Помочь детям понять, запомнить и сохранить в сердце Слово Божье — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Помочь детям понять, запомнить и сохранить в сердце Слово Божье

2020-10-20 109
Помочь детям понять, запомнить и сохранить в сердце Слово Божье 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Помочь детям понять, запомнить и сохранить в сердце Слово Божье

(содержит занятия для детей разных возрастов)

 

Работаете ли вы учителем или воспитываете собственных детей, на вас возложена огромная ответственность. В ваши руки доверены маленькие сердца, чистые, как лист бумаги; вы будете записывать на них информацию, которая будет формировать дальнейшую жизнь этих драгоценных созданий. Книга «...сокрыл в сердце своем» поможет вам начертать на детских сердцах Слово Божье, и вложить туда сокровище мудрости, которое окажет им немалую помощь в будущем.

Данная книга предлагает родителям, учителям и лидерам теоретические принципы и практические методы запоминания стихов из Библии. На основе своего опыта работы с программами по запоминанию Писания детьми, Сьюзан Линго рассказывает о том, как работает память, а затем показывает вам занимательные, эффективные методы помощи детям в заучивании и запоминании стихов Писания. Из книги вы узнаете:

· как мы запоминаем информацию и как забываем

· три принципа долговременного запоминания

· семь проверенных стратегий закрепления выученного

· особенности запоминания у детей разных возрастов

САМОЕ ГЛАВНОЕ - ВЫ НАЙДЕТЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ И ОТ 8 ДО 12 ЛЕТ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯТ ДЕТЯМ ЗАХОТЕТЬ УЧИТЬ СТИХИ ИЗ БИБЛИИ!

Сьюзан Линго работает старшим издателем в Лавленде, Колорадо. Она написала более 20 книг для детей, включая «Научить детей молиться», «Я могу читать Библию», «С ранних лет посвящен Иисусу». Сьюзан имеет большой педагогический опыт - она 14 лет работала учителем начальных классов. В течение пяти лет Сьюзан трудилась в детском служении. Сьюзан и ее муж, Клифф имеют двоих детей подростков.

 

С любовью к Линдси, Дженни, Джессике, Саре, Эллисен и Вел. Спасибо, что полюбили и запомнили Слово Божье - это было нелегко, но ваши усилия стоили результата! Да!

Сьюзан Линго

 


Глава 1

Дар памяти

Память праведника пребудет благословенна.

Притчи 10:7

Память - это один из самых драгоценных даров, данных Богом каждому мужчине, женщине и ребенку. Для праведника память - большое благословение, источник силы, уверенности и радости. Для нечестивца память может стать проклятием непрекращающейся головной боли.

Только человека Бог наделил невероятной силой осознанного запоминания. Ни одно другое творение Божье, ни одно другое живое существо не имеет способности осознанно запоминать. Растения лишь реагируют на окружающую среду. Реакцию животных определяют их природные инстинкты и рефлексы. Саламандра не может запомнить знойный август или холодные февральские ночи. Герань не помнит, когда ее поливали. И даже самый преданный пес (несмотря на протесты ревностных любителей домашних животных) не способен запомнить фамилию или номер телефона горячо любимого хозяина. «Бог дал нам память, чтобы в декабре мы вспоминали о розах», - так поэтично выразился Джеймс Барри.

Зачем же Бог наделил людей памятью, которая приносит столько боли и радости? Чтобы учиться! Нам дана память, чтобы мы познали всемогущую силу и бесконечную любовь нашего Небесного Отца. Нам дана память, чтобы мы узнали и воплотили в жизнь Его план спасения через Иисуса. Нам дана память, чтобы мы любили друг друга, вместе носили бремена, разделяли горе и радость. Благодаря памяти мы познаем и запоминаем, что есть хорошо и плохо в глазах нашего Создателя, и учимся делать правильный выбор. Бог дал нам память, чтобы мы могли узнать и запомнить тот «святой клей», который соединяет вместе жизни людей - Святое Писание. 

 

Глава 2

Механизмы памяти

 

И если в наших сердцах осталось хотя бы одно доброе воспоминание,

однажды оно может привести нас к спасению.

Федор Достоевский

С момента рождения мы попадаем в бесконечный поток сенсорных переживаний, вызванных внешними раздражителями, а также вербальным и невербальным общением. На основе этих переживаний и происходит процесс обучения - мы учимся реагировать на то, что нас окружает. Память имеет здесь важнейшее значение: мы должны запомнить свою реакцию на то или иное переживание - хотим ли мы, чтобы оно повторилось, или нет.

Представьте себе на минуту весь объем учебного материала, который ребенку предстоит освоить в физической, эмоциональной, духовной и социальной сферах своей жизни. Малышу предстоит учиться общению, которое включает в себя речь, жесты, мимику. Ему предстоит мастерски овладеть такими навыками, как хождение, бег, прыжки и езда на двухколесном велосипеде. В школе ребенок познаёт массу новых концепций, учится самовыражению и т.д. Ваш ребенок находится в постоянном процессе обучения!

Но все это обучение было бы бесполезным, если бы Бог не наделил вашего ребенка способностью запоминать. Не имея памяти, ребенок будет реагировать на каждую ситуацию так, как будто это произошло с ним впервые; он не сможет запоминать ценные уроки, которые можно будет использовать в дальнейшем. Если ученик не имеет памяти, любое обучение лишено смысла - не стоит объяснять, доказывать и рассказывать, ведь в итоге все будет забыто. Не имея памяти, ваш ребенок забудет Бога, Его любовь и Его план спасения! Спасибо Тебе, Небесный Отец, за прекрасный дар памяти!

Ребенок впитывает в себя огромное количество информации, но, становясь взрослым, он не перестает учиться. Уроки, которые мы получаем в детстве, становятся фундаментом для дальнейшего обучения, продолжающегося до последнего вздоха. К восьми годам ребенок уже овладевает всеми основными навыками, но дальше начинается другой этап - совершенствование, исследование, применение и творчество. Если бы у людей не было памяти, не произошло бы научных открытий и революционных достижений медицины, не было бы искусства и поэзии. Память считается фундаментом обучения, но чтобы этот фундамент был прочным и функциональным, нам нужно понять, как функционирует память. Чем больше мы будем знать о процессе запоминания, тем лучше мы будем знать, как помочь нашим детям запомнить Слово Божье.

 

Три типа памяти

Полдень. Четверг. Класс музыки миссис Уигби. Томми, Марта и Салли сжимают в руках музыкальные инструменты, которые родители принесли для них в надежде, что их чада когда-нибудь выступят на большом школьном концерте. Миссис Уигби входит в комнату и, проходя мимо Марты, как будто намеренно толкает ее локтем. Затем мило улыбается, увидев Томми, и говорит: «Добрый день, молодой человек! Очень рада увидеть вас». Томми улыбается и отвечает: «Добрый день». Затем миссис Уигби обращается к Салли и просит ее сыграть гамму.

Через некоторое время ученики делятся своими впечатлениями об уроке музыки с миссис Уигби в четверг. Марте не понравился урок и не понравилась миссис Уигби; миссис Уигби заставила Марту почувствовать себя незамеченной и нежеланной. Томми, напротив, остался очень доволен и с нетерпением ожидает следующего урока. Салли уверена в том, что знает все гаммы и ее пальцы просто летают по инструменту; она просто не замечает миссис Уигби.

Почему эти трое детей так по-разному отреагировали на урок музыки? Что осталось в их памяти и почему? Существует три типа усвоения и сохранения информации: память на уровне навыка, память на уровне слов и память на уровне эмоций. Пока вы будете читать краткое изложение данных трех концепций, постарайтесь выяснить, к какому типу относились Марта, Томми и Салли во время урока музыки миссис Уигби.

· Навык. Ваш ребенок уже бросил трехколесный велосипед и наслаждается новым двухколесным велосипедом, ездить на котором гораздо интереснее. Езда на велосипеде - это навык. Навык включает в себя использование мышц тела и незначительный элемент обучения. Но, однажды освоенный, навык становится рефлексом, требующий совсем небольшого процента использования сознательной памяти. Как гласит старая поговорка: «Однажды научившись кататься на велосипеде, вы уже не забудете, как это делается». Тело может стареть и слабеть, но навык не забывается. То же самое касается плавания, жонглирования, рисования т.д. Вы можете время от времени «стирать пыль» со своего навыка или оттачивать его до мастерства, но в любом случае этот навык не требует от вас обращения к памяти.

· Слова. Когда ваш ребенок слышит, что вы, указывая на стакан с белой жидкостью, произносите слово «молоко», он начинает ассоциировать и связывать приятную на вкус белую жидкость со словом «молоко». Вскоре ребенок начинает имитировать звучание этого слова. Через некоторое время ребенок уже свободно называет молоко молоком, не обращаясь при этом к самым дальним уголкам памяти. К пяти годам дети обычно знают более 2500 слов, они не только способны произнести эти слова, но и понимают их значение. При постоянном повторении звучание слов прочно закрепляется в памяти и вскоре, не прибегая к напряженному мыслительному процессу, дети отвечают на вопросы, выражают свои мысли и чувства, не задумываясь, рассказывают истории. Таким образом речь становится спонтанной.

· Эмоции. Третий тип памяти - запоминание на уровне эмоций. Возможно, эмоции имеют самое важное значение в процессе обучения, потому что задействует не только физические и речевые рефлексы, но внутренние чувства человека. Так как память, вызванная эмоциональной реакцией, имеет не рефлекторную природу, она мгновенно закрепляется в сердце ребенка. Предположим, что, гуляя по саду с ребенком, вы вскрикнули, увидев змею. Будьте уверены в том, что тем самым вы научили малыша бояться змей. Чувства и эмоции очень трудно забыть! Эмоциональное восприятие имеет поразительную силу, потому что здесь речь идет о чувствах, а не обычной логике или здравом смысле. Эмоции - это внутренняя реакция. Если эмоциональная реакция была крайне негативной или позитивной, она не забудется даже по прошествие большого периода времени. Очень трудно забыть первый поцелуй или встречу со змеей!

Навыки, речь и эмоции - это три категории, посредством которых люди учатся и запоминают полученную информацию. Психологи утверждают, что из этих трех эмоциональная реакция сохраняется в памяти дольше всего. Затем идут навыки, а слова забываются быстрее всех. Нам необходимо запомнить эту чрезвычайно важную информацию, если мы собираемся помогать детям учить Слово Божье. Если просто выучить слова, они не сохранятся в памяти надолго, но если у ребенка связаны с определенным текстом Святого Писания те или иные эмоции, значит этот текст надолго сохранится в его разуме и сердце.

 

А что же с Мартой, Томми и Салли? Реакция Марты на урок миссис Уигби была эмоциональной. Имея неприятное эмоциональное переживание и не получив достаточно внимания со стороны учительницы, Марта посчитала ее холодной и невнимательной. В результате Марта научилась тому, что урок музыки - это нечто неприятное. Позитивная реакция Томми на миссис Уигби была речевой. Учительница приятно поговорила с Томми, поэтому он воспринял ее, как дружелюбную и внимательную женщину. Томми научился тому, что учительница музыки и урок музыки - это нечто приятное. Реакция Салли была на уровне навыка. Для нее урок музыки был взаимосвязан с игрой на инструменте, поэтому личность учительницы играла для нее весьма незначительную роль. Салли спокойно училась музыке. 

 

Квинтэссенция памяти?

Помните свою учебу в начальных классах? Чтение, письмо и математика считались квинтэссенцией обучения. У памяти тоже есть своя квинтэссенция - это запоминание, закрепление, воспроизведение. Чтобы информация, поступившая в наш разум, не была забыта, она должна пройти все эти этапы. Каждая стадия весьма важна. Давайте проведем краткий обзор каждой из них.

· Запоминание. Запоминание - это начальная стадия памяти. На этом этапе память «знакомится» с информацией. Если речь идет о Слове Божьем, то на этом этапе мы учим текст Писания. Это самый легкий этап, но именно на этой стадии теряется 90 процентов материала, не успев дойти до второго этапа. Данный этап является «камнем преткновения» - на нем «ломаются» многие учителя и программы по изучению Библии; причина неудач в том, что учителя никогда не идут дальше этапа запоминания. Дети просто машинально повторяют за учителем текст, а потом так же просто его забывают. При таком подходе мы вынуждены согласиться с тем, что критики, считающие бессмысленным заучивание Библии, являются абсолютны правыми! Но факт заключается в том, что при подобном подходе дети не учат текст Писания, а просто повторяют его. Учить текст нужно до тех пор, пока он по-настоящему не будет закреплен в памяти. И снова хочется повторить, что неэффективным является не заучивание Писания, а некоторые методы обучения!

· Закрепление. Сцена вторая в пьесе «Память» называется «закрепление»; на этом этапе изученный материал поступает «на хранение» в память и находится там до момента использования полученной информации. Но в процессе обучения стадия закрепления часто игнорируется - учителя переходят от запоминания сразу к применению. Однако без закрепления запоминание имеет минимальную результативность.

Если вы хотите добиться хорошего запоминания, вам необходимо обратить серьезное внимание на этап закрепления. Если ребенок способен повторить текст вслед за вами, это еще не значит, что он в ыучил этот текст. К сожалению, большинство детей никогда не проходят стадию закрепления. Существует тенденция охватить как можно больше стихов, но при этом не учитывается, что для качественного запоминания необходимо время, в противном случае полученная информация будет храниться в памяти ребенка лишь несколько дней, а иногда и считанные минуты! Следует уделить одному тексту Писания столько времени, сколько необходимо для эффективного запоминания, а затем уже переходить к следующему стиху. Помните, что однообразная деятельность тормозит запоминание. Так же стоит запомнить, что во время занятия учить с ребенком лучше только один стих из Библии.

· Воспроизведение. Воспроизведение или вспоминание - это последний, и, тем не менее, самый трудный этап запоминания. Его сущность заключается в том, что сохраненный в памяти материал необходимо «достать» для использования. Существует множество приемов и методов, направленных на то, чтобы помочь ребенку вспомнить выученное. Большинство приемов, имеющихся в данной книге, имеют целью именно воспроизведение.

Запоминание, закрепление и воспроизведение - это три основных этапа в процессе запоминания и они должны строго следовать друг за другом. Если один этап пропущен или ему уделено меньше внимания, чем нужно, тогда эффективное запоминание практически невозможно! Может быть, вам будет полезно нарисовать диаграмму запоминания и повесить у себя в кабинете. Диаграмму можно изобразить в виде выдвижного ящика. Сначала вы пишете сообщение на бумаге (запоминание). Затем вы озаглавливаете его и помещаете материал в папку с определенным названием (закрепление). Позже вы открываете ящик, находите нужный материал и используете его по назначению (воспроизведение).

(прилагается рисунок)

Просто? Да, если вы научитесь правильно сортировать материал. Иногда из нас получаются плохие секретари - мы теряем информацию или храним ее не там, где нужно. Если человек не может правильно расположить в памяти информацию, это потому, что, во-первых, материал вовсе не был сохранен в памяти, и второе, если он был сохранен под неправильным заголовком. Как видите, существует важнейшая взаимосвязь между каждым этапом в процессе запоминания. Ошибка в каком-то из этапов может привести к тому, что информация будет утеряна навсегда!

Случалось ли с вами, что тот или иной текст Писания «вертится на языке», но вспомнить его вы не можете? Поверьте, вы не один такой забывчивый! Обычное дело, но это очень неприятно. Когда вам трудно вспомнить что-то, значит проблема кроется в третьем этапе - воспроизведение. Возможно, третий этап самый трудный потому, что он базируется на двух предыдущих.

Данная книга призвана помочь вашему ребенку пройти все три этапа в процессе запоминания Божьего Слова. Успешное запоминание и закрепление обеспечивают успешное воспроизведение.

Запоминание Слова Божьего - это повеление для нас, потому что нам необходимо запомнить истину Божью надолго. И если уж мы заговорили о долготе, давайте обратимся к двум типам памяти.

 

Кратковременная память

Кратковременная память - это тот объем информации, которую человек может охватить вниманием и запомнить за один раз. Кратковременная память имеет непосредственную связь с длительностью нашего активного внимания. Если кратковременное внимание усложняет процесс обучения, то кратковременная память усложняет эффективность обучения, потому что кратковременная память имеет стойкую тенденцию к забыванию. Если то, что было выучено, не получит многократного повторения, оно будет забыто. Другими словами, если вы не пользуетесь информацией, вы ее теряете. Большая часть входящей в наш разум информации забывается нами в течение трех секунд. Фактически, люди, не готовые к проверке памяти, редко запоминают три буквы из десяти, если неожиданно отвлечь их внимание на две секунды. Две секунды! Родители и учителя знают на своем опыте, что многое из того, что они говорят детям, буквально «влетает в одно ухо и вылетает в другое»!

Неэффективность кратковременной памяти можно наблюдать ежедневно. Как часто вы, собираясь позвонить, разыскиваете в справочнике номер телефона, но забываете его уже к тому моменту, когда берете трубку? Только посмотрев на номер телефона еще раз, вы сможете запомнить его. Какая жалость! Однако причина не в старости или склерозе - просто вы стали жертвой своей кратковременной памяти! 

Как бороться с забыванием? Повторять! Постоянное повторение того или иного текста Писания позволяет ему «впитаться» в вашего ребенка. Если канатоходец, стоя на канате, не будет постоянно двигаться, чтобы балансировать, он быстро упадет. Так же и стих, если его не повторять, будет быстро забыт.

Говоря о недостатках кратковременной памяти, необходимо добавить, что «вместимость» такой памяти очень ограничена. Большинство людей способны одновременно удерживать во внимании не более семи наименований - будь то слова, цифры или изображения. Проведите эксперимент со своим другом: произнесите четыре цифры и попросите его повторить их по порядку. Через секунду добавьте еще одну цифру и попросите друга снова повторить цифры в правильной последовательности. Когда число цифр дойдет до семи или восьми, ваш друг вряд ли сможет повторить их с первой попытки.

Не удивительно ли, что и здесь фигурирует число семь? Семь - это число нашего Господа. Работая с Писанием, не стоит полагаться на кратковременную память, ведь почти все стихи Библии содержат больше, чем семь слов, и если мы хотим, чтобы эти стихи по-настоящему вошли в наш разум и сердце, нам необходимо, чтобы они сохранились именно в долговременной памяти.  

Заучивая тексты Писания с маленьким ребенком, предлагайте ему небольшие стихи, или выдержки из них, содержащие не более семи слов, например: «Все мы блуждали, как овцы» (Ис.53:6а). Данный отрывок содержит пять слов и малышу будет легко запомнить его. Когда ребенок выучит данный отрывок, можно перейти и ко второй части стиха.

Некоторые родители и учителя сомневаются в том, что при запоминании стиха следует разделять его на части, но помните, что вы работаете с детьми. Что лучше для ребенка - выучить нужный стих по частям или отказаться от данного стиха, потому что за один раз его выучить очень трудно? И как решать, какой фрагмент Слова Божьего является наиболее необходимым, своевременным и истинным для ребенка, если все Писание богодухновенно? Помолитесь о том, чтобы Бог показал вам, какой именно стих Библии необходимо знать вашему ребенку, и Бог покажет нужный стих в нужное время.

Итак, кратковременная память имеет высокий процент забывания и ее «вместимость» очень ограничена. Но тогда перед нами встает вопрос: зачем вообще нам нужна кратковременная память? Ответ прост: кратковременная память помогает нам быстро «избавиться» от информации, которая не должна храниться в нашем разуме на протяжении долгого времени. Из всего того, что мы слышим, видим и узнаем каждый день, лишь немногое пригодится нам в дальнейшей жизни. Если бы в нашем разуме хранилась вся информация, поступающая к нам с момента рождения, наш мозг не вместил бы такого объема знаний! Кратковременная память так же помогает нам концентрироваться на сиюминутной цели нашей деятельности. Без кратковременной памяти, являющейся основой сиюминутного запоминания, мы переходили бы от одного занятия к другому, не позволяя нужным знаниям «просочиться» в нас.

Получается, что у кратковременной памяти есть свои плюсы, которые мы должны использовать, помогая нашим детям запоминать Писание. Но кратковременная память недолговечна, поэтому сейчас мы обратимся к долговременной памяти.             

 

Долговременная память

Долговременная память - это именно то, что большинство людей и называют собственно «памятью». Другими словами, долговременная память - это сохранение информации на сознательном и подсознательном уровне. Такая информация может храниться в памяти в течение всей жизни; однако (здесь и скрыта ловушка!) не все то, что хранится в долговременной памяти, мы можем легко вспомнить. 

Давайте вернемся к нашему ящику с папками. Долговременную память можно представить себе в виде стойки для хранения папок, где в верхнем ящике хранятся воспоминания, к которым мы обращаемся ежедневно, а в нижнем - почти забытые воспоминания о том, что произошло с нами очень давно, а так же воспоминания, слишком болезненные для нашего сознания, чтобы их легко вспомнить.

(прилагается рисунок)

Ваша цель - помочь ребенку сохранить тот или иной текст Писания в долговременной памяти. Но при этом нужно очень постараться сохранить данный стих именно в верхнем ящике, чтобы выученный текст хранился в памяти всю жизнь и ребенок мог в любой момент легко его вспомнить. И опять перед нами встает вопрос: как помочь ребенку сохранить текст Писания в долговременной памяти? Чтобы научиться, нам необходимо обратиться к трем ключам, которые помогут нам открыть каналы долговременной памяти:

· ПОНИМАНИЕ

· ПОВТОРЕНИЕ

· ЧУВСТВА

· Понимание. Понимание смысла и значения дает ребенку ясное осознание предмета и концепции и делает запоминание уместным. Понимание - один из самых важных компонентов запоминания; заучивая с ребенком стих Библии, необходимо объяснять ему значение текста, над которым вы работаете. Бог желает, чтобы ваш ребенок полностью понимал истину, а не только воспроизводил звуки и слова. Когда ваш ребенок начнет понимать, для чего нужно учить тот или иной текст Писания, он начнет применять выученный стих. Это особенно необходимо понять тем, кто считает, что понимание Писания важнее, чем запоминание. Вполне понятно, что одно без другого обойтись не может, если мы хотим достичь полноты в Слове Божьем. 

· Повторение. Только когда выученный материал будет повторен несколько раз, он может быть зафиксирован в долговременной памяти. Кратковременная память позволяет помнить текст в течение нескольких минут или часов, но только долговременная память позволяет повторить стих через несколько дней, недель или месяцев. Таким образом, повторяя время от времени выученный стих, ваш ребенок сможет запомнить его так, чтобы не забыть и через много лет!

· Переживания или чувства. Если вы вспомните три реакции на обучение (навык, речь и эмоции), вы увидите потрясающее сходство между влиянием эмоциональной реакции и личных чувств на долговременную память. Когда с процессом обучения у нас связаны какие-то эмоции, выученный материал легко вспоминается даже через много лет.  

Услышанная в магазине мелодия может легко перенести вас в тот далекий день, когда вы шли в первый класс и боялись впервые остаться без мамы. Прошли годы, но в вашей памяти сохранилась ассоциация между этой мелодией и вашим чувством тревоги о том, как вы в первый раз будете без мамы.

Личные чувства - прекрасные стимуляторы памяти! Позволяя детям прочувствовать Писание или на примере окружающих обстоятельств объясняя, кому и когда следует говорить тот или иной текст Писания, мы помогаем им надолго запомнить выученный материал.

 

Мы подробнее поговорим о стратегиях долговременного запоминания в 4 и 6 главах нашей книги.

 

Глава 3

Тропинка памяти

или искусство забывания

 

Эффективность нашей памяти определяется

не общим количеством фактов, которые мы принимаем,

но количеством тех, которые мы отбрасываем.

Джон Винн-Тайсон, 1975

 

Обсуждая кратковременную память, мы узнали о том, что не так уж плохо забывать часть информации, которую мы получаем. Если бы у нас не было способности забывать, наш мозг запоминал бы бесчисленное количество деталей и подробностей, среди которых невозможно было бы выбрать необходимую для принятия решений информацию. Забывание - это необходимость, но фокус заключается в том, чтобы научиться забывать ненужное, а важное - запоминать.

На своем опыте вы уже узнали, что забывать легче, чем запоминать. Но почему? Вспомним квинтэссенцию памяти - запоминание, закрепление, воспроизведение. Чтобы забыть что-то, вам нужно лишь выпустить один из этих трех этапов. Но чтобы запомнить важную информацию, необходимо эффективно пройти все три этапа. Другими словами, на один шанс запомнить приходится три шанса забыть - не очень воодушевляющая статистика.

Вы теперь знаете, что такое память, и как она работает, значит настало время обратиться к механизмам забывания, чтобы не попасться в западню, помогая детям запоминать Слово Божье.

 

Тест КП №2

Прочтите следующий список предметов. Затем закройте их чистым листом бумаги и впишите то, что вы запомнили в пустые строчки. Порядок не имеет значения, главное - перечислить все 10 предметов.

 

1. салат   ___________________________
2. яблоки   ___________________________
3. пудинг   ___________________________
4. оберточная бумага   ___________________________
5. кукурузный початок   ___________________________
6. салфетки   ___________________________
7. бананы   ___________________________
8. моющее средство   ___________________________
9. тыква   ___________________________
10. бумажные полотенца   ___________________________

 

Итоги:

0 - 3 - средний уровень.

4 - 6 - очень хорошо.

7 - 8 - превосходно!

9 - 10 - пожалуйста, пойдемте со мной в магазин на следующей неделе!

С подобным тестом нам приходится сталкиваться чуть ли не каждый день - если ваша семья съедает в день столько же, сколько моя! Удивительно, но именно по возвращении домой из магазина, вы вспоминаете то, что забыли купить! Давайте снова проведем тест, но на этот раз вы должны написать свой собственный список покупок. Расставьте пункты в алфавитном порядке или разбейте на категории. Затем закройте свой список чистым листом бумаги и попробуйте вспомнить. Вперед!

_____________________ _______________________
_____________________ _______________________
_____________________ _______________________
_____________________ _______________________
_____________________ _______________________
_____________________ _______________________
_____________________ _______________________
_____________________ _______________________
_____________________ _______________________
_____________________ _______________________  

 

Обсуждение. На этот раз ваши показатели улучшились? Так и должно было быть, ведь вы применили две эффективные стратегии запоминания!

· Персонализация. Во втором тесте список продуктов не был для вас чужим - это был ваш собственный список, являющийся небольшой частичкой вас самих. Персонализация и желание выучить - прекрасные стимуляторы памяти.

· Алфавитный порядок или категории. Вы применили эффективную стратегию запоминания - разбили свой список продуктов на категории или расставили в алфавитном порядке. Алфавитный порядок или категории позволяют легче вспомнить список.

Итак, вы уже применили пять стратегий укрепления памяти. Посмотрим, сможете ли вы применить их в третьем тесте?!

 

Тест КП №3

Посмотрите на два ряда треугольников в течение 15 секунд. Закройте их чистым листом бумаги и нарисуйте.

(рисунок)

 

_________   ________ _________ ________ ________ ________
_________   ________ _________ ________ ________ ________

 

Итоги.

Ну и ну! Может быть, нам будет лучше не подводить итоги? Третий тест был очень сложным, но еще сложнее ребенку учить наизусть два текста Писания одновременно, или учить новый стих, когда предыдущий еще не запомнен достаточно хорошо. Данный тест - это иллюстрация подобного занятия - попытаться запомнить два взаимосвязанных списка. Независимо от того, состоят ли эти списки из слов или треугольников, это сделать очень сложно!

Все стихи Писания состоят из слов и фраз, зачастую идентичных. Все стихи Писания имеют цифровые ссылки, «благодаря» которым запоминание стиха еще более усложняется. Остановитесь на минуту и задумайтесь о том, сколько в Библии текстов с ссылкой «1 глава, пятый стих» - шестьдесят шесть! Как видим, маленькому ребенку сложно не запутаться во всех числах, но существуют способы запоминания сходных стихов и ссылок, точно так же, как в нашем последнем тесте. Давайте разберемся:

Вернемся к треугольникам из третьего теста. Внимательно посмотрите на них. Все они равнобедренные, не так ли? Да! Теперь поищем соответствия. Какие у вас идеи? Точно! Верхние и нижние треугольники образуют пары - они идентичны. Теперь их можно легко запомнить.

Рассмотрите с ребенком несколько стихов с одинаковыми ссылками и это поможет ему разобраться. Например, существует несколько любимых многими детьми стихов со ссылкой «3:16». Помогите малышу найти какие-то соответствия между стихами - возможно, они начинаются с одной буквы, или несут одинаковый смысл, или содержат противоположные слова. Вы удивитесь тому, что подобные маленькие хитрости помогут и вам самим лучше запомнить тексты Библии!    

А теперь, зная принципы работы памяти и несколько методов ее закрепления, мы готовы двинуться дальше - к семи стратегиям, которые помогут вашему ребенку запомнить Слово Божье. Бог открывает двери - Он дал нам прекрасные методы укрепления нашей памяти. За нами - шагнуть и применить эти методы!

 

 

Помочь детям понять, запомнить и сохранить в сердце Слово Божье

(содержит занятия для детей разных возрастов)

 

Работаете ли вы учителем или воспитываете собственных детей, на вас возложена огромная ответственность. В ваши руки доверены маленькие сердца, чистые, как лист бумаги; вы будете записывать на них информацию, которая будет формировать дальнейшую жизнь этих драгоценных созданий. Книга «...сокрыл в сердце своем» поможет вам начертать на детских сердцах Слово Божье, и вложить туда сокровище мудрости, которое окажет им немалую помощь в будущем.

Данная книга предлагает родителям, учителям и лидерам теоретические принципы и практические методы запоминания стихов из Библии. На основе своего опыта работы с программами по запоминанию Писания детьми, Сьюзан Линго рассказывает о том, как работает память, а затем показывает вам занимательные, эффективные методы помощи детям в заучивании и запоминании стихов Писания. Из книги вы узнаете:

· как мы запоминаем информацию и как забываем

· три принципа долговременного запоминания

· семь проверенных стратегий закрепления выученного

· особенности запоминания у детей разных возрастов

САМОЕ ГЛАВНОЕ - ВЫ НАЙДЕТЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ И ОТ 8 ДО 12 ЛЕТ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯТ ДЕТЯМ ЗАХОТЕТЬ УЧИТЬ СТИХИ ИЗ БИБЛИИ!

Сьюзан Линго работает старшим издателем в Лавленде, Колорадо. Она написала более 20 книг для детей, включая «Научить детей молиться», «Я могу читать Библию», «С ранних лет посвящен Иисусу». Сьюзан имеет большой педагогический опыт - она 14 лет работала учителем начальных классов. В течение пяти лет Сьюзан трудилась в детском служении. Сьюзан и ее муж, Клифф имеют двоих детей подростков.

 

С любовью к Линдси, Дженни, Джессике, Саре, Эллисен и Вел. Спасибо, что полюбили и запомнили Слово Божье - это было нелегко, но ваши усилия стоили результата! Да!

Сьюзан Линго

 


Глава 1

Дар памяти

Память праведника пребудет благословенна.

Притчи 10:7

Память - это один из самых драгоценных даров, данных Богом каждому мужчине, женщине и ребенку. Для праведника память - большое благословение, источник силы, уверенности и радости. Для нечестивца память может стать проклятием непрекращающейся головной боли.

Только человека Бог наделил невероятной силой осознанного запоминания. Ни одно другое творение Божье, ни одно другое живое существо не имеет способности осознанно запоминать. Растения лишь реагируют на окружающую среду. Реакцию животных определяют их природные инстинкты и рефлексы. Саламандра не может запомнить знойный август или холодные февральские ночи. Герань не помнит, когда ее поливали. И даже самый преданный пес (несмотря на протесты ревностных любителей домашних животных) не способен запомнить фамилию или номер телефона горячо любимого хозяина. «Бог дал нам память, чтобы в декабре мы вспоминали о розах», - так поэтично выразился Джеймс Барри.

Зачем же Бог наделил людей памятью, которая приносит столько боли и радости? Чтобы учиться! Нам дана память, чтобы мы познали всемогущую силу и бесконечную любовь нашего Небесного Отца. Нам дана память, чтобы мы узнали и воплотили в жизнь Его план спасения через Иисуса. Нам дана память, чтобы мы любили друг друга, вместе носили бремена, разделяли горе и радость. Благодаря памяти мы познаем и запоминаем, что есть хорошо и плохо в глазах нашего Создателя, и учимся делать правильный выбор. Бог дал нам память, чтобы мы могли узнать и запомнить тот «святой клей», который соединяет вместе жизни людей - Святое Писание. 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.