Задержание лица в качестве подозреваемого: основания, мотивы и процессуальный порядок. Обеспечение задержанному подозреваемому права на защиту. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Задержание лица в качестве подозреваемого: основания, мотивы и процессуальный порядок. Обеспечение задержанному подозреваемому права на защиту.

2020-10-20 350
Задержание лица в качестве подозреваемого: основания, мотивы и процессуальный порядок. Обеспечение задержанному подозреваемому права на защиту. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задержание подозреваемого - комплексная мера воздействия на личность, сочетающая в себе элементы принуждения и следственного действия и заключающаяся в кратковременном ограничении свободы при отсутствии судебного решения сроком до 48 часов и с правом его продления судьей районного суда, но не более чем до 72 часов, с помещением лица в (ИВС).

Общим условием задержания является подозрение в совершении этим лицом преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Основания задержания подозреваемого: 1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения. 2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление 3) когда на этом лице (имеется в виду тело человека в целом) или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Мотивы задержания подозреваемого -пресечение попыток этого лица: 1) скрыться от органов предварительного расследования или суда; 2) воспрепятствовать установлению объективной истины по уголовному делу путем угроз свидетелю и другим участникам уголовного процесса, уничтожения следов преступления и т.д.; 3) продолжать в дальнейшем преступную деятельность; 4) воспрепятствовать исполнению обвинительного приговора.

Процессуальное оформление задержания заключается в составлении протокола в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания подозреваемого. Подозреваемый должен быть допрошен. Согласно ст. 96 УПК дознаватель или следователь в течение 12 часов с момента фактического задержания обязаны уведомить: о задержании кого-либо из родственников подозреваемого либо предоставить возможность такого уведомления подозреваемому;

По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если:

1) в отношении его судом не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо

2) суд не продлил срок задержания подозреваемого.

УПК РФ Статья 16. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту 1. Подозреваемому и обвиняемому обеспечивается право на защиту, которое они могут осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя.

2. Суд, прокурор, следователь и дознаватель разъясняют подозреваемому и обвиняемому их права и обеспечивают им возможность защищаться всеми не запрещенными настоящим Кодексом способами и средствами.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, обязательное участие защитника и (или) законного представителя подозреваемого или обвиняемого обеспечивается должностными лицами, осуществляющими производство по уголовному делу.

4. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, подозреваемый и обвиняемый могут пользоваться помощью защитника бесплатно.

Основания, условия и порядок избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу. Участие адвоката-защитника в судебном разбирательстве при рассмотрении судом ходатайства о заключении под стражу.

Основания для применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, как и основания иных мер пресечения, традиционно в теории уголовно-процессуального законодательства делятся на общие и специальные. Общие основания вытекают из всего содержания уголовно-процессуального закона, а специальные предусмотрены в статьях УПК Российской Федерации, относящихся к институту мер пресечения.

Общими основаниями применения меры пресечения являются:

  • 1) возбуждение уголовного дела по факту совершения преступления, за которое лицо подвергается мере пресечения;
  • 2) предъявление обвинения данному лицу в совершении преступления;
  • 3) в исключительных случаях - наличие обоснованных подозрений в отношении данного лица в совершении преступления.

Специальными основаниями применения меры пресечения являются обоснованные предположения, что обвиняемый (подозреваемый) может воспрепятствовать успешному судопроизводству по уголовному делу, а именно:

  • скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
  • 2) может продолжать заниматься преступной деятельностью;
  • 3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Основания и условия применения мер пресечения выполняют самостоятельную роль в правоприменительном процессе. Основания - это побудительные причины, достаточные для принятия решения о применении меры пресечения; условия же составляют данные об иных (сопутствующих) обстоятельствах, учитываемых при избрании меры пресечения. Условия применения мер пресечения также делятся на общие и специальные. К первым относятся те, которые должны учитываться при применении любой меры пресечения и обусловливать выбор одной из них. Специальными являются условия, в силу закона необходимые для применения конкретной меры пресечения, а также те, которые отражают правовые особенности избрания меры пресечения в отношении определенной категории обвиняемых и подозреваемых.

(В ходе судебного разбирательства суд вправе избрать, изменить или отменить меру пресечения в отношении подсудимого. Решение суда о продлении срока содержания подсудимого под стражей может быть обжаловано в апелляционном порядке. Обжалование не приостанавливает производство по уголовному делу.)

 

 

Сущность и задачи стадии возбуждения уголовного дела. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела. Порядок рассмотрения и проверки сообщения о преступлении. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.

Сущность данной стадии заключается в приеме, регистрации, учете и рассмотрении уполномоченными на то законом государственными органами и должностными лицами заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях и происшествиях с целью установления достаточных оснований для начала производства по уголовному делу.

Своевременное и обоснованное возбуждение уголовного дела является необходимой предпосылкой для быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличения виновных, предотвращения преступлений и выполнения других задач уголовного судопроизводства.

Поводами к возбуждению уголовного дела (ч.1 ст. 94 УПК) являются:

1. Заявления или сообщения предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, представителей власти или отдельных граждан.

2. Сообщения представителей власти, общественности или отдельных граждан, задержавших подозреваемое лицо на месте совершения преступления или с поличным.

3. Явка с повинной.

4. Сообщения, опубликованные в печати. Под печатью понимаются периодические издания, которые выходят под постоянным названием, один и более раз в год на основании свидетельства о государственной регистрации, а также приложения к ним.

5. Непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления.

Непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором, судьей или судом признаков преступления означает, что эти органы независимо от чьих-либо заявлений и сообщений сами выявляют признаки преступления: прокурор — в ходе осуществления надзора; следователь — при расследовании дела; орган дознания — в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности; суд или судья — в процессе рассмотрения уголовных и гражданских дел.

Основания к возбуждению уголовного дела предусмотрены в ч. 2 ст. 94 УПК: "Дело может быть возбуждено в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на наличие признаков преступления". Сведения о признаках преступления содержатся в заявлениях и сообщениях, а также в материалах их проверки. Под признаками преступления следует понимать отдельные черты происшествия, характерные для преступления или для его материальных последствий. Это относится большей частью к элементам объективной стороны преступления и его объекту.

Заявление или сообщение о преступлении должно быть принято соответствующим должностным лицом и зарегистрировано в установленном порядке. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшим, даты и времени его принятия (талон уведомления).

1. Получение объяснении. Объяснение может быть получено от любого лица, которому известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Процедура получения объяснений близка к процедуре допроса.

2. Истребование или получение необходимых предметов и документов. Необходимые предметы и документы могут быть истребованы по почте или непосредственно у граждан или должностных лиц. В последнем случае должен быть составлен соответствующий протокол с указанием времени, места и обстоятельств истребования и получения необходимых материалов. Аналогичный протокол должен быть составлен и при принятии представленных гражданами и должностными лицами предметов и документов.

3. Производство ревизий, документальных проверок, инвентаризаций, контрольных закупок, а также специальных исследований

Документальные проверки и ревизии производятся в основном по делам о преступлениях в сфере экономики.

Документальная проверка – это изучение по документам какой-либо одной стороны деятельности предприятия, организации, учреждения с целью получения сведений о наличии или отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела. При этом составляется акт документальной проверки.

Ревизия – это проверка всей финансово-хозяйственной деятельности учреждения, предприятия, организации за определенный период. Она так же производится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в документах. По итогам ревизии составляется акт.

Наиболее часто специальные исследования производятся, когда требуется выявить признаки преступлений, связанных с наркотическими средствами, подделкой документов, незаконного ношения, хранения и приобретения оружия, фальшивомонетничества и т. д. В этих случаях дознаватели и следователи широко используют для решения вопроса о наличии или отсутствии основания к возбуждению уголовного дела помощь специалистов, поручая им производство вышеуказанных исследований.

4. Производство следственных действий, по общему правилу, до возбуждения уголовного дела запрещено, кроме осмотра места происшествия, осмотра трупа, осмотра предметов и документов, освидетельствования, производства экспертизы, получения образцов для сравнительного исследования, которые можно производить в ходе проверки в порядке ст. 144 УПК РФ.

УПК РФ Статья 145. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

 

1. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.

2. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования. Копия постановления, вынесенного в соответствии с пунктом 3 части первой настоящей статьи, в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору.

3. В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 3 части первой настоящей статьи, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления.

4. Споры о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии с пунктом 3 части первой настоящей статьи разрешаются прокурором в течение 3 суток с момента поступления соответствующего обращения.

75. Сущность и значение стадии предварительного расследования. Формы предварительного расследования и их соотношение. Общие условия предварительного расследования: понятие, значение и система.

Предварительное расследование – это вторая стадия российского уголовного судопроизводства, которая является последней в досудебном производстве.

Данная стадия начинается с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. Заканчивается после того, как орган расследования признает, что все следственные действия выполнены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, акта или постановления, составляется итоговый документ и после утверждения его прокурором уголовное дело поступает в суд, т.е. в судебное производство.

Вышеназванное позволяет определить значение данной стадии:

1. Устанавливаются все обстоятельства совершения преступления;

2. Появляется важнейший участник со стороны защиты – обвиняемый;

3. Формируется материалы уголовного дела и итоговый документ органов расследования, которые являются предметом рассмотрения в суде;

4. Доброкачественность добытых в данной стадии доказательств и законность проведенного расследования по уголовному делу создают предпосылки для правильного разрешения уголовного дела в суде;

5. Производство по уголовному делу пресекает дальнейшие преступные действия лица.

В уголовном процессе существуют две формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание. Причем по всем преступлениям предварительное расследование должно проводиться следователями в форме предварительного следствия.

Предварительное следствие – это урегулированная УПК процессуальная деятельность предварительного следствия по установлению обстоятельств преступления, изобличению лиц его совершивших, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве обвиняемых, освобождению невиновных от уголовной ответственности в целях решения задач уголовного процесса.

В уголовном процессе под дознанием понимается одна из форм предварительного расследования преступлений уполномоченными на то законом специальными государственными органами и должностными лицами и заключающегося в проведении неотложных следственных и других процессуальных действий для установления и закрепления следов преступления, розыску и задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступлении.

Понятие общих условий предварительного расследования. В целях упорядоченности расследования уголовных дел УПК РФ установлена система правил, распространяющихся на все процессуальные решения и действия дознавателя и следователя. Данные правила, сформулированные законом в соответствии с принципами уголовного судопроизводства, регламентируют наиболее существенные стороны досудебного производства. Их принято называть общими условиями.

Значение общих условий. Общие условия предварительного следствия включают положения, которые раскрывают назначение и содержание отдельных уголовно-процессуальных институтов предварительного следствия, обеспечивающих производство следственных действий в целях установления истины по уголовному делу.

Система (виды) общих условий предварительного расследования. Относительно системы правил, составляющих общие условия предварительного расследования, в литературе нет единства мнений. УПК РСФСР 1960 г., учитывающий необходимость защиты прав человека от незаконных репрессий, включал в число общих условий предварительного следствия наиболее важные положения, в значительной степени способствующие соблюдению прав и свобод личности. Например, о месте и сроке предварительного следствия (ст.ст. 132-133 УПК РФ), об обязанности удовлетворения ходатайств, имеющих значение для дела (ст. 131 УПК РФ), о мерах по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления (ст. 140 УПК РФ) и другие. Данный УПК был прогрессивным явлением в правовой жизни России и с внесенными в него изменениями прослужил более 40 лет.

 

 

 76. Следственные действия: понятие, виды и система. Общие правила их производства и оформления.

Следственные действия – это производимые следователем в соответствии с уголовно-процессуальным законом процессуальные действия, целью которых являются собирание и проверка доказательств.

В систему входят: осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент, обыск, личный обыск, выемка, контроль и запись переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и абонентскими устройствами, допрос, очная ставка, предъявление для опознания, проверка показаний на месте, производство судебной экспертизы.

По направленности: 1.Следственные действия, направленные на первоначальное получение доказательственной информации (осмотр, допрос, задержание и пр.). 2.Следственные действий, направленные на проверку ранее полученных доказательств (очная ставка, следственный эксперимент, проверка показаний на месте и пр.).

Условно, так как многие действия могут быть отнесены и туда, и туда.

По принятию решения: 1.Решение следователя или дознавателя. 2.Решение суда.

По процессуальному оформлению решения: 1.По устному решению следователя – все остальные. 2.По постановлению следователя (эксгумация, освидетельствование, обыск, выемка) 3.По постановлению судьи (ч. 2 ст. 29).

По моменту производства: 1.Неотложные. 2.Последующие.

Общие правила производства следственных действий – закреплённые в нормах УПК правила общего характера, определяющие порядок, особенности производства следственных действий и гарантирующие соблюдение прав и свобод лиц, в них участвующих.

Система общих правил:

1. Для производства любого следственного действия должна быть совокупность фактического и юридического оснований (ст. 164 УПК).

2. Судебный порядок получения разрешения на производство следственных действий, ограничивающих конституционные права и свободы лица (ст. 165).

3. Время производства следственных действий (ч. 3 ст. 164).

4. Недопустимостью применения насилия, угроз, создания опасности для жизни и здоровья участвующих лиц (ч. 4 ст. 164).

5. Участие понятых при производстве следственных действий (ст. 170) – обыск, выемка, предъявление для опознания – не менее 2-ух понятых.

6. Обязанность следователя разъяснить права участникам следственного действия и порядок его производства (ч. 5 ст. 164) – разъясняется каждый раз перед каждым следственным действием; разъясняется ход следственного действия и права участников в производстве данного следственного действия. Разъяснение производится в начале. О разъяснении делаются записи в протоколе проведения следственных действий.

77. Судебный контроль в стадии предварительного расследования. Участие адвоката в осуществлении судебно-контрольной деятельности.

Судебный контроль на стадии предварительного расследования - это деятельность суда (судьи) по проверке законности и обоснованности процессуальных решений и действий органов и должностных лиц предварительного расследования и возникающие при этом правоотношения. Предметом судебного контроля на стадии предварительного расследования является проверка соответствия принятых процессуальных решений и произведенных действий требованиям уголовного и уголовно-процессуального закона.

Участие адвоката в различных видах судебно-контрольного производства, ведущихся судом (судами) параллельно проведению оперативно-розыскных мероприятий, предварительному расследованию, прокурорскому надзору и ведомственному контролю, является составной частью его работы по уголовному делу на досудебных этапах уголовного судопроизводства как в форме защитника подозреваемого, обвиняемого, так и в форме представителя любого иного участника процесса.

С учетом того, что судебный контроль по отношению к собственно правосудию носит предупредительный и правообеспечительный характер, тактика поведения адвоката, участвующего в судебно-контрольном производстве, предопределяется его общей позицией по уголовному делу.

Когда в роли защитника (представителя) в уголовном деле участвует один адвокат, а к осуществлению тех же функций в рамках судебно-контрольного производства (производств) по каким-либо причинам привлечен другой (другие), то все они обязаны действовать в рамках единой стратегии, поскольку законом на них возложена функция представления интересов одного и того же лица.

В случае нарушения конституционных и процессуальных прав участников процесса жалоба на решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя и прокурора заинтересованными лицами, их защитниками (представителями) подается немедленно.

Порочной следует признать практику подачи жалоб на решения, действия (бездействие) должностных лиц, если при этом конституционные и процессуальные права участников уголовного судопроизводства не нарушены.

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.