Характеристика целевой группы — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Характеристика целевой группы

2020-08-21 91
Характеристика целевой группы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

1. Пояснительная записка                                                                         3

1.2 Особенности образовательного процесса.                                          4

1.3 Цель и задачи программы                                                                    6

1.4 Планируемые результаты                                                                     6

2. Учебно-тематический план                                                                     6

3. Содержание программы                                                                         6

4. Контрольно-оценочные средства                                                         11

5. Условия реализации программы                                                          11

Список литературы.                                                                                  14

 

 

Пояснительная записка

Направленность программы.

Дополнительная адаптированная общеобразовательная программа «Подвижные игры» имеет социально-педагогическую направленность

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Нормативно - правовой базой программы являются:

1. Федеральный Закон «Об образовании» Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373.

3. Приказ министерства образования и науки РФ от 05. 10. 2009 года № 373 «Об утверждении введения в действие ФГОС НОО» (с изменениями, внесенными Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060).

4. Письмо МОНО от 20.05.2014 № 316-01-100-1541/14 «Изменения в методические рекомендации к базисному учебному плану начального общего образования в 2014-2015 учебном году».

5. Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189.

6. Устав «ДДТ ЛАО»

7. Учебный план БОУ ДО г. Омска «Дом детского творчества ЛАО»

 

Тип программы.

Программа – модифицированная, направленная на реализацию личностно-ориентированного образовательного процесса, основана на программе внеурочной деятельности «Подвижные игры» программно-методических материалах кандидата психологических наук, профессора И.М. Бажноковой «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта».

 

Актуальность программы.

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию - снижение двигательной активности детей. Для ребёнка с нарушениями интеллекта потеря в движениях - это не только потеря в здоровье, развитии, знаниях, но и негативные последствия для социальной адаптации в современном обществе.

Для активизации двигательных возможностей детей c нарушениями интеллекта, необходима - активная и определенным образом организованная физическая деятельность. Эта деятельность соответствует возможностям игры, способной в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем опыте или продолжают существовать.

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Отличительной особенностью программы является создание доступной среды для организации двигательной активности посредством музыки, которая вызывает позитивные эмоции и позволяет максимально себя реализовать на занятиях.

Комплексное воздействие музыки и движения на эмоциональное состояние человека проявляется в улучшении двигательной реакции, обогащении двигательного и коммуникативного опыта.

 

 

Адресат программы:

Данная программа будет реализоваться для детей с недоразвитием интеллекта. Эта категория обучающихся испытывает в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и поведения.

1.2 Особенности образовательного процесса.

Специфика интеллектуальной деятельности этих людей состоит в цикличности. Время, в течение которого они могут продуктивно работать, очень незначительно и не может превышать 5-7 минут. Какое-то время (3-7 минут) мозг отдыхает, накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла.

Необходимым условием организации занятий обучающихся с инвалидностью является атмосфера доброжелательности, создание ситуации успеха. Каждому обучающемуся предоставляется право развиваться в своем персональном темпе.

 Необходимым условием является постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения.

Допускается присутствие родителей на занятиях в качестве ассистентов (тьюторов).

Основой данной программы является личностно-деятельностный подход, позволяющий учитывать индивидуальные, возрастные и психофизиологические особенности каждого обучающегося и побуждать его активность в освоении программного материала.

Основные принципы педагогической деятельности по данной программе:

● принцип социальной направленности;

● принцип компенсирующей направленности;

● вариативность планирования занятий;

● принцип индивидуального подхода.

Предполагаемый состав групп

Категория обучающихся с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу, как по возрасту, так и по развитию.

Группы комплектуются по 6 человек. Состав групп - разновозрастный.

Условия приема детей

В коллектив принимаются обучающиеся с инвалидностью в возрасте от7-17 лет и с нарушениями в развитии. Прием в коллектив осуществляется в течение учебного года по заявлениям родителей (опекунов). 

Форма организации деятельности обучающихся: индивидуально-групповая.

Способы организации занятия:

Словесные - беседа, объяснение;

Наглядные - показ педагогом приемов выполнения заданий, работа по образцу.

Практические - тренировочные упражнения.

Трудоемкость программы – 36 часов:

Продолжительность обучения – 1 год.

Режим занятий по программе: 1 занятие в неделю по 1 часу.

Продолжительность учебного часа – 45 минут.

Форма обучения: очная.                      

Определение степени освоения материала и уровня самостоятельной деятельности осуществляется на диагностической основе. Отсутствие достижений по отдельным видам деятельности не является препятствием к продолжению занятий по данному варианту програм

Цель и задачи программы

Цель программы: развитие двигательной активности детей посредством подвижных игр.

Задачи:

● Способствовать созданию детям условий для полноценной реализации их двигательных потребностей;

● Способствовать развитию познавательного интереса к играм;

● Способствовать развитию коммуникативных навыков;

● Обучение сознательному применению подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

● Обучение правилам поведения в процессе коллективных действий;

● Воспитывать волевые качества, дисциплину, самоорганизацию, коллективизм, честность, скромность;

● Способствовать формированию знаний и представлений о здоровом образе жизни;

Планируемые результаты

Критерии Результат
Социальные-нормативные характеристики - следует правилам безопасного поведения и личной гигиены, - общается со сверстниками и взрослыми доброжелательно, уважительно;
Личностные Сформированы: - навык культурного общения между сверстниками и с взрослыми; - сплочение коллектива; - интерес к физической активности.
По направленности программы Сформированы: - потребность в движении; - знание игр; - умение придерживаться правил игры.

2. Учебно-тематический план

Содержание программы

№ п/п Тема Количество часов

Содержание программы

 

Введение в программу.

(Теоретическая работа- убрать) Инструкция по технике безопасности. Входящая диагностика.

Знакомство с понятием «подвижные игры»

Практическая работа: Подвижная игра по выбору детей из числа хорошо знакомых.

Формы контроля: наблюдение.

 

Тема игра «Зеркало»

Теоретическая работа: правила по технике безопасности при проведении игр. Правила игры.

Практическая работа: разучивание подвижной игры «Зеркало»

Форма контроля: наблюдение.

Тема игра «Ладошки»

Теоретическая работа: Правила по технике безопасности при проведении игр. Правила игры.

Практическая работа: Разучивание подвижной игры «Ладошки»

Формы контроля: наблюдение.

1.3. Тема игра «Ёжик»

Теоретическая работа: правила по технике безопасности при проведении игр. Правила игры.

Практическая работа: разучивание подвижной игры «Ёжик»

Форма контроля: наблюдение.

 

Тема игра «Мышка»

Теоретическая работа: правила по технике безопасности при проведении игр. Правила игры.

Практическая работа: разучивание подвижной игры «Мышка»

Форма контроля: наблюдение.

Тема игра «Капуста»

Теоретическая работа: правила по технике безопасности при проведении игр. Правила игры.

Практическая работа: разучивание подвижной игры «Капуста»

Форма контроля: наблюдение.

Тема игра «Веревочка»

Теоретическая работа: правила по технике безопасности при проведении игр. Правила игры.

Практическая работа: разучивание подвижной игры «Веревочка»

Форма контроля: наблюдение.

 

Тема игра «Нос-ухо-нос»

Теоретическая работа: правила по технике безопасности при проведении игр. Правила игры.

Практическая работа: разучивание подвижной игры «Нос-ухо-нос»

Форма контроля: наблюдение.

 

Тема игра «Цапля»

Теоретическая работа: правила по технике безопасности при проведении игр. Правила игры.

Практическая работа: разучивание подвижной игры «Цапля»

Форма контроля: наблюдение.

Тема игра «Камешки»

Теоретическая работа: правила по технике безопасности при проведении игр. Правила игры.

Практическая работа: разучивание подвижной игры «Камушки»

Форма контроля: наблюдение.

E. Тема Игра «Веселый мяч»

Теоретическая работа: правила по технике безопасности при проведении игр. Правила игры.

Практическая работа: разучивание подвижной игры «Веселый мяч»

Форма контроля: наблюдение.

F. Этюд-игра «Лиса»

Теоретическая работа: правила по технике безопасности при проведении игр. Правила игры.

Практическая работа: разучивание подвижной игры «Лиса»

Форма контроля: наблюдение.

Тема Игра «Карлики-великаны

Теоретическая работа: правила по технике безопасности при проведении игр. Правила игры.

Практическая работа: разучивание подвижной игры «Карлики-великаны»

Форма контроля: наблюдение.

Игра «Поймай мяч»

Теоретическая работа: правила по технике безопасности при проведении игр. Правила игры.

Практическая работа: разучивание подвижной игры «Поймай мяч»

Форма контроля: наблюдение.

2.10. Тема Игра «Дотронься до…»

Теоретическая работа: правила по технике безопасности при проведении игр. Правила игры.

Практическая работа: разучивание подвижной игры «Дотронься до…»

Форма контроля: наблюдение.

2.11. Тема Игра «Ну-ка, все вместе, уши развесьте!»

Теоретическая работа: правила по технике безопасности при проведении игр. Правила игры.

Практическая работа: разучивание подвижной игры «Ну-ка, все вместе, уши развесьте!»

Форма контроля: наблюдение.

Тема Игра «Рыбки плавают»

Теоретическая работа: правила по технике безопасности при проведении игр. Правила игры.

Практическая работа: разучивание подвижной игры «Рыбки плавают!»

Форма контроля: наблюдение.

Тема Игра «Быстрые рыбки»

Теоретическая работа: правила по технике безопасности при проведении игр. Правила игры.

Практическая работа: разучивание подвижной игры «Быстрые рыбки»

Форма контроля: наблюдение.

Тема Игра «Медленные раки»

Теоретическая работа: правила по технике безопасности при проведении игр. Правила игры.

Практическая работа: разучивание подвижной игры «Медленные раки»

Форма контроля: наблюдение.

Тема Игра «Ракушки»

Теоретическая работа: правила по технике безопасности при проведении игр. Правила игры.

Практическая работа: разучивание подвижной игры «Ракушки»

Форма контроля: наблюдение.

Тема Игра «Кто быстрее»

Теоретическая работа: правила по технике безопасности при проведении игр. Правила игры.

Практическая работа: разучивание подвижной игры «Кто быстрее?»

Форма контроля: наблюдение.

Тема Игра «У жирафа пятна»

Теоретическая работа: правила по технике безопасности при проведении игр. Правила игры.

Практическая работа: разучивание подвижной игры «У жирафа пятна»

Форма контроля: наблюдение.

Тема Игра «Бег по кочкам»

Теоретическая работа: правила по технике безопасности при проведении игр. Правила игры.

Практическая работа: разучивание подвижной игры «Бег по кочкам»

Форма контроля: наблюдение.

Тема Игра «Самолет»

Теоретическая работа: правила по технике безопасности при проведении игр. Правила игры.

Практическая работа: разучивание подвижной игры «Самолет»

Форма контроля: наблюдение.

Тема Игра «Бег сороконожек»

Теоретическая работа: правила по технике безопасности при проведении игр. Правила игры.

Практическая работа: разучивание подвижной игры «Бег сороконожек»

Форма контроля: наблюдение.

Виды контроля

Время проведения Цель проведения Формы контроля

Итоговый контроль

В конце учебного года или курса обучения Определение изменения уровня развития игровых навыков. Определение результатов обучения. Наблюдение

 

Методические материалы

Методические приёмы:

Для регулирования физической и эмоциональной нагрузки можно использовать следующие приемы:

1. Изменять продолжительность и количество повторений элементов игры.

2. Увеличить или уменьшить размеры площадки.

3. Усложнить или упростить правила игры.

4. Использовать инвентарь большего или меньшего веса и размера.

5. Ввести короткие перерывы.

Структура занятий: Каждое занятие проводится по стандартной схеме, состоящей из трех частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной, при соблюдении педагогических и физиологических принципов.Предлагаемая методика обучения для удобства применения разделена на 3 части и сгруппирована по периодам и этапам с описание всех фрагментов игры.

Подготовка к игре

1) Подготовка площадки

2) Разметка площадки

3) Подготовка инвентаря

Проведение игры:

1) Расстановка участников игры

2) Распределение детей на команды

3) Выбор водящего

Объяснение игры:

1) Настройка на игру

2) Объяснение игры

3) Разучивание текста

4) Сообщение правил игры

Показ игры:

1) Показ действий

2) Показ отдельных действий игры

3) Показ игры в целом

4) Пробное проведение игры

Ход игры:

1) Начало игры

2) Руководство игрой

3) Окончание игры

Итог игры:

1) Результат игры

2) Анализ действий играющих

Оценивание действий учащихся

 Закрепление и совершенствование игры

1) Разучивание вариантов игры

2) Проведение соревнований

Способы выделения водящих: по назначению руководителя игры, жребию,по выбору, по очередности.

Рекомендации по использованию игровых приёмов:

1. Необходимо учитывать темп, в котором ведется подвижная игра. Многие движения, которые ребенок не может совершить самостоятельно или совершает их неправильно при быстром темпе исполнения, при медленном темпе делает это точнее и совершеннее. Поэтому подбор скорости движений (темп игры) для разных игр является существенно важным условием эффективности игры.

2. Целесообразно сочетать в одном занятии игры разной направленности (по физическим качествам и видам движений), а главное - степень сложности содержания игры и выполняемых элементов и движений.

3. Чистое время занятия должно быть от 20 до 25 минут; игры целесообразно заполнять паузами для отдыха и дыхательными упражнениями и на расслабление.

4. Выбор игр, методика их применения диктуются степенью ограничения подвижности ребенка, состоянием его интеллекта.

5. Следует принимать во внимание заинтересованность, желание детей играть в ту или иную игру.

6. Игра может иметь музыкальное сопровождение.

7. В игре не должно быть чрезмерных мышечных напряжений и продолжительных задержек дыхания.

8. Игры должны вызывать только положительные эмоции.

9. Правила - обязательны для участников игры.

10. При выраженной усталости играющий может свободно выйти из игры.

11. На начальных этапах обучения целесообразно проводить с детьми бессюжетные подвижные игры, так как у них еще не сформированы основные движения, малый двигательный опыт, не умеют ориентироваться в пространстве помещения и не могут понять правила и условия сюжетной игры. Бессюжетные подвижные игры способствуют повышению эмоционального тонуса и учат детей ориентироваться в условиях подвижных игр.

12.Каждую игру важно заканчивать своевременно. Игру необходимо завершить, если появляются признаки переутомления или перевозбуждения у детей.

Список литературы.

Литература для педагога

1. Шевченко И. В. «Вместе весело играть», Ростов-на-Дону «Феникс», 2002 г.

2.Гришина Г.Н «Любимые детские игры» серия «Вместе с детьми», Москва, ООО «ТЦ Сфера», 1999 г.,-96 с., ISBN 5-89144-012-1;

1. Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам / Под ред. Ф.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. – М.: Педагогика, 1982. – 240 с.

2. Антонова Л. Ю. Новые направления в ритмике и их место в структуре современного урока в коррекционной школе VIII вида.

3. Апанасенко Г.А. Физическое развитие детей и подростков. – Киев: Здоровье, 1985. – 80 с.

4. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебн. для студ. фак. физ. культуры пед ин - тов. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.

5. Барков В.А. Педагогические исследования в физическом воспитании: Учебное пособие по курсу «Основы НИР» для студентов специальности п. 02.02. – «Физическая культура». – Гродно, 1995. – 68 с.

6. Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение. М.: Музыка, 2004. – 180 с.

7. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М.: «Физкультура и спорт», 2001.

8. Былеева Л.В., Коротков И.М., Яковлев В.Г. Подвижные игры: Учебн. пособие для ин-тов физической культуры. 4-е изд., перераб. и дополн. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 208 с.

9. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.

10. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии.-1966г.-№6.-с.75.

11. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 192 с.

12. Годик М.А., Бальсевич В.К., Тимошкин В.Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 5-6. - С.24-32.

13. Головина Л.Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников. – М., 1980. – 197 с.

14. Горская И.Ю., Сорокина Л.Г. Сравнительная характеристика уровня развития координационных способностей аномальных детей (с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта) и здоровых детей на первом этапе школьного образования // Проблемы социальной и психолого-педагогической реабилитации инвалидов: Тез.докл. и сообщений междунар. конгр. по пробл. соц., мед. и психолого-педагогич. реабилитации инвалидов (2-5 дек. 1996 г.). Ч. 1. Тюмень, 1996, с. 140-143.

15. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. – Мн.: Нар.асвета, 1978. – 88 с.: ил.

16. Епифанцева Т.Б., Кисленко Т.Е. «Настольная книга педагога-дефектолога», Ростов-на-Дону, «Феликс», 2006г.

17. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб.пособие для студентов ВУЗов. - М., 1985. - 80 с.

18. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, Владос, 1995. С. 5-18).

19. Зайцева Е. Коррекционная педагогика, Ростов-на-Дону, «Март», 2002г.

20. Коломинский Я.Л. «Психология детей в норме и патологии», Москва, «Питер», 2004г.

21. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 116 с.

22. Коррекционная педагогика в начальном образовании под редКумариной, Москва, «Академия», 2003г.

23. Кузнецов В.К. Возрастные особенности развития специальных силовых качеств у не занимающихся спортом и лыжников-гонщиков 11-18 лет // Теория и практика физического воспитания. - 1979. - №3. – С.12-15.

24. Лапошина Э.В. Особенности ознакомления умственно отсталых дошкольников с некоторыми предметами ближайшего окружения. // Дефектология. — 1991. — № 6. — С. 72—-77

25. Лаптев А.П. Возрастные особенности организма // Физическая культура и спорт. - 1984. - №8.

26. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся: Пособие. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1998. – 221 с.

27. Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры. Избранные психологические сочинения в 2т.-М., 1983г. Т-1-с.306.

Литература для детей

28. Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в I-X классах. – Мн.: Народная асвета, 1980. – 128 с.

29. Лопухина И.С. Логопедия – ритм, речь, движение.

30. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн для ин-тов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

31. Особенности развития и воспитания детей с недостатками слуха и интеллекта. // Под ред. Л.П.Носковой. - М., 1984.

32. Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия в 2-х томах под ред. В.З. Лебединского, Москва, ЧеРо, 2002г.

33. Психомоторика: Сб. научн. трудов / Б.А. Ашмарин, Е.П. Ильин. - СПб, 2006.

34. Семикоп А.Ф. Основы теории и методики спортивной тренировки: Учебн. метод. пособие для студ. факульт. физ.культ. пединститут. и университ., училищ алимп. резерва по специальн. 03.03 - «Физическая культура». – Гомель, 1992. – 149 с.

35. Современные научные исследования и передовой опыт решения проблем физического и психического здоровья школьников. / Под ред. В.И. Усакова. - Красноярск, 2006. С.37-40.

36. Степанова О.А., Вайнер М.Э. «Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями», Москва, «Академия», 2003г.

37. Управление движением. / Под ред. А.А. Митькина. - М., Наука, 2000.

38. Учебно-методическое пособие для преподавателей танцев и ритмики «Ритмика». Пермь, 2007c.

39. Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. – М.: Педагогика, 1990. – 63 с.

40. Физическая культура в школе. - 2000, №1. - С. 5.

41. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт. 1972. - 176 с.

42. Яковлев В.Г. Игры для детей. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 158 с.

 

Приложение

4.1 Календарно-тематический график:

Начало учебных занятий: 01.09.2016 г.

Окончание учебных занятий:. 31.08.2016 г.

Продолжительность учебного года: 36 недель.

1 полугодие оп Зимние праздники 2 полугодие оп Летние каникулы всего
01.10. – 24.12 34 занятия 01.01 – 08.01 09.01 – 17.06 38 занятий 01.06- 31.08 72 занятия

Диагностические материалы

Оглавление

1. Пояснительная записка                                                                         3

1.2 Особенности образовательного процесса.                                          4

1.3 Цель и задачи программы                                                                    6

1.4 Планируемые результаты                                                                     6

2. Учебно-тематический план                                                                     6

3. Содержание программы                                                                         6

4. Контрольно-оценочные средства                                                         11

5. Условия реализации программы                                                          11

Список литературы.                                                                                  14

 

 

Пояснительная записка

Направленность программы.

Дополнительная адаптированная общеобразовательная программа «Подвижные игры» имеет социально-педагогическую направленность

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Нормативно - правовой базой программы являются:

1. Федеральный Закон «Об образовании» Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373.

3. Приказ министерства образования и науки РФ от 05. 10. 2009 года № 373 «Об утверждении введения в действие ФГОС НОО» (с изменениями, внесенными Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060).

4. Письмо МОНО от 20.05.2014 № 316-01-100-1541/14 «Изменения в методические рекомендации к базисному учебному плану начального общего образования в 2014-2015 учебном году».

5. Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189.

6. Устав «ДДТ ЛАО»

7. Учебный план БОУ ДО г. Омска «Дом детского творчества ЛАО»

 

Тип программы.

Программа – модифицированная, направленная на реализацию личностно-ориентированного образовательного процесса, основана на программе внеурочной деятельности «Подвижные игры» программно-методических материалах кандидата психологических наук, профессора И.М. Бажноковой «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта».

 

Актуальность программы.

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию - снижение двигательной активности детей. Для ребёнка с нарушениями интеллекта потеря в движениях - это не только потеря в здоровье, развитии, знаниях, но и негативные последствия для социальной адаптации в современном обществе.

Для активизации двигательных возможностей детей c нарушениями интеллекта, необходима - активная и определенным образом организованная физическая деятельность. Эта деятельность соответствует возможностям игры, способной в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем опыте или продолжают существовать.

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Отличительной особенностью программы является создание доступной среды для организации двигательной активности посредством музыки, которая вызывает позитивные эмоции и позволяет максимально себя реализовать на занятиях.

Комплексное воздействие музыки и движения на эмоциональное состояние человека проявляется в улучшении двигательной реакции, обогащении двигательного и коммуникативного опыта.

 

 

Характеристика целевой группы

Игра является ведущей деятельностью детей, необходимым условием их развития и одним из основных средств их воспитания. В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребенка, формирование его личности. В игре реализуется стремление ребенка к активности, самостоятельности. Игры стимулируют психическую и физическую активность пассивных детей, содействуют повышению жизненного тонуса и уверенности в себе. В современных играх у детей с ограниченными возможностями здоровья воспитывается чувство взаимопомощи, поддержки, дети овладевают нормами нравственного поведения.

Новизна данной программы:

1. Содержание включает в себя следующие виды двигательной деятельности: гигиеническая зарядка, подвижные игры и игры на свежем воздухе;

2. Присутствие музыкального сопровождения на протяжении занятия в зависимости от вида деятельности.

3. Движения, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению.

4. Приобретённый двигательный опыт создаёт необходимые предпосылки для социальной адаптации в окружающем мире.

5. Приобретённые умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются.

6. Содержание игр обогащает представление и активизирует наблюдательность, мышление и внимание, развивает память, сообразительность и воображение.

7. Игровая деятельность всегда связана с решением определённых задач, выполнением определённых обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.

В основе образовательного процесса по данной программе лежат следующие педагогические принципы:

- индивидуализация двигательной активности при планировании игр, их чёткая регламентация в процессе реализации;

- доступность;

- систематичность и постепенность повышения двигательной нагрузки детей;

- эмоционально-психологический и физиологический комфорт;

- педагогически целесообразное, творческое руководство игровой активностью со стороны взрослого.

 

Адресат программы:

Данная программа будет реализоваться для детей с недоразвитием интеллекта. Эта категория обучающихся испытывает в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и поведения.

1.2 Особенности образовательного процесса.

Специфика интеллектуальной деятельности этих людей состоит в цикличности. Время, в течение которого они могут продуктивно работать, очень незначительно и не может превышать 5-7 минут. Какое-то время (3-7 минут) мозг отдыхает, накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла.

Необходимым условием организации занятий обучающихся с инвалидностью является атмосфера доброжелательности, создание ситуации успеха. Каждому обучающемуся предоставляется право развиваться в своем персональном темпе.

 Необходимым условием является постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения.

Допускается присутствие родителей на занятиях в качестве ассистентов (тьюторов).

Основой данной программы является личностно-деятельностный подход, позволяющий учитывать индивидуальные, возрастные и психофизиологические особенности каждого обучающегося и побуждать его активность в освоении программного материала.

Основные принципы педагогической деятельности по данной программе:

● принцип социальной направленности;

● принцип компенсирующей направленности;

● вариативность планирования занятий;

● принцип индивидуального подхода.

Предполагаемый состав групп

Категория обучающихся с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу, как по возрасту, так и по развитию.

Группы комплектуются по 6 человек. Состав групп - разновозрастный.

Условия приема детей

В коллектив принимаются обучающиеся с инвалидностью в возрасте от7-17 лет и с нарушениями в развитии. Прием в коллектив осуществляется в течение учебного года по заявлениям родителей (опекунов). 

Форма организации деятельности обучающихся: индивидуально-групповая.

Способы организации занятия:

Словесные - беседа, объяснение;

Наглядные - показ педагогом приемов выполнения заданий, работа по образцу.

Практические - тренировочные упражнения.

Трудоемкость программы – 36 часов:

Продолжительность обучения – 1 год.

Режим занятий по программе: 1 занятие в неделю по 1 часу.

Продолжительность учебного часа – 45 минут.

Форма обучения: очная.                      

Определение степени освоения материала и уровня самостоятельной деятельности осуществляется на диагностической основе. Отсутствие достижений по отдельным видам деятельности не является препятствием к продолжению занятий по данному варианту програм


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.183 с.