Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Виды учебной работы, трудоемкость (в часах)

2020-10-20 66
Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Быстрова Л.И.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЛОСОФИЯ»

Направление подготовки

Лингвистика»

Степень выпускника  

Бакалавр

Форма обучения

очная

                                                        

                                                      Москва -  2011 г.

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Философия» подготовлена Быстровой Ларисой Ивановной, к.ф.н., доцентом кафедры социальной философии

 

Рецензенты:

1. Ляшенко Виктор Петрович, д.филос.н., профессор

2.

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Философии» утверждена на заседании кафедры социальной философии (Протокол №2 от  «29» сентября  2011г.).

 

 

1. Цели освоения дисциплины

Целями учебной дисциплины «Философия» являются:

-  формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования;

- овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности.

Изучение дисциплины направлено на выработку навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами; развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Учебная дисциплина «Философия» в соответствии с ФГОС ВПО включена в состав дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла и призвана обеспечить приобретение студентом ряда общекультурных и профессиональных компетенций.

Результатом освоения философской дисциплины должна стать готовность обучающихся концептуально мыслить, предельно обобщать окружающую действительность, понимать взаимосвязь всех уровней бытия.

Изучение философии является методологически необходимым для дальнейшей специализации и переход в последующих семестрах к социально-гуманитарному модулю профессионального цикла, базовая часть которого включает в себя такие дисциплины, как «Философия культуры», «Культурология».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

3.1. ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);

3.2. руководствуется принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума (ОК-2);

3.3. обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3);

3.4. готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнёрских отношений (ОК-4);

3.5. осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5);

3.6. владеет наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6);

3.7. владеет культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7);

3.8. умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8);

3.9. способностью занимать гражданскую позицию в социально- личностных конфликтных ситуациях (ОК-9);

3.10. знает свои права и обязанности как гражданина своей страны; умеет использовать действующее законодательство; демонстрирует готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (OK-10);

3.11. стремится к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития (ОК-11);

3.12. понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).

3.13. умеет эффективно строить учебный процесс, осуществляя педагогическую деятельность в учебных заведениях дошкольного, общего, начального и среднего профессионального, а также дополнительного лингвистического образования в соответствии с задачами конкретного учебного курса и условиями обучения иностранным языкам (ПК-35);

3.14. в области научно-исследовательской деятельности: умеет использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач (ПК-36);

3.15. умеет структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и обладает способностью их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач (ПК-37);

3.16. умеет видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимает их значение для будущей профессиональной деятельности (ПК-38);

3.17. владеет основами современной информационной              и

библиографической культуры (ПК-39);

3.18. умеет выдвинуть гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту (ПК-40);

3.19. владеет стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования (ПК-41);

3.20. обладает способностью оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования (ПК-42);

 

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

 

ЗНАТЬ Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.
УМЕТЬ Уметь: формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.
ВЛАДЕТЬ Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Быть компетент-ным Демонстрировать способность применять приобретенные знания и умения, готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера,

4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

 

Количество часов по учебному плану

(очная форма обучения)

Всего 108 часа

Аудиторные занятия 56 часов, в том числе интерактивных занятий 6 часов. Самостоятельная работа   52 часа.

 

 

П/п

Раздел, тема

И промежуточной аттестации

Всего

Самос-

Тоят. работа

Аудиторные занятия

Всего Лекционные Групповые (семинары, практические) Лабораторные Конт. раб. Рефераты / эссе Курсов. раб/ проект Расчетно-графическая работа Зачет* Экзамен

Контр. точки

По мод.-рейтинг.

Системе

1

2

3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

15

Раздел 2. История философии

2.  

Возникновение и развитие философии Древнего Востока

6 2 4 2 2            

 

  3.  

Античная философия

10 6 4 2 2            

 

  4.  

Философия средневековья и эпохи Возрождения

6 4 2 2              

 

  5.  

Западно-европейская философия XVII-XIX вв.

10 4 6 4 2            

 

+ 6.  

Русская философия: история и современность

6 4 2   2            

 

  7.

Основные философские направления и парадигмы XX века

8 4 4 2 2            

 

 

Общая трудоемкость

часы   108 52 56 32 24            

Сем.

    з.е. 3 1,3 1,7 0,9 0,4            

 

                                   

 

 

5. Содержание дисциплины

п/п Наименование разделов и тем дисциплины Содержание темы

Раздел 1 История философии

 Тема 1 Предмет и предназначение философии Особенность философии как познания. Философия как «любовь к мудрости». Философия как научное познание. Предмет исследования философии и его отличие от других наук. Особенность языка (терминологии) философии. Теоретический характер методов философии. Структура философии. Разделы философского знания: онтология, гносеология, этика. Философские науки: логика, история философии, философия истории, социальная философия, аксиология, философская антропология и др. Философское познание и мировоззрение. Структура мировоззрения. Виды мировоззрений. Философия и формирование картины мира. Мировоззренческая, методологическая, аксиологическая и воспитательная функции философии. Философия как самосознание культуры. Определение философии. Предмет философии и его специфика. Философия и мировоззрение. Функции философии. Исторические типы философствования и их социально-историческая обусловленность. Философия и наука. Философия и религия. Философия и экономика. Значение философии в жизни человека и общества.  
Тема 2 Философия Древней Индии Философия Древней Индии. Начала философского мышления. Предфилософия Вед: “Ригведа”, “Бхагавадгита”, “Упанишады”. Ведические школы: веданта, миманса, йога, ньяя, санкхья, вайшешика и их учения о бытии, сущем и не-сущем, мировом и индивидуальном сознании. Буддизм, джайнизм, чарвака, (локаята): проблемы сознания и самосознания, познания мира и самопознания.
Тема 3 Древнекитайская философия Основные философские школы Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство, Лао-Цзы и даосизм, буддизм. Концепции “сяо”, “жень”, “ли”. Даосский “выход” за пределы социума. Диалектика “дао”, учение о “Ян” и “Инь”. Принцип “У вэй”.  
Тема 4 Античная философия Древнегреческая и древнеримская философия. Основные этапы ее развития. Проблема первоосновы мира в учениях философов Милетской школы, Пифагора, Гераклита, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита, Эпикура. Характеристика материализма древних философов. Проблемы бытия и небытия у элейцев, софистов, Платона. Учение о соотношении идей и вещей; разума, знаний. Объективный идеализм Платона. Философия Аристотеля: понятие ее предмета и разработка категорий. Учение о материи и форме, причинности и цели, роли меры. Философия Лукреция Кара. Учение стоиков о Судьбе, свободе воли человека. Значение античной философии для развития мировой философской мысли и культуры в целом.  
Тема 5 Средневековая философия Подчинение философии религии. Теоцентризм: природа и человек как творение бога. Средневековая арабская философия. Средневековая европейская философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии. Патристика. Философия Августина Блаженного. Полемика реализма и номинализма. Схоластика. Роль аристотелизма в средневековой философии. Проблемы онтологии и гносеологии, этики и политики в философии Фомы Аквинского.
Тема 6 Философия Возрождения Борьба гуманизма и схоластики в эпоху Возрождения. Человек как творец самого себя. Философия Н. Кузанского. Апофеоз искусства и культ художника-творца. Антропоцентризм и проблема личности в работах Лоренцо Валлы, М.Монтеня, Н.Маккиавелли, Э.Роттердамского. Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения. Бесконечная Вселенная Коперника и Бруно. Гелиоцентризм. Идеология централизованного государства (Н.Маккиавелли, Ж.Боден). Теория естественного права (Г.Гроций).  
Тема 7 Западно-европейская философия XVII-XIX вв. Социально-экономические и культурные предпосылки складывания философии Нового времени в Европе: протестантская реформация, культура Возрождения, складывание капиталистической экономики. Особенности философии Нового времени: рационализм, научный характер, вера в безграничные возможности разума человека в познании природы и переустройстве общества. Философия как научное познание. Разработка философией научного метода. Индуктивно-эмпирический подход Ф. Бэкона в философии и его развитие в трудах Т. Гоббса и Д. Локка. Эмпиризм – ориентация на опыт как главный источник научного познания. Взгляды Т. Гоббса и Д. Локка на государство, общественную жизнь и естественные права человека. Рационально-дедуктивный подход Р. Декарта и его развитие в философии Б. Спинозы и монадологии Лейбница. Рациональная интуиция как отправной пункт научного познания. Развитие эмпиризма в английской философии XVIII века в трудах Д. Беркли и Д. Юма. Субъективный идеализм как признание истинным только то, что дают субъективные ощущения. Рационалистическая философия французского Просвещения XVIII века (Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо и др.). Основные принципы философии Просвещения. Признание исключительной роли разума в процессе познания. Критика религиозного сознания. Антиклерикализм (борьба с христианской церковью). Общественно-политический характер. Значение просветительской философии в становлении идеологии либерализма и политического преобразовании западной цивилизации на либеральных началах.  
Тема 8 Немецкая классическая философия Разработка “критической философии” И.Кантом - начало классической немецкой философии. Обоснование Кантом всеобщности и необходимости научного знания. Пространство и время - априорные формы чувственности. Рассудок и разум. Кант о явлениях и “вещах в себе”. Этика Канта и ее основной закон - категорический императив. Субъективный идеализм Г.Фихте и натурфилософия Ф.Шеллинга. Объективный идеализм Г.В.Ф.Гегеля. Структура гегелевского учения, его основные разделы: логика, философия природы, философия духа. Система категорий в философии Гегеля. Диалектический метод Гегеля. Противоречие между методом и системой в философии Гегеля. Гегелевская концепция исторического развития. Теория государства и индивида, государства и гражданского общества. Разработка Л.Фейербахом антропологического материализма. Отношение к философии Гегеля. Фейербах о связи идеализма и религии. Объяснение явлений (религия, мораль, история) сквозь призму понимания человека как “единства мысли, воли и чувства”. Учение о религии и этике любви.  
Тема 9 Философия XIX века Духовная ситуация и социально-экономическая и политическая реальность середины XIX века в контексте кризиса рационалистической философии Нового времени. Неудача проекта Нового времени по рационалистическому обустройству общества. Марксизм. Социально-политическая концепция К. Маркса и Ф. Энгельса. Материалистическое понимание исторического процесса. Теория отчуждения. Революционная направленность философии марксизма. Кризис классической рациональности и нарастание пессимизма и иррационалистический настроений в философии середине XIX века. «Философия жизни»: А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Экзистенциализм философии С. Кьеркегора. Позитивистская философия как ориентация на научные эмпирические методы исследования окружающего мира (О.Конт, Г. Спенсер и др.). Прагматизм как американский вариант позитивизма.  
Тема 10 Философия XX века Философская ситуация XX века. Плюрализм философских установок. Специализация и профессионализация философии. Духовный кризис человеческой цивилизации. Распад философского знания на множество школ и направлений. Основные направления и особенности философии XX века. Феноменология Э. Гуссерля как разработка проблем сознания. З. Фрейд и влияние психоанализа на философию. Неопозитивизм как анализ методологических проблем научного познания. Постпозитивизм как исследование закономерностей развития научного познания. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера и философский анализ бытия человека. Экзистенциализм как философское осмысление человека и его существования (экзистенции) в мире. Постмодернизм как отказ от попыток установить истинные объективные основания существующего мира. Характерные особенности постмодернизма и его влияние на культуру.  
Тема 11 Русская философия Принятие христианства в 988 году и зарождение древнерусской философской мысли. Развитие русской философской мысли в Средние века. Реформы Петра I и начало нового этапа истории русской философии. М.В. Ломоносов. Российское Просвещение XVIII и XIX века. А.Н. Радищев. Декабристы. Русская философия в первой половине XIX века. П.Я. Чаадаев. Славянофилы и западники. Ф.М. Достоевский как феномен русской религиозной философии. В. Соловьев и его значение в развитии русской религиозной философии. Русская религиозная философия на рубеже XIX и XX веков. П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев и др. Материалистический позитивизм. Н.Г. Чернышевский. Феномен российского марксизма. Роль Г. В. Плеханова и В. И. Ленина в развитии марксистской философии в России. Значение марксизма в революционных событиях 1917 года. Особенность развития российской философии в советский период. Российская марксистская мысль в XX веке. Современный этап развития российской философии.  

Раздел 2 Теория философии

Тема 12 Онтология Бытие как философская проблема. Философское и научное понимание бытия. Философская категория “бытие”, ее содержание и эволюция в истории философии. Проблема соотношения бытия и сущего. Бытие и небытие, единое и многое, единое и общее, возможность и действительность. Субстанциальное понимание бытия: монизм, дуализм, плюрализм. Вопрос о смысле бытия в XX веке. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера (1889–1976). Хайдеггеровские понятия Sein (Бытие), Dasein (Вот-бытие, человеческое бытие, присутствие), Ereignis (Со-бытие). Основные формы бытия и их особенности. Понятие материи, её атрибутов в философии материализма. Философское и естественнонаучное понимание материи. Понятие движения. Материя и движение. Движение и развитие. Движение и покой. Категория “материя” и ее развитие в истории философии. Свойства материи. Движение и его формы. Пространство и время как формы бытия. Их интерпретация в философии и науке. Социальное пространство и время. Мир как сложная система. Единство мира. Уровни организации материи.  
Тема 13 Сознание Категория “сознание” в философских системах. Отражение и сознание. Развитие форм отражения. Отражение и информация. Роль коллективной деятельности и орудий труда в возникновении сознания. Язык и его основные функции. Социальная обусловленность сознания. Современные концепции возникновения сознания. Биологические и социальные предпосылки развития сознания. Сознание и мозг. Общая характеристика идеального и его основные формы. Сознание, логика, язык. Сознание и самосознание, их структура. Функции сознания. Сознательное и бессознательное. Творческий характер сознания. Современные достижения в исследовании основ и сущности сознания. Проблема искусственного интеллекта и ее философские аспекты.  
Тема 14 Диалектика Понятие диалектики. Историческое развитие представлений о диалектике. Объективная и субъективная диалектика. Функции диалектики. Понятие метода и методологии деятельности. Принципы диалектики. Детерминизм и индетерминизм. Понятие закона. Виды законов. Динамические и статистические закономерности. Законы диалектики. Диалектика и синергетика. Значение осведомленности о законах диалектики в экономической практике и познании явлений хозяйственной жизни. Понятие категории. Категории диалектики: единичное, особенное и общее; сущность и явление; содержание и форма; часть и целое; элемент и система; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность. Методологическое значение категорий диалектики в познании социально-экономических явлений и процессов.
Тема 15 Гносеология Познание как социально-опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Субъект и объект познания. Чувственное и рациональное познание, их формы. Творчество и интуиция. Проблема истины в философии. Диалектика абсолютной и относительной истины. Критерии истины. Виды познавательной деятельности. Вера и знание. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание.
Тема 16 Структура научного познания Понятие науки. Взаимоотношения философии и науки в истории. Эмпирический уровень научного познания. Теоретический уровень научного исследования. Природа научной истины. Методы научного познания. Возможности и пределы науки. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Идеалы науки. Этика ученого. Наука как производительная сила общества. Наука как социальный институт. Философский синтаксис. Действительность, мышление, логика и язык.  
Тема 17 Философская антропология «Проблема человека» в философии. Антропология – учение о сущности человека. Человек как системообразующий принцип философии. Типы антропологических учений. Представления о сущности человека в античной философии. Место человека в системе средневекового христианского Богословия. Человек в эпоху Возрождения. Гуманистической антропоцентризм. Естественнонаучное понимание человека в философии Нового времени. Понятие о человеке как субъекте в классической немецкой философии. Антропологический материализм Людвига Фейербаха. Понятие о человеке в неклассической философии и изменение представления о человеке (Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер, Зигмунд Фрейд). Русская философия о духовной сущности человека (В. Соловьев, Н. Бердяев, С.Франк). Философская антропология о духовной сущности человека: М. Шелер (1874–1928), А. Гелен (1904–1976), Х. Плеснер (1892–1985) и др. Философия культуры Э. Кассирера (1874–1945), его понимание человека как «животного, созидающего символы». Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Человек как биопсихосоциальное существо. Человек как родовая сущность и индивидуальность. Роль и значение духовности в характеристике человека. Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Свобода личности и ответственность. Личность, коллектив, общество. Личность и история.  Понятие ценности. Система ценностей в бытии человека. Индивидуально-личностные детерминанты: потребности, интересы, установки, цели, ценностные ориентации, идеалы. Свобода и необходимость в бытии человека. Экзистенциальные проблемы человеческого бытия. Смысл жизни, смерть, бессмертие. Человек в системе культуры. Культура и ценности.

Вопросы для обсуждения

1. Генезис философии. Природа философского знания. Специфика философского знания.

2. Предмет и структура философии.

3. Основной вопрос философии, две его стороны.

 

Темы докладов/рефератов

1. Что такое философия? Специфика философского знания.

2. Философия и мифология.

3.Философия и религия.

4. Философия как образ жизни.

5. Философия и современная наука.

6. Основные компоненты мировоззрения и его роль в жизнедеятельности

человека.

7. Взаимоотношение философии и частных наук.

8. Философия в системе культуры.

9. История философии как "саморефлексия" философии.

 

Образовательные технологии

Адаптированный Case Study, метод проектов, информационные технологии.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Согласны ли Вы с утверждением Р. Декарта: «Действительно, те, кто

проводит жизнь без изучения философии, совершенно сомкнули глаза

и не заботятся открыть их»? Обоснуйте свой ответ.

2. «Мы встречаемся с двумя главными, равно друг от друга отличающимися понятиями о философии: по первому философия есть только теория, есть дело только школы, по второму она есть более, чем теория, есть преимущественно дело жизни, а потом уже школы. По первому понятию философия относится исключительно к познавательной способности человека; по второму она отвечает также и высшим стремлениям человеческой воли, и высшим идеалам человеческого чувства, имеет, таким образом, не только теоретическое, но также нравственное и эстетическое значение».

    Прокомментируйте приведенные В.Л. Соловьевым два представления

о философии. Каково  Ваше мнение о предназначении философии?

3. Как можно понять М.Хайдеггера: "Философия – это тяга повсюду быть дома”?

4. В переводе с древнегреческого «философия» означает любовь к мудрости. Получил ли отражение в переводе предмет философии? Подумайте: если мудрый человек – это знающий все (иначе его от простого человека не отличить), а все знать невозможно, то и сама мудрость становится невозможной. Тогда о любви к чему идет речь? Гераклит говорит: «Многознание уму не научает», тогда что же научает уму и мудрости?

5.    Является ли философия наукой? Проведите анализ существующих точек зрения в современной литературе, учебниках, хрестоматийных сборниках.

6. Каким образом философия может изменить мир?

7. Объясните причину существования материалистической и идеалистических «линий» в философии.

8. Очертите круг проблем, которые интересуют философию.

9. Философский глоссарий (записать в тетрадь определения терминов):

мировоззрение, философия, метафизика, онтология, гносеология, религия, рефлексия, этика, эстетика, аксиология, материализм, идеализм, монизм, плюрализм, дуализм, агностицизм.

«По страницам философской классики». Задания для самостоятельной работы студентов по изучению первоисточников:  

1. Образ философии в работе Б.Рассела «Что такое философия?»

2. Какое определение дает философии Х. Ортега-и-Гассет в статье «Что такое философия»?

3. Какое определение дает философии Э.Гуссерль  в статье «Философия как строгая наука»?

Формы контроля самостоятельной работы студентов.

Выступление на семинаре, выполнение индивидуальных заданий.

Вопросы для обсуждения

1. «Досократический» период в античной философии: школы и представители.

2. Возникновение софистики. Риторика и логика. Тезис Протагора: «Человек есть мера всех вещей». Софисты о познании, морали, государстве и религии.

3. Сократ о добродетелях. Этический рационализм. Метод Сократа. Сократический диалог и его составляющие

4. Учение Платона о мире идей и мире вещей. Миф о пещере. Учение о знании как "припоминании".Учение о душе. Понятие диалектики. Этико-политическое учение Платона, изложенное в диалоге "Государство".

5. Философия Аристотеля. Понятие философии в "Метафизике". Классификация наук, первая и вторая философия. Сущность как предмет философии. Учение о четырех причинах. Материя и форма, их свойства, их соотношение. Учение о перводвигателе и конечной цели всего сущего. Учение о добродетели как «золотой середине».

 

Темы докладов/рефератов

1. Генезис древнегреческой философии.

2. Основные философские идеи Сократа, Аристотеля и Эпикура.

3. Космоцентризм  античной школы.

4. Идеальное государство Платона.

5. Этика Аристотеля.

6. Этика стоиков. Стоические учения о причинности, необходимости и судьбе.

7. Философия Эпикура.

8. Сенека о благе и добродетели как основании счастливой жизни.

9.  Проблема первоначала в философских учениях Фалеса, Анаксимена,

Гераклита, Анаксимандра.

10.  Учение пифагорейцев о числах как основе мира.

11.  Взгляды на движение Парменида и Зенона.

12.  Атомизм Демокрита.

13. «Диалектика», «майевтика», «ирония» – аспекты сократовского метода.

14.  Философия Платона как система объективного идеализма.

15.  Учения Аристотеля: о движении, о причине и о сущности.

 

Образовательные технологии

Адаптированный Case Study, метод проектов, информационные технологии.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Перечислите основных представителей греческой натурфилософии. Что изучали натурфилософы?

2. Что такое «путь истины» и «путь мнения» Парменида?

3. Что доказывают «апории» Зенона? Согласны ли Вы с его аргументацией?

4. Можно ли сказать, что учение Демокрита об атомах созвучно представлениям современной физики о строении вещества?

5. Учению каких античных философов присущи элементы диалектики?

6. Каковы основные положения философии Платона?

7. Образ Сократа в диалогах Платона.

8. Как представлял себе Платон идеальное государство?

9. Почему именно Платон может быть назван «философом номер один в истории европейской мысли»?

10. Чем отличается аристотелевское учение об идеях от платоновского?

11. Каковы основные положения философии Аристотеля?

12. Прокомментируйте высказывание Платона, подтвердите или

опровергните его: «Несчастия человечества прекратятся не ранее, нежели властители будут философствовать или философы властвовать, т.е. не раньше, чем соединятся в одних руках философия и политическая власть». (Платон «Государство»).

13. В чем состоит специфика эллинистической философии? Назовите основные философские школы этого периода.

14. Заполните таблицу: укажите представителей направления и сформулируйте философское кредо каждого.

 

Школа/направление в философии Философское кредо Основатель Школы
Материализм    
Идеализм    
Софизм    
Гедонизм    
Ригоризм    
Киники    
Эвдемонизм    
Стоицизм    
Атомизм    
Скептицизм    
Диалектика    
Метафизика    

 

«По страницам философской классики». Задания для самостоятельной работы студентов по изучению первоисточников:  

1. Учения древнегреческих мудрецов о первоначалах, бытии и человеке в изложении Диогена Лаэртского.

2. Онтология Платона. Теория идей. (Диалоги "Лисистрат", "Протагор", "Пир").

3. Концепция души и знания в диалогах Платона "Гиппий Больший", "Гиппий Меньший", "Протагор".

4. Учение о четырех причинах и психология в работе Аристотеля "Первая аналитика".

5. Аристотелевская теория души и гносеология ("О душе").

 

Формы контроля самостоятельной работы студентов.

Выступление на семинаре, выполнение индивидуальных заданий.

Темы докладов/рефератов.

1. Классическая и «постклассическая» философия: линии преемственности и противостояния.

2. Сциентизм и антисциентизм в сознании современного общества.

3. Философия прагматизма и неопрагматизма: основные идеи, их эволюция.

4. Критический рационализм К.Поппера.

5. И.Лакатос: модель развития науки.

6. Концепция науки Т.Куна.

7. Методологический анархизм П.Фейерабенда.

8. Учение о коллективном бессознательном К.-Г.Юнга.

9. Концепция социального характера Э.Фромма. Модус бытия и модус обладания.

10.  Понимание как универсальная проблема (Г.-Г.Гадамер, Э.Бетти).

11. Экзистенциальная философия М.Хайдеггера.

12.  Философия К.Ясперса. Представление об «осевой эпохе».

13. Проблема «подлинного» существования в философии экзистенциализма.

14. Французский экзистенциализм: особенности, проблемы, представители.

15. Основные темы философии А.Камю.

16. Философия структурализма: основные идеи и подходы.

17. Философия постмодернизма: характерные особенности.

 

Образовательные технологии

Адаптированный Case Study, метод проектов, информационные технологии.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Каковы основные положения философии прагматизма?

2. Каковы основные положения феноменологии Э. Гуссерля? Охарактеризуйте понятия интенциональности и феноменологической редукции.

3. Как Вы полагаете, может ли философия быть строгой и точной наукой? 

4. Что такое экзистенциализм? Каковы его основные принципы?

5. Каковы основные идеи и принципы неопозитивизма? Назовите основных представителей неопозитивизма.

6. Что такое герменевтика? И как соотносятся между собой герменевтика Ф. Шлейермахера и онто-герменевтика М. Хайдеггера?

7. Каковы основные особенности постмодернистской философии?

«По страницам философской классики». Задания для самостоятельной работы студентов по изучению первоисточников

Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.387 с.