Если история жизни Homo vocalis связана с ДНК, то его выживание зависит от его голоса — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Если история жизни Homo vocalis связана с ДНК, то его выживание зависит от его голоса

2021-01-29 73
Если история жизни Homo vocalis связана с ДНК, то его выживание зависит от его голоса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Язык ДНК

Гены происходят из ДНК. Сама же ДНК, по мнению ряда ученых, едва ли не обладает своим языком и своей грамматикой. ДНК, или дезоксирибонуклеиновая кислота, состоит из четырех молекул, именуемых молекулами жизни. Это четыре нуклеотида – аденин, тимин, гуанин, цитозин, – которые комбинируются 64 различными способами, или кодонами, и могут сочетаться до бесконечности. Кодоны, многочисленные соединения, содержащиеся в двойной секретной спирали, заключающей в себе тайну нашего существования, так и просятся сравнить их с особым языком. В самом деле, в недрах ДНК находят вкрапления, гены, обозначающие «стоп», «старт», паузы; есть также группы генов, одни из которых являются синонимами, а другие омонимами, особый ген для формирования фразы, главы, а также ген апоптоза, означающий «программируемую клеточную смерть». Здесь главами именуются клетки почек, глаз или сердца.

Атом голоса и пространство – время

В мире речи и слов также существует стрела времени. Это выживание человека. Понятие необратимости в прошедшем времени понять просто: тарелка падает и разбивается. Сама она никогда не восстановится, даже если процесс пойдет со скоростью света. Источник рождает реку, вода течет к морю и никогда не поднимается к своему истоку. Так же и произнесенное слово не может вернуться в свой участок неокортекса. Голос обладает пространственно-временными характеристиками. Голос – это энтропия. Наш мозг одновременно и субъект и объект, равно как и наш голос. Голос является инструментом мира нашего воображаемого – после того, как побывал его повелителем. В животном царстве коммуникация существует, но она всегда имеет конкретную, определенную цель. Ее язык систематически адресован другому животному, чтобы питаться, защищаться, нападать, подчинять, а иногда соблазнять. Но никогда, чтобы задавать вопросы. Только человек задается вопросами собственного бытия. Чтобы говорить или произносить монологи, каждый индивид в недрах своего мозга имеет некий словарь, составленный, с одной стороны, из собственно слов, а с другой – из правил, согласно которым эти слова сочетаются между собой, – это грамматика. Слово может рассматриваться как языковая единица. Это атом голоса – в прямом смысле слова «атом», которое означает: то, что нельзя поделить. Если говорить о речи, то в роли атома выступает фонема, названная морфемой по аналогии с фонемой, обозначающей неделимое фонетическое единство.

Какой силой может обладать слово? Приведем пример, который в 1972 году разбирал Мунен, взяв за основу слово «reembarquons». У нас имеется четыре фонемы: re (значение повторного действия), em (значение «внутри»), barque (значение «плавающий предмет»), ons (значение «мы»). В четырех слогах мы имеем «мульти»-значение. В слове «reembarquons» энергия выдоха, позволяющая воспроизвести это слово, в расчет не берется. Но сообщение, которое оно содержит, важно. По отношению к энергетической затрате инструмент мысли обладает впятеро большей отдачей. Слово ускоряет наш способ коммуникации, экономит нашу энергию. Слово, остающееся всего лишь символом, является внушенной мыслью: сказать «роза» уже означает почувствовать ее аромат.

Ритм слов и фонемы

Ритм

Вибрационная волна, передающая слово «роза», позволяет нам понять сообщение. Но иногда сообщение вводит нас в заблуждение, ибо мы принимаем одну волну за другую. Наше ухо, наш приемник голоса, поглощает акустическую энергию, ее обертоны, шумы и колебания. Различие между двумя звуковыми сообщениями зависит от высоты вибрации, от ее интенсивности, от музыкальности произносимых фонем. Все эти факторы иногда заставляют нас услышать то, что, в сущности, произнесено не было. Вместо «роза» мы вполне можем услышать «проза». Этот интригующий аспект голосового восприятия в 1981 году подробно проанализировал Стивен Пинкер, проведя эксперимент, бесспорно заслуживающий подробного описания.

Фразу «Где ты был в прошлом году?» передали с акустическими помехами. Внесенные изменения создали впечатление неупорядоченности звуков, а музыкальность и обертоны превратились в силу звука и акцентуацию отдельных формантов. Первую группу участников опыта предварительно не предупредили, что они слушают осмысленную фразу. Прослушав искаженное помехами сообщение, они определили его как некий посторонний шум, исходящий, без сомнения, от источника звуковых сигналов; никакого иного интересного или рационального объяснения они не дали. Вторую группу участников заранее предупредили, что им дадут прослушать осмысленную фразу, имеющую определенное значение, с правильным порядком слов; не сказали только, о чем фраза. Результат потрясающий: все слушатели второй группы утверждали, что слышали человеческий голос, только деформированный и измененный. Четвертая часть слушающих расслышала фразу. Три четверти расслышали минимум по три слова.

Мозг, получивший сообщение через ухо, расшифровал звуковое сообщение, переданное с помехами, и благодаря своему внутреннему словарю извлек из него поддающуюся интерпретации информацию. Левое полушарие (зона Вернике), правое полушарие (лобная зона), а также лимбический мозг (мозг интуиции) позволили части участников эксперимента восстановить сообщение, несмотря на маскировку информации.

Обрести голос возможно только в том случае, если новорожденный находится в языковой среде одного или нескольких языков. Восприятие на слух разговорной речи позволяет ему сформировать собственный голос. Слова и фразы могут быть образованы только при овладении грамматикой, для каждого языка своей. Грамматическая структура языка необходима для построения фраз, она же дает возможность понимать их смысл. Музыкальность, просодия, составляющие акустический сигнал произнесенной фразы, также способствуют пониманию собеседником говорящего. Здесь мы можем говорить о церебральном лингвистическом сигнале, который запускает обучение речи на основе онтогенеза человеческого голоса. Голос передает череду фонем, которые сами по себе ничего не означают. Соединение фонем позволяет понимать слова, смысл фразы. В процессе развития человеческого голоса слово, связавшись с одним, затем с другим словом, формирует мысль. Музыкальность, ритмическое звучание фонем могут изменить смысл фразы, несмотря на неизменность ее слогового состава. Например:

Роза, прекрасная на рассвете, особенно ароматна.

Прекрасная на рассвете, роза особенно ароматна.

Услышать пятнадцать фонем за секунду

Как мы только что видели, понимание голосового высказывания собеседника происходит различными путями. И все они ведут в наш внешний слуховой проход, где распространяются по нейронным проводящим путям, передающим эту информацию в глубины нашего мозга. Механическая вибрация трансформируется в химические молекулы и электрические импульсы. Вибрационная алхимия обеспечивает связь человека как с самим собой – ибо его внутренний голос является одним из источников его креативности, так и с другими людьми, с которыми он, вступая в общение, оживляет свой голос. Вместимость нашего мозга удивительна. Вы можете распознавать до пятнадцати фонем в секунду, а если вы человек натренированный, то и до сорока фонем в секунду. Наиболее примечательный пример – дирижер: он слышит фальшивую ноту альта справа, кларнета слева, фортепьяно возле себя. И все это за пятнадцатую долю секунды, ибо каждый из трех инструментов он слышит по отдельности. На такой удивительный анализ не способен в наши дни ни один компьютер. Машина не может различать голоса людей, говорящих одновременно.

300 000 слов… наверное, возможно, но сколько фонем?

Итак, резонаторная полость человека, получая вибрацию из гортани, механически воспроизводит слова посредством объединения фонем, различных музыкальных тонов и индивидуального ритма. Таким образом, мы можем говорить о существовании фонем – неделимых акустических элементов слова – и о слогах, которые, по сути, являются минимально значимыми лингвистическими единицами. Особые виды слога называются морами. Мора может быть меньшей единицей, чем слог; в частности, в японском языке мора бывает как слоговой, так и гласной и согласной.

Чтобы создать 300 000 слов, нам не нужно иметь 300 000 способов артикуляции. У нас есть примерно четыре десятка ротоглоточных движений, сочетания которых позволяют произносить слова. 40 фонем соответствуют 40 мимическим вокальным движениям, каждое движение соответствует особой вибрации голосовых складок.

К свойствам, характеризующим наш голос, относятся сила, громкость, просодия и звонкость, а также шум, возникающий в нашей резонаторной полости при отдаче звука, сформировавшегося на уровне голосовых складок. Поэтому, когда мы на протяжении десяти секунд произносим звук «а», мы никогда не можем воспроизвести четко определенную частоту, ибо всегда имеются привходящие факторы.

Слушая синтетическую музыку, вы знаете, что она синтетическая, ибо гармоническая составляющая настолько совершенна, что на протяжении двадцати секунд она является неизменной. Но машинный голос вам не нравится, так как местами он слишком «совершенный». Поэтому новое поколение музыкантов, использующих синтезаторы, допускает погрешности на одну восьмую тона каждые полсекунды, чтобы приблизить звучание к человеческому голосу. Благодаря своей форме, гибкости, влажности и пластичности наш голосовой канал позволяет голосу расти или убывать, усиливать одни частоты и убирать другие. Чем больше расстояние между губами и голосовыми складками (гортань опускается), тем частота ниже. Чем оно короче (гортань поднимается), тем частота выше. Простой пример: начните лить воду в пустую бутылку. Вначале звук будет очень низкий. Но чем больше бутылка наполняется, тем выше звук, так как объем воздуха в бутылке становится все меньше. Если вы возьмете сосуд другой формы, звук также будет меняться за счет увеличения одних гармонических составляющих в ущерб другим.

Изготовить фонему

Среди семи составляющих голосовой механики первым инструментом, разумеется, является гортань, а три последующие принадлежат языку. Пятым, соединяющимся напрямую с языком, является мягкое нёбо, которое закрывает и открывает носовые отверстия. Шестой инструмент – это сами полости носа: вспомните, когда у вас насморк, ваш голос становится гнусавым. Седьмой, но весьма значимый инструмент, – это выходная дверь нашего голоса, а именно губы.

Самый важный инструмент, язык, состоит из трех частей: верхушки (кончика), тела и корня. Когда произносят и, центральный отдел, или тело языка, изгибается, образуя свод. когда произносят а, он остается плоским. Когда произносят согласные звуки, верхушка языка прижимается к верхним или нижним зубам. Корень языка, расположенный сзади и особенно развитый у мужчин, опускается или отходит в сторону. Он закрывает и открывает носовое пространство и вместе с мягким нёбом позволяет создавать носовые звуки, такие как, например, н. Наконец, дополнительное поднятие средней части тела языка, сопровождаемое сильным толчком воздуха, позволяет произносить согласные б, п или к. Сокращение языка уменьшает длину резонаторной полости. Если гортань поднимается кверху, звуки получаются очень высокие, что мы можем наблюдать у теноров. Высокие звуки гораздо проще получать для гласного и, так как язык выгибается, образуя высокий свод. Гортань поднимается – частоты становятся более высокими. Напротив, для гласного а процесс совершенно иной. Язык распластывается по дну полости рта и естественным образом опускает гортань – звук становится глухим. Высокое а воспроизвести значительно труднее.

Мы заметили, что, когда речь идет о гласных, гармонические составляющие могут изменяться. Чтобы создать впечатление, что мы поем на одной высоте а, э, и, о, у, надо адаптировать высоту гортани к высоте языка и мягкого нёба. Пример: потяните пять секунд а, а потом сразу, без перерыва, пять секунд и. Сами того не желая, вы подняли частоту звука и, хотя и не исправили высоту гортани, а лишь изменили положение языка, о чем мы говорили выше. Только что вы проделали одно из первых упражнений для певческого голоса. Попытайтесь проделать то же упражнение, контролируя, чтобы а и и оказались на одной частоте. Для успешной тренировки начните петь вокализы с закрытым ртом, чтобы механизмом изменения частоты оказались только вибрирующие голосовые складки. Губы, а часто вместе с ними и зубы вносят финальный штрих в формирование резонаторной полости. Они позволяют нашему голосу звучать молодо или старо, создают финальную оболочку нашей вокализации. Иногда по телефону она выдает наше волнение. Например, попробуйте улыбнуться, а потом говорите, и друг, который находится на другом конце провода, скажет вам: «Вижу, ты сегодня в отличном настроении». Он не видел ваших улыбающихся губ, но догадался о вашей улыбке, потому что к движениям, необходимым для произнесения фонем, вы добавили эмоциональное движение губ. Вы только что интерпретировали слово.

Вплоть до наших дней во многих фантастических романах авторы изобретают свой собственный язык. Во «Властелине колец» Толкиена нас завораживает необычный язык эльфов, имеющий собственную структуру и, похоже, даже грамматику. В фильме «Звездные войны» интонация, мелодика и ритм диалогов созданы так, что нам кажется, будто мы понимаем, что хотят сказать андроиды и персонажи Империи, придуманной Джорджем Лукасом.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.