Понятие и общая характеристика правовой культуры общества и личности — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Понятие и общая характеристика правовой культуры общества и личности

2021-01-29 72
Понятие и общая характеристика правовой культуры общества и личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Слово "культура" встречается в лексиконе практически любого человека, но в это понятие вкладывают самый различный смысл: одни понимают лишь ценности духовной жизни, другие еще более сужают это понятие, относя к нему лишь явления искусства, литературы, третьи вообще понимают определенную идеологию, призванную обслуживать, обеспечивать трудовые отношения, т.е. хозяйственные задачи. Явления культуры изучает множество наук - археология, этнография, история, социология, правовые науки, и каждая из наук создает свое определенное представление о культуре как о предмете своего исследования. В широком смысле понятие "культура" означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В этом смысле правовая культура является одной из разновидностей культуры в целом, да и все право является феноменом развития общества.

Понять сущность правовой культуры можно лишь через призму правовой деятельности человека, его общностей, групп, а правовая культура немыслима вне определенного субъекта права. Правовая культура не существует в отдельности, в отрыве от других разновидностей культуры. Она тесно взаимосвязана и функционирует в обществе с политической, нравственной, эстетической, религиозной и другими разновидностями культуры. В плане происхождения правовая культура появилась значительно позже, нежели нравственная или религиозная культура, так как без самих правовых норм не может быть и правовой культуры.

Правовую культуру в юридической науке понимают неоднозначно, что обусловлено двумя моментами: во-первых, это относительно новое направление научного исследования в теории государства и права; во-вторых, в самой культурологии (специализированной науке о культуре) существует более 500 определений понятия "культура" и несколько десятков направлений ее исследования, существенно отличающихся друг от друга по применяемым подходам и методологии.

В юридической литературе существуют два основных подхода к определению правовой культуры. В первом случае правовую культуру рассматривают как знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний. В широком смысле правовая культура - это совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, деятельности государственных органов, должностных лиц. При этом правовая культура предполагает определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности, качественное состояние процессов правотворчества, судебного и административного рассмотрения дел, высокий уровень правопорядка и законности. Правовая культура немыслима без сознательного и ответственного отношения к своим обязанностям не только обычных граждан, но и должностных лиц. Поэтому ее составными элементами следует считать правовые убеждения, установки, ориентирующие на восприятие правовой системы и качественное выполнение обязанностей.

Нетрудно заметить, что правовая культура тесным образом связана с правосознанием, но правосознание не является единственным компонентом правовой культуры. Помимо правосознания в структуру правовой культуры входят: система правовых норм, выражающая сбалансированную волю различных слоев населения; правовое поведение, правовая деятельность; правовые учреждения как система государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль и реализацию права. Все элементы правовой культуры находятся в тесном взаимодействии как между собой, таки с иными элементами общественной жизни, т.е. правовая культура характеризуется не только внутренними, но и внешними связями.

Правовая культура тесно связана с правомерным поведением личности, но не любое правомерное поведение можно назвать культурным. Так, конформизм, исполнение обязанностей по маргинальным мотивам должны быть чужды обществу с высокой правовой культурой. Высокая правовая культура характеризуется реализацией предоставленных прав, социально активным правомерным поведением, соблюдением требований норм права по мотивам законоуважения, а не законопослушания. Формирование высокой правовой культуры - одна из важных задач, стоящих перед современным государством и обществом.

 

Правовой нигилизм

 

Прямой противоположностью правовой культуры является правовой нигилизм, под которым понимают отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях - теоретической и практической. В первом случае имеет место научное обоснование правового нигилизма, определяющее, что есть гораздо более важные ценности, чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Примером тому могут служить теоретические работы одного из научных идеологов сталинских репрессий Вышинского, который "научно" обосновал теорию доказательств, основанную на личном признании обвиняемого, и всяким образом отрицал такое понятие, как "предмет доказывания", считая его реакционной выдумкой буржуазных ученых-юристов. В этом случае на первое место ставилось признание самого обвиняемого, а не его права, и уж тем более не объективная истина. И в настоящее время встречаются теоретические формы правового нигилизма, когда некоторыми учеными-юристами отрицается принцип неотвратимости юридической ответственности, чем создается научное обоснование (возможно, и непреднамеренно) для безответственности и безнаказанности субъектов общественных отношений. Ведь дошло до абсурда, когда принцип неотвратимости отрицается на том основании, что появился он в советский период, и утверждается, что его определил В.И. Ленин. Принцип неотвратимости ответственности вывел не В.И. Ленин, а целая плеяда ученых-юристов. Нельзя огульно критиковать все появившееся и существовавшее в науке в советский период, так как помимо высказываний Вышинского "о царице доказательств" существовали вполне здравые и обоснованные идеи. При этом теоретическая форма правового нигилизма может содержаться не только в трудах ученых-юристов, но и политологов, социологов, философов, некоторых религиозных деятелей, пытающихся обосновать более важные ценности, чем правовые идеалы и устои.

Обе формы правового нигилизма тесно связаны друг с другом, так как во втором случае происходит реализация этих взглядов на практике. Если обратиться к печальному опыту нашей страны, то в советский правовой период реализация многих взглядов вылилась в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения. Более того, последствия этих событий сказываются и поныне, так как значительная часть населения была репрессирована и в местах лишения свободы впитала отрицательное отношение к праву, а подрастающему поколению передала совсем иные ценности. Немало этому способствовало и само государство. Верно отмечают, что в обществе, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву.

Практические формы выражения правового нигилизма многообразны: совершение преступлений и иных правонарушений; злоупотребление правом; массовое неисполнение возложенных юридических предписаний; подмена законов ведомственными актами и др.

Преступность и правонарушаемость как одна из форм правового нигилизма за последнее десятилетие приняла катастрофические размеры. Ежегодно регистрируется свыше трех миллионов преступлений. Это только видимая часть айсберга - зарегистрированная преступность, а по оценкам специалистов, реальный уровень преступности колеблется на отметке 5-6 млн. преступлений в год. Статистика же иных правонарушений вообще не поддается оценке, так как в Российской Федерации существует централизованный учет только уголовных преступлений, а остальные статистические данные носят разобщенный характер.

Широкое распространение получили различные формы злоупотребления правом, которое можно выделить в самостоятельную форму правового нигилизма, так как не любые злоупотребления правом являются правонарушениями. Так, средства массовой информации, злоупотребляя предоставленными им правами, организовывают мощные пиар-кампании (в особенности в период выборов или смены руководства на крупных предприятиях), занимаются дезинформацией населения страны, манипулируют общественным мнением и т.п. Законодательные дыры позволяют без труда в необходимых случаях банкротить предприятия, производить принудительную смену руководства, использовать различные силовые методы воздействия. Массовый характер приобрели заказное правосудие, заказные проверки и подобные негативные явления. Злоупотребление правом происходит во всех сферах правовой деятельности. Так, адвокаты злоупотребляют предоставленными им правами, затягивают сроки следствия, сроки рассмотрения дел в суде, а в итоге виновный уходит от ответственности. Некоторая часть адвокатов стала превращаться в обыкновенных посредников в передаче взяток. В обществе получила печальное распространение поговорка: "Есть адвокаты, которые хорошо знают закон, а есть адвокаты, которые хорошо знают судью или следователя". Зачастую второе для обывателя становится важнее первого. В обществе больше стало цениться не юридическое мастерство, а наличие связей в правоохранительных структурах - чем больше связей, тем больше и адвокатский гонорар.

Другой, не менее опасной формой правового нигилизма является подмена закона подзаконными актами. Для государственных чиновников и в настоящее время наиболее важным нормативным актом является не закон, а подзаконный акт. При этом даже если он и противоречит закону, чиновник во многих случаях руководствуется инструкцией, приказом, указанием и т.п., а закона для него не существует. Зачастую их сознание настолько инертно, что закон принят, а государственный служащий ждет указаний по его применению, хотя в законе непосредственно прописан и сам механизм его реализации.

В юридической литературе выделяют и другие формы правового нигилизма: повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний; война законов, т.е. издание противоречивых законов; подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью; конфронтация представительных и исполнительных структур; нарушения прав человека.

У правового нигилизма есть и оборотная сторона - правовой идеализм, т.е. преувеличение (переоценка) роли права. Нигилизм и идеализм - родственные явления. Они имеют общие истоки - юридическое невежество, неразвитое и деформированное правосознание и низкий уровень правовой культуры. В советский период идеалистическими выглядели правовые декларации о полной ликвидации преступности, способности исправительной системы полностью перевоспитать человека и т.п. И в настоящее время проявления правового идеализма не являются редкостью. Так, в сознании законодателей часто преобладает мнение, что принятие закона автоматически решает проблемы регулирования общественных отношений. Часто бывает так, что законы издаются не в целях регулирования общественных отношений, а для снятия социальной напряженности или для отчета перед избирателями. Например, серия террористических актов побудила депутатов принять ряд дублирующих ответственность за терроризм норм, которые не только не устранили проблемы терроризма, но и создали лишние трудности для квалификации, а ученые-криминалисты оценили их как "аппендицит". При этом с экранов телевизоров звучали пламенные речи депутатов об "их борьбе с терроризмом и искоренении его причин". Здесь стоило бы напомнить депутатам элементарные основы криминологической науки: угрозой наказания или введения еще одной нормы сами причины социального явления не искореняются, а подобные действия похожи на борьбу с ветряными мельницами, хотя и совершаются в благих целях.

 

Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение правосознания и раскройте его признаки.

2. На какие виды и по каким критериям классифицируется правосознание?

3. Что такое правовая культура и в чем состоят ее особенности?

4. Что такое правовой нигилизм? Назовите виды и характеристики правового нигилизма.

5. Что общего между правовым нигилизмом и правовым идеализмом?

 

Литература

 

Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988.

Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.

Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. Методологические проблемы. М., 1983.

Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. М., 1991.

Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003.

Сальников В.П. Социалистическая правовая культура. Саратов, 1989.

Сапун В.А. Социалистическое правосознание и реализация советского права. Владивосток, 1984.

Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность противоречия, прогресс. Свердловск, 1990.

Татаринцева Е.В. Правовое воспитание. М., 1990.

Смоленский М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества // Журнал российского права. 2004. N 11.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.