I. Христианское воспитание в младенческий период — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

I. Христианское воспитание в младенческий период

2020-10-20 90
I. Христианское воспитание в младенческий период 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Возьмем жизнь ребенка от самой его колыбели. В деле воспитания, как мы сказали, младенческий возраст имеет почти решающее значение, и первые впечатления кладут на душу ребенка неизгладимую печать на всю жизнь.

 

Ребенок бывает, по слову Псалмопевца, в беззакониях зачат и во грехах рожден (Пс.50,7), т.е. от родителей своих он получает все обычные греховные задатки. Христианская жизнь начинается в нем, собственно, с момента крещения.

 

Благодать крещения производит в ребенке великую нравственную перемену: она совершенно обессиливает грех, перешедшей к нему по рождению, изгоняет его из главного средоточия душевной жизни – из сердца ребенка – и сама наполняет собою сердце, становясь в ребенке источником новой и святой жизни. Печать крещения настолько действенна, что совершенно изгладить ее не могут никакие грехи, и потому крещение не повторяется. Душа ребенка после крещения бывает воистину храмом Божиим.

 

Может ли грех приражаться к нему и в этот момент? К сожалению, может, хотя благодать и противодействует. Происходит это так: ребенок – живое существо и так или иначе, но чувствует на себе окружающую его атмосферу – и физическую, и нравственную; например, чувствует он телом, когда ему бывает холодно или душно, и тогда ребенок плачет; чувствует он и душой, добро его окружает или зло, и сообразно с этим или успокаивается духом и радуется, или, наоборот, скорбит. Особенно быстро передается ребенку настроение матери; а если даже взять и идеальную мать, то и у этой не всегда же бывает святое и доброе настроение? Может и у нее быть настроение обиды, раздражения, гордости и т.п.

А так как вообще идеальных людей мало и современная обстановка в семье бывает часто сплетением всевозможных жизненных драм, калечащих жизнь супругов, то дыхание греха достигает ребенка скорее, чем это можно было бы думать, и ранит его душу; тогда и первородный грех, обессиленный благодатью, начинает как бы оживать, брать свою силу. Когда ребенок начнет немного понимать и сам замечать, что делается вокруг него, тогда грех приражается к нему еще более. Вот и долг родителей-христиан создать вокруг младенца возможно благочестивую обстановку и случающиеся после крещения приражения греха парализовать и побеждать новыми благодатными средствами.

 

Средства для борьбы с грехом известны, они те же, что и у взрослых: это – причащение Святых Христовых Тайн, молитва на дому и в церкви – с детьми и за детей. Особенно благотворно для детей частое причащение: оно дивным образом питает их душу и делает ее неприступной для вражиих сил. Замечено, что в день причащения дитя проявляет глубокий покой, чувствует ослабление болезненного состояния, если таковое было, иногда преисполняется радости и играния духа, и тогда готово бывает всякого обнимать и целовать. Нередко св.причащение сопровождалось и сопровождается и прямыми чудесными знамениями. Так известно, св. Андрей Критский в детстве долго не говорил; скорбные родители прибегали к благодатным средствам, и однажды во время причащения Господь разрешил его язык, после напоивший Церковь потоками сладкоречия и премудрости.

 

Благотворное влияние имеет на детей частое осенение их крестным знамением, окропление св.водой, а главное – благочестивое настроение родителей. Благодатная атмосфера вокруг колыбели – это самое высшее благо, какое могут доставить детям родители, это сокровище, неизмеримо более ценное, чем все богатства мира.

 

Неблагоразумно поступают те родители, которые причащают детей

1–2 раза в год и редко водят их в храм на том основании, что дети мало понимают. Что касается до понимания, то и взрослые не могут похвалиться большим пониманием не только религии, но и окружающего мира. Религия же постигается больше сердцем и чувством, – и у ребенка чувства и инстинктивного влечения к Богу гораздо больше, чем у взрослого: он не помрачен еще грехом, душа у него – ангельская. Лишать его храма и причастия так же неразумно и губительно, как неразумно и губительно было бы лишать его и воздуха на том основании, что ребенок плохо понимает, что такое воздух. Св.Тайны и храм Божий – это воздух для души.

 

С 3–4 лет у ребенка начинает развиваться и мышление; он не только тогда чувствует и воспринимает, но и мыслит, рассуждает: задает вопросы, выслушивает ответы, сознательно относится к окружающим. В это время пробуждаются у него физические и духовные силы, и родителям надлежит усугубить свое внимание, чтобы силы эти получили правильное и христианское направление. В этот период, конечно, грех еще больше может коснуться ребенка и заронить свое семя в его ум или сердце, лишив их прежней чистоты и святости.

 

Первыми пробуждаются потребности тела. Организм ребенка растет и развивается, вследствие этого требует хорошего питания, а вместе и движения: ребенок часто просит есть и постоянно бывает в деятельности, в движении. На это и нужно прежде всего обратить внимание родителям и воспитателям.

 

При питании необходимо наблюдать за тем, чтобы, заботясь о здоровье ребенка, не развить в нем сластолюбия и плотоугодия.

 

Если ребенок не научится от родителей отказывать себе в прихотях и как бы властвовать над телом, то плотоугодие в юношеских годах поведет его ко всяким излишествам, а потом и к плотским грехам, ибо и в них человек ищет услаждения плоти.

 

Теперь нередко приходится видеть детей, страдающих уже ожирением – от чрезмерного питания. Поэтому и врачи советуют: 1)давать пищу простую и здоровую, сообразно с возрастом ребенка, 2)делать это в определенный час, по разумно заведенному порядку, от которого и не отступать без нужды. Так дитя приучится отказывать себе в своих желаниях и на время поборать их.

 

 

Где кормят дитя всякий раз, как оно запросит, там расслабляют его волю. Но лучшим средством к погашению сластолюбия служит и для детей пост. Неблагоразумно отказывать им в посильном посте в то время, когда они и сами начинают понимать назначение поста. Дети святых родителей постились с колыбели, и это только укрепляло их здоровье.

 

Мы знаем случаи, когда в благочестивых семействах дети сами отказывались от скоромной пищи в пост, плакали, когда их убеждали родители, и в оправдание такого своего непослушания говорили, что за скоромное в пост их Бог накажет. Очевидно, дети эти раньше слышали о посте от своих родителей и слышанное запечатлели в своем сердце.

 

Такого соблазна допускать не следует. Родители, позволяющие детям пить вино за столом, безусловно причиняют им глубокий духовный вред: так выходят и алкоголики, по крайней мере среди простого народа. Ни детей, еще лучше и себя при детях угощать не следует. Святые отцы говорили, что даже и юность не должна обонять вина. Это подтверждает и медицина. Мы не берем здесь тех случаев, когда вино является дозволительным в качестве лекарства.

 

Относительно движения и резвости ребенка тоже нужно следить за тем, чтобы не было крайностей: иной ребенок бывает чересчур уже резв, рассеян и шаловлив; другой, наоборот, – вял, неподвижен и ленив. Воля родителей должна запечатлевать каждый их шаг: пусть дитя резвится, но так, в то время и в том месте, где укажут родители; без этого у ребенка разовьется своеволие и непослушание. Детское непослушание, вовремя не исправленное, переходит обычно в дерзость и своеволие юношеское, от которого плачут уже сами родители: так от одной спички, вовремя не потушенной, может случиться пожар. Поэтому со своеволием ребенка нужно бороться безотлагательно и настойчиво, не давать ему и пищи, заранее в главном распределяя день ребенка. У внимательных и разумных родителей дети растут в разумном послушании; а кто слушался сам, сумеет впоследствии привести к послушанию и других, т.е. будет человеком с твердой волей.

 

Давая правильное направление телесным силам ребенка, о том же следует позаботиться и при развитии сил душевных. Тут предстоит родителям еще более важная задача: воспитать в христианском духе ум, волю и сердце ребенка, иначе говоря, воспитать всего будущего человека.

 

От того или другого направления этого воспитания будет зависеть вся дальнейшая его жизнь как христианина, будет зависеть и спасение его души. Отметила это и народная мудрость: «каков в колыбельку, – говорит она, – таков и в могилку», «горбатого только могила исправит».

 

Развивая ум, ребенку необходимо прежде всего сообщить здравые христианские понятия о Боге, о людях и жизни. Религиозность у детей бывает как бы врожденной чертой: они инстинктивно чувствуют стремление к Богу, стараются любить Бога и слушаться Его – поступать по Его воле; конечно, это – плод благодати крещения. Поэтому от природы и нет нерелигиозных детей. «Их создают люди, создает неправильное воспитание, не считающееся ни с запросами веры, ни с психологией ребенка. Обычно же даже нравственно заброшенные, но предоставленные самим себе дети настойчиво ищут удовлетворения религиозному чувству. Если это требование детской природы не удовлетворяется прямым путем, оно находит себе выражение порой в странной форме. Один из героев Горького, мальчик Яков, устроил, например, себе моленную в дупле дерева, расширив в дереве помещение и поставив туда образок с зажженной пред ним свечой. Яков приходил сюда по ночам молиться. “Днем мою молитву не слышно, а ночью-то уж будет слышно”, – так объяснял Яков свой поступок»2.

 

Трогательная повесть «История детской души», изданная

К.П. Победоносцевым, в ярких, потрясающих душу красках изображает нам муки ребенка, которого родители искусственно воспитали в неверии. Ребенок не вынес душевной муки и сам ушел

к Неведомому Богу.

 

 

Вот, например, его молитва к этому Богу пред трагическим концом:

 

«Всемогущий Атом! Я хочу молиться, хотя я еще никогда не молился и не знаю, как молятся другие... Может быть, ты не можешь слышать меня... но все же я чувствую, что есть кто-то, кому я должен высказать себя... О, милый Атом! А если в конце концов откроется, что ты вовсе не Атом, а Бог, Бог живой, добрый, любящий, сострадательный ко всем бедным людям, которых сотворил, – тогда ты и меня пожалеешь... ты поймешь, отчего я иду искать тебя... ведь я не виновен в том, что мне жить здесь так страшно, что я так хочу знать, есть ли что лучше этого мира, в котором мы никогда не можем сберечь то, что мы любим, где все подлежит смерти и забвению... О, если ты – Бог, я знаю, тебе будет жаль меня!

 

Я всегда так хотел верить в тебя как в Бога и так бы любил тебя, если бы они не запрещали...

 

В эту минуту – не знаю почему – я чувствую, что Ты должен быть Бог... Бог Благий, Вечный, Живой... Ты будешь милостив ко мне, и меня Ты возьмешь прямо к Себе, как взял маленькую Жесмину. И если я сделал что дурное, – мне думается, что Ты простишь; Ты ведь знаешь, что меня учили не веровать в Тебя. Бедные те люди, которые доказывают, что Ты не имеешь бытия: что-то они почувствуют, когда им придется умирать? Простишь ли Ты им тогда все зло, содеянное ими другим? Потому что не я же один, а многие, многие страдают, и плачут, и томятся от слов их... Итак, не к Атому, а к Богу вознесу я теперь свою первую и последнюю молитву с земли: Господи, не оставь мою маму! Когда я приду к Тебе, укажи мне, как мне беречь ее... Если ничто созданное Тобою не погибает, Ты взыщешь меня, и я найду Тебя... Жить так страшно, а к Тебе идти мне не страшно, Господи!»3.

 

Так погиб прелестный милый ребенок. Пусть эта глубоко правдивая повесть потрясет и вразумит тех, которые думают воспитывать своих детей вне религии.

 

Мы говорили, что дети по природе религиозны. Действительно, религиозные истины ребенок усваивает скоро и легко, и они становятся как бы сродными его духу.

 

В древности, например, во время гонений, малые дети рассуждали о Боге-Спасителе, о безумии идолопоклонства, о будущей жизни и проч. Что дитя иногда бывает премудрее философов, это показывает и опыт.

 

От родителей, а не от законоучителя должно получить дитя первое религиозное наставление; у родителей, а не в школе должно оно научиться молитве и основным истинам нашей веры.

 

Пусть мать говорить своим малюткам об Отце Небесном, Который любит детей, о блаженной жизни в раю, о грехопадении, о Спасителе мира, о Пречистой Деве Марии и святых угодниках Божиих. Божественная истина будет питать детский ум и создавать христианское мировоззрение. Если далее не давать детям книг с растленными понятиями, то ум их может сохраниться здравым и целым на всю жизнь.

 

Ребенок всем интересуется и обо всем расспрашивает; здесь полезно отучить его от бесцельной пытливости и разбрасывания. Пусть ребенок интересуется тем, что имеет отношение к нему и к окружающей его жизни. Далее, пусть не спешит перебегать от одного предмета к другому, а пусть усваивает каждый основательно. Такой прием очень важен в развитии характера ребенка: он приучит его к вдумчивости и основательности, предохранит от рассеянности и мечтательности.

 

С умом нужно развивать и волю ребенка. По природе дети добры, но не могут достаточно отличать добро от зла, полезное от вредного; нужно и помочь им в этом. Для этого следует добиться, чтобы со всяким своим желанием дети обращались к родителям, спрашивая их, можно ли это сделать и как сделать. Расположить к этому детей нетрудно, нужно только на примерах показать им, как опасно бывает, не спросясь, что-нибудь делать. Конечно, родители первые должны им подать пример в добрых делах, а дети любят подражать старшим: и ребенок может помогать бедным, делиться с неимущим, утешать по-своему печальных, прощать обиды и т.п. И выйдет тогда воля с расположением к добрым делам.

 

По природе, опять, у ребенка и сердце доброе. Он улыбкой отвечает на всякую ласку, быстро забывает личное огорчение и обиду, вообще чужд бывает самолюбия взрослых. Нужно далее развить эти чувства и следить за тем, чтобы не поселились в детях гордость, зависть, злоба и каприз. Кроме примера родителей, лучшим средством к развитию добрых и святых чувств служит опять храм. «Не знаем, где мы были – на небе или на земле», – говорили о православном богослужении наши взрослые предки-язычники. На детей богослужение должно производить еще большее впечатление. И пусть их взор услаждается в храме божественной красотой, слух пленяется небесными звуками, а восторженное сердце славит Премудрого Бога. Как знать, может быть, это будут единственные светлые воспоминания во всю их последующую жизнь. Невыразимо тяжело бывает встречать молодых людей, не чувствующих поэзии даже пасхальной службы: «Их не приучили к тому в детстве», – слышишь в ответ.

 

Вот, в общих чертах, мы и обрисовали тот уклад жизни, который должны дать родители своему ребенку в первый, младенческий период его жизни. Пусть же они помнят, что зло может приражаться к ребенку с самой колыбели – сначала меньше, а потом больше; пусть борются с ним неустанно и благодатными средствами, и личным благоразумием, сами в себе подавая детям пример доброй христианской жизни. Пример – великое дело.

 

И если он будет плохой или родители вообще проявят небрежение, то грех завладеет душой ребенка, загрязнит ее и омрачит. К 7-ми годам, когда грехи начинают вменяться и Церковью, можно встретить детей, духовно уже развращенных, с задатками всех главных страстей. Уже в 7 лет многие бывают сластолюбивы и плотоугодливы, а это почти то же, что у взрослого всякие излишества и плотские грехи. Уже в 7 лет многие бывают дерзки и непослушны, самолюбивы и горды, ленивы к молитве и храму Божию; а это почти то же, что у взрослого маловерие, неверие, гордость и злоба. Поэтому многие известные педагоги утверждают, что воспитание, собственно, уже и заканчивается на 8–10-м году, и что ребенок не приобрел до этого, того он не приобретет и во всю свою остальную жизнь.

 

Та благочестивая атмосфера, которая должна окружать колыбель ребенка, весьма симпатично изображена нашим писателем Тургеневым в его романе «Дворянское гнездо» (воспитание Лизы Калитиной); причем тут главное место занимает даже и не мать, а няня Агафья; но эта няня вполне заменила Лизе родную мать по сердечной привязанности к ней и доброму влиянию. Таким лицам, конечно, можно поручать воспитание ребенка. Считаем нелишним привести это описание.

 

Агафью, читаем в романе, приставили няней к Лизе, когда ей только что пошел пятый год. «Лизу сперва испугало серьезное и строгое лицо новой няни, но потом она скоро привыкла к ней и крепко полюбила. Она сама была серьезный ребенок. В куклы она не любила играть, смеялась негромко и недолго, держалась чинно. Агафья с ней не расставалась.

 

Бывало, Агафья, вся в черном, с темным платком на голове, с похудевшим, как воск прозрачным лицом, сидит прямо и вяжет чулок. У ног ее на маленьком креслице сидит Лиза и тоже трудится над какой-нибудь работой или, важно подняв светлые глаза, слушает, что рассказывает ей Агафья. А Агафья рассказывает ей не сказки: мерным и ровным голосом рассказывает она житие Пречистой Девы, житие отшельников, угодников Божиих, святых мучеников. Говорит она Лизе, как жили святые в пустынях, как спасались, голод терпели и нужду и царей не боялись, Христа исповедовали, как им птицы небесные корм носили и звери их слушались. Агафья говорила с Лизой важно и смиренно, точно она сама чувствовала, что не ей бы произносить такие высокие и святые слова. Лиза ее слушала – и образ вездесущего Бога с какою-то сладкой силой втеснялся в ее душу, наполнял ее чистым благоговейным страхом, а Христос ей становился чем-то близким, чуть не родным».

 

Агафья и молиться ее выучила. Иногда она будила Лизу на заре, торопливо ее одевала и уводила тайком к заутрене.

 

«Холод и полусвет утра, свежесть и пустота церкви, самая таинственность этих отлучек и осторожное возвращение в дом в постельку – потрясали девочку, проникали в самую глубь ее существа.

 

Года три с небольшим ходила Агафья за Лизой, девица Моро ее сменила. Но легкомысленная француженка не могла вытеснить из сердца Лизы ее любимую няню: посеянные семена пустили слишком глубокие корни».

 

И когда уже Агафьи не было в доме, «Лиза по-прежнему шла к обедне как на праздник, молилась с наслаждением, с каким-то сдержанным и стыдливым порывом.

 

Вся проникнутая чувством долга, боязнью оскорбить кого бы то ни было, с сердцем добрым и кротким, она любила всех и никого в особенности; она любила одного Бога восторженно, робко, нежно»4.

 

Таков светлый образ Лизы и ее бесхитростной воспитательницы, такова благодатная атмосфера, окружавшая Лизу в детстве.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.