Серенада для пяти музыкантов — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Серенада для пяти музыкантов

2020-10-20 101
Серенада для пяти музыкантов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(1968 г.)

 

Написана в 68 году для ансамбля, организованного флейтистом А. Корнеевым – это коллектив солистов в недрах БСО. Вместе с тем, я учитывал просьбу кларнетиста Л. Михайлова (и, скорее, это было для Михайлова, чем для Корнеева) просьбу дать им сочинение, где бы он солировал. Серенада была посвящена всем ансамблистам: Михайлову, скрипачу Мельникову, контрабасисту Габдулину, пианисту Боре Берману. Корнеевский ансамбль исполнил его на фестивале в Вильнюсе и Каунасе – это был один раз случившийся и более не повторившийся фестиваль современной музыки, причем международный.

Три части, ни на что серьезно не претендующих. Произведение танцевальное, развлекательное. Мне оно было важно своей помощью в работе над Симфонией как один из первых полистилистических опытов, и по технике своей – вот, например, эта полифония темпов во второй части Серенады – оно уже явно готовило симфонию. Есть эта техника в Серенаде и с самого начала – здесь все инструменты играют отрывки из разной моей киномузыки (танцевальной, песенной), они играются у инструментов без координации по темпам, а у ударника – всё вроде бы в порядке, так как он подставляет какие-то формулы, которые записаны и внешне совпадают, казалось бы, с общим звуковым потоком – каждый играет свое с надеждой увлечь за собой остальных, но ничего из этого не получается; время от времени ударник прерывает игру ансамбля колокольными ударами, и так до середины. Функция у него двойственная – он выступает как перебежчик, как лицо двуликое: то он – с ними, притворяясь, что он – один из них, то он – вне этой игры – он их останавливает. Это дирижер в первой части. Во второй (Lento) все музицируют более или менее равноправно, а в финале – ближе к коде – у ударника опять эта режиссерская функция.

В основе структуры лежит серия, которая накапливается постепенно к 10-й цифре – одиннадцать звуков у колоколов и двенадцатый у контрабаса, причем число этих звуков увеличивается каждый раз на два – 3, 5, 7 и так далее. Вторая часть также строится на этой серии, но в очень свободном изложении. Здесь она тоже появляется не сразу – до, ре, до-диез, ми – у кларнета и фортепиано. В финале (Allegretto) на серии – всё, включая и коллажные эпизоды. Тональности этих эпизодов, вернее, не тональности, а первые звуки, поскольку в таком смешении большую роль играют опорные звуки, но не тональности, они – эти звуки – образуют аккорды, которые также выведены из серии. Есть в структуре еще и такая идея: первые две части образуют некий контраст, потому что серийная конструкция первой части замаскирована в алеаторике – мы слышим только, что это тональные коллажи, а во второй части она, напротив, раскрывается мелодически, то есть вполне самостоятельна и ощутима в интонационном отношении; третья часть – это опять жанр первой, но на серийной основе. В ней, кроме песенно-танцевального материала этой части, который появляется ближе к концу финала, с самого начала много импровизационности, есть элементы не то джаза, не то какого-то еврейского свадебного оркестра (правда, сознательных намерений в подобной направленности здесь не было, но колорит, тем не менее, такой) и есть коллажный фрагмент – это тоже ближе к концу – на классическом материале: тема шемаханской царицы, вступление из "Патетической", темы из Первого фортепианного и Скрипичного концертов Чайковского.

Серенада слушалась хорошо. Выделения слухом каких-то мелодий практически нет – слышится только мелодическая "каша" с общим банальным содержанием каких-то отрывков. Этот образ банальности и есть то первое впечатление, которое возникает и было задумано при создании Серенады.

Форма здесь анализируется так же, как и во всяком другом не полистилистическом произведении. Это трехчастная пьеса: быстро – медленно – быстро. Построена на жанровой основе. Медленная часть (Lento) – типа ноктюрн – сделана как сольная каденция для кларнета и рояля. Очень важно здесь кое-что из тембрового решения: например, в б-й цифре, при нажатии педали на рояле, начинается "царапанье" рукой по струнам – всё шире и шире – появляется гул и в этот момент беззвучно нажимается несколько клавиш и снимается педаль – возникает новое звучание органного типа.

– Серенада исполнялась в последующие годы?

– Нет. Её давно уже не играют.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.