Необходимость иметь руководителя — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Необходимость иметь руководителя

2021-01-29 73
Необходимость иметь руководителя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Чтобы избежать прелести  

 

Итак, с самого начала движения отвне внутрь… возможно уклонение в ложный мистицизм. Как же избежать этого несчастия? У отцов для этого указывается один способ: не оставайся один, имей опытного совет

 

{358}

 

ника и руководителя. Если нет его, сойдитесь двое‑трое и руководитесь взаимно при свете отеческих писаний. Другого пути к избежанию заблуждений мистицизма я не знаю, кроме разве особого благодатного руководства, которого сподоблялись немногие избранные Божии. Но это – особенности, а мы говорим о путях жизни, общих всем. // Письма о духовной жизни. Сс. 234–235

 

 

Где мирянину взять руководителя  

 

Еще одно недоумение: в деле умной молитвы надо иметь руководителя; где взять его мирянину? Там же, в миру, – и между духовными отцами, и даже между мирянами. То правда, что реже и реже становятся лица, к которым можно было бы обратиться за советами о духовной жизни. Но они всегда есть и будут. И желающий всегда находит их, по милости Божией. Жизнь духовная есть Божия жизнь; и Бог особое имеет попечение о взыскивающих ее. Возревнуешь только – и найдешь все благопотребное около себя. // Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. Сс. 384–385

 

 

Нужен опытный учитель  

 

Когда внимание к Господу делается неотходным, то оно есть внимание благодатное; а наше собственное внимание всегда бывает принужденное. От такой умной молитвы бывает переход к сердечной внутренней молитве, если только есть опытный учитель, – очень удобный и свободный. // Собр. писем. Вып. 5, №937

 

 

Искушение от врага  

 

Трудно вначале, и кажется какою‑то нелепостью, вычурностью, и сколько невыгодных мыслей о сем деле! Главное – надо стать умом в сердце перед Господом, и стоять пред Ним неотходно и день и ночь до конца жизни. Употребите небольшой труд. Длительность изучения урока и долга и коротка, смотря по вере и усердию. Не ослабевайте. Будет и подозрение к советующему, и неблаговоление к самому делу молитвы: хула на нее, изнеможение, желание бросить – именно потому, что мудрено. Опасно! Не слушайте, держите свое дело. Враг паче всего всевает хулы на сию молитву. Ибо тогда огонь палит его и отгоняет. Ему приступа нет к тому лицу, в сердце которого внедрена молитва Иисусова. Сладчайшее имя Господа, непрестанно звучащее и глаголющее в сердце, даже без вашего ведома, будет бить его. // Письма о христианской жизни. С‑Пб., 1880, сс. 49–50

 

{359}

 

 

Заключение

 

Что нужно помнить и делать  

 

Спрашивайте, что нужно… Припоминайте и так делайте… Вниманием надо сойти в сердце и стать там пред лицем Господа, вездесущего – и в вас, и всевидящего – и в вас…

Стоя пред лицем Господа, других мыслей не пускать, а только Господа зреть с должными к Нему чувствами: что видит, слышит, готов внять и исполнить. Не оставляйте слово [Иисусовой молитвы] без помышлений о Господе и о том, что Он есть для нас, но помышления имейте простые: что Он близ, хранит, держит, учит, руководит.

Когда начнете, тогда откроются определенные нужды по поводу сей молитвы – и спросите.

Зрите на конец дела. Мысль и чувство так сроднятся с Господом, что станут неразлучны, – будет чувство к Господу неотлучное – теплое и сладостное. Все же прочее станет вне, как чужое.

Когда будете смиренны, благодать Божия скоро приведет в силу сию молитву…

Заботьтесь, чтобы все шло от сердца. О внешних положениях не думайте…

Лишь родится такая мысль [что молитва установилась], наперед знайте, что она лжет, – и не останавливайтесь на ней.

Прочность начнется, когда огонек в сердце образуется. // Собр. писем. Вып. в, №977

 

 

Поимейте главным делом, и тогда  …

 

Трудитесь так и молите Господа, чтоб дал вам наконец ощутить и познать, что такое есть болячка в сердце, по слову старца Парфения. Вдруг это не дается. Пройдет год усиленных трудов, а может быть, и больше, пока начнут показываться некие следы. Благослови вас, Господи, на труд и путь сей. Но вы не считайте это каким‑нибудь приделком, а поимейте главным делом… Вот когда, Бог даст, зародится болячка в сердце вашем, тогда само собою прибудет и то, чего вы желаете, или нечто, гораздо высшее того, – водворится особый некий такт, по которому все будет у вас идти ладно, складно и уместно, без думанья о том. Тогда внутри себя будете носить учителя, премудрее которого нет на земле. // Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. С. 366

 

Комментарии

 

1

 

Беседы старца Варсонофия Оптинского с духовными детьми. «Благовест», Москва – Рига, 1995 – с.40.

 

2

 

Творения свт. Игнатия [Кавказского (Брянчанинова)]. Сретенский мон., М., 1996 – 1998 (репринт, 1904) – т. 5, с. 110. (Далее цитаты приводятся по тому же изданию.)

 

3

 

Творения свт. Феофана Затворника [Говорова]. Собрание писем. «Паломник», 1994 (репринт, 1898) – вып. 2, № 320. (Далее цитаты из писем приводятся по тому же изданию.)

 

4

 

Иеромон. Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия РПЦ XX столетия. «Булат», 1992 – с. 77.

 

5

 

Письма архим. Иоанна (Крестьянкина). Псково‑Печерский мон., 2000 – сс. 67, 72,118.

 

6

 

Отечник, составленный свт. Игнатием Брянчаниновым. «Правило веры», 1996 (репринт) – с. 250.

 

7

 

Митр. Сурожский Антоний (Блюм). Может ли еще молиться современный человек? Клин, 1999 – с. 278.

 

8

 

Схимон. Иларион. На горах Кавказа. «Воскресение», С‑Пб, 1998 – сс. 859, 861.

 

9

 

Древние иноческие уставы. Валаамский мон., М., 1994 (репринт, 1892) – с. 348

 

10

 

Прот. Артемий Владимиров. Прп. Сергий Радонежский. Проповедь. Изд‑во Братства свт. Филарета Московского, М., 2000.

 

11

 

Еп. Петр (Екатериновский). Указание пути к спасению. Сретенский мон., 1994 (репринт, 1905) – сс. 99‑103, 339–342.

 

12

 

Митр. Вениамин (Федченков). Отец Иоанн Кронштадтский. «Паломник», М., 2000 – с. 375.

 

13

 

Святитель русского зарубежья вселенский чудотворец Иоанн. «Паломник», М., 1998.

 

14

 

Древние иноческие уставы. Валаамский мон., М., 1994 (репринт, 1892) – сс. 128, 137, 138, 352, 354.

 

15

 

Афонские разговоры. // Беседа. № 7,1988, Ленинград – Париж – с. 225.

 

16

 

Иеромон. Иоанн (Коган). Отец Тихон – последний великий русский старец на Афоне. ТСЛ, 1997‑сс. 20, 37.

 

17

 

Архим. Херувим (Карамбелас). Современные старцы Горы Афон. М., 1998 – сс. 172, 184, 474, 502, 510, 518, 524, 574, 616.

 

18

 

Архиеп. Никон (Рождественский). Меч обоюдоострый. С‑Пб., 1995 – сс. 77–79.

 

19

 

Прот. Сергий Четвериков. Правда христианства. Крутицкое подворье, М., 1998 – с. 203.

 

20

 

Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. «Дейта‑Пресс», 1991 (репринт, 1893) – т. 2, с. 24.

 

21

 

Прав. Иоанн Кронштадтский. Неизданный дневник. М., 1992 – сс. 39, 51.

 

22

 

Старческие советы. Издательский отдел Московского Патриархата, 1994 (репринт, 1913) – ч. 2, сс. 478–480.

 

23

 

Еп. Петр (Екатериновский). Указание пути ко спасению. Сретенский мон., 1994 (репринт, 1905) – сс. 35–37,291.

 

24

 

Свт. Игнатий – т. 2, с. 271.

 

25

 

Схиархим. Иоанн (Маслов). Глинский патерик. «Самшит», М., 1997 – с. 438.

 

26

 

Старец Яков Эвбейский. Макариев‑Решемский мон., Владимир, 1998 – с. 37.

 

27

 

Игум. Арсения, схимон. Ардалиона. Путь немечтательного делания. «Правило веры», М., 1999 – сс. 95, 249, 306, 406.

 

28

 

Прп. Никодим Святогорец. О хранении чувств. ТСЛ, М., 2000.

 

29

 

Мон. Меркурий. В горах Кавказа. Записки современного пустынножителя. «Паломник», М., 1996 – сс. 7‑10.

 

30

 

Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. ТСЛ, 1997 – сс. 69, 103, 233, 241–244,247.

 

31

 

Пастырь добрый. Жизнь и труды московского старца прот. Алексея Мечева. «Паломник», М., 1997 – сс. 170, 174, 176, 488–492.

 

32

 

Свт. Игнатий – т. 1, сс. 243, 258,262; т. 2, сс. 183–187, 261, 262, 270.

 

33

 

Собрание писем свт. Игнатия. Составитель игум. Марк (Лозинский). М., С‑Пб., 1995. (Далее цитаты из писем приводятся по тому же изданию.)

 

34

 

Соловецкий патерик. Синодальная библиотека, М., 1991 (репринт) – сс. 185–187.

 

35

 

Архим. Херувим. Из удела Божией Матери. Киево‑Печерская Лавра, 1998 – сс. 200–202.

 

36

 

Еп. Петр (Екатериновский). Указание пути к спасению. Сретенский мои., 1994 (репринт, 1905) – сс. 158–160.

 

37

 

Творения Георгия Затворника Задонского. «Паломник», М., 1994 (репринт, 1894) – ч. 2, сс. 5–6

 

38

 

Игум. Марк (Лозинский). Духовная жизнь мирянина и монаха. Изд. Московской Патриархии, М. – с. 265.

 

39

 

Свт. Игнатий – т. 1, сс. 283, 284.

 

40

 

Свт. Игнатий (письма) – сс. 87, 282, 318, 441–443, 448.

 

41

 

Схимон. Иларион. На горах Кавказа. «Воскресение», С‑Пб, 1998 – сс. 162, 771.

 

42

 

Свт. Феофан (письма) – вып. 1, № 188.

 

43

 

Предание о жительстве скитском прп. Нила Сорского. «Правило веры», М., 1997 (репринт, 1852) – с. 71.

 

44

 

Глинская мозаика. «Паломник», М., 1997 – с. 212.

 

45

 

[ Архм. Софроний (Сахаров) ] Старец Силуан Афонский. Подворье Св.–Пантелеймон. на Афоне мон‑ря, М., 1996 – с. 238.

 

46

 

[ Архм. Софроний (Сахаров) ] Старец Силуан. Жизнь и поучения. М., 1991 – сс. 212–214.

 

47

 

Мон. Иосиф [Ватопедский]. Старец Иосиф Исихаст. ТСЛ, 2000 – сс. 47, 255, 344.

 

48

 

Свт. Феофан. Письма о духовной жизни. «Правило веры», М., 1996 (репринт, 1897) – с. 199.

 

49

 

Свт. Феофан (письма) – вып. 2, № 320.

 

50

 

Прп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. ТСЛ, 1991 (репринт, 1912) – с. 211.

 

51

 

Свт. Игнатий – т. 2, с. 266.

 

52

 

Схимон. Иларион. На горах Кавказа. «Воскресение», С‑Пб, 1998 – с. 145.

 

53

 

Непрестанно молитесь! О молитве Иисусовой. «Лара», М., 1992 – сс. 76, 78, 79, 83, 84.

 

54

 

Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. ТСЛ, 1997 – с. 21.

 

55

 

Там же – с. 124 (см.: Добротолюбие – т. 5, с. 250.)

 

56

 

Свт. Игнатий – т. 2, с. 287.

 

57

 

Там же – т. 1, с. 148.

 

58

 

Там же – т. 2, с. 263.

 

59

 

Там же – т. 2, сс. 298, 299.

 

60

 

Сборник о молитве Иисусовой. Валаамский мон., М., 1994 – с. 346.

 

61

 

Прп. Григорий Синаит. Творения. Новоспасский мон., М., 1999 – с. 113.

 

62

 

Свт. Игнатий – т. 2, с. 284.

 

63

 

Там же – т. 1, сс. 271, 272, 273, 274; т. 2, сс. 296, 312.

 

64

 

Схимон. Иларион. На горах Кавказа. «Воскресение», С‑Пб, 1998 – сс. 150, 162, 779–780.

 

65

 

Собрание писем Оптинского старца иеросхимон. Амвросия. «Паломник», М., 1995 (репринт) – ч. 3, № 408.

 

66

 

[ Архм. Софроний (Сахаров) ] Старец Силуан. Жизнь и поучения. М., 1991 – с. 272.

 

67

 

Архим. Агапит (Беловидов). Жизнеописание оптинского старца иеросхимон. Макария. Оптина пуст., М., 1997 – с. 310.

 

68

 

Там же – с. 28.

 

69

 

Архим. Леонид (Кавелин). Житие оптинского старца Макария. Оптина пуст., 1995 (репринт) – с. 44.

 

70

 

Иеромон. Никон (Беляев). Дневник последнего духовника Оптиной пустыни. «Сатис», С‑Пб, 1994 – сс. 132, 162.

 

71

 

Странник. 1908, ноябрь, декабрь – с. 666.

 

72

 

Игумен Петр (Пиголь). Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. «Макцентр», М., 1999 – с. 84.

 

73

 

Патриарх Филофей. Из жития св. Григория Паламы. // Добротолюбие. ТСЛ, 1992 (репринт) – т. 5, с. 475.

 

74

 

Там же – с. 479.

 

75

 

Свт. Феофан. Начертание христианского нравоучения. «Паломник», 1994 (репринт) – т. 1, ч.2, с. 52.

 

76

 

Свт. Феофан (письма) – вып. 2, № 256.

 

77

 

Там же – вып. 2, № 320.

 

78

 

Свт. Феофан. О молитве Иисусовой, в письмах к схииг. Герману и схимон. Агапию. Валаамский мон., М., 1998 – с. 21.

 

79

 

Свт. Феофан. Начертание христианского нравоучения. «Паломник», 1994 (репринт) – т. 2, ч. 2, с. 244.

 

80

 

Свт. Феофан. Начертание христианского нравоучения. «Паломник», 1994 (репринт) – т. 1, ч. 1, сс. 5, 20, 28, 116.

 

81

 

Никита Стифат. // Добротолюбие. ТСЛ, 1992 (репринт) – т. 5, сс. 101, 102.

 

82

 

Иоанн Лествичник. Лествица. ТСЛ, 1898 – 4:102.

 

83

 

Свт. Игнатий (письма) – сс. 161, 249,270.

 

84

 

Схимон. Иларион. На горах Кавказа. «Воскресение», С‑Пб, 1998 – с. 704.

 

85

 

Прп. Нил Синайский. Подвижнические письма. Изд‑во им. свт. Игнатия, М., 2000 (репринт) – сс. 379–381

 

86

 

Свт. Игнатий – т. 1, с. 298; т. 2, с. 311.

 

87

 

Прпп. Варсонофий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. «Правило веры». М., 1995 (репринт) – отв. 427.

 

88

 

Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. ТСЛ, 1997 – сс. 236, 238, 240.

 

89

 

[ Архм. Софроний (Сахаров) ] Старец Силуан. Жизнь и поучения. М., 1991 – сс. 59, 273, 375.

 

90

 

Свт. Игнатий (письма) – с. 533.

 

91

 

Иеромон. Никон (Беляев). Дневник последнего духовника Оптиной пустыни. «Сатис», С‑Пб, 1994 – с. 148.

 

92

 

Схимон. Паисий Святогорец (Эзнепидис). Возвращение к Богу от земли на небо. Изд‑во им. свт. Игнатия, М., 1997 – с. 22.

 

93

 

Иеромон. Христодул Агиорит. Старец Паисий. «Новый город», 2000 – сс. 111, 112.

 

94

 

Иеромон. Христодул Агиорит. Избранный сосуд. «Новый город», 2000 – с. 329.

 

95

 

Свящ. Дионисий Тацис. Поучения старцев. Изд‑во им. свт. Игнатия, М., 1997 – с. 93.

 

96

 

Старец Иосиф Афонский. Изложение монашеского опыта. ТСЛ, 1998 – сс. 19, 22, 210.

 

97

 

Митр. Иерофей (Влахос). Православная духовность. ТСЛ, 1998 – сс. 26–38.

 

98

 

Свт. Игнатий – т. 5, сс. 115–117.

 

99

 

Филофей Синайский. // Добротолюбие. ТСЛ, 1992 (репринт) – т. 3, с. 408.

 

100

 

Свт. Игнатий – т. 5, с. 115.

 

101

 

Архим. Георгий. Обожение как смысл человеческой жизни. Изд. Владимирской епархии, 2000 – сс. 19–20.

 

102

 

С.М. Зарин. Аскетизм. «Паломник», М., 1996 (репринт, 1907) – с. 114.

 

103

 

Свт. Феофан. Начертание христианского нравоучения. «Паломник», 1994 (репринт) – т. 2, ч. 2, сс. 187, 189.

 

104

 

Митр. Иерофей (Влахос). Православная духовность. ТСЛ, 1998 – с. 73.

 

105

 

Блаженный Диадох. // Добротолюбие. ТСЛ, 1992 (репринт) – т. 3, сс. 59, 63.

 

106

 

Свт. Феофан. Начертание христианского нравоучения. «Паломник», 1994 (репринт) – т. 2, ч. 2, с. 187.

 

107

 

Архиеп. Василий (Кривошеин). Прп. Симеон Новый Богослов. Братство св. Александра Невского, 1996 – с. 221.

 

108

 

Архим. Георгий. Обожение как смысл человеческой жизни. Изд. Владимирской епархии, 2000 – сс. 19–20.

 

109

 

Схимон. Иларион. На горах Кавказа. «Воскресение», С‑Пб, 1998 – сс. 465, 466.

 

110

 

Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. «Паломник», М., 1996 – с. 324.

 

111

 

Прп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. ТСЛ, 1991 (репринт, 1912) – сс. 51–52.

 

112

 

Свт. Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке. Оптина пустынь, М., 1997 – сс. 31, 37.

 

113

 

Творения прп. Максима Исповедника. «Мартис», М., 1993 – т. 1, с. 148.

 

114

 

Максим Исповедник. // Добротолюбие. ТСЛ, 1992 (репринт) – т. 3, сс. 198, 225.

 

115

 

Там же: Феодор Едесский – т. 3, с. 324.

 

116

 

Там же: Симеон Новый Богослов – т. 5, с. 56.

 

117

 

Там же: Григорий Синаит – т. 5, сс. 190, 193, 194.

 

118

 

Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. ТСЛ, 1993 (репринт, 1892) – сс. 619, 620, 621.

 

119

 

Свт. Феофан. Письма о духовной жизни. «Правило веры», М., 1996 (репринт, 1897) – с. 234

 

120

 

Иеромон. Никон (Беляев). Дневник последнего духовника Оптиной пустыни. «Сатис», С‑Пб, 1994 – с. 160.

 

121

 

Творения Аввы Евагрия. «Мартис», М., 1994 – сс. 82, 87–88.

 

122

 

Творения прп. Максима Исповедника. «Мартис», М., 1993 – т. 1, с. 110.

 

123

 

Свящ. Дионисий Тацис. Поучения старцев. Изд‑во им. свт. Игнатия, М., 1997 – сс. 54, 19.

 

124

 

Архим. Херувим. Из удела Божией Матери. Киево‑Печерская Лавра, 1998 – сс. 202–203.

 

125

 

Архим. Кронид (Любимов). Троицкие цветки с луга духовного. ТСЛ, 1997 – сс. 80–83, 84.

 

126

 

Мон. Иосиф [Ватопедский]. Старец Иосиф Исихаст. ТСЛ, 2000 – сс. 46–47, 59–61.

 

127

 

Свт. Игнатий – т. 5, с. 146.

 

128

 

Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. «Правило веры», М., 1998 (репринт, 1911) – сл. 49, 53, 79; сс. 219, 235, 390, 391

 

129

 

Прпп. Варсонофий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. «Правило веры». М., 1995 (репринт) – отв. 160.

 

130

 

[Архм. Софроний (Сахаров)] Старец Силуан. Жизнь и поучения. М., 1991 – сс. 24, 38, 40, 150.

 

131

 

[Архм. Софроний (Сахаров)] Старец Силуан Афонский. Подворье Св.‑Пантелеимон. на Афоне мон., М., 1996 – сс. 237, 238.

 

132

 

Блаженный старец Филофей Зервакос. Салоники, 1994 – сс. 149–150.

 

133

 

Учение православной Церкви о молитве Иисусовой. «Сатис», С‑Пб., 2000 – сс. 128, 140.

 

134

 

Свт. Игнатий (письма) – сс. 141, 532.

 

135

 

Симеон Благоговейный. // Добротолюбие. TCJI, 1992 (репринт) – т. 5, с. 73.

 

136

 

Там же: Никита Стифат – т. 5, сс. 108–110.

 

137

 

Творения Георгия Затворника Задонского. «Паломник», М., 1994 (репринт, 1894) – ч. 3; с. 29.

 

138

 

Прп. Паисий Величковский. Крины сельные, или цветы прекрасные. «Задруга», Киев, 1997 – сл. 37, 38.

 

139

 

Мон. Иосиф [Ватопедский]. Старец Иосиф Исихаст. ТСЛ, 2000 – сс. 157–159, 244‑245, 356.

 

140

 

Непрестанно молитесь! О молитве Иисусовой. «Лара», М., 1992 – сс. 105, 164.

 

141

 

Мон. Иосиф [Ватопедский]. Старец Иосиф Исихаст. ТСЛ, 2000 – с. 344.

 

142

 

Игум. Арсения, схимон. Ардалиона. Путь немечтательного делания. «Правило веры», М., 1999 – с. 75.

 

143

 

У пещер, Богом зданных. «Правило веры», М., 1999 – сс. 219, 220.

 

144

 

Отечник, составленный свт. Игнатием Брянчаниновым. «Правило веры», 1996 (репринт) – с. 174.

 

145

 

Прп. Паисий Величковский. Крины сельные, или цветы прекрасные. «Задруга», Киев, 1997 – сл. 27

 

146

 

Прп. Исихий Иерусалимский. //Добротолюбие. ТСЛ, 1992 (репринт) – т. 2, сс. 158, 198.

 

147

 

Свт. Игнатий (письма) – с. 336.

 

148

 

Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. «Правило веры», М., 1998 (репринт, 1911) – сл. 8, 21, 42; сс. 38, 104, 180.

 

149

 

Блаженный Диадох. // Добротолюбие. ТСЛ, 1992 (репринт) – т. 3, сс. 50–57.

 

150

 

Свт. Игнатий – т. 1, с. 256.

 

151

 

Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. «Паломник», М., 1996 – с. 408.

 

152

 

Творения прп. Максима Исповедника. «Мартис», М., 1993 – т. 1, с. 117.

 

153

 

Блаженный Диадох. // Добротолюбие. ТСЛ, 1992 (репринт) – т. 3, с. 58.

 

154

 

Митр. Иерофей (Влахос). Православная духовность. ТСЛ, 1998 – с. 73

 

155

 

С.М. Зарин. Аскетизм. «Паломник», М., 1996 (репринт, 1907) – с. 304.

 

156

 

Прпп. Варсонофий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. «Правило веры». М., 1995 (репринт) – отв. 421.

 

157

 

Глинская мозаика. «Паломник», М., 1997 – сс. 172, 174.

 

158

 

Иеромон. Христодул Агиорит. Старец Паисий. «Новый город», С‑Пб., 2000 – сс. 131–132.

 

159

 

Предание о жительстве скитском прп. Нила Сорского. «Правило веры», М., 1997 (репринт, 1852) – с. 106.

 

160

 

Прпп. Варсонофий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. «Правило веры». М., 1995 (репринт) – отв. 61, 191, 229, 244, 274, 275.

 

161

 

Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. «Правило веры», М., 1998 (репринт, 1911) – сл. 9, 38, 48; сс. 45, 46, 161, 213, 214.

 

162

 

Творения прп. Максима Исповедника. «Мартис», М., 1993 – т. 1, с. 132.

 

163

 

Отечник, составленный свт. Игнатием Брянчаниновым. «Правило веры», 1996 (репринт) – сс. 125, 163.

 

164

 

Свт. Игнатий – т. 1, сс. 306, 310,312; т. 2, с. 312.

 

165

 

Там же – т. 4, с. 348.

 

166

 

Иеромон. Никон (Беляев). Дневник последнего духовника Оптиной пустыни. «Сатис», С‑Пб, 1994 – с.211.

 

167

 

Архим. Фотий (Спасский). Письма. «Синтагма», 1998 – с. 25.

 

168

 

Прот. Сергий Четвериков. Правда христианства. Крутицкое подворье, М., 1998 – с. 233.

 

169

 

Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова. Дивный свет. М., 1999 – сс. 306, 307, 409.

 

170

 

Архим. Константин (Зайцев). Чудо русской истории. «Форум», М., 2000 – с. 154.

 

171

 

У пещер, Богом зданных. «Правило веры», М., 1999 – с. 93.

 

172

 

Письма архим. Иоанна (Крестьянкина). Псково‑Печерский мон., 2000 – сс. 17–19.

 

173

 

Архим. Георгий. Обожение как смысл человеческой жизни. Изд. Владимирской епархии, 2000 – сс. 17–19.

 

174

 

[Архм. Софроний (Сахаров)] Старец Силуан. Жизнь и поучения. М., 1991

 

175

 

Свт. Игнатий – т. 2, сс. 293, 296, 298, 299.

 

176

 

Еп. Иустин. Собрание писем. М., 1891 – т. 2, № 315.

 

177

 

Свт. Феофан. Начертание христианского нравоучения. «Паломник», 1994 (репринт) – т. 1, ч. 1, сс. 52, 57.

 

178

 

Свт. Феофан. Письма о духовной жизни. «Правило веры», М., 1996 (репринт, 1897) – с. 194.

 

179

 

Свт. Феофан. О молитве Иисусовой, в письмах к схиг. Герману и схимон. Агапию. Валаамский мон., М., 1998 – с. 75.

 

180

 

Свт. Феофан. Письма о духовной жизни. «Правило веры», М., 1996 (репринт, 1897) – с. 217.

 

181

 

Прп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. ТСЛ, 1991 (репринт, 1912) – гл. 51, п. 7, с. 211.

 

182

 

Свт. Феофан (письма) – вып. 5, № 896.

 

183

 

Житие иеросхимонаха Льва. Оптина пуст., 1994 (репринт, 1917) – с. 185.

 

184

 

Свт. Григорий Палама. Триады. «Канон», М., 1995 – с. 45.

 

185

 

Митр. Иерофей (Влахос). Православная духовность. ТСЛ, 1998 – с. 32.

 

186

 

Свт. Феофан (письма) – вып. 5, № 896.

 

187

 

Свт. Игнатий – т. 3, с. 296

 

188

 

Там же – т. 1, сс. 256, 266; т. 2, с. 298; т. 5, сс. 115, 116.

 

189

 

Схимон. Иларион. На горах Кавказа. «Воскресение», С‑Пб, 1998 – сс. 160, 192, 238.

 

190

 

Свт. Игнатий – т. 2, сс. 160–163.

 

191

 

Свт. Игнатий (письма) – с. 260.

 

192

 

Схимон. Иларион. На горах Кавказа. «Воскресение», С‑Пб, 1998 – сс. 467–470.

 

193

 

Игум. Арсения, схимон. Ардалиона. Путь немечтательного делания. «Правило веры», М., 1999 – сс. 364–366, 433

 

194

 

Свт. Игнатий – т. 3, сс. 178–179; т. 4, с. 338.

 

195

 

Сборник о молитве Иисусовой. Валаамский мон., М., 1994 – сс. 496–502.

 

196

 

Архим. Херувим (Карамбелас). Современные старцы Горы Афон. М., 1998 – с. 747.

 

197

 

Свт. Игнатий – т. 4, с. 355.

 

198

 

[Архм. Софроний (Сахаров)] Старец Силуан. Жизнь и поучения. М., 1991 – сс. 58, 440.

 

199

 

Митр. Сурожский Антоний (Блюм). Может ли еще молиться современный человек? Клин, 1999 – сс. 54, 56.

 

200

 

Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. «Правило веры», М., 1998 (репринт, 1911) – сл. 89; с. 423.

 

201

 

Митр. Вениамин (Федченков). Отец Иоанн Кронштадтский. «Паломник», М., 2000 – сс. 619, 626, 634, 635.

 

202

 

Еп. Арсений (Жадановский). Воспоминания. Св.‑Тихоновский Богословский институт, 1995 – сс. 16, 21.

 

203

 

Мон. Иулиания (Соколова). Жизнеописание московского старца Алексия Мечева. Храм свт. Митрофана Воронежск., М. – с. 37.

 

204

 

Пастырь добрый. Жизнь и труды московского старца прот. Алексея Мечева. «Паломник», М., 1997‑сс. 41, 49, 496, 579.

 

205

 

Свящ. Дионисий Тацис. Когда чужая боль становится своей. Изд‑во им. свт. Игнатия, М., 1999 – с. 139.

 

206

 

Свящ. Дионисий Тацис. Архондарик под открытым небом. Изд‑во им. свт. Игнатия. М., 1998 – с. 17.

 

207

 

Еп. Вениамин (Милов). Дневник инока. ТСЛ, 1999 – сс. 214, 228, 232, 233, 235.

 

208

 

Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова. Дивный свет. М., 1999 – сс. 304, 417, 424.

 

209

 

Игум. Арсения, схимон. Ардалиона. Путь немечтательного делания. «Правило веры», М., 1999 – с. 64.

 

210

 

Интернет: сайт «Православие–2000». http://www.pravoslavie.ru/shengen/ioann.htm

 

211

 

Мон. Иосиф [Ватопедский]. Старец Иосиф Исихаст. ТСЛ, 2000 – сс. 181, 182.

 

212

 

[Архм. Софроний (Сахаров)] Старец Силуан. Жизнь и поучения. М., 1991 – сс. 59, 222, 280, 308–319,331–347, 382, 396, 416–418, 439, 443.

 

213

 

Добротолюбие. ТСЛ, 1992 (репринт) – т. 2, с. 158.

 

214

 

Прп. Григорий Синаит. Творения. Новоспасский мон., М., 1999 – с. 94.

 

215

 

Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. «Правило веры», М., 1998 (репринт, 1911) – сл. 66; с. 345.

 

216

 

Никита Стифат. // Добротолюбие. ТСЛ, 1992 (репринт) – т. 5, с. 151.

 

217

 

Прп. Григорий Синаит. Творения. Новоспасский мон., М., 1999 – с. 87.

 

218

 

Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. «Правило веры», М., 1998 (репринт, 1911) – сл. 55; с. 269.

 

219

 

Свт. Игнатий – т. 1, с. 270.

 

220

 

Авва Евагрий. // Добротолюбие. ТСЛ, 1992 (репринт) – т. 1, с. 578, 579.

 

221

 

Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. «Паломник», М., 1996 – с. 420;

 

222

 

Там же – сс. 421, 423.

 

223

 

Свт. Игнатий (письма) – с. 288.

 

224

 

Там же – сс. 423–424.

 

225

 

Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. «Правило веры», М., 1998 (репринт, 1911) – сл. 2; сс. 12–13.

 

226

 

Мон. Иосиф [Ватопедский]. Старец Иосиф Исихаст. ТСЛ, 2000 – сс. 348–350.

 

227

 

Свт. Игнатий – т. 2, с. 263.

 

228

 

Прп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. ТСЛ, 1991 (репринт, 1912) – с. 214.

 

229

 

Свт. Феофан. Письма о духовной жизни. «Правило веры», М., 1996 (репринт,1897) – с. 215.

 

230

 

Митр. Иерофей (Влахос). Одна ночь в пустыне Святой горы. ТСЛ. 1997 – сс. 56 – 57.

 

231

 

Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. «Правило веры», М., 1998 (репринт, 1911) – сл. 21; с. 104.

 

232

 

Там же – сл. 16; с. 63.

 

233

 

С.М. Зарин. Аскетизм. «Паломник», М., 1996 (репринт, 1907) – с. 248.

 

234

 

Иеромон. Никон (Беляев). Дневник последнего духовника Оптиной пустыни. «Сатис», С‑Пб, 1994‑с. 169.

 

235

 

Игум. Петр (Пиголь). Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. «Макцентр», М., 1999 – сс. 21–23.

 

236

 

Еп. Петр (Екатериновский). Указание пути ко спасению. Сретенский мон., 1994 (репринт, 1905) – с. 461.

 

237

 

Старец Иосиф Афонский. Изложение монашеского опыта. ТСЛ, 1998 – сс. 22–23,52 – 54, 142–143, 231, 306–309.

 

238

 

Митр. Иерофей (Влахос). Православная духовность. ТСЛ, 1998 – сс. 69–71.

 

239

 

Архим. Георгий. Обожение как смысл человеческой жизни. Изд. Владимирской епархии, 2000 – сс. 6 – 23.

 

240

 

Свт. Игнатий – т. 2, сс. 295–296.

 

241

 

Добротолюбие. ТСЛ, 1992 (репринт) – т. 5, с. 473.

 

242

 

Свт. Феофан (письма) – вып. 2, № 244.

 

243

 

Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. ТСЛ, 1997 – с. 256.

 

244

 

Старец Иосиф Афонский. Изложение монашеского опыта. ТСЛ, 1998 – сс. 210, 211, 232.

 

245

 

Там же – с. 303.

 

246

 

Мон. Иосиф [Ватопедский]. Старец Иосиф Исихаст. ТСЛ, 2000 – сс. 235–265, 325–347, 351–353.

 

247

 

Палестинский патерик. ТСЛ, 1996 (репринт, 1907) – с. 104.

 

248

 

Старческие советы. Издательский отдел Московского Патриархата, 1994 (репринт, 1913) – ч. 2, с. 607.

 

249

 

Свт. Игнатий (письма) – сс. 358, 773.

 

250

 

[Архм. Софроний (Сахаров)] Старец Силуан. Жизнь и поучения. М., 1991 – сс. 398, 419.

 

251

 

Архим. Амвросий (Фонтрие). Свт. Нектарий Эгинский. Жизнеописание. ТСЛ, М., 1998 – с. 91.

 

252

 

Ричард (Фома) Бэттс. Духовник царской семьи. М., 1996 – с. 374.

 

253

 

Древние иноческие уставы. Валаамский мон., М., 1994 (репринт, 1892) – с. 327.

 

254

 

Архиеп. Вениамин (Федченков). Небо на земле. «Паломник», М., 1994 – с. 10.

 

255

 

Митр. Вениамин (Федченков). Отец Иоанн Кронштадтский. «Паломник», М., 2000 – сс. 292–296, 571.

 

256

 

Ричард (Фома) Бэттс. Духовник царской семьи. М., 1996 – с. 343.

 

257

 

Архиеп. Вениамин (Федченков). Небо на земле. «Паломник», М., 1994 – с. 128.

 

258

 

У пещер, Богом зданных. «Правило веры», М., 1999 – с. 45.

 

259

 

Письма архим. Иоанна (Крестьянкина). Псково‑Печерский мон., 2000 – сс. 30, 58–60, 92, 260–263, 266, 274, 281 и др.

 

260

 

Свт. Игнатий – т. 1, с. 266; т. 2, сс. 278, 292; т. 5, сс. 114, 117.

 

261

 

Свт. Игнатий (письма) – сс. 289, 298, 299, 444, 480, 526.

 

262

 

Свт. Игнатий (Брянчанинов). Будущее России в руках Божественного Промысла. Изд‑во им. свт. Игнатия, М., – с. 42.

 

263

 

Свт. Феофан. Начертание христианского нравоучения. «Паломник», 1994 (репринт) – т. 1, ч. 1, сс. 27, 35, 38, 62, 70, 116.

 

264

 

Прот. Сергий Четвериков. Правда христианства. Крутицкое подворье, М., 1998 – с. 110.

 

265

 

Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова. Дивный свет. М., 1999 – сс. 414, 419.

 

266

 

Архим. Агапит (Беловидов). Жизнеописание оптинского старца иеросхимон. Макария. Оптина пуст., М., 1997 – с. 312.

 

267

 

Молись, борись, спасайся! Письма митр. Макария (Невского) духовной дочери. «Лодья», М., 1998 – с. 82.

 

268

 

Иеромон. Никон (Беляев). Дневник последнего духовника Оптиной пустыни. «Сатис», С‑Пб, 1994 – с. 225.

 

269

 

Старческие советы. Издательский отдел Московского Патриархата, 1994 (репринт, 1913) – ч. 2, с. 416.

 

270

 

Старец Варсонофий Оптинский. Келейные записки. М., 1991 – с. 50.

 

271

 

Иеромон. Никон (Беляев). Дневник последнего духовника Оптиной пустыни. «Сатис», С‑Пб, 1994 – с. 165.

 

272

 

Ричард (Фома) Бэттс. Духовник царской семьи. М., 1996 – с. 363.

 

273<


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

1.017 с.