Театр или конференц-зал: артист должен приспособиться — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Театр или конференц-зал: артист должен приспособиться

2021-01-29 44
Театр или конференц-зал: артист должен приспособиться 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Когда гортань выдает мелодию, фразу или стихотворение, наш голос захватывает окружающее пространство. Яркость голоса изменяется в зависимости от множества различных параметров окружающей среды, таких как, например, температура или влажность. Место, куда попадают звуковые волны, меняет, трансформирует, искажает или улучшает распространение голоса. Это преобразование затрагивает скорость звука и качество определенных обертонов, о чем хорошо известно нашим оперным и эстрадным певцам. Пустой холодный зал оперы не дает такой вокальной отдачи, как переполненный зал, увлажненный дыханием трех тысяч зрителей и согретый фоновым шумом силой 15 дБ. Резонанс зала изменяет звук, который мы слышим.

Скорость звука в воздухе при температуре 0 °C равна 330 м/с. С повышением температуры она, соответственно, увеличивается, так как температурное увеличение вызывает ускорение движения молекул, а следовательно, скорости звука. Скорость эта изменяется в зависимости от состава воздуха. Например, в чистом кислороде скорость звука равна 317 м/с, тогда как в гелии она достигает 1300 м/с. Поэтому, если вы будете дышать гелием, ваш голос будет странным, как у Дональда Дака, резким, почти без низких обертонов. Основной звук становится выше, так как газ, стимулирующий вибрацию складок, – менее плотный, чем воздух, и исходящая волна распространяется быстрее.

Итак, чем меньше плотность воздуха, чем выше температура, тем скорость звука больше. Чем больше влажность воздуха, тем больше изменяются обертоны. Акустика зала также играет значительную роль. Поэтому перед концертом, во время репетиций, учитывают эхо зала, его атмосферу, резонанс, различный у разных инструментов. Инструменты в оркестре практически всегда находятся на одних и тех же местах. Ибо угол отражения вибрации, подобно световому лучу, захватывает пространство театра и создает свою собственную вибрационную среду. Измените место музыканта – и вы измените гармонию звучания оркестра на концерте. Очень важно местоположение певца. Певец должен максимально контролировать свой голос, который может изменяться в зависимости от пропорций концертного зала, температуры и влажности окружающей среды, места вокалиста на сцене и, наконец, от качества и количества зрителей. Аудиоартикуляционная петля певца постоянно в боевой готовности. В оркестрах все эти параметры хорошо известны. Музыканты настраивают свои инструменты, когда публика уже заполнила зал, и делают это после каждого антракта. Во время концерта влажность воздуха увеличивается, воздух более тяжелый, а тональности более низкие. Адаптация певца, музыканта, дирижера является одним из ключей успеха. Певцу требуется несколько десятых секунды, чтобы приспособиться к голосовому пространству театра. Он должен «узнать себя», его инструмент – это он сам!

В техническом плане наше ухо без ущерба для понимания может услышать два звука, но непременно с минимальным временным промежутком (1/6 секунды). Если ритм фонации слишком быстрый, прием сообщения от этого страдает. Ухо не может распознать две слишком близкие частоты (их должен разделять временной промежуток в одну пятнадцатую секунды).

Когда актер в театре произносит слово, звук перемещается со скоростью 340 м/с. Чтобы звучащее слово вернулось к актеру в ухо и тот мог его понять, звук должен встретиться с препятствием, находящимся как минимум на расстоянии 34 метров, и отразиться от него; в этом случае полный пробег будет равен 68 м. Если реверберация окажется более короткой, слово прозвучит невнятно. Эти параметры, математически выверенные и теоретически обоснованные, часто объясняют причину нашего разочарования, доставленного нам местом в театральном зале. От места, где мы сидим в зале, зависит, что мы услышим со сцены. Поклонники оперы прекрасно знают, где надо сидеть, чтобы не потерять ни одного обертона дивы, которую они пришли послушать. Мы все знаем театральные залы, где отражение звука происходит со значительными помехами, затрудняя понимание диалога или песни; к счастью, подобные залы встречаются нечасто. А такие крупные театры, как «Комеди Франсез», или оперные залы, как Ла Фениче в Венеции, Ла Скала в Милане или Опера Гарнье, являют собой вибрационную линзу, эллиптический свод которой позволяет усиливать обертоны голоса. Так, мы слышим, как Сирано де Бержерак шепчет под балконом своей возлюбленной, слышим пианиссимо лежащей на кровати Виолетты в последнем акте «Травиаты».

Обрамление нашего голоса

Задача ларинголога – вернуть изначальный голосовой отпечаток, искаженный нападением врага: инфекции, воспаления, опухолей, а у профессионалов голоса – трудноуловимым стрессом, усталостью голосовых складок.

Наблюдать голос?

Увидеть голос мечтали уже в Древнем мире. Леонардо да Винчи сделал первые анатомические рисунки. В 1834 году доктор Элви получил Золотую медаль Лондонского королевского общества за создание инструмента, позволявшего рассмотреть голосовые складки. Он сумел объединить несколько зеркал со светом горящей свечи. Решение не слишком практичное. Спустя два десятка лет началась научно-техническая революция.

Мысль увидеть глотку во время говорения и пения много лет не покидала Мануэля Гарсиа. Известный вокальный педагог, родившийся в 1805 году, встретил свое пятидесятилетие в расцвете сил. Его всегда интересовал человеческий голос: что делает его сестра, оперная дива Малибран, чтобы ее голос звучал так чудесно? Сын испанского певца, завоевавшего международную славу, Гарсиа начал карьеру как баритон, но быстро потерял голос. Это драматическое событие в тридцать лет отлучило его от сцены. Тогда-то он и решил подробно разобраться в устройстве гортани. В 1854 году, во время прогулки в садах Пале-Рояль, он был ослеплен лучом солнца, отразившимся от набалдашника его трости. И ему пришла в голову идея рассмотреть голосовые складки при помощи системы зеркал, позволяющей осветить горло и понаблюдать за гортанью. Он бросился к театру «Одеон», рядом с которым располагалась компания «Шарьер», производившая зеркала для дантистов, и за шесть франков купил зеркало. Не обращая внимания на красоту дворца, где бывали Ришелье и Наполеон, на столики кафе, где сидела нарядная богатая публика, он помчался домой и осмотрел свои собственные голосовые складки: так родилась ларингология. Спустя несколько лет Мануэль Гарсиа стал ведущим европейским вокальным педагогом.

Спустя некоторое время, в 1861 году, Шарль Батай написал первое исследование, посвященное фонации. Эдисон изобрел фонограф. Наступил 1877 год, и голос научились записывать. Вскоре, на заре XX века, появился кинематограф. Он позволил исследователям усовершенствовать стробоскопический метод, позволявший увидеть вибрации голосовых связок в замедленном темпе. Методика заключалась в освещении голосовых складок световыми вспышками, настроенными на частоту их колебаний. Благодаря искусственному замедлению движущейся картинки процесс колебаний стало возможно проанализировать. Секрет вибрации голосовых складок был раскрыт. В 1939 году Жан Тарно пишет одну из первых работ по фониатрии, затем в 1958 году в Соединенных Штатах Пол Мур и Ханс фон Леден представили первые фильмы о вибрации голосовых складок, которые произвели революцию в научном мире. Чтобы показать гортань со стороны носа, а не рта, пришлось дожидаться появления оптического волокна. Отныне можно было не вводить инструмент в рот, чтобы не мешать движениям языка и губ и не нарушать естественный процесс фонации. Фиброскоп вводили в ноздрю, продвигали на уровень правой или левой полости носа, затем за язычок, спускали между расположенными с двух сторон миндалинами в горло и добирались до крыши гортани.

В 1981 году я провел динамическое исследование голоса, соединившее в себе целый ряд наблюдений над гортанью. В наши дни пять современных методик, прекрасно синхронизированных и регистрирующих результаты на магнитном, а теперь и цифровом носителе, позволяют наблюдать голос во время речи и пения. Это исследование включает в себя фиброскопию глотки и гортани, стробоскопию, определение угла наклона головы по отношению к грудной клетке, электроларингограмму и спектрограмму звука голоса.

Фиброскопия носа – глотки – гортани позволяет наблюдать движение голосового инструмента, не вводя в рот никакого прибора и не мешая работе складок и гортани. Стробоскопия показывает повреждения, выявить которые возможно только при замедленном темпе, в частности крошечные злокачественные изменения или мини-кисты. Определение точного угла наклона головы по отношению к грудной клетке позволяет избежать неправильного заключения об асимметрии голосовых складок. Действительно, если во время исследования голова слегка повернута влево или вправо, а шея находится в состоянии гипертензии или гиперфлексии, голос изменяется. Но это вопрос не патологии гортани, а всего лишь взаимного расположения гортани – шеи – грудной клетки. Электроларингограмма оценивает резистентность и качество вибрации слизистой обеих голосовых складок. И наконец, спектрограмма составляет акустическое удостоверение личности каждого из нас. Она анализирует основной звук, обертоны и форманты, имеющие особое значение для певца. Данное голосовое исследование выдает удостоверение личности голоса – голосовой отпечаток. При таком подходе стало возможным выявить патологии напряженного голоса. В самом деле, после нескольких минут вокализа можно наблюдать припухлость маленьких венул, образование узелков, появление густых слизистых выделений. Как выявляют сердечно-сосудистые патологии, чтобы избежать инфаркта миокарда, так отслеживают и выраженную утомляемость голосовых складок, предшествующую их травматизации, чтобы предупредить ее.

Скрипка, инструмент, который человек изготавливает с незапамятных времен, существует примерно три тысячи лет. Как и большинство известных нам музыкальных инструментов, она состоит из трех элементов: вибрирующего тела, каковым является струна, вибратора, или источника энергии, каковым является трение смычка, извлекающего ноту, и усиливающего тела, или резонатора, в роли которого выступает корпус.

В голосовом инструменте вибрирующими телами являются две голосовые складки – одна справа, другая слева. Это непременные составляющие гортани. Источником энергии выступает выдох, исходящий из «поддувала», состоящего из легких, бронхов и трахеи. Усиливающее тело, или резонаторная полость, начинается ровно над голосовыми складками и оканчивается на уровне губ.

Гортань – это не только голосовые складки

Гортань окружает шея. У человека местоположение гортани в шее определяется благодаря адамову яблоку. С помощью многочисленных мышц шея удерживается между головой и грудной клеткой. Эти мышцы, преимущественно косые, необходимы для голосовых движений. Прямо под нашей челюстью и над адамовым яблоком залегает косточка в форме подковы, висящая в одиночестве и не соприкасающаяся с другими частями скелета, – подъязычная кость. Она прочно связывает прикрепленные к ней мускулы языка и осуществляет их поразительную подвижность. Сохранение вертикального положения шеи является основным элементом подготовки профессионалов голоса. Их затылочные мышцы испытывают особенное напряжение. Вертикальное положение в основном зависит от шейных позвонков, образующих хорошо известный наклон вперед. Ригидность мышц данного участка или артроз шейных позвонков могут мешать певцу.

Создать три октавы

Одна из четырех струн скрипки вибрирует? Посредством пальца, который пощипывает ее или изменяет ее длину, струна оказывается под напряжением, позволяющим выбрать желаемую частоту. Но вот что удивительно: струна скрипки издает высокий звук, когда она короткая, и низкий – когда длинная, а голосовая складка издает низкий звук, когда она короткая, и высокий – когда длинная. У человека все совсем не так, как у музыкального инструмента. Почему?

Удлиняясь, голосовая складка становится тоньше, а сокращаясь – толще. При щипке пальцами скрипичная струна уменьшает или увеличивает свою длину, но не изменяет диаметр. Частота вибрации струны зависит от ее диаметра и длины. Таким образом, когда нельзя изменить диаметр, надо менять длину (случай скрипки). Но, когда длина увеличивается одновременно с уменьшением диаметра, тональность непременно становится выше (случай голосовых складок или упругости вибрирующей струны). Это свойство стало известно только со времен Мануэля Гарсиа.

Голосовая складка образована поперечнополосатой мышцей. Она может утончаться и растягиваться при образовании высоких звуков, сокращаться и утолщаться при низких звуках. Упругость обеспечивает быстроту изменения частоты. Длина, толщина, растяжение, упругость тесно связаны с личностью каждого. Это один из секретов певца.

Чтобы передать частоту, голосовая складка создает одно колебание, то, что мы называем синусоидой. Эта волна находится в согласии с колебаниями противоположной голосовой складки. Если взять морской канат длиной несколько метров, натянуть между двух опор и начать колыхать, мы получим несколько волн, несколько синусоид. Иногда патология препятствует гармонии наших голосовых связок, и, подобно морскому канату, вместо того чтобы создавать одну волну, голосовая складка создает две или три. Виновником может быть узелок или полип. Голос становится хриплым и рискует утратить синхронность вибрации правой и левой голосовых складок. Причины могут быть самые разные: аллергия, инфекция или воспаление вследствие гастрального рефлюкса. В редких случаях речь идет о вторичной проблеме неврологического характера, связанной с верхним нервом гортани. С возрастом голосовая мышца атрофируется асимметричным образом, отчего, соответственно, возникает асимметрия вибрационная.

Какое же это чудо – человеческий мозг, он точен, как механизм часов!

Красивый голос основан на трех связанных друг с другом и в равной степени необходимых свойствах складок. Вот они: вибрация, смыкание и смазка.

Вибрация: если голосовые складки не вибрируют или вибрируют частично, голос нехорош.

Смыкание: если голосовые складки не соприкасаются, голоса нет.

Смазка: при скорости от 200 до 300 вибраций в секунду необходимо увлажнение слизистой складок, иначе голос сорвется за несколько минут. Жар высушивает слизистую, и вам начинает хотеться прочистить горло. Потрите ладонь о ладонь всего десять раз, и вы почувствуете, как ладони нагрелись. То же происходит и с голосовыми складками.

Голосовые складки прикрыты щитом

Чтобы обеспечить глотание и фонацию, гортань должна быть очень подвижна. Формой она напоминает опрокинутый конус с усеченным основанием. Окруженная мышцами шеи и подпертая сзади шейным отделом позвоночника, сама она состоит из мышц, эпителия, волокон, костей и хрящей. Это очень точный инструмент. Самую главную его часть составляют две горизонтальные складки, симметричные и подвижные. Они защищены щитовидным (тироидным, от греч. tyros – щит) хрящом. Этот щит имеет выступ-смычку спереди – ее можно прощупать на шее. Он образован двумя широкими хрящевыми пластинами, сочлененными под углом, которые широко раскрыты сзади. Наверху сочленения расположено адамово яблоко – кальцинированный нарост хряща, характерный почти исключительно для мужчин. Нарост образуется благодаря мужским гормонам. Таким образом, шею мужчины очень легко отличить от шеи женщины.

Щитовидный хрящ покоится на единственном сомкнутом хрящевом кольце трахеи, именуемом перстневидным хрящом. Плотный, не поддающийся деформации, он сидит на вершине трахеи. Вот так выстраиваются архитектурные конструкции, окружающие и защищающие голосовые складки.

Форма гортани и тесситура голоса

Анатомия гортани, ее структура и размеры часто пребывают в соответствии с телосложением человека. Например, мы часто наблюдали особую корреляцию между формой гортани и тесситурой голоса.

Тенор обычно имеет крепкое сложение и мощную шею, особенно на уровне затылочных мышц. Гортань не слишком выдается наружу, углы скруглены, а щитовидный хрящ шире разомкнут сзади. Адамово яблоко не очень заметно. Гортань представляет собой конус, короткий в верхней части и широкий в основании. Щитовидный хрящ для тенора не столь важен, как для баритона или глубокого баса, и его перстнещитовидная мембрана (мышца между щитовидным и перстневидным хрящами), прочная и короткая, свидетельствует о сильном головном голосе.

Напротив, у баса, певца высокого и худого, гортань длинная. Она сохраняет все основные пропорции, но меньше в диаметре, щитовидный хрящ сзади более закрыт. Конус гортани глубокий и буквально погружен в голосовые складки. Складки эти длинные, мощные, на вид более яркие, чем у тенора, а язычок особенно тонкий. При помощи фиброскопа можно практически создать анатомический рисунок гортани. Гортань баса, расположенная в мускулистой шее, длинная и «заточенная», имеет отчетливо выраженные и хорошо прорисованные углы. Четко выступающее адамово яблоко имеет большое значение. Между перстневидным кольцом и щитовидным хрящом расположено обширное пространство, посредством которого легко перейти от головного к грудному голосу.

Баритон – голос средний между тенором и басом. У женщин с первого взгляда сложнее отличить шею сопрано от шеи альта. Разумеется, подобное описание очень схематично. Но если оно понятно, значит, краткость ему не помешала.

По месту и почет: голосовые складки – веревочки на гвоздике

Правая и левая голосовые складки прикреплены спереди на внутренней поверхности угла щитовидного хряща, в месте сращения двух неподвижных пластин. Это стационарное место крепления голосовых складок. Сзади они прикреплены к подвижным черпаловидным хрящам. Чтобы лучше представить себе их форму, вообразите гвоздь, от которого отходят две веревочки. Гвоздь держит веревочки спереди, концы их могут раздвигаться только сзади. Получается горизонтальная буква V: угол зафиксирован, а стороны могут раздвигаться и сдвигаться. Когда они сомкнуты, мы можем кашлять, глотать, плакать, петь или говорить. Когда они разведены в стороны, мы можем дышать.

Артроз голоса

Черпаловидные хрящи отклоняются назад и сопрягаются с перстневидным хрящом. Эта маленькая косточка, которую мы уже встречали в предшествующих главах, имеет любопытную форму. Она похожа на графин или воронку с основанием значительно более широким, чем верхняя часть. К ней прикрепляется голосовая мышца. Правый и левый черпаловидные хрящи соединены между собой очень толстыми мышцами. Когда перстнечерпаловидные суставы заболевают, травмируются, рушится ваш вербальный и музыкальный мир. На этом сочленении, единственном подвижном соединении голосовой складки, с возрастом могут появляться крошечные кальцинированные образования – признаки артроза. Этот сустав подобен коленному или плечевому. Черпаловидный хрящ, обладающий пирамидальной формой, скользит, поворачивается, колеблется и раскачивается вполне физиологично на перстневидном хряще, чтобы голосовая щель могла изменять конфигурацию. Данное суставное соединение может быть ослаблено или повреждено в результате недомогания, воспаления, анкилоза или же последствий интубации при общем наркозе. Подобные нарушения уменьшают суставную подвижность. Тембр голоса искажается, возникают голосовая усталость и трудности при глотании.

Гортань укрепляется с годами

С рождения и до зрелости инструмент гортани трансформируется и эволюционирует. Половое созревание у мужчин влечет за собой глубокие изменения. В двадцать лет происходит формирование кальцифицированного образования щитовидного хряща под названием адамово яблоко. Как у девочек, так и у мальчиков процесс кальцификации начинается с перстневидного хряща. Его окончательное окостенение наступает между двадцатью четырьмя и тридцатью восемью годами. Угол щитовидного хряща более выражен у мужчин, чем у женщин, а сам хрящ затвердевает, кальцифицируется. Его контуры становятся резкими, острыми. С годами гортань часто позволяет развить выдающуюся голосовую мощь. Это особенно важно для певцов, актеров и адвокатов. Мышцы гортани крепятся к кальцифицированным участкам, как на уровне щитовидного, так и на уровне перстневидного хрящей, что способствует лучшей их фиксации, большей стабильности и детальному контролю за движениями голосовых складок.

У женщин изменение основных хрящей гортани происходит по-иному. В возрасте тридцати лет начинается окостенение щитовидного хряща. Внутренний угол защитного хряща значительно шире. Гортань более круглая, линии плавные, угол между голосовыми складками более широкий. Во время менопаузы, между пятьюдесятью и пятьюдесятью пятью годами, щитовидный и перстневидный хрящи кальцифицируются на 50 %.

Подвижность суставных соединений гортани и развитие ее мускулатуры зависит от тренировки, обязательной для певцов, оперных и эстрадных, для актеров, адвокатов, политиков и общественных деятелей. Но если всех их можно назвать спортсменами голоса, то голосовые способности, которым они отдают предпочтение, разные. По аналогии, в зависимости от того, какой стиль выберет пловец – брасс или кроль, – его тело за несколько лет сформируется по-разному: он, конечно, в любом случае разовьет физическую и дыхательную выносливость, но натренирует разные мышцы. Это показывает, что голос следует систематически тренировать всю жизнь.

У певцов щитовидный и перстневидный хрящи скреплены очень развитым суставным соединением, обеспечивающим свободу движения гортани и облегчающим переход от высоких звуков к низким. Положите ладонь себе на гортань или на адамово яблоко, скажите «и» высоким, а потом низким тоном – ваш щитовидный хрящ поднимется и опустится. Это возможно только благодаря соединению между двумя хрящами (перстневидным и щитовидным). Совершенное действие позволило перстнещитовидной мембране ослабить натяжение (низкий голос) или сократиться (высокий голос).

Мы только что описали плотные структуры нашей гортани, своего рода корпус нашего вибрационного корабля. Не забудем про язычок, волокнисто-хрящевую пластину, прикрывающую вход в гортань. Она крепится двумя связками, отходящими от черпаловидных хрящей, – словно ванты, поддерживающие мачту корабля.

Личная жизнь голосовой складки: приобретенная или генетическая? От Анны до Санхи

Какова тайна личной жизни голосовой складки? Голосовые складки действуют абсолютно синхронно, как наши глазные яблоки. Когда одна приходит в движение, другая делает то же самое, причем совершенно симметрично. Прежде чем наши голосовые складки достигнут своих взрослых размеров, они растут и изменяют свою структуру вплоть до полового созревания. В возрасте двух лет голосовая складка имеет длину от 6 до 8 мм, в девять лет – 12 мм, в период пубертата достигает 14 мм. Но и здесь не существует равенства полов. У женщин голосовые складки в среднем длиной 17 мм и толщиной 3 мм. У мужчин длина голосовых складок – 24 мм, а толщина – 4 мм. В наших исследованиях у тридцатилетних мужчин-басов нам довелось видеть голосовые складки длиной 26–27 мм, а у женщин-контральто – 20 мм.

Мышца голосовой складки поперечнополосатая, как мышца бицепса.

Эта мышца дает голосу высоту и мощь. Голосовая мышца покрыта эпителием, осуществляющим вибрацию. До 9–10 лет слизистая или эпителий голосовой складки состоит из двух клеточных слоев, как у всех млекопитающих. Затем, начиная с половозрелого возраста, начинает формироваться третий слой.

Эпителий голосовой складки человека – единственный в животном мире, обладающий сложной структурой с тремя специфическими клеточными слоями, образующими свободный край голосовой складки. У собаки, например, имеется только два слоя эпителия. Возможно, поэтому она редко бывает охрипшей. В самом деле, у собак и детей полипы на голосовых складках встречаются крайне редко.

Отдельные повреждения связок формируются в период между детством и отрочеством. Это относится к узелкам. Складка растет до половозрелого возраста и еще несколько лет после созревания; в это время операции по удалению узелков проводятся крайне редко. Узелки в равной степени встречаются как у мальчиков, так и у девочек. Но после наступления отрочества почти у 90 % мальчиков и 60 % девочек узелки не наблюдаются вовсе. Мать-природа прооперировала их за нас. Опираясь на опыт, скажу, что это нормально. Голосовые складки растут, и третий слой эпителия их реструктурирует.

Но голосовая складка – это не только поперечнополосатая мышца и слизистая. Структура ее несколько сложнее. В 1990-е годы С. Грей открыл причину, обеспечивающую необыкновенную вокальную гибкость и подвижность основной части нашей голосовой складки, находящейся между мышцей и слизистой: в этой части складки находятся эластичные волокна слизистой и подслизистой (независимые от мышечных волокон), формирующие качество вибрации, коллагеновые волокна, сохраняющие трофику и, наконец, элементы, называемые протеогликанами, настоящие молекулярные рессоры, помещенные между волокнами. Эти молекулы абсорбируют вибрационные удары, чтобы, подобно трамплину или пружинному матрацу, отбросить их и усилить.

Слизистая складки скользит по щиточерпаловидной мышце (мышечная часть тканей голосовой складки) благодаря существующему просвету, называемому пространством Рейнке. Это естественное движение обеспечено ламеллярной структурой эпителия данного участка (подслизистым слоем). Выдыхаемый воздух, приводящий ее в действие, заставляет ее скользить, вибрировать, взбухать на лежащей под ней ткани. По аналогии ущипните кожу на тыльной стороне руки над суставом одного из пальцев. Сожмите крепко, подвигайте кожу относительно лежащих ниже тканей: она податливая, подвижная и скользит по мышце. А если в этом месте начнется воспаление, кожа станет менее податливой и вы сможете лишь немного сдвинуть ее и согнуть палец. Подвижность нарушается. В худшем случае травма влечет за собой втянутый рубец, кожу больше невозможно ущипнуть, она приклеилась к мышце, гибкость пальца сократилась (а после ожога могла пропасть вовсе), подвижность нарушилась. То же самое происходит с голосовой складкой: хрипота – лишь следствие прилипания слизистой к мышце, утратившей свою подвижность. Слизистая не может ни скользить, ни правильно смешаться по отношению к лежащим ниже ее структурам. Таким образом, красивый голос требует хорошего увлажнения слизистой голосовой складки, натянутой и гибкой. Она должна вибрировать по всей своей длине, без прилипания. Итак, голосовая складка обладает слизистой, просветом для скольжения, связкой с ламеллярной структурой и поперечнополосатой голосовой мышцей.

Какова роль генетики?

Голосовая складка подчинена влиянию генетических факторов. Образования на голосовой складке узелков и борозд (вибрационное повреждение, обусловленное аномалией слизистой), могут быть как наследственными, так и приобретенными. Чрезмерно интенсивная стимуляция слизистой для семей, находящихся в зоне риска, может повлечь за собой повреждение голосовых складок. В таких семьях синтез волокон коллагена и эластина не создает необходимую устойчивость к голосовому напряжению. Также имеют значение структура и музыкальность речи.

Анна

У девушки Анны, двадцати одного года, с самого детства голос надтреснутый, слабый, временами выдающий две вибрации одновременно. По ее словам, «голос удваивается». На работе ей необходимо разговаривать с людьми. Из-за своего голоса она ощущает себя инвалидом. У нее борозда на правой и левой голосовых складках – порок развития слизистой и подслизистой, которые не полностью сформировались в детстве. Наблюдается изменение вибрации и другие отклонения при фонации, вместо трех слоев эпителия – только один. Неужели природа не завершила свою работу? Анна уточняет, что у двух ее младших братьев, двадцатилетнего Пьера и двенадцатилетнего Бернара, а также у их отца довольно своеобразные голоса. Обследовав всю семью, я обнаружил, что у всех в той или иной степени присутствует порок развития слизистой и подслизистой голосовых складок. Речь идет о генетической аномалии с пенетрантностью исходного гена. У матери голос нормальный. Голоса Анны и Пьера не улучшились, несмотря на ряд сеансов голосовой реабилитации. Патологическое изменение слизистой слишком значительно. Я произвел оперативное вмешательство, введя субстанцию для создания просвета для скольжения между мышцей и единственным слоем слизистой. Впрыскивание прошло успешно. Просвет, именуемый пространством Рейнке или зоной скольжения между мышцей и подслизистой, удалось воссоздать. Голоса Пьера и Анны значительно улучшились. Бернар еще растет, и его пока нельзя подвергать хирургическому вмешательству. Когда мать-природа что-то не доделала, в ряде случаев микрохирургия голосовых складок позволяет применять паллиативные средства. В наши дни такая возможность очень важна: всем известно, как высок нынче уровень развития коммуникаций и велико влияние слова.

Санхи и дельта Ганга

Эта история напомнила мне мое путешествие в Индию, куда меня пригласили прооперировать несколько семей с патологией голосовых складок; все семьи были родом из Бенгалии. В феврале 2003 года я прибыл в Пуну, город, расположенный в 150 км от Бомбея, где проходил конгресс, во время которого мне предстояло провести несколько показательных операций в университетской клинике. Голоса, которые я должен был исследовать, обладали характерной патологией голосовых складок, известной под названием «борозда» или sulcus vocalis, от которой страдала Анна. Это были надтреснутые голоса, с частым прерыванием вибрации. Но почему возникло нестерпимое желание исправить этот недостаток, получить другой голос? Возможно, известие о конгрессе подтолкнуло к такому шагу, но это явно не было единственной причиной. Пациенты давно, на протяжении нескольких десятилетий, знали друг друга. Они жили в одной из священных областей Индии, влажной, расположенной у дельты Ганга. Что произошло? Их голоса были анормальны. Но относительно чего или кого?

Шквал массовой информации, затопивший западный мир, звонкие голоса актеров в рекламе на телевизионных каналах изменили голосовые ценности в ряде групп населения Бенгалии. Я прооперировал только треть доставленных ко мне пациентов, тех, у кого был неслышный, препятствующий их работе голос. Остальным же их голос не столько мешал в профессиональной деятельности, сколько мешал не отставать от моды. Родные, которые их сопровождали, воспринимали их голоса вполне нормально. Иначе говоря, не стоял вопрос о смене речевого окружения.

Казалось, все просто…

В среду утром, примерно в 10 часов, пришел господин Санхи: восемьдесят один год, традиционное дхоти светло-песочного цвета, красная точка посреди лба. «Good morning», – обратился он ко мне хриплым голосом на чистейшем английском, склонив голову, сомкнув ладони и коснувшись лба кончиками пальцев. Бело-бежевая лента, перекинутая через плечо и доходившая до бедер, указывала на его принадлежность к касте брахманов и подчеркивала благородный тонкий силуэт. Он был высок, примерно метр девяносто, и оттого его приницательный взор производил еще большее впечатление. Он ловил мои малейшие движения, каждое слово. «Мой голос не дает мне читать молитвы, мешает в моей каждодневной практике», – сказал он. Вместе с ним пришли четверо его детей. Они поддерживали его просьбу и подтверждали наличие голосового затруднения. «Как долго вы ощущаете это затруднение?» – «Около одиннадцати лет, после громких выкриков во время песнопений», – ответил он. Он опустился в смотровое кресло. Все инструменты, необходимые для проведения диагностики, находились под рукой. В той научно-медицинской клинике только вентилятор под потолком небесно-голубого кабинета, как в старых фильмах с Хамфри Богартом, напоминал мне об Азии и ее особой атмосфере. У Санхи оказалась борозда на левой голосовой складке. Старение и шрам, причиной которого, без сомнения, стала полученная травма, изменили голос пациента. Разумеется, свою лепту внесла наследственная предрасположенность: у его сына голос также был деформирован. Что делать? Но мой внутренний голос не обманывал меня. Пациент уточнил: «Я хотел бы иметь ясный голос, такой, какого у меня, если говорить честно, никогда не было, и менее сухой. Atcha? (Вы согласны?)». Прооперировать означало изменить не только его голос, но и эмоциональный мир, воздействовать на внутреннюю вибрацию. Я изложил ему свои сомнения относительно необходимости операции и попросил обсудить их на семейном совете. Я опасался оперировать голос, ставший неотъемлемой частью духовного мира брахмана, голос, обладавший беспримерной эмоциональной нагрузкой. Слабый и надтреснутый, этот голос сросся с его личностью, в которой доминировало духовное начало. На следующее утро Санхи согласился с моими доводами. Я не стал его оперировать. Его семья и он сам поблагодарили меня. Санхи уточнил: «Правда, мой голос, в сущности, полон отметин от шрамов, полученных на протяжении всей жизни». Этими словами он, скорее всего, хотел сказать, имея в виду свой духовный настрой, что после реинкарнации вибрационный отпечаток его нынешней жизни сохранится.

Дефект слизистой голосовой складки у Санхи, очевидно, явился следствием гематомы, в результате чего образовался втянутый рубец, разрушив пространство вибрационного скольжения. Появилась сухость горла, причиной которой могла стать в том числе утрата смазки. С возрастом отсутствие смазки может привести к голосовой усталости. Как в случае с глазами: если нет слез, глаза сухие. Появляются осложнения: микроязвочки роговой оболочки, влекущие за собой кератит и конъюнктивит. Подобные явления возникают и на уровне голосовых складок. На слизистой наблюдаются очаговые ороговения, а иногда и настоящие язвочки. Изменения слизистой могут стать причиной появления полипов. Если для глаз природа предусмотрела слезы, на уровне голосовых складок мы имеем железистые клетки, расположенные выше и ниже складок. Эти клетки увлажняют слизистую, не затопляя ее. Иногда железистые клетки оседают на голосовой складке, становясь причиной возникновения кисты. У Санхи в связи с почтенным возрастом количество железистых клеток сократилось, поэтому он часто ощущал сухость в горле.

Если Анне операция была необходима, так как от результата зависело ее положение в обществе, в случае Санхи оперативное вмешательство, наоборот, деформировало бы его личность.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.