Природа в поэзии Б. Пастернака — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Природа в поэзии Б. Пастернака

2020-10-20 102
Природа в поэзии Б. Пастернака 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Лирический герой Пастернака постоянно обращается к природе. И понимание лирического героя было бы неполным без понимания значения природы в поэзии Пастернака. Лихачев писал: "Начиная с детских воспоминаний и до последний дней, он [Пастернак] всегда видел мир в своей поэзии, лирической и традиционной прозе, в красках и линиях".

В изображении природы с особой силой проявился стихийно-игровой дар Б. Пастернака, тяготеющего к моментальной и бурной смене впечатлений, сплетению разнокачественных образов и ассоциаций. В природе, как ее видит поэт, преобладает беспорядок, свежий хаос, наплыв безудержных влечений, хлещущих через край. Это скорее беспрестанная игра, веселая и дерзкая: воздух "шипучкой играет от горечи тополя"; во время снегопада "крадучись, играя в прятки, // Сходит небо с чердака"; на море, поднятые ветром "барашки грязные играли"; "сколько надо отваги // Чтоб играть на века, // Как играют овраги, // Как играет река" ("После дождя", "Снег идет", "Вакханалия").

Ни у кого природа не одушевлена так, как у Пастернака; причем у нее душа озорницы, проказницы, движения которой суматошны и порывисты: "вырывается весна нахрапом", "за окнами давка, толпится листва", "сад тормошится", "рушится степь". У Пастернака, при отсутствии наружного сходства, очеловечиваются сами действия, повадки природы - своенравной, бесчинной, неугомонной ("Небо в бездне поводов, // Чтоб набедокурить" - "Звезды летом", 1922).

Любимые пастернаковские образы - мелкие дробные части природы: ветки, почки, капли, льдинки, звезды, градинки, снежные капельки, стручки гороха, все, что сыплется, брызжет, катится, шевелится, трепещет, воплощая неусыпное кипение жизни ("Ты в ветре, веткой пробующем.", "Душистою веткою машучи.", "Определение поэзии", "Давай ронять слова. "). Безусловное первенство в русской поэзии принадлежит Пастернаку по таким мотивам, как дождь и ливень ("После дождя", "Дождь", "Лето", "Счастье", "Имелось" и др. - всего 15 стихотворений), гроза ("Июльская гроза", "Гроза моментальная навек", "Наша гроза", "Приближенье грозы" и др. - 14 стихотворений). Этим наглядно выражается представление поэта о том, что "кипящее белыми воплями // Мирозданье - лишь страсти разряды, // Человеческим сердцем накопленной" ("Определение творчества", 1922): дождь и гроза, в соответствии с древними мифологическими представлениями, знаменуют страстное, оплодотворяющее соединение земли и неба, их священный брак.

Отсюда же и тяга поэта к образам сада и соловья с их предельным напряжением жизненных сил, рвущихся наружу цветением и пением - "всей дрожью жилок" ("Как бронзовой золой жаровень.", 1913; "Плачущий сад", 1922; "Ты в ветре, веткой пробующем.", 1922; "Здесь прошелся загадки таинственный ноготь.", 1923; "Во всем мне хочется дойти.", 1956).

По количеству стихотворений, посвященных временам года и отдельным месяцам, Пастернак также занимает первое место в русской поэзии. Как никто, он чувствителен к смене дней, к продленному мгновенью - "и дольше века длится день"; характерны для него "сезонные" и "суточные" названия, приурочивающие пейзаж к определенному моменту времени ("После дождя", "Зазимки", "Единственные дни", "Кремль в буран конца 1918 года", "Январь 1919 года", "Февраль. Достать чернил и плакать.", "Март", "Июль", "Август"). Хотя "зимних" стихотворений у Пастернака больше, чем "летних" (18 и 12), именно последние резче выделяют его на фоне преобладающих зимне-осенних мотивов русской поэзии (так, на 139 стихотворений, посвященных зиме, и 170 - осени, лишь 41 - лету). Тонкая поэтическая интуиция тепла, жара, по летнему распаренного и "растрепанного" состояния природы ("В лесу", "Лето", "Летний день", "Когда разгуляется" и др.) сказалась и в стихах, посвященных Югу, Кавказу, Грузии ("Мчались звезды. В море мылись мысы.", "Волны", "Пока мы по Кавказу лазаем.", "Путевые записки"). Выделяет Пастернака и его сравнительно редкое в отечественной поэзии пристрастие к морю, к этому "допотопному простору", единственному, чему "не дано примелькаться" ("Девятьсот пятый год", "Тема", "Вариации" и др.).

Новое у Пастернака - и те образные ряды, с которыми он сопрягает природу, впуская ее в будничность и простоту повседневной жизни: вьюга "вяжет из хлопьев чулок", "пыль глотала дождь в пилюлях", "сто слепящих фотографий ночью снял на память гром", "зари вишневый клей" и пр. ("храм", "ладан"), "животных" у С. Есенина ("теленок", "лягушка"), "физиологических" у В. Маяковского (звезды - "плевочки", солнце - "ранка", небо - "распухшая мякоть").

Одна из своеобразнейших черт пастернаковского видения природы - стремление определить через нее сущность поэзии и вдохновения ("это - щелканье сдавленных льдинок", "внезапные, как вздох, моря", "ты - лето с местом в третьем классе" - "Определение поэзии", 1922; "Так начинают. Года в два.", 1922; "Поэзия", 1922; "Про эти стихи", 1920; "Весна", 1921-1923; "Определение творчества"; "Давай ронять слова"; "Во всем мне хочется дойти. "). С другой стороны, поэтичность и словотворчество заложены в самой сути природы и составляют еще один устойчивой метафорический ряд ("исписанный инеем двор", ливень кропает "акростих, // Пуская в рифму пузыри", "нив алфавиты" - "Двор", 1917; "Поэзия"; "Любимая, - молвы слащавой.", 1931; "Зима приближается", 1943).

Состояние человека, состояние его души почти всегда передается опять-таки через природу:

Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит.

Через состояние природы можно понять любовь лирического героя, таким образом, тема природы присутствует и в любовной лирике Пастернака. Природа у Пастернака наделена чувствами: она любит, страдает, переживает, радуется. Природа у Пастернака постоянно движется, ее жизнь динамична: "активность, изменчивость и динамичность вторгающейся в поэзию действительности - действительности действующей, - подчеркивается поэтом постоянно". Связь природы и человека очень часто подчеркивается Пастернаком, он считал, что человек - это часть природы. Кроме того, любовь к самой природе видна во всем творчестве Пастернака. Лирический герой Пастернака любуется, восхищается природой всегда, "а иногда не человек глядит на нее, а сама природа смотрит на человека". Поэт должен жить и творить во имя природы, это его назначение:

Особый вопрос - природа и Бог - связь природы и Господа постоянно подчеркивается Пастернаком, природа имеет божественное начало:

Надо сказать, что у Пастернака тема природы связана и с другими общими вопросами, например, с историей: часто описание природы имеет историческое значение или дается в историческом контексте. Очень важный мотив - мотив революции - связан у Пастернака с темой природы. Основной символ революции у Пастернака - метель ("Кремль в буран конца 1918 года"). Революцию у Пастернака символизирует и поезд, несущийся навстречу природе, незыблемому началу.

Все описания природы у Пастернака всегда детализированы и подробны - это, я думаю, ясно из ранее приведенных отрывков.

Многие стихотворения о природе у Пастернака написаны о прошлом, это воспоминания, не утерявшие своей красоты и свежести. Практически все стихотворения этой темы - это мгновенные зарисовки, поэт старается запечатлеть именно нужный ему момент - талант художника дает о себе знать. Через все творчество Пастернака проходит ощущение волшебства, чуда природы, поэт благодарит небо за свою жизнь и возможность созерцать природу.

лирический герой поэзия пастернак


Заключение

 

А.Н. Архангельский писал: "Сама судьба поставила его в позицию созерцателя и столкнула в поэтическом характере Пастернака две - по видимости несовместимые - черты. Готовность "крупно" сразиться с жизнью, ринуться против ее стихии в заведомо, неравный бой, поражение в котором величественнее победы. И - стремление остаться на своеобразной "обочине", вне точки скрещения слепых социальных сил. Сознание опасности "вакансии поэта" - и решимость в конце концов занять ее”. Все это мы находим в образе лирического героя поэзии Б. Пастернака.


Список литературы

 

1. Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990.

2. Архангельский А. Н." И только в том моя победа”. // Дружба народов. 1987, №4.

.   Гаспаров Б.М. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа "Доктор Живаго”. // Дружба народов, 1990, №3.

.   Лихачёв Д.С. Размышления над романом Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго”. // Новый мир. 1988, №1.

.   Пастернак Б.Л. Собрание сочинений. В пяти томах. Москва, "Художественная литература”, 1989-1992.

.   Пастернак Б. Из писем разных лет. Москва, "Правда”, 1990.

.   Пастернак Б. Об искусстве: "Охранная грамота" и заметки о художественном творчестве. Москва. "Искусство”, 1990.

.   Пастернак Е. Материалы для биографии. Москва, 1989.

.   Флейшман Л.С. Борис Пастернак в двадцатые годы. Мюнхен, 1981


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.