С.Р. Абдулхаков, Т.А. Гасиловская — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

С.Р. Абдулхаков, Т.А. Гасиловская

2021-01-29 85
С.Р. Абдулхаков, Т.А. Гасиловская 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Р.Р. Нигматуллина, М.А. Мухамедьяров,

С.Р. Абдулхаков, Т.А. Гасиловская

Грантовая система поддержки науки

Методические рекомендации

Для тех, кто хочет получить грант

Казань - 2006


Печатается по решению Ученого совета по последипломному образованию Казанского государственного медицинского университета

Под редакцией: проректора по НИР КГМУ, проф., д.м.н. Анохина В.А.

 заведующего кафедрой нормальной физиологии КГМУ, чл.- корр. РАМН, проф., д.м.н. Зефирова А.Л.

Составители:

Нигматуллина Р. Р. - д. б. н., профессор кафедры нормальной физиологии КГМУ;

Мухамедьяров М. А. - ассистент кафедры нормальной физиологии КГМУ;

Абдулхаков С. Р. - к. м. н., ассистент кафедры нормальной анатомии КГМУ; Гасиловская Т. А. - к. м. н., ассистент кафедры медицинской экспертизы ФПК и ППС КГМУ.

Рецензенты:

Яхин К.К. – д.м.н., профессор, проректор по ПДО КГМУ;

Ибрагимов А.И. – к.м.н., доцент, заведующий кафедрой медицинской экспертизы ФПК и ППС.

Грантовая система поддержки науки: Методические рекомендации. – Казань, КГМУ, 2006. – 35 с.

Методические рекомендации содержат информацию об источниках грантовой поддержки науки, основных принципах написания и оформления заявки на получение гранта, примеры оформления некоторых документов и список информационных ресурсов, необходимых для грантоискателей. Рекомендации предназначены для специалистов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, в том числе ординаторов, аспирантов, соискателей ученых степеней и т.д.

Ó Р. Р. Нигматуллина, М. А. Мухамедьяров, С. Р. Абдулхаков, Т. А. Гасиловская, 2006.

Ó Казанский государственный медицинский университет, 2006.

 

 

Содержание

Зачем нужны гранты в науке?. 4

ИСТОЧНИКИ ГРАНТОВОЙ ПОДДЕРЖКИ НАУКИ.. 4

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ГРАНТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 5

Принципы написания заявки.. 8

Название проекта.. 9

Стремление к ясности.. 9

Научная значимость. 10

Описание методов.. 10

Поворот «лицом» к грантодателю... 11

СТРУКТУРА ЗАЯВКИ.. 11

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ. 14

АННОТАЦИЯ ЗАЯВКИ.. 14

ВВЕДЕНИЕ. 15

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.. 17

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.. 18

МЕТОДЫ.. 19

ОЦЕНКА И ОТЧЕТНОСТЬ. 20

ДАЛЬНЕЙШЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ. 21

БЮДЖЕТ. 22

Дополнительные документы.. 26

Что делать после того, как Вы получили грант?. 28

Что такое тревел-грант?. 29

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 30

Краткий словарь для начинающего грантоискателя.. 30

БиографИЧЕСКАЯ СПРАВКА (CURRICULUM VITAE) 31

мОТИВАЦИОННОЕ ПИСЬМО (Letter of motivation) 33

Информационные ресурсы.. 34

 

 Зачем нужны гранты в науке?

Не для кого не секрет, в каком плачевном состоянии находится современная отечественная наука. Многие связывают это с недостаточным финансированием. Действительно, зарплата у преподавателей и ученых очень низкая, деньги на современное оборудование или научную поездку за границу получить практически невозможно. Что же делать? Народная мудрость гласит, что «спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Возможные из этого выводы уже сделали ученые в разных частях земного шара. И добывают финансирование для своей научной или исследовательской деятельности сами - подавая заявки на гранты.

Грант - это финансовые средства, которые какой-либо фонд, государственное учреждение или частное лицо безвозмездно передает некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы. Естественно, желающих получить грант гораздо больше количества грантов. Поэтому совершенно не обязательно, что Вам сразу дадут грант. Кто же побеждает? Сильнейший? Умнейший? - Нет. Побеждает тот, кто лучше других составил заявку на грант.

Грантрайзинг, или фандрайзинг - искусство получения грантов - коренным образом отличается от самой научной деятельности. Для того, чтобы им овладеть, нужно понимать механизм процесса отбора и психологию тех, кто этот отбор осуществляет.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ГРАНТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Работа над заявкой состоит из нескольких этапов.

ЭТАП ПЕРВЫЙ: Планирование деятельности, выбор приоритетных областей.

Составьте схему финансирования вашей организации, определите проекты на ближайший год, спланируйте, из каких источников вы предполагаете их финансировать.

ЭТАП ВТОРОЙ: Выбор потенциальных грантодателей..

Систематический анализ потенциальных доноров. Попытайтесь выделить не только фонд, который поддерживает проекты по вашей тематике, но и конкретную программу, в которую вписывается ваша работа по содержанию и срокам. Этот этап осуществляется с привлечением информационных ресурсов (см. Приложения). Вы должны быть готовы ответить ясно на вопрос, почему вы обращаетесь к помощи именно данной организации.

Важное правило обращения за грантовой поддержкой - делать это качественно и профессионально: не рассылать одну и ту же заявку в десятки фондов - "авось да пройдет", а выбрав несколько наиболее подходящих фондов, представить заявку в том виде, который максимально соответствует их требованиям и задачам.

· Большинство грантодателей ограничивает свою деятельность определенными частями света, регионами, странами, областями, районами.

· Различные спонсоры, как правило, ограничивают тип получателя гранта, как-то, например: организация, индивидуальный исследователь, студент и т. д.

· Некоторые крупные зарубежные грантодатели, имеющие представительства в России (фонды Сороса, Евразия и другие), принимают заявки, написанные по-русски. Другие грантодатели могут потребовать заявки на русском и английском. Если у грантодателя нет представительства в России, заявка должна быть представлена на языке страны происхождения грантодателя. Будьте готовы также вести переписку на иностранном языке.

Подобная общего плана информация обычно содержится в любом описании деятельности грантодателя и является доступной. Ее может быть недостаточно для того, чтобы определить, точно ли вам подходит тот или иной фонд, но ее вполне хватит, чтобы выделить те из них, где Ваш проект не пройдет.

Запомните следующее твердое правило:

Если ваш проект не проходит по критериям в фонд - не обращайтесь в этот фонд, не теряйте зря время и силы!

ЭТАП ТРЕТИЙ: Анализ проекта и команды, реализующей проект.

Необходимо проанализировать собственный проект и команду с целью точно сформулировать, на что именно пойдут средства благотворительной организации, если она вам их предоставит, каковы размеры и формы искомой поддержки. Если вы впервые обращаетесь в данную организацию, то вам проще будет получить поддержку в форме технической помощи, оборудования, расходных материалов и т.п. Нужно помнить, что первое обращение в фонд должно быть составлено очень тщательно, так как от его качества и вразумительности зависит продолжение ваших отношений с данным фондом.

ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ: Первое обращение в фонд.

После выбора организации вам нужно приступать к оформлению соответствующей заявки. В заявке вам необходимо всесторонне охарактеризовать предлагаемый проект. Обратите внимание на сроки представления документов (deadline – последний срок представления заявки). Обычно грантодатели в соблюдении этих сроков достаточно жестки.

Каждый фонд устанавливает свои правила и сроки рассмотрения заявок. Многие фонды рассматривают проекты один раз в квартал, некоторые ежемесячно, у некоторых процесс рассмотрения заявок проходит в виде конкурсов, проходящих в определенные сроки. В документах конкретного фонда обычно указывается наиболее приемлемая форма обращения в фонд.

Большинство фондов требует предоставления полной заявки, соответствующей заданной форме. Некоторые фонды предпочитают встретиться или побеседовать по телефону с потенциальным заявителем.

Многие просят сначала подготовить письмо-запрос (Cover Letter) с кратким описанием проекта и организации, которая будет его исполнять.

Это очень удобная форма обращения. С одной стороны, Вы можете сформулировать суть вашего проекта, с другой - оно может стать основой для конструктивного диалога с представителями фонда во время вашей последующей встречи.

Письмо должно содержать:

· краткое изложение проекта, в котором необходимо обосновать важность и актуальность данного проекта, его цели, задачи, механизм их реализации, сроки выполнения, общую стоимость проекта, объем финансирования, необходимый от фонда;

· сведения об организации, ее целях, миссии, опыте работы; почему именно ваша организация способна выполнить данный проект, чем ее подход, методы работы отличаются от других, квалификацию ваших сотрудников;

· вы должны указать географию данного проекта, т.е. где вы будете его осуществлять;

· кто ваша целевая аудитория, а именно, кто выиграет в результате реализации вашего проекта;

· объяснить, почему вы обратились именно в этот фонд;

· что вы ожидаете от фонда;

· адресуйте ваше письмо конкретному лицу, обращайтесь к нему по имени. Проверьте правильное написание имени, должности и адреса. Не стесняйтесь лишний раз позвонить в фонд и уточнить все данные.

После ознакомления с письмом-запросом представители фонда могут пригласить вас на встречу или попросить предоставить полный пакет документов, либо пришлют отказ.

ЭТАП ПЯТЫЙ: Подготовка заявки.

Сбор необходимых документов. Каждая организация имеет свои требования к написанию заявки на грант. Одни фонды имеют свои формы составления заявки, которые необходимо заполнить, другие предлагают написать ее в произвольной форме. Но даже в этом случае лучше придерживаться модели, принятой в большинстве благотворительных фондов. Отличия будут не значительными.

С чего начать?

· Записывайте все ваши идеи, иногда самые абсурдные на первый взгляд идеи становятся самыми интересными, перспективными и реальными;

· Подробно опишите вашу программу;

· Тщательно распределите время работы над проектом и над заявкой;

· Ясно сформулируйте цели и задачи вашей программы;

· Подумайте о том, как вы будете оценивать результаты вашего проекта;

· Рассчитайте затраты на персонал, материалы и оборудование;

· Продумайте состав команды, которая будет работать над проектом, распределите роли;

· Помните, что основа хорошего проекта - умелое планирование.

 

 

При подготовке проекта помните, что его должно быть приятно и удобно читать, поэтому:

· Не пользуйтесь очень мелким шрифтом;

· Пронумеруйте страницы;

· Если ваша заявка больше десяти страниц, составьте оглавление;

· Используйте таблицы, схемы и статистику только там, где необходимо, иначе это нарушает повествование;

· Не делайте большое количество приложений, пресс релизов, резюме;

· Не загружайте читателя обилием терминов, если они необходимы, сделайте комментарии с объяснениями. Имейте в виду, что сотрудникам фонда приходится анализировать заявки в разных областях;

· Не включайте громоздких предложений, постарайтесь писать простым, доступным языком;

· Пишите ваш проект от имени тех, кто непосредственно получит пользу от его реализации, акцентируйте внимание на их потребностях и какой эффект окажет ваш проект.

Принципы написания заявки

 

Цель заявки проста - убедить тех, кто "дает гранты" в том, что именно ваш проект обладает тремя достоинствами, столь ценными в науке, а именно:

· Новизна

· Содержательность

· Методическая грамотность

При прочих равных условиях выигрывает та заявка, в которой эти три достоинства прослеживаются наиболее четко, то есть та, которая удовлетворяет не только явным требованиям к написанию, но и скрытым ожиданиям тех, кому предстоит решать ее судьбу. Желательно также показать полезность проекта для вашей страны. Цель большинства фондов является помощь конкретной стране, поэтому, чем нагляднее будет продемонстрирована значимость Вашего проекта в этом смысле, тем больше у него шансов.

Помните, что заявок обычно бывает много, а времени у облеченных властью решать - мало, так что вряд ли они станут утруждать себя поисками скрытых ответов на эти вопросы. Поэтому то, что вы имеете сказать, надо сказать немедленно, четко и ясно. Единственный шанс привлечь внимание - это уместить все ответы в первом же абзаце или, в крайнем случае, на первой странице. Лучше сделать более сильное утверждение, чем более слабое. Все оговорки и ограничения вы сможете привести потом. Если же ваш проект слишком сложен для того, чтобы сформулировать основную идею в нескольких строчках и к ней можно подойти лишь постепенно, все равно постарайтесь сказать что-то, что запомнится рецензенту после многих часов чтения различных заявок.

Ниже приводим основные общие моменты, важные при написании заявки.

Название проекта

Каждое слово, используемое в названии проекта, должно давать максимальную информацию о содержании гранта. Избегайте общих слов. Название проекта должно кричать о гениальности заявителя. До него этого никто не делал! Если он этого не сделает (если ему не дадут грант), развитие фундаментальной науки в этой области остановится. В зарубежных фондах название проекта ограничивается по числу букв от 90 до 120. Это ограничение заставляет заявителя подбирать слова, более точно определяющие задачу, которую он хочет решить.

Стремление к ясности

Помните, что многие заявки рецензируются мультидисциплинарными комитетами. Большинство рецензентов согласилось быть таковыми лишь из любознательности: им интересно, что нового происходит в других науках. Поэтому не следует изводить их профессиональным жаргоном, специальные термины лучше употреблять, если в общеупотребительном русском (английском, французском) их аналогов нет. Упор делайте на свою основную идею. Всякого рода детали, примеры, справочный материал, если вы считаете, что без этого в заявке не обойтись, лучше всего сослать в приложения - это облегчает восприятие. Необходимо также четко определить научную область вашего проекта. Этот этап является самоэкспертизой. Выбирая свое место в классификаторе, заявитель тем самым выбирает себе группу экспертов, к которым попадет его заявка.

 

Научная значимость

Из вашей заявки должно быть ясно не только, что вы собираетесь делать, но и что вы собираетесь делать такого, чего никто другой еще не сделал. Поэтому надо дать небольшой обзор текущего положения дел в вашей науке и сопроводить его как можно более полной библиографией, включающей последние работы в данной области. При этом следует упоминать лишь то, что имеет непосредственное отношение к вашей теме. Библиографии считаются признаком серьезности претендента, поэтому рецензенты часто обращают на них особое внимание: хорошо составленная библиография, считают они, показывает, что вы проделали большую подготовительную работу и убедились, что ваш проект будет новым словом в науке, а не дублированием уже полученных кем-то результатов.

Список ваших научных публикаций должен относиться к последним 2-3 годам и связан непосредственно с темой проекта. Вы должны показать, что "нащупали" что-то интересное и важное и готовы начать интенсивно работать над этой проблемой, как только получите грант. Кроме того, журналы, в которых опубликованы ваши статьи, должны быть доступны максимальному числу ученых, работающих в вашей области, и, конечно, эксперту.

В настоящее время во всем мире широкое распространение получил такой критерий оценки значимости научных публикаций, как индекс цитируемости, или импакт-фактор. При такой оценке, каждый журнал имеет свой индекс цитируемости, который отражает популярность, значимость и научный уровень журнала. Наибольшим импакт-фактором обладают такие общебиологические журналы, как Cell, Nature, Science и др. Импакт-фактор подобных журналов составляет около 30-40 условных единиц. Импакт-фактор большинства отечественных научных журналов меньше единицы. Чем выше суммарный импакт-фактор имеющихся у Вас публикаций, тем выше Ваши шансы получить грант.

Описание методов

· Расскажите, какую Вы уже провели работу и как собираетесь интерпретировать полученные результаты в терминах Вашего проекта. Не довольствуйтесь одним лишь указанием на то, какие результаты вы собираетесь получить, расскажите, сколько вы планируете потратить на это времени и как вы его распределите.

· Методика подразумевает не только список исследовательских задач, но и аргументы в пользу того, что постановка именно этих задач продвинет вас в решении центральной проблемы проекта.

· Расскажите максимально подробно, какие методы собираетесь использовать для анализа данных, каковы будут критерии истинности полученных результатов. Чем яснее станет рецензенту, что именно, как и почему вы собираетесь делать, тем благотворнее это скажется на судьбе заявки.

 

СТРУКТУРА ЗАЯВКИ

Большинство фондов привыкли к тому, что заявка на грант содержит одиннадцать основных частей (табл.1). Естественно у каждого фонда заявка имеет свою определенную форму, однако обозначенные в нижеописанных пунктах моменты, как правило, так или иначе звучат в любой заявке.

Таблица 1

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЗАЯВКИ

1. Аннотация проекта Summary Краткое содержание всей заявки, выражающее ее основную суть
2. Введение/ описание организации Introduction Описывает миссию, основные цели организации, ее опыт, квалификацию сотрудников.
3. Постановка / обоснование проблемы Problem Statement or Needs Assessment Описывает проблему, обосновывает необходимость ее решения и актуальность
4. Цели и задачи проекта Goals and Objectives Определяют, для чего необходим данный проект и средства на его реализацию в определенный период времени
5. Методы достижения поставленных целей и задач Methods Описывают виды деятельности, необходимые для достижения желаемых результатов
6. Ожидаемые результаты Estimated Results Указывает, какие предполагается получить результаты в ходе реализации проекта
7. Оценка результатов проекта и отчетность Evaluation and Reporting Количественные и качественные показатели, критерии оценки достижения намеченных результатов / Система отчетности за использование средств
8. Дальнейшее развитие проекта Future or Other Necessary Funding Описывает дальнейшее развитие проекта после окончания гранта
9. Бюджет Budget Детальная смета расходов по проекту с подробными комментариями
10. Резюме основных исполнителей проекта Resumes Описание основной квалификации и опыта работы.
11. Приложения Attachments Дополнительные материалы, поясняющие содержание заявки

Краткая аннотация содержит ясное и краткое описание сути заявки. Занимает полстраницы, максимум - страницу. Включает по одному-два предложения, отвечающих на вопросы:

· что предполагается выполнить в ходе проекта;

· почему и кому нужен этот проект;

· как проект будет выполняться;

· кто будет выполнять проект;

· что получится в результате;

· сколько потребуется денег.

 

Введение содержит сведения об организации-заявителе. Объясняет, кто подает заявку, кто будет выполнять проект и почему заявители/исполнители (в силу своей квалификации, опыта, убеждений, репутации...) наилучшим образом выполнят задачи проекта.

 

Постановка проблемы описывает, почему возникла необходимость в выполнении проекта и как поставленная проблема соотносится с целями и задачами организации-заявителя.

Цели и задачи дают представление, каковы же будут итоги выполнения проекта. Цель - это во имя чего предпринимается проект. Задачи - конкретные эффекты, которые необходимо достигнуть в ходе выполнения проекта. Задачи и результаты поддаются количественной оценке. Из раздела должно быть ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие изменения произойдут в существующей ситуации.

Методы. Указываются мероприятия, которые необходимо провести для достижения намеченных результатов и для решения поставленных задач. Приводится схема организации работы по проекту и календарный план. Из раздела должно быть ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.

Оценка и отчетность.

Из этого раздела должно быть ясно, как Вы предполагаете оценить в конце, достиг ли проект цели, и как Вы будете контролировать процесс выполнения проекта. В какой форме Вы отчитаетесь о проделанной работе и затраченных средствах.

Дальнейшее финансирование.

Содержимое раздела объясняет, за счет каких ресурсов заявитель надеется сохранить и расширить достижения данного проекта; убеждает грантодателя в том, что после расходования средств гранта найдутся ресурсы для поддержания данной инициативы. Раздел необходим, если предусматривается продолжение работ по проекту по окончании срока действия гранта.

Бюджет. Пояснения к бюджету.

Раздел содержит список всех ресурсов, необходимых для проведения планируемых мероприятий; отвечает на вопросы:

· сколько денег требуется от грантодателя

· из каких источников будут получены все остальные требующиеся для выполнения проекта ресурсы и на что будут потрачены.

Приложения включают дополнительные материалы, поясняющие содержание заявки.

 

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Титульный лист служит визитной карточкой Вашего проекта. Он должен на одной странице содержать всю необходимую для донора информацию. Часто фонды сами задают форму титульного листа. В этом случае Вы просто должны аккуратно заполнить бланк. Эта форма может содержать, например, следующие пункты:

Название проекта

Организация-исполнитель - название организации, выполняющей проект, ее (их) адрес, телефон и номер расчетного счета. В этом же разделе отдельной строкой указывается организация-заявитель, если это не одна и та же организация, и/или поддерживающая организация.

Руководитель проекта (Principal Investigator) - указывается Ф.И.О., звание, должность, адрес, телефоны, номер факса, адрес электронной почты и т.д. Именно с этим человеком будет связываться Ваш донор, если потребуется дополнительная информация. Руководитель отвечает за выполнение проекта и несет ответственность перед донором за эффективность средств. Предполагается, что проект составлен руководителем. Если это не так, то следует отдельной строкой указать автора либо авторов проекта Руководитель должен быть один.

География - указывается район, где будет проходить работа по проекту: город, область, государство и т.д.

Срок выполнения проекта - обычно исчисляется в месяцах, не более чем на один-два года. Фонды, как правило, не финансируют долгосрочные проекты. Если проект не может быть выполнен за 2-3 года, заявки на последующие стадии пишутся отдельно и подаются позже.

Стоимость проекта - здесь указывается требуемый объем финансирования на весь срок или на первый год выполнения проекта. Кроме того, нужно указать полную стоимость проекта (включая Ваш собственный вклад и средства, полученные из других источников).

 

АННОТАЦИЯ ЗАЯВКИ

Аннотация - краткое, не более 1 стр., изложение проекта, повторяющее все части полной заявки. Это одна из важнейших частей заявки. Большинство рецензентов вначале читают лишь аннотацию и, если она нравится, переходят к чтению полной заявки. Поэтому аннотация должна 6ыть предельно ясной, сжатой, конкретной и выразительной.

Если заявка небольшая (3-5 страниц), то резюме в один абзац прямо на титульном листе, вероятно, будет достаточно. В случае более объемной заявки аннотацию полезно поместить на первой странице, сразу за титульным листом. Из нее должно быть понятно, кто Вы, каков масштаб Вашего проекта и его стоимость. Не забудьте указать цели и задачи проекта, методы, которые Вы предполагаете использовать, сроки выполнения. Пусть из каждого из последующих разделов заявки в аннотацию попадет по одному-три предложения. Некоторые рецензенты будут читать только аннотацию, так что не поленитесь написать ее хорошо. Пишите резюме или аннотацию в последнюю очередь, когда все последующие разделы уже написаны. Это позволит охарактеризовать в аннотации Ваш проект с максимальной четкостью.

Критерии оценки аннотации:

1. Аннотация дает ясное и краткое описание заявки. Рекомендуемый объем: 1 абзац (3-10 строк - короткая заявка) - 1 страница (длинная заявка).

2. Включает предложение о заявителе (кто будет выполнять проект) и о его прежних достижениях.

3. Включает предложение о проблеме (почему нужен проект).

4. Включает предложение о целях и задачах проекта (что получится в результате).

5. Включает предложение о методах и ресурсах (как будет выполняться проект).

6. Указывает полную стоимость проекта, собственный вклад заявителя и запрашиваемую сумму.

7. Кратко - не более 200-300 слов (1 стр.), и ясно.

8. Интересно - привлекает внимание читающего.

 

ВВЕДЕНИЕ

В этой части заявки Вы рассказываете про вашу организацию. Как правило, гранты выдаются, исходя из репутации организации-заявителя, а не только из оценки качества самого проекта. Фонды предпочитают иметь дело с известными им и надежными партнерами. В первую очередь фонды стремятся оказать поддержку тем организациям или лицам, с кем они уже имели дело в прошлом. Во введении Ваша задача - доказать, что Вы действительно в состоянии с пользой потратить средства и справиться с проектом. Вы должны завоевать доверие донора.

Что вызовет у донора доверие к Вашей организации?

Поскольку у разных доноров разные требования, то и выбирать доноров надо по их возможной заинтересованности в организациях типа Вашей и в проектах, сходных с Вашим. Используйте введение для обоснования связи между своими интересами и интересами донора.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Из введения донор должен был уяснить себе сферу Ваших интересов - над чем Вы работаете.

Теперь Вы должны точно изложить конкретную проблему, которую Вы собираетесь решить с помощью Вашего проекта.

В этом разделе описывается ситуация, побудившая Вас приступить к разработке проекта. Вы должны объяснить, зачем нужен Ваш проект. Описываемая проблема должна отражать объективную ситуацию, т.е. проблемы вне Вашей организации - из жизни Ваших клиентов, местных жителей, города или страны. Формулировка проблем не должна отражать внутренние потребности Вашей организации, за исключением случаев, когда Вы ищете средства для повышения эффективности собственной работы. Важно ответить на вопрос, для решения какой проблемы Вам нужны деньги. На что Вы направите полученные Вами средства?

Возможно, что Ваш донор хорошо осведомлен о важности проектов Вашего типа, тем не менее потребуются дополнительные доказательства Вашей компетентности в данном вопросе. Включите в проект соответствующие статистические данные, процитируйте выступления представителей органов власти (особенно местных) и обзорные научные работы, докажите, что Вы действительно собираетесь решить конкретную задачу. Таблицы и схемы, скорее всего, не увлекут читателя, поэтому приберегите их для приложения. Лучше всего привести ряд наиболее эффектных данных, наглядно иллюстрирующих ситуацию. Твердо знайте, что означают приводимые Вами цифры. Не увлекайтесь цитатами - двух источников в этом разделе в большинстве случаев будет достаточно.

Помните, что постановка проблемы - не аналитическая научная статья! Сознательно исключайте все специальные термины, понятные лишь специалистам. Избегайте наукообразных оборотов. Ваша задача заинтриговать читателя, а не повысить его образовательный уровень.

Итак, в разделе "Постановка проблемы" Вы должны:

· логически связать задачи, выполняемые Вашей организацией, с проблемами, которые Вы собираетесь решить;

· четко определить весь круг проблем, над которыми Вы собираетесь работать;

· подтвердить насущность проблемы с помощью дополнительных материалов - статистических данных, групповых заявлений, частных писем от Ваших клиентов и профессионалов, работающих в Вашей области и др.;

·  убедить читателя в том, что Ваша задача в принципе выполнима,

· быть реалистичным - не пытаться решить все мировые проблемы в ближайшие полгода.

Широко распространенная ошибка: многие заявители не понимают разницы между самой проблемой и путями ее решения.

Рекомендуемый объем: в большинстве случаев 1-3 ст.

 

Критерии оценки раздела:

1. Описывает, почему возникла необходимость в выполнении проекта.

2. Ясно, какие обстоятельства побудили авторов написать проект.

3. Насколько проблема выглядит важной и значимой для читателя (представляет неординарный случай)?

4. Насколько связана с целями и задачами организации-заявителя?

5. Разумность масштаба работ - не делают ли попытки решить все мировые проблемы

6. Поддерживается статистикой, ссылками на авторитеты в данной области и ключевые литературные источники (1-5), советами экспертов.

7. Сформулирована с точки зрения тех, чьим нуждам служит заявитель, а не самого заявителя.

8. Раздел не содержит голословных утверждений.

9. Содержит минимум научных и иных специальных терминов, интересен для чтения и краток (насколько возможно).

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель - это наиболее общие утверждения.

Утверждения подобного рода не могут быть оценены количественно. Их главное назначение - показать тип проблемы, с которой имеет дело проект. Тем самым цели отличаются от задач.

Цели могут быть краткосрочными и долгосрочными. Обычно достижение долгосрочной цели будет зависеть от достижения ряда краткосрочных целей. При двух и более краткосрочных целях Вы должны четко указать, как они увязаны друг с другом и с долгосрочными целями.

Задачи - конкретные и поддающиеся измерению возможные изменения ситуации, которую Вы описывали в разделе "Постановка проблемы". Эти изменения произойдут в результате осуществления Вашего проекта. Если каждый раз при написании задач проекта Вы будете рассматривать их в этом ключе, то легко поймете, как они должны выглядеть.

Таким образом, задачи должны быть максимально конкретизированы. В них должны содержаться количественные данные о степени полезности проекта. Такие количественные данные называются показателями. Показатели - инструмент, позволяющий точнее определить и разъяснить цели и задачи проекта и измерить его эффект. Задачи всегда указывают на конкретный результат. Например, результатами проекта могут быть: доклад об оценке ситуации, доклад на совещании, научная публикация, учебник, оформленная экспозиция, снятый и смонтированный кинофильм, обученный персонал.

Рекомендуемый объем: 0.5 - 1 стр.

Критерии оценки раздела "Цели и задачи":

1. Описываются предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке. Цель - общий итог. Задачи - конкретные частные результаты, и они заметно отличаются друг от друга

2. Из раздела ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие произойдут изменения в существующей ситуации.

3. Насколько цели и задачи логически вытекают из постановки проблемы.

4. По каждой проблеме, сформулированной в предыдущем разделе, имеется, по крайней мере, одна честная задача.

5. Вероятность того, что в результате выполнения проекта задачи будут решены.

6. Цели в принципе достижимы и результаты поддаются измерению.

7. Из раздела ясно, кто извлечет пользу от выполнения проекта

8. Указывается срок достижения целей.

9. Язык ясен и четок.

10. Постановку задач авторы не путают с методами их решения.

МЕТОДЫ

К этому моменту Вы уже рассказали Вашему предполагаемому донору о том, кто Вы, над чем Вы собираетесь работать и каковы Ваши цели, достижение которых обещает разрешить проблему или смягчить ее остроту. В данном разделе Вы должны достаточно подробно описать те виды деятельности (мероприятия), которые необходимы для получения желаемых результатов с помощью имеющихся и запрашиваемых ресурсов.

Из этого раздела читающему должно стать ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы (исполнители, помещение, оборудование и др.) будут привлечены.

Существует два главных вопроса, которые должны быть разъяснены в этом разделе:

1) Какова Ваша стратегия в достижении желаемых результатов?

2) Почему Вы выбрали именно ее из всех других возможных?

Ответ на последний вопрос потребует от Вас знания аналогичных Вашему проектов. Кто еще работал по Вашей проблеме в Вашем районе или где-либо еще? Какие методы применялись ранее и применяются сейчас, и с какими результатами? Другими словами, Вы должны обосновать Ваш выбор методов. Рассмотрение альтернатив - важный аспект Вашей методологии. Демонстрируя Ваше знакомство с аналогичными работами, и объясняя Ваш выбор используемых средств, Вы приобретаете больше доверия в глазах донора. Важно, чтобы Вы показали себя компетентным во всех разделах заявки. Ваш подход к решению проблемы должен выглядеть для рецензента привлекательным. Реалистичный и обоснованный проект произведет нужное впечатление. Нереалистичный проект не спасут самые благие намерения.

Помимо перечня мероприятий Вы можете проиллюстрировать данный раздел календарным и рабочим планами. Их можно либо вставить непосредственно в раздел, либо поместить в приложении.

Рекомендуемый объем: 1 - 4 стр., редко более.

Критерии оценки раздела "Методы":

1. Из раздела ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.

2. Указывается разумно ограниченный набор мероприятий, которые могут быть выполнены в срок и в пределах общей стоимости проекта

3. В разделе ясно описываются мероприятия в рамках программы.

4. Понятны причины выбора именно таких мероприятий.

5. Понятна и убедительна предлагаемая последовательность выполнения мероприятий.

6. Ясен состав разработчиков.

7. Описываются состав и обязанности исполнителей программы.

8. Описывается, кому служит данный проект и принципы подбора этих людей, групп, объектов.

9. Естественность логической цепочки: проблема - цель - задача - метод.

 

ОЦЕНКА И ОТЧЕТНОСТЬ

Включение в заявку способов оценки Вашего проекта необходимо по двум причинам. Во-первых, чтобы оценить степень эффективности работы в целом и понять, насколько удалось достичь поставленных целей. Подобное д


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.