Прусский Железный Крест после 1815 года — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Прусский Железный Крест после 1815 года

2021-01-29 126
Прусский Железный Крест после 1815 года 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Дальнейшая судьба прусского Железного Креста (приобретшего со временем общегерманский статус) была такова. Награждение им прекратилось с окончанием Освободительной войны против Наполеона и возобновлялось всякий раз с началом каждой новой войны, в которой участвовала Пруссия. Таким образом, Железный Крест был как бы "восстановлен" для награждения участников франко‑прусской (германо‑французской) войны 1870‑71 годов и Первой мировой войны 1914‑18 годов (причем не одних только пруссаков, а в последнем случае – не одних только немцев, но и их союзников). На реверсе Железного Креста сохранялся (на верхнем луче) первоначальный вензель учредителя награды "ФВ" (FW), то есть "Фридрих‑Вильгельм" (Friedrich‑Wilhelm), три дубовые веточки (в центре креста) и дата учреждения награды "1813" (на нижнем луче); на аверсе – дата начала новой компании и, тем самым, "восстановления" награды (на нижнем луче креста) – например, "1870" или "1914", вензель правящего на момент выдачи знака прусского короля "В" (W), то есть "Вильгельм" (Wilhelm, соответственно, I или II), и прусская королевская корона. До 1918 года Железный Крест, несмотря на объединение Германии и провозглашении ее Империей во главе с королем Пруссии в качестве Императора, по‑прежнему считался прусской королевской (а не общегерманской) наградой и потому по‑прежнему носился на черно‑белой ленте цветов прусского флага, соответствовавших унаследованным от цветов древних тевтонских рыцарей цветам прусской королевской династии Гогенцоллернов, чей фамильный герб представлял собой испанский щит, четвертованный в серебро и чернь. Знак "Железного Креста" украшал также белый, с черным одноглавым коронованным орлом, военный флаг Пруссии, а позднее – прусские и германские полковые знамена и штандарты, военный (и одновременно – военно‑морской) флаг Северо‑Германского Союза (ставший в 1871 году военным и военно‑морским флагом объединенной под скипетром Гогенцоллернов Германской Империи), штандарты короля и кронпринца Пруссии, а также германских Императора и Кронпринца (причем при этом речь шла об одних и тех же людях).

За время франко‑прусской войны 1870‑71 годов состоялось всего девять награждений шейным Большим Крестом Железного Креста, тысяч а пятьсот– Железным Крестом 1‑й степени, сорок три тысяч и– Железным Крестом 2‑й степени (все – на черной ленте с белыми полосками) и три тысячи награждений Железным Крестом всех степеней на белой ленте с черными полосками (за "военные заслуги не на поле боя"). После окончания франко‑прусской войны награждений Железным Крестом на белой ленте более не производилось. В 1896 году, к двадцатипятилетию победы над французами в войне 1870‑71 годов, ветераны, награжденные за ту войну прусским Железным Крестом, получили – в качестве своеобразного "дополнения" к своим наградам – особые памятные знаки в форме трех серебряных дубовых листьев с цифрой "25", крепившиеся на ленту Железного Креста 2‑й степени (2‑я степень) и на мундир – над крестом 1‑й степени (1‑я степень) – своего рода прообраз позднейших гитлеровских "дубовых листьев к Рыцарскому Кресту Железного Креста".

За всю Первую мировую войну состоялось всего четыре награждения шейным Большим КрестомЖелезного Креста. Один из награжденных, фельдмаршал Пауль фон Гинденбург унд Бенкендорф, как в свое время Блюхер, был в марте 1918 года пожалован, кроме шейного Большого Креста Железного Креста с окантованными (в виде исключения – специально для него!) не серебром, а золотом краями, в качестве особой, наивысшей степени той же самой награды – золотой восьмиконечной "звездой Гинденбурга" (Hindenburgstern)со "штралами" и с изображением знака Железного Креста в центре "звезды". Двести тысяч комбатантов были награждены Железным Крестом 1‑й и пять миллионов двести тысяч – Железным Крестом 2‑й степени. Кроме того, Железным Крестом были награждены германские крейсер "Эмден" и субмарина У‑9. "Железные Кресты" изображались на чехлах для касок германских солдат, на германских аэропланах, привязных аэростатах, дирижаблях‑цепеллинах, бронеавтомобилях, бронепоездах и танках – и даже на флягах и крышках портсигаров! Правда, к концу Великой войны изображения лапчатых "Железных Крестов" на германских самолетах и другой военной технике стали заменять упрощенным вариантом – прямыми черными равносторонними крестами с белой окантовкой. В годы Второй мировой войны именно эти черно‑белые кресты "упрощенной формы" стали эмблемой на военной технике гитлеровского вермахта и Ваффен СС.

Лица, уже получившие в свое время Железный Крест в период франко‑прусской войны 1870‑71 годов и повторно награжденные им в период Первой мировой войны, получали так называемую "пристежку‑реплику" (Wiederholungsspange)в форме серебряной поперечной планки с накладным миниатюрным знаком Железного Креста, крепившейся к черно‑белой ленте Железного Креста 2‑й степени (2‑я степень) или к мундиру над нагрудным Железным крестом 1‑й степени (1‑я степень).

 

Все новые "неуставные" варианты

 

Во время Первой мировой войны были также засвидетельствованы случаи награждения отличившихся "неуставными" вариантами Железного Креста. Так, дамам, отличившимся на ниве помощи раненым и благотворительности в отношении павших героев войны, жаловались знаки Железного Креста с вензелем Германской Императрицы, а военным врачам, фельдшерам, сестрам милосердия и санитарам – Железные Кресты с изображением маленького эмалевого красного крестика в центре Железного Креста. В данном случае немцы подражали своим австрийским союзникам. Дело в том, что в Австро‑Венгерской Империи, в составе Тевтонского (Немецкого) рыцарского Ордена под эгидой династии Габсбургов,[139] в описываемое время существовала особая, так называемая "марианская", линия (тевтонских "рыцарей Ордена Пресвятой Девы Марии" издавна именовали "марианами" или "марианцами"). Задача этой "Марианской линии" (как и у госпитальеров – мальтийцев и иоаннитов – в описываемый период) заключалась в организации и несении добровольной военно‑санитарной службы. В Австро‑Венгрии Габсбургами был учрежден и особый "Марианский Крест Тевтонского (Немецкого) Ордена", который, почти ничем не отличаясь от обычного – черного, с белой окантовкой, лапчатого креста тевтонских рыцарей, имел в перекрестье круглый белый медальон с красным крестом, обрамленный по кругу латинской надписью "ORDO TEUT. HUMANITATI" ("Орден Тевтонского Человеколюбия").

Любопытно, что турецкая Османская Империя – союзница Германии и Австро‑Венгрии в Великой войне 1914–1918 годов – ввела для награждения отличившихся на поле брани офицеров и нижних чинов турецкой и союзных с нею армий аналогичную Железному Кресту награду под названием "Железный Полумесяц" (в форме красной пятиконечной звезды с наложенным на нее железным полумесяцем рогами вверх), также считавшуюся весьма почетной.

 

Железный Крест балтийцев

 

Свой собственный "Железный Крест" был учрежден и руководством "остзейских" (прибалтийских) немцев – бывших подданных Российской Империи, поднявшихся в 1918 году на борьбу с большевизмом. В период боевых действий против красных в Прибалтике функции политического представительства балтийского населения южной Лифляндии и Курляндии выполнял так называемый "Балтийский Национальный Комитет" (БНК), председателем которого являлся бывший офицер Русской Императорской армии барон Вильгельм фон Фиркс. В 1919 году БНК учредил "Железный Крест балтийцев" (das Eiserne Kreuz der Balten), вошедший в историю под названием "Балтийского Креста" (Baltenkreuz). Соответствующее решение было принято на заседании БНК в устной форме. Во всяком случае, никакого документа об учреждении данной награды в письменной форме не сохранилось. Условия награждения определялись должностными инструкциями. В письме Балтийского Национального Комитета Генеральному Командованию VI Резервного Корпуса (германских оккупационных войск в бывших прибалтийских губерниях Российской Империи) сообщалось, что "Балтийским Крестом" могли награждаться все офицеры и нижние чины, принимавшие участие в боевых действиях против большевиков в Прибалтике в течении не менее чем трех месяцев. В рамках Балтийского Национального Комитета была сформирована специальная "Комиссия по награждению Балтийскими Крестами", осуществлявшая награждения по представлению командиров соответствующих частей и подразделений. Награждения осуществлялись в период с июля 1919 по конец 1921 года. За указанный период была вручено в общей сложности двадцать одна тысяч а восемьсот тридцать девять "Железных Крестов балтийцев". Интересно, что не только в прибалтийских странах, но и в гитлеровской Германии "Балтийский Крест" дозволялось носить на военной форме и на гражданской одежде в качестве официально признанной награды, приравненной к государственным. Из всех наград германских белых добровольцев 1918–1923 гг. подобного признания в "Третьем Рейх е", кроме "Балтийского креста", удостоился лишь знак бременских фрейкоровцев – так называемый "Железный Роланд".

В современной фалеристической литературе (с легкой руки "светила зарубежной русской фалеристики" В. Пашкова, чья неверная атрибуция была неоднократно повторена отечественным фалеристом А. Кузнецовым) "Балтийский Крест" нередко ошибочно именуют "Крестом Балтийского ландесвера". Последний также существовал, но отличался от "Балтийского Креста" по внешнему виду, представляя собой уширенный крест (по типу русского Георгиевского креста с расширяющимися на концах лучами), покрытый белой эмалью, с голубой (или синей) каймой по краям; в центре "Креста Балтийского ландесвера" помещался белый (серебряный) щиток "варяжской" формы с прямым черным крестом Тевтонского ордена, наложенный на меч острием вниз (такой же белый щиток с прямым черным крестом, но только без меча, носили на своих круглых кокардах бойцы отборного Ударного отряда Балтийского ландесвера). Как ни странно, этот крест не стал эмблемой или опознавательным знаком военной техники балтийского ландесвера (именовавшегося, кстати, по‑русски также "Охраной Прибалтийского края"). Так, например, опознавательными знаками ландесверовской военной авиации (так называемого 425‑го авиаотряда, включавшего в свой состав пять германских самолетов "фоккер"), служили не кресты, а белые квадраты на фюзеляже, хвостовой оперении и крыльях (у немцев в такие же белые квадраты были вписаны черные "Железные Кресты").

Что же касается "Балтийского Креста", то его форма была идентична форме креста на гербе Верховных Магистров (Гохмейстеров)[140] Тевтонского (Немецкого) духовно‑рыцарского Ордена, история которого была неразрывно связана с историей Прибалтики. Авторами дизайна "Балтийского Креста" являлся член Балтийского Национального Комитета барон фон Рапп. Основой награды служил широкий равносторонний прямой крест, изготовленный из железа и покрытый черным лаком. На него был наложен более узкий, цветного металла, позолоченный прямой равносторонний крест с позолоченными геральдическими лилиями на концах. Нижний прямой черный крест являлся эмблемой Тевтонского Ордена и его прибалтийского (ливонского) филиала. Наложенный же на него более узкий позолоченный крест был упрощенным по форме вариантом золотого "костыльного" ("усиленного") креста Иерусалимского королевства, пожалованного королями Иерусалимскими тевтонским рыцарям за доблесть, проявленную ими при обороне Святой земли от неверных. Аналогичной наградой за доблесть, но только полученной тевтонами уже от французского короля‑крестоносца Людовика Святого, были и золотые геральдические лилии – fleurs de lys Французского Королевства.

До наших дней дошло также немалое количество "неуставных" вариантов "Балтийских Крестов": изготовленных целиком из цветного металла, из серебра или из оксидированного белого металла; иногда встречаются экземпляры с посеребренным или никелированным нижним крестом (которому по Статуту полагалось быть черного цвета), экземпляры с лучами, расширяющимися к концам (как у "лапчатого" прусского Железного Креста) и т. д.

"Железный Крест балтийцев" имел всего одну степень. Награжденным дозволялось носить его как на булавке слева на груди, так и на бело‑голубой ленточке цветов "Балтийского ландесвера", имевшего четырехчастное бело‑голубое знамя, бело‑голубые флюгера на пиках у кавалеристов своего Дозорного отряда и круглые голубые кокарды с белым ободком (а точнее – цветов флага города Риги). В случае ношения "Балтийского креста" на ленточке к верхнему концу креста приделывались кольцо и дужка для продевания ленты. Засвидетельствованы также многочисленные случаи ношения нагрудного "Балтийского Креста" на булавке одновременно с ленточкой в петлице (по аналогии с ношением прусского нагрудного Железного Креста 1‑й степени в петлице, что побудило многих фалеристов к ложному выводу о якобы существовавших двухстепенях "Балтийского Креста"!), а также в миниатюрном ("фрачном") исполнении.

"Балтийским Крестом" были награждены, в частности, генерал Хайнц Гудериан, Пауль Гауссер, Феликс Штейнер, командир дивизии Рейх группенфюрер СС Вальтер Крюгер и многие другие ветераны белых добровольческих корпусов, сражавшихся в Прибалтике (так называемые "балтийские бойцы", или "балтикумкемпфер"), позднее отличившиеся в годы Второй мировой войны в рядах дивизии СС Дас Рейх.

 

Возрождение Железного Креста в "Третьем Рейх е"

 

В Веймарской республике, пришедшей на смену рухнувшему на сорок восьмом году своего существования "второму Рейх у" Гогенцоллернов (1871–1918 гг.) и не имевшей собственных государственных наград, Железный Крест не выдавался. Однако его изображение по‑прежнему украшало военный флаг Германии (теперь уже республиканской!) и знамя Объединения германских союзов ветеранов войны "Союз Кифгейзера" (Kyffhaeuserbund). Нагрудный значок членов Союза фронтовиков "Стальной Шлем" (DerStahlhelm/BundderFrontsoldaten)представлял собой миниатюрное изображение стальной солдатской каски со знаком Железного Креста.

Железный Крест был восстановлен "фюрером и Рейхсканцлером" Адольфом Гитлером 1 сентября 1939 года, причем в качестве уже не только прусской, но и общегерманской военной награды. В соответствии со своим новым, общегерманским статусом, он с 1939 по 1945 гг. выдавался не на черно‑белой прусской, а на черно‑бело‑красной ленте цветов государственного флага Германской Империи. К концу Второй мировой войны общегерманский Железный Крест имел фактически восемь степеней:

 

1) Железный Крест 2‑й степени (два миллиона триста тысяч награждений);

2) Железный Крест 1‑й степени(триста тысяч награждений);

3) шейный Рыцарский Крест Железного Креста (Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes, семь тысяч триста пятьдесят восемь награждений) – хотя введение подобной "рыцарской", или "кавалерской", степени являлось, по сути дела, нарушением Статута Железного Креста, носившего изначально отнюдь не "аристократический", а напротив – "эгалитарный" характер;

4) Рыцарский Крест с дубовыми листьями (Ritterkreuz mit Eichenlaub) Железного Креста(восемьсот пятьдесят награждений);

5) Рыцарский Крест с дубовыми листьями и мечами (Ritterkreuz mit Eichenlaub und Schwertern) Железного Креста(сто пятьдесят награждений);

6) Рыцарский Крест с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами (Ritterkreuz mit Eichenlaub, Schwertern und Brillanten) Железного Креста(двадцать семь награждений);

7) Рыцарский Крест с золотыми дубовыми листьями, мечами и бриллиантами (Ritterkreuz mit Goldenem Eichenlaub, Schwertern und Brillanten) Железного Креста(всего одно награждение – полковник "люфтваффе" Ганс‑Ульрих Рудель, уничтоживший пятьсот неприятельских танков и самоходных орудий);

8) Большой Крест Железного Креста (Grosskreuz des Eisernen Kreuzes– всего одно награждение – министр авиации и "имперский маршал" Герман Геринг, 19 июля 1940 года за решающий вклад "люфтваффе" в победу над Францией).

Хотя, если быть точнее, носитель (Traeger)шейного Рыцарского Креста Железного Креста, имевшего несколько большие размеры, чем Железный Крест 1‑й и 2‑й степени, и серебряный кант по краям, в действительности получал свой Рыцарский Крест всего один раз, а все последующие степени награды (кроме Большого Креста Железного Креста) представляли собой как бы добавления к уже полученному награжденным Рыцарскому Кресту – "Дубовые листья" (Eichenlaubzum Ritterkreuzdes Eisernen Kreuzes), то есть пучок из трех серебряных дубовых листьев, крепились к черно‑бело‑красной шейной ленте Рыцарского Креста; перекрещенные серебряные мечи (Schwerter)остриями вверх крепились над "Дубовыми листьями"; пятьдесят мелких бриллиантов размещались с 15 июля 1941 года лишь на "Дубовых листьях", а начиная с 28 сентября 1941 года – также на крестовинах и на рукоятках закрепленных над ними мечей. Всем награжденным этой степенью Железного Креста выдавалось по два экземпляра "Дубовых листьев" (один с настоящими, а второй – с искусственными бриллиантами).

Следует обратить внимание также на следующую кажущуюся "несуразность" (с точки зрения традиционной иерархии европейских орденских степеней). В наградной системе европейских государств и духовно‑рыцарских Орденов традиционно было принято носить на шее орденские знаки 2‑й и 3‑й степеней ("командорские кресты"), в то время, как низшая степень награды – "рыцарский" (или "кавалерский") крест носили не на шее, а на ленточке в петлице. В качестве примера можно привести носившиеся в петлице – в отличие от знаков высших степеней! – "рыцарские" ("кавалерские") кресты Тевтонского (Немецкого) Ордена Пресвятой Девы Марии, Ордена госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского Ордена), австрийского Военного Ордена Марии‑Терезии или российского Военного Ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Что побудило Адольфа Гитлера – вопреки этой давно устоявшейся традиции! – сделать свой "рыцарский" крест не петличным, а шейным – об этом нам остается только гадать.

2‑я танковая дивизия СС Дас Рейх, семьдесят три чина которой были награждены за годы Второй мировой войны Рыцарскими Крестами Железного Креста, поставила абсолютный "рекорд" по числу награжденных этим высоким боевым орденом среди формирований Ваффен СС.

Кроме немцев, Рыцарским Крестом Железного Креста был награжден также ряд военнослужащих стран‑союзниц "Третьего Рейх а": восемнадцать румын, десять итальянцев, семеро венгров, два испанца, два финна, два японца и два словака.

"Дубовыми листьями" к Рыцарскому Кресту Железного Креста, кроме германских военнослужащих, были за военные заслуги награждены следующие восемь иностранцев:

 

22 ноября 1942 г. – генерал‑лейтенант и командир 6‑й румынской пехотной дивизии Михай Ласкарь;

13 декабря 1942 г. – генерал‑лейтенант и командир испанской добровольческой Синей дивизии (Division Azul)действовавшей в 1941–1943 гг. на Восточном фронте и обязанной своим названием синему цвету форменных рубашек служивших в ней на добровольной основе испанских фалангистов (так что принятое в советской литературе обозначение этой дивизии как "Голубой" является совершенно неверным!) Августин де Муньес‑Гранде;

27 мая 1943 г. – адмирал японского Императорского флота Исороку Ямамото, потопивший тихоокеанский флот США при Пёрл‑Харборе (он был награжден одновременно и "мечами");

8 декабря 1943 г. – генерал‑майор и командир румынской 6‑й кавалерийской дивизии Корнелиу Теодорини;

4 апреля 1944 г. – генерал‑полковник и командующий румынской 3‑й армией Петре Думиреску;

4 апреля 1944 г. – адмирал японского Императорского флота Инеити Кога(он был

одновременно награжден и Рыцарским Крестом Железного Креста, и "Дубовыми листьями" к нему; погиб в бою в мае 1944 г.);

15 августа 1944 г. – маршал Финляндии и Главнокомандующий финской армией барон Карл‑Густав‑Эмиль фон Маннергейм;

27 августа 1944 г. – штурмбанфюрер СС и командир 28‑й добровольческой мотопехотной дивизии СС Валлония Леон Дегрель.

 

"Гитлеровский" Большой Крест Железного Креста (Grosskreuz des Eisernen Kreuzes)имел в диаметре 63,5 мм (тогда как "гитлеровский" же Железный Крест 2‑й и 1‑й степени имел в диаметре всего 44 см). Хотя, согласно постановлению об учреждении этой степени общегерманского Железного Креста, Большой Крест должен был иметь не серебряную, а золотую окантовку, пожалованный Рейх смаршалу Герману Герингу 19 июля 1940 года единственный Большой Крест имел серебряную окантовку. Согласно дневниковой записи генерала Йодля от 11 марта 1940 года "фюрер высказался против использования золота в оформлении Ж(елезного) К(реста), как нарушения традиции". Правда, берлинской фирмой "К.Э. Юнкер" все же было изготовлено несколько экземпляров Большого Креста с "золотой" (в действительности же – позолоченной) окантовкой, но ими так никто и не был награжден до конца войны.

Поскольку восстановленный при Адольфе Гитлере в общегерманском масштабе Железный Крест (в отличие от своего предшественника – прусского королевского Железного Креста) официальносчитался "орденом", в конце 1940 года, по распоряжению Орденской канцелярии, была – в единственном экземпляре! – изготовлена (теперь уже "уставная"!) восьмилучевая звезда со "штралами" и наложенным на нее изображением Железного Креста образца 1939 года (с коловратом в перекрестье). Весной 1945 года замок Клесгейм в Австрии (близ города Зальцбурга), где располагалась Орденская канцелярия, был захвачен американскими войсками, овладевшими, в числе прочих военных трофеев, и этой "звездой", вывезенной ими в США, где она хранится по сей день в Музее Военной Академии Соединенных Штатов в Вест‑Пойнте.

Как видим, число военнослужащих, награжденных всеми степенями Железного Креста в период Второй мировой войны, было значительно меньше числа награжденных ими за предыдущую, Великую войну. Особенно скупым гитлеровское командование оказалось в смысле награждения Железными Крестами штабистов, а тем более – тыловиков.

Лица, награждённые одной из степеней Железного Креста в период Первой мировой войны и повторно заслужившие эту награду в годы Второй мировой, награждались "пристёжкой‑репликой" (Wiederholungsspange)в форме серебряного гитлеровского "имперского орла" с коловратом над серебряной планкой с датой "1939", крепившейся на черно‑бело‑красной общегерманской ленте Железного Креста 2‑й степени (2‑я степень) или над носившимся без ленты на груди Железным Крестом 1‑й степени (1‑я степень). По своей форме "гитлеровский" общегерманский Железный Крест, в общем, повторял прусский королевский (несмотря на то, что его лучи были несколько более "разлапистыми", чем у прусского), но на аверсе "гитлеровского" креста прусский королевский вензель был заменен наклонной "лунной" свастикой (коловратом, крюковидным или гамматическим крестом); на нижнем луче креста была проставлена дата "1939", а на реверсе – только дата учреждения награды "1813".

"Золотые дубовые листья" (GoldenesEichenlaub)к Рыцарскому Кресту Железного Креста были изготовлены лишь однократно – для упомянутого выше гитлеровского аса Руделя.

Единственный выданный при Гитлере шейный Большой Крест Железного Креста был – специально для Рейх смаршала Германа Геринга – изготовлен в двух вариантах: повседневном (из железа, с серебряной каймой)и парадном (из полудрагоценного камня оникса и с окаймленными платиной краями).

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.