Особенности лексики детей школьного возраста с задержкой психического развития — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности лексики детей школьного возраста с задержкой психического развития

2020-10-20 209
Особенности лексики детей школьного возраста с задержкой психического развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Речь - важнейший психически процесс, выполняющий массу функций, основной из которых является общение людей с друг другом, но кроме того развитие речи по мере взросления ребёнка напрямую связано с развитием его мышления. Сам процесс познания мира происходит через речь, все понятия формируются в словесно-логической форме, всякое явление в мире нуждается в словесном пояснении.

Наше исследование посвящено изучению развития речи у детей имеющих задержку психического развития. У таких детей присутствует временное отставание в развитии, это отставание в первую очередь появляется как медленный темп развития психических процессов, в том числе медленно и слабо развивается речь ребёнка.

Проблемой изучения и формирования лексики учащихся, имеющих ЗПР занимались такие специалисты как Л.С. Выготский, Р.Д. Тригер, Е.С. Слепович, И.А. Зимняя, А, А, Леонтьев, И.А. Мельчук, С.Н. Цейтлин и многие другие.

На данный момент задержка психического развития - частое явление среди детей младшего школьного возраста. И за последние несколько лет число детей, испытывающих это затруднение в развитии, возрастает и они проходят обучения в коррекционных классах или классах компенсирующего обучения. Однако весьма часто ребёнок не смотря на трудности проходит обучение в общеобразовательной школе в общем потоке. В таком случае процесс обучения требует дополнительного усилия со стороны педагога. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специальных методах и приёмах работы над усвоением материала. В этом возрасте у детей по-прежнему игровая деятельность остаётся одной из ведущих, и потому целесообразно ввести в процесс обучения игровые моменты, преподносить материал и вводить понятия в форме игры.

В работе по развитию речи младших школьников с задержкой психического развития актуальна проблема формирования лексического запаса и семантической (смысл слова) стороны речи у детей. В современной педагогической литературе нет конкретных методов и приёмов развития лексики младшего школьника с задержкой психического развития, эффективность которых была бы установлена.

Цель исследования: поиск эффективных методов развития лексической стороны речи младшего школьника на коррекционно-развивающих занятиях.

Объект исследования: развитие лексической стороны речи школьника с ЗПР

Предмет: коррекционно-развивающие занятия как форма учебного процесса с целью развития лексической стороны речи младшего школьника с задержкой психического развития

Задачи:

. Изучить теоретические аспекты становления развития лексики ребёнка с сохранным психофизическим развитием.

. Изучить особенности развития лексики младшего школьника с задержкой психического развития.

. Разработать коррекционно-развивающие задания, направленные на развитие лексической стороны речи младшего школьника с задержкой психического развития.

Методы:

метод теоретического поиска

метод изучения реального педагогического процесса

метод качественного и количественного анализа данных

метод

Данная работа состоит из введения, двух глав, отражающих теоретические и практические аспекты, заключение и списка использованной литературы и приложения. В первой главе «Особенности лексики детей школьного возраста с задержкой психического развития», нами рассмотрены теоретические аспекты развития лексики ребенка, её становление у детей с нормальным психофизическим развитием; обенности лексической стороны речи у младшего школьника с задержкой психического развития и направления коррекционно-развивающей работы и по преодолению недостатков лексики.

Во второй главе «Развитие лексики школьника с задержкой психического развития на коррекционно-развивающем занятии», раскрыты методы педагогического исследования лексического строя у данной категории детей младшего школьного возраста. Так же вторая глава включает в себя проведение и анализ опытно-практической работы.


Особенности лексики детей школьного возраста с задержкой психического развития

Дефектологи А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова и Т.П. Бессонова обращают пристальное внимание на анализ ошибок, допускаемых детьми, который необходим для более полной качественно характеристики словарного состава.

Суть многих ошибочных ответов состоит в несоответствии используемых ребенком слов их значениям. Поэтому очень важно выявить, какие именно смысловые замены имеют место, происходят ли они на основе:

звуковой близости слов (колобок вместо клубок);

отождествления наглядной ситуации: замещения названий предметов внешне сходных (платье вместо сарафан); сходных по своему назначению (чайник вместо кофейник); связанных общей ситуацией (марка вместо конверт);

недостаточной дифференциации части и целого (платье вместо воротник);

сужения или расширения смыслового содержания (зашивает вместо шьет, идет (черепаха) вместо ползет);

смешения лексико-грамматических признаков слов (заземлился вместо приземлился).

Анализируя словарь детей, следует иметь в виду, что он не всегда является достаточным показателем недоразвития речи. В зависимости от среды, воспитания и других причин может наблюдаться богатство или ограниченность словарного запаса. Поэтому он должен рассматриваться не изолированно, а в совокупности с другими факторами, в частности с особенностями развития фонематического и грамматического строя речи.

Только изучив специфику недоразвития речи учащихся можно приступать к самому процессу формирования и расширения лексического запаса и работе над пониманием значения слова.

Обогащение словарного запаса осуществляется в определенной последовательности: сначала ребенок знакомится с новым словом в контексте, на основе которого он осознает значение и функцию данного слова; после уточнения значения слова ему на конкретных примерах показывают, с какими словами может сочетаться в речи новое слово.

Поскольку учащиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи часто допускают смысловые замены слов по их звуко-слоговой близости (куст - кисть), являющиеся следствием недостаточной дифференцированности звуко-речевого восприятия, то необходимо их специально обучать умению различать слова, близкие по звуковому сочетанию, но разные по смыслу, с опорой на контекст

Учитывая, что данная группа детей многие слова понимает недостаточно полно или даже искаженно, работу над значением и употреблением в речи новых или недостаточно усвоенных ими слов нужно тщательно планировать. При выборе приемов по уточнению значения слов следует ориентироваться на уровень речевого развития, а также морфологические и лексико-грамматические особенности данного слова.

Приемы объяснения слов, имеющих конкретное значение, связаны с использованием наглядных средств, к которым можно отнести показ самого предмета или действия, обозначаемого словом, его изображения на картине, муляже, макете и т.д.

Распространённым способом введения новых слов является работа с иллюстрациями и учебными картинами. Постепенно в форме беседы ученики вместе с учителем описывают изображение, рассматривают все его детали. В итоге складывается связный рассказ, некая история о героях, изображённых на иллюстрации.

Весьма эффективно обыгрывание действий и ситуаций, в ходе которых в речь вводятся новые слова или рассматриваются новые значения уже известных слов.

При работе с семантической стороной речи уместно использовать пословицы, поговорки, устойчивые выражения. При их прочтении и анализе проводится глубокая работа над значением слова. В ходе обсуждения и обмена мнениями смысл того или иного высказывания раскрывается с разных сторон, при этом в одном или двух словах может содержаться глубокая мысль, требующая пояснения, и, напротив, возможно одним словом или двумя словами передать смысл громоздкого высказывания.

Подобным образов выстраивается работа над введением в словарный запас других частей речи, над грамматическими формами слов, работа с текстом, простыми и сложными предложениями и роль союзов в образовании связи внутри и между предложениями. Особенно объёмной является работа над падежными формами имён существительных и прилагательных, так как здесь рассматривается многообразие предлогов и специфика значения каждого из них.

По убеждению Л.Ф. Спировой «в лексический словарь следует активно вводить слова, не имеющие номинативного значения (предлоги, союзы, междометия), но выполняющие определенную функцию в речи. Без знания этих слов дети не смогут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью».

Изучив специфику речевой деятельности, её виды и функции, мы наблюдаем тесную взаимосвязь между речевым развитием ребёнка и в целом развитием его психической, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы. На этой взаимосвязи основывается вывод о том, что нарушения в развитии вышеназванных сторон личности ребёнка отрицательно сказывается на развитии вербального мышления, в частности его лексико-семантической стороны. Возникающие в следствии этого затруднения нуждаются в специальной-организованной педагогической работе, которая представляет собой систему приёмов и методов коррекционной направленности.

Основное направление коррекционно-развивающей деятельности в рамках речевой сферы младшего школьника, формирование и расширение лексического запаса, тесно связанно с формированием семантико-синтаксической и лексико-семантической вариативности, с формированием межфразовой связи. В целостности эти аспекты коррекционно-развивающей деятельности создают условия для развития у детей связной речи, обогащённой различными языковыми средствами.

 


Заключение

 

Большая распространенность нарушений речи у детей с задержкой психического развития вызывает необходимость их дальнейшего углубленного изучения и определения путей повышения эффективности коррекционного воздействия. Нарушения речи при задержке психического развития часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы. Нарушения речи у детей сданной группы вызывают серьёзные трудности в организации собственного речевого поведения и отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории людей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря и словаря прилагательных, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации диалогическая и монологическая речь, особенности поведения незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.

Л.С. Выготский, Р.Д. Тригер, Е.С. Слепович, И.А. Зимняя, А, А, Леонтьев, И.А. Мельчук, С.Н. Цейтлин и многие другие учёные, чьи труды использовались в нашем исследовании, изучали специфику развития речи детей с задержкой психического развития и работали над поиском путей преодоления трудностей, возникающих в процессе речевого развития младших школьников с задержкой психического развития.

Цель данного исследования реализована в ходе опытно-практической работы: нами была разработана и апробирована система коррекционно-развивающих занятий, содержащий в себе задания, упражнения, методы и приёмы их проведения, направленная на расширение и уточнение словарного запаса младших школьников с задержкой психического развития.

В ходе проведения исследования, нами были рассмотрены теоретические аспекты становления развития лексики ребёнка с сохранным психофизическим развитием, изучены особенности развития лексики младшего школьника с задержкой психического развития и разработать коррекционно-развивающие задания, направленные на развитие лексической стороны речи младшего школьника с задержкой психического развития.

Рассмотрев теоретические аспекты проблемы развития лексической стороны речи и проведя опытно-практическое исследование, направленное на совершенствование словарного запаса младших школьников с задержкой психического развития, мы пришли к выводу: развитие лексической стороны речи тесно связано с развитием основных психических процессов и потому дети, имеющие задержку психического развития, так же характеризуются трудностями в речевом развитии, страдают обеднённостью словарного запаса и слабым пониманием семантической стороны речи, а значит из всего этого вытекает необходимость в поиске со стороны воспитателей и педагогов эффективным средств, способствующих преодолению трудностей в речевом развитии младших школьников с задержкой психического развития.

Проблема развития речи младших школьников с задержкой психического развития лишь частично затронута в данном исследовании и нуждается в дальнейшем изучении.

 


Список литературы

 

1. Апресян Ю.Д. Интегральное описание языка и системная лексикография. Избранные труды, - Т.II, - М.: Школа, 1995 - 245 с.

.   Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

.   Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей пси-хологии. - М.: Педагогика, 1982. - 361 с.

.   Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. - М.: ACT: Астрель, 2005. - 351 с.

.   Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальной классов - М: Просвещение, 1991. - 223 с.

.   Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: Кн. для логопеда. - 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1985. - 112 с.

.   Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.

.   Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) школ: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Г. Зикеев. - М.: Издательский центр «АКАДЕМИЯ», 2000. -176 с.

. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М: Владос, 1999. - 221 с.

.   Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. -214 с.

. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 2007. - 180 с.

. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006. 1680 с.

.   Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. - М.: Педагогика, 1974. - 240 с.

.   Мельчук И.А. Курс общей морфологии - М.: Вена, 1997. - 242 с.

. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Кн. для учителя - Мн., 1989. - 64 с.

.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000. -712 с.

. Тригер Р.Д. Ориентировка детей с задержкой психического развития в грамматическом материале, // Дефектология. - 1981. - №2.

. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Слова - названия предметов, действий, признаков предметов. - М: Первое сентября, 2004. - 108 с.

.   Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. - М.: АРКТИ, 2002. -136 с.

. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 1984. - 240 с.

.   Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ решения задач. - М.: Педагогика, 1966. - 128 с.

. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. - М., 2000. -240 с.

.   Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. / Изд. 2-е. - М.: АРКТИ, 1997. -131 с.

.   Борякова Н.Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. // http://dou908.hotbox.ru/borabout.htm

Введение

 

Речь - важнейший психически процесс, выполняющий массу функций, основной из которых является общение людей с друг другом, но кроме того развитие речи по мере взросления ребёнка напрямую связано с развитием его мышления. Сам процесс познания мира происходит через речь, все понятия формируются в словесно-логической форме, всякое явление в мире нуждается в словесном пояснении.

Наше исследование посвящено изучению развития речи у детей имеющих задержку психического развития. У таких детей присутствует временное отставание в развитии, это отставание в первую очередь появляется как медленный темп развития психических процессов, в том числе медленно и слабо развивается речь ребёнка.

Проблемой изучения и формирования лексики учащихся, имеющих ЗПР занимались такие специалисты как Л.С. Выготский, Р.Д. Тригер, Е.С. Слепович, И.А. Зимняя, А, А, Леонтьев, И.А. Мельчук, С.Н. Цейтлин и многие другие.

На данный момент задержка психического развития - частое явление среди детей младшего школьного возраста. И за последние несколько лет число детей, испытывающих это затруднение в развитии, возрастает и они проходят обучения в коррекционных классах или классах компенсирующего обучения. Однако весьма часто ребёнок не смотря на трудности проходит обучение в общеобразовательной школе в общем потоке. В таком случае процесс обучения требует дополнительного усилия со стороны педагога. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специальных методах и приёмах работы над усвоением материала. В этом возрасте у детей по-прежнему игровая деятельность остаётся одной из ведущих, и потому целесообразно ввести в процесс обучения игровые моменты, преподносить материал и вводить понятия в форме игры.

В работе по развитию речи младших школьников с задержкой психического развития актуальна проблема формирования лексического запаса и семантической (смысл слова) стороны речи у детей. В современной педагогической литературе нет конкретных методов и приёмов развития лексики младшего школьника с задержкой психического развития, эффективность которых была бы установлена.

Цель исследования: поиск эффективных методов развития лексической стороны речи младшего школьника на коррекционно-развивающих занятиях.

Объект исследования: развитие лексической стороны речи школьника с ЗПР

Предмет: коррекционно-развивающие занятия как форма учебного процесса с целью развития лексической стороны речи младшего школьника с задержкой психического развития

Задачи:

. Изучить теоретические аспекты становления развития лексики ребёнка с сохранным психофизическим развитием.

. Изучить особенности развития лексики младшего школьника с задержкой психического развития.

. Разработать коррекционно-развивающие задания, направленные на развитие лексической стороны речи младшего школьника с задержкой психического развития.

Методы:

метод теоретического поиска

метод изучения реального педагогического процесса

метод качественного и количественного анализа данных

метод

Данная работа состоит из введения, двух глав, отражающих теоретические и практические аспекты, заключение и списка использованной литературы и приложения. В первой главе «Особенности лексики детей школьного возраста с задержкой психического развития», нами рассмотрены теоретические аспекты развития лексики ребенка, её становление у детей с нормальным психофизическим развитием; обенности лексической стороны речи у младшего школьника с задержкой психического развития и направления коррекционно-развивающей работы и по преодолению недостатков лексики.

Во второй главе «Развитие лексики школьника с задержкой психического развития на коррекционно-развивающем занятии», раскрыты методы педагогического исследования лексического строя у данной категории детей младшего школьного возраста. Так же вторая глава включает в себя проведение и анализ опытно-практической работы.


Особенности лексики детей школьного возраста с задержкой психического развития


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.