Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения.

2020-10-20 129
Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Двоеточие в сложном бессоюзном предложении ставится

— если во второй части содержится причина, можно вставить потому что, так как: Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли.

— если вторая часть раскрывает содержание первой, можно вставить а именно, то есть: Что-то зачернело впереди на дне узкой ложбины: то был Пегас.

если первое предложение с оттенком предупреждения: Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.

18. Тире между частями бессоюзного сложного предложения.

Тире в сложном бессоюзном предложении ставится

— если во второй части содержится указание на неожиданный результат или быструю смену событий: Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

— вторая часть противопоставлена первой (между частями можно вставить А): Прошла неделя после ухода Белоснежки из дворца – королева все еще не могла поговорить со своим любимым зеркальцем, обидевшись на него.

— вторая часть содержит указание на следствие, результат (можно вставить между частями поэтому, тогда): Я больше не увижу этой противной девчонки – мне не надо будет притворяться, что я забочусь о ней!

— первая часть указывает на время или на условие для совершения действия второй (перед первой частью можно добавить когда, если): Вымоешь руки – получишь большой кусок пирога, не вымоешь – останешься без обеда!

-вторая часть содержит сравнение (между частями можно поставить словно, будто): Посмотрит – рублем подарит

— вторая часть представляет собой присоединительное предложение, начинающееся словами так, такой, это: Через десять лет ей будет уже сорок пять – эта мысль приводила красавицу королеву в ужас.

19. Знаки препинания при оформлении прямой речи и цитат.

Прямая речь находится после слов автора:

А: «П!»; А: «П?»; А: «П».

до слов автора:

«П», – а.; «П!» – а.; «П?» – а.

до и после слов автора:

1) «П, – а, – п». 2) «П, – а. – П». 3) «П! – а. – П».

4) «П! – а. – П!» 5) «П! – а. – П?» 6) «П? – а. – П».

7) «П? – а. – П!» 8) «П? – а. – П?»

внутри слов автора:

1) А: «П», а.

2) А: «П» – а.; А: «П!» – а.; А: «П?» – а.

Если прямая речь начинается с абзаца, то перед ней ставится тире (кавычки отсутствуют)

Цитаты заключаются в кавычки и оформляются знаками препинания так же, как прямая речь.

Использование кавычек.

Кавычки используют для выделения прямой речи, цитат, отсылок, названий литературных произведений, газет, журналов, предприятий, а также отдельных слов, если они включаются в текст не в своём обычном значении, используются в ироническом смысле.

Если внутри слов, заключенных в кавычки, встречаются другие слова, заключенные в кавычки, используются кавычки разного рисунка. Если же такой возможности нет, то закрывающие кавычки ставятся только один раз.

Заполнить таблицу.

Вопросы и задания Ответы
1.Назвать принципы русской пунктуации. Грамматический принцип Смысловой принцип Интонационный принцип
2.Согласны ли Вы с утверждением, что русская пунктуация – сложная и развитая система, которая имеет прочное основание – формально-грамматическое? Да, согласна. Действительно, русская пунктуация, в настоящее время очень сложная и развитая, система, имеет довольно прочное основание - формально-грамматическое. Знаки препинания являются прежде всего показателями синтаксического, структурного членения письменной речи. Именно этот принцип сообщает современной пунктуации стабильность. На таком основании ставится наибольшее число знаков.
3.Продолжите высказывание (если согласны) «При изучении пунктуации наблюдения над интонацией являются чрезвычайно полезными, потому что учащиеся, как при чтении, так и при письме, в особенности под диктовку, в той или иной мере руководствуются интонацией, поэтому необходимо добиться усвоения школьниками важнейших случаев соответствий и несоответствий между интонацией и пунктуацией, учитывая при этом следующее: 1) Наблюдения над интонацией являются одним из надежных вспомогательных средств для решения вопроса о выборе знака в конце предложения, для постановки запятой при однородных членах предложения, в бессоюзных сложных предложениях, при обособленных членах предложения. 2) Наблюдения над интонацией не может служить руководством для расстановки запятых при обращении, стоящем в середине и в конце предложения,деепричастных оборотах и сложноподчиненных предложениях вследствие частных несоответствий между интонацией и пунктуацией в указанных случаях..»
4.Продолжите высказывание Навыки в расстановке знаков препинания приобретают те учащиеся, которые: · – развивают пунктуационную зоркость; · – учатся чувствовать интонационную определенность знаков препинания; · – отрабатывают навыки расстановки знаков препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами; · – правильно и четко обосновывают выбор знаков; · – находят пунктуационные ошибки и умеют исправлять их.

 

Задание. Прочитайте предложения: Лето – лучшее время года. Мир освещается солнцем, а человек – знанием (Пословица). Укажите функцию тире.

В первом предложении тире выполняет функцию разделительную, тире стоит между главными членами предложения (подлежащим и сказуемым) при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в форме именительного падежа.

Во втором предложении смыслоразличительную, тире стоит в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенное сказуемое восстанавливается из предшествующей части фразы и в месте пропуска делается пауза.

Задание: Прочитайте предложения. Назовите пунктограммы.

 Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем (И.Крылов).

Запятая при вводном слове, запятая в сложноподчиненном предложении, точка в конце предложения.

Ветер, ты, вольный, раздуй паруса (А. Блок).

Запятая при обращении.

Задание: Прочитайте предложение. Назовите пунктограммы. Можно ли их отнести к одной пунктограмме и назвать «Запятая между частями сложного предложения»?

Никто не заметил, как начало светать, как заиграла весенняя зорька. (Г. Федосеев)

В данном предложении используются пунктограммы:

-«Запятая между частями сложного предложения»

-«Запятая между простыми предложениями, входящими в состав сложного».

Данные пунктограммы нельзя отнести к одной пунктограмме «Запятая между частями сложного предложения».

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.