Блудного беса не прогонит никакой, даже самый искусный врач. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Блудного беса не прогонит никакой, даже самый искусный врач.

2020-10-20 558
Блудного беса не прогонит никакой, даже самый искусный врач. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОЗЕРЦАНИЕ И РАССУЖДЕНИЕ

ГЛАВА XXXI V, ч. 34

Автор темы, Тамара Костина

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!

Господи, благослови!

О БЛУДЕ

О страсти блуда, Словами Святых отцов:

Писание призывает бежать. «Бегайте блуда» (1Кор.6:18), — писал апостол Павел. А вслед за первоверховным апостолом, и святоотеческий опыт дает относительно сего греха совет: Беги от источника блудных искушений, беги и от своих нечистых мыслей.

Кто-то из святых сказал, что блуд есть страсть, которой нельзя смотреть в глаза. И действительно, из всех подвигов, которые поднимали святые, самые страшные по своей мучительности порождались именно борьбой с блудом.   

Иоанн Многострадальный, сражаясь с блудными помыслами, зарыл себя по грудь в землю, так что нижняя часть тела загноилась и кишела червями.

Преп. Мартиниан (Кесарийский), терпя искушение от блудницы, вошел в пламя костра и стоял там, пока не обгорел до полусмерти.

Преп. Мария Египетская целых 17 лет терпела невыносимые страдания в безжизненной пустыне, чтобы дух блуда отступил от нее.

Другой подвижник, упоминаемый в «Отечнике», вымазал свою одежду гноем разложившегося трупа и ходил в ней до тех пор, пока Бог не исцелил его от блудной страсти.

Прямая борьба с этой страстью страшна. Уверен ли ты, что выдержишь? Если нет, то лучше беги. Беги оттуда, где тебя искушают, беги от того, кто тебя искушает. Так говорит бесстрашный Павел, так подсказывает зрение всеобщей зараженности этой страстью.

Блудного беса не прогонит никакой, даже самый искусный врач.

Апостол Павел также замечает: «всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1Кор.6,18). Действительно, блуд возглавляет сравнительно небольшое семейство грехов, которые сами в себе несут наказание — разрушается не только душа, но и тело человека. Таково пьянство, превращающее цветущего человека в дрожащее насекомое. Такова наркомания, выпивающая все жизненные соки из организма. Таково чревоугодие, из-за которого плоть беснуется. Но блуд страшнее их, потому что не лечится человеческими средствами. Блудного беса не прогонит никакой, даже самый искусный врач. Только когда Христос и Его Пречистая Матерь станут между человеком и его страстью, тогда человеку станет легче. Но и при этом хитрый и страшный бес блуда не уйдет совсем, а будет лишь ждать удобного случая.

Кстати, по апостолу Павлу, на тему блуда и писать-то нельзя. «Блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф.5,3), - говорил Павел. Как же далеки мы сегодня от этих слов! На наших исповедях редко не звучит упоминаемый грех, с прибавлением слова «мысленный». Но, в то же время, в нашем плачевном состоянии есть и положительная сторона. Раскаявшимся блудницам Христос обещает лучшую участь, нежели первосвященникам (Мф.21,31).

Духовные причины блудного греха

Семя греховности легко зароняется в душу, в которой нет веры. Поговорка гласит: свято место пусто не бывает. На место помыслов о Вечном и молитвенных преклонений, приходят блудные помыслы и грехи. В православии от человека требуется подобно Христу распинать свою плоть, отказываться от «дружбы с миром» во имя Духа, а где взять силы нести Крест, если нет веры и смирения, чтобы принять в помощь Божью благодать?

К блуду еще подталкивают изнеженность духа и плоти.

Верующий должен постоянно блюсти воздержание всех пяти чувств, не увлекаться сильно эстетикой внешнего вида или благоуханием, не забывать себя в праздном слушании музыки, не потворствовать чревоугодия, ощутив приятный вкус во рту. Разнузданность чувств перетекает в потакание сладострастию, так утверждаются в человеке 7 смертных грехов.

Признаки блуда

Распознать блудника или блудницу можно по наряду, поведению и речам. Распущенные люди одеваются ярко и сексуально, носят сильно обтягивающую или чрезмерно открытую одежду, будто пытаясь все тело выставить напоказ как товар на прилавке. Блудники постоянно пытаются влезть в личное пространство человека, на которого положили глаз, много прикасаются, прижимаются, затягивают объятия.

В беседах грешники часто   рассказывают пошлые истории, злоупотребляют сортирным и постельным юмором, громко говорят, желая привлечь внимание. Иногда переходят на томный шепот, жеманно или нарочито дерзко улыбаются, строят «глазки», намекая на желание вступить в половую связь.

Степени греха

Однозначного деления блуда по степени греховности нет, однако это можно заменить условным различением более или менее тяжелого греха. Блуд, как уже говорилось, это грех, заключающийся в искажении влечения к рождению новых поколений. Можно выделить наименее и наиболее неестественный, исказившийся блуд.

От влечения к половозрелым представителям противоположного пола можно перейти к рукоблудию, мужеложству, малакии и педофилии. Самые противоестественные и гнусные блудные грехи - это некрофилия и скотоложство. Библия говорит о блуде с животными: «Ни с каким скотом не ложись, чтобы... оскверниться от него» (Лев. 18:23).

Блуд с прелюбодеянием можно отличать по тяжести греха по следующим признакам:

был ли преступлен Божий закон лишь в уме;

осуществлялись ли реальные действия;

была ли втянута в блуд чистая душа.

Это социальное измерение блуда упоминалось и ранее. Блудник не только распутствует сам, он развращает своими речами, поведением другого.

Влияние на человека

Душа у блудника часто становится нечувствительной к пороку, свыкается с ним и не ищет добра и благодати. В Небесном Царстве для нее тогда нет наследства (1Кор. 6:9-10). Такой человек душою все равно что мертв, он более походит на животное, ищущее ласк и удовольствий, но неспособное к любви и истинной радости.

Иногда же распутник, наоборот, чувствует, как порочно и зыбко его существование, как низко его падение и как под ним разверзается ад. От дел своих грешник впадает в отчаяние и не надеется на Божье милосердие, на то, что тот отпустит все блудные и произошедшие от них грехи, отсюда душевные муки, метания, разлад и кочевание по граням безумия.

Погрязшая в распутстве душа уже не может в свободной благости Духа сообщаться с другими христианскими душами. Другого человека, который весь выкуплен уже для Славы Божьей ценой распятия Христа (1Кор. 6:20), та бессознательно, по одной привычке уже превращает в объект блудных помыслов, в средство для утоления сладострастных желаний.

Влияние на дух человека

Блуд, рассматриваемый с точки зрения религиозной, или духовной, согласно игумену Петру Мещеринову, выступает как то, что «изгоняет из сердца человека Святого Духа». Тот не может постоянно быть в нечистоте, в грязном «храме», ведь с храмом сравнивает апостол Павел тело человека в Первом послании к Коринфянам. Блуд — это смертный грех, в том смысле, что упорствование в нем ведет к полному отпадению от Бога, к духовной смерти без надежды на воскрешение.

Этимология, происхождение русского слова «блуд» уже указывает, что человек, впавший в него, заблудился в потемках плоти и сознания, потерялся в «мире» и не может найти истинный путь — к Богу. Духовный блуд в православии — свидетельство безбожия, и редко оно бывает преходящим.

Блуд и семейные отношения

Семьи, живущие вне брака, лишены божественной благодати и покровительства. Дети видят, что родители живут в блуде и учатся от них тому же. Когда один из партнеров, не сдерживаемый ни формальной отметкой в паспорте, ни положением об обязательной выплате алиментов, уходит, большой урон наносится по детям, их психике, их вере в людей, в добро и любовь.

Блуд в православии толкуется в двух смыслах, во-первых, как половое распутство, похоть, во-вторых, как отпадение от Бога, потеря духовного пути, это так называемый «духовный блуд». На второе значение слова особенно ясно указывает этимология: «блуд» ведет свое происхождение от старославянского «блѫдъ», также как и слова «блуждать», «заблуждение». Согласно Толковому словарю Даля, блуд имеет народное значение, более древнее, сводящееся к «уклонению с прямого пути», и второе, церковное, подразумевающее «безбрачное сожитие». Соответственно и значение слова «блудить» не исчерпывается глаголами «плутать», «бродить», «скитаться» по неизвестной местности, а вмещает также смысл «любодействовать», развратничать.

Эта двойственность этимологии русского слова «блуд» отчасти объясняется обстоятельствами принятия христианства. В Древней Руси были другие нормы взаимоотношений полов, взять хоть обычай заниматься любовью во время сева, чтобы поделиться плодовитостью и соками плоти с землей. Поэтому по Крещении Русь сразу оказалась «погрязшей» в грехе блуда. Перестраивание этой области этики на христианский лад проходило медленно: про блуд на Руси писали многие историки и иностранные дипломаты, например, современник Ивана Грозного Д. Флетчер или бывавший в стане Степана Разина Л. Фабрициус.

Про блуд и прелюбодеяние

В православии понятие блуда широко и имеет разные градации значения. В самом широком смысле, заключенном в Седьмой Заповеди «Не прелюбодействуй!», блудный грех и прелюбодеяние выступают как синонимы. Однако в каноническом праве эти понятия разведены. Прелюбодеяние — это грех измены законному супругу (или супруге), а также, поскольку человеческая душа — Невеста Господня, это и смертный грех измены Богу. Блуд, взятый в узком значении, не предполагает измену, поэтому и наказание за прелюбодеяние, согласно Иоанну Златоусту, должно быть вдвое, втрое строже.

Блудом занимаются люди холостые, еще не пошедшие под венец, а в дискурсе воцерковления, люди, еще не пришедшие к Богу. И первый, и второй виды блуда бранил Святой Августин в своей «Исповеди». Он же с горькой насмешкой вспоминал, как его современники откладывали Таинство Крещения, чтобы перед ним успеть вдоволь погрешить и нагуляться.

Блудом считаются любые половые отношения до заключения брака, все «первые попытки» и «пробы», сожительство, рукоблудие (мастурбация), «мокрые» сны, просмотр порно, чтение развращающих, воспевающих сладострастие книг, получение удовольствия от пошлых шуток. Блуд — это искажение человеческой способности производить потомство, обращение ее в противоестественные отношения взаимоуслаждения. Гражданский брак, то есть тот, который был зарегистрирован в органах ЗАГС, Церковь признает, хотя и почитает его за неполный, несовершенный, поскольку супруги не приняли в Таинстве Божью благодать и благословение на семейную жизнь.

Возможен ли блуд в браке?

На первый взгляд, нет, ведь здесь половая любовь оказывается как бы пиком душевных взаимоотношений близких друг другу людей с принятием взаимной ответственности. Однако если супруги видят в друг друге не равных партнеров, братьев и сестер во Христе, занятых делом взаимного спасения, а лишь объекты для излияния похоти, то что это как не узаконенный блуд?

Прелюбодей ищет сексуальных партнеров «на стороне», не желает довольствоваться выбранным спутником жизни. «Гуляя», безответственный муж (или жена) не только рискуют разрушить семью и травмировать психику детям, они нарушают целый ряд заповедей. Помимо уже упомянутой седьмой, преступается также восьмая, «Не кради!», ведь тело свое он ворует и у жены своей, и у Бога («Тело не для блуда, но для Господа...Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы?» (1Кор. 6:13-16)), девятая (ведь при измене нарушаются данные клятвы и начинается бесконечный поток лжи), иногда десятая — «Не желай жены ближнего своего».

Как рождается грех блуда?

Православие учит, что любому прегрешению предшествует нехорошее намерение при благом деле. Например, во время исполнения супружеского долга может одолевать намерение получить удовольствие лишь для себя или попробовать какой-нибудь неестественный, но приятный телу жест. Намерение может постепенно преобразоваться в навязчивый помысел.

Если не отсечь его сразу, но проявить к нему внимание, согласиться с ним, от помысла зародится грех.

Кульминацией развития, согласно предложенной Евагрием Понтийским схеме, будет исполнение, свершение греховного поступка. А самой крайней степенью блуда — долгое упорствование в одном из 7 смертных грехов, полное порабощение страстью, заставляющее восстать против Бога.

Опять же, если в обществе поощряется ношение открытой, сексуальной одежды, разве стоит удивляться, что душа начнет блудить «вслед сердца и очей» (Числ. 15:39)? Наготы других людей следует избегать, об этом писал, среди прочих, Антоний Великий, вспоминая, как, оказавшись на берегу преграждавшей путь реки, он с учеником решили разделиться, чтобы не видеть наготы друг друга, пока плывут.

Свободная форма отношений не препятствует проявлению интереса к свободным людям или даже «чужим женам» и мужьям. Напротив, всегда остается психологическая лазейка, позволяющая сказать, что все было несерьезно или «просто не срослось».

Без брачных уз возлюбившие друг друга не могут в целостности осуществить свои душевные и духовные устремления, слиться в Боге, но всегда остаются как бы в подвешенном состоянии, в постоянной незавершенности, в не скрепленной ни светским, ни божественным законом ограниченной целостности.

О блудницах

В Ветхом завете много говорится о блудницах, но ни разу о блудниках, хотя распутству там предаются в равной степени и мужчины, и женщины. Примечателен рассказ о вдовице Фамарь в Книге Бытия (Быт. 38:11-26), к которой вошел ее свекр, приняв за проститутку. Когда же спустя 3 месяца оказалось, что девушка «впала в блуд» и беременна, тот велел вывести ее и сжечь, однако промысел Господень уготовил иное.

Распутство в мужчинах в древних Книгах почитается за привычное, блудников предостерегают разве что от алкания жены соседа и от возлежания со скотом, к женщинам же светские и религиозные законы неизменно строги.

Протоиерей Глеб Каледа с сожалением отмечает, что на исповеди мужчины редко каются в блуде, поскольку не считают его чем-то неестественным. В патриархальной культуре образ блудницы стал нарицательным, хотя грешат всегда оба пола. Такое положение дел возмущало и христианских святителей. В частности, Иоанн Златоуст писал, что действующим в его время законам предпочтет «закон Божий, который равно укоряет и жену, и мужа».

Образ блудницы, однако, служит не только порицанию женского пола, но и восхвалению милосердия Господня к кающимся. «Мы знаем», — пишет прот. Глеб Каледа. — «покаявшихся блудниц, ставших святыми, и великою святою почитаем Марию Египетскую». Иисус Христос сказал, согласно Евангелию по Матфею: «Мытари и блудницы вперед вас [священников и старейшин] идут в Царство Божие» (Мф. 21:31), и те грешные «поверили ему» (Мф. 21:32), раскаялись в грехе своем и уверовали в Бога и вечную жизнь.

Частные методы

В момент, когда начинает завладевать душою блудный помысел, надлежит вспомнить о прошлом раскаянии, о стыде, который испытывался на исповеди, когда приходилось признаться духовнику в распутстве и разврате.

Другой вариант — подумать о наказании за отпадение от праведного образа жизни, о грядущих муках и страшных последствиях.

Кроме того, можно обратиться за помощью к образу ближнего. Перечислить нравственные достоинства человека, которого блуд подстегивает обратить в средство для удовлетворения похоти. Всегда нужно помнить об общем спасении, о бедах, которые этой душе пришлось претерпеть и о ее надеждах. Перейти от плотского желания к духовному общению.

Православные святые о прелюбодеянии:

Афонский старец, святитель Григорий Палама пишет, что «блудное примешение через слух и зрение проникает в душу» мирянина или монаха, и погружает того в «срамные помышления», так любая добродетель, если не следить неусыпно за воздержностью тела, может быть обращена в пепел. В «Изъяснении десяти заповедей» он поучает: «Не любодействуй, [иначе будешь] повинен вечному наказанию» за осквернение тела Христова нечистотой. Тем, кто не изберет целибат, он наказывает обращаться с супругой «как с сосудом во святыне», «чужих жен [же] удаляться всеми силами». Верующий должен исторгнуть из себя «горькие корни» помыслов, пока они не принесли «смертоносных плодов» — духовного отпадения.

В сборники «Добротолюбие» приводятся слова Иоанна Кассиана о том, что сопротивление духу блуда — это «брань лютая, которая начинает бороть с первого возраста зрелости», противостоять ей нужно не только телесным целомудрием, но и «покаянным сокрушением духа, неотступной молитвой». Главное же — «истинное смирение, без которого ни над какой страстью никогда не будет приобретена победа». Болезнь блуда «имеет нужду в уединении и удалении от людей», иначе сложно вылечиться и добиться чистоты духа для Царства Господня. «Иное дело быть воздержным», — пишет он. — «И иное – чистым, пришедшим в невозмутимое состояние целомудренной непорочности и девственной невинности».

 Блудная брань не кончается до смертного часа, она может проявляться очень тонко. Святые говорят, что смех при общении с противоположным полом бывает вызван блудным бесом, слезы, даже слезы на молитве, которые мы принимаем как благодатные, разные другие «благодатные» настроения при молитве и в храме которые верующие описывают как «на меня сошла такая благодать!!!» вызывают у нас именно бесы блуда. Единственное правильное для нас состояние это сознание своей бесконечной греховности и покаяние. Ко всему остальному надо относиться очень осторожно.

ОБМАНЫ БЛУДНОГО БЕСА

Святые отцы учат нас быть внимательными к нашим чувствам и мыслям, чтобы не впасть в грех, поддавшись на обманы и подлоги нечистых духов. Блудные бесы часто представляют добрым и полезным то, что на самом деле ведёт к возрастанию блудной страсти. О том, к каким уловкам они прибегают, пишут святые подвижники, познавшие это на собственном опыте.

Преп. Иоанн Лествичник:

Будучи в искушении, я ощутил, что сей волк хочет обольстить меня, производя в душе моей бессловесную радость, слезы и утешение, и по младенчеству своему я думал, что я получил плод благодати, а не тщету и прелесть.

Склонные к сладострастию часто бывают сострадательны и милостивы, скоры на слезы и ласковы, но пекущиеся о чистоте не бывают таковы.

Будем испытывать, исследовать и наблюдать, какая сладость происходит в нас при псалмопении от беса блуда и какая – от словес Духа и заключающейся в них благодати и силы.

Не забывайся, юноша! Я видел, что некоторые от души молились о своих возлюбленных, будучи движимы духом блуда, и думали, что они исполняют долг памяти и закон любви.

Никто в продолжение дня не представляй себе в уме случающихся во сне мечтаний, ибо и то есть в намерении бесов, чтобы сновидениями осквернять нас бодрствующих.

Услышим и о другом коварстве наших врагов. Как снеди, вредные для тела, по некотором времени или день спустя производят в нас болезнь, так весьма часто действуют и причины, оскверняющие душу. Видел я наслаждающихся и не вдруг боримых; видел, что некоторые едят и пребывают с женщинами и в то время не имеют никакого худого помышления; но когда они обольстились самонадеянностью и возмечтали, что имеют мир и утверждение, то внезапно подверглись погибели в своей келлии. А какая это погибель, телесная и душевная, которой человек может подвергаться один, знает тот, кто находился в сем искушении, а кто не был искушен, тому и знать не надобно.

Все вы, желающие обучиться чистоте, услышьте еще об одной хитрости и коварстве обольстителя душ и будьте осторожны. Некто собственным опытом изведал сей обман его и сказывал мне, что бес плотского сладострастия весьма часто вовсе скрывает себя, наводит на инока крайнее благоговение и производит в нем источники слез, когда он сидит и беседует с женщинами, и подстрекает его учить их памятованию о смерти, о последнем суде и хранению целомудрия, чтобы сии окаянные, прельстившись его словами и притворным благоговением, прибегнули к этому волку как к пастырю; но окаяннейший оный, от близкого знакомства получив дерзновение, наконец подвергается падению.

Все бесы покушаются сначала помрачить наш ум, а потом уже внушают то, что хотят; ибо если ум не смежит очей своих, то сокровище наше не будет похищено; но блудный бес гораздо больше всех употребляет это средство».

Преп. Нил Синайский предупреждает о коварных приёмах блудного беса, искушающего подвижника:

«Если страсть похотная при обращении с женщинами будет покойна, не верь обещаемому ею бесстрастию, ибо и пес окруженный толпою, машет хвостом, но, когда выйдет из нее, тотчас оказывает свойственную ему лютость.

Когда воспоминание о женщине станет бесстрастно, тогда заключай, что вступил ты в пределы целомудрия. Когда же представляемый тобою образ ея за душу тебя берет, тогда знай, что ты еще чужд этой добродетели. Но и в первом случае не останавливайся на таковых помыслах и долго не беседуй мысленно с женским образом, потому что страсть сия любит возвращаться назад, и опасность от нее близка.

Не приучай помысла входить в собеседование с сластями похоти, потому что в сонме страстных мыслей и движений разгорается огнь (Пс. 105,18). Они, разгоряча тебя, заставят думать, что трудно удержать огнь естества, что не в силах ты далее делать насилие естеству и что, хотя сегодня согрешишь по нужде, но завтра покаешься по заповеди, ибо закон (христианский) человеколюбив, легко прощает грех кающимся. При этом представят тебе в пример, как некоторые после воздержания пали и снова покаялись, придавая вероятность обольстительному совету своему, чтоб, сокрушив твердость сопротивоборства этою надеждою легкого снова обращения чрез покаяние, храм целомудрия сделать домом блуда.

Смотри, человек воздержания, под предлогом покаяния не обольщайся неизвестными надеждами, ибо многие, пав, немедленно похищены смертию, а другие не в силах были встать (от падения), привычкою к сластям похотным связанные, как законом. Почему знаешь ты, человек, будешь ли жив и покаешься ли, что назначаешь себе годы жизни?»

Св. Игнатий (Брянчанинов):

«Все святые Отцы старались удаляться по возможности своей от знакомства и общения с женами, и такое поведение передали нам в своих душеспасительных, боговдохновенных писаниях. Отцы, зная удобопоползновенность человека, не доверяли ни святости своей, ни престарелому возрасту и его неспособности ко греху. Они, до конца жизни, не преставали удаляться от причин греха: такое удаление есть сильнейшее средство для победы над грехом. Когда преподобный Сисой Великий очень устарел, тогда ученик его, авва Авраам, предложил ему поместиться на жительство поближе к населению. На это отвечал девяностолетний старец: «Поместимся там, где нет жен». Ученик возразил: «Где-ж место, в котором бы не было жен, кроме пустыни?» Старец сказал: «Помести-же меня в пустыне, чадо» (Алфавитный Патерик). Благое произволение человека укрепляется вдали от соблазнов, получает необыкновенную твердость и силу; напротив того оно, будучи приближено к соблазнам, начинает мало по малу ослабевать, и наконец совершенно извращается. Так лед на морозе крепнет более и более; но, будучи подвергнут влиянию тепла, тает и исчезает. Братия! подобает нам удаляться от знакомства с женами, особливо близкаго, от частых свиданий и бесед с ними. Вознамерившиеся победить естество! поймите, что эта победа невозможна, если мы будем подвергать себя непрестанно влиянию естества, и возбуждать в себе действие его».

Преподобный Лев Оптинский:

«Всеобщий враг – диавол, свои брани и козни всегда применяя, обманывает и побеждает нас таковыми злохитрыми и коварными злоухищрениями; и вы не утверждайтесь в том, чтобы у вас вовсе угасла ярость и плотская страсть; но разве на некое время дан вам отлог для отдохновения.

И не враг сию ослабу преподает, но милосердием Божиим благодать Его невидимо, за молитвы отец и матерей, вспомоществует; ибо аще бы не Божия благодать невидимо защищала и подкрепляла, то едва бы кто возмог соблюсти в непорочности себя».

Преподобный Иосиф Оптинский:

«Против блудной страсти надо быть осторожной даже до смерти, как пишут святые отцы».

Скажу теперь о некоторых тонких бесовских кознях, о которых святые отцы предупреждают спасающихся.

1. Перед тем как соблазнить человека, невидимый наставник блуда обыкновенно внушает ему, что Бог человеколюбив и простит за страсть, которая-де естественна для человека. А когда ввергнет в ров греха, этот коварный начинает шептать нам в уши совершенно противоположное: «Ты погиб; Бог – неумолимый Судия, скоро умрешь и не успеешь покаяться, да и сил у тебя нет, чтобы умолить Бога за свои грехопадения». Делают же это для того, чтобы в первом случае легче было вовлечь нас в скверну, а во втором – чтобы привести в отчаяние. Примеров сколько угодно. Мнение, что «будто страсть, неодолимо влекущая к половым отношениям, представляет нечто вполне естественное даже для благородных натур», довольно широко распространено в культурном обществе, хотя и находит еще противников. Что же касается до обычая демонов приводить человека, уступившего срамной страсти, к потере веры в милосердного Бога или (если павший и так был не совсем верующим) в подавленное состояние с безнадежным взглядом на мир, в котором не может быть счастья, а есть только одни страдания, то действие этого обычая можно видеть на примере Шопенгауэра. Пессимизм его философии объясняется очень просто. Жизнерадостный дотоле философ настолько беззаботно предавался естественным потребностям, что получил наконец сифилис. После этого все его миросозерцание демоны затянули черным флером и мировую жизнь представили в виде страшной бессмыслицы.

2. Хотя в состоянии печали и уныния мы и не грешим, но демон доволен, потому что в это время мы не можем приносить как следует покаяния, не можем «ни окаявать себя, ни укорять». А когда несколько успокоимся и острота отчаяния пройдет, тогда наш искуситель подходит и снова внушает мысль о милосердии Божием, чтобы мы опять пали.

3. Иногда блудный бес подступает к нам в церкви и дома, когда видит, что мы особенно расположены усердно помолиться и получить благодатное умиление, вместо этого тонко соблазняет душу принять блудную сладость. Результатом обольщения является самоуслаждение и довольство слезами, самою молитвою, в более грубом виде – пением (сравните наши певческие хоры). Мы забываем – я не говорю про тех, которые и не знали этого никогда, – что слезы, молитва, пение и прочее – только средства для спасения, а не цель, не само спасение. С их помощью нам надо привлечь благодать Святого Духа и построить чудное здание души. А когда оно будет построено, леса (слезы, произнесение молитвенных слов и прочее) будут убраны. А если благодати Святого Духа мы не получаем, значит, и дом души у нас не строится; тогда, что толку и в приспособлениях этих, и в этих вещах, по существу хороших? Плакать можно и сидя над луком, и «Херувимскую» Архангельского может спеть граммофонная пластинка… Итак, христианину нужно следить, не больше ли он хочет доставлять удовольствия себе, чем угождать Богу? Не уподобляется ли он страстному соловью или глухарю на току при своем пении или молитве?..

4. Что видим во сне, того мы никогда не должны стараться припоминать, «ибо и то есть в намерении бесов», чтобы посредством ночных сновидений возмущать и осквернять днем чистоту наших помыслов.

5. Иногда человек, пребывая в шумном обществе, не испытывает никакого искушения, а когда остается один, то ощущает сильную блудную страсть. С особенной лютостью бесы блуда нападают на монахов, а из них – на безмолвников и пустынников, внушая и первым и вторым, и последним, что они никакой пользы не получают от своего уединения. Когда человек поверит им и соприкоснется с миром, они сперва, для доказательства внушаемой мысли, отходят от человека, а потом внезапно налетают на него и повергают его в такой глубокий ров бесчестных страстей, о котором он раньше никогда и не думал. Итак, где мы терпим нападения от врагов, там, без сомнения, и сами сильно боремся с ними" и представляем ценность для них ненавистную; «а кто этой брани не чувствует, тот оказывается в дружбе с врагами» и любезен им.

6. Должно упомянуть еще об одной разновидности бесовских козней. Эта напасть бывает обычно с монахами или с мирянами, сильно ревнующими о спасении. В этом случае бес блуда надевает на себя совершенно несвойственную ему личину целомудрия и внушает спасающемуся плач о своей будущей страшной участи. Он наводит на искушаемого им человека «крайнее благоговение и производит в нем источники слез» на молитве и при беседе с женщинами подстрекает учить их памятованию о смерти, о последнем суде и даже хранению целомудрия… И все это затем, чтобы «эти окаянные, – говорит св.Иоанн Лествичник, – прельстившись его словами и притворным благоговением, прибегнули к этому волку как к пастырю; но – окаяннейший оный, от близкого знакомства получив дерзновение, наконец подвергается падению».

7. Не всегда блудные демоны уходят от человека с той целью, чтобы позднее низложить его блудом. Бывает и другое у них намерение – оставить при нем беса гордости, который один заменяет собою всех прочих. Последнее мы должны хорошо уразуметь, и если захотим поискать примеры в миру, особенно среди лиц талантливых и ученых, то найдем их более, чем в достаточном количестве. Со спасающимися бывает, что и Господь охраняет их от блудной страсти, когда им приходится замедлить в миру, среди его суетной обстановки. Быть может, их спасает и молитва духовных отцов. Но случается некоторое омертвение в человеке и оттого, что уже прежде он пресытился тем виденным и слышанным, а потому не чувствует остроты брани.

8. В плотской брани между духами злобы есть один бес, быстрее и неприметнее которого нет ни одного. Святые отцы называют движимый им помысл «набегом мысли». В заключение нужно сказать словами преп.Серафима Саровского. «Лет до тридцати пяти, то есть до преполовения земной жизни, велик подвиг бывает человеку в сохранении себя, и многие в сии лета не устаивают в добродетели, но совращаются с правого пути к собственным пожеланиям».

СЛАВА БОГУ!

АМИНЬ!

 

СОЗЕРЦАНИЕ И РАССУЖДЕНИЕ

ГЛАВА XXXI V, ч. 34

Автор темы, Тамара Костина

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!

Господи, благослови!

О БЛУДЕ

О страсти блуда, Словами Святых отцов:

Писание призывает бежать. «Бегайте блуда» (1Кор.6:18), — писал апостол Павел. А вслед за первоверховным апостолом, и святоотеческий опыт дает относительно сего греха совет: Беги от источника блудных искушений, беги и от своих нечистых мыслей.

Кто-то из святых сказал, что блуд есть страсть, которой нельзя смотреть в глаза. И действительно, из всех подвигов, которые поднимали святые, самые страшные по своей мучительности порождались именно борьбой с блудом.   

Иоанн Многострадальный, сражаясь с блудными помыслами, зарыл себя по грудь в землю, так что нижняя часть тела загноилась и кишела червями.

Преп. Мартиниан (Кесарийский), терпя искушение от блудницы, вошел в пламя костра и стоял там, пока не обгорел до полусмерти.

Преп. Мария Египетская целых 17 лет терпела невыносимые страдания в безжизненной пустыне, чтобы дух блуда отступил от нее.

Другой подвижник, упоминаемый в «Отечнике», вымазал свою одежду гноем разложившегося трупа и ходил в ней до тех пор, пока Бог не исцелил его от блудной страсти.

Прямая борьба с этой страстью страшна. Уверен ли ты, что выдержишь? Если нет, то лучше беги. Беги оттуда, где тебя искушают, беги от того, кто тебя искушает. Так говорит бесстрашный Павел, так подсказывает зрение всеобщей зараженности этой страстью.

Блудного беса не прогонит никакой, даже самый искусный врач.

Апостол Павел также замечает: «всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1Кор.6,18). Действительно, блуд возглавляет сравнительно небольшое семейство грехов, которые сами в себе несут наказание — разрушается не только душа, но и тело человека. Таково пьянство, превращающее цветущего человека в дрожащее насекомое. Такова наркомания, выпивающая все жизненные соки из организма. Таково чревоугодие, из-за которого плоть беснуется. Но блуд страшнее их, потому что не лечится человеческими средствами. Блудного беса не прогонит никакой, даже самый искусный врач. Только когда Христос и Его Пречистая Матерь станут между человеком и его страстью, тогда человеку станет легче. Но и при этом хитрый и страшный бес блуда не уйдет совсем, а будет лишь ждать удобного случая.

Кстати, по апостолу Павлу, на тему блуда и писать-то нельзя. «Блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф.5,3), - говорил Павел. Как же далеки мы сегодня от этих слов! На наших исповедях редко не звучит упоминаемый грех, с прибавлением слова «мысленный». Но, в то же время, в нашем плачевном состоянии есть и положительная сторона. Раскаявшимся блудницам Христос обещает лучшую участь, нежели первосвященникам (Мф.21,31).


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.