Глава 3. Понятие, сущность и типология государства — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Глава 3. Понятие, сущность и типология государства

2021-01-29 44
Глава 3. Понятие, сущность и типология государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Понятие государства

 

Чтобы узнать, что такое государство, нужно выяснить его существенные признаки. Вопрос о понятии государства относится к числу дискуссионных. В этом вопросе сложилось несколько подходов, главными и наиболее распространенными из которых считаются теологический, арифметический, юридический, кибернетический и социологический.

Теологический подход зародился еще в глубокой древности. Суть теорий одна: государство создано Богом. Данный подход можно встретить главным образом в сочинениях мусульманских юристов, которые трактуют государство и всю его деятельность с позиции воли Аллаха. Присутствует он и в работах ученых западных католических университетов.

Арифметический подход (его называют также классическим) возник в античную эпоху. Он трактует государство как сумму трех элементов: территории, населения и публичной власти. В настоящее время широко используется в работах западных политологов. Встречается и в работах отдельных российских исследователей.

Юридический подход наиболее широкое распространение получил в XIX - начале XX в. Государство трактуется как субъект права, деятельность которого связана правовыми нормами, и прежде всего конституцией. Например, Г. Кельзен рассматривал государство как установленный в масштабе страны правовой порядок.

Кибернетический подход сформировался в 60-е гг. XX столетия. Государство, с точки зрения этого подхода, является определенной информационной системой. Осуществление государственной власти мыслится как движение информации от государства к обществу (прямая связь) и от общества к государству (обратная связь).

Социологический подход зародился в XVII-XVIII вв. В современной науке относится к числу самых распространенных. Сторонники этого подхода при всем многообразии взглядов на понятие государства чаще трактуют его либо как особым образом организованное общество, либо как определенную политическую организацию, несовпадающую с обществом. Понятие государства целесообразнее всего трактовать в широком (или общесоциальном) и узком (или политическом) смыслах.

Под государством в широком смысле следует понимать определенным образом организованное общество. Это общество, в котором людей объединяет не родственная связь, что имело место в первобытном обществе, а территория. Для такого общества характерна особая публичная власть - политическая, которая уже не совпадает с обществом и осуществляется при помощи выделившегося из общества специального аппарата управления. Такого рода общество именуют также государственно организованным обществом.

Государство в узком смысле - это уже не само особым образом организованное общество, а только его часть, представляющая собой определенную политическую организацию. В любом государственно организованном обществе существует, как правило, множество различных политических организаций, одной из которых является государство (в узком смысле).

В учебниках по теории государства и права при освещении признаков государства не всегда учитывается широкая и узкая трактовка государства.

Поскольку государство в широком смысле - это определенным образом организованное общество, ему присущи следующие основные признаки.

Во-первых, это определенный союз или сообщество людей. Как и любое общество, государство является союзом, сообществом людей.

Во-вторых, это союз, который представляет собой принципиально новый тип общества, новую форму общественного устройства, которая пришла на смену первобытно-общинному устройству и стала универсальной формой общественного объединения людей.

В-третьих, это территориальный союз, поскольку людей в одно целое здесь связывает территория.

В-четвертых, это политический союз, так как он основывается не на личных связях, как это было в первобытном обществе, а на политических отношениях. В государственно организованном обществе в отличие от первобытного отсутствует социальное равенство. Люди здесь делятся на различные социальные группы, классы, сословия, касты. Отношения, которые складываются между этими различными социальными группами, классами и т.д., являются уже не родоплеменными отношениями, а политическими.

В-пятых, это союз, которым управляет особая публичная, политическая власть. Эта власть не совпадает с обществом и осуществляется при помощи специального аппарата, состоящего из особого разряда людей - управляющих.

Таковы основные признаки государства в широком смысле. Государство в широком смысле - это политико-территориальный союз людей, управляемый особой публичной властью, выраженной в специальном аппарате управления и принуждения.

Рассмотрим признаки государства в узком смысле. Это политическая организация. Организация, деятельность которой носит политический характер и всегда связана с политикой. Государство не единственная в обществе политическая организация. Помимо него в обществе действуют и другие политические организации: политические партии, политические движения. Государство - это особая политическая организация. Она обладает такими качествами, которых нет у других политических организаций и которые выделяют государство из их среды.

Государство - это организация, которая внешне выражена в системе органов управления и принуждения.

Государство - это организация, которая представляет и осуществляет публичную власть, т.е. власть общества. В первобытном обществе публичную власть представляло и осуществляло само общество, в государственно организованном обществе публичную власть представляет государство в лице органов управления и принуждения, которые эту власть и осуществляют.

Государство - это территориальная организация. Ее территориальный характер выражается прежде всего в том, что государственная власть распространяется лишь в пределах территории страны, которая одновременно является и территорией государства. Каждое государство имеет органы, которые действуют как в пределах территории всей страны (центральные, высшие органы), так и в пределах территории отдельных ее частей (местные органы).

Государство - это суверенная организация, т.е. организация, обладающая суверенитетом. Под государственным суверенитетом чаще всего понимают верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене. Верховенство государственной власти состоит в том, что государство - это единственная в обществе политическая организация, власть которой является определяющей и распространяется на всей территории страны и на всех, кто на ней находится. Независимость государственной власти выражается в ее самостоятельности в отношениях с другими государствами, а также с международными организациями.

Государство - это организация, осуществляющая публичную власть в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка. Власть придает обществу организованность, управляемость и порядок. Обладая верховенством и действуя на всей территории страны, государственная власть создает и поддерживает в обществе определенный порядок. В зависимости от того, чью волю и чьи интересы выражает и претворяет в жизнь государство, этот порядок может быть выгоден либо обществу в целом, либо какой-то его части.

Государство - это организация, которая находится на содержании общества и существует за его счет. В связи с этим государством взимаются с населения страны и действующих на ее территории хозяйственных и некоторых других организаций налоги и иные сборы.

Государство в узком смысле - это состоящая из органов управления и принуждения суверенная политико-территориальная организация, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях поддержания в обществе определенного порядка.

 

Сущность государства

 

Вопрос о сущности государства тесно связан с вопросом о его понятии, но не тождествен ему.

В юридической науке под сущностью государства принято понимать то, что раскрывает природу и назначение государства, его содержание и функционирование.

Вопрос о сущности государства не имеет в науке однозначного решения и относится к числу дискуссионных. К настоящему времени в этом вопросе сложилось два основных подхода: классовый и надклассовый.

Классовый подход характерен для марксистской (марксистско-ленинской) теории государства, которая исходит из того, что государство - явление классовое. Оно возникает с расколом общества на антагонистические классы и существует только там, где существуют такие классы. С исчезновением классовых антагонизмов, а затем и классового общества государство отмирает и перерастает в органы коммунистического самоуправления. С точки зрения марксизма государство есть орудие классового господства, машина для систематического подавления одних классов другими. Лишь социалистическое государство не считается машиной для систематического подавления, в связи с чем В.И. Ленин называл его, в частности, государством диктатуры пролетариата, "полугосударством".

Надклассовый подход в понимании сущности государства выражен в различных немарксистских теориях государства.

Теория элит возникла в конце XIX - начале XX в. Согласно этой теории народные массы в силу отсутствия у них необходимых знаний, опыта, образования и т.д. не способны осуществлять государственную власть и управлять общественными делами. Поэтому власть должна принадлежать верхушке общества - "лучшим людям", элите.

Разновидностью теории элит считается технократическая теория, возникшая в начале XX в. По мнению сторонников этой теории, управлять обществом должны специалисты - управленцы, менеджеры.

Теория "государства всеобщего благоденствия" получила распространение после Второй мировой войны как альтернатива теории "государства ночного сторожа". Теория "государства ночного сторожа" отстаивала тезис о том, что государство не должно вмешиваться в экономическую жизнь, за исключением случаев правонарушений. В отличие от нее теория "государства всеобщего благоденствия", наоборот, утверждала идею активного вмешательства государства в экономику в целях предотвращения кризисных явлений и оказания населению целого ряда социальных услуг (выплата пенсий, пособий по безработице и т.п.). При этом утверждалось, что государство перестало быть классовым и начало выражать интересы всех слоев населения, обеспечивая всеобщее благоденствие.

Теория "плюралистической демократии" также возникла в XX в. Ее сторонники исходят из того, что в современном обществе классы перестали существовать, и вместо них возникли различные группы, объединяющие людей по различным признакам: сходству материального положения, возрасту, профессии, убеждениям, месту жительства и т.д. Создаются различные политические и общественные организации, которые оказывают давление на государственную власть. Власть начинает осуществляться как государством, так и негосударственными организациями. По этой причине государственная власть утрачивает классовый характер и становится выразителем воли и интересов всего общества.

Перечисленные теории отвергают классовый характер государства и исходят из того, что государство выражает волю и интересы всего общества. Особенно это относится к современным государствам. В этой связи надклассовый подход в понимании сущности государства нередко именуют общесоциальным. Значительная часть российских исследователей считает, что отдельно взятый классовый и общесоциальный подход дает лишь одностороннее представление о сущности государства. Поэтому необходимо использовать оба подхода. Начиная с древнейших времен и примерно до середины ХХ в. государство, по их мнению, носило классовый характер и выступало в качестве орудия классового господства. Современное же государство, начиная с развитых западных демократий послевоенного периода, утратило классовый характер и превратилось в орудие социальных компромиссов.

Другая группа исследователей считает, что сущность государства следует рассматривать одновременно и с классовых, и с общесоциальных позиций, поскольку в любом государстве присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. Вследствие этого сторонники данной позиции исходят из двуединой сущности государства - классовой и общесоциальной одновременно.

Изменение соотношения классовых и общесоциальных начал в государстве меняет только содержание деятельности государства, но не меняет его сущности. Сущность государства, как и сущность любых предметов или явлений, всегда остается неизменной.

Сущность государства - это историческая цель и социальное назначение государства, определяющее его как закономерное явление.

 

Типология государства

 

Несмотря на индивидуальные особенности, каждое государство в чем-то схоже с другими, что позволяет объединять государства в различные группы и определенным образом их классифицировать. Типология, как и всякая классификация, может проводиться по различным критериям (основаниям) и предполагает деление государства на различные виды или типы.

В современной отечественной теории государства и права в качестве основных подходов в типологии государства выделяются два: формационный и цивилизационный.

Формационный подход был разработан марксистско-ленинской теорией государства и права и использовался для выделения исторических типов государства. Под историческим типом государства принято было понимать совокупность наиболее существенных черт, признаков, присущих государствам той или иной общественно-экономической формации. Выделялось пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая (буржуазная) и коммунистическая. Соответственно этим пяти формациям выделялось четыре основных исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. Исторически первым считался рабовладельческий тип государства, поскольку в первобытно-общинной формации государства не существовало. Рабовладельческий тип государства сменялся феодальным, феодальный - буржуазным, буржуазный - социалистическим. Социалистический тип государства рассматривался как высший и последний тип государства, который характерен не для всей коммунистической формации, а только для первой ее фазы - социализма.

Современная отечественная теория государства и права не во всем согласна с типологией государства, основанной на формационном подходе. В частности, отмечается, что не учитывается азиатский способ производства материальных благ, о котором говорил К. Маркс. Вместе с тем формационный подход современной отечественной теорией государства и права не отбрасывается, а с некоторыми оговорками и поправками рассматривается в качестве одного из основных.

Цивилизационный подход в типологии государства базируется на таком понятии, как "цивилизация". Под цивилизацией понимают определенную социокультурную систему.

Понятие "цивилизация" по сравнению с понятием "общественно-экономическая формация" рассматривается как более емкое, поскольку основывается на учете не только экономического, но и различных духовно-культурных факторов (религии, географического положения, исторического развития, мировоззрения, обычаев, традиций и т.д.). До настоящего времени отсутствуют четкие критерии типологии самих цивилизаций, что создает трудности для выделения соответствующих типов государства.

В рамках цивилизационного подхода с учетом места и роли государства в жизни общества выделяют также первичные и вторичные цивилизации. К первичным цивилизациям относят локальные цивилизации Древнего Востока - древнеегипетскую, шумерскую, китайскую, индийскую, иранскую, бирманскую и др. Власть существует в форме восточной деспотии. Особое положение в системе власти занимает правитель, личность которого обожествляется.

Вторичные цивилизации (западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская и т.д.) берут свое начало в Древней Греции и Древнем Риме. Государство здесь не является таким могущественным, как в первичных цивилизациях. Для государственной власти присуще деление ее на законодательную, исполнительную и судебную.

Формационный и цивилизационный подходы не являются единственными с позиций типологии государства. Так, например, государства подразделяют на демократические и антидемократические; тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические; полицейские, правовые и социальные и т.д.

 

Контрольные вопросы

 

1. Дайте понятие государства, опираясь на классовый и общесоциальный подходы.

2. Охарактеризуйте государственный суверенитет как важнейший признак государства.

3. Чем государственная власть отличается от других форм общественной власти?

4. В чем проявляется сущность государства?

5. На чем основан формационный подход к типологии государства?

6. Дайте понятие цивилизации и особенности цивилизационного подхода.

 

Литература

 

Байтин М.И. Политическая власть и государство // Теория политики (общие вопросы). Саратов, 1994.

Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. N 7.

Косарев А.И. Происхождение и сущность государства. М., 1969.

Тихомиров Ю.А. Государство на рубеже столетий // Государство и право. 1997. N 2.

Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обоснование // Правоведение. 1992. N 2.

Чиркин В.Е. Три ипостаси государства // Государство и право. 1993. N 8.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.