Психологические особенности взаимодействия военнослужащих в условиях воинской деятельности — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Психологические особенности взаимодействия военнослужащих в условиях воинской деятельности

2020-10-20 80
Психологические особенности взаимодействия военнослужащих в условиях воинской деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Служебные взаимоотношения между военнослужащими корабля можно рассматривать по двум направлениям: а) «по вертикали» и б) «по горизонтали».

«По вертикали» - это взаимоотношения начальников и подчиненных. Офицеры строят свои взаимоотношения с подчиненными в соответствии с требованиями уставов, последовательно проводят в жизнь принцип единоначалия и строгой субординации. Этот принцип предполагает непреклонную требовательность, сочетающуюся с заботой и уважением личного достоинства воинов. Высокая, но справедливая требовательность является ведущей стороной отношений начальников к подчиненным. Это обусловлено характером воинской деятельности, ее спецификой, что и сформулировано в воинских уставах.

Высокая требовательность не имеет ничего общего с грубостью, так как начальник, нарушая устав, в известной степени утрачивает моральное право по всей строгости спрашивать с под чиненного.

Требовательность сочетается с заботой о подчиненных, которая предполагает удовлетворение материальных и духовных запросов военнослужащих, с взаимным доверием без попустительства, с вежливостью и культурой общения, доброжелательностью без снисходительности, искренностью, принципиальностью, чуткостью, внимательностью к другим чертам, которые, если и не выражены в конкретных формулировках уставов, то так или иначе отражают дух уставных требований.

Для взаимодействия «по вертикали» характерно то, что цепь единоначалия, начиная от командира корабля, пронизывает весь экипаж и завершается в звене «командир отделения - матрос». Возникает специфическая ситуация: каждый командир старшего звена является единоначальником для командиров всех низших звеньев и их подчиненных, вплоть до матросов; с другой стороны, для реализации того же принципа единоначалия командиру каждой боевой единицы нужна известная автономия, самостоятельность. Более успешно преодолевается это противоречие там, где старшие начальники доверяют подчиненным командирам, предоставляют им возможность проявить творчество и инициативу при выполнении поставленной задачи, где функционируют хорошие, соответствующие уставным требованиям взаимоотношения между старшим и младшим начальником. Характер этих взаимоотношений во многом зависит от личностных факторов, индивидуальных свойств и качеств взаимодействующих лиц.

В системе руководства немаловажное значение имеет взаимодействие «по горизонтали» равных по должности командиров, объектами руководства которых являются боевые части и службы. Наиболее четко характер взаимодействия между ними проявляется в боевой обстановке. От того, какие взаимоотношения существуют между командирами «по горизонтали», зачастую за висит успех взаимодействия подразделений. Поэтому командиру корабля (части) следует так влиять на взаимоотношения командиров, чтобы они строились на здоровой основе.

Сказанное о взаимоотношениях офицеров с подчиненными полностью относятся и к характеристике отношений между старшинами, мичманами и матросами. Многие из младших командиров умело руководят подчиненными, правильно строят свои взаимоотношения с ними.

В то же время, уставные взаимоотношения чаще всего нарушаются именно в звене «старшина - матрос». Это объясняется недостатками в деле руководства старшинами со стороны некоторых офицеров, отсутствием должной требовательности к ним, не достаточной заботой о повышении их авторитета, военно-профессиональной подготовки. Имеет место также и халатное, недобро совестное отношение отдельных старшин к выполнению своих служебных обязанностей. Часть из них проявляет боязнь обсуждения своих действий со стороны матросов, боязнь ложного общественного мнения. Это связано с тем, что в отличие от офицеров, старшины, как правило, не имеют перед подчиненными возрастного преимущества, по условиям учебы и повседневной жизни ничем не отличаются от них, по сравнению с офицерами - менее подготовлены в педагогическом отношении и не всегда способны найти правильный подход к людям. Все это затрудняет завоевание старшинами авторитета как морально-психологической ос новы установления правильных взаимоотношений с матросами.

Недостатки во взаимоотношениях старшин со своими подчиненными успешно преодолеваются там, где офицеры постоянно заботятся об укреплении их авторитета, повышении педагогической подготовленности, предъявляют к ним должную требовательность, доверяют и помогают, но не подменяют их.

Не менее важное значение имеют и взаимоотношения «по горизонтали», особенно среди матросов. Характер этих взаимоотношений прямо и непосредственно сказывается на поступках и поведении воинов, на формировании у них нравственных навыков и привычек, многих качеств личности.

Офицеры-руководители стремятся, чтобы в воинском коллективе складывались отношения сотрудничества, дружбы, взаимопомощи.

Однако во взаимоотношениях «по горизонтали» иногда имеют место отклонения от уставных норм. Психологически это объясняется тем, что все старшины и матросы, с одной стороны, по службе занимают одинаковое правовое положение, а поэтому в их взаимоотношениях на "первое место выдвигается личность, психологический аспект (характер, темперамент, взгляды, убеждения и т. д.), а С другой стороны, объективно они играют различные роли в зависимости от сроков службы, опыта, мастерства, отношения к обслуживаемой технике. Такая противоречивость служебного положения порождает некоторые особенности психологии воинов, что накладывает определенный отпечаток и на характер их взаимоотношений в коллективе.

Старослужащие матросы несут служебную ответственность за обеспечение боевой готовности, выполняют порученные задания, осознавая при этом свое превосходство перед молодыми воинами в знаниях военного дела, в опыте и способности переносить раз личные трудности флотской жизни. Молодые матросы в этом от ношении в определенной степени зависимы от них. Это порождает у некоторых старослужащих стремление прочно утвердиться среди сослуживцев, занять устойчивое положение в коллективе.

Объективно такое стремление не противоречит положениям уставов, определяющим характер взаимоотношений между воинами. Опытные командиры умело направляют его в нужное русло. В тех же подразделениях, где не учитываются особенности по ведения воинов, где их самоутверждение протекает стихийно, где слаба целеустремленность в воспитательной работе с ними, возможны случаи нарушения воинами последнего года службы воинской дисциплины, уставных норм взаимоотношений, особенно с молодыми матросами. Иногда это проявляется в том, что от дельные матросы стремятся занять командное положение в коллективе, подчинить своему влиянию молодежь, добиться от нее признания своих притязаний и получить ряд привилегий, облегчающих трудности службы. При этом средства достижения этих целей могут быть самые различные, вплоть до издевательств и глумлений.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.