Геше Джампа Тинлей. Первая ступень драгоценной лестницы. Комментарий к Ламриму: этапы пути личности начального уровня — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Геше Джампа Тинлей. Первая ступень драгоценной лестницы. Комментарий к Ламриму: этапы пути личности начального уровня

2020-10-20 337
Геше Джампа Тинлей. Первая ступень драгоценной лестницы. Комментарий к Ламриму: этапы пути личности начального уровня 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Геше Джампа Тинлей. Первая ступень драгоценной лестницы. Комментарий к Ламриму: этапы пути личности начального уровня

 

Страдания низших миров

 

Страдания в адах

Я уже говорил, что ад — это проявление вашей негативной кармы. Существуют горячие, холодные и вторичные ады.

 

Если уж вы попадете в ад, то пробудете там очень долго, пока не истощится ваша негативная карма. Одни находятся в аду кальпу, другие — две кальпы, все зависит от потенциала накопленной ими негативной кармы. Вы бывали там много раз и долгие кальпы там страдали, вам там знакомы все входы и выходы. Я опишу ад не для того, чтобы рассказать о нем что-то новое, а чтобы напомнить вам, как он выглядит, сколько страха вы там натерпелись. Но сейчас вы забыли место своей постоянной прописки и забыли этот страх, потому и не боитесь создавать причины рождения в аду.

 

Горячие ады

В горячем аду у вас будет тонкое энергетическое тело, и вы будете испытывать там невероятный жар. Невозможно представить, насколько там может быть жарко. Если железо раскалить докрасна и облить этой железной лавой одно из существ, страдающих в горячем аду, для него это будет словно холодный душ. Так говорится в буддийских текстах. Не знаю, правда ли это, однако все возможно. Когда я говорил на эту тему с учеными, они сказали, что наши ощущения жара и холода очень субъективны. Например, если вам очень жарко, вы разгорячены, то когда обольетесь теплой водой, она покажется вам холодной. Трудно поверить, что кому-то может показаться холодным расплавленное железо — я думаю, это всего лишь метафора. В общем, в горячем аду вы постоянно будете страдать от жара. Вместо земли там — обжигающе-горячий металл, а у вас на ногах нет обуви, вы идете по нему босой — как больно![3] А иногда вы заточены в раскаленном докрасна железном доме.

 

Первый их восьми горячих адов называется Ад рождающихся вновь и вновь. Помимо постоянного нестерпимого жара в первом горячем аду вас ждут и другие страдания. Здесь всюду полно оружия. Поскольку ваш ум привык к гневу, вы легко хватаетесь за него. Вы думаете, что существа вокруг являются причиной ваших страданий, и нападаете на них, а они на вас. Так существа режут там друг друга на мелкие кусочки. В мире людей, когда у вас отрубают руку, она больше не болит. Но в аду каждый отрезанный кусочек тела болит так, будто он остался на месте. Когда ваше тело растерзано, вы теряете сознание — это подобно маленькой смерти. Потом в пространстве звучит голос: «Оживите!» — и все повторяется опять.

 

Причина рождения здесь — негативная карма гнева и убийства. Люди создают такие причины, например, когда убивают друг друга на войне. Сколько раз в своих предыдущих жизнях вы сражались, сколько раз убивали друг друга! Все эти кармические отпечатки до сих пор находятся в вашем уме. Подумайте: «Если сейчас я не очищусь от них, то завтра они могут встретиться с подходящими условиями, и я вновь окажусь в аду».

 

А ведь это наименее мучительный из всех горячих адов. Другие еще хуже. Подумайте, как вы сможете выносить эти страдания, родившись там… Что по сравнению с ними ваши человеческие проблемы? Сломали ногу — она, конечно, некоторое время поболит, но стоит вам принять лекарство, и вы перестанете чувствовать боль. Если обожженную руку сунуть в холодную воду, боль утихнет. В аду же избавиться от боли невозможно.

 

Второй горячий ад — Черные линии. В нем тоже очень жарко, и все ваше тело горит. Вы рождаетесь в этом аду с очень большим телом, но ваша плоть мягкая и нежная, как у младенца, поэтому вы остро чувствуете боль, и кроме физических страданий вы испытываете сильнейший страх. Здесь обитают служители ада: Ава с головой буйвола, Якша с головой свиньи и много других подобных существ. Они с воплями носятся за вами целой толпой, а вы и другие страдающие существа пытаетесь от них убежать. Но бежать некуда. Вы падаете, и эти Якша и Ава хватают вас, кладут на горячий металлический стол, крепко держат и выжигают на теле черные линии раскаленным прутом, а потом мечом разрубают его по ним. Вы испытываете невероятные боль и ужас, вы плачете, кричите, но в тот момент, когда проявляется ваша карма, никто не может вам помочь. Когда вас служители ада расчленяют ваше тело, вы теряете сознание, а затем вновь оживаете.

 

Третий ад называется Давящий. Люди попадают сюда в результате проявления кармы убийства животных. Каким обернется для вас этот ад, зависит от того, каким способом вы убивали животных: давили ногтями насекомых, наступали на них со злостью, кололи ножом домашнюю скотину. Здесь тоже жарко, земля под ногами — как раскаленный металл, вы в панике бежите и оказываетесь между двух больших скал в виде морд животных, которых вы убили. Эти скалы со страшным грохотом сталкиваются и давят вас в лепешку. Вы подобны крохотному зернышку, размолотому большим каменным пестиком. Вы оживаете, и скалы снова вас давят. Перед вами предстают образы убитых вами животных: баранов, свиней, быков. Они бегут за вами, догоняют и топчут ногами, бодают рогами. Вам постоянно страшно. Каждое мгновение что-то происходит: или вас давят горы, или преследуют и убивают призраки разных животных, или что-то падает на вас сверху. И так не один год, а много-много лет, пока не истощится ваша карма.

 

Четвертый ад — Ад плачущих. Здесь огонь еще жарче. Вся земля горит, на земле стоит маленький дом, охваченный пламенем, и вы заточены в нем. Боль от жара просто нестерпима. Так жарко, что вы не можете даже думать о пище или глотке чистого воздуха: у вас одно желание — выбраться оттуда, и все ваши мысли только об этом. Вы плачете, зовете на помощь, но никто вас не слышит. И так проходит не один год, и не два, а очень-очень много времени.

 

Пятый ад называется Ад громкого плача [4].

 

Шестой ад называется Жаркий. В этом аду гораздо жарче, чем в предыдущих. По сравнению с ним они не такие уж горячие, как по сравнению с настоящей русской баней обычная сауна. Ученые говорят, что если у холода есть предел, –270 градусов, то у тепла предела нет. В предыдущих адах горячей была только поверхность земли из металла, поэтому на бегу, когда вы отрывали от нее босые ноги, вам становилось легче. Тут же, что бы вы ни делали, внутри будто пылает огонь и каждая частичка вашего тела горит. Якша и Ава, поймав вас, льют в рот раскаленную адскую лаву. И все ваши внутренности вытекают вместе с ней наружу. Это крайний вид страданий, который вы тут испытываете. Ваше тело разваливается, вы теряете сознание, а через некоторое время опять оживаете.

 

Седьмой — Очень жаркий ад. В нем страдают те, кто продавал духовную литературу, делал на ней бизнес, не уважая святые тексты, считал их просто объектом обогащения и бросал на землю, как любой другой товар. Этот ад еще горячее предыдущего. Здесь все объято пламенем, и вы испытываете еще большие страдания. Тут вам не только заливают лаву в рот, но еще и оборачивают вас (как вы оборачиваете книги) листом раскаленного металла, а затем сдирают его, разрывая ваше тело на части. И каждому кусочку вашего тела больно… 

 

Будьте очень осторожны, продавая статуэтки Будды, священные тексты. Если вы делаете это с неправильной мотивацией, то создадите негативную карму. Если же вы лишь хотите помочь живым существам, и ни одна монета не идет к вам в карман, все вырученные средства используются в духовных целях (например, для издания новых книг), то вы накопите заслуги.

 

Один йогин, медитировавший в горах, пришел в семью, где его просили прочесть молитву. Он прочел молитву, отведал подношения и вернулся к себе в горы. Вдруг у него сильно заболел живот. Он сосредоточился, пытаясь понять, в чем причина боли, и увидел слог «А», который перемещался в его желудке. Тогда он обратился с вопросом к Манджушри (у него было прямое видение этого божества). Манджушри ответил: «Та семья, для которой ты сегодня читал молитву, продала священный текст, а на полученные деньги сделала тебе подношение. Они и сами ели эту пищу. Так у тебя появилась связь с этим бизнесом, но благодаря твоим высоким заслугам твоя негативная карма проявилась немедленно. А те люди будут испытывать проявление ее результата еще долгое время».

 

Из восьми горячих адов худшим является Намне (так он называется на тибетском языке), или Авичи (на санскрите) — Ад экстремальных страданий. Считается, что нет страданий более тяжких, чем в этом аду. Если собрать вместе все страдания миров людей, животных и голодных духов, они будут лишь малой толикой тех мучений, которые существа испытывают в аду Авичи. Все эти страдания — ничто по сравнению с муками этого ада.

 

Каждую секунду здесь вы переживаете крайний вид страданий и предельную боль, без единого мига отдыха и передышки. Когда металл закаляется в огне, он сам начинает гореть — так и ваше тело сливается воедино с огнем. Невозможно представить худшие муки. Срок пребывания в аду Авичи гораздо больший, чем во всех предыдущих. И все причины родиться там у вас есть. Пока эти причины не проявились, вам необходимо очиститься от негативной кармы.

 

Опять подумайте: «Если после смерти я попаду в ад, как смогу выносить все эти страдания?» Представьте себе, если вас заставят хотя бы пять минут полежать на куске раскаленного железа, как вы будете страдать и кричать от боли. А если вы будете находиться в таком положении не пять минут, а кальпы и кальпы? Представьте, что вы заразились ужасной болезнью, от которой умрете в муках, если не начнете лечение сразу. Вы тут же бросились бы на поиски доктора и были бы готовы заплатить любые деньги, лишь бы вылечиться, вы не смогли бы сидеть сложа руки. Вы должны так же сильно захотеть сделать что-то, чтобы избавиться от негативной кармы, которая может ввергнуть вас в ад.

 

Во множестве предыдущих жизней вы уже проходили через адские страдания, вы просто не помните этого. И это очень печально. До сих пор вы не защищены от таких страданий в будущем. Если вы не будете осторожны, то завтра можете умереть и опять попасть в ад, а вернуться оттуда очень трудно. Духовный Наставник ничем не сможет вам помочь, даже Будда сказал, что когда негативная карма проявилась, любые действия бесполезны. Учителю и буддам придется ждать вашего возвращения из низших миров кальпу или больше. Они просто будут делать посвящение заслуг: «Когда негативная ввергающая карма этого человека истощится, пусть я опять окажусь рядом с ним и буду ему помогать».

 

При выполнении практики Ваджрасаттвы или прибежища иногда вам кажется, что вы заболеваете; вам становится еще хуже, чем до начала практики. Если, например, у вас появилась сильнейшая головная боль и вы расскажете об этом своему Духовному Наставнику, он ответит вам, что это хорошо, потому что таким образом проявляется ваша дурная карма. Если бы вы ее не очистили, то родились бы в аду, но благодаря практике Ваджрасаттвы у вас всего лишь немного поболит голова. Та тяжелая негативная карма, которая привела бы вас в низшие миры, очищается и проявляется в виде таких мелочей, как физическое недомогание. Осознав это, вы будете очень счастливы.

 

Нагарджуна сказал: «Трижды в день вспоминай о страданиях низших миров. Тогда твоя практика будет очень чистой». Действительно, если вы не думаете о непостоянстве и смерти и о страданиях в низших мирах, вместо этого рассуждая о преимуществах тантрической практики, то ничего не достигнете. Представьте, что вы увидели вдалеке величественную снежную гору, а над ней — необыкновенную радугу. И ваш наставник говорит: «Смотри, вон радуга тантрических реализаций. Она прекрасна! Беги за ней». И вы, не глядя себе под ноги, бежите, но под ногами у вас — яма, полная огня, и вы падаете прямо в эту яму. Это не мои слова, это распространенный пример во многих буддийских текстах. Временами, когда вам грустно, можете поглядывать вдаль и мечтать о той горе с радугой. Но большую часть времени смотрите себе под ноги, чтобы не упасть в яму. Геше Тинлей все время вас огорчает, да?

 

Если часто будете думать о мучениях в аду, то все страдания этого мира покажутся вам пустяками. Кто же ввергает вас в ад? Вредоносные духи, ваши соседи и враги этого сделать не могут. Вы попадете в ад из-за своего эгоизма и негативной кармы. Осознавая это, будьте осторожны в своих поступках.

 

Холодные ады

Холодных адов тоже восемь. В текстах Абхидхармы говорится, что они располагаются к северу от Бодхгаи. Вся земля там покрыта снегом, как в России зимой. Нет ни одного местечка, где бы не было снега. Там очень, очень холодно, а вы рождаетесь голым. Вы испытываете ужасные муки: ваше тело краснеет, трескается, потом синеет, полностью замерзает, и вы кричите от холода и невыносимой боли. Вы все время ищете защиту, но ее там попросту нет. Еще вы страдаете от голода и жажды — естественно, существам в холодных адах никто не приносит поесть. Но хуже всего холод. В каждом следующем аду ваше ощущение холода становится все сильнее. При этом вы, замерзая, умираете далеко не сразу, а как только умрете, сразу возрождаетесь в том же месте — такова ваша карма.

 

Первый из холодных адов называется Ад волдырей. Из-за холода на вашем теле вздуваются пузыри, наполненные водой, и постепенно они тоже замерзают. Вам ужасно больно, холодно, вы практически умираете, но потом оживаете вновь.

 

Второй — Ад лопающихся волдырей. Когда становится холоднее, пузыри на коже лопаются, и ваше тело покрывается открытыми ранами.

 

Третий — Замораживающий ад. Здесь дует сильный ветер, и ваше тело замерзает так, что становится подобным камню. Кожа сплошь покрывается волдырями, и вам очень больно. Если в первых двух адах вы пытались убежать от холода, то здесь вы замерзаете настолько, что уже не можете двигаться, да и бежать некуда. Все, на что вы способны, это кричать от холода.

 

Четвертый — Ад звуков «ху» — еще более холодный. Здесь вы не можете даже кричать. Все, что вам удается произнести, — это звук «ху».

 

В пятом аду еще хуже. Здесь вы не можете издать ни звука. В предыдущем аду вы хотя бы были живы, а здесь ваше тело подобно трупу, но вы также чувствуете холод.

 

В шестом аду настолько холодно, что кожа на вашем теле трескается и раскрывается, как синий лотос.

 

В седьмом аду еще холоднее, и трещины на вашем теле напоминают красный лотос.

 

Восьмой ад — самый холодный из миров. Все ваше тело покрывается многочисленными ранами, похожими на цветы лотоса, к тому же оно поражено различными болезнями.

 

Живые существа, родившиеся в аду лопающихся волдырей, живут в двадцать раз дольше, чем обитатели ада волдырей. В каждом последующем из восьми холодных адов жизненный срок возрастает в двадцать раз.

 

Сколько же кальп вы проведете в аду? Одна кальпа — это период в миллионы лет. Итак, в нашу кальпу в этом мире придет и уйдет тысяча будд, а вы все еще будете страдать в аду. Это очень печально. Сделайте все возможное, чтобы не родиться там, скажите себе: «Пока смерть еще не пришла, я обязательно прочту сто тысяч мантр прибежища, чтобы защитить себя от рождения в аду».

 

Вы можете подумать: «У меня и так много забот, зачем мне думать о новых, теперь уже буддийских, проблемах?» Но это вполне реальные проблемы, которые возникнут в будущем, если вы не будете осторожны. Не отчаяться, размышляя о страданиях в нижних мирах, вам поможет то, что одновременно вы задумаетесь и о способе освобождения от них. И тогда вас по-настоящему заинтересует метод обретения счастья в будущих жизнях, о котором я буду говорить дальше.

 

Чем больше вы думаете о страданиях адов, тем крепче и сильнее становится ваш ум, а мирские страдания вызывают меньше беспокойства. Ваши мирские страдания — ничто, просто ваш глупый ум раздувает их до неузнаваемости. В настоящий момент все мы похожи на избалованных детей. Когда ребенок порежет себе пальчик, он с воплями бежит к матери: «Мама! Смотри, я порезался!» А когда этот ребенок начинает играть в регби, во время матча он может получить травму, у него будет идти кровь, но он даже не заметит этого. Точно так же, если вы не вспоминаете о страданиях низших миров, а думаете лишь о своем маленьком мирском счастье, то даже мелкие неурядицы покажутся вам катастрофой. Поэтому лучшее лекарство от депрессии — медитация на страдания ада. Даже если у вас не будет дома, машины, хорошей одежды, вы будете радоваться, что живы и что у вас есть драгоценная человеческая жизнь. Вы не в аду. У вас останется этот повод радоваться, даже если вы лишитесь ноги.

 

Итак, я вкратце рассказал вам о горячих и холодных адах. Если вы запомните описания каждого из них, очень хорошо. На самом деле достаточно знать, что ад — это крайняя форма страдания. Вам, конечно, трудно поверить в существование такого мира. Дело в том, что ваше эго не желает соглашаться с его существованием, потому что вы не хотите страдать. Зато вы почему-то с легкостью верите в существование чистой земли. Но если я вас спрошу: «Почему существует чистая земля, но не существует ад?», то у вас не будет обоснованного ответа на этот вопрос. Вы скажете: «Чистая земля существует, потому что в о ней говорится в текстах». Но я могу ответить: «Там есть упоминание и об аде».

 

Другая причина, почему вы не верите в ад, — вы не видите его. Наш ум привык доверять лишь тому, что видит. Но это нелогично. Если вы чего-то не видите, не обязательно этого не существует. Есть множество вещей, находящихся за пределами вашего восприятия. Если вы отрицаете существования чего-то только потому, что этого не видели, вы мыслите узко.

 

Все является следствием тех или иных причин. И если возможно создать безупречную причину, то возможен и безупречный результат, такой как рождение в чистой земле или достижение состояния будды. Если вы создадите множество благоприятных причин, если у вас будет много благих качеств, то вы сможете достичь чистой земли. Если при соединении всех этих благих причин возможно рождение в чистой земле и даже достижение состояния будды, почему же тогда не предположить и обратную закономерность? Почему невозможно накопить столько негативных причин, что они повлекут за собой рождение в аду?

 

Например, если вы соблюдаете диету, принимаете витамины, делаете зарядку, то у вас будет отличное здоровье. Создав хорошую причину, вы можете обрести безупречное здоровье. Оно подобно чистой земле. Это возможно. А если вы не соблюдаете диету, принимаете наркотики, пьете водку, курите две пачки сигарет в день и едите в неположенное время, у вас будет много болезней. Такое тоже возможно. Когда все части вашего тела страдают, это и называется ад, не так ли? При наличии множества негативных причин результатом будет экстремальная форма страдания.

 

И точно так же, когда вы своим телом, речью и умом создаете много негативной кармы, в силу ее проявления вы можете отправиться в ад, верите вы в это или нет. К примеру, кто-то не верит, что у него язва или туберкулез, потому что он не ощущает их симптомов. Но вне зависимости от того, что он чувствует и во что верит, болезнь находится у него внутри. И точно так же, вне зависимости от вашей веры, ад определенно существует. Но я не знаю, соответствует ли то, как он существует, страшным картинам, которые рисуют нам некоторые буддийские тексты. Я отношусь к этому скептически.

 

Поскольку ад — проявление негативной кармы, я сомневаюсь, что для каждого из нас ад окажется одинаковым, таким как он описан в книгах. Что там обязательно должен стоять дом с двумя комнатами из раскаленного железа, и непременно человек с головой льва будет рассекать ваше тело на части. Думаю, то, что вы воспринимаете как ад, является манифестацией вашего собственного ума, а не каким-то внешним миром, населенным жуткими существами. Когда ваша карма проявляется так, вы переживаете невероятные страдания. Их испытываете только вы, другие этого не замечают.

 

В текстах говорится, что горячие ады находятся под Бодхгаей, в нескольких километрах под землей. Может быть, имеется в виду центр Земли, где очень жарко и течет раскаленная лава. Возможно, считается, что существа ада рождаются в тонких энергетических телах в центре Земли и страдают именно там. Наверное, и такое вероятно. Но сам я этого не видел, поэтому точно вам сказать не могу.

 

В Абхидхарме сказано, что холодные ады расположены к северу от Индии. Может быть, речь идет о Северном полюсе, где все время снег, лед и отрицательная температура. Но я не уверен, что холодные ады именно там; я считаю, что их местоположение не является четким, точным. Здесь я больше доверяю научной теории, согласно которой много миллионов лет назад то место, которое сейчас находится в районе Северного полюса Земли, было в районе экватора, потому что Земля постепенно поворачивается. Ученые говорят, что в будущем Земля снова повернется, и Северный полюс опять переместится в район экватора. Я не знаю, насколько эта теория верна, но если она будет доказана, то нам придется отказаться от мысли, что холодные ады лежат в районе Северного полюса. В конце концов, мы ищем истину.

 

Но даже если вы не верите в определенное местоположение холодных адов, от этого буддийское учение не рушится, потому что это мелочь, от которой ничего не зависит. Возможно, такое неточное описание было сделано специально, для того чтобы люди смогли вообразить себе холодный ад. Когда маленькие дети спрашивают меня, где находится Тибет, я им говорю: «На севере». Хотя это неточно, но детям так ответить можно. Итак, нужно знать, с какой точки зрения дается то или иное объяснение. К примеру, мы можем говорить о севере, западе, востоке и юге только в том случае, если знаем, что принимается за точку отсчета. Я считаю, что горячие и холодные ады не имеют определенного географического местоположения, потому что являются проявлением нашей кармы. Может быть, они и находятся где-то физически, но в основном это искаженное восприятие — проявление кармы.

 

Например, горячий ад не обязательно должен быть там, где жарко. Он может находиться в месте, которое всем нам покажется весьма прохладным, а для того, кто страдает в этом аду, там сущее пекло. Ведь если у человека высокая температура, то там, где нам прохладно, он изнемогает от жары. Не обязательно, чтобы существовал внешний источник жара, он может исходить и изнутри. Мы пытаемся постичь реальность с человеческой точки зрения, но не понимаем, сколько всего находится за пределами нашего воображения и не поддается осмыслению разума.

 

Когда я медитировал в горах, однажды у меня была аудиенция с Его Святейшеством Далай-ламой. И Его Святейшество спросил: «Ты веришь в ад?» Я ответил, что у меня нет никаких причин не верить в ад, но я сомневаюсь в правильности его описания в текстах. Его Святейшество рассмеялся. Тогда я сказал, что убежден в том, что если мы создадим много благих причин, это может привести к рождению в чистой земле. А если мы создадим множество негативных причин, которые соединятся и станут полной завершенной негативной причиной, то вследствие этого можем родиться в каком-нибудь месте, похожем на ад. Вот в это я верю. Его Святейшество опять рассмеялся и ничего не ответил. Он не сказал, что я должен верить буквально всему, что написано про ад. Но он не подтвердил и правильности моих мыслей. Ну, пока, я думаю, с меня и этого достаточно.

 

Мне кажется, что и вы пока можете верить в то, во что верю я, то есть не в точное описание адов, а в сам принцип существования ада и в то, что туда возможно попасть. Затем постепенно, по мере того как ваше понимание будет расти, вы будете все больше убеждаться в том, что есть много разных уровней существования, и некоторые из них находятся за пределами вашего восприятия. И тогда, быть может, ваше представление об аде изменится, и вы сможете даже поверить написанному в книгах. Но сейчас не надо заставлять себя в это верить. Его Святейшество засмеялся в ответ на мои слова, а я сейчас будто смеюсь над вами. Я уверен, что поскольку вы — мои ученики, у вас такое же мышление, как у меня. Не абсолютно такое же, но, по крайней мере, вы можете верить или не верить в то же, что и я. В принципе, у вас нет никакой достоверной причины вообще не верить в существование адов. Различные виды кармы приносят невероятное множество различных результатов. Если вы говорите: «Я не могу этого понять и потому не верю», это большая ограниченность ума. Лучше быть скептиком, когда вы допускаете: «Так может быть, но точно я этого не знаю».

 

Вторичные ады

В коренных текстах объясняется, что существа, пребывающие в горячем аду, постоянно хотят убежать из этого мира, но не могут оттуда вырваться. Так они мучаются и хотят спастись от своих мучений в течение миллионов лет. И когда по прошествии миллионов лет в силу тех страданий, что они уже претерпели, их дурная карма понемногу истощается, им кажется, что боль стихает. Они думают, что наконец-то спаслись из ада. Но на самом деле они просто попали во вторичный ад. А некоторые существа, у которых не такая тяжелая негативная карма, с самого начала рождаются во вторичном аду.

 

Во вторичном аду нет таких крайних форм страдания, как в горячем, где все ваше тело горит в огне. Вторичный ад находится за пределами горячего ада, и там уже не так жарко. Но когда вы пересекаете границу между адами, то раните ноги об острые железные шипы, торчащие из грязи. Вы испытываете невероятную боль, а стоит вам остановиться, как на вас набрасываются какие-то жуткие чудовища, и вам приходится бежать по этим остриям, пронзающим ступни насквозь. Вы делаете шаг, и вся ваша нога сгорает до кости. Когда вы ее поднимаете, она тут же обрастает плотью, а едва ставите на землю, чтобы сделать следующий шаг, как она сгорает снова. Так вы ходите по этому аду. Если в горячем аду страдает все ваше тело, то во вторичном аду, допустим, страдают только ноги. Вас все время переполняет надежда освободиться из вторичного ада и попасть наконец туда, где нет страданий, поэтому вы мечетесь взад-вперед, пытаетесь убежать и сами причиняете себе боль.

 

С человеческой точки зрения подобное состояние труднообъяснимо, это что-то промежуточное между галлюцинацией, сновидением и реальностью. С одной стороны, это проявление вашей кармы, то есть иллюзия. Но с другой стороны, вы испытываете реальную боль и претерпеваете изменения. Если бы это была только галлюцинация, никакого физического воздействия она бы на вас не оказывала.

 

Пытаясь убежать из ада, вы попадаете в место, где растет огромное дерево, на вершине которого кто-то из ваших самых близких кричит: «Пожалуйста, прошу, помоги мне!» Вы карабкаетесь на дерево, а из ствола вырастают ножи и впиваются в ваше тело, кромсают его. Когда вы поднимаетесь наверх, там никого нет, а человек, к которому вы очень сильно привязаны, уже на земле и снова зовет на помощь. Эти крики разрывают вам сердце, вы спускаетесь вниз, и острые ножи опять режут ваше тело, и вы испытываете невероятную боль. Но когда вы добираетесь до земли, там тоже никого нет. А потом вы снова слышите любимый голос с вершины дерева, и все повторяется. Такой ад тоже существует. Если у вас нет объекта привязанности, никто вас не позовет, и вы избежите этой пытки. Поэтому пока вы еще люди, приучайте себя не слишком сильно привязываться к другим. Когда привязываетесь, вы становитесь сумасшедшим, глупым. Несмотря на мучительную боль, вы полезете наверх по лезвиям ножей.

 

Выбравшись из этого места, вы попадаете в другое, где падаете в кипящую воду. В следующий раз вы видите раскидистое дерево и хотите отдохнуть в его тени, Но как только вы прислоняетесь спиной к стволу и закрываете глаза, все листья дерева превращаются в ножи, кинжалы, топоры, копья, и все это оружие падает вниз и вонзается в ваше тело. Так проявляется негативная карма, накопленная в результате убийства многих людей. Это подобно магии. И пока ваша негативная карма не истощится, вам придется испытывать такие страдания.

 

Если частицу вашего тела внимательно изучить под микроскопом, можно увидеть, что она состоит из множества тонких структур, составляющих единое целое. Из единственной клетки тела, как выяснилось, можно создать новый организм. И механизм кармы — такая же сложно организованная система. Вы создаете какую-то одну негативную карму, и она может проявиться в удивительном разнообразии адских видений: дом из раскаленного железа, дерево, листья которого превращаются в копья, меч Якши, занесенный над вашей головой. Все это — манифестации одной ввергающей кармы.

 

Итак, если вы исследуете этот вопрос с научной точки зрения, то не найдете каких-то противоречий, которые воспрепятствуют вашей вере в существование адов. Механизмы функционирования явлений совершенно невероятны. Существует много вещей, которые находятся за пределами нашего воображения и неподвластны логике. Например, есть история о Миларепе, который укрылся от дождя в роге яка. При этом Миларепа не уменьшился в размерах, а рог не увеличился.

 

Если вы верите в существование ада, а его на самом деле нет, то в этом нет ничего страшного. На основе этой веры вы не совершаете вредоносных действий и даже становитесь чуть-чуть лучше. А если ада вдруг не окажется, так это еще лучше.

 

В отношении того, что невозможно увидеть, так же как мы доверяем ученым, следует доверять и буддам и бодхисаттвам, которые дали учение об этом для нашей пользы. Буддийское учение не обязательно проверять во всех мелочах, потому что на такое исследование может уйти вся жизнь. В конце вы, возможно, и установите истину, но тут придет смерть, не оставив вам времени для практики. Это все равно что, болея, не принимать лекарство, пока вы не разберетесь, как оно действует. Даже если вы и успеете это понять, принимать лекарство будет поздно. Поэтому в буддийской практике необходимо придерживаться срединного пути: не нужно доверять чему-то слепо, но и дотошное исследование без применения знаний тоже может вас подвести. Прислушивайтесь к своему здравому смыслу.

 

Вопрос: Могут ли люди в этом мире спасти родственников из ада своими молитвами?

Ответ: Один монах спросил Панчен-ламу: «Если кто-то читает молитвы, то может ли это быть полезно для человека, который умер?» Панчен-лама не ответил ни «да», ни «нет». Он сказал: «Нарисуйте на земле небольшой круг, а потом с крыши здания бросьте вниз горсть цампы. Сколько цампы попадет в этот маленький круг? Столько пользы получит умерший от молитв своих родственников». В силу кармической связи подношения, которые делают родственники, немного повлияют на судьбу умершего. Но если человек сам перед смертью выполнял практику, делал подношения, это можно сравнить с тем, что он взял с собой в следующую жизнь килограмм цампы.

 

Страдания в мире животных

Здесь тоже два раздела:

1. Общие страдания.

2. Индивидуальные страдания.

 

Общие страдания животных

Существует пять видов общих страданий животных.

 

Страдание от тупости

У животных маленький мозг, который не очень хорошо работает. У них есть звериное чутье, но они не знают логики и остаются глупыми. Животных легко обмануть, потому что они не различают тонкостей и следуют лишь привычному, весьма ограниченному знанию. Из множества вариантов они видят лишь несколько, поэтому словно идут вперед с завязанными глазами. Они практически ничего не знают о получении счастья, разве что небольшого и очень примитивного.

 

Животные существуют давно (на Земле они появились раньше, чем люди), но их метод обретения счастья никогда не менялся, потому что у них нет творческих способностей. У людей эти методы меняются каждый год. Впрочем, если рассматривать обретение счастья с точки зрения более совершенных существ, люди тоже глупы и мыслят довольно примитивно: они не видят коренных причин страданий и счастья, пытаются избавиться от страданий и обрести счастье лишь на поверхностном уровне. Из-за этого человеческим проблемам нет конца.

 

В буддизме считается, что тупость — это большое страдание. Из-за нее ум существа постоянно пребывает в беспокойстве. Животные живут в страхе, не ведая, что произойдет с ними завтра. Сегодня они ищут пищу на сегодня, завтра будут искать пропитание на завтра, и нет вообще ничего, что было бы приготовлено ими на будущее. Правда, есть и исключения. Например, крысы запасают много зерна впрок, но в целом их поведение все же определяется неведением.

 

Мы, люди, иногда думаем, что страдаем из-за своей тупости. Но у животных таких страданий гораздо больше. Например, если вы бьете кошку палкой, кошка думает, что это палка хочет ей навредить, и она царапает и кусает палку. Некоторые ученые говорят, что дельфины очень умны. Однако и у них сильно неведение, и они верят всему, что видят, и они не могут понять, в чем состоят косвенные причины страданий. Проверьте, какова будет реакция дельфина на палку. Если такая же, как у кошки, значит он находится на том же уровне.

 

Итак, поскольку животные не способны путем анализа понять, что хорошо, что плохо, отличить истину от иллюзии, то еще не изжито одно их страдание, а они уже накапливают много причин для последующих. И если существо рождается животным, то так продолжается еще много жизней, в течение которых животные накапливают все больше и больше негативной кармы. Таким образом, из низших миров очень сложно выбраться.

 

Страдание от жары и холода

Для мира животных это страдание не основное, но все равно тяжкое. Например, бараны в Бурятии. Летом им жарко, но они не могут снять свою мохнатую шубу. Когда приходит зима, дует холодный ветер и идет снег, они не могут сказать, что замерзли. Они не могут построить для себя теплый дом, не могут его отапливать. Некоторые животные замерзают и умирают, некоторые выживают, но на следующий день их ждет то же испытание. И они терпят страдания от жары и холода не один-два дня, а до самой смерти.

 

Представьте, если вы родитесь животным, то не сможете принимать душ. Вы одну неделю не помоетесь и уже жалуетесь. А у них всю жизнь нет душа.

 

Страдание от жажды и голода

Большинству животных трудно найти пищу в нужный момент, а отыскав еду, они не могут найти воду. Некоторые животные не могут вдоволь напиться, потому что в реке живут крокодилы. Они сделают глоток и в страхе бегут от воды. В России зимой диким животным почти нечего есть, вся земля покрыта снегом. Каким бы животным вы ни родились, вы все равно будете испытывать ужасные страдания от голода и жажды, особенно в зимнее время.

 

Геше Джампа Тинлей. Первая ступень драгоценной лестницы. Комментарий к Ламриму: этапы пути личности начального уровня

 

Страдания низших миров

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.