За кулисами: чревовещатель создает губы за губами — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

За кулисами: чревовещатель создает губы за губами

2021-01-29 69
За кулисами: чревовещатель создает губы за губами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

После доклада, в тот же вечер, перед началом представления чревовещатели повели меня за кулисы. Шли приготовления к выходу на сцену. Кристиан разогревал голос почти десять минут, произнося звуки с закрытым ртом, затем, открыв рот, произносил гласные, потом стал выполнять упражнения на раскрытие рта, чтобы привести в форму и разогреть мышцы шеи, абдоминальные мышцы и резонаторную полость. Потягивание, сгибание-разгибание шеи, упражнения на глубокий вдох-выдох, движения кисти и пальцев, разогревающие мускулы, которые будут приводить в движение куклу, являются незаменимыми мышечными «гаммами» чревовещателя перед выступлением. Чтобы найти центр тяжести голоса, он обязательно проделывает упражнения для придания гибкости спине. Когда берут куклу, голосовая вертикаль смещается, что может повлечь за собой асимметрию тела. Чтобы избежать нефизиологичных положений, которые будет трудно исправить, необходимы упражнения на равновесие. Согревание и увлажнение своего голоса, а потом и голоса марионетки позволяют избежать фальшивого звука и неприятностей из-за растяжения голосовой связки, которое может привести к мышечной гематоме. В тот вечер мне довелось присутствовать на самом необычном представлении чревовещателей, состоявшемся в маленьком (примерно на двести человек) зале театра Лас-Вегаса. В зале, превращенном в настоящий храм вентрологии, собрались лучшие профессионалы чревовещания.

Столкнулись две вентрологические техники. На сцене спорили два вентролога и две марионетки. Одни выступали за голос близкий, near voice, другие – за голос отдаленный, distant voice.

Но как работают обе эти техники? Тайна продолжала оставаться тайной.

Голос близкий

Я пристально наблюдал за выступлением артиста. Принимая во внимание множество вопросов, поставленных сегодня утром, я приготовился проникнуть в тайну обоих типов техники голоса. Когда чревовещатель говорит близким голосом, кукла находится рядом с ним. Чревовещателю кажется, что его голос проникает сквозь кожу, исходит из шеи, что это горловой голос, головной голос. Однако, как мы уже видели, этот голос скорее внутренний. Он оканчивается немного позади зубов, позади губ. Он чуть более гнусавый, чем естественный, потому что звучит в более высоком регистре. Я видел, как собиралось «фаринголарингеальное Лего», наблюдал за этим процессом при помощи видеофиброскопа у Кристиана. Гортань поднимается и опускается очень быстро. Близкий, или непосредственный, голос формируется с помощью особого положения языка. Когда Кристиан разговаривает нормально, его язык плоский и звуки, если можно так сказать, проходят над языком, через рот, губы и частично через носовые ходы. Когда артист говорит голосом чревовещателя, он перераспределяет направление сил, округляя язык кверху и выгибая его основание, чтобы оно коснулось язычка и задней части мягкого нёба. Язык представляет собой купол в задней части ротовой полости и слегка касается нёба. Передний конец языка расположен относительно низко, в двух-трех миллиметрах от нижней челюсти. Вибрация проходит через носовые полости и только отчасти через рот. Выход звука одновременно из носа и изо рта создает ложное направление, то есть слушатель не очень хорошо понимает, откуда идет звук, что, разумеется, усиливает иллюзию. Вы можете получить представление об этом, произнеся в нос звук г, например «гонг». Многие куклы говорят в нос.

Чтобы заставить мышцы языка двигаться так, как им нужно, чревовещатели долго и упорно тренируются. Контроль над губами также является результатом тренировки. Тренируются перед зеркалом. Однако когда чревовещатель устает, он слегка поворачивает голову, чтобы немножко сплутовать с согласными б, п, ф, м, в. Произнесение гласных возможно только при изменении положения языка и ротоглоточных мышц.

Таким образом, я отчасти разгадал загадку, как чревовещателю удается произносить слова: он создает губы за губами.

Голос отдаленный

Отдаленный голос функционирует иначе. Чревовещатель скручивает язык в глубине рта, позволяя звуку отразиться эхом. Он создает что-то вроде колокола – возвратно-поступательное движение обертонов в ротовой полости. Его гортань расположена высоко. У него приглушенный голос. Голосовые складки сокращаются, однако они сильно изогнуты, и тембр получается относительно высокий. Мышцы глотки по обе стороны гортани основательно сокращены. Подъязычная косточка поднимается, она практически уходит назад от челюсти. Язык почти приклеивается к мягкому нёбу. Гортань подается вперед. Частота голоса варьируется: то низкая, то высокая. Голос получается шипящий. Благодаря языку резонаторная полость образует во рту две камеры, создающие эхо. Из-за двойного резонанса во рту кажется, будто голос исходит откуда-то извне, из глубин пропасти, с потолка, от дальней стены. Тембр низкий, глухой. Благодаря форме, которую артист придал языку, и расположению языка по отношению к мягкому нёбу и язычку чревовещатель создает губы за губами. Важную роль играет сокращение абдоминальных мышц, позволяющее при произнесении звуков четко контролировать выдох.

Технические приемы необходимы при обеих техниках чревовещания. На сцене они сочетаются с игрой актеров, марионеток и подготовленной публики, которая, хотя и прекрасно знает все приемы, включается в игру, расслабляется, смеется до слез и с восторгом встречает появление каждого нового персонажа. Неожиданно все куклы исчезают. Остается только взгляд. Артист смотрит вверх, прислушивается, его сообщник на сцене, другой чревовещатель делает то же самое, и вы тоже. Он спрашивает: «Кто здесь?» – и его лицо застывает. Слышится ответ: «Это я, я наверху». Чревовещатель всем телом тянется к потолку; вы делаете то же самое. Чародей голоса достиг вершины своего искусства! Те же самые уловки будут использованы для создания голоса, исходящего из пола, или из-за двери, или даже из кармана, но без помощи тряпичной куклы.

Как научиться чревовещанию

Мышечные, артикуляционные и голосовые тренировки знакомы чревовещателю с самого детства. Он тренирует вокальную гибкость, церебральную, голосовую и слуховую скорость, тренирует память, быстроту переходов от одного голоса к другому – тому, который он хочет создать. Его собственный голос заставляет его проявлять невероятную сноровку. Но практически все техники чревовещания требуют соблюдения определенных жизненных правил.

Обучение чревовещанию можно сравнить с обучением дифоническому пению. Основа голоса куклы – вибрация голосовых складок. Гортань является музыкальным инструментом чревовещателя. Разогревающее упражнение, называемое шмелиным, по сути, имитирует гудение пчел, позволяя четко определить местоположения мышц рта и гортани. За губами создаются псевдогубы. Удивительная вещь: у чревовещателя часто находят мышечную гипертрофию языка. У вентролога – мощные связки между надгортанником и черпаловидными хрящами, сильно развиты глоточные мышцы, а подвижность мягкого нёба, надгортанника и, разумеется, языка, равно как и голосовых складок, выше средней. Эти характеристики позволяют нам назвать чревовещателя мистером Мускулом гортани. Становится очевидным, что беспрерывная деформация мышечно-связочного аппарата гортани и постоянно действующий механизм адаптации внутренних псевдогуб рта к каждой фонеме являются одним из ключей к разгадке тайны чревовещания.

Подвижность голосового комплекса не только механическая, но и церебральная: в этом мы убедились, проведя аналогию с детьми-билингвами и рассмотрев симуляцию фонем, когда в басне corbeau (ворона) превратилась в corheau (вохона). Для сохранения высокого уровня чревовещания совершенно необходима голосовая работа, а также поддержание хорошей памяти и языковой моторики. Магия звуков, актерская игра, власть взгляда, умение управлять тряпичной куклой – ценные козыри этих творцов грез.

Вентролог, чародей вибрации, заставляет нас грезить наяву, и та впечатляющая скорость, с которой он это делает, нам до конца непонятна. Искусство, сочетающее в себе театр и иллюзию, уносит наше воображение в призрачный мир иллюзии и гармонии.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.