Первобытнообщинный строй периодизация, характеристика основных этапов и складывание государственнообразующих признаков у славян — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Первобытнообщинный строй периодизация, характеристика основных этапов и складывание государственнообразующих признаков у славян

2021-01-29 171
Первобытнообщинный строй периодизация, характеристика основных этапов и складывание государственнообразующих признаков у славян 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Образование Древнерусского государства предпосылки и факторы. «Норманская теория» происхождения древнерусской государственности

Дискуссионный вопрос имеющий политическую остроту. Нет обьективных источников помимо Повести временных лет-правового акта. Рюрик после смерти Т и С обьеденил славянские племена. Возникновение Древнерусского государства связано с разложением первобытно-общинного строя. Родоплеменные и кровнородственные отношения сменяются территориальными, политическими и военными связями.По мере разделения труда и возрастании его производительности появляется возможность эксплуатации чужого труда. В сельской общине начинается процесс социального расслоения, выделения верхушки, богатевшей за счет эксплуатации соседей и использования рабского труда.

К VIII в. на территории славянских племен было образовано 14 племенных союзов. Во главе союза стояли князь и княжеская дружина.

Формой общественных отношений славян в VII—VIII вв. выступала военная демократия. К ее признакам относятся:

• участие всех членов племенного союза в решении важнейших вопросов;

• особая роль народного собрания-вече, как высшего органа власти;

• всеобщее вооружение населения (народное ополчение)

 

Древнерусское государство образовалось в 882 г. в результате объединения двух крупнейших славянских государств — Киевского и Новгородского. Позднее киевскому князю подчинились другие славянские племена — древляне, северяне, радимичи, уличи, тиверцы, вятичи и поляне. Древнерусское (Киевское) государство по своей форме было раннефеодальной монархией.

                                                             Особенностями формирования Древнерусского государства являются:

1) географические и климатические условия (большие слабонаселенные территории, трудности сообщения между отдельными землями - реки, озера, что затрудняло координацию всех земель и проведение единой государственной политики);

2) проживание на территории.Древнерусского государства различных по этническому составу племен, что выразилось в образовании многонационального государства;

3) взаимоотношения с соседними народами и государствами.

. Предпосылки:1) необходимость ликвидации конфликтов, между восточными славянами и сосед­ними племенами; ведение войн; организация торговли и торговых отношений; решение проблем, связанных с усложнением ус­ловий жизни. Создавался специальный аппарат политической власти. Во главе восточнославянских племен- князья, которые опирались на дружинников и представителей прежней родопле­менной знати.

Факторы, способствующие образованию Древне­русского гос-ва:

1. ф. диффузии - связан с теорией о призвании варягов на княжение

2 ф. насилия - захват более благопр. территорий для жизнедеятельности,

3. фортификационный - строительство охранных сооружений для охраны территорий,объединяли политически и не давали гос-ву раздробиться,сохранили суверинетет.

4. политическая специализация -специализация труда и управленческое направление труда.

5.патримониальный фактор-частная собственность на землю представляла собой крупные вотчины,обработка земли была коллективной,расслоение людей в виде деревень.

6.природн климат особенности:комплекс землепльзования

1)«норманнскую теорию», создатели немецкие ученые Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер. Основание - древнерусская летопись 12 в. в которой говори­лось о призвание на землю Русскую— варяжских князей Рюрика, По мнению сторонников этой теории, братья-варя­ги основали Древнерусское гос-во и дали ему название «Русь». недостатки этой теории - возникновение  государственности рассматривается в отрыве от уровня общест - экономич. развития славян.

2) антинорманнскую теорию», представителями кото­рой являются М.В. Ломоносов, В.Г. Белинский. Древнерусское гос-во «Русь» произошло от названия одного из племени восточных славян «рось», которые сущест­вовало задолго до появления варяжских князей.

Юшков: русь-население гордда; русь не этническое слово, а особая соц группа.

 

ПСГ

Про холопов статей нет!

Точки зрения:

1. Холопов просто не было в Пскове и все горожане были юридически равны перед законов

2. ПСГ-это дополнение РП

Впервые смертная казнь призналась как вид наказания

Обязательственное право

Наследственное право

В наследство могли передаваться не только движимое имущество («живот»), но и недвижимое «отчина»).

1)По закону(«отморщина») Имущество переходило родственникам умершего, которые совместно с ним вели хозяйство.(отец,мать, сын, брат, сестра, ст.15. Дети лишались права наследства по закону, если отделялись от родителей.) Вместо письменных доказательств достаточно было свидетельства сторонних людей.

2)По завещанию(«приказное») Завещание оформлялось в письменной форме и называлось рукописанием. Завещание признавалось действительным, если оно было написано и сдано в городской архив, ст.14. Специально определяется порядок раздела имущества(близкие завещателя(жена, дети, брат, мать)-à племянник,крестникà дальние родственникиàне состоявшие в родстве). В наследственном праве ПСГ предусматривала случаи, когда имущество поступало по завещанию не в собственность наследника, а лишь в его пожизненное пользование (кормля). Такое имущество он не мог отчуждать ни под каким предлогом.

Преступления

Впервые появляются государственные преступления, одно из них- перевет(измена), преступления против порядка управления и суда, должностных преступлениях.

Покушение на преступление = окончательное преступление. Вид наказания всегда смертная казнь (даже за умысел).

По Русской Правде преступление называлось «обидой». Псковская Судная Грамота не содержит специального термина для обозначения понятия преступления. Субьектами преступления по Псковской Судной Грамоте были представители господствующего класса — бояре, купцы и житьи люди, а также посадские люди и различные категории феодальнозависимого сельского населения, — изорники, огородники и кочетники.

1. Против жены: измена

2. Против порядка управления: взятка («посул») судье, вторжение в судебное помещение, насилие в отношении судьи.                                                                                                   а) тайный посул судье (взятка) - штраф; б) нанесение удара подвернику (он следил за порядком); в) насильственное вторжение в судебницу - штраф.

3. Против личности: убийство, побои, оскорбление действием. Наиболее тяжкими считались — братоубийство и убийство родителей.

а) Во времена Древней Руси братоубийство, отцеубийство рассматривались церковным     судом. Впервые в ПСГ ст. 97 рассматривает светский суд.;                                                                   б) Запрет самосуда над человеком. За самосуд - штраф;                                                          в) Убийство, в результате непреступного причинения вреда;                                                     г) Нанесение побоев, увечий;                                                                                                         д) Вырывание бороды (по РП - 12 гривен; по ПСГ - 2 руб.). Цель наказания: устрашение (казни в публичных местах), штрафы. Виды смертной казни: повешение, утопление, сожжение. Для системы наказаний не было определенности. Произвол вне суда.

4. Имущественные преступления: кража («татьба»), кража церковного имущества, поджог, конокрадство, грабёж, разбой. Наказание за кражу дифференцируется в зависимости от размеров похищенного, способа совершения и повторности. Наиболее тяжкими преступлениями против собственности считались поджог и конокрадство. За них присуждалась смертная казнь.                                                                             Татьба делится на простую (штраф) и квалифицированную (кримская или кромская татьба - кража церковного имущества) - смертная казнь

5. Корчемство - незаконное производство алкоголя и его реализация. Это было нарушением финансовых прав гос-ва. В ПСГ прямо говорится «Княжим людям в городах кормч не держать». До этого употребление алкоголя было в ведении церковных судов.

 

Наказания

1) Смертная казнь. Конкретные виды смертной казни в законе не определялись. Из летописи известно, что воров обычно вешали, поджигателей сжигали, изменников избивала толпа, убийцам отрубали голову; известно было утопление.

2) Штраф. Штрафы взимались в пользу князя, часть суммы поступала в казну Пскова. Одновременно с выплатой штрафа виновный должен был возместить ущерб.

1) продажа (этот штраф поступал в казну князя);
2) возмещение ущерба потерпевшему или его родственникам (в случае убийства);
3) судебные пошлины в пользу владык, посадников, тысяцкого и иного судьи.
Штрафы были достаточно большими, разоряли бедноту и городские низы, тем самым вынуждая их обращаться к ростовщикам, боярам, купцам и в последующем попадать к ним в кабалу.

Телесные наказания, применявшиеся на практике, законодательно предусмотрены не были.

Наказание, в основном, несло компенсационный, а не карательный характер.

 

Судопроизводство

Процесс в целом носил состязательный характер, то есть строился на началах процессуального равенства сторон и разделения функций между обвинителем, защитой и судом. При этом обвинитель нёс «бремя доказывания» виновности обвиняемого, а суд выступал как арбитр между сторонами. Вместе с тем, развивается и следственная, розыскная форма процесса. Существовал институт досудебной подготовки дела- свод.

Однако по сравнению с Русской Правдой, роль суда усилилась.

Вызов в суд происходил по повестке («позовнице»). Среди судебных доказательств отмечаются и письменные доказательства. Возник институт судебного представительства, которым могли воспользоваться только женщины, глухие, подростки, монахи и престарелые люди(имели пособников, которые должны были представлять в суде их интересы.)

Процесс был устным, но решение выносилось в письменном виде, при выдаче его взимались судебные пошлины.

Доказательства

Псковская Судная Грамота упоминает следующие виды доказательств:

1)Собственное признание

2)Свидетельские показания («суседи», «сторонние люди»)

3)Послушество («послухи»)

4)Письменные документы (грамоты, записи, рядницы, доски)

5)Поличное, т.е. краденая вещь, найденная у лица, заподозренного в краже(во время обыска)

6)Присяга («рота»)

7)Судебный поединок

8)«Закличь»

9) «Поле»

 В отличие от Русской Правды Судная Грамота не упоминает о таком виде доказательств, как жребий, о котором говорится в статье Русской Правды «о муже кроваве».  Вместе с тем сохраняется и такая архаическая форма доказывания своих прав, как судебный поединок (поле): вооружённое единоборство сторон или их представителей перед судом.

 

14. Предпосылки и особенности образования русского централизованного государства

Преодоление феодальной раздробленности и создание централизованных государств - закономерный процесс развития феодализма в ос­нове которого лежали прежде всего социально-экономические факторы:интенсификация сельскохозяйственного производства, связанных с ней рост феодального землевладения и включение феодального хоз1яйства в торговые связи; появление новых и укрепление старых городов _ цен­тров торговли и ремесла; расширение экономических связей и товарно-денежных отношений, внешнеполитическая(в окружении враждеб государств Орда)

Изменения социально-экономического порядка неминуемо приводи ли к более интенсивной эксплуатации крестьян и закрепощению их. Рост сопротивления со стороны крестьянства, обострение классовой  борьбы требовали от господствующих классов проведения политических реформ, которые могли бы способствовать упрочению их власти. Развитие городов - центров ремесла и торговли - обусловливало необходимость упразднения многочисленных таможенных барьер у поли­тических границ. Дальнейший прогресс в области экономики был воз­можен только на основе ликвидации бесконечных столкновений фео­дальных войн, характерных для всего периода феодальной раздроблен­ности. Укрепление экономических связей, как и обострение Классовой борьбы, требовало совершенствования аппарата управления, ставило перед государственной властью задачи, ранее решавшиеся отдельными крупными феодалами: организация управления, суда, сбора податей; и новые: создание дорог, почтовой связи и т.п. Политически важным мо­ментом в процессе централизации могла быть необходимость защиты от внешних врагов. Процесс создания Русского нейтрализованного государства во многом идентичен общим закономерностям исторического развития феодального государства, но он имел и свои особенности-Предпосылки ликвидации феодальной раздробленности на Руси на­метились еще в XIII в., особенно на северо-востоке, во Владимирском княжестве. Однако дальнейшее развитие русских земель было прервано монгольским завоеванием, нанесшим большой ущерб русскому народу и значительно замедлившим его прогресс. Только в XIV русские княжества начали постепенно возрождаться: восстанавливалось сель­скохозяйственное производство, отстраивались города, возникали новые торгово-ремесленные центры, усиливались экономические связи. Большое значение приобретала Москва, Московское княжество, территория. которого постоянно (начиная с Х111 в.) расширялась.

Процесс образования единого Российского государства выразился, во-первых, в объединении территорий ранее независимых государств-княжеств в одно - Московское великое княжество; а во-вторых, в изме­нении самого характера государственности, в преобразовании полита-'' ческой организации общества.

Объединение земель вокруг Москвы и Московского княжества на­чинается в конце XIII в. и заканчивается в конце XV в. - начале XVI в. В это время к Москве были присоединены Новгородская республика и Псков, Рязанское княжество, Смоленск и др. Иван Ш и его сын Васи­лий III - великие князья Московские - стали именовать себя "госуда­рями всея Руси".

По мере складывания единого государства менялся и его характер. Определившиеся во второй половине

XV в. - начале XVI в. процессы изменения политического строя не получили, однако, завершения одно­временно с объединением земель Русского государства. Политический аппарат централизованного государства в полной мере сложился только во второй половине XVI в. В конце XV в. был принят первый судебник 1497г

Образование Русского централизованного государства

Процесс образования единого Русского государства выразился:

— в объединении ранее независимых государств-княжеств в одно — Московское княжество;

в изменении характера государственности и создании централизованного государственного аппарата.

Процесс объединения земель вокруг Московского княжества начался в конце XIII в. и закончился в начале XVI в. К Москве были присоединены Новгородская и Псковская республики, Рязанское княжество, Смоленск и многие другие территории.

Следует отметить, что Русское государство складывалось как многонациональное. Наряду с русскими землями в состав централизованного государства входили территории, где проживали карелы, коми, мордва, удмурты и другие народы.

Русское централизованное государство образовалось вокруг Москвы, которой было суждено со временем стать столицей великой державы. Такая роль Москвы, сравнительно молодого города, была обусловлена прежде всего ее экономическим и географическим положением. Москва возникла в тогдашнем центре русских земель, в силу чего была лучше, чем другие княжества, прикрыта от внешних врагов. Она стояла на перекрестке речных и сухопутных торговых путей.

Возникнув как город в XII в., Москва первоначально не была центром особого княжества. Лишь время от времени она давалась в удел младшим сыновьям ростово-суздальских князей. Только с конца ХШ в. Москва становится стольным городом самостоятельного княжества с постоянным князем. Первым таким князем был сын известного героя земли русской Александра Невского — Даниил. При нем в конце XIII — начале XIV вв. началось объединение русских земель, успешно продолженное его преемниками. Проводя линию на объединение русских княжеств, московские князья скупали земли соседних княжеств, захватывали их при удобном случае вооруженной силой, нередко используя для этого Золотую Орду, присоединяли дипломатическим путем, заключали договоры с ослабевшими удельными князьями, делая их своими вассалами. Территория Московского княжества расширялась также за счет заселения Верхнего Заволжья.

Основа могущества Москвы была заложена при втором сыне Даниила — Иване Калите (1325 — 1340). При нем продолжалось собирание русских земель. Иван Калита сумел получить у татар ярлык на великое княжение, приобрел право собирать дань для татар со всех или почти всех русских княжеств, сохранивших самостоятельность. Такое положение было использовано московскими князьями в целях постепенного подчинения этих княжеств. Благодаря гибкой внешней политике московских князей удалось на несколько десятилетий обеспечить мир на Руси. Москва стала и центром православной церкви, в 1326 г. в нее была перенесена из Владимира митрополичья кафедра. Расширяя территорию Московского государства, великие князья превращали уделы в простые вотчины. Удельные князья переставали быть государями в своих уделах и приравнивались к боярам, т. е. становились подданными великого московского князя. Они уже не могли теперь вести самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику.

К концу XIV в. Московское княжество настолько окрепло, что смогло начать борьбу за освобождение от монголо-татарского ига. Орде были нанесены первые сокрушительные удары, наиболее значительным из которых явилась победа русских войск под командованием князя Дмитрия Донского на Куликовом поле. При Иване III объединение русских земель вступило в завершающую фазу. К Москве были присоединены важнейшие земли — Новгород Великий, Тверь, часть Рязанского княжества, русские земли по Десне. В 1480 г. после известного “стояния на Угре” Русь окончательно освободилась от татарского ига. Процесс объединения русских земель был завершен в начале XVI в. Князь Василий III присоединил к Москве вторую половину Рязанского княжества, Псков, освободил Смоленск от литовского господства. Вместе с объединением русских земель росла и власть великих князей над ними. Московское княжество перестало быть совокупностью более или менее самостоятельных государств. Деление на уделы было заменено делением на административно-территориальные единицы, возглавляемые наместниками и волостелями. Наряду с объединением русских земель происходило присоединение и некоторых соседних народов. Вместе с Новгородской, Нижегородской, Пермской и другими землями в состав Московского государства вошли и небольшие нерусские народы, их населявшие: мещера, карелы, саами, ненцы, удмурты и др. Некоторые из них ассимилировались, растворялись в составе великорусской народности, но большинство сохранили свою самобытность. Русское государство подобно Киевскому становилось многонациональным.

 

Судебник 1497 г.

                 Судебник Ивана III 1497 г. Его принятие было обусловлено процессом централизации,.. В него вошли нормы Русской Правды, обычного права, судебной практики и литовского законодательства. Судебник уделяет основное внимание организации судебного процесса - суда. Поэтому главное содержание Судебника - процессуальные постановления, перенятые из уставных грамот и объединенные в один акт. Уголовное право получило в Судебнике более широкое регулирование. Первая часть Судебника включает уголовные постановления, предположительно, Ивана III - о лихоимстве, об отказе в правосудии, о лжесвидетельствах и др. Вторая, меньшая часть Судебника состоит из норм гражданского права - о давности, о наследстве, о купле-продаже, о займе, о холопстве и др. Судебник является документом, который знаменует новую эпоху в истории государства и права России - становление единого Русского государства.

                 Судебник регулирует земельные отношения, которые характеризуются полным исчезновением самостоятельной собственности общины на землю и оформлением вотчинного и поместного землевладения. В Судебнике впервые используется термин поместье.

22+ Cудебник 1497 г. Общая характеристика

Преступления

Политические преступления

1) Крамола- заговор против государственной власти

2) Поджог- города или крепости с целью сдачи ее неприятелю

3) Подмет- шпионаж, разглашение секретных сведений, призыв к заговорам и измене путем распространения «возмуттельных» писем.

Имущественные преступления

1) Разбой

2) Похищение чужого имущества

3) Истребление или повреждение чужого имущества

4) Противозаконное пользование чужим имуществом

Наказания

1) Смертельная казнь (убийство зависимым своего господина, ябедничество, разбой, крамола, церковная и головная татьба, подмет, поджог города, любое лихое дело)

2) Торговая казнь (первая татьба, повреждение межевых знаков)

3) Продажа- штраф(чаще всего доп. наказание или в сочетании с торговой или смертной казнью)

4) Возмещение убытков

Обязательственное право

Обязательствам из договоров Судебник 1497 г. уделял меньше внимания, чем Русская Правда. О займе говорила лишь одна статья, предусматривавшая, подобно Русской Правде, ответственность за несостоятельность должника. Имелись упоминания о договорах купли-продажи и личного найма. Судебник вслед за Псковской судной грамотой предусматривал, что наймит, не дослуживший своего срока или не выполнивший обусловленное задание, лишался оплаты.

Судебник 1497 г. более четко, чем РП, выделял обязательства из причинения вреда, правда, лишь в одном случае: ст. 61 предусматривала имущественную ответственность за потраву. Как своеобразные обязательства из причинения вреда рассматривает Судебник некоторые правонарушения, связанные с судебной деятельностью. Судья, вынесший неправосудное решение, обязан возместить сторонам происшедшие от того убытки. Такая же мера применялась к лжесвидетелям. Закон прямо указывает, что наказанию судья за свой проступок не подлежит, ст.19

Суд

Этот суд по Судебнику принимает новый характер или, по крайней мере, новую форму. Судебник в делах по татьбе, разбою, душегубству, ябедничеству и другим преступлениям представлял совершенно новый, неизвестный прежде взгляд на преследование уголовных преступлений. Он назначал наказание не по качеству самого преступления, а по степени виновности преступника, т. е. смотря по тому, первый или не первый раз уличается в преступлении преступник. Для дознания этого по Судебнику употреблялся повальный обыск. Если по повальному обыску оказывалось, что уличаемый в преступлении — «лихой человек», т. е. что он уже несколько раз попадался в преступлении, то какое бы преступление он ни совершил, хотя бы его уличали в самой незначительной краже, его казнили за это смертной казнью наравне с головником, разбойником, поджигателем и церковным татем

При розыскном процессе применялись такие доказательства, как очная ставка, осмотр места преступления, обыск, показания свидетелей, собственное признание обвиняемого. Важнейшим из них было последнее, ибо при отсутствии собственного признания даже "облихованный" не мог быть казнен, а подвергался тюремному заключению на неопределенный срок ("до указу"). Для получения собственного признания широко применялась пытка. Розыск по существу применялся к противникам феодального произвола и эксплуатации и служил как средство классового подавления эксплуатируемых масс населения.

В Судебнике 1497 г. идет подразделение суда на следующие виды:А.Суд великого князя.,Б.Суд боярский.,В.Наместничий (волостельский), Г. Святительский.

Из этих четырёх видов суда только последний представляет собой отдельный, независимый суд, которому было под­чинено все духовенство и все лица церковного ведомства; оставшиеся же три вида суда суть ни что иное, как степени или инстанции одного и того же суда. Низшей степенью из них был наместничий суд, средней — боярс­кий, а высшей — великокняжеский; а поэтому главное различие этих су­дов заключалось не в роде дел, которые подлежали им, а именно в составе суда и в ко­личестве судных пошлин.А. Наместничий (волостельский) суд состоял из наместника в городах или волостеля в уездах, как представителей правительственной власти на суде, и дворского или старосты и лучших людей, как предста­вителей общества. В. Боярский суд состоял из боярина или окольничего и дьяка; представители же от земщины здесь были те же, какие и на наместничьем суде, потому что суд боярский был только высшей инстанцией наместничьего суда. С. Суд великого князя. На этом суде присутствовал или сам великий князь, или его сын, или боярин, которого назначал великий князь; кроме того, на этом суде были еще: дьяк и подьячий, а при выдаче правых грамот и других — печатник. Судебные пошлины в этом суде были те же, какие и в боярском, исключая пошлины от докладного списка.

                     

Часть 2.

1. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов,его решения и первые шаги по формированию гос-го аппарата Российской Республики.

 

ВЦИК-законодательный, СОВНАРКОМ-исполнительный

 

       2. Строительство Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов на местах, их          организационно-структурное многообразие. Ликвидация органов городского и земского самоуправления и обеспечение единовластия и полновластия Советов (октябрь 1917 – июль 1918 гг.).

 

Конституция СССР 1936 г.

5 декабря 1936г. VIII Чрезвычайным съездом Советов СССР была утверждена новая Конституция СССР.

Политической основой СССР являлись Советы депутатов трудящихся, экономической основой социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства.

Конституция СССР 1936 г. преобразовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся.

Провозглашалось, что Конституция закрепила победу в СССР социалистических общественных отношений и создание таких основ социализма, как ликвидация эксплуататорских классов, господство социалистической собственности, наличие дружественных классов — рабочих, крестьян и народной интеллигенции, наличие всеобщего избирательного права и др.

По своему содержанию Конституция СССР 1936 г. была значительно шире, чем Конституция СССР 1924 г. В ней появились новые главы: об общественном устройстве, о местных органах государственной власти, о суде и прокуратуре, об основных правах и обязанностях граждан, об избирательной системе.

Данная Конституция с принятыми изменениями и дополнениями действовала до принятия Конституции СССР 1977 г.

Конституция СССР 1936г. состояла из 13 глав, включающих 146 статей.

Глава I рассматривала вопросы общественного устройства. В ней отражалось наличие в обществе дружественных классов рабочих и крестьян. Государственное руководство обществом согласно Конституции осуществляет рабочий класс как передовой класс.

В главе II отражались принципы советского социалистического федерализма, добровольность объединения равноправных советских союзных республик, разграничивалась компетенция Союза и союзных республик, закреплялся суверенитет союзных республик. Конституция определяла перечень вопросов, относящихся исключительно к компетенции Союза ССР.

В главах III — VIII Конституции СССР рассматривались организация, система и порядок деятельности высших органов власти и управления СССР и союзных республик, высших органов власти автономных республик, местных органов власти. Высшим органом государственной власти в СССР стал Верховный Совет СССР, избиравшийся на четыре года. Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Верховный Совет СССР избирал Президиум Верховного Совета СССР и Правительство СССР — Совет Народных Комиссаров (после 1946 г. — Совет Министров). Высшим органом власти Союза ССР в период между сессиями Верховного Совета СССР являлся Президиум Верховного Совета СССР. Совет Народных Комиссаров являлся высшим исполнительным и распорядительным органом СССР.

Аналогично высшим органам власти и управления СССР формировалась система органов власти и управления союзных и автономных республик.

Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах были Советы депутатов трудящихся, которые избирались гражданами СССР на срок в два года.

Глава IX Конституции СССР была посвящена избирательной системе СССР. Закреплялось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирательное право предоставлялось гражданам СССР, достигшим 18-летнего возраста. Каждый гражданин имел один голос. Женщины пользовались правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами.

В главе X Конституции СССР рассматривались основные демократические права и свободы граждан СССР: право на труд; на отдых; на материальное обеспечение в старости; право на образование; равные права граждан СССР независимо от пола, национальности и расы; свобода совести, слова, печати, митингов и собраний, уличных шествий и демонстраций; неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки; право граждан СССР на объединения в общественные организации.

В Конституции СССР также были закреплены и обязанности граждан СССР: соблюдать Конституцию, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития, беречь и укреплять общественную социалистическую собственность.

В главе XI были закреплены принципы организации и деятельности органов суда и прокуратуры: рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей, принцип независимости судей и подчинения их только закону, открытое разбирательство дел (за некоторыми исключениями), обеспечение обвиняемому права на защиту, ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики либо автономной области с обеспечением для лиц, не владевших этим языком, переводчика, а также право выступать на суде на родном языке.

Высший надзор за исполнением законов всеми народными комиссариатами и подведомственными им учреждениями, а также отдельными должностными лицами и гражданами СССР Конституция возлагала на Прокурора СССР. Республиканские, краевые, областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и автономных областей назначались Прокурором СССР сроком на пять лет. Органы прокуратуры должны были осуществлять свои функции независимо от местных органов власти, подчиняясь только Прокурору СССР.

Глава XII Конституции была посвящена вопросам о гербе, флаге и столице СССР.

В главе XIII устанавливался порядок изменения Конституции СССР. Она могла быть изменена только по решению

Верховного Совета СССР, принятому большинством не менее 2/3 голосов в каждой из палат.

На XVIII Всероссийском съезде Советов была принята Конституция РСФСР 1937г. Она состояла из 151 статьи, сведенных в 15 глав. Конституция РСФСР 1937 г. почти не отличалась от Конституции СССР 1936 г. Она была построена «в полном соответствии с Конституцией СССР» (ст. 16 Конституции СССР 1936 г.).

 

Россия и СНГ.

В рамках СНГ Россия стала самостоятельным государством, а бывшие советские республики — ее равноправными партнерами. Это создало новую ситуацию. Межэтнические конфликты в Молдавии и Грузии, армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха, межтаджикская война оказались затяжными и кровопролитными. Россия была вынуждена играть роль миротворца, служить прибежищем для сотен тысяч беженцев, нести бремя ответственности и груз обвинений в продолжении прежней «имперской политики» по отношению к вновь образованным суверенным государствам. Ситуация усугублялась присутствием бывших советских вооруженных сил на территории бывших союзных республик; сложной оказалась проблема ядерного оружия (некоторые лидеры новых государств соблазнились возможностью поторговаться для получения от мирового сообщества привилегий в обмен на безъядерный статус). Возникли территориальные проблемы между Россией и ее новыми соседями. Крым, бывший частью РСФСР до 1954 г., стал оказывать сопротивление насильственной украинизации и изоляции от России, проводимой под давлением националистов правительством суверенной Украины. Неразрешимой проблемой стало определение статуса Севастополя, который всегда был главной базой российского флота на Черном коре. В Северном Казахстане проводилась линия на вытеснение и притеснение русского населения.

Как преемница СССР, Россия приняла на себя большую часть обязательств, получила постоянное представительство в Совете Безопасности ООН. Новое руководство страны подтвердило верность обязательствам и договорам о ядерном разоружении, выводе войск из Восточной Европы, Балтии, Германии. Поиск Россией новой модели отношений с бывшими союзными республиками использовался как повод для нагнетания страха перед «русской экспансией» (это выразилось в планах расширения НАТО на восток). Политическая и экономическая неустойчивость внутри России, а зачастую непредсказуемость внутренней политики затрудняли контакты российского государства с зарубежными странами.

 

 

43. Ломка политической системы в период реставрации капитализма.

Представительные органы государственной власти. Провозглашенный Коммунистической партией Советского Союза в середине 80-х гг. курс на развитие демократии привел к изменению в конце этого десятилетия системы высших органов государственной власти. На внеочередной двенадцатой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, проходившей 29 ноября - 1 декабря 1988 г., был принят Закон "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР" <*>, кардинально изменивший их структуру. Верховным органом власти Союза стал Съезд народных депутатов СССР, состоявший из 2250 депутатов. Верховный Совет СССР, сохранившийся как двухпалатный, стал постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной власти СССР, работающим сессионно. Он избирался тайным голосованием из числа народных депутатов Съездом народных депутатов СССР и был ему подотчетен.

Изменение структуры высших органов государственной власти не могло не отразиться и на их компетенции. Съезд народных депутатов СССР был правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР. Вместе с тем ряд вопросов, таких, как принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений, определение го


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.