Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2021-01-29 | 84 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Всякое наказание преступно.
Л. Толстой
Наказание — это очевидный расход и неявная выгода.
А. Жалинский
Вместо предисловия
Как мы все привыкли к необходимости наказания за преступ ления! Как мы все не мыслим жизнь без наказания за содеянное, как многие из нас требуют «усилить уголовную ответственность»,
«восстановить смертную казнь»! А если подумать?
Целями наказания ст. 43 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) называет: восстановление социальной спра ведливости; исправление осужденного; предупреждение совер шения новых преступлений. Рассмотрим каждую прокламиру емую цель.
Восстановление социальной справедливости. А кто знает, что такое «социальная справедливость»? Где дается юридичес кое определение этого понятия? Социальная справедливость — с точки зрения потерпевшего, его близких, виновника, его близ ких, «населения» (но оно очень неоднородно)? С точки зрения профессора Х, смертная казнь справедлива и необходима, с моей точки зрения, смертная казнь — недопустимое преступление (убийство)… Неопределенность понятия делает бессмысленным его правовое понимание и применение.
Исправление осужденного. А можно ли кого бы то ни было
«исправить» наказанием? Не теоретически, а практически? Один
1 Статья опубликована в: Ж. «Неволя», 2017, № 52.
из известнейших американских педиатров, Бенджамин Спок — автор книги «Ребенок и уход за ним», изданной в 1946 году и ставшей одним из крупнейших бестселлеров не только в США, им зачитывалось мое поколение в России, писал, что преступ никами вырастают дети, испытывавшие дефицит любви, а не наказания. С точки зрения детских психологов, педагогов, если ребенок подвергался физическим наказаниям, из него с высокой вероятностью вырастет насильственный преступник.
|
Но не только физические наказания — криминогенный фак тор. Не забуду уголовного дела, в рассмотрении которого я много лет тому назад принимал участие. Женя воспитывался в очень благополучной семье. У отца была автомашина (нечас тый случай в 1960–е годы), семья не бедствовала, отец не нака зывал сына физически, брал его с собой на охоту. Мальчик рос отличником, «досрочно» был принят в комсомол, играл на гармони, активно участвовал в спортивных секциях. Но! При всем при том отец Жени был строгим по отношению к членам семьи. Жена не имела права «краситься», не могла носить «дра гоценности», а сын должен был во всем слушаться отца. За про ступки — вернулся домой позже 20 часов, не выполнил задание по игре на гармони и т.п. — следовало наказание: запрет смот реть интересную телепередачу, запрет посещения очередного занятия спортивной секции и др. Когда количество подобных наказаний переросло в качество — отец запретил идти на заня тие спортивной секции, а ее руководитель предупредил маль чика, что отчислит его из секции за очередное непосещение, — Женя днем, когда его отец пришел домой с работы на обеденный перерыв, выстрелом в упор из охотничьего ружья застрелил отца… Когда судья оглашала приговор — 6 лет лишения сво боды — у нее текли слезы из глаз…
Итак, наказание — скорее криминогенный, нежели «воспи
тательный» фактор. О негативных последствиях официальных наказаний размышляли представители теории стигматизации (Г. Беккер, Ф. Танненбаум, Е. Лемерт, Э. Шур и др.). О предпочте нии «позитивных санкций» (поощрений) по сравнению с «нега тивными санкциями» (наказаниями) говорится в труде П. Соро кина «Преступление и кара, подвиг и награда» (СПб., 1913). Да, к сожалению, люди не научились обходиться без наказаний, но об этом ниже.
|
Предупреждение совершения новых преступлений. Речь идет о специальном предупреждении (со стороны осужденного) и общем предупреждении — со стороны других лиц, «чтобы дру гим неповадно было».
Что касается специального предупреждения, то норвежский профессор Т. Матисен в работе 1974 года на основании исследова ния уголовной статистики ряда европейских стран показал, что уровень рецидива относительно постоянен для каждой страны, что бы ни предпринимали правоохранительные органы! Т. Мати сен и заговорил о «кризисе наказания» — неэффективности наказания в достижении предписываемых наказанию целей. Об этом свидетельствуют и современные данные. Так, в США (очень жесткая система наказаний) в тюрьмы возвращается около 50–60% отсидевших, а в гуманной Норвегии — менее 20%. В Рос сии уровень рецидива также был относительно постоянен, но за последнее время растет, подтверждая бессмысленность усиления репрессий в целях «предупреждения» преступлений. Так, доля рецидивной преступности составляла в России в 1988 — 25,9%; в 1997 — 33,7%; в 2013 — 47,7%...
О неэффективности общего предупреждения свидетель ствуют хотя бы два факта: во–первых, человечество испробовало все мыслимые и немыслимые меры наказания, включая страш ные квалифицированные виды смертной казни (четвертование, сожжение на костре, заливание расплавленного свинца в горло, замуровывание заживо и др.), без видимого результата; преступ ность носит массовый характер и не «сокращается» под воздейст вием репрессий. Во–вторых, наблюдается волнообразный харак тер динамики преступности и ее основных видов: с конца 1950–х по конец 1990–х — начало 2000–х годов уровень преступности (на 100 тыс. населения каждой страны) возрастал во всем мире, а с конца 1990–х — начала 2000–х годов сокращается во всем мире. При этом уровень репрессивности за последние десятилетия ско рее уменьшается. Так что же способствует сокращению преступно сти? Да, конечно, не только снижение репрессивности, но и иные факторы. Но это тема самостоятельного обсуждения [См., напри мер: Гилинский Я. Очерки по криминологии. СПб.: Алеф–Пресс, 2015. С. 89–99; Гилинский Я.И. Преступность и социальный конт роль над ней в современном обществе постмодерна: взгляд крими нолога / Криминалистъ. № 1 (18); 2016. С. 3–8].
|
Наказание как результат недомыслия 21
Смертная казнь
Убийство на эшафоте — худший вид убийства.
Б. Шоу
Смертная казнь сама есть преступление, убийство (в полном соответствии с определением убийства в российском законо дательстве: «умышленное причинение смерти другому чело веку» — ст. 105 УК РФ).
Смертная казнь не только «не может быть полезна, потому что она подает пример жестокости» (Ч. Беккариа). Она сама есть преступление, умышленное убийство, о чем говорил не только процитированный в эпиграфе Б. Шоу, но и М.Н. Гернет, утвер ждавший в работе «Смертная казнь» (М., 1913), что смертная казнь есть «институт легального убийства». Вообще, вся дорево люционная российская профессура была категорически против смертной казни. Так, сенатор, академик Н.С. Таганцев, выступая в Государственном совете 27 июня 1906 года за отмену смертной казни, в частности, произнес: «Я 40 лет с кафедры говорил, учил и внушал той молодежи, которая меня слушала, что смертная казнь не только нецелесообразна, но и вредна, потому что в госу дарственной жизни все, что нецелесообразно, то вредно и при определенных условиях несправедливо. И такова смертная казнь. С теми же убеждениями являюсь я и ныне пред вами, защищая законопроект об отмене казни» [ Таганцев Н.С. По законопроекту об отмене смертной казни. / Смертная казнь: за и против / под ред. С.Г. Келиной. М.: Юридическая литература, 1989. С. 153].
Многолетняя практика показала, что применение смертной казни не только не предупреждает тягчайшие преступления, а, наоборот, способствует их совершению. Так, К. Маркс в статье от 28 января 1853 года показал, что после каждой публичной казни резко возрастает число тех преступлений, за которые казнили пре ступника. В Австрии, Аргентине, ряде других стран после отмены смертной казни сократилось число тех преступлений, за которые она могла быть назначена. В 1965 году в Великобритании был про веден уникальный эксперимент — наложен мораторий на смерт ную казнь сроком на пять лет. В результате количество тех престу плений, за которые назначалась смертная казнь до моратория, не увеличилось, и смертная казнь была отменена.
|
Смертная казнь является необратимым наказанием. Это озна чает, что в случае судебной ошибки приговор к смертной казни, приведенный в исполнение, не может быть «исправлен» при выяснении ошибки. Сторонники смертной казни в России нере дко ссылаются на дело серийного убийцы А. Чикатило. Но ведь до раскрытия этого страшного дела были расстреляны двое неви новных, обвиненных в тех убийствах, которые в действительности, как выяснилось позднее, совершил Чикатило. А судебные ошибки неизбежны в любом государстве, при любой судебной системе.
Отношение к смертной казни служит своеобразным индикато ром цивилизованности / варварства, гуманности / бесчеловеч ности, терпимости/нетерпимости.
Очевидно вопрос «за или против смертной казни?» исчерпал себя, во–первых, в том смысле, что за столетия дискуссии все доводы pro et contra давно известны и вряд ли могут появиться новые. Меняются лишь акценты в зависимости от того, поли тические, юридические, культурологические или иные аспекты темы превалируют в конкретной ситуации и дискуссии.
Кроме того, этот вопрос давно превратился в некий символ,
«метку», индикатор, разделяющий сторонников и противников смертной казни на два лагеря по мировоззренческим, идеологи ческим позициям. «Высказываясь за смертную казнь или против нее, мы характеризуем не столько проблему, сколько собствен ную личность» (А. Мелихов). И тогда с одной стороны — А. Франс, В. Гюго, Б. Шоу, А. Швейцер, М. Ганди, Ф. Достоевский, А. Кони, В. Короленко, Л. Толстой, И. Тургенев, А. Радищев, А. Герцен, А. Сахаров, лучшие представители российской уголовно–пра вовой мысли — М. Духовской, Н. Таганцев, Н. Сергеевский, В. Спасович, А. Кистяковский, П. Люблинский, А. Жижиленко, М. Гернет и множество других славных имен. На другой сто роне — Пуришкевич, Победоносцев, Блудов, кн. Щербатов…
Смертная казнь — символ и орудие монополии государства и власти на жизнь и смерть. Но эта монополия осуществляется и неправовым путем. Отечественная история ХХ столетия хорошо знакома как с внесудебной расправой посредством «троек» (административные органы, имевшие право приговаривать к расстрелу при разбирательстве без свидетелей, экспертов и защиты), так и с массовыми расстрелами без какой бы то ни было правовой процедуры.
В настоящее время смертная казнь отменена de jure или de facto во всех странах Западной и Центральной Европы (кроме Бело руссии), в Канаде, Австралии, в большинстве стран Латинской Америки и многих других государствах, всего в 140. Смертная казнь сохраняется, к сожалению, еще в 58 государствах [Amnesty International. Death sentences and executions. 2015. Р. 38]. Есть над ежда, что этот позорный институт рано или поздно прекратит свое существование и в других странах.
|
Лишение свободы
Известны все недостатки тюрьмы.
Известно, что она опасна, если не бесполезна. И все же никто «не видит» чем ее заменить. Она — отвратительное решение,
без которого, видимо, невозможно обойтись.
М. Фуко
Лишение свободы — неэффективная мера наказания с мно- гочисленными негативными побочными последствиями. При этом тюрьма «незаменима» в том отношении, что человечество не придумало пока ничего иного для защиты общества от тяж ких преступлений. Осознание неэффективности традиционных средств контроля над преступностью, более того — негатив ных последствий такого распространенного вида наказания, как лишение свободы, приводит к поискам альтернативных решений.
О губительном (а отнюдь не «исправительном» и «перевоспи тательном») влиянии лишения свободы на психику и нравст венность заключенных известно давно. Об этом подробно писал еще М.Н. Гернет [ Гернет М.Н. В тюрьме: Очерки тюремной пси хологии. Юриздат Украины, 1930]. Тюрьма служит школой криминальной профессионализации, а не местом исправления. Никогда еще никого не удавалось «исправить» и «перевоспи тать» посредством наказания. Скорее наоборот. «Лица, в отноше нии которых было осуществлено уголовно–правовое насилие — вполне законно или в результате незаконного решения, образуют слой населения с повышенной агрессивностью, отчужденный от общества» [ Жалинский А.Э. Уголовное право в ожидании перемен. Теоретико–инструментальный анализ. 2–е изд. М., 2009. С. 18].
Единственная реальная цель лишения свободы — изоляция лица, совершившего тяжкое преступление. Но при существую щих в России сроках лишения свободы и условий содержания (включая пытки и прочие издевательства) возникает вопрос: что же делать, зная о неэффективности, пагубности лишения свободы и незнания, неумения, непонимания, как обойтись без тюрьмы? Какой срок изоляции достаточен, чтобы, с одной сто роны, дать преступнику время задуматься над содеянным и своим будущим? А с другой стороны, еще не успели наступить такие отрицательные последствия, как утрата психического и физического здоровья, разрушение семейных связей, потеря тру довых и учебных навыков, формирование чувства ненависти, злобы ко всем и всему в атмосфере «зоны»?
Во–первых, при полном отказе от смертной казни лишение свободы становится «высшей мерой наказания», применять которую надлежит лишь в крайних случаях, в основном при совершении тяжких насильственных преступлений и только в отношении взрослых (совершеннолетних) преступников. В странах Европы и в Японии стараются минимизировать число лиц, приговариваемых к лишению свободы. В Японии, например, свыше 85% осужденных приговариваются к штрафу. А в Великоб ритании существуют шесть видов общественных работ разной тяжести ради того, чтобы сократить долю осужденных к лише нию свободы.
Во–вторых, в странах Западной Европы, Австралии, Канаде, Японии преобладает краткосрочное лишение свободы. Обычно сроки исчисляются неделями и месяцами, во всяком случае — до 2–3 лет, то есть до наступления необратимых изменений пси хики. К началу 2016 года средний срок лишения свободы в стра нах Европы был 1 год 8 месяцев. В Японии свыше 50% осужден ных к лишению свободы приговариваются на срок до 2 лет (Уэда Кан, Н.А. Морозов).
В–третьих, поскольку сохранность или же деградация лич ности существенно зависят от условий отбывания наказа ния в пенитенциарных учреждениях, постольку в современных цивилизованных государствах поддерживается достойный уро вень существования заключенных (нормальные питание, сани тарно – гигиенические и «жилищные» условия, качественное медицинское обслуживание, возможность работать, заниматься
спортом, встречаться с родственниками), устанавливается режим, не унижающий их человеческое достоинство, а также существует система пробаций (испытаний), позволяющая строго дифференцировать условия отбывания наказания в зависи мости от его срока, поведения заключенного и т.п. [См., напри мер: Морозов Н.А. Преступность и борьба с ней в Японии. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003; От «страны тюрем» к обществу с ограниченным причинением боли. Финский опыт сокращения числа заключенных / сост. И.Г. Ясавеев. Хельсинки, 2012].
Немного личных впечатлений. Начальник тюрьмы в г. Турку (Финляндия) рассказывал мне, что с недавних пор в целях сохра нения чувства собственного достоинства заключенных, каждому из них дается… ключ от камеры. Чтобы, уходя из «своей ком наты», осужденный закрывал бы ее на ключ, а возвращаясь, открывал дверь ключом. Разумеется, это не исключает контроля за содержимым камеры (наш «шмон»). В этой же тюрьме я при сутствовал при волейбольной игре заключенных в прекрасном спортивном зале.
Начальник тюрьмы под Дублином (Ирландия) удивился моему вопросу о количестве заключенных в одной камере. «Конечно, по одному. Не могут же двое незнакомых мужчин проживать в одном помещении». А начальник службы исполнения наказа ния Польши проводил в медицинскую часть Варшавского цен трала (тюрьмы), оборудование которой поражало изобилием современной медицинской техники и комфортными условиями нахождения в ней. В тюрьме г. Фрайбурга (Германия) заклю ченные и тюремный персонал питаются из одного котла (и мне довелось отведать), а в ирландской тюрьме мимо меня провезли полдник для заключенных, который состоял из каши, белого хлеба, двух яиц, молока (или кефира — я не очень разглядел) и апельсина. Справедливости ради следует отметить, что тюрьма в Нью–Йорке производит гнетущее впечатление, заключенные находятся там как в клетке за решеткой.
В–четвертых, все решительнее звучат предложения по фор мированию и развитию альтернативной, не уголовной юсти ции для урегулирования отношений «преступник — жертва», по переходу от «возмездной юстиции» (retributive justice) к юстиции возмещающей, восстанавливающей (restorative justice). Суть этой стратегии состоит в том, чтобы с помощью доброжелательного
и незаинтересованного посредника (что–то в роде «третейского судьи») урегулировать отношения между жертвой и преступни ком без уголовного судопроизводства.
«Уменьшить надежды на тюремное заключение и обратить больше внимания на общественное исправление (community cor rection)» советует С. Баркан [ Barkan S. Criminology / A Sociolo gical Understanding. Prentice Hall: Upper Saddle River, 1997. P. 542].
«Реализация уголовного закона может стать совершенно непе реносимой для общества, заблокировав иные социальные про цессы… Разумное снижение объема законного насилия может в большей степени обеспечить интересы страны… Наказа ние — это очевидный расход и неявная выгода… Следует учи тывать хорошо известные свойства уголовного права, состоя щие в том, что оно является чрезвычайно затратным и весьма опасным средством воздействия на социальные отношения» [ Жалинский А.Э. Уголовное право в ожидании перемен. Теоре тико–инструментальный анализ. С. 9, 15, 56, 68].
Заслуживают уважения и распространения принципы назна чения и исполнения наказания в виде лишения свободы в Япо нии — стране с минимальным уровнем преступности, включая убийства. Обратимся к обширным цитатам из монографии Н.А. Морозова [ Морозов Н.А. Преступность и борьба с ней в Японии. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 134, 141–143]. «Идея
«засадить побольше преступников в тюрьмы» полностью отсут ствует у японских следственных органов… К лишению свободы приговаривается весьма ограниченное число преступников… и, следовательно, пенитенциарные учреждения могут обеспечить заключенным адекватное и эффективное обращение… Основная концепция исполнения наказания в виде лишения свободы, заложенная в законодательстве, состоит: 1) в гуманизации обра щения; 2) в социализации обращения (означает обеспечение ресоциализации заключенных на основе понимания и содей ствия общества…); 3) в осуществлении обращения на основе научных знаний и методов… Доминирующая концепция, опре деляющая цели и основные принципы наказания, — концепция реабилитации правонарушителей на основе индивидуализиро ванного обращения с ними».
К сожалению, российская уголовная и пенитенциарная поли тика строится на давно устаревших репрессивных представлениях
o «пользе» наказания. Достаточно сказать, что Россия и США в течение десятилетий занимают первые места по уровню заклю- ченных (на 100 тыс. населения) среди развитых стран. Если в 1990–е годы первое место занимала Россия (уровень заключен ных в 1990 году — 470, в США — 475, в 1992–м — 520, в США — 519, в 1994 году — 580, в США — 554, в 1999–м — 729, в США — 682), то
в 2000–е годы США опередили Россию по этому мрачному пока зателю (в 2001 году — 689, в России — 673, в 2007–м — 762, в Рос сии — 613, в 2012 году — 730, в России — 508). Суды же крайне редко назначают осужденным наказание, не связанное с лише нием свободы (к штрафу приговариваются 7–14% осужденных, к исправительным работам — 4–5% осужденных) [Меры нака зания, примененные к осужденным / URL: http:/ crimpravo.ru/ page/sudstatistic/sudstatistic46/ (дата обращения: 07.12.2015)]. Особенно неблагополучно положение с условиями отбывания наказания в российских пенитенциарных учреждениях [Поло жение заключенных в современной России. М., 2003; Российский ГУЛАГ: убийства и пытки. М., 2006]. Я уже не говорю о запре щенных, но широко распространенных пытках, издевательствах, отвратительном питании, негодной медицинской помощи, взя точничестве персонала.
Итак:
• Наказание не выполняет и не может выполнять возлагае мые на него функции.
• Смертная казнь, как убийство, должна быть раз и навсегда исключена из перечня наказаний (ст. 44, 59 УК РФ).
• Лишение свободы — исключительная (вынужденная за ненахождением пока замены) мера наказания, при меняемая только за тяжкие насильственные преступле ния и только в отношении взрослых (совершеннолетних) преступников.
• Сроки и условия отбывания наказания в виде лишения сво боды должны способствовать последующей ресоциали зации, реадаптации осужденных. Бессмысленные сроки лишения свободы 20–25–30–35 лет, неизвестные даже советскому уголовному законодательству (по УК РСФСР 1928 года максимальный срок лишения свободы — 10 лет, по УК РСФСР 1960 года — 15 лет при отсутствии пожизнен ного лишения свободы, которое было введено действующим
УК РФ как альтернатива смертной казни… сохранен ной в УК), должны быть законодательно существенно сокращены.
К сожалению, у меня нет надежды на изменение российской наказательной политики в ближайшем будущем. А ее негатив ные последствия еще долго будут сказываться в жизни общества и государства.
Пространственно – временной континуум постмодерна.
К постановке проблемы 1
«Глобализация» касается не того, что все мы… хотим. Она означает то, что со всеми нами происходит. З. Бауман
Мы, в сущности, живем
в апокалиптическое время…
С. Жижек
Вся наша жизнь, вся наша деятельность (и бездеятельность) про текает в определенном пространственно–временном континууме. В далеком 1971 г. я заметил: «В целом для социальной системы существенна «наполняемость» пространственно – временного континуума социально значимыми процессами, в том числе — информационными… Поэтому «продление» жизни индивида должно идти по пути увеличения не только длительности суще
ствования, но и его наполненности»2.
Примерно в то же время (1970–е — 1980–е годы) начался пере ход общества модерна (Нового времени) в общество постмодерна. Прошло свыше 45 лет. Постмодерн (или постсовременность — кому что нравится) прочно завоевал позиции. Посмотрим, что же происходит с пространством и временем в наши дни.
Общество постмодерна характеризуется глобализацией, вир туализацией, фрагментаризацией, консьюмеризацией, релятив ностью, неопределенностью, шизофренизацией (параноизацией)
1 Статья опубликована в: Современные проблемы девиантологии: перспекти вы развития. Ч. 2. / ред. Y. Kleiberg, K. Dartey. London, 2017. С. 108–113.
2 Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида / Человек и общество / под ред. Б.Г. Ананьева и Л.И. Спиридонова. Ученые записки. Вып. IX. — ЛГУ, 1971. С. 47.
сознания и проч.3. И все эти особенности, оказывая влияние на всё, происходящее в обществе — экономику, технологии, поли тику, культуру, мораль, преступность и др., — реализуются в про странстве и времени (пространственно–временном континууме) постмодерна.
Предварительно можно говорить о сжатии пространства 4 и ускорении времени 5. Рассмотрим это подробнее. Но при этом надо понимать, что астрономическое время — неизменно, географические параметры Земного шара относительно неиз менны. Речь идет о социальном времени и социальном простран стве. О социальном пространственно–временном континууме.
Сжатие пространства
Глобализация экономики, транспорта, культуры, языка (анг лийского), а также технологии постмодерна (интернет, авиапере возки, скоростные поезда и т.п.) «сократили» расстояния между странами и континентами. Несколько часов (а не месяцев и лет, как бывало когда– то) полета до любой точки земного шара; мгновенная связь по скайпу, электронной почте, в социальной сети с абонентом в Австралии, или в Японии, или в Канаде. «Все участники глобализационного процесса… единодушны в своей оценке появляющегося мира: он стал меньшим, более взаимос вязанным, быстро изменяющимся и глобальным». И еще: «Когда политика, экономика, торговля, финансовые потоки и средств коммуникации функционируют на глобальном уровне, то про исходящее в одном уголке мира распространяется по всему миру наподобие волны и затрагивает жизнь всех и каждого из нас»6.
3 См.: Гилинский Я.И. Девиантность и социальный контроль в обществе постмодерна: краткий очерк / Общество и человек. № 3,4. 2015. С. 89–99; Ги линский Я.И. Девиантность и социальный контроль в обществе постмодерна. В: Современная девиантология: методология, теория, практика. — London: UK Academy of Education, 2016. C. 35–61.
4 Хантер Дж., Йейтс Дж. Мир американских глобализаторов. В: Многоликая глобализация / под ред. П. Бергера и С. Хантингтона. — М.: Аспект–Пресс, 2004. С. 363–366.
5 Гилинский Я.И. Указ. соч.
6 Хантер Дж., Йейтс Дж. Мир американских глобализаторов. В: Многоликая глобализация / под ред. П. Бергера и С. Хантингтона. — М.: Аспект–Пресс, 2004. С. 363.
Земной шар «сжался». Благодаря информационным средствам мы живем (общаемся) одновременно здесь и «там» — во Франции, в Японии, в Бразилии…
Некоторые следствия:
– Широкие возможности перемещения в любую точку Земли.
– Неограниченные возможности мгновенного общения с людьми, находящимися в любой точке Земли.
– Неограниченные возможности высказать свою позицию по любому вопросу, возникающему в любом обществе, любом государстве.
– Деловые и рекреационные перемещения между странами и континентами — норма современной жизни.
– Глобализация экономики, финансов, технологий, пре ступности…
– Изоляционизм — ошибка, которая хуже преступления…
Ускорение времени
Попробуем сравнить, что можно было успеть сделать за один час (один день, один год) 40 лет тому назад и сегодня при одной и том же виде деятельности (трудовой, домашней, рекреационной и др.). Сколько можно было получить информации и обменяться ею 40 лет тому назад и сегодня. Очевидна несопоставимость срав нений. В обществе постмодерна время «летит», нравится нам это или нет. «Мы брошены во время, в котором все временно. Новые технологии меняют наши жизни каждый день»7.
« Если я скажу, что сегодняшний год — это как пять лет, или как семь — 10 лет назад, я, наверное, не очень сильно промахнусь. Потому что за год происходят очень большие изменения. При чем большие изменения во всем»8, утверждает Г. Греф, и с ним нельзя не согласиться. Бег времени требует быстрой реакции на происходящие в мире изменения, ускорение процесса образова ния, постоянного, «пожизненного» пополнения знаний и уме ний, совершенствования технологий.
7 Gray J. Straw Dogs. — NY.: Farrar, Strauss & Giroux, 2007, p. 110.
8 Герман Греф о революции в США / URL: http:/ hvylya.net/analytics/tech/ger man–gref–o–revolyutsii–v–ssha–uzhe–net–nikakoy–konkurentsii–tovarov–pro duktov–ili–uslug.html (Дата обращения: 09.05.2016).
Профессиональный вопрос. 40 лет тому назад осужденный к 5 годам лишения свободы освободился и вышел на свободу. Он возвращается (как правило, исключения всегда бывают) в ту же среду, на тот же вид деятельности, в тот же привычный мир. Сей час человек осужден к 5 годам лишения свободы, освободится по отбытии наказания через 5 лет. Что он увидит? Автомобили без водителя, роботы выполняют бывшую его работу и убирают квартиру, дети разъехались по всему миру, в магазинах деньги не принимают, оплата только по каким–то картам («Мир» или что– то новенькое?). Как адаптироваться, как ресоциализиро ваться («цели наказания»)?
Еще одна проблема времени в мире постмодерна. Если в пред шествующие эпохи «люди одного поколения жили в одном исто рическом времени и, соответственно, по одним моральным нор мам», то «для сложного социума характерен эффект временнόго дисхроноза: в одном социальном пространстве сосуществуют люди, фактически живущие в разных темпомирах: моральные представления одних групп могут относиться к одному социаль ному времени, а других к другому»9. Поэтому есть мораль жур налистов «Charlie Hebdo» и мораль их убийц; мораль создателей и сторонников современного искусства и мораль «истинных пра вославных», атакующих современные выставки, спектакли, кон церты; есть мораль толерантная и интолерантная, превратившая цивилизованное представление о терпимости к разным точкам зрения, в ругательство («толерасты»); есть мораль космополи тическая (интернационалистская), отвечающая запросам совре менного мира (да и всех времен, вспомним признание К. Маркса:
«Я гражданин мира и горжусь этим») и мораль «ура–патрио тов»; есть мораль современного мира постмодерна и есть мораль В. Милонова, Е. Мизулиной, И. Яровой… Размывание границ межу «нормальным» и «ненормальным» — непосредственный сюжет девиантологии.
Некоторые следствия:
– Жизнь каждого человека (вообще живого существа) — абсо лютная ценность. Veneratio vitae (принцип благоговения перед
9 Кравченко С.А. Сложное общество: необходимость переоткрытия морали. В: Проблемы теоретической социологии. Вып.8. — СПб: Скифия–Принт, 2011. С. 79–80.
жизнью — любого живого существа — А. Швейцера). «Жизнь дается человеку один раз и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» (Н. Остров ский). Исторически (а) увеличение продолжительности жизни и (б) «ускорение времени» в эпоху постмодерна позволяют мак симально использовать отведенное каждому время жизни для того, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Но это — потенциально. А реально зависит от (а) социаль ных условий и (б) индивидуальных стараний индивида.
– Следовательно, общество, государство должны предостав лять максимальные возможности для развития и деятельности каждого члена общества. Максимальные возможности верти кальной мобильности, вертикального лифта.
– Воспитание в семье, школе, вузе должно быть направлено на формирование «активной жизненной позиции» (за набившем оскомину советским слоганом стоит важная проблема), макси мальное развитие творческого потенциала личности.
Понимая утопичность вышеназванных «следствий», считал необходимым обратить на них внимание. Краткие размышления автора на эту тему предполагают дальнейшее развитие, дополне ние, обоснование.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!