Фактов из культурной жизни страны — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Фактов из культурной жизни страны

2020-08-21 147
Фактов из культурной жизни страны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Знаменитый плакат Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовёт!» был написан художником в конце июня 1941 г. (точная дата неизвестна). По собственному признанию художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении нацистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Художник был поражён выражением её лица, которое и изобразил в дальнейшем на плакате.

 

9 июля 1941 г. Государственный Комитет обороны принял решение о создании команд архитекторов и художников для маскировки значимых сооружений Москвы. К ним отнесли Кремль, центральный телеграф, водопроводные станции, оборонные заводы, основные мосты и нефтебазы. Особое внимание было уделено ансамблю Кремля: Красную площадь заставили макетами домов из дерева и фанеры; здания Кремля оформили как жилые дома; золотые купола храмов перекрасили в темный цвет, а кресты сняли; на крышах прилегающих построек серой краской нанесли полосы, похожие с высоты на автомобильные трассы; между Боровицкими и Спасскими воротами появилась песчаная дорога; фасады кремлевских зданий изменили свой цвет на серый, а крыши-на красно-коричневый; на мавзолей был натянут специальный чехол, и он стал выглядеть, как трехэтажный дом; все огни и светящиеся красные звезды были погашены.

В октябре 1941 г. 500 работников Большого театра с семьями были эвакуированы в город Куйбышев. На сцене Куйбышевского театра оперы и балета до сентября 1943 г. прославленный коллектив выпустил девять оперных и пять балетных премьер. Именно здесь впервые в стране были поставлены опера Дж. Россини «Вильгельм Телль» и опера П. Чайковского «Черевички», постановщики и исполнители которых были удостоены Сталинских премий. Свои премии они передали в фонд обороны страны на постройку самолета. Многие спектакли («Евгений Онегин», «Вильгельм Телль», «Алые паруса», «Лебединое озеро») и концерты театр давал как шефские для воинов, для семей погибших бойцов. Только в июле 1943 г. артисты Большого театра вернулись в Москву.

 

В 1941 г. в блокадном Ленинграде Дмитрий Шостакович написал вторую часть симфонии № 7, работу над которой начал ещё до войны. 1 октября композитор вместе с семьёй был вывезен из Ленинграда и отправлен в Куйбышев, где закончил работу над произведением. Премьера симфонии, названной «Ленинградской», состоялась 5 марта 1942 г. в Куйбышеве, 29 марта – в Москве. 9 августа 1942 г. в Большом зале Ленинградской филармонии симфонию исполнил оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением дирижёра К. И. Элиасберга. Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.

 

Самую большую любовь на фронтах Великой Отечественной войны завоевала певица Лидия Андреевна Русланова. Она пела в окопах, землянках, в госпиталях и в осажденном Ленинграде. Неслучайно именно в военное время – 28 июня 1942 г. – ей присвоили звание заслуженной артистки РСФСР. В начале войны в репертуаре Руслановой появилась песня «Валенки», ставшая её «визитной карточкой». Весной 1945 г. Лидия Русланова вместе с наступающей армией прибыла в ещё не освобождённый от гитлеровских войск Берлин. 2 мая 1945 г. у стен рейхстага. Русланова выступала вместе с казачьим ансамблем песни и пляски Михаила Туганова. Больше всего солдаты просили исполнить знаменитые «Валенки», и певица объявила: «А сейчас «Валенки», не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали!».

 

Одна из самых известных картин о войне была написана Аркадием Пластовым в 1942 г. и называлась «Фашист пролетел». На фоне осеннего пейзажа лежит убитый молодой пастушок, а в ясном голубом небе пролетает фашистский самолёт. В 1943 г. по указанию И.В. Сталина картина экспонировалась на Тегеранской конференции 1943 г. По воспоминаниям очевидцев, президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль были настолько поражены этим холстом, что это повлияло на их решение об открытии второго фронта[6].

 

В 1943 г. советский документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой» получил высшую награду Американской киноакадемии – «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм». Его снимали по приказу И.В. Сталина в течение декабря 1941 г. – апреля 1942 г. Режиссёрами фильма были Леонид Варламов и Илья Копалин, а киносъёмку вели 15 фронтовых кинооператоров. Фильм рассказывает о защитниках Москвы, боях на подступах к Москве, Туле, на улицах Сталиногорска, о преступлениях немецких захватчиков, а также их потерях в технике и людях. В фильме звучат фрагменты речи И.В. Сталина, есть кадры с лицами Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского, А.Н. Кузнецова, Л.А. Говорова, И.С. Конева и многих других советских военачальников.

 

В конце июня – начале июля 1941 г. из Ленинграда в Свердловск отправились два эшелона, перевозивших 1 млн 200 тыс. экспонатов из коллекции Эрмитажа. Эрмитажные ценности разместили в здании городской картинной галереи. На первом этаже расположили перенесли на две другие площадки – в Римско-католический храм Зачатия святой Анны и в дом инженера Ипатьева, где во время революции был расстрелян Николай II с семьей. О том, что на Урал эвакуировали коллекцию Эрмитажа, в Свердловске никто не знал, экспонаты не вынимались из ящиков до окончания войны. В октябре 1945 г. коллекция вернулась в Ленинград.

 

15 августа 1941 г. немцы вошли в город Новгород. Генерал Курт фон Герцог, служивший в штабе немецкой армии, осаждавшей Ленинград, приказал разобрать памятник «Тысячелетие России», установленный в Новгороде еще в 1862 г., и вывезти в Германию. Зимой 1943/1944 года памятник демонтировали. В числе первых увезли бронзовую решётку работы профессора Боссе, окружавшую памятник, а также бронзовые фонари художественной работы, стоявшие вокруг него. Ранее окружавшие шар колоссальные фигуры были разбросаны вокруг памятника. Многие детали (шпаги, мечи, посохи, щиты и т. п.) бесследно исчезли. Вывезти оставшиеся части памятника оккупанты не успели: 20 января 1944 г. Новгород был освобождён советскими войсками, а уже 2 ноября состоялось торжественное открытие восстановленного памятника.

 

    В начале Великой Отечественной войны старшим капельмейстером Отдельной мотострелковой дивизии им. Дзержинского войск НКВД был назначен Василий Иванович Агапкин. 7 ноября 1941 г. на знаменитом параде на Красной площади он дирижировал сводным оркестром. Был мороз, и пока по площади строем шли войска, подошвы сапог Василия Ивановича примёрзли к брусчатке. Когда оркестр отошёл в сторону, освобождая место механизированной колонне, Агапкин не смог сдвинуться с места. Началось движение техники, и только тогда один из военнослужащих подбежал к нему и, оторвав от брусчатки, унёс в сторону. 24 июня 1945 г. оркестр Агапкина входил в состав сводного оркестра на Параде Победы. Известен же Василий Агапкин более всего тем, что еще в 1912 г. написал знаменитый марш «Прощание славянки».

ФАКТОВ О ЖИВОТНЫХ

Более 60 тыс. специально обученных собак в годы Великой Отечественной войны вынюхивали взрывчатые вещества, доставляли важные донесения, отыскивали в лесах и болотах раненых солдат, вытаскивали раненых с поля боя. В особых случаях собаки выполняли специальное задание – бросались со взрывчаткой под вражеские эшелоны или под гусеницы вражеских танков. Всего за годы войны собаками уничтожено более 300 боевых машин. С помощью собак было разминировано 303 города, около 20 тысяч зданий и обнаружены более 4 млн мин и других взрывчатых веществ.

 

Самой знаменитой собакой в годы войны была овчарка Джульбарс (тюрк. – тигр), обнаружившая около 7,5 тысячи мин и более 150 снарядов, участвовавшая в разминировании дворцов над Дунаем, замков Праги и соборов Вены. Существуют легенды о награждении собаки медалью «За боевые заслуги» и её участии в параде Победы (будто бы пронесли раненую овчарку на кителе или шинели И.В. Сталина), что не подтверждается документами и кадрами кинохроники.

 

Знаменитый советский ас Арсений Ворожейкин Некоторое время летал с собакой по кличке Варвар, натренированной погибшим в бою летчиком его эскадрильи Д. Чернышевым. Собачка вела наблюдение за задней полусферой и лаем предупреждала летчика о самолетах противника! Арсений Васильевич Ворожейкин — дважды Герой Советского Союза, участник боев на Халхин-Голе, Советско-финской и Великой Отечественной войны. Всего за период своей боевой деятельности совершил более 400 боевых вылетов, провел 90 воздушных боев, в которых лично сбил 51 самолет противника и еще 14 в группе.

 

В годы Великой Отечественной войны широко использовалась голубиная почта. Пернатых специально обучали почтовому делу. За пять военных лет птицами было доставлено более 15 тыс. «голубеграмм». Голуби могли быть и шпионами – к их груди пристегивали портативное фотоустройство, при помощи которого можно было получить достоверные данные о вооружении и численности немцев и их союзников. По приказу Гитлера птиц уничтожали, а скрытие голубей каралось казнью.

 

К началу 1942 г. в Ленинграде были съедены практически все кошки, и тогда в городе появились крысы, бороться с которыми было невозможно. Когда блокаду прорвали, то вышло постановление Ленсовета от 27 января 1943 г. о необходимости выписать из Ярославской области четыре вагона дымчатых кошек, которые считались лучшими крысоловами. Эти кошки сумели отогнать грызунов от продовольственных складов, однако их усилий было мало. Тогда в Ленинград привезли 5 тыс. котов из Сибири: только из Тюмени доставили 238 котов и кошек. Благодаря им удалось победить грызунов. В память о животных, спасших культурную столицу, в 2008 г. в Тюмени появился «Сквер Сибирских кошек», в котором установили двенадцать отлитых из чугуна скульптур защитницам Ленинграда.

 В годы Великой Отечественной войны в армии «служили» более 2 млн лошадей, которых применяли как транспортную силу, особенно в артиллерии. Эти выносливые животные могли пройти там, где застревали любые автомобили. Артиллеристы особенно любили лошадей-тяжеловозов, которые без проблем буксировали даже огромные гаубицы. Особенно отличались в этом деле владимирские тяжеловозы — гордость отечественного коневодства.

Командиров батальонов и полков, связных, партизан, санитаров трудно представить без лошадей. Нередко пехота выезжала на позиции не на грузовиках, а на конных подводах. Нельзя забывать о том, что лошади не только «воевали», но и доставляли обозы с продовольствием и полевые кухни.

Лошади были незаменимыми для стремительных рейдов по тылам противника, для налетов и диверсий. Несмотря на небольшую скорость (20 км в час) и дневной пробег не более 100 км, лошади могли незаметно пройти там, где не пройдёт техника. Только один конный корпус советского генерала Льва Доватора во время битвы за Москву сковывал тылы целой армии. Начальник Генерального Штаба войск вермахта генерал Франц Гальдер писал: «Мы постоянно сталкиваемся с конными соединениями. Они так маневренны, что применить против них мощь немецкой техники не представляется возможным. Сознание, что ни один командир не может быть спокоен за свои тылы, угнетающе действует на моральный дух войск».

Любая кавалерийская часть располагала в первую очередь породами лошадей, которые были популярны в местах формирования подразделения. Донские казаки отдавали предпочтение донской породе. Лихие джигиты с Кавказа больше всего ценили кабардинских лошадей. Гордые наездники из Средней Азии обычно восседали на ахалтекинцах. Сибиряки не могли нарадоваться на кузнецкую породу. Бывало и так, что конные части приходило пополнение из метисов и полукровок, которые также честно несли службу, как и их «чистопородные» собратья.

 

В конце января 1942 г. для защиты северных рубежей Советского Союза на Карельском фронте было сформировано четыре оленно-транспортных батальона, прошедшие с оружием и припасами до Архангельска. Оленеводы на оленях доставляли на передовую продовольствие, оружие и снаряды, вытаскивали сбитые самолеты. С помощью оленей с линии фронта и из глубокого тыла противника было вывезено более 10 тыс. раненых солдат, а на передний край перевезено 8 тыс. бойцов и 17 тыс. тонн боеприпасов.

23 февраля 2012 г. в городе Нарьян-Мар был установлен первый в России памятник оленно-транспортным батальонам (автор – архангельский скульптор Сергей Сюхин), а власти Ненецкого автономного округа учредили день памяти оленно-транспортных батальонов 1941-1945 гг., который отмечается 20 ноября.

 

До самого Берлина дошли верблюды Машка и Мишка, которые возили повозки и полевую кухню, тащили орудие, вес которого превышал тонну. Именно орудийный расчет, в составе которого они «служили», сделал один из первых выстрелов по рейхстагу. Верблюдов «призвали» в 1942 г. в Астрахани. В 1945 г. они гордо шли по Берлину. История их дальнейшей судьбы рассказывается по-разному: одни знатоки говорят, что верблюды остались в Берлинском зоопарке и очень долго были его достопримечательностью, другие утверждают, что их доставили в московский зоопарк. Как бы там ни было, но в 2010 г. в городе Ахтубинске Астраханской области установили памятник Мишке, Машке и сержанту Нестерову, который был с ними все три тяжелых года.


[1] Кузнецов А. Энциклопедия русских наград. – М.: Голос пресс, 2001. – С. 375, 376.

[2] Кузнецов А. Энциклопедия русских наград. – М.: Голос пресс, 2001. – С. 376, 378.

[3] Кузнецов А. Энциклопедия русских наград. – М.: Голос пресс, 2001. – С. 378, 379.

[4] Кузнецов А. Энциклопедия русских наград. – М.: Голос пресс, 2001. – С. 379, 380.

 

[5] Кузнецов А. Энциклопедия русских наград. – М.: Голос пресс, 2001. – С. 382, 383.

 

[6] См.: Долгополов И. В. Мастера: новеллы о художниках. – М.: Воениздат, 1981; Гапеева В.И., Кузнецова Э.В. Беседы о советских художниках. – М.-Л.: Просвещение, 1964.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.