Посмотреть, как разговаривает мозг трехмесячного младенца — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Посмотреть, как разговаривает мозг трехмесячного младенца

2021-01-29 51
Посмотреть, как разговаривает мозг трехмесячного младенца 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На заре 3-го тысячелетия Г. Деаэн-Ламберц в Университетском госпитале Неккера в Париже провела исследование с целью определения речевых возможностей трехмесячных малышей. У 20 младенцев, среди которых было 14 девочек и 6 мальчиков, искали участок мозга, который впоследствии будет «отвечать» за речь. С помощью наушников младенец на протяжении 20 секунд слушал женский голос, похожий на голос матери, за которым следовали 20 секунд тишины. Производилась регистрация мозговой активности в том месте, куда был направлен голос во время звуковой стимуляции, затем то же самое производилось на протяжении 20 секунд тишины. Что же происходило?

фМРТ подтвердила активность мозга на уровне правой и левой височных долей. Активность левой височной доли оказалась значительно сильнее. Были обнаружены точки, хорошо известные у взрослых. Но это еще не все. Другой участок мозга активировался только во время слушания записи справа, а не слева. На этом участке локализуется речевая память. Это правая лобная доля, известная у взрослых. До настоящего времени считали, что она начинает играть роль в наших когнитивных функциях только после полового созревания. Этот участок позволяет сложное запоминание, контроль, внимание, рефлексию! Таким образом, в мозгу ребенка церебральные проводящие пути готовы облегчить речевой онтогенез и обучение человеческому голосу. Через несколько месяцев надо будет только начать стимулировать соответствующие зоны мозга, готовые к работе. Теперь могут появиться речь и мысль.

Голос и влияние речи

У каждой культуры свой собственный язык. Однако мы с изумлением замечаем, как часто язык служит «визитной карточкой» своей страны. Немецкий и русский нередко суровы, как климат этих стран. В Бразилии голос – это музыка и движения, ибо в основе культуры – танец. Но стремление выразить себя в художественном творчестве, будь то немецкая или итальянская опера, фрески пещеры Ласко или китайская живопись, свидетельствует, что человек рождается художником.

Голос – средство связи между поколениями

С первого дня нашей жизни мы окунаемся в устную речь, как маленький дельфин, которого с первой же минуты бросают в воду и он тотчас начинает плавать. Маленький человек, «брошенный» в мир голоса, учится разбираться в вибрациях – транспортном средстве коммуникации. Стимуляция генов порождает необратимую эволюцию интеллекта левого полушария, правого полушария, лимбической системы. В 1950-е годы когнитивная наука выдвинула многофакторный подход к человеческому голосу, соединив лингвистику, психологию, философию, биологию и, в частности, нейробиологию. Голос влияет на наш взгляд на другого, на наш взгляд на нас самих. С годами голос изменяется. Хотя обучение голосу является обязательным, тем не менее ему ничто не мешает быть спонтанным и естественным. Он врожденный и приобретенный одновременно. Ему обучаются. Чтобы у ребенка появился голос, необходимо внешнее воздействие. Стивен Пинкер поддерживает идею о том, что речь и голос являются врожденными, им практически не требуется обучаться. Этот подход представляется достаточно спорным, особенно когда сталкиваешься с детьми-дикарями. Разумеется, голос присущ исключительно человеку, голос даровал человеку средство коммуникации. Но подход к голосу человека как к инстинктивному свойству, такому же, как внутренний компас у перелетных птиц, с помощью которого они совершают тысячекилометровые путешествия и который расположен у них в мозге в строго определенном месте, исполняя строго определенную роль, кажется не совсем правомерным. Голос зависит от множества взаимосвязанных факторов.

Возникает немало вопросов: является ли речь адаптивной ступенью в эволюции млекопитающих? Голос – способность врожденная или приобретенная? Голос создает мысль или всего лишь транспортирует ее? Является ли он научно структурированным, картезианским, репродуктивным или же художественным, моментально структурируемым? Зависит ли он от голоса хаоса для каждой фонемы, каждой фразы, каждой голосовой паузы?

Врожденный голос: не только!

Подход к речи как к «инстинкту» дорог Ноаму Хомскому. Хотя такой подход и вызывает интерес, мне кажется, он требует определенной сдержанности, ибо создание стихотворения или оперной арии, разумеется, является процессом вторичным по отношению к нейротрансмиттерам и секреции эндорфинов. Но ведь есть еще и то, что мы называем эмоциями! Это значит подавить и не оставить места музам художника, убить мечту или, еще хуже, отрицать ее существование.

Фраза составляется из известных слов, но их комбинация всегда новая, она никогда не бывает одинаковой. Каждая фраза – это творчество. Примерно как в «Мещанине во дворянстве»: «Вы говорите прозой, сами об этом не подозревая». Фраза построена на основании правил грамматики, присущей каждому языку. Согласно Ноаму Хомскому, ребенок порождает грамматику, подобную той, которой пользуются те, кто его окружает, хотя он и не учил ее в школе. Это сложное действие – врожденное или генетическое? Логика грамматики – составная часть универсальной грамматики. Она позволяет нам понимать друг друга, и, как говорил в 1836 году Вильгельм Гумбольдт: «Речь – это бесконечное употребление конечного языка». Если ни один антрополог не смог отыскать на нашей планете ни одного народа, который бы не разговаривал, не значит ли это, что голос является врожденным? Что существует генетическая система, возможно предрасположенная к образованию голоса? В то же время может ли феномен голоса проявляться точно так же, как феномен «ходьбы» или «бега», то есть рефлекторно? Вряд ли на эти вопросы существуют исчерпывающие ответы.

Сарафанное радио эволюции голоса

Гены определяют целый ряд факторов на уровне нашей ДНК. Однако эти факторы могут никогда не реализоваться, если не получат определенного стимула. Голос человека, его речь также производят некий передаваемый элемент, который может мутировать, разрушаться и создаваться, – это слово. Слово – единица культурной передачи, его эволюция не поддается контролю. Оно позволяет ускорить эволюцию речи без всякой анатомической или генетической подложки. Это сарафанное радио эволюции голоса. Одной из особенностей человека является его культура. Передача этой особенности не происходит посредством ДНК, хотя ее и можно сравнить с генетическим наследием, с той разницей, что после десятка поколений наша культура, наша речь эволюционируют, а наша ДНК остается практически идентичной на протяжении миллиона лет. На лестнице человека эволюция речи осуществляется значительно быстрее, чем эволюция генетическая. Она ускорила наш процесс понимания и интеллектуального предвидения. Генетическая трансмиссия осуществляется совершенно по-другому, в масштабе всей нашей планеты Земля. Она идет от ДНК, продолжается сотни миллионов лет, и только часы времени совместно с естественным отбором делают возможным ее эволюцию. Андре Ланганэ уточняет, что теории Ламарка и Дарвина, одна из которых появилась в 1809-м, а другая спустя несколько десятилетий, в 1856 году, объясняют не все: «В природе преображается все, а слова больше чем что-либо». Мир культуры структурирован словом, слово, транспортируемое человеческим голосом, необходимо для воспитания человека. Вот уже почти 7 млн лет Homo sapiens обязан своим выживанием исключительно способности общаться со своим окружением, иначе говоря, с себе подобными.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.