Осложненное списывание (2, 5 мин.). — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Осложненное списывание (2, 5 мин.).

2020-08-21 64
Осложненное списывание (2, 5 мин.). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи

- дать знания об особенностях написания букв ы-и после ц;

- развивать навык работы с текстом;

- формировать культуру речи, умение правильно строить предложения.
Использованные источники

1. Журавлева А.И. Урок на тему «Правописание ы-и после ц» // РЯШ. – 2002. - №1. – С.38-40.

2. Климанова Л.А. «Ж», «Ш», «Щ» и другие согласные… // РЯШ. - 1987. - №4. – С.41-44.

3. Львов В.В. Ориентировочное планирование по русскому языку для V класса на основе учебного комплекса под ред. М.М.Разумовской и П.А.Леканта на 2003\ 2004 учебный год. // РЯШ. – 2004. - №1. – с122-125.

4. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 208с.

5. Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Сот. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 1998.

6. Прохоренко К.И. Не ограничиваться «гроздочкой примеров» // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1990. – №5. – С.23-27.
Ход урока:

I. Организационный момент (0,5 мин.).

1. Приветствие, проверка готовности, отметка отсутствующих.

2. Сообщение темы и целей урока. Сегодня мы с вами повторим правописание приставок и узнаем, как правильно писать буквы и – ы после ц.

II. Проверка домашнего задания (7,5 мин.)

а) Фронтальный опрос (1,5 мин.)

- Изучению какой темы мы посвятили прошлые уроки? (Правописание приставок).

- Каких именно приставок? (Приставки на з-, с -).

- Сформулируйте правило. (Перед буквами глухих звуков в этих приставках пишется с, а перед буквами звонких согласных – з. Например: разглядеть, расцвести).

Итак, мы повторили изученное правило. Проверим, насколько правильно выполнено домашнее упражнение.

б) Самопроверка проверка письменного домашнего упражнения через проектор (2 мин.).

Проверяем упражнение № 346. Один ученик работает у доски по карточке. Что нужно было сделать дома? (Распределить данные слова на две группы: сначала выпишите слова с приставками, которые меняют написание в зависимости от характера последующей буквы, а затем выпишите оставшиеся слова, в которых приставки пишутся всегда одинаково). Сверьте с образцом. Исправьте ошибки карандашом.

Безграничный         сбивать

израсходовать        сгибать

бестолковый           сделать

возделывать            сгореть

расцеловать            сбрить

низвергаться           сдержать

взбудоражить

разгневать

Встаньте, у кого нет замечаний. Молодцы. У кого одно-два замечания? Таких мало, это радует.

в) Работа по карточке (1,5 мин).

Вставить пропущенные буквы и объяснить правописание.

С.дел на ж..рдочк.., р..сток крыж..вника, ш..рты, ш..пот, ра..ч..тливый, 6еч..вка, нахо­дился в состоянии ш..ка.

Пример выполнения:

сидя            жердь на земле

Сидел на жердочке…

У кого есть замечания к выполнявшему? Сформулируйте правило. (В корняхслов после шипящих под ударением пишется под пишется буква  о, если нельзя подобрать однокоренное слово с безударными гласным. Буква ё пишется, если можно подобрать однокоренноес безударным гласным. Буква о пишется также в безударном положении в неко­торых словах иностранного происхождения.) Забыли иноязычное слово шорты. Нужно запомнить.

III. Психологическая подготовка к восприятию нового материала. (1, 5 мин.)

— Отгадайте звук по «паспорту»: [?] — согласный глухой непарный, твердый не­парный, ([ц].) Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока.

Учитель произносит слова (материал для наблюдения на доске пока закрыт):

 станция                            улицы

 цирк                                Синицын

                                           цыпленок

— Какие звуки слышатся во всех словах? ([цы].)

— А посмотрите, как написано (откры­вается материал для наблюдения).

Цы и ци. Почему? Наша задача — разобрать­ся, когда после ц нужно писать ы, а когда – и.

IV. Объяснение нового материала (5 мин.).

Чтобы узнать, когда после ц пишется ы, а когда — и, отправимся на веселый урок «Радионяни».

Задание учащимся: прослушать и запол­нить табличку:

цы                                             ци

1)                                              1)

2)

 «Радионяня»

— Тррррр! Начинаем веселый урок. Мои дорогие помощники, берегитесь! К сегодняшне­му уроку я приготовил особое задание!

—Диктант в стихах. Приготовьтесь писать и будьте внимательны: в диктанте много слов с буквой ц, и вы должны определить, что писать:
ци или цы. Готовы?

—Готовы.

—Диктую.

Цыпленок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где пишут ци, где цы.

—Вот так. Цыпленок не знал. А вы знаете?

—По правилам грамматики в именах сущест­вительных после ц пишется и...

— Кроме трех случаев, когда пишется ы. Первое: в окончаниях слов. Например: синицы, птицы, молодцы.

—И огурцы!

—Верно, везде ы, потому что это окончание слов. Второй случай, когда пишется ы — в суффиксе -ын. Например: сестрицын, курицын.

— Значит, и цыпленок через ы?

— Почему?

— Потому что цыпленок — курицын сын.

Цыпленок действительно пишется через ы, но совсем не потому. Просто цыпленок одно из тех четырех слов, которые надо запомнить:

Цыган, цыпленок, цыпочки, цыц. Во всех этих словах пишется ы после ц. Запомнили?

— Запомнили!

— А чтоб не забыли, я спою вам маленькую песенку, в которую входят все эти четыре слова.

Цыган цыпленка увидал,

Заиграл на скрипочке,

А цыпленок услыхал —

Станцевал на цыпочках.

—А где еще одно слово?

—Да, где цыц?

—Сейчас будет.

Цыц, ребята, не шуметь,

А то цыган собьется,

Перестанет скрипка петь,

Наш урок сорвется.

Ну что, цыплята, вам все понятно?

 Прозвучал для вас, ребята,

Наш урок про ци и цы.

Кто не понял, те цыплята,

Кто запомнил, молодцы!

— Веселый урок закончен. Теперь составим табличку:

-цы                                                                      -ци

1) –ы                                                                        1) –и

2) –ын

3) 4 слова искл.

Работа с учебником

Чтобы веселый урок остался вашей памяти и был понятен, прочитаем материал по учебнику.

После ц буква и пишется в корнях слов (циркуль, цинга, цифра) и в словах на -ция (демонстрация, авиация, револю­ ция).

Буква ы после ц пишется в окончании (улицы}, синицы, птицы) и в корнях слов-исключений цыган, цыплёнок, на цыпочки, цыц, цыкнуть.

Поднимите руку, кому правило не понятно? Таких нет, будем закреплять.

IV. Закрепление (22, 5 мин.)

1. Предупредительное осложненное спи­ сывание (3 мин.)

Проверим, насколько вам понятен изучаемый материал, заодно пополним ваш лексический запас.

Вставить пропущенные буквы в слова, запи­санные на доске.

Рац..я, цариц..но зеркальце, афганц.., ц..гейка, ц..клон, ц..ганский, мультипли­кационный фильм, взять под уздц...

Учащиеся по очереди выходят к доске, сначала объясняют правописание каждого слова, пользуясь алгоритмом, потом встав­ляют пропущенную букву. Все пишут в тетрадях.

Попутно учитель обращает внимание на другие трудные орфограммы, объясняет лексическое значение некоторых слов:

Рация — переносная радиостанция.

Цигейка — стриженый и крашеный мех овцы.

Циклон — вихревое движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, силь­ной облачностью.

Вы убедились, что правило не так-то просто применить. Очень важно видеть, в какой морфеме она находится.

Игровой момент (1, 5 мин.).

Активизируем память на одном конкретном пункте правила.

Играем и выполняем упр.352. Кто больше? Подберите слова на -ция и запишите их, прогова­ривая по слогам. У доски работает ученик.

Демонстрация, авиация, револю­ ция, рация, акация, дезинфек­ ция, репетиция, станция, революция, лекция, …

Итак, слова вы называете уже нам встречавшиеся, а ошибки продолжаете делать те же. А ведь в задании дана подсказка: все слова на – ция. Кто же больше всех назвал таких слов? Молодец.

Самостоятельная работа (4 мин.).

Сейчас будем работать над умением различать орфограммы, правильно их применять.

Выполняем упр.   353. Заполните таблицу примерами.

Гласные после шипящих и ц.

Вспомним правила. Как пишутся сочетания жи -ши? (Через букву и).

Сформулируйте правило написания о-ё после шипящих в корнях слов. (В корняхслов после шипящих под ударением пишется под пишется буква  о, если нельзя подобрать однокоренное слово с безударными гласным (шовшовчик, крыжовниккрыждвничек). Буква ё пишется, если можно подобрать однокоренноес безударным гласным: чёрныйчернеть. Буква о пишется также в безударном положении в неко­торых словах иностранного происхождения: шоссе, шофёр, шоколад, жокей, жонглёр).

Последнее правило мы изучаем в течение урока. На обратной стороне доски работает один ученик. Все остальные выполняю самостоятельно. Запишите по 4-5 примеров.

жиши, чаща, чу—щу оё после шипящих в корнях слов иы после ц
     
     

 

Итак, работу закончили. Проверяем работавшего у доски. Есть замечания? Замечаний нет. Молодцы. Кто дополнит еще примерами первый столбик? Второй? Третий? У кого не хватает примеров – запишите.

Устная работа (1, 5 мин.).

Научимся различать похожие слова с разным значением и применять к ним относящиеся правила.

  Выполняем упр. 354. Подумайте, слова ц..лина, ц..на тоже на правило «Буквы и— ы после ц» или на другое правило. Докажите.

- Кто докажет? (Целина от слова целый, а цена – проверочное цены. То есть эти слова на правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне). Впредь также не смешивайте правила, устанавливайте сначала их лексическое значение. Это очень важно.

V. Итоги урока (1, 5 мин.).

— С чем познакомились на уроке?

— Как будем узнавать новую орфограм­му? Каков опознавательный признак изу­ченной орфограммы?

Что нужно знать, чтобы правильно писать ы или и после ц?

Оценки получили….

VII. Домашнее задание (1, 5 мин.).

В домашнем упражнении вы еще раз закрепите навыки написания букв ы-и после ц.

Дома выполните упражнение 355. Прочтите задания к нему.

Спишите. Проверьте знание правила.

Реорганизац..я армии, демонстрац..я мод, праздничные улиц.., цыганские танц.., большие ц..фры, парадные лестниц.., красочные страниц.., цветущие акац..и.

Есть вопросы? Орфограмму не забудьте выделить. С двумя словосочетаниями составьте предложения.

Урок окончен, до свидания.

Задачи

- дать знания об особенностях написания букв ы-и после ц;

- развивать навык работы с текстом;

- формировать культуру речи, умение правильно строить предложения.
Использованные источники

1. Журавлева А.И. Урок на тему «Правописание ы-и после ц» // РЯШ. – 2002. - №1. – С.38-40.

2. Климанова Л.А. «Ж», «Ш», «Щ» и другие согласные… // РЯШ. - 1987. - №4. – С.41-44.

3. Львов В.В. Ориентировочное планирование по русскому языку для V класса на основе учебного комплекса под ред. М.М.Разумовской и П.А.Леканта на 2003\ 2004 учебный год. // РЯШ. – 2004. - №1. – с122-125.

4. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 208с.

5. Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Сот. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 1998.

6. Прохоренко К.И. Не ограничиваться «гроздочкой примеров» // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1990. – №5. – С.23-27.
Ход урока:

I. Организационный момент (0,5 мин.).

1. Приветствие, проверка готовности, отметка отсутствующих.

2. Сообщение темы и целей урока. Сегодня мы с вами повторим правописание приставок и узнаем, как правильно писать буквы и – ы после ц.

II. Проверка домашнего задания (7,5 мин.)

а) Фронтальный опрос (1,5 мин.)

- Изучению какой темы мы посвятили прошлые уроки? (Правописание приставок).

- Каких именно приставок? (Приставки на з-, с -).

- Сформулируйте правило. (Перед буквами глухих звуков в этих приставках пишется с, а перед буквами звонких согласных – з. Например: разглядеть, расцвести).

Итак, мы повторили изученное правило. Проверим, насколько правильно выполнено домашнее упражнение.

б) Самопроверка проверка письменного домашнего упражнения через проектор (2 мин.).

Проверяем упражнение № 346. Один ученик работает у доски по карточке. Что нужно было сделать дома? (Распределить данные слова на две группы: сначала выпишите слова с приставками, которые меняют написание в зависимости от характера последующей буквы, а затем выпишите оставшиеся слова, в которых приставки пишутся всегда одинаково). Сверьте с образцом. Исправьте ошибки карандашом.

Безграничный         сбивать

израсходовать        сгибать

бестолковый           сделать

возделывать            сгореть

расцеловать            сбрить

низвергаться           сдержать

взбудоражить

разгневать

Встаньте, у кого нет замечаний. Молодцы. У кого одно-два замечания? Таких мало, это радует.

в) Работа по карточке (1,5 мин).

Вставить пропущенные буквы и объяснить правописание.

С.дел на ж..рдочк.., р..сток крыж..вника, ш..рты, ш..пот, ра..ч..тливый, 6еч..вка, нахо­дился в состоянии ш..ка.

Пример выполнения:

сидя            жердь на земле

Сидел на жердочке…

У кого есть замечания к выполнявшему? Сформулируйте правило. (В корняхслов после шипящих под ударением пишется под пишется буква  о, если нельзя подобрать однокоренное слово с безударными гласным. Буква ё пишется, если можно подобрать однокоренноес безударным гласным. Буква о пишется также в безударном положении в неко­торых словах иностранного происхождения.) Забыли иноязычное слово шорты. Нужно запомнить.

III. Психологическая подготовка к восприятию нового материала. (1, 5 мин.)

— Отгадайте звук по «паспорту»: [?] — согласный глухой непарный, твердый не­парный, ([ц].) Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока.

Учитель произносит слова (материал для наблюдения на доске пока закрыт):

 станция                            улицы

 цирк                                Синицын

                                           цыпленок

— Какие звуки слышатся во всех словах? ([цы].)

— А посмотрите, как написано (откры­вается материал для наблюдения).

Цы и ци. Почему? Наша задача — разобрать­ся, когда после ц нужно писать ы, а когда – и.

IV. Объяснение нового материала (5 мин.).

Чтобы узнать, когда после ц пишется ы, а когда — и, отправимся на веселый урок «Радионяни».

Задание учащимся: прослушать и запол­нить табличку:

цы                                             ци

1)                                              1)

2)

 «Радионяня»

— Тррррр! Начинаем веселый урок. Мои дорогие помощники, берегитесь! К сегодняшне­му уроку я приготовил особое задание!

—Диктант в стихах. Приготовьтесь писать и будьте внимательны: в диктанте много слов с буквой ц, и вы должны определить, что писать:
ци или цы. Готовы?

—Готовы.

—Диктую.

Цыпленок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где пишут ци, где цы.

—Вот так. Цыпленок не знал. А вы знаете?

—По правилам грамматики в именах сущест­вительных после ц пишется и...

— Кроме трех случаев, когда пишется ы. Первое: в окончаниях слов. Например: синицы, птицы, молодцы.

—И огурцы!

—Верно, везде ы, потому что это окончание слов. Второй случай, когда пишется ы — в суффиксе -ын. Например: сестрицын, курицын.

— Значит, и цыпленок через ы?

— Почему?

— Потому что цыпленок — курицын сын.

Цыпленок действительно пишется через ы, но совсем не потому. Просто цыпленок одно из тех четырех слов, которые надо запомнить:

Цыган, цыпленок, цыпочки, цыц. Во всех этих словах пишется ы после ц. Запомнили?

— Запомнили!

— А чтоб не забыли, я спою вам маленькую песенку, в которую входят все эти четыре слова.

Цыган цыпленка увидал,

Заиграл на скрипочке,

А цыпленок услыхал —

Станцевал на цыпочках.

—А где еще одно слово?

—Да, где цыц?

—Сейчас будет.

Цыц, ребята, не шуметь,

А то цыган собьется,

Перестанет скрипка петь,

Наш урок сорвется.

Ну что, цыплята, вам все понятно?

 Прозвучал для вас, ребята,

Наш урок про ци и цы.

Кто не понял, те цыплята,

Кто запомнил, молодцы!

— Веселый урок закончен. Теперь составим табличку:

-цы                                                                      -ци

1) –ы                                                                        1) –и

2) –ын

3) 4 слова искл.

Работа с учебником

Чтобы веселый урок остался вашей памяти и был понятен, прочитаем материал по учебнику.

После ц буква и пишется в корнях слов (циркуль, цинга, цифра) и в словах на -ция (демонстрация, авиация, револю­ ция).

Буква ы после ц пишется в окончании (улицы}, синицы, птицы) и в корнях слов-исключений цыган, цыплёнок, на цыпочки, цыц, цыкнуть.

Поднимите руку, кому правило не понятно? Таких нет, будем закреплять.

IV. Закрепление (22, 5 мин.)

1. Предупредительное осложненное спи­ сывание (3 мин.)

Проверим, насколько вам понятен изучаемый материал, заодно пополним ваш лексический запас.

Вставить пропущенные буквы в слова, запи­санные на доске.

Рац..я, цариц..но зеркальце, афганц.., ц..гейка, ц..клон, ц..ганский, мультипли­кационный фильм, взять под уздц...

Учащиеся по очереди выходят к доске, сначала объясняют правописание каждого слова, пользуясь алгоритмом, потом встав­ляют пропущенную букву. Все пишут в тетрадях.

Попутно учитель обращает внимание на другие трудные орфограммы, объясняет лексическое значение некоторых слов:

Рация — переносная радиостанция.

Цигейка — стриженый и крашеный мех овцы.

Циклон — вихревое движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, силь­ной облачностью.

Вы убедились, что правило не так-то просто применить. Очень важно видеть, в какой морфеме она находится.

Осложненное списывание (2, 5 мин.).

Теперь убедимся, что знание морфем необходимо для правильного применения данного правила.

Работаем с упр. 351 у доски.

1. Выпишите слова с цы, графически покажите, в какой части слова после ц пишется буква ы.

Образец записи: огурцы.

Демонстрация, акация, дверцы, продавщицы, дезинфек­ция, цирк, буфетчицы, репетиция, отличницы, станция.

2. От слов, которые пишутся с ци, образуйте имена прилагательные. Образец записи: лекциялекционный.

На доске: Дверцы, продавщицы, буфетчицы, отличницы.

Демонстрация – демонстрационный, акация - акациевый, дезинфек­ ция – дезинфекционный, цирк – цирковой, репетиция – репетиционный, станция – станционный.

Вас затруднило образование прилагательного от существительного акация. Не делайте ошибок, запомните это прилагательное. В будущем вам пригодятся также прилагательные с суффиксом – онн.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.135 с.