Гаджиагаев Зиядин Зиядханович — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Гаджиагаев Зиядин Зиядханович

2020-10-20 183
Гаджиагаев Зиядин Зиядханович 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гаджиагаев Зиядин Зиядханович

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: «Теория источников права: современное состояние и перспективы»

 

Руководитель: ___________________________/ к.п.н. Тюренкова К.А../

 

Студент (ка): _______________________________________/ Гаджиагаев Зиядин Зиядханович/

 

 

                                                    Астрахань – 2016

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие и содержание понятия «источники» права…………………..6

1.1. Понятие «источники права»……………………………………………….….6

1.2. Содержание понятия «источники права»…………………………………….7

1.3. Система источников (форм) права: ее виды и формы………………….….11

Глава 2. Российская система источников права……………………………..….18

2.1. Общая характеристика российской системы источников «форм» права..18

2.2. Развитие источников права в России……………………………………….21

2.3. Актуальные проблемы и перспективы развития российского зако­нодательства………………………………………………………………………..28

Заключение…………………………………………………………………………38

Список использованной литературы………………………………………….…39


Введение

 

Вопрос о формах права является одним из традиционных в теории государства и права. Одновременно он является и одним из дискуссионных и недостаточно четко освещаемых в юридической литературе.

Во-первых, термин "источник права" используется как минимум в двух смыслах, т.е. он неоднозначен. Уже в силу этого ведутся дискуссии, встречаются противоречивые его оценки и т.д.

Во-вторых, неясность, двусмысленность любого понятия всегда порождает определенные трудности его использования и приводит к нечетким выводам, что в свою очередь ведет к нескончаемым дискуссиям по одному и тому же вопросу. Именно данное обстоятельство позволяет относить понятие источника права к числу дискуссионных в понятийном аппарате теории государства и права.

Неслучайно отдельные ученые-юристы предлагали отказаться от использования понятия источник права и заменить его понятием "форма права". Другие авторы предлагали различать эти понятия, отводя каждому из них собственное содержательное значение и место в юридической науке. В частности, они предлагали использовать "источник права" для обозначения материальных факторов, предопределяющих необходимость издания правовых актов, руководствуясь известным положение о том, что законодатель "не делает законов, не изобретает их, а только формулирует"

Таким образом, актуальность темы заключается в том, что развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория формы (источники) права. Уровень научной разработки данной проблемы, и, прежде всего общего понятия источника права, явно недостаточен.

Проблема роли источников права в правовой системе вытеснялась вопросом о соотношении системы права и системы законодательства. Одной из причин недостаточной теоретической разработки данной проблемы являются многозначность и нечеткость самого понятия источника права.

Объектом исследования в курсовой работе является объективная реальность, то есть это те нормативные акты, которые относятся к источникам права.

Предметом исследования курсовой работы являются формы (источники) права.

Цель исследования – провести комплексный анализ теории источников права, определить современное состояние и перспективы развития.

Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:

-   определить понятие «источники права»;

-   рассмотреть содержание понятия «источники права»;

-   проанализировать систему источников (форм) права: ее виды и формы;

-   дать общую характеристику российской системы источников «форм» права;

-   рассмотреть развитие источников права в России;

-   проанализировать актуальные проблемы и перспективы развития российского зако­нодательства.

Таким образом, задачи исследования определяют структуру и содержание работы: во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования; в первой главе рассмотрены понятие и содержание понятия «источники» права; во второй главе проведен анализ российской системы источников права. В заключении приведены выводы по результатам исследования.

Диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания послужили методологической основой исследования в работе.


Глава 1. Понятие и содержание понятия «источники» права

Понятие «источники права»

Источники права - это исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.

Здесь можно выделить такие понятия, как – «источник права в материальном смысле» и «источник права в идеологическом смысле».

В юридической литературе под источником в материальном смысле понимаются экономические, политические, социальные и иные условия жизни общества. Это понятие ведет свое начало от марксистского понимания соотношения права и экономических условий жизни общества как надстройки и базиса.

«В материальном смысле под источником права понимаются те факторы, которые определяют…содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения». Это «постоянно развивающаяся и воспроизводящаяся система социально- экономических отношений», «общественные (прежде всего экономические) условия, оказывающие решающее воздействие на содержание правовых норм, социальную обусловленность права вообще». [1]

Об «источниках права в идеологическом смысле» говорят — правовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины. Ведь в законе не может быть ничего, что не содер­жалось бы в правосознании, выступающем, в качестве идейного (идеологического) источника норм права. Познав эту потребность, государство непосредственно формулирует установленную право­вую норму либо санкционирует уже сложившиеся в жизни пра­вила поведения и тем самым придает им качество юридической нормы. В указанном смысле правосознание выступает в качестве идеологического источника права (в широком смысле этого слова).

Источникам права характерны точность понятий (закон, указ и т.д.). Источникам права присущ официальный, публичный характер, они признаются государством.

Официальный, публичный характер источникам права практически придается двумя путями:

· Путем правотворчества, когда нормативные документы принимаются (издаются) компетентными государственными органами, т.е. прямо исходят от государства;

· Путем санкционирования, когда государственные органы, например суды, в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпоративные нормы), придают им юридическую силу. [2]

Таким образом, понятие источник права существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значения термина источник, то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

 

Содержание понятия «источники права»

 

Как целостное явление социальной действительности право имеет определенные формы своего внешнего выражения. Отражая особенности структуры содержания, они представляют собой способы организации права во вне.

Нормативистами под формой права понимается объективированное закрепление и проявление содержания права в определенных актах государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и иных источниках. Те, кто, опираясь на естественно-правовые концепции, разделяют право и закон, полагают, что право - естественные, неотчуждаемые права - закрепляется, выражается в различных рациональных построениях, в нравственных началах (у тех, кто сводит право к справедливости или приплюсовывает справедливость к закону и объявляет эту совокупность правом).

Ту же часть права, которая идет от государства, от власти путем установления или признания правил поведения и формально закрепляется в различных актах и иных источниках, приверженцы естественно-правовых концепций обозначают как положительное, позитивное или объективное право. Сторонники психологической школы права (Л. Петражицкий и его сторонники), в понимании формы права предложили различать и такие формы права, как объективное и интуитивное право. Формой интуитивного права является сочетание неких атрибутивных и императивных притязаний, проявляющих себя в комплексе, в эмоциональной сфере адресата права.

Таким образом, одной из форм права - интуитивному праву – придается чувственный и рациональный характер. Но Л. Петражицкий это определение формы права использует для критики и противопоставления объективной, позитивной форме права. Идет речь о крестьянском, рабочем праве или о «нашем», «моем», «чужом» праве и т.д.

Но чаще всего ученые выделяют внутреннюю и внешнюю формы права. Под внутренней формой права понимают его структуру, систему элементов, составляющих содержание данного явления. Под внешней — объективированный комплекс юридических источников, формально закрепляющих правовые явления и позволяющих адресатам правовых установлений ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими. Т.о., когда говорят о форме права, как о форме внешнего выражения и закрепления правовых предписаний, то речь идет об источниках права, а когда говорят о его структуре организации внутреннего содержания правовой системы, то имеется ввиду структура права. [3]

Но есть и другие мнения о понятии "источник права". Например, Н. М. Коркунов еще в начале века определил его как форму, в которой объективировано правило поведения — юридическая норма. Иначе, рассуждал он, откуда субъекты "взаимных отношений" могут узнать, что является общеобязательным, что надо соблюдать и на что можно притязать? В качестве иллюстрации автор приводил обычай, судебную практику и государственный закон. При этом он категорически отрицал, что "право творится законом", т.е. государственной властью.

Наш современник С. С. Алексеев, напротив, соглашаясь с тем, что источник права всегда институционализирован в виде той или иной правовой формы, саму эту форму характеризует как результат правотворческой деятельности государства. "Объективированный в документальном виде акт правотворчества, — утверждает он, — является юридическим источником соответствующих юридических норм и одновременно формой их юридически официального бытия, существования".[4]

Большинством ученых же принято, что термин «источник права» употребляется в таких значениях, как:

1) источник права в материальном смысле: здесь под источником понимают совокупность тех материальных условий жизни общества, в результате которых появляются правовые нормы;

2) источник права в идеальном смысле: это философские, религиозные, политические, моральные и другие идеи и концепции, которые отразились в правовой норме;

3) в историческом смысле: это исторические памятники права (напр. «Салическая Правда», «Русская Правда» и другие исторические документы, в которых фиксировались правовые нормы);

4) в юридическом смысле: форма внешнего выражения и закрепления правовых предписаний, т.е. внешняя форма права;

5) в политическом смысле это источники позитивного права.

Термин «источник права» имеет также философский смысл, который указывает на то, какие по своему характеру (либеральные, консервативные и пр.) философские идеи легли в основу той или иной правовой системы. [5]

Профессор Л.А. Морозова выделяет источники права в материальном, идеальном смысле и юридическом (формальном) смыслах. Под источниками права в материальном смысле понимаются материальные условия жизни общества или способ бытия людей. Иногда данные источники права называют социальной основой права. Источник права в идеальном смысле предполагает те философские идеи, которые легли в основу данной правовой системы. Источник права в формальном, или юридическом, смысле означает различные способы внешнего выражения норм права. Формальные источники являются носителями информации о правилах, моделях поведения субъектов права.

 

Современное российское государство развивается в направлении становления гражданского общества, формирования правового государства и связанного с этими процессами совершенствования национального законодательства и приведения его в соответствие с общепризнанными международными нормами и принципами.

Дальнейшее совершенствование законодательства связано в первую очередь с повышением качества законов. Именно с принятием и реализацией законов, указов, постановлений и иных актов связано преодоление различных конфликтов, в том числе юридических. На передний план выдвигается стратегическая задача гармонизации правовых актов, требующая динамичных способов разрешения. [20]

На сегодняшний день особо актуализируются проблемы повышения эффективности законотворческой деятельности, построения системы законодательства в условиях модернизации современной России. Указанным проблемам посвящены многочисленные исследования — диссертации, монографии, научные статьи. Так, в «Концепции развития российского законодательства в целях обеспечения единого правового пространства в России» обозначены следующие проблемные вопросы: бессистемность и хаотичность в формировании массива нормативных правовых актов; нарушение приоритетов в правовом регулировании; погоня за количеством законов как самоцель; несбалансированность в системе действующего законодательства, принятие новых законов без увязки с уже действующими; отсутствие единства терминологии, нарушающее согласованность системы правовых актов; неоправданная поспешность подготовки проектов важнейших правовых решений; несоблюдение выработанных практикой правотворчества правил законодательной тех ники. Кроме того, во многих случаях нормативные решения принимаются в пользу групповых, корпоративных интересов.

Одной из безусловно важных тенденций развития системы законодательства является трансформация сферы правового регулирования в связи с изменением общественно-политической и социально-экономической ситуации в стране. Появление новых проблем — экологической безопасно- сти, трансплантации органов человека, информационных технологий и других вносят изменения в отрасли российского права. Но, как заметил Н.А. Власенко, негативной тенденцией является «размывание» отраслей права, состоящее в стремлении «втиснуть» в однородные правовые комплексы нормы, регулирующие различные общественные отношения в том случае, если они не охватываются предметом правового регулирования, присущим данной отрасли.

Можно утверждать, что формирование и развитие современной нормативно-правовой базы в Российской Федерации — постоянно обновляющийся процесс, требующий повышения механизмов его эффективности. Вместе с тем, по справедливому суждению Ю.А. Тихомирова, законодательство не может быть отождествлено только с суммой законодательных актов. Оно должно представлять структурно организованную совокупность законов в целях их объективного обзора и информации, учета и систематизации, динамичного законотворчества и должного правоприменения.

Действительно, общепринято понимать под законодательством совокупность законов и подзаконных нормативно-правовых актов. С.В. Ермоленко указывает на проблему понимания законодательства, отмечая, что в теории права термин «законодательство» понимается как:

Совокупность законов;

3) совокупность нормативных актов, издаваемых высшими органами государственной власти и управления. [21]

Тем не менее, законодательство представляет собой не просто совокупность законодательных актов, а их систему. Быстро изменить понятие законодательства до понимания его только как системы законодательных актов сложно. Важно при развитии системы законодательства, при принятии и изменении конкретных нормативных правовых актов учитывать эту позицию, осуществляя, таким образом медленный, но реальный подход к правовому регулированию преимущественно законодательными актами. Пока законотворческая практика часто идет по пути расширительного толкования понятия законодательства, что не повышает роли закона. Поэтому сегодня следует говорить о стабильности именно закона, а она, в свою очередь, будет способствовать стабильности законодательства в целом. Таким образом, качественная характеристика законодательства во многом зависит от разработки концепции закона — наиболее сложного и важного этапа в зако-нотворчестве. Но проблема стабильности закона — комплексная. Стремление законодательно урегулировать различные аспекты наиболее важных общественных отношений на деле нередко приносит противоположный результат.

Нельзя не отметить, что система законодательства, являясь с одной стороны саморегулирующейся системой, в большой степени является отражением сложившихся в государстве различных факторов юридической и социальной среды.

Акцентируем внимание на одном из наиболее важных аспектов развития российской системы законодательства — это взаимоотношение системы права и системы законодательства на современном этапе. Система законодательства (в отличие от системы права) носит более выраженный субъективный характер, отражая различные стороны общественных отношений и охватывая большинство сфер человеческих отношений.

Система права и система законодательства — разные, но взаимосвязанные категории. Первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства — нормативно-правовой акт.

Юридические нормы отраслей права — это строительный материал, из которого складывается отрасль законодательства. В одних случаях отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспе-чения). Может быть обратная ситуация, когда отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство, Воздушный кодекс).

Кроме того, здесь важно отметить возрастающую роль так называемых пограничных, сопредельных институтов, появление которых вызывает необходимость их законодательного закрепления комплексными нормативными актами. Особо следует остановиться на межотраслевых «пограничных» институтах, образующихся в результате тесного взаимодействия предметов регулирования смежных однородных отраслей права. Становление нового «пограничного» правового института чаще всего не проходит бесследно для системы законодательства. Это обстоятельство нередко служит основанием для увеличения комплексности отраслевых законов и подзаконных актов. Кроме того, «пограничные» правовые институты нередко оформляются специально посвященными им комплексными нормативными актами, то есть их становление ведет к увеличению общей массы нормативных правовых актов. Изменяются количественные параметры системы законодательства, весьма существенные для устойчивости и эффективности ее функционирования. [22]

Но не стоит забывать, что образование российского единого правового пространства основывается на Конституции РФ, и совершенствование законодательства должно быть направлено на реализацию в первую очередь положений Основного закона. Иерархия, представленная в виде схемы: Конституция РФ — Конституции субъектов РФ предопределяет два уровня конституционного регулирования. И одной из проблем в области развития системы законодательства, в целом, и законотворчества, в частности сегодня, является соотношение двухуровневой системы законодательства — федерального законодательства и законодательства субъектов РФ.

Одной из причин недостаточно эффективного законотворческого процесса является низкий уровень подготовки законодателя, поскольку законотворчество требует соответствующей квалификации. Успешная законотворческая деятельность зависит прежде всего от образованности и правовой культуры законодателя, его подлинно творческого отношения к своей миссии. Недостаточно образованный или плохо образованный законодатель не только не в состоянии создать доброкачественный закон, глубоко и всесторонне отражающий потребности прогрессивного развития общества, но и может нанести огромный вред этому развитию, непоправимые бедствия людям.

Проблемы повышения роли закона и его качества, соотношения федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, устранения дисгармонии в законодательном регулировании требуют своего разрешения.

Кроме того, необходимо сосредоточить внимание на ближайших перспективах развития системы законодательства, к которым можно отнести увеличение нормативно-правовой базы РФ под влиянием международной правовой глобализации; сближения национального и наднационального законодательства, особенно законодательств государств — участников СНГ. [23]


Заключение

 

В заключении можно сделать следующие выводы и обобщения.

Таким образом, источник права есть внешняя форма объективизации правовой нормы, причем, только объективизированная («в определенной форме») норма становится общеобязательной, правовой нормой, реализация которой обеспечивается соответствующими средствами государственного воздействия. Норма права не существует и не может существовать вне источника права — оболочки бытия правовой нормы.

Источниками права являются официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы, например, закон, указ президента, постановление правительства, решение местного органа самоуправления. В указанных актах содержатся правила поведения, исходящие от соответствующих органов государства. Будучи закрепленными в правовых нормах, эти правила приобретают общеобязательное значение.

Существуют следующие основные формы (источники) права: правовой обычай, юридический прецедент, нормативный договор и другие. Более подробно были рассмотрены нормативно-правовой акт и закон.

Выявление круга источников имеет большое значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных правовых актов.

В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что формы (источники) права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права.

От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.

Основные пути усовершенствования форм (источников) права в современном государстве России:

Во-первых, при улучшении форм права надо полнее учесть юридические традиции России, взять лучшее из дореволюционной правовой системы.

Во-вторых, назрела потребность в подготовке и издании специального закона об основных формах права. В этом акте надлежит подчеркнуть, что сведение форм права только к нормативно-правовым актам неоправданно. В законе желательно с максимальной определенностью выразить отношение государства к прецедентному, обычному и договорному праву.

В-третьих, в нем полезно нормативно зафиксировать «фундамент» регулятивной системы государства, главную форму права. В правовом государстве главной формой права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них - Конституция. Все правовые акты и иные формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы.

 


Список использованной литературы

 

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993, вступила в силу со дня официального опубликования, опубликована в «Российской газете», №237, 25.12.1993, официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 опубликован в "Российской газете", N 7, 21.01.2009;

Литература:

2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. 2-е изд., доп. М.: Омега-Л, 2014. – 324 с.

3. Белов В.А. Гражданское право: Общая и Особенная части. М.: АО "Центрюринфор", 2013. - 279 с.

4. Венгеров А.Б.. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов.3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. - 528 с.

5. Воробьев Н.И. Гражданское право Российской Федерации. Часть I. Тамбов: ТГТУ, 2014. - 179 с.

6. Гражданское право: В 4 т. Том I. Общая часть / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2015. - 162 с.

7. Гражданское право. Учебное пособие / Гатин А.М., 2011. - 185 с.

8. Гражданское право. Учебное пособие / Рузакова О.А.:МФПА, 2014. - 189 с.

9. Гражданское право. Чаусская О.А., М.: Дашков и КС, 2013. - 426 с.

10. Гражданское право. Шевчук Д.А., М.: Эксмо, 2012. - 214 с.

11. Гражданское право. В 4-х т. Том I / Под ред. Суханова Е.А. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2011. - 244 с.

12. Гражданское право Российской Федерации. В 2 т. Том I / Под ред. Садикова О.Н. М.: Инфра-М, Контракт, 2012. - 169 с.

13. Зенин И.А. Гражданское право Российской Федерации. 9-е изд., перераб. и доп. - М.: МЭСИ, 2014. - 186 с.

14. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2015. - 246 с.

15. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2012. - 348 с.

16. Теория государства и права. Учебник. Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А. и др. (ред. Марченко М.Н.). 2014, 1- 800 с.

17. Теория государства и права. Учебник. Борисов Г.А. БелГУ, 2013. - 292 с.

18. Теория государства и права. Учебное пособие. Бошно С.В.2012. - 400с.

19. Теория государства и права. Учебно-метод. пособие Доржиев Ж.Б. ВСГТУ, 2015.- 345с.

20. Теория государства и права. Учебное пособие. Иванов А.А., Иванов В.П. 2012. - 303с.

21. Теория государства и права. Учебник. Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. 2012. - 616с.

22. Теория государства и права. Учебник. Марченко М.Н. 2014. - 640с.

23. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие для вузов. М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2013. - 214 с.

 


[1] Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие для вузов. М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2013. – С.132.

[2] Теория государства и права. Учебник. Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. 2012. - С.342.

[3] Теория государства и права. Учебно-метод. пособие Доржиев Ж.Б. ВСГТУ, 2015.- С.146.

[4] Теория государства и права. Учебник. Борисов Г.А. БелГУ, 2013. - С.121.

[5] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2012. - С.213.

[6] Зенин И.А. Гражданское право Российской Федерации. 9-е изд., перераб. и доп. - М.: МЭСИ, 2014. - С.89.

[7] Гражданское право. В 4-х т. Том I / Под ред. Суханова Е.А. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2011. - С.124.

[8] Гражданское право. Чаусская О.А., М.: Дашков и КС, 2013. - С.213.

[9] Гражданское право. Учебное пособие / Гатин А.М., 2011. - С.78.

[10] Воробьев Н.И. Гражданское право Российской Федерации. Часть I. Тамбов: ТГТУ, 2014. - С.89.

[11] Белов В.А. Гражданское право: Общая и Особенная части. М.: АО "Центрюринфор", 2013. - С.121.

[12] Теория государства и права. Учебник. Марченко М.Н. 2014. - С.312.

[13] Теория государства и права. Учебное пособие. Иванов А.А., Иванов В.П. 2012. - С.136.

[14] Теория государства и права. Учебное пособие. Бошно С.В.2012. - С.321.

[15] Теория государства и права. Учебник. Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А. и др. (ред. Марченко М.Н.). 2014, 1- С.413.

[16] Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2015. - С.168.

[17] Гражданское право Российской Федерации. В 2 т. Том I / Под ред. Садикова О.Н. М.: Инфра-М, Контракт, 2012. - С.23.

[18] Гражданское право. Шевчук Д.А., М.: Эксмо, 2012. - С.112.

[19] Гражданское право. Учебное пособие / Рузакова О.А.:МФПА, 2014. - С.98.

[20] Гражданское право: В 4 т. Том I. Общая часть / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2015. - С.89.

[21] Венгеров А.Б.. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов.3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. - С.213.

[22] Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. 2-е изд., доп. М.: Омега-Л, 2014. – С.143.

[23] Теория государства и права. Учебное пособие. Иванов А.А., Иванов В.П. 2012. - С.176.

Гаджиагаев Зиядин Зиядханович

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: «Теория источников права: современное состояние и перспективы»

 

Руководитель: ___________________________/ к.п.н. Тюренкова К.А../

 

Студент (ка): _______________________________________/ Гаджиагаев Зиядин Зиядханович/

 

 

                                                    Астрахань – 2016

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие и содержание понятия «источники» права…………………..6

1.1. Понятие «источники права»……………………………………………….….6

1.2. Содержание понятия «источники права»…………………………………….7

1.3. Система источников (форм) права: ее виды и формы………………….….11

Глава 2. Российская система источников права……………………………..….18

2.1. Общая характеристика российской системы источников «форм» права..18

2.2. Развитие источников права в России……………………………………….21

2.3. Актуальные проблемы и перспективы развития российского зако­нодательства………………………………………………………………………..28

Заключение…………………………………………………………………………38

Список использованной литературы………………………………………….…39


Введение

 

Вопрос о формах права является одним из традиционных в теории государства и права. Одновременно он является и одним из дискуссионных и недостаточно четко освещаемых в юридической литературе.

Во-первых, термин "источник права" используется как минимум в двух смыслах, т.е. он неоднозначен. Уже в силу этого ведутся дискуссии, встречаются противоречивые его оценки и т.д.

Во-вторых, неясность, двусмысленность любого понятия всегда порождает определенные трудности его использования и приводит к нечетким выводам, что в свою очередь ведет к нескончаемым дискуссиям по одному и тому же вопросу. Именно данное обстоятельство позволяет относить понятие источника права к числу дискуссионных в понятийном аппарате теории государства и права.

Неслучайно отдельные ученые-юристы предлагали отказаться от использования понятия источник права и заменить его понятием "форма права". Другие авторы предлагали различать эти понятия, отводя каждому из них собственное содержательное значение и место в юридической науке. В частности, они предлагали использовать "источник права" для обозначения материальных факторов, предопределяющих необходимость издания правовых актов, руководствуясь известным положение о том, что законодатель "не делает законов, не изобретает их, а только формулирует"

Таким образом, актуальность темы заключается в том, что развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория формы (источники) права. Уровень научной разработки данной проблемы, и, прежде всего общего понятия источника права, явно недостаточен.

Проблема роли источников права в правовой системе вытеснялась вопросом о соотношении системы права и системы законодательства. Одной из причин недостаточной теоретической разработки данной проблемы являются многозначность и нечеткость самого понятия источника права.

Объектом исследования в курсовой работе является объективная реальность, то есть это те нормативные акты, которые относятся к источникам права.

Предметом исследования курсовой работы являются формы (источники) права.

Цель исследования – провести комплексный анализ теории источников права, определить современное состояние и перспективы развития.

Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:

-   определить понятие «источники права»;

-   рассмотреть содержание понятия «источники права»;

-   проанализировать систему источников (форм) права: ее виды и формы;

-   дать общую характеристику российской системы источников «форм» права;

-   рассмотреть развитие источников права в России;

-   проанализировать актуальные проблемы и перспективы развития российского зако­нодательства.

Таким образом, задачи исследования определяют структуру и содержание работы: во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования; в первой главе рассмотрены понятие и содержание понятия «источники» права; во второй главе проведен анализ российской системы источников права. В заключении приведены выводы по результатам исследования.

Диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания послужили методологической основой исследования в работе.


Глава 1. Понятие и содержание понятия «источники» права

Понятие «источники права»

Источники права - это исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.

Здесь можно выделить такие понятия, как – «источник права в материальном смысле» и «источник права в идеологическом смысле».

В юридической литературе под источником в материальном смысле понимаются экономические, политические, социальные и иные условия жизни общества. Это понятие ведет свое начало от марксистского понимания соотношения права и экономических условий жизни общества как надстройки и базиса.

«В материальном смысле под источником права понимаются те факторы, которые определяют…содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения». Это «постоянно развивающаяся и воспроизводящаяся система социально- экономических отношений», «общественные (прежде всего экономические) условия, оказывающие решающее воздействие на содержание правовых норм, социальную обусловленность права вообще». [1]

Об «источниках права в идеологическом смысле» говорят — правовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины. Ведь в законе не может быть ничего, что не содер­жалось бы в правосознании, выступающем, в качестве идейного (идеологического) источника норм права. Познав эту потребность, государство непосредственно формулирует установленную право­вую норму либо санкционирует уже сложив


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.139 с.