Типы словосочетаний по синтаксическим отношениям между ними — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы словосочетаний по синтаксическим отношениям между ними

2020-10-20 214
Типы словосочетаний по синтаксическим отношениям между ними 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Синтаксические отношения в словосочетании определяются взаимодействием между главным и зависимым членами, их лексическими и грамматическими значениями. На основании такого взаимодействия выделяются словосочетания с определительными (атрибутивными), объектными и обстоятельственными отношениями.

Определительные отношения характерны для словосочетаний, в которых главное слово называет предмет (в широком смысле слова), а зависимое — его признаки. В таких словосочетаниях зависимое слово отвечает на вопросы определения какой? чей? который?: находчивый товарищ, твой ответ, пятая страница — согласование; ведро с водой, усадьба возле реки, плов по-узбекски, страдания из-за ранения, лодка рыбака, стремление спрятаться, объяснение учителя, прибытие поезда и т.п. - управление; сборы наспех, схватка врукопашную — примыкание.

В словосочетаниях с объектными отношениями главным словом обозначено действие или предмет со значением действия (отглагольное существительное), а зависимое называет предмет, на который направлено или по отношению к которому совершается это действие: получать газеты, читать книгу, доверять друзьям, расстаться семьей, доставка мебели, вывоз капитала, приближение к дому, поставить на стол и т.п. В таких словосочетаниях подчинительная связь управление и к зависимому слову ставятся вопросы косвенных падежей.

Обстоятельственные отношения в словосочетаниях различаются (подобно самим наречиям) как 1)определительно-качественные и 2) собственно обстоятельственные. К первой группе относятся словосочетания, в которых зависимое слово содержит качественную или количественную характеристику главного компонента: сильно ударить, много работать, не по-детски серьезно и т.п. В таких словосочетаниях слова связываются по типу примыкания.

В словосочетаниях второй группы главное слово называет действие или признак, которые характеризуются с точки зрения разнообразных обстоятельств (места, причины, цели и т.п.).

В них разные виды подчинительной связи — примыкание и управление: заявить вовремя, приехать накануне, всегда веселый, пойти прогуляться -примыкание; зарядка по утрам, опоздать из-за невнимательности, работать в любых условиях, стоять возле окна и т.д. - управление.

Все разнообразие синтаксических отношений в словосочетаниях передается порядком следования компонентов (например, определения, выраженные прилагательными, всегда находятся перед определяемым компонентом, управляемые падежные формы — чаще всего после глагола и т.д.), окончаниями изменяемых слов и предлогами.

 

 

Виды подчинительной связи в словосочетаниях

 

Минимальное количество слов в словосочетании

                               ↓                                                       ↓

Слово, от которого можно задать вопрос к главному слову, - главное Слово, к которому задается вопрос от главного, - грамматически зависимое

                               ↓                                                        ↓

Различаются три вида подчинительной связи в словосочетании: если зависимое слово

 

стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное слово стоит в том падеже, которого требует зависимое слово связано с главным только по смыслу

                 ↓                                               ↓                                             ↓

согласование управление примыкание

    ↓                    ↓                      ↓                                                  ↓

полное неполное

без предлога

с предлогом

 

яйцо всмятку, разбудить рано, уехать тайком, смотреть молча, пойти узнать, юбка- мини

новая школа, третий класс, спящий кот, моя книга станция метро «Студенческая» (род разный); врач Иванова (род разный)

читать книгу, дом отца, смотреть волчонком

думать о друге, ехать в поле, стоять у окна, плыть по реке, смотреть с опаской

Определительные и объектные

  Объектные и обстоятельственные

Синтаксические отношения между компонентами в словосочетании

           

Вопросы для самопроверки

1. Что является предметом изучения синтаксиса?

2. Каковы основные признаки словосочетания? В чем его отличие от сочетания слов? Приведите примеры.

3. Какие виды сочетаний слов вам известны? Чем отличается сочинительная связь от подчинительной? Приведите примеры.

4. Какие виды подчинительной связи вы знаете? Охарактеризуйте их, приведите примеры на все виды подчинительной связи.

5. Что общего у словосочетания и слова и чем они отличаются?

6. Какие виды словосочетаний по частеречной отнесенности главного слова вам известны? Приведите примеры.

7. Какие существуют виды словосочетаний по структуре? Приведите примеры.

8. Расскажите об отличии словосочетания от фразеологического оборота.

 

 

Упражнения


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.