Наставления Шрилы Прабхупады о грихастха-ашраме (семейной жизни на духовных принципах) — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наставления Шрилы Прабхупады о грихастха-ашраме (семейной жизни на духовных принципах)

2020-10-20 573
Наставления Шрилы Прабхупады о грихастха-ашраме (семейной жизни на духовных принципах) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семейная жизнь как разрешение на чувственные наслаждения

 

Махараджа Притху, чья империя процветала, владел огромными богатствами и вел жизнь домохозяина. Однако у него никогда не возникало желания использовать свои богатства для удовлетворения собственных чувств, поэтому он был свободен от привязанностей, как солнце, которое ничто не может осквернить.

 

КОММЕНТАРИЙ: Особого внимания заслуживает употребленное в этом стихе слово грихешу. Из представителей четырех ашрамов: брахмачари, грихастх, ванапрастх и санньяси - только грихастхам, домохозяевам, разрешено общаться с женщинами, поэтому грихастха-ашрам - это своего рода разрешение на чувственные наслаждения. Но Притху Махараджа отличался тем, что никогда не потворствовал своим чувствам, хотя и получил разрешение вести жизнь домохозяина и, как царь, владел огромными богатствами. Это особый признак, который свидетельствует о том, что он был чистым преданным Господа. Чистый преданный не привязан к чувственным удовольствиям, и потому материальная энергия не может поработить его. Человек, ведущий материальную жизнь, стремится к удовлетворению собственных чувств, но жизнь преданного, получившего освобождение, посвящена удовлетворению чувств Господа.

 

В этом стихе Махараджу Притху сравнивают с солнцем (арка-ват). Даже когда солнце льет свой свет на испражнения, мочу и другие нечистоты, грязь, с которой соприкасаются солнечные лучи, не оскверняет всесильное солнце. Наоборот, солнечный свет стерилизует любое место, очищая его. Подобно этому, преданный может заниматься различными видами материальной деятельности, но, поскольку он свободен от желания чувственных наслаждений, эта деятельность никак не сказывается на нем. Напротив, любую материальную деятельность преданный обращает в служение Господу. Чистый преданный может все использовать для служения Господу, поэтому материальная деятельность не оказывает на него никакого влияния. Наоборот, он очищает ее своими трансцендентными замыслами. Об этом сказано в «Бхакти-расамрита-синдху»: сарвопадхи-винирмуктам тат-паратвена нирмалам - цель преданного - полностью очиститься в служении Господу, освободиться от всех материальных самоотождествлений.

«Шримад-Бхагаватам» 4.22.52

 

Одежда грихастхи

 

«Однако я несколько обеспокоен тем, что твоей деятельности мешают эти так называемые свами. Но не теряй энтузиазма из-за их глупых высказываний, у нас есть более важное дело. Мы не судим о человеке по его одежде, поэтому не озабочены цветом нашей одежды настолько же, насколько мы сосредоточены на сохранении нашего поведения на уровне чистой духовной жизни. Наше сознание Кришны на практике принимают все виды людей по всему миру и не проводят различий по типу одежды. Как правило, Грихастхи носят одежду белого цвета (мужчины) и цветные сари (женщины). Во время проведения жертвоприношений и в подобных случаях можно носить желтую одежду, что считается благоприятным. Но ты всегда занимаешься религиозной деятельностью, выполняя непосредственное служение трансцендентному Господу, так что твое ношение желтой одежды нельзя считать неподобающим. В Индии все наши мужчины, преданные-домохозяева, носят белую одежду и выглядят очень и очень хорошо. Ты тоже можешь так поступать, если пожелаешь».

Письмо Шрилы Прабхупады Упендре, 28.01.1971

 

Обязанности семейных людей

 

«Очень хорошо, что Говинда даси готовит для тебя и следует моим наставлениям. Обязанность мужа состоит в том, что обеспечить жену всевозможной защитой, даже от материальной майи, а долг жены – обеспечивать личный комфорт мужа. Так, в духе сотрудничества мужу и жене следует исполнять свои обязанности в Сознании Кришны. Такова моя миссия. В вашей стране практически никто не живет домашней жизнью. Это движение Сознания Кришны предоставляет им домашнюю жизнь и возможность жить умиротворенно с женой и семьей».

Письмо Шрилы Прабхупады Гаурасундаре, 16.01.1969

 

«Что касается молока, я могу помочь в приобретении коров. Моя помощь будет заключаться в том, что я попрошу все центры дать денег хотя бы на одну корову, а ты должен будешь выплатить этот долг, поставляя им гхи. Предположим, кто-то даст 200 долларов на покупку коровы; ты должен будешь выплатить долг, поставив ему на 200 долларов гхи. После этого коровы станут твоей собственностью. Но чтобы сделать гхи, надо наладить сбивание масла. Мужчины должны обрабатывать землю, выращивать овощи, заботиться о животных, строить дома и т.д., а женщины должны заниматься работой по дому. Конечно, те, кто занят набором книг, например, Шьяма-даси, не могут делать никакую другую работу. Так что организуй все в таком духе».

Из письма Шрилы Прабхупады Киртанананде, 24 июня 1969 г.

 

«Жена царя Пуранджаны лежала на земле, потому что муж перестал заботиться о ней. На самом деле женщина всегда должна находиться под опекой своего мужа. Говорится, что обителью богини процветания является грудь Нараяны. Иными словами, женщина должна постоянно находиться в объятиях мужа, тогда он будет любить и оберегать ее. Человек, который копит деньги, сам следит за их сохранностью. Точно так же нужно заботиться и о своей жене, лично следя за ее безопасностью. Подобно тому как разум всегда находится в сердце, любимая, целомудренная жена всегда должна занимать место на груди хорошего мужа. Такими должны быть отношения между мужем и женой. Поэтому жену называют ардхангани, «половиной тела». Человек не может нормально жить с одной ногой, одной рукой или одной половиной тела. У него должны быть обе половины. Подобно этому, муж и жена по законам природы должны жить вместе. Природа устроила так, что в низших формах жизни, среди птиц и зверей, муж и жена живут вместе. И точно так же идеалом семейной жизни для человека является совместная жизнь мужа и жены. Дом должен быть местом преданного служения, жена - целомудренной, а брак - освященным религиозным обрядом. Только тогда мужчина будет по-настоящему счастлив в семейной жизни».
«Шримад-Бхагаватам» 4.26.17

 

Грихастха – тоже брахмачари

В своей повседневной жизни Притху Махараджа был образцом добродетели, в духовных вопросах он разбирался ничуть не хуже Брихаспати, а по самообладанию не уступал Самому Верховному Господу. Занимаясь преданным служением, он шел по стопам преданных Господа, которые всегда заботятся о коровах и служат своему духовному учителю и брахманам. Он был необыкновенно скромен и безупречно вежлив, а занимаясь благотворительной деятельностью, трудился так, словно делал это для себя.

КОММЕНТАРИЙ: Беседуя с Сарвабхаумой Бхаттачарьей, Господь Чайтанья почтил его, назвав воплощением Брихаспати. Брихаспати, последователь философии брахма-вады, или майявады, является главным жрецом райских планет. Кроме того, Брихаспати – великий логик. Будучи великим преданным, Махараджа Притху был всегда поглощен любовным служением Господу, но при этом, как явствует из данного стиха, обладал таким глубоким знанием ведических писаний, что мог победить в споре любых имперсоналистов и майявади. Пример Махараджи Притху свидетельствует о том, что вайшнав, преданный Господа, должен не только заниматься преданным служением, но и быть готовым, если потребуется, использовать все свое знание логики и философии, чтобы в споре с имперсоналистами-майявади опровергнуть их теорию, гласящую, что Абсолютная Истина безлична.

Верховный Господь – идеальный брахмачари, Он лучше всех владеет Своими чувствами. Когда Кришну избрали главой Раджасуя-ягьи, которую проводил Махараджа Юдхиштхира, дед Бхишмадева, вознося хвалу Господу, назвал его величайшим брахмачари. Дед Бхишмадева сам был брахмачари, поэтому ему не составляло труда отличить брахмачари от вьябхичари. Притху Махараджа был семейным человеком, отцом пятерых детей, и тем не менее он в полной мере владел своими чувствами. Тот, кто зачинает детей в сознании Кришны, заботясь о благе человечества, по сути дела, является брахмачари. Того же, кто зачинает детей так, как это делают кошки и собаки, нельзя назвать настоящим отцом. Кроме того, слово брахмачари значит «тот, кто действует на уровне Брахмана», то есть занимается преданным служением Господу. Осознание безличного Брахмана подразумевает пассивность, но тех, чья деятельность связана с Верховной Личностью Бога, можно по праву назвать брахмачари. В этом смысле Притху Махараджа был идеальным брахмачари и вместе с тем идеальным грихастхой. Слово вишваксенанувартишу относится к преданным, которые постоянно заняты служением Господу, и все остальные преданные должны идти по их стопам. Шрила Нароттама дас Тхакур говорит: эи чхайа госани йанра, муни танра даса. Он выражает свою готовность стать учеником любого, кто идет по стопам шести Госвами.

Кроме того, Махараджа Притху, как подобает вайшнаву, всегда защищал коров, служил духовным учителям и истинным брахманам. Он был очень скромен, кроток и вежлив, а занимаясь благотворительной деятельностью, то есть действуя на благо других, трудился не жалея сил, словно делал это для себя. Иными словами, он делал это не напоказ, а из чувства долга и из сострадания. Именно так следует заниматься благотворительной деятельностью.
«Шримад-Бхагаватам» 4.22.62

Жить половой жизнью разрешается только людям, вступившим в брак. Того, чья половая жизнь ограничена рамками брака, тоже называют брахмачари.

«Брахмачари называют того, кто хранит целомудрие, то есть не вступает в половые отношения. Неограниченные сексуальные наслаждения несовместимы с занятиями йогой. Рекламируя свой метод, йоги-шарлатаны заявляют, что человек может быть йогом и продолжать безудержно наслаждаться жизнью, но подобные заявления не находят подтверждения ни в одном из авторитетных писаний. Здесь ясно сказано, что йог должен хранить целомудрие. Брахмачарйам означает «жизнь в общении с Брахманом, или в полном сознании Кришны». Те, кто привязан к сексуальным наслаждениям, не способны следовать правилам и предписаниям, соблюдение которых помогает обрести сознание Кришны. Жить половой жизнью разрешается только людям, вступившим в брак. Того, чья половая жизнь ограничена рамками брака, тоже называют брахмачари».
«Шримад-Бхагаватам» 3.28.4, комм.

 

Простая жизнь

«Во времена Харидаса Тхакура все брахманы поклонялись Нараяне в форме шалаграма-шилы. Поэтому обратиться за милостыней в дом брахмана означало получить кршна-прасад, который является трансцендентным (ниргуна). Если мы будем принимать пищу из домов других людей, таких как карми, мы будем вынуждены разделить с ними их качества, то есть качества тех, от кого получаем подаяние. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху принимал прасад в домах вайшнавов. Таков общепринятый процесс. Участникам Движения сознания Кришны советуется не принимать пищу, приготовленную где попало, а только в доме вайшнава иди брахмана, в котором поклоняются Божеству. Шри Чайтанья Махапрабху сказал: вишайира анна кхаиле душта хайа мана – если преданный примет подаяние или пищу из дома карми, который всего лишь заинтересован в деньгах, его ум станет нечистым. Нужно всегда помнить о том, что жизнь преданного – это жизнь ваирагья-видьи, то есть жизнь в отречении и знании. Поэтому всем преданным дается предупреждение без необходимости не вести роскошный образ жизни за счет других. Грисхатхи, живущие в пределах храма, должны быть особенно внимательны к тому, чтобы не имитировать карми, приобретая роскошные одежды, еду и всевозможные удобства. Всего этого следует избегать, насколько это возможно. Тот, кто живет в храме, будь то грихастха, брахмачари или санньяси, должен вести жизнь в отречении, следуя по стопам Харидаса Тхакура и шести Госвами. В противном случае, поскольку майа чрезвычайно сильна, человек может в любой момент стать жертвой майи и пасть со стандарта духовной жизни».
«Шри Чайтанья-чаритамрита» Антья-лила 3.101, комментарий

 

Проживание в храме

«По поводу домохозяев, живущих в храме: в Индии ни одной женщине не позволяют оставаться в храме на ночь. Но в целях проповеднической работы я дал разрешение женщинам оставаться в храме. Однако, если муж и жена живут в храме, им следует жить раздельно. В храме много молодых брахмачари и Санньяси, и совместно живущие мужчины и женщины попросту станут источником возбуждения, поэтому таково мое указание. В идеале муж и жена могут жить в храме отдельно друг от друга. Если это невозможно, им следует жить вместе поблизости от храма, посещать храмовое арати и т. д. Если же и это не представляется возможным, последняя альтернатива – жить вдали от Храма и поклоняться божеству у себя дома. Лучше всего следовать идеальному варианту, но какой бы выбор ты ни сделал, самое важное – всегда оставаться на сто процентов в служении Радхе-Кришне».
Из письма Шрилы Прабхупады Равиндре Сварупе, 25.01.1972

«Относительно твоего вопроса о том, следует ли мужу и жене вместе жить в храме: согласно правилам храма, им не следует совместно жить в храме. Это не будет создавать хорошего впечатления для брахмачари и санньяси. Будет лучше, если у грихастх будет отдельный ашрама, как в Лос-Анджелесе женатые ученики снимают в аренду комнаты в одном доме рядом с храмом и живут там отдельно, и таким образом ни для кого не создается беспокойств: ни брахмачари не беспокоят семейной жизнью, ни грихастх не беспокоят брахмачари. Это самая лучшая система, и если тебе и твоему добродетельному мужу требуется жить вместе, чтобы успешно прогрессировать в Сознании Кришны, это очень хорошее предложение, но вам следует устроить всё так, как это сделано в лос-анджелесском храме, и вам следует жить порознь, мужчины и женщины, если вы живете в самом храме».
Из письма Шрилы Прабхупады Киртике 16.02.1972

«Что касается твоего вопроса о том, могут ли пары-грихастхи вместе жить в храме: нет, не могут, это строгое правило. Они могут жить в храме, в этом нет проблемы, но мужчины должны жить отдельно от женщин. Поэтому я воодушевляю преданных-грихастх, желающих жить вместе, создавать ашраму домохозяев за пределами храма в находящемся поблизости доме, как это сделано в Лос-Анджелесе, где есть такой ашрама домохозяев. Там грихастхи, мужчины и женщины, иногда работают на фабрике по производству благовоний и получают зарплату $1 в час. Благодаря этому они оплачивают ренту и другие расходы. Если сможешь организовать подобный дом в филадельфийском центре, это будет хорошо. Домохозяева могут продавать книги и благовония и получать небольшую зарплату для оплаты аренды, принимать прасадам в храме и жить очень счастливо. Что касается GBC, они мои избранные эксперты и должны всё знать. Существует правило раздельного проживания, которому нужно следовать. Если представитель GBC просит следовать этому правилу, тебе следует поступить именно так, в чем сложность?»
Из письма Шрилы Прабхупады Мангаламайе, 20.02.1972

«Твое предложение построить [во Вриндаване при храме Шри Шри Кришны-Баларамы] отдельный ашрам для женщин очень хорошее, и это необходимо сделать. В настоящий момент во всех наших храмах по всему миру мужья и жены не живут вместе».
Из письма Шрилы Прабхупады Гурудасу 12.06.1972

«Им не следует жить вместе – только муж и жена – в одной комнате в храме, иначе не будет никаких ограничений. Как они смогут следовать ограничениям? Это невозможно».
Из письма Шрилы Прабхупады Экаяни, 03.12.1972

 

Отношение мужа к жене

Запутавшись таким образом в собственных измышлениях, царь Пуранджана целиком погрузился в кармическую деятельность и потому оказался в полной власти материального разума. Обманутый им, он выполнял любые прихоти своей жены, царицы.

КОММЕНТАРИЙ: Когда иллюзия завладевает живым существом настолько, что оно оказывается в полной власти своей жены, то есть материального разума, ему приходится удовлетворять разум своей так называемой жены и делать все, что она прикажет. В шастрах сказано, что, если муж хочет жить спокойно, он должен стараться угодить своей жене, покупая ей украшения и во всем слушаясь ее. Тогда их семейную жизнь не будут омрачать ссоры и размолвки. Поэтому мужчина ради собственного же спокойствия должен действовать так, чтобы его жена была довольна им. Так мужчина становится слугой своей жены и выполняет все ее прихоти, все больше и больше запутываясь в сетях семейной жизни. В Бенгалии говорят, что тот, кто стал послушным слугой своей жены, потерял доброе имя. Однако беда в том, что, пока муж не станет покорным слугой своей жены, в семье не будет мира. В западных странах семейные распри привели к появлению закона о разводе, а в восточных странах, например в Индии, вместо развода иногда практикуется раздельное жительство супругов. В наши дни эта проблема стоит настолько остро, что закон о разводе принят даже в Индии. Находясь в сердце, ум действует, мыслит, чувствует и желает, и оказаться во власти своей жены - все равно что оказаться во власти материального разума. Идя на поводу у собственных измышлений, мужчина вместе со своей женой заводит детей и все больше и больше запутывается в сетях материальной деятельности.
«Шримад-Бхагаватам» 4.25.56

«Великий политик Чанакья Пандит говорил:

бхарйа рупавати шатрух

«Красивая жена - это враг». Безусловно, в глазах своего мужа жена всегда красавица. Даже если другие не считают ее таковой, муж настолько привязан к ней, что она кажется ему очень красивой. Если муж считает жену очень красивой, это значит, что он слишком привязан к ней. Такого рода привязанность - проявление вожделения. Весь мир находится во власти двух гун материальной природы: раджо-гуны и тамо-гуны, страсти и невежества. Большинство женщин очень страстны и не слишком умны, поэтому мужчина должен всячески стараться не попасть под влияние их страсти и невежества. Занимаясь бхакти-йогой, преданным служением, мужчина может подняться на уровень гуны благости. Если муж, находящийся под влиянием гуны благости, способен держать в узде свою жену, на которую влияют гуны страсти и невежества, для нее это большое благо. Забыв о своей врожденной склонности к страсти и невежеству, женщина становится послушной и верной своему мужу, находящемуся в гуне благости. Такая жизнь всячески приветствуется. В этом случае разум мужчины и разум женщины будут прекрасно сотрудничать друг с другом, и они смогут вместе продвигаться по пути духовного самоосознания. Однако если муж попадает под власть жены и приносит в жертву свою благость, подчинившись влиянию страсти и невежества, тогда все его существование оскверняется

Таким образом, семейная жизнь лучше безответственной греховной жизни, но, если, живя в семье, муж оказывается под властью жены, он снова начинает вести материалистический образ жизни, который все больше и больше порабощает его. Вот почему Веды рекомуют мужчине по достижении определенного возраста оставить семейную жизнь и принять ванапрастху, а затем санньясу».
«Шримад-Бхагаватам» 4.27.1

 

Наставления Шрилы Прабхупады о грихастха-ашраме (семейной жизни на духовных принципах)

 

«Сознание Кришны не ограничено каким-либо кругом лиц. Брахмачари, грихастха или санньяси – каждый способен развивать Сознание Кришны. Эти стадии существуют для того, чтобы мы могли постепенно улучшать свой контроль над могущественными чувствами в материальных условиях. Но любой уклад жизни, который подходит для конкретного человека и в котором он может наиболее успешно следовать Сознанию Кришны, является наилучшим положением, которое следует занять. Как правило, если человек может оставаться брахмачари, это очень удобно, а из брахмачари он может перейти в статус санньяси. Но, согласно рекомендации Бхактивинода Тхакура, в нынешнюю эпоху кали Сознание Кришны лучше развивать в качестве домохозяина».

Из письма Шрилы Прабхупады Мандали Бхадре, 02.11.1969

 

«Служить престарелым родителям - святая обязанность детей. Эти нормы необходимо восстановить в современном обществе. Иначе в семейной жизни не будет никакого смысла. В хорошей семье муж защищает всех своих подопечных, жена верна ему, а дети благодарны родителям. Ребенок должен понимать: «Мои родители так много сделали для меня. Когда я еще не мог ходить, они носили меня на руках и, когда я еще не умел есть, кормили меня. Они дали мне образование. Они дали мне саму жизнь». Хороший сын должен с готовностью служить отцу и матери; жена обязана хранить верность мужу, а муж - оберегать жену в благодарность за ее заботу».
«Еще один шанс», глава 17, «Долги нужно платить»

«Обычно женщинам нравится наряжаться в красивые одежды и носить украшения. Иногда они даже украшают свои волосы цветами. Особенно тщательно женщины одеваются к вечеру, потому что вечером после тяжелых дневных трудов возвращаются домой их мужья. Жена должна быть одета так, чтобы муж, вернувшись домой, радовался, любуясь ее красивой одеждой и ее чистотой. Иными словами, жена должна вдохновлять мужа и пробуждать в нем разум. Видя свою нарядно одетую жену, мужчина способен трезво обдумать семейные дела. Тот, кто слишком беспокоится о семье, не может как следует исполнять свои семейные обязанности. Итак, жена призвана вдохновлять мужа, чтобы его разум работал нормально и ничто не мешало им вместе заниматься семейными делами».
«Шримад-Бхагаватам» 4.27.2, комм.

«Если муж и жена не привязаны к сексуальным отношениям, они могут жить вместе, чтобы продвигаться по духовному пути. Муж должен заниматься преданным служением, а жена - хранить верность мужу и следовать предписаниям Вед. Такой союз можно только приветствовать. Но, если у мужа развивается слишком сильное половое влечение к жене, оба оказываются в очень опасном положении. Как правило, женщины очень сладострастны. Говорится даже, что у женщин половое желание в девять раз сильнее, чем у мужчин. Поэтому мужчина обязан всегда держать женщину в узде, исполняя ее желания, покупая ей украшения, вкусную еду и красивую одежду и следя за тем, чтобы она совершала религиозные обряды. Безусловно, у женщины должно быть несколько детей, чтобы она не беспокоила мужа. К сожалению, когда привязанность мужчины к женщине основана только на вожделении, их семейная жизнь становится постыдной и греховной».
«Шримад-Бхагаватам» 4.27.1, комм.

«Кроме того, Господь учит нас, что семейный человек должен быть верным мужем, всегда заботиться о своей жене и защищать ее. Есть два типа цивилизованных людей: те, кто преданы Господу, и те, кто не являются преданными, но строго следуют религиозным предписаниям. Господь Рамачандра решил личным примером показать и тем и другим, что значит неукоснительно соблюдать заповеди религии и быть верным и любящим мужем. Иначе Господу Рамачандре незачем было подвергать Себя так называемым страданиям. Человек, строго следующий религиозным предписаниям, всегда старается надежно защищать свою жену. Из-за этого ему порой приходится испытывать страдания, но он должен стойко переносить их. Таков долг верного мужа. Господь Рамачандра личным примером показал, как нужно исполнять свой долг перед женой. Он мог бы создать из Своей энергии наслаждения много тысяч Сит, но, чтобы показать, каким должен быть верный супруг, Он не только вызволил Ситу из плена Раваны, но также убил Равану и истребил весь его род».
«Шримад-Бхагаватам» 5.19.5, комм.

 

«Следующим элементом является благотворительность. Она предназначена для семейных людей. Семейные люди должны зарабатывать на жизнь честным трудом и половину своего дохода отдавать на распространение миссии сознания Кришны по всему миру. Для этого необходимо давать пожертвования тем организациям, которые занимаются проповеднической деятельностью, а не отдавать деньги кому попало. Есть разные виды благотворительности, о которых будет рассказано позже: благотворительность в благости, страсти и невежестве. Священные писания рекомендуют заниматься благотворительной деятельностью в гуне благости, а благотворительности в гунах страсти и невежества следует избегать, поскольку такая благотворительность — напрасная трата денег. Отдавать деньги и средства необходимо только на проповедь сознания Кришны по всему миру. Это — благотворительность в гуне благости.

 

Что касается дамах (самообладания), то оно необходимо представителям всех укладов общества и в первую очередь семейным людям. Живя с женой, семейный человек тем не менее не должен без необходимости заниматься сексом. Существуют определённые ограничения для семейных людей, среди них есть и касающиеся сферы половых отношений. Заниматься сексом необходимо только для зачатия детей. Тот, кому не нужны дети, не должен вступать в половые отношения со своей женой. В современном обществе люди, чтобы избежать ответственности, связанной с рождением и воспитанием ребёнка, используют противозачаточные средства и другие, ещё более варварские методы предотвращения и прерывания беременности. Это проявление демонических наклонностей, а никак не духовных. Если человек, даже если он домохозяин, хочет продвигаться в духовной жизни, он должен контролировать своё половое желание и не должен зачинать детей без цели служения Кришне. Тот, кто способен зачать ребёнка, который направит своё сознание на Кришну, может иметь сотни детей, в противном случае он не должен заниматься сексом ради чувственных удовольствий.

 

Домохозяева обязаны также совершать жертвоприношения, потому что они требуют больших денежных затрат. Представители других укладов — брахмачари, ванапрастхи и санньяси — не имеют денег, они живут на подаяние. Поэтому совершать различные жертвоприношения — обязанность домохозяев. Следуя предписаниям Вед, они должны проводить жертвоприношение агни-хотра, но такие жертвоприношения в наше время очень дороги, поэтому нынешним домохозяевам они просто не по карману. Самым лучшим видом жертвоприношений, рекомендованным для современной эпохи, является санкиртана - ягья. Санкиртана - ягья, то есть совместное пение Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, — самое лучшее и самое недорогое жертвоприношение; совершать его может каждый, и каждый получит от этого благо. Таким образом, благотворительность, владение чувствами и совершение жертвоприношений предназначены для семейных людей».

«Бхагавад-гита как она есть» 16.1-3, комментарий

 

Будучи освобожденной душой и служа Господу, Притху Махараджа не только занимался разнообразной деятельностью, но и зачал со своей женой Арчи пятерых сыновей. При этом все сыновья были зачаты такими, какими он хотел их видеть.

КОММЕНТАРИЙ: Притху Махараджа был семейным человеком, и его жена, Арчи, родила ему пятерых сыновей, причем все они родились такими, какими он хотел их видеть. Они родились у него не по воле случая и не по недоразумению. В этот век (Кали-югу) практически никто не знает, как зачинать детей, чтобы они, родившись, оправдали надежды своих родителей. Секрет в том, что родители должны совершать различные очистительные обряды, так называемые самскары. Первая самскара, гарбхадхана-самскара, или обряд, предваряющий зачатие, строго обязателен, особенно для представителей высших сословий, брахманов и кшатриев. В «Бхагавад-гите» сказано, что половая жизнь, не противоречащая религиозным принципам, - это Сам Кришна, а согласно религиозным принципам, прежде чем вступить в половые отношения, будущие родители должны совершить гарбхадхана-самскару. Состояние ума отца и матери перед зачатием, безусловно, отражается на складе ума будущего ребенка. Ребенок, зачатый под влиянием вожделения, может родиться не таким, каким его хотели бы видеть родители. В шастрах говорится: йатха йонир йатха биджам. Слова йатха йоних относятся к матери, а йатха биджам - к отцу. Если, прежде чем вступить в половые отношения, родители приведут свой ум в надлежащее состояние, это состояние непременно передастся будущему ребенку. Слова атма-самматан свидетельствуют о том, что, прежде чем зачать очередного ребенка, Притху Махараджа и Арчи совершали очистительный обряд, гарбхадхана-самскару, и поскольку их умы были чисты, то все их сыновья рождались такими, какими они хотели их видеть. Притху Махараджа зачинал детей не потому, что его обуревало вожделение, и не потому, что его влекло к жене желание насладиться ею. Он зачинал их так, как подобает грихастхе, сознавая, что в будущем ему предстоит передать своим детям бразды правления миром.

«Шримад-Бхагаватам» 4.22.53

 

Уйдя из дома, Махараджа Притху строго соблюдал все правила отшельнической жизни и, поселившись в лесу, стал совершать суровые аскезы. Он занимался этим с той же целеустремленностью, с какой раньше правил царством или покорял мир.

 

КОММЕНТАРИЙ: Точно так же, как человек, живущий в семье, обязан заниматься множеством дел, человек, оставивший семейную жизнь, должен научиться владеть своим умом и чувствами. Достичь этого можно только полностью посвятив себя преданному служению Господу. По сути дела, вся ведическая система общественного устройства предназначена для того, чтобы помочь человеку в конце концов вернуться домой, к Богу. Грихастха-ашрам - это своего рода компромисс, позволяющий человеку получать чувственные наслаждения и в то же время жить регламентированной жизнью в соответствии с принципами религии. Человеку, прошедшему через грихастха-ашрам и достигшему зрелого возраста, легче расстаться с семейными делами и целиком посвятить себя аскезам, чтобы раз и навсегда избавиться от желания удовлетворять материальные чувства. Вот почему для того, кто стал ванапрастхой, очень важно совершать аскезы (тапасью). Махараджа Притху неукоснительно соблюдал все правила, регламентирующие жизнь человека, принявшего ванапрастху, которую в шастрах иногда называют ваикханаса-ашрама. Слово ваикханаса-сусаммате указывает на то, что ванапрастхи тоже обязаны строго придерживаться регулирующих принципов. Иными словами, Махараджа Притху был примером для других на всех этапах своей жизни. Махаджано йена гатах са пантхах: люди должны идти по стопам великих личностей. Последовав примеру Махараджи Притху, человек сможет достичь совершенства как в семейной жизни, так и в жизни ванапрастхи, а оставив тело, он обретет освобождение и вернется домой, к Богу.

«Шримад-Бхагаватам» 4.23.4

 

После того как его сыновья Кави, Махавира и Савана стали настоящими парамахамсами, Махараджа Прияврата правил вселенной долгие годы, число которых равнялось одиннадцати арбудам. Стоило ему взять своими могучими руками лук и, положив на тетиву стрелу, натянуть его, как все противники устоев религии обращались в бегство, страшась невиданной доблести правителя вселенной. Он души не чаял в своей жене Бархишмати, а она отвечала ему взаимностью, и с каждым днем их любовь усиливалась. Женственность царицы, ее походка, манера одеваться и каждый взгляд или улыбка придавали Махарадже Прияврате сил и, казалось, полностью очаровывали его, заставляя забыть обо всем. И хотя Махараджа Прияврата был воистину великой душой, рядом с Бархишмати он словно становился обыкновенным человеком.

 

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе словосочетание дхарма-пратипакшах («противники устоев религии») указывает не просто на какое-то вероисповедание, а на варнашрама-дхарму, систему деления общества на четыре варны, или сословия (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры), и четыре ашрама, или уклада духовной жизни (брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяса). Чтобы в обществе царил мир и покой и чтобы все люди могли постепенно достичь высшей цели жизни, то есть осознать свою духовную природу, жизнь общества должна строиться на принципах варнашрама-дхармы. И Махараджа Прияврата следил за этим так строго, что любой противник варнашрамы, стоило царю вызвать его на бой или просто пригрозить легким наказанием, сразу обращался в бегство. По сути дела, Махарадже Прияврате даже не приходилось вступать в бой, так как, видя его непреклонную решимость защищать законы варнашрама-дхармы, никто не осмеливался нарушать их. В шастрах говорится, что общество, в котором не следуют принципам варнашрама-дхармы, ничем не лучше стада животных. Поэтому Махараджа Прияврата бдительно охранял устои варнашрама-дхармы, проявляя при этом невиданную доблесть и могущество.

 

Чтобы успешно справляться с такими нелегкими обязанностями, мужчине нужна поддержка жены. В обществе варнашрама-дхармы брахманы и санньяси не нуждаются в помощи представительниц прекрасного пола, однако кшатриям и грихастхам поддержка жены необходима. Без такой поддержки они просто не смогут как следует выполнять свои обязанности. Сам Шри чайтанья Махапрабху признал, что у грихастхи должна быть жена. Кшатриям даже разрешалось иметь много жен, чтобы с большим воодушевлением выполнять обязанности правителя. Если человек занимается политикой и прочей мирской деятельностью, ему нужна жена, которая вдохновляла бы и поддерживала его. И Махараджа Прияврата получал эту поддержку от Бархишмати, достойной жены, которая замечательно умела вдохновлять своего великого мужа. Своей улыбкой, нарядами, женственностью царица Бархишмати всегда радовала Махараджу Прияврату, и благодаря этому он прекрасно справлялся с обязанностями правителя вселенной. В этом стихе дважды употребляется слово ива, чтобы подчеркнуть, что Махараджа Прияврата вел себя так, словно находился под каблуком у жены и забыл об истинной цели человеческой жизни. Но хотя казалось, что он, подобно обыкновенному человеку, карми, пляшет под дудку жены, на самом деле Махараджа Прияврата никогда не забывал, что он — вечная душа. Он правил вселенной, и число лет, проведенных им на этом посту, превысило одиннадцать арбуд. Арбуда значит «сто миллионов», таким образом, правление Махараджи Приявраты продолжалось больше чем 11 х 100 000 000 лет.

«Шримад-Бхагаватам» 5.1.29

 

«Иногда преданные Господа ходят от двери к двери. Их политика – обращаться к домохозяевам за подаянием. В Индии к тем, кто просит милостыню, особенно к санньяси, относятся с большим почтением. Если санньяси приходит в дом, чтобы попросить милостыню, его встречают очень приветливо: «Свамиджи, что я могу сделать для вас?» Преданный, приходящий в качестве просящего милостыню, ничего особенного не просит для себя, но что бы ни дал ему домохозяин, даже одну чапати, обогащает его духовно. Когда у человека накоплено духовное богатство, он оказывает преданному настолько хороший прием, насколько возможно. Согласно ведической системе, даже если ваш враг приходит в ваш дом, надо принять его так, чтобы он забыл, что является вашим врагом. Такова общепринятая система оказания приема чистому преданному, который пожертвовал всем ради Господа.

 

Эти наставления предназначены для домохозяев. Домохозяину следует выходить из своего дома в полдень, чтобы позвать всех, кто голоден, прийти и принять пищу в его доме. Существует множество правил и предписаний, назначение которых – обучить человека стать божественным. Это не пустые ритуалы или излишние правила. Человека следует обучать, как обрести божественные качества. Поскольку он неотъемлемая частица Бога, ему предоставляется возможность получить такое обучение. Это обучение дается для того, чтобы однажды человек смог посвятить свое сознание Кришне».

Шрила Прабхупада, «Сознание Кришны – высшая система йоги», глава «Настоящая формула мира»

 

Прабхупада: Ну, Арджуна был грихастхой, царем и политиком. Если он смог узнать цель жизни за полчаса, в чем сложность для грихастхи? Арджуна не был санньяси. И только ему это было рассказано, Кришна выбрал его: «Именно ты – достойная личность». Поэтому не возникает вопроса о том, грихастха или санньяси. Личность должна быть способной понять.

Из беседы Шрилы Прабхупады с профессором санскрита, другиими гостями и учениками, Мехико, 12.02.1975 

 

Прабхупада: Грихастха – тоже ашрам. Он не хуже санньяса-ашрама. Можете принять любой ашрам, который подходит вам, но ашрам означает развитие духовного знания. Этим ашрам отличается от об


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.