Экзистенциализм и его проблематика. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Экзистенциализм и его проблематика.

2020-07-03 206
Экзистенциализм и его проблематика. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экзистенциализм – направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существования в окружающем мире. В 20-е – 70-е годы ХХ в. был одним из популярных философских направлений в Западной Европе.

Экзистенциализм – философия существования.

Истоки экзистенциализма содержатся в учении датского мыслителя 19 века Сёрена Кьеркегора (1813-1855). Существовать для него – значит быть вне толпы, постоянно реализуя свой свободный, не связанный ничем и никем выбор. В жизни человек может пройти 3 стадии развития: 1эстетическая (чувственность, любовь к наслаждениям и моде); 2этическая (выбор свободы, а вместе с ней и ответственности); 3религиозная (когда человек вступает в личный, интимный диалог с богом). Первые две стадии связаны с постоянным ощущением отчаяния и ограниченности человека, которое преодолевается только на третьей стадии.

В 20 веке экзистенциализм получил своё развитие во многих странах: Франция – Сартр, Камю; Германия – Хайдеггер, Ясперс; Россия – Бердяев, Шестов.

    Экзистенциальная ФС выразила дух времени, а именно Европу после 1 мировой войны. Кризис Европы, следовательно, ФС кризиса.

Катастрофа 1 мировой войны обнажила недостаточность веры в прогресс, рациональность истории. Война показала хрупкость, неустойчивость, конечность человека. Поэтому экзистенциализм – философское выражение глубоких потрясений, постигших западно-европейскую цивилизацию после войны: обманчивая стабильность 20-30-х годов, приход фашизма…

    Философия обращается к проблеме критических и кризисных ситуаций. Мыслители-экзистенциалисты обнаружили неустойчивость не только индивидуального, но и всяческого человеческого бытия.

    В пограничной ситуации (перед лицом смерти, в моменты глубоких душевных потрясений) многое, казавшееся важным (карьера, богатство и т.д.), становится бессмысленным. Человеку раскрывается его сущность, определяемая не нормами, а осознанием своей конечности: страхом, тревогой, безысходностью. Человек обречен на одиночество и свободу: в этом мире он может опереться только на себя. Он может отказаться от свободы, стать «как все», но только ценой отречения от себя как от уникальной личности. Свобода – тяжкое бремя, поскольку подразумевает личную ответственность за каждый поступок. Человек сам творит себя и свою жизнь – он есть то, как он поступает.

Чтобы устоять в этом мире, необходимо разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои способности и возможности. На передний план были выдвинуты проблемы человека:

1. Проблема враждебности социального мира (Я – не-Я).

2. Проблема свободы и ответственности. Человек, если он не состоялся, несёт индивидуальную ответственность.

3. Проблема жизни и смерти, смысла. Тревога и скука заставляют искать смысл жизни.

Альбер Камю (1913-1960) сделал главной проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни. Главный тезис философа – жизнь человека в сущности бессмысленна. В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека. «Я знаю, что есть в мире нечто, имеющее смысл, и это человек, ибо человек – единственное существо, претендующее на постижение смысла жизни» (А. Камю).

Размышления на вечные темы ведут к духовному прозрению, освобождая от гнёта материальных условностей. И тогда перед человеком открывается истинный мир, в котором главными становятся человеческие отношения, в котором мы ощущаем себя реально живущими, где главной ценностью становится сама жизнь.

Согласно К. Ясперсу, человек обычно живет «заброшенной», не имеющей большого смысла жизнью – «как все». Однако в особых случаях скрытые качества выходят наружу. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцендентальностью – высшим бытием.

Основной в экзистенциональной философии Ж.-П. Сартра (1905-1980) была проблема выбора. Свобода человека абсолютна. Человек обречен на свободу и ответственен за всё, что он совершает, кроме рождения. Центральным понятием является «для-себя-бытие» – высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через «для-другого-бытие» – различные взаимоотношения с другими людьми.

Экзистенция, по М. Хайдеггеру, – бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее. Следовательно, человек, желая остаться самим собой, должен противостоять «другим», отставать свою идентичность.

Таким образом, основная проблема экзистенциализма – проблема личного выбора человека в состоянии духовного кризиса. Подлинно существовать – значит не пытаться соответствовать ожиданиям других, а жить своей жизнью «здесь и сейчас».


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.