее продавать», – ответил Цукерберг. «И все же, какая цифра могла бы вас заинтересовать?» – поинтересовался Вольф. «Думаю, не меньше 2 миллиардов», – без тени сомнения сказал молодой генеральный директор, который всего двадцать месяцев назад запустил сайт Facebook в своей комнате в студенческом общежитии.

Незадолго до этого к компании Facebook присоединился Оуэн Ван Натта – агрессивный тридцатипятилетний переговорщик из Amazon.com. Он занял пост вице‑президента по развитию бизнеса. Оптимистичный опытный управленец изголодался по влиянию и авторитету. В нем буквально бурлила энергия. Всего через пять недель Цукерберг повысил его до операционного директора. Ван Натта составил первый стратегический план развития компании и немедленно принялся за наведение порядка. Новый операционный директор не стеснялся пользоваться своей властью и уволил нескольких программистов. Но самой сильной стороной Ван Натты, которую так ценили в компании Amazon.com, было умение вести переговоры. Вскоре он получил возможность продемонстрировать эти способности на практике.

Ван Натте ужасно не нравилось, что Вольф из MTV быстро стал напрямую общаться с Цукербергом и с помощью службы мгновенных сообщений договаривался с ним о встречах. Ван Натта попросил Вольфа впредь действовать исключительно через него. Но Вольф проигнорировал это пожелание. Он мог написать Марку, что будет проездом в Пало‑Альто (хоть это редко было правдой) и предложить поужинать вместе. Если Цукерберг соглашался, Вольф тут же вылетал на встречу.

Вольф был лишь одним из многих представителей бизнеса, которые буквально преследовали Цукерберга. Сеть Facebook в то время стала очень популярной. Офис компании и кафе University, находящееся в одном квартале вниз по улице (любимое место проведения встреч), еще никогда не видели столько VIP‑персон. «Сегодня к нам придут парни из NBC». «А когда у нас встреча с людьми из Microsoft?» «Питер Чернин здесь!» (правая рука Мердока в корпорации News Corp). «А вы слышали, что Цукерберг сегодня обедает с Дэном Розенцвейгом из Yahoo!». Проводилась даже встреча с компанией AOL, владевшей системой мгновенных сообщений AIM, которой пользовался Цукерберг и большинство членов facebook‑сообщества. Какое‑то время разговор шел о создании особой версии AIM специально для сети Facebook. В результате компании договорились о том, что пользователи AIM смогут приглашать своих друзей в Facebook. Очень скоро по этой схеме стало подключаться наибольшее количество людей.

Недовольство бесконечными деловыми встречами Цукерберга нарастало, особенно в среде менеджеров, уже давно перешагнувших рубеж совершеннолетия. Они пытались понять, что могли означать все эти встречи. Цукерберг собирается продать компанию? Она станет частью Viacom, News Corp. или Yahoo!? Неужели они наконец разбогатеют? Другие, более молодые и идеалистичные, сотрудники раздумывали: неужели на этом волшебство Facebook закончится? Иногда они жарко спорили о том, не нужен ли им новый генеральный директор?

Цукерберг не считал нужным отчитываться перед рядовыми сотрудниками, ведь у него не было намерений продавать компанию. Он рассматривал эти встречи исключительно как процесс обучения. Как ни странно, но зачастую он просто не мог отказать. С одной стороны, из любопытства, а с другой – из вежливости он соглашался встретиться с каждым серьезным руководителем, который его об этом просил. Он всех вежливо и беспристрастно выслушивал, включая Ван Натту и других управленцев старшего возраста. А поздней ночью со своими коллегами, Колером, Ди Анжело, Московицем и Паркером проводил совещания. Но даже эти люди до конца не знали его истинных намерений. Поэтому каждый из них немного побаивался, что судьба компании всецело зависит от этого человека.

Робин Рид была несколько разочарована, поскольку именно она наняла большинство менеджеров, сколотив действительно достойную команду, а те вдруг стали чувствовать себя не у дел. Шон Паркер не был идеальным президентом, но отлично умел общаться с людьми. После его ухода Цукерберг получил значительно больше власти, однако никто не знает, хотел ли он этого. Робин Рид не очень ладила с Паркером, но без него ситуация ухудшилась. Похоже, коммуникативный обмен в компании совершенно разладился.

Отношения в коллективе тоже ухудшались. Вице‑президент по развитию, Даг Хирш, бывший ветеран Yahoo!, часто оскорблял менеджеров, особенно новичков. Многим казалось, что он ведет диалог со слишком большим количеством компаний, преследующих совершенно разные цели. «Почему бы ему не заниматься исключительно вопросами развития продукта?» – возмущались они. Хирш же знал многих игроков этого рынка еще по работе в Yahoo!, поэтому они звонили именно ему и назначали встречи разного характера. С Цукербергом у него отношения тоже не заладились. Его наняли лишь потому, что коллеги настоятельно рекомендовали Цукербергу взять помощника, который занялся бы развитием проекта, чтобы Марк мог больше внимания уделять общим корпоративным вопросам. Цукерберг же не был до конца уверен, что ему нужен вице‑президент по вопросам развития продукта, поскольку считал эту сферу исключительно своей юрисдикцией. «Даг думал, что он будет таким себе старшим советником и наблюдателем, контролирующим действия молодого коллектива, – говорит Колер, – но мы его нанимали совсем не для этого». Сам же Хирш вспоминает, что перед переходом в компанию Facebook ему неоднократно давали понять, что в скором времени он сможет занять должность исполнительного директора.

Робин Рид довелось воочию наблюдать происходящее, поскольку ей одной из немногих выделили в здании отдельный кабинет. Он был ей нужен для проведения собеседований с кандидатами на вакантные места в компании, поэтому отсюда вынесли большой ксерокс и установили звуконепроницаемую дверь, чтобы обеспечить полную конфиденциальность проводимых бесед. Рядом с ее столом стояла статуэтка индусского бога Ганеша, по преданию, помогающего в разрешении конфликтов. Но, увы, она не помогала. Многие сотрудники приходили к Робин, чтобы высказать свое недовольство. Они говорили, что Цукерберг не станет их слушать, и считали, что его нужно заменить, поскольку он совершенно не знает, куда вести компанию.

В конечном счете терпение Рид лопнуло. «Моральный дух менеджеров компании упал, – вспоминает она. – В кулуарах ходили одни только слухи, никто толком ничего не знал, а Марк не собирался никому объяснять, что происходит на самом деле. По сути, команда практически была готова к бунту». В тот момент Цукерберг находился на Восточном побережье на одной из своих многочисленных встреч. И Робин решила перехватить его на обратном пути. Она написала ему сообщение с просьбой встретиться по дороге из аэропорта Сан‑Франциско. Но рейс задерживался, и встреча могла состояться не раньше половины третьего ночи. Робин отправилась в Сан‑Франциско через мост Золотые ворота и пересеклась с Цукербергом в деловой части города. Марк прибыл в длинном лимузине, который кто‑то по ошибке для него заказал.

Они обосновались в одном из круглосуточных кафе. Рид пояснила Цукербергу причину своего беспокойства:

– Марк, мы набрали в команду самых породистых скакунов, но все они заперты в своих стойлах. Если ты решил продать компанию, то <


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.