Функции и виды методической деятельности педагога. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Функции и виды методической деятельности педагога.

2020-10-20 221
Функции и виды методической деятельности педагога. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основными функциями методической деятельности учителя выступают:

- аналитическая, связанная с анализом существующих методических разработок, материалов, опыта коллег;

- проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;

- конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых универсальных учебных действий;

- нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;

- исследовательская – поиск новых форм и методов работы.

 

Виды методической деятельности.

В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности.

Вид методической деятельности – это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности, выполняемым педагогами начальной школы, относятся:

-анализ учебно-программной документации, методических комплексов;

-методический анализ учебного материала;

-планирование системы уроков теоретического и практического обучения;

-моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;

-конструирование деятельности учащихся по формированию универсальных учебных действий;

-разработку методики обучения по предмету;

-разработку видов и форм контроля универсальных учебных действий;

-управление и оценку деятельности учащихся на уроке;

-рефлексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.

Содержание  методической деятельности учителя начальных классов.

В качестве компонентов, составляющих содержание научно – методической деятельности учителя, можно выделить следующие:

-анализ профессиональной деятельности педагогов, разработка модели выпускника начальной школы,  разработка учебных программ и др.;

-разработка учебно – методического обеспечения преподаваемых предметов;

-совершенствование форм и методов обучения;

-индивидуализация обучения (индивидуальные задания и работы, индивидуализация заданий в коллективных формах работы, обучение по индивидуальным учебным планам);

-разработка заданий для самостоятельной работы обучающихся (обучающих программ, задач, упражнений, деловых игр и др.);

-разработка дидактических материалов для учебных занятий;

-методические разработки, как обобщение накопленного опыта по отдельной проблеме организации учебно – воспитательного процесса (методические рекомендации, методические пособия, учебные пособия, учебники);

-более сложный этап – методическая работа с элементами научного исследования: научные проекты, диссертации, участие в грантах, конкурсах, выставках.

О результатах своей научно – методической работы учитель докладывает на заседаниях методических объединениях, педсоветах, конференциях, сенинарах, педагогических чтениях, в периодической печати.

 

Можно выделить основные направления методической службы:

- педагогическое: оказание практической помощи педагогам в совершенствовании методического мастерства, повышение квалификации, консультативная помощь учителям в научно – методическом обеспечении образовательных стандартов.

- управленческое: создание педагогического коллектива, способного к инновационным преобразованиям учебно – воспитательного процесса в условиях реализации государственного образовательного стандарта.

- научное: организация опытно – экспериментальной работы по апробации новых идей, концепций, программ развития образовательного учреждения.

- технологическое: анализ на диагностической основе педагогической деятельности, описание педагогического труда, осмысление перехода на новые педагогические технологии.

Главным органом методической службы являются методические объединения. МО - это объединение учителей определенного предмета или близких между собой предметов (например, общественных дисциплин, педагогики и психологии и др.).

В систему научно – методической деятельности школы включаются методический кабинет, библиотека, информационно – техническая служба, которая обеспечивает тиражирование авторских дидактических материалов, создание электронных презентаций обобщенного опыта, видеосъемку и др.

Вся научно – методическая работа проводится в строгом соответствии с годовым планом школы, курируется директором школы. Оперативное руководство осуществляет заместитель директора по научно – методической работе.

Также можно выделить основные формы методической работы:

-коллективные: педагогический совет, методический совет, методические объединения, методические комиссии, педагогические мастерские, экспериментальные лаборатории, предметно – цикловые комиссии.

-Индивидуальные: самообразование, курсы повышения квалификации (как минимум раз в пять лет) – краткосрочные – 72 часа, тематические и проблемные семинары – 72-100 часов, длительные – более 100 часов; индивидуальная работа педагога над повышением профессионального мастерства.

Таким образом, результатом научно – методической деятельности учителя является методический профессионализм – это мера и способ творческой саморегуляции личности в разнообразных видах общения и деятельности, направленных на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий.

 

4. Методические умения учителя.

 

Освоение методической деятельности проходит через формирование методических умений. Умение – это свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. В соответствии с предметной сложностью и спецификой работы начальной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам. Приведем одну из возможных классификаций.

Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами начальной школы. Она включает:

1. Умение проводить анализ учебно-программной документации по обучению учащихся.

2. Умение подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы.

3. Умение выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала, учебника.

4. Умение проводить методический анализ локального отрезка учебной информации.

5. Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы, алгоритмы решения технических задач, опорные конспекты и т.д.

6. Умение располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач.

7. Умение разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения.

8. Умение разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний и умений учащихся.

9. Умение разрабатывать различные формы учебной и учебно-практической деятельности учащихся.

10. Умение проводить анализ уроков теоретического и практического обучения.

Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала. В нее входят:

1. Умение планировать систему уроков по изучаемой схеме на основе методического анализа.

2. Умение планировать учебную и практическую работу учащихся по начальной деятельности.

3. Умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и практические операции.

4. Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею.

5. Умение применять методы теоретического и практического обучения.

6. Умение анализировать методические разработки.

Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения и предполагает:

1. Умение применять методические рекомендации, методики и технологии обучения на практике.

2. Умение создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения.

3. Умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях.

Методические умения могут быть сформированы на определенных уровнях.

Первый уровень сформированности методических умений характеризуется осознанием цели выполнения того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях. На этом уровне формируются методические умения в процессе изучения предмета «Методика профессионального обучения».

Второй уровень – применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения. Методические умения этого уровня приобретаются будущими педагогами начальной школы на педагогической практике.

Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сформированной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества. Нетрудно заметить, что этот уровень представляет методическая деятельность педагога-практика.

Таким образом, научно – методическая деятельность является неотъемлемой частью профессиональной деятельности учителя начальной школы и направлена на совершенствование методики преподавания.

 

Приложение 1.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.