Образные игрушки и атрибуты роли — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Образные игрушки и атрибуты роли

2020-08-21 922
Образные игрушки и атрибуты роли 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИГРУШКИ ДЛЯ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ

Статья посвящена выбору игрушек для сюжетной игры дошколь­ника. Представлены три группы сюжетных игрушек: образные игрушки и атрибуты роли, предметы оперирования, маркеры пространства. Все группы игрушек рассматриваются как средство создания двух видов игр: ролевой и режиссерской. Отдельное внимание уделено игрушкам, затрудняющим создание мнимой ситуации, а также правилам организа­ции пространства для игры.

Ключевые слова: сюжетная игра, ролевая игра, режиссерская игра, образные игрушки, атрибуты роли, предметы оперирования, мар­керы пространства.

Сюжетная игра — это главный и самый развивающий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Главным отличительным признаком такой игры является создание мнимой, воображаемой ситуа­ции, когда ребенок действует одновременно в реальном и в придуман­ном пространстве. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка: произволь­ность поведения, мышление в плане образов и представлений, вооб­ражение, самосознание, общение дошкольника со сверстниками и др. Сюжетные игры традиционно делятся на два вида:

•ролевые, в которых ребенок берет на себя роль и действует, обща­ется с партнерами от имени этой роли;

• режиссерские, в которых ребенок дает роли игрушкам и выстраи­вает отношения между ними.

В обоих случаях дети создают воображаемое пространство, в кото­ром проигрывают какой-либо сюжет.

Важнейшим средством создания воображаемой игровой ситуации являются игрушки. Игрушки для сюжетной игры требуют особого внимания взрослого.    

Все игрушки для сюжетной игры можно разделить на три большие группы:

• образные игрушки и атрибуты роли;

• предметы оперирования;

• маркеры пространства.

Предметы оперирования

Предметы оперирования — это игрушки, с которыми осущест­вляются игровые действия, т.е. всевозможное игрушечное хозяйство и транспортные средства.

Кукольное хозяйство - игрушки, отражающие весь мир предметов, которые активно используются в повседневной жизни: с их помощью убирают, готовят еду, ремонтируют, создают и т.д.

Транспортные игрушки - это игрушки, отображающие различные виды транспорта. К ним относятся легковые и грузовые машины, ма­шины «скорой помощи», милиции и пр., железнодорожный, авиа- или водный транспорт, приспособления для механической транспортиров­ки - тачки, коляски, кареты, тележки и пр.

Выделение транспортных игрушек в отдельную категорию связано с их особой ролью в детской игре. Игрушечный транспорт расширяет пространство сюжета за счет возможности перемещения персонажей и предметов.

Предметы оперирования придают игре динамику, помогают ос­мыслить различные игровые действия, наталкивают на эти действия. Например, если у ребенка среди набора кухонной утвари есть скалка, то это может натолкнуть его на игровое действие с ее использованием (например приготовление пирога) или даже на целый сюжет (день рождения, сказочные сюжеты и др.).

Многие действия с помощью предметов оперирования уточня­ются, становятся для ребенка более законченными, более оформ­ленными, причем и для ребенка, совершающего действие, и для его партнера.

В то же время предметы оперирования не должны быть слишком натуралистичными как по своему внешнему виду, так и по способу действия. И то, и другое плохо сказывается на развитии сюжетной игры: законченный внешний вид игрушки (например, когда игрушеч­ная стиральная машина выглядит, как настоящий продукт конкретно­го производителя, вплоть до указания марки — «Indesit», «Bosch» и др.), будет препятствием для воображения и создания обобщенного образа предмета, а «работающая» бытовая техника препятствует разнообраз­ным игровым действиям, гибкому сюжету.

Еще одной проблемой с предметами оперирования может стать их избыточное количество: чем более реалистичны эти игрушки, тем большее количество их требуется. Если у ребенка есть несколько ем­костей разных форм, то они при желании могут служить чашками, кув­шинами, кофейниками, кастрюлями и т.д., т.е. игровое значение пред­мета меняется в зависимости от игрового замысла. Но если у ребенка есть и кофейный, и чайный наборы, и рыбная, и десертная вилки и т.д., то подобных предметов будет требоваться все больше и больше.

Беспорядок в игрушках, их обесценивание, потеря игровой моти­вации часто связаны именно с чрезмерным количеством реалистич­ных игрушек.

Транспортные игрушки хороши именно большого размера — особенно те, что позволяют детям возить друг друга. Альтернативой транспортным игрушкам могут стать крупные конструкторы, позво­ляющие построить самолет, поезд, пароход и т.п. и играть понарошку. Для сюжетной игры маленьких детей (двух-трех лет) предметы оперирования очень важны, поскольку вводят ребенка в мир игры, в мир замещений. Простые цепочки предметных действий составляют основу этой игры - без таких игрушек игра может и не появиться. При этом предметов оперирования не должно быть много - это посудка, кастрюли, расческа, возможно, бутылочка для куклы, постельное белье и полотенце. Все остальное вполне можно заменить полифунк­циональным материалом.

В режиссерских играх кукольное хозяйство требуется в мини­мальных количествах, если речь идет о бытовых предметах. В то же время в некоторых наборах можно обнаружить огромное количество крохотных предметов для маленьких куколок - даже игрушки для кукол, соски, бутылочки, плечики для кукольной одежды и пр. Такое разнообразие необыкновенно привлекательно и для взрос­лых (мечтавших о подобном в детстве), и для детей. Однако играть с таким материалом довольно сложно. Во-первых, когда слишком много предметов, внимание детей рассеивается и держать какую-то более-менее определенную игровую линию им становится сложно - каждая новая игрушка «зовет» ребенка действовать с нею. Во-вторых, большое количество мелких предметов легко теряется в общей куче игрушек. В-третьих, для младших школьников, которые вполне могли бы играть с подобными наборами, они уже не представляют такой ценности: миниатюрными предметами приятно любоваться, но не играть.

Для режиссерских игр достаточно нескольких вполне традицион­ных предметов (посуды, постельного белья, полотенец и т.п.), а также нескольких необычных - например, самовара, волшебной палочки, подзорной трубы и т.п. Необычные предметы часто задают сюжет игры или придают вроде бы знакомым сюжетам новый характер, наполняют их новым содержанием.

Особое значение для режиссерских игр приобретает транспорт. Транспорт отражает и расширяет пространство и время в режиссер­ской игре. Поэтому для ее поддержания нужно предоставить ребенку в пользование несколько видов транспорта: помимо обычных машинок, пригодятся поезд, самолет, кораблик. Желательно, чтобы в транспорте были места для персонажей: перевозить кукол - одно из ценнейших действий в этом виде игры, их возят долго, специально подчеркивая расстояние и длительность пути. Поэтому невозможность осуществить это действие тормозит игру, часто огорчает детей.

Маркеры пространства

К маркерам пространства относятся все объекты, которые помо­гают организовать пространство - дома и другие здания, сооружения, малые архитектурные формы (фонари, беседки и пр.), мебель и неко­торые предметы интерьера и ландшафта и т.п. Эти предметы нужны как для режиссерской, так и для ролевой игры.

Сейчас появляется все больше всевозможных игрушечных зданий для кукол - это уже не только кукольные дома, но и отделения почты, полиции, пожарная служба и пр. При этом обычный дом больше от­крыт разным сюжетам. Дом в известном смысле - точка отсчета раз­личных событий: и традиционно домашних - семейных и социальных (например поход в магазин или в больницу), и приключенческих, в ко­торых персонален отправляются в путешествия. В обычном кукольном доме вполне могут происходить и волшебные события, особенно если дом достаточно традиционен. В отличие от этого, магазины, различ­ные отделения социального обслуживания и тому подобные здания стимулируют ребенка только на заданный сюжет.

«Волшебные» дома (дворцы, замки, сказочные избушки, различ­ные домики для фей, гномов и т.п.) и фантастические здания для не­реальных существ (например инопланетян) направляют игру ребенка по пути волшебства, сказки, фантазии. Они также обладают различной степенью открытости для собственной активности ребенка. Дворцы, замки и многие сказочные избушки будут направлять ребенка на сказочный или приключенческий сюжет, но оставляют простор для развития содержания игры. В то же время некоторые сказочные из­бушки (например избушка на «курьих ножках»), а также домики фей или фантастические здания задают довольно жесткий сюжет игры, а иногда и сужают ее содержание.

Однако и открытый на первый взгляд дом может сильно ограни­чивать игру ребенка своей конструкцией. Слишком маленький размер, неудачная крыша, неподвижная лестница - все это часто создает до­садные помехи игре. Самые удачные в этом смысле дома те, у которых все ключевые части являются подвижными, легко трансформируемы­ми и в то же время устойчивыми и надежными.

Устойчивость и надежность — это также важное качество других маркеров пространства. В то время как их образ не столь важен для раз­вития и поддержания сюжета, одно их присутствие помогает создать мнимую ситуацию. Наличие фонариков, клумб, мостиков и прочих элементов помогает осваивать пространство за счет того, что его легко можно охватить одним взглядом.

Главными требованиями к маркерам пространства для режиссерских игр являются:

• открытый образ дома, позволяющий присвоить ему любое игро­вое значение;

• мобильность конструкции;

• достаточный размер для игры и его соответствие размеру игро­вых персонажей;

• устойчивость и надежность.

Для ролевых игр достаточно мобильной мебели или даже полифункциональных конструкторских блоков, которые могут служить при необходимости столом, стулом, кроватью, ящиком и т.п. Такой конструктор - идеальный вариант, поскольку он не загромождает пространство и позволяет с легкостью преобразовывать его. В любой момент игры он может служить практически любым необходимым объектом, а при необходимости конструктор легко убрать.

Дома и другие сооружения для ролевых игр часто излишни - их заменяют те же конструкторские элементы, крупные куски ткани и т.п., с помощью которых можно каждый раз делать что-нибудь новое.

Игрушки не для игры

Выбирая материал для сюжетных игр, важно помнить о типичных недостатках, которыми обладают многие игрушки на современном рынке. Поэтому подчеркнем еще раз особенности игрушек, которые могут стать помехой в детской игре и служить не развивающим, а тор­мозящим игру элементом.

Неадекватное цветовое решение. Землистый цвет лица у куклы, интенсивный макияж, несоответствующий цвет животного, слишком яркие оттенки цветов, их дисгармоничное сочетание — все это портит внешний вид игрушки и влияет на эстетическое развитие ребенка.

Несоразмерность. Огромная голова, посаженная на маленькое туловище и утрированно длинные ноги с большими (для устойчивости) ступнями отрицательно влияют на формирование образа тела. Дом или машина, в которые невозможно поместить персонажа, чаще всего нарушают целостность игры и раздражают ребенка.

Встроенные механизмы. Звучащие и самостоятельные в своем движении игрушки препятствуют игровой инициативе детей, вынуждая их выполнять заданную игрушкой программу. Поскольку механизмы в игрушках все еще довольно примитивны, то игра ребенка остается на уровне отдельных игровых действий или даже операций, не достигая сложного уровня обобщений.

Мозаика

Еще один вид продуктивной деятельности, имеющий глубокие исторические корни, - составление изображений из небольших аб­страктных кусочков разнообразных материалов — мозаика.

Готовых наборов для изготовления мозаики сейчас, также очень много: классические пластиковые основания с дырочками и штырь­ками (с ножками), термомозаики, рисунок в которых закрепляется с помощью утюга, мозаики из природных материалов - мелких камеш­ков, различных зерен, крупы и т.д. На различных этапах дошкольного возраста необходимы разные варианты мозаики.

В возрасте четырех—шести лет особую актуальность приобретает мозаика с ножками. Это время расцвета всех продуктивных видов деятельности: рисования, лепки, конструирования и др. Мозаика в этом ряду занимает особое положение. Создание точечного рисунка — дело не простое, требующее и длительного удержания образа, как желаемой цели деятельности, и немалой произвольности, и развитости представ­лений.

К сожалению, одним из недостатков современных мозаик с нож­ками является маленькое поле, на котором не так-то просто развер­нуться, и совсем небольшое количество фишек: их часто не хватает даже на то, чтобы покрыть все поле. Указанный недостаток во мно­гом является причиной того, что детям быстро надоедают мозаики, несмотря на вроде бы острую привлекательность для них этого вида деятельности. Поэтому оптимальным вариантом для детей дошкольного возраста является мозаика с большим полем и достаточным количеством фишек, причем разных цветов, с помощью которых можно изображать все, что захочется, а не только пресловутых бабочек и однообразные домики. Приобретая мозаику с ножками, проверьте ее технические качества: легко ли втыкаются фишки в-поле, насколько просто их вы­нуть, держится ли созданный рисунок или фишки легко выскальзыва­ют, стоит только перевернуть поле.

Одним из вариантов мозаик с ножками являются тетрис-мозаики. Их характерным отличием является специфическая форма фишек – они напоминают фигурки известной игры «Тетрис». Детали этой мозаики бывают довольно мелкими, при составлении изображения обычно получается гладкая, сплошная поверхность. В связи с тем, что при работе с тетрисмозаиками требуется достаточно хорошо развитая мелкая моторика рук, высокий уровень произвольности, усидчивость, эти мозаики подходят для детей пяти-шести лет и старше.

В этом же возрасте ребенок с восторгом примет еще один вид мозаики — термомозаику. Она представляет собой набор из множества деталей разных цветов, которые фиксируются на поле с ножками, а потом рисунок обрабатывается утюгом, благодаря чему созданный рисунок представляет собой уже цельное, неразрывное изображение. Созданный продукт подтверждает, что ребенок уже что-то умеет, что он — творец. Именно поэтому термомозаика является прекрасным средством самовыражения ребенка. Конечно, зафиксировать рисунок утюгом может только взрослый.

Сегодня мозаиками нередко называют аппликации. Однако аппли­кация — такой вид деятельности, где из заготовленных заранее частей создают целое изображение, в отличие от мозаик, в которых есть не части, а всего лишь элементы, с помощью которых и делается рису­нок. Конечно, эти два вида деятельности очень схожи между собой - в обоих случаях целое создается из частей, однако различия" в них оче­видны. Во-первых, вариативность действий в мозаике выше, а значит, требуется большая собственная активность ребенка. Во-вторых, мо­заика, по сравнению с аппликацией, требует четких представлений о результате. Это не значит, что аппликация — менее важная деятель­ность, более того, она, так же как и любой другой продуктивный вид деятельности, может развиваться вместе с ребенком и достигать очень сложных форм. Это важно учитывать при подборе игрушек для ребен­ка и организации его предметной среды: чем она разнообразнее и бога­че, тем разностороннее будет развиваться его психика. Поэтому важно, чтобы в арсенале малыша были и аппликации, и мозаики.

Мозаиками иногда ошибочно называют пазлы или другие составные картинки. Это совсем неверно, поскольку создаваемая из кусочков - частей целого — картинка с неизменным изображением совершенно не предполагает творческой деятельности ребенка, актуализации его собственного образа, изготовления чего-то своими руками. Пазлы, скорее, задействуют образы восприятия, чем мышления и воображения. Имен­но поэтому сборка сложных составных картинок иной раз доступна де­тям, даже не достигшим двух лет, в то время как самое простое мозаичное изображение становится доступным ребенку не раньше трех лет, причем в совместной со взрослым деятельности и по простому образцу.

Часто можно наблюдать, как дети трех лет с удовольствием просто втыкают фишки в поле, иногда ориентируясь на цвет, редко создавая какой-то узор, при этом они считают, что это красиво, и не ставят себе задачу изобразить что-нибудь. Ближе к четырем годам ребенок начинает самостоятельно использовать мозаику для предметных изоб­ражений. В этот же возрастной период собирание тех же пазлов может достигать удивительного размаха - до сотни и даже больше деталей. Это свидетельствует о том, насколько разные психические процессы задействованы в этих видах деятельности и насколько разных уровней психического развития они требуют. Нужно стараться сделать среду ребенка максимально разнообразной и соответствующей потребностям и возможностям самих детей.

К сожалению, возможности мозаики сегодня редко используются в полной мере. Как уже отмечалось, отчасти это связано с маленьким по­лем, ограничивающем действия ребенка, маленьким количеством фишек и их цветовой гаммы и пр. Показать малышу, что мозаичное рисование возможно не только с помощью купленных наборов, но и с помощью других подручных средств - значит открыть ему целый мир, подарить ощущение себя творцом этого мира. В качестве такой альтернативной мозаики (в чем-то, может быть, даже более традиционной, чем любая дру­гая) выступают всевозможные мелкие предметы, из большого количества которых можно создавать целые рисунки. Кроме того, разнообразие этих предметов в одном рисунке сделают его только богаче, насыщенней, фактурней, а иной раз даже придаст определенный смысл. Например, можно сделать мозаичную картинку «На дне океана», используя мелкие камеш­ки, стекляшки, ракушки, монетки, пуговички и т.п. В данном случае ка­мешки могут служить дном океана, ракушки - водорослями, пуговички - сундуком, а монетки и стекляшки - сокровищами в этом сундуке. Традиционным для детского сада является рисунок крупой, нанесенной на пластилин. Самостоятельное составление мозаичной картинки без образца — достаточно сложная деятельность для ребенка дошкольного возраста, однако придумать какой-нибудь узор ему вполне по силам.

Занимаясь рисованием с помощью такой мозаики, взрослый поможет развитию таких важных познавательных процессов, как восприятие, мышление, воображение, волевая регуляция и др., кроме того, заложит в детях стремление к творчеству и самостоятельности.

Ремесло

К этой деятельности относится большое количество разнообраз­ных занятий — лепка, плетение, вязание, ткачество и т.д. Для них сей­час существует множество специальных наборов, с помощью которых ребенок может выдумывать, фантазировать и воплощать свой замысел в материале. Однако предлагаемые наборы во многих случаях не тре­буют никакой фантазии и собственной творческой работы ребенка, а предполагают стандартное пошаговое выполнение инструкций. Обычно эти наборы сделаны из качественных современных материа­лов, содержат все необходимые для деятельности элементы, чем и привлекают и детей, и взрослых. Работа с такими материалами требует значительных ручных умений (не всегда доступных дошкольнику), но совершенно не требует никакого собственного замысла.

Большим разнообразием отличаются наборы типа «смоделируй» и «смоделируй и раскрась». Большая часть из них представляет собой наборы для лепки из разных материалов и различные формы для со­здания объемных изображений или изготовления отпечатков путем прижимания форм к поверхности пластичного материала. Сущест­вуют таюке наборы, предполагающие заливку глины или гипса в спе­циальные формы. К ним, как правило, прилагаются краски для рас­крашивания и инструкция. Встречаются наборы для создания рамок для фотографий, фигурок на магнитах, елочных игрушек и пр. Набор для строительства, кроме самого материала (гипса), состоит из целого комплекта форм для заливки. Изготовив с их помощью кирпичики, черепицу, колонны и т.п., можно «построить» самые разные здания (в набор также входят клей и краски).

К наборам для творчества относят и различные комплекты для ри­сования. Это могут быть как большие наборы мелков или карандашей (включающие порой до ста цветов), так и комплекты для рисования в смешанной технике, состоящие из цветных карандашей, красок и, например, пастели. Большим разнообразием отличаются наборы для рисования на различных поверхностях — текстиле, пластмассе, стекле, предназначенные для декорирования одежды, создания витражей и пр. Встречаются наборы трафаретов, специальных губок и печатей. Отдельный интерес представляют наборы для рисования необычными материалами (цветным песком, который приклеивается к готовым изображениям, пластилином, клеем с блестками), для создания гра­вюр и т.п. Как правило, во всех случаях ребенку предлагается создать определенное изображение в конкретной технике, что значительно ограничивает возможности творчества.

К этому же типу материалов относятся наборы для детского руко­делия. Эта группа наборов для творчества особенно разнообразна. В большом количестве встречаются специальные детские наборы для вышивания. Обычно в них входит пластиковая основа-сетка, шерстяные или хлопковые нитки и игла (часто тоже пластиковая). Рисунок и цвето­вая гамма, как правило, заданы, т.е. отображены на пластиковой основе.

Очень привлекательными для детей (особенно для-.девочек) явля­ются наборы для создания украшений, в них входят всевозможные бу­сины, бисер и другие части украшений. Однако все они также предпо­лагают единственный способ нанизывания в соответствии со схемой, данной в инструкции. Как правило, при наличии такого «задания» детям не приходит в голову использовать собственное воображение и воплотить собственную идею. Также в большом количестве представ­лены наборы для шитья. В них входит все необходимое для создания различных, сшитых вручную, предметов — игрушек, домашних аксес­суаров (подушек, прихваток, фартуков), костюмов для кукол. Кроме того, встречаются детские наборы для вязания, ткачества (создания «гобеленов»).

В настоящее время в продаже имеется большое количество наборов для валяния, бисероплетения и т.п. В них есть небольшое количество материала, достаточное для изготовления конкретного об­разца, предложенного в наборе. Они очень привлекательны для детей, поскольку всегда есть видимый результат - игрушка, вышитый узор или украшение. Однако зачастую изготовление подобных изделий слишком сложно для дошкольников. При этом наборы для детского творчества должны не только ставить какую-либо задачу перед ребен­ком (слепить, вырезать, склеить и пр.), т.е. научить ребенка различным умениям, они должны обладать таким важным условием для творче­ства, как открытость для других действий. Важно, чтобы ребенок смог реализовать и собственную задумку, не ограничиваясь поставленной задачей. Кроме того, совсем не обязательно покупать такие наборы — можно просто приобрести клубки ниток, кусочки ткани и т.п. и само­стоятельно подбирать или придумывать образцы для детей. В помощь родителям и специалистам, работающим с детьми, существует также большое количество методической литературы с целыми программами по развитию продуктивной деятельности [3] и с образцами поделок и способов работы.

К продуктивному виду деятельности относится и не всегда осуществимое в рамках детского сада приготовление простых блюд: от бутербродов и салатов до печенья. Детям очень нравится самостоя­тельно готовить; это особенно приятно, поскольку потом можно устроить застолье.

Современным аналогом продуктивной деятельности являются некоторые компьютерные развивающие программы. В них су­ществует возможность конструирования из геометрических фигур, со­здания изображений с помощью «природного материала» и т.п. Важно, чтобы виртуальный продукт можно было включить в какую-нибудь традиционную деятельность детей, например, если это кукла, то рас­печатать изображение на бумаге, склеить, а потом использовать в игре.

Е.О. Смирнова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИГРУШКЕ КАК К СРЕДСТВУ ИГРЫ

В статье проведен критический анализ представлений взрослых о роли игрушки в развитии ребенка и рассмотрены функции игрушки в детской игре с профессиональных позиций. Выделены критерии психо­логической экспертизы образных игрушек, приведены их развернутые характеристики.

Ключевые слова: ребенок дошкольного возраста, развивающая игрушка, психологическая экспертиза игрушек.

ИГРУШКИ ДЛЯ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ

Статья посвящена выбору игрушек для сюжетной игры дошколь­ника. Представлены три группы сюжетных игрушек: образные игрушки и атрибуты роли, предметы оперирования, маркеры пространства. Все группы игрушек рассматриваются как средство создания двух видов игр: ролевой и режиссерской. Отдельное внимание уделено игрушкам, затрудняющим создание мнимой ситуации, а также правилам организа­ции пространства для игры.

Ключевые слова: сюжетная игра, ролевая игра, режиссерская игра, образные игрушки, атрибуты роли, предметы оперирования, мар­керы пространства.

Сюжетная игра — это главный и самый развивающий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Главным отличительным признаком такой игры является создание мнимой, воображаемой ситуа­ции, когда ребенок действует одновременно в реальном и в придуман­ном пространстве. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка: произволь­ность поведения, мышление в плане образов и представлений, вооб­ражение, самосознание, общение дошкольника со сверстниками и др. Сюжетные игры традиционно делятся на два вида:

•ролевые, в которых ребенок берет на себя роль и действует, обща­ется с партнерами от имени этой роли;

• режиссерские, в которых ребенок дает роли игрушкам и выстраи­вает отношения между ними.

В обоих случаях дети создают воображаемое пространство, в кото­ром проигрывают какой-либо сюжет.

Важнейшим средством создания воображаемой игровой ситуации являются игрушки. Игрушки для сюжетной игры требуют особого внимания взрослого.    

Все игрушки для сюжетной игры можно разделить на три большие группы:

• образные игрушки и атрибуты роли;

• предметы оперирования;

• маркеры пространства.

Образные игрушки и атрибуты роли

К образным игрушкам относятся куклы, фигурки животных и т.п., а к атрибутам роли — всевозможные костюмы или их элементы.

Образные игрушки и атрибуты роли призваны воплощать роль и поддерживать ролевую позицию. Например, кукла-младенец ориен­тирует ребенка на роль родителя и поддерживает эту позицию играю­щего, набор маленьких кукол «семья» ориентирует ребенка на режис­серскую позицию, а костюм зайчика, в который может облачиться ребенок, помогает ему лучше прочувствовать свою роль.

Образная игрушка является не только средством игры, но и партнером по общению. Ребенок говорит с куклой и за куклу, сам спрашивает и отвечает за нее, перенося в такое общение свой опыт и переживания.

Особую роль образная игрушка выполняет в формировании внут­ренней речи, внутреннего диалога ребенка, необходимого для понима­ния и осознания собственных эмоций и переживаний. Таким образом, игрушка становится своеобразным психологическим орудием для выстраивания внутреннего мира ребенка.

Образные игрушки не только помогают ребенку выражать внут­ренний мир, но и вводят его в сферу человеческих отношений, смыс­лов и представлений. Каждая игрушка несет в себе отпечаток времени и культуры, являясь для ребенка своеобразным проводником в со­циум. Через образную игрушку ребенок перенимает общественный и семейный уклад, социально-бытовые, этические и эстетические нормы. Именно поэтому при оценке образной игрушки особенно внимательно следует относиться к тому образу, который зафиксирован в ее внешнем виде. Куклы должны быть достаточно привлекательны, миловидны, похожи на ребенка или взрослого, словом - на обычного человека.

Чтобы стать средством настоящей игры, образная игрушка долж­на обладать определенными качествами, Прежде всего такая игрушка должна давать возможность ребенку наделять ее любым характером, приписывать ей различные переживания, совершать в его руках разно­образные действия.

Важное качество образной игрушки — это гармоничное сочетание условности и реалистичности образа. Реалистичность и узнаваемость образа становится ориентиром, оправляющим игровые действия и сю­жет, а его условность открывает возможности разнообразных игровых действий и событий в рамках данного сюжета. Излишняя натурали­стичность (например складки и припухлости у младенцев, первичные половые признаки и пр.) не только портит облик игрушки, но и мешает ребенку вкладывать в образ свои представления.

Образные игрушки, содержащие механизмы, обеспечивающие им самостоятельные движения (ходящие куклы, говорящие и поющие звери и пр.), часто становятся предметами для манипулирования и экспериментирования, уводя ребенка от смысла игровой деятельности, — создание воображаемой, условной ситуации. Наличие встроенного механизма игрушки навязывает ребенку определенный способ действия с ней и блокирует инициативность ребенка, а значит, и возможность настоящей игры. При этом желательно, чтобы отдельные части куклы были подвижными и ей можно было придать необходимую в игре позу. Это особенно важно для кукол, используемых в ролевых играх.

Для режиссерских игр образные игрушки совершенно необходи­мы - без них игра редко бывает полноценной. Для таких игр нужны самые разные куклы (разного пола, возраста), фигурки животных и других существ размером до 30 см. В режиссерской игре все игровое взаимодействие строится между персонажами, которые находятся в руках играющего, поэтому размер куклы должен быть удобным для удерживания ее в одной руке.

Итак, главными требованиями к образным игрушкам являются:

• открытый, нейтральный облик, позволяющий наделять игрушку любым характером и. настроением;

• реалистичность, узнаваемость образа, но не его натуралистич­ность;

• подвижность отдельных частей (головы, рук, ног), чтобы кукле можно было придать необходимое положение, например посадить;

• отсутствие механизмов.

Для классического коллективного варианта ролевой игры большое значение имеют атрибуты роли (т.е. головные уборы, элементы костю­ма, воротнички, повязки и пр.). Они помогают участникам игры удер­живать ролевую позицию и ролевое взаимодействие. Эти предметы опять же должны быть достаточно условными. Например, вместо ко­стюма доктора лучше предложить ребенку белый халат, который может заменить различные костюмы — доктора, продавца, ученого и др. Хо­роший вариант — иметь много различных тканей, ленточек, заколок, прищепок и т.д., из которых легко можно соорудить нужный костюм.

Для куклы также нужны кукольная одежда и аксессуары в соответствии с размером кукол — достаточно двух комплектов (для теплого и холодного времени года) и обуви. Нужен необходимый минимум, чтобы игра не превращалась в манипуляцию внешним видом игрушек. Опять же хорошей заменой атрибутам будут небольшие лоскуты тка­ни, веревочки и т.п.

В режиссерских играх атрибуты роли легко заменяются подруч­ным материалом. В то же время наличие нескольких разных костю­мов или их элементов может очень разнообразить игру. Например, наличие королевского плаща, короны, бороды и тому подобных вещей, подходящих для маленьких куколок, могут повернуть игру в неожиданном направлении. Преобразование кукол (а не просто их украшение) позволяет ребенку увидеть знакомую куклу в новом обличье, что делает ее образ объемнее, интереснее и наполняет его новым содержанием.

Предметы оперирования

Предметы оперирования — это игрушки, с которыми осущест­вляются игровые действия, т.е. всевозможное игрушечное хозяйство и транспортные средства.

Кукольное хозяйство - игрушки, отражающие весь мир предметов, которые активно используются в повседневной жизни: с их помощью убирают, готовят еду, ремонтируют, создают и т.д.

Транспортные игрушки - это игрушки, отображающие различные виды транспорта. К ним относятся легковые и грузовые машины, ма­шины «скорой помощи», милиции и пр., железнодорожный, авиа- или водный транспорт, приспособления для механической транспортиров­ки - тачки, коляски, кареты, тележки и пр.

Выделение транспортных игрушек в отдельную категорию связано с их особой ролью в детской игре. Игрушечный транспорт расширяет пространство сюжета за счет возможности перемещения персонажей и предметов.

Предметы оперирования придают игре динамику, помогают ос­мыслить различные игровые действия, наталкивают на эти действия. Например, если у ребенка среди набора кухонной утвари есть скалка, то это может натолкнуть его на игровое действие с ее использованием (например приготовление пирога) или даже на целый сюжет (день рождения, сказочные сюжеты и др.).

Многие действия с помощью предметов оперирования уточня­ются, становятся для ребенка более законченными, более оформ­ленными, причем и для ребенка, совершающего действие, и для его партнера.

В то же время предметы оперирования не должны быть слишком натуралистичными как по своему внешнему виду, так и по способу действия. И то, и другое плохо сказывается на развитии сюжетной игры: законченный внешний вид игрушки (например, когда игрушеч­ная стиральная машина выглядит, как настоящий продукт конкретно­го производителя, вплоть до указания марки — «Indesit», «Bosch» и др.), будет препятствием для воображения и создания обобщенного образа предмета, а «работающая» бытовая техника препятствует разнообраз­ным игровым действиям, гибкому сюжету.

Еще одной проблемой с предметами оперирования может стать их избыточное количество: чем более реалистичны эти игрушки, тем большее количество их требуется. Если у ребенка есть несколько ем­костей разных форм, то они при желании могут служить чашками, кув­шинами, кофейниками, кастрюлями и т.д., т.е. игровое значение пред­мета меняется в зависимости от игрового замысла. Но если у ребенка есть и кофейный, и чайный наборы, и рыбная, и десертная вилки и т.д., то подобных предметов будет требоваться все больше и больше.

Беспорядок в игрушках, их обесценивание, потеря игровой моти­вации часто связаны именно с чрезмерным количеством реалистич­ных игрушек.

Транспортные игрушки хороши именно большого размера — особенно те, что позволяют детям возить друг друга. Альтернативой транспортным игрушкам могут стать крупные конструкторы, позво­ляющие построить самолет, поезд, пароход и т.п. и играть понарошку. Для сюжетной игры маленьких детей (двух-трех лет) предметы оперирования очень важны, поскольку вводят ребенка в мир игры, в мир замещений. Простые цепочки предметных действий составляют основу этой игры - без таких игрушек игра может и не появиться. При этом предметов оперирования не должно быть много - это посудка, кастрюли, расческа, возможно, бутылочка для куклы, постельное белье и полотенце. Все остальное вполне можно заменить полифунк­циональным материалом.

В режиссерских играх кукольное хозяйство требуется в мини­мальных количествах, если речь идет о бытовых предметах. В то же время в некоторых наборах можно обнаружить огромное количество крохотных предметов для маленьких куколок - даже игрушки для кукол, соски, бутылочки, плечики для кукольной одежды и пр. Такое разнообразие необыкновенно привлекательно и для взрос­лых (меч<


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.