Практическое занятие: Самопознание и формирование позитивного «Я». — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Практическое занятие: Самопознание и формирование позитивного «Я».

2020-10-20 264
Практическое занятие: Самопознание и формирование позитивного «Я». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цел ь: самопознание и позитивное изменение отношения к себе и другим.

Установка к занятию.

Я-концепция является продуктом самосознания. Самосознание – это отражение себя в своем сознании, знание о себе, переживание своей индивидуальной неповторимости.

Внутренними процессами самосознания являются: самопознание, самооценка и саморегуляция.

Самопознание - познавательный процесс, объектом которого является сам субъект.

Самовосприятие через соотнесение себя с другими. Таким образом, появляется возможность идентифицировать, сопоставить себя с другими;

Самовосприятие через восприятие себя другими.

Восприятие себя через результаты собственной деятельности. При этом действует механизм самооценки;

Восприятие своего «я» через наблюдение собственных внутренних состояний. В данном случае человек осмысливает, проговаривает, обсуждает с окружающими свои переживания, эмоции, ощущения, мысли.

Самонаблюдение – основной метод для овладения своими чувствами, мыслями, эмоциями. Научиться самонаблюдению можно с помощью: дневников, автобиографий, анализу сновидений.

Самооценка влияет на взаимоотношения человека с окружающими, его отношение к успехам и неудачам, на эффективность деятельности человека.

Положительная самооценка заключается в принятии человеком самого себя.

Признаками низкой самооценки являются: неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности, негативное восприятие окружающих, частые колебания настроения, острая реакция на критику. Низкая самооценка проявляется в повышенной тревожности, ранимости, понижении инициативы, страхе самораскрытия. Это влияет на общение с другими людьми и результаты деятельности, многие проблемы кажутся неразрешимыми и их решение переносится в область воображения.

Важную роль в формировании самооценки играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я (представления о том, каким человек хотел бы быть).

 

Ход занятия.

1. Выполнение упражнений:

1.1. Представьте себе всех тех людей, о которых вы должны заботиться, за жизнь и поведение которых вы чувствуете ответственность. Составьте этот список. Включили ли вы в этот список себя? И если не включили, то сделайте это прямо сейчас.

Уделяете ли вы себе столько же времени, заботы и внимания, сколько отдаете другим людям, о которых вы беспокоитесь?

1.2. «За фасадом имени».

Возьмите лист бумаги и карандаш. Напишите свое имя и добавьте к нему определение, начинающееся с той же буквы, что и имя. А теперь подумайте и скажите, чего больше в вашем определении: любви, нежности, иронии, сарказма? Попросите своих друзей придумать определение, отражающее вашу сущность, начинающееся с той же буквы, что и ваше имя. Сравните это определение и свое.

Есть ли различия в том, каким вы видите себя, и как вас воспринимают люди? Задумайтесь о причинах различий.

1.3. «Они – обо мне».

Возьмите лист бумаги и напишите список всего того отрицательного, что вы слышали когда-либо о себе от родителей, учителей, друзей. Что они говорили о вашем имени, о вашем теле, об одежде, о ваших взаимоотношениях между людьми, о ваших способностях?

Так вас «запрограммировали» в ранние годы, и это может быть одной из причин ваших трудностей в общении с людьми сейчас. По-прежнему вы можете, как примерный ребенок, с готовностью принимать то, что «они» о вас говорили.

1.4. «Самое хорошее и самое плохое».

На листе бумаги в столбик выписать 5 самых приятных событий в вашей жизни; после каждого пункта отметьте, благодаря кому произошло это событие. Выпишите 5 неприятных событий из вашей жизни; после каждого пункта отметьте, из-за кого или из-за чего произошло это событие.

При обсуждении полученных результатов, обратить внимание на следующее:

  1. какие события вспомнились легче;
  1. из-за кого произошло большее количество событий (приятных, неприятных) от общего числа.

Произвести подсчет. Общее число событий – А. События, которые произошли «благодаря мне» – Х. Найти отношение: (Х: А)х100%.Полученное число – это степень зависимости жизни человека от самого себя.

1.5. Отношение к себе

Назовите три качества (внешние или духовные), за которые вы можете считать себя человеком, достойным любви и восхищения. Закройте глаза и повторите 5-7 раз: «Я люблю себя за то, что у меня …». Какие вы испытываете чувства?

 

Домашнее задание.

Сделайте в тетради.

Образ»

Ощутите себя растением, животным или каким-то другим предметом и или явлением природы. Забудьте о том, что у вас человеческое тело. Вы- растение или животное, побудьте им несколько минут. Позвольте себе сделать мысленно или реально то, что хочется. После нескольких минут пребывания в образе напишите на бумаге рассказ от имени того существа, как если бы душа могла говорить. Когда рассказ готов, перечитайте его и обратите внимание, какой это образ: положительный или отрицательный, живой или недвижный; однообразный или многоликий, грустный или оптимистический. Как он чувствует себя в своем жизненном пространстве? Как относится к тем, кто рядом? Каково в данный момент его отношение к жизни?

Анализ данного рассказа – одно из средств осознания образа своего «Я»

2. «Ласковое имя»

Вспомните и запишите, какими ласковыми именами вас называют ваши родные, близкие, знакомые. Задумайтесь, кто и в каких случаях делает это чаще? Когда от вас что-то требуется? Когда к вам обращаются с очередной просьбой? Когда у вашего собеседника просто хорошее настроение? Какие чувства вы испытываете, когда к вам обращаются именно так? Что вам хочется сказать или сделать в ответ на хорошие слова? Делаете ли вы это? Если нет, почему? Что мешает вам проявить теплые чувства благодарности? А теперь вспомните и запишите, кого и когда вы называете ласково? Что вы при этом испытываете? А люди, к которым вы так обращаетесь, как они реагируют на ваше ласковое обращение?

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.