Шаманизм: архаические техники экстаза — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Шаманизм: архаические техники экстаза

2020-08-21 197
Шаманизм: архаические техники экстаза 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Достаточно понять слова намерение и доверие, чтобы понять ключ шаманского целительства. Осуществляя возвращение души, очень важно иметь кристально чистое намерение: в чем заключается миссия, которую вы пытаетесь осуществить? Точно так же, решающим фактором является ваша вера в то, что вы получите необходимую духовную помощь.

В шаманизме (как и в других формах целительства), работу проводит не шаман. Шаман — это только инструмент, через который работает сила Вселенной. Следовательно, обращение к духам с просьбой о помощи и вера в то, что они будут на месте, — основа работы шамана. Помните, инструмент не может играть сам по себе.

В шаманизме сила шамана-целителя исходит из его готовности внедряться в духовные царства ради клиента. Духи проявляют сострадание к клиенту потому, что кто-то еще готов сделать усилие ради этого человека.

Самое сложное для многих из тех, кто занимается шаманской работой, — вопрос доверия. Наша культура не поддерживает шаманизм и работу с духами. Как же можно тогда человеку вдруг взяться за такую работу, заявив о полной вере в эти невидимые силы?

Не могу сказать, что я не столкнулась с этой дилеммой. Я выросла в Бруклине, в семье, принадлежащей к среднему классу и твердо придерживающейся всех убеждений этого класса. Иногда в самый разгар шаманского исцеления вмешивается мой разум и спрашивает: «Сэнди, что ты делаешь? Ты что, совсем с ума сошла?» Я успокаиваю свой разум, повторяя сама себе: «Это действительно работает». Это позволяет мне войти в более глубокое состояние сознания, где моя связь с Духом достаточно крепка. Доверие приходит через опыт. Почти за одиннадцать лет шаманских путешествий духи ни разу меня не подвели.

Изучение шаманского целительства требует времени, практики и опыта. В этой главе я собираюсь поделиться с вами подробностями своей работы и снять с нее мистический налет. Я не собираюсь обучать вас тому, как осуществлять возвращение души, — я полагаю, что это было бы неэтично, точно так же как было бы неэтично пытаться возвращать души, просто прочитав эту книгу.

Если мы искренне уважаем духов и хотим воспользоваться силой древнего способа, мы в своей работе должны оставаться честными. Не стоит позорить себя, людей, которые для вас что-то значат, или духов, пытаясь заниматься возвращением душ без соответствующего обучения.

 

Встреча с клиентом

Мой разговор с клиентом с самого первого сеанса отличается от того, какой мог бы иметь место при традиционной психотерапии. Для успешного возвращения души мне не нужно знать личную историю клиента. Когда я только начинала заниматься возвращением души, я не могла с уверенностью сказать, как работает метод, поэтому на протяжении первой сотни сеансов я экспериментировала. Я просила клиентов ничего на рассказывать о себе и своих проблемах. Я просто объясняла, что такое возвращение души, и просила их верить в то, что они получат назад те части своего Я, которые им нужны.

Как я и подозревала (и надеялась), совпадения были просто удивительными. Всякий раз то, что я обнаруживала во время своих шаманских путешествий, в точности совпадало с воспоминаниями людей. Когда я работала со Стивеном, я увидела, что в возрасте двадцати лет у него было «разбито сердце». Именно в это время, как я узнала, его покинула жена. Во время путешествия, в которое я отправилась ради Кэтрин, я увидела ее четырехлетней девочкой в определенной одежде, которая отчаянно прижимала к себе потрепанную куклу. Через не­сколько дней Кэтрин вернулась ко мне с фотографией, на которой была изображена она в той самой одежде и с той самой куклой, которые я описала. Когда я работала с Валери, я стала свидетелем насилия, которое совершил над ее пятилетним Я мужчина, появившийся как тень в шляпе. Позже Валери рассказала, что подверглась насилию со стороны своего дедушки. Она всегда помнила его огромную тень ночью на стене и всегда видела его шляпу.

В большинстве случаев возвращения души имели место полные совпадения в возрасте получения травмы, а также совпадения с воспоминаниями клиента. Конечно, встречались люди, которые не могли ни с чем соотнести полученную информацию. Иногда я видела события раньше, чем у человека появлялись осознанные воспоминания о них: некоторые клиенты еще не были эмоционально готовы восстановить в памяти те или иные события.

Проработав около года «вслепую», я стала больше доверять методу возвращения души. Я стала проявлять больше гибкости по отношению к тому, что слышала от клиентов. Но я до сих пор чувствую, что слишком большое количество информации мешает мне в работе, поэтому прошу клиентов излагать только основные моменты.

Для моих клиентов очень важно, чтобы они мне доверяли и чувствовали себя со мной в безопасности. Исторически складывалось так, что в племенных сообществах вообще не стоял вопрос о доверии шаману. Шаманы в своих племенах были глубоко уважаемыми целителями. Сегодня же большинство людей, которые приходят работать со мной, видят меня впервые в жизни. Я готовлюсь на самом деле «вдуть» их живую душу в тело. Это невероятно интимное действие, и, прежде чем начать путешествие, я хочу знать, что мои клиенты чувствуют себя со мной в безопасности.

Согласно статистике, в Соединенных Штатах каждая третья женщина и каждый пятый мужчина подвергались тому или иному насилию1. Я хочу быть уверенной, что мы с клиентом работаем как партнеры ради его исцелении и что я не являюсь посторонним человеком, который что-то делает для него.

Чтобы клиент чувствовал себя во время сеанса в безопасности, я много времени посвящаю беседам. Это дает моим клиентам возможность узнать меня как человека и решить, хотят ли они работать со мной. Я разъясняю им, что такое шаманизм, шаманское путешествие, животные силы и болезнь с точки зрения шаманизма, чтобы они могли ближе ознакомиться с этой системой. Понятие «шаманизм» не лишено для людей смысла, и я никогда не встречала клиента, которого бы смущало то, как это работает.

Объяснить во время сеанса, что такое утрата души, довольно просто: большинство моих клиентов уже ощущают, что какой-то частицы им недостает. Они с облегчением узнают, что то, что они чувствуют на протяжении многих лет, имеет название.

Труднее объяснять, к чему может привести возвращение души. Мои описания результатов несколько расплывчаты, поскольку, как мы узнаем из главы 8, они могут быть настолько разнообразными, что невозможно предсказать, какой будет индивидуальная реакция того или иного клиента. Каждый из нас по-своему справляется со своими переживаниями, и я безоговорочно доверяю тому, как каждый человек перерабатывает информацию, и уверена, что он знает точное время для ее усвоения и объединения и для того, чтобы справиться с возни­кающими у него воспоминаниями.

Я не знаю, как человек будет чувствовать себя после возвращения души, поэтому предлагаю клиентам приходить на прием, когда остальная часть дня у них свободна, чтобы они могли в случае необходимости побыть после этого наедине с собой. Я также прошу в течение двадцати четырех часов до и после возвращения души воздерживаться от алкоголя: я нахожу, что алкоголь искажает возникающие ощущения.

Один из самых важных вопросов, который я задаю клиентам: хотят ли они, чтобы в их жизни произошли изменения. После возвращения души жизнь человека действительно меняется. Что я понимаю под изменениями? Мне кажется, многие люди приравнивают эти изменения к выигрышу на скачках или чему-то подобному.

Иногда приходится менять представление об изменениях. Когда душа человека возвращена, часто возникает необходимость в изменении жизненных шаблонов, включая отношения с людьми, семью, диету или работу, если они нездоровы или оскорбительны. Большинство людей действительно идут на необходимые изменения, которые привносят в их жизнь гармонию. Но я предупреждаю клиентов, что, вероятно, их жизнь изменится. Если они не хотят ничего менять, то возвращение души для них в этот момент вряд ли уместно. Обычно следует реакция: «Да, я готов что-то изменить. Поэтому я здесь!»

Я разъясняю клиентам, что буду прикасаться к ним и вдувать их душу в тело и прошу у них на это разрешения. Многие из моих клиентов когда-то подверглись насилию, и я не хочу, чтобы они воспринимали мои действия как еще одно насилие.

Наконец, я спрашиваю клиента о системе поддержки. Кого волнует, что человек опять дома? Кто будет рядом, если через некоторое время появятся болезненные воспоминания? Кто будет рядом, чтобы разделить радость возвращения домой? Один из вариантов подключения автоматической системы поддержки — предложить клиенту пригласить участвовать в ритуале друга или другого значимого для клиента человека. Друг может бить в барабан, стать беспристрастным свидетелем процесса и быть поблизости, чтобы приветствовать возвраще­ние человека домой.

Теперь, когда предварительные шаги сделаны, мы готовы начать саму работу по возвращению души.

 

Подготовка места

Возвращение души — это ритуал, и я хочу, чтобы место для него было подготовлено определенным образом. Каждый, кто выполняет эту работу, готовит место по-своему. Первое, что делаю я, — это зажигаю в затемненной комнате свечу. Таким образом, я приглашаю в комнату Дух. После этого я готовлю все необходимое для возвращения души. Расстилаю одеяло для клиента и для себя. На одеяло кладу трещотку, которая понадобится мне для вызывания духов-помощников. На случай, если он мне понадобится, достаю свой маленький кристаллический ловец душ. Я обнаружила, что иногда во время путешествия у меня возникают трудности с удержанием всех частей души. Кристалл же может

служить для них удобным «залом ожидания», пока я продолжаю свое путешествие. Мой кристаллический ловец душ помогает и тог­да, когда душа разбита вдребезги, выполняя роль пылесоса, втягивающего отколовшиеся части. Во второй главе я уже упоминала, что в Юго-Восточной Азии шаманы-мананги используют в качестве ловцов душ кристаллы. Там же помещены иллюстрации ловцов, изготовленных из полой кости (северо-западное побережье). Все они иногда оказываются полезными, но я всегда предостерегаю людей от возможной зависимости от инструментов. Иногда мы забываем, где находится истинный источник силы, и приписываем эту силу магическим предметам. В духовной целительской работе подобные приспособления могут пригодиться, но не играют решающей роли.

Затем я прошу клиента лечь на одеяло. Я объясняю, что, закончив все приготовления, я лягу рядом с ним, касаясь его плечом, бедром и коленом. Перед началом путешествия я опускаюсь на колени рядом с клиентом. Я издаю свист, вызывая духов-помощников, что­бы все мы могли работать сообща. Потом я встряхиваю трещоткой и пою свою песню силы, которая пришла ко мне много лет назад. Эта песня изменяет мое сознание. Это очень важно, чтобы убрать с пути мое эго и обычное сознание так, чтобы работа могла состояться. Ощутив изменения, я ложусь рядом с клиентом.

Вызывание духов-помощников

 

Путешествие

Как только я ложусь рядом клиентом, начинается барабанный бой. Обычно это делает мой помощник, но если такой возможности нет, я слушаю запись шаманского барабана. Мой клиент получил наставление лежать спокойно, сохраняя, насколько возможно, «присутствие» и принимая возвращающиеся части души. На этом этапе клиент остается пассивным. Моя задача — выследить части души и вернуть их клиенту. Работа же клиента начинается тогда, когда он выходит за дверь и приступает к объединению частей души в повседневной жизни — поистине огромный труд!

Когда начинается бой барабана, я четырежды повторяю свое намерение.

Например: «Я разыскиваю любые утраченные части Джейн, которые было бы полезно вернуть в настоящий момент».

Если мне известно, что Джейн сейчас пытается справиться с определенной проблемой — она пережила насилие, страдает от какой-то зависимости, у нее горе, она утратила доверие, — я держу такую информацию поблизости, чтобы духи могли показать мне части, связанные именно с этой проблемой. Барабан — это не только способ выйти из тела, но и способ вернуться обратно, но в шаманское путешествие меня ведет мое намерение, и оно же помогает мне выслеживать части души клиента. Я ощущаю настоящую физическую тягу в области солнечного сплетения, влекущую меня в определенном направлении в Нижний, Средний или Верхний мир.

Если человек «утратил свою душу», шаман с помощью особых техник вводит себя в состояние экстаза и, пока он находится в этом состоянии, его душа путешествует в мире духов. Шаман способен, например, выследить утраченную душу в Нижнем мире точно так же, как охотник выслеживает добычу в физическом мире... Поймав утраченную душу, он доставляет ее обратно и возвращает в покинутое тело, достигая таким образом исцеления2.

 

Но что именно во мне отправляется в путешествие, когда речь идет о шаманском путешествии7. При изменении осознания и смещении сознания моя собственная душа покидает тело, чтобы войти в необычную реальность: именно душа совершает шаманское путешествие.

Антрополог Аке Хульткранц утверждает: «Во всей Северной Америке, кроме Юго-Запада, в том или ином виде распространено убеждение, что человек обладает двумя видами души: одной (или даже несколькими) телесной душой, которая обеспечивает телу жизнь, движение и сознание, и другой, сновидческой, или свободной душой, отождествляемой с самим человеком, с тем, как он проявляется в различных сумеречных зонах психики»3.

Я считаю, что путешествия совершает свободная душа и что с помощью ритуала возвращения души мы доставляем назад утраченные части души физической.

Одним из важнейших аспектов путешествия шамана является то, что он делает это по собственной воле. По собственной воле он отправляется в необычную реальность и по собственной воле возвращается в обычную. Шаман не застревает в одном месте — он, изучив эту науку, постоянно практикуясь и исследуя, все время перепрыгивает из одной реальности в другую.

Путешествие

 

Отслеживать душу человека не так сложно, как может показаться. Здесь опять-таки решающую роль играют намерение и доверие, потому что шаман не имеет ни малейшего представления, в каком мире находится утраченная душа — Верхнем, Среднем или Нижнем.

Во время путешествия у шамана всегда находится много помощников. Иногда мне даже кажется, что я получаю слишком много помощи. Мое животное силы дает мне указания. В необычной реальности я часто встречаю дух клиента. Хотя я прошу своих клиентов во время возвращения души оставаться в своем теле, они это делают крайне редко и вместо этого следуют за мной, чтобы мне помочь. Кроме того, как мы увидим из приведенных дальше личных историй клиентов, мне дают информацию те части души, которые я уже нашла.

Так, когда я работала с Чарльзом, его пятилетняя сущность подсказала, что мне следует найти в Верхнем мире его девятилетнюю часть.

Осуществляя возвращение души, я получаю информацию самыми разными способами, никогда не зная наперед, каким образом поступит эта информация. Иногда мне показывают подробную картину получения травмы, как было в путешествии, совершаемом для Кэрол. Иногда я просто могу увидеть в необычной реальности часть души в определенном возрасте, как в случае со Сьюзен. Часто я слышу приказы своего животного силы: «Иди за четырехлетней частью». Информация всегда поступает по-разному, и у меня всегда есть возможность в случае необходимости запросить ее.

Когда с просьбой о возвращении души ко мне обратилась Джекки, она пожаловалась на недостаток уверенности в себе.

Начиная путешествие, я почувствовала знакомое подергивание в области солнечного сплетения, тянущее меня в Верхний мир. Среди непроходимой тьмы я отыскала тридцатитрехлетнюю Джекки, которая выглядела очень несчастной.

— Что случилось, Джекки? — спросила я.

— Мой муж ушел к другой женщине, — ответила она.

Зная, что речь идет об утрате дyшu, я заподозрила, что эта схема установилась в более ранний период, приводя к постоянным проблемам в жизни Джекки. Поэтому я позвала свое ж­вотное силы: «Покажи, где все это началось».

Держась за руки, мы со взрослой Джекки полетели сквозь тьму назад во времени и пространстве и очутились перед сценой, происходившей в первом классе школы, где сидела маленькая Джекки с раскрасневшимся лицом, окруженная другими шестилетними детьми, а учительница громко кричала: «Джекки, ты лентяйка! Ты слишком много фантазируешь! Ты никогда ничего не добьешься в жизни!»

Подавленная и униженная, душа Джекки покинула комнату, унося с собой ее воображение и творческое начало. Оставшаяся часть души Джекки продолжала слушать слова учительницы, отдающиеся в ее головке. С этого столь давнего эпизода и началась борьба Джекки за самоутверждение протяженностью в жизнь.

Множество утраченных частей

Теперь вы знаете, что у большинства из нас недостает больше чем одной части. В разные периоды жизни мы испытывали травмы, вынуждавшие отделяться кусочки нашей сущности. Сколько же таких кусочков мы утратили? Это зависит от человека и его личной истории. Я обнаружила, что в обычной реальности должно остаться по меньшей мере столько же частей, сколько находится в необычной реальности. Люди не могут функционировать, если вне тела окажется больше, чем в нем.

В процессе большинства сеансов возвращения души мне удавалось вернуть от трех до шести частей за один раз. Осуществляя возвращение души для Джерри, я нашла одну из его частей, утраченную в пятилетнем возрасте, когда он упал с велосипеда; другую, покинувшую его в возрасте четырнадцати лет во время операции по поводу аппендицита, и, наконец, третью, которая была утрачена Джерри в девятнадцать лет во время войны во Вьетнаме.

Как я уже упоминала, найденные части души могут помогать мне во время работы. Я работала с Шерри, пережившей утрату души в двадцать восемь лет, при крушении ее брака. Кроме того, она утратила часть души в четырехлетнем возрасте, когда разошлись ее родители, и она чувствовала себя покинутой. Дрожавшую от страха четырехлетнюю Шерри я отыскала в ее комнате в Среднем мире, она все еще оставалась там. Двадцативосьмилетняя часть была со мной, она нежно взяла на руки четырехлетнюю и, прижав ее к груди, стала укачивать и говорить слова любви и утешения. Она отерла слезы с лица малышки и поцеловала ее. Лицо девочки озарилось улыбкой. Счастливая пара вернулась к сорокачетырехлетней клиентке, которая лежала на полу в ожидании воссоединения с утраченной сущностью.

Когда упрямая тридцатитрехлетняя Лоис не захотела вернуться со мной в обычную реальность, именно ее храбрая пятилетняя частица убедила старшую следовать вместе с нами. Меня никогда не оставляют равнодушной сострадание более сильной части и ее способность успокоить хрупкие, испуганные и разочарованные другие части души.

Перенесение души в обычную реальность

 

Множество утрат душ может определяться аналогичными причинами. Утрата

души у Лесли имела место в возрасте трех, шестнадцати и двадцати восьми лет — всякий раз, когда она чувствовала угрозу своей свободе и независимости.Части души Кевина оказались разбросанными в необычной реальности из-за чувства покинутости.

Вдувание душ

 

За один раз можно возвращать только определенное количество частей души. Причина этого проста.

Вернувшаяся душа приносит всю боль, которую ей пришлось испытать, когда она уходила. Чтобы вернулись воспоминания о событиях, сопутствовавших травме, обычно требуется время. Я не хочу перегружать человека слишком большим количеством воспоминаний о физической или эмоциональной боли. Сколько частей души можно доставить обратно, я узнаю из наставлений своего животного силы, чьему мнению я доверяю безоговорочно. Когда я слышу от него: «На этот раз достаточно», — мой поиск заканчивается.

Объединение возвращенных частей души требует времени. Я прошу клиентов подождать несколько месяцев, прежде чем решить, хотят ли они получить еще один сеанс возвращения души.



физического здоровья человека, длительность периода объединения может значительно изменяться.

Как я отдаю людям возвращенные души? В необычной реальности я нахожу много частей души, которые могут подождать в моем кристалле, или же, взявшись за руки и присоединившись ко мне, образовать цепочку, или же вернуться верхом на животном силы, которое всегда готово помочь. Следующая моя задача — доставить эти части из необычной реальности в обычную, визуализируя их и ощущая, как они входят обратно. Я медленно и крепко втягиваю их в свое сердце, затем поднимаюсь, в физическом смысле, и встаю на колени рядом с клиентом. Я складываю руки «чашечкой» над «сердечным центром» клиента и осторожно вдуваю части души через свои руки в его тело, визуализируя, как они входят. Затем я помогаю клиенту сесть и вдуваю части души в макушку, опять визуализируя их вхождение в тело. На протяжении всего этого процесса я поддерживаю определенный физический контакт. Я четыре раза встряхиваю погремушкой вокруг клиента, «запечатывая» вернувшиеся части души, после чего, глядя ему в глаза, произношу: «Добро пожаловать домой».

Делясь своим опытом с клиентами, я напоминаю, что не знаю, следует ли понимать полученную мною информацию буквально или иносказательно, так что они сами должны решать, как и в каком виде они могут ее использовать.

Например, когда я работала с Робертом, мое намерение найти утраченные части его души привело меня в Нижний мир, где я увидела его девятилетним мальчиком, тонущим в океане. Когда я рассказала об этом Роберту, он вспомнил, что чувствовал себя «утопающим» скорее эмоционально, чем физически. Поскольку полученная в путешествиях информация часто является иносказательной, я проявляю крайнюю осторожность, не торопясь преподносить ее как буквальную, хотя иногда бывает и так. Поделиться с клиентом пережитым и дать ему возможность самому разобраться с полученной информацией — это прекрасный способ вернуть человеку его силу, не навязывая собственного толкования.

Как уже отмечалось в главе 2, я не рассказываю о сценах сексуального насилия, пока не буду знать в точности, что клиенту об этом уже известно. Я убеждена, что это было бы в высшей степени неэтично.

Так, Стивену я сказала: «Я видела, что в семилетнем возрасте с вами произошло что-то такое, что сильно вас травмировало. Вы что-нибудь помните об этом?» И только когда он рассказал мне, что его изнасиловал дядя, я описала некоторые подробности, которые подтвердили его воспоминания.

Другая клиентка, Кэрол, ничего не помнила о себе четырехлетней, поэтому я ничего не открыла ей из того, что видела во время путешествия. Несколько недель спустя Кэрол позвонила мне, чтобы поделиться всплывшими воспоминаниями о сексуальном насилии. Только после этого я рассказала ей об увиденном.

Воспоминания возвращаются к людям согласно их внутреннему отсчету времени. Я чувствую, как важно верить в то, что человек сам впустит свои воспоминания в нужное время и в нужном месте. Некоторые события всплывают в процессе повседневных занятий, другие приходят в сновидениях. В этих вопросах я доверяю разумности клиента.

Рассказав клиенту о своем путешествии, я даю ему несколько минут, чтобы он почувствовал, что значит ощущение быть дома. Я играю на замечательном инструменте, тибетской чаше, которая издает долгий успокаивающий звук. После этого я предлагаю клиенту лечь, прислушаться к издаваемым чашей звукам и просто ощутить себя, почувствовать, что значит быть целостным и опять дома.

На этом наш сеанс заканчивается. Я даю клиенту в подарок камешек или кристалл, чтобы он всегда помнил об этом переживании. Кроме того, я прошу его пойти куда-нибудь на природу, оставить приношение или подарок и поблагодарить за свою жизнь. Несколько лет назад во время путешествия мне было сказано: «Земля хочет, чтобы ее дети вернулись домой. Она хочет, чтобы они вернулись домой сейчас».

Возвращение души — очень мощный способ вернуть людей в свои тела, вернуть их Земле, домой.

 

Упражнение в намерении и доверии

На своих семинарах я постоянно подчеркиваю, что ключи к исцелению — это намерение и доверие. Я сейчас предлагаю вам подумать о тех случаях в своей жизни, когда вы получали что-либо желаемое, четко сфокусировавшись на том, что призывали к себе, и веря, что вы это получите. Другими словами, вы выражали намерение и доверие. Вот простое упражнение, с которого хорошо начать.

 

Упражнение

Подумайте о чем-нибудь простом, что вам хотелось бы проявить. Формулируя просьбу, не отрывайтесь от реальности. Установите намерение. Запишите одним предложением, чего вы хотите. Наблюдайте за тем, насколько вы убеждены, что это может произойти. Постарайтесь сделать скачок в своей вере и верьте, что это произойдет. Наблюдайте, как ваше намерение помогает вам предпринимать такие действия, которые приблизят вас к тому, что вы пожелали.

 

Глава 5

Классические примеры возвращения души

 

Единственное, что представляет в человеке цену, — это его душа. Вот почему душе дана вечная жизнь, будь то на Небесах или в Нижнем мире. Душа — величайшая сила человека, и именно душа делает нас людьми, но как она это делает, мы не знаем. Наша плоть и кровь, наше тело — не что иное, как оболочка нашей жизненной силы.

—Интинилик, эскимос из Юткахикьялинга

 

Литература о возвращении души свидетельствует о том, что этот обряд распространен по всему миру. Согласно Мирче Элиаде и Майклу Харнеру, шаманы самых разных частей земного шара предпринимали экстатические путешествия в поисках души. Мне приходилось читать об утрате или возвращении души в Сибири, Средней Азии, Индонезии, Индии, Китае, Северной и Южной Америке, на Филиппинах, в Северо-Западной Африке, Новой Гвинее, Меланезии и Австралии.

Обряды возвращения души в разных культурах отличаются друг от друга. Приводимые ниже примеры не обязательно являются шаманскими по своей природе, однако это обряды, которые показывают, как осуществляется возвращение души в других культурах.

В книге «The Way of the Animal Powers» («Путь животных силы») Джозеф Кэмпбелл описывает возвращение души, где подчеркивается значимость шаманского барабана.

Несомненно, что наиболее важной, как и самой характерной принадлежностью шаманов Малого Алтая является барабан. Шаман садится на него верхом. В Бурятии или Иркутске утверждают, что благодаря могуществу этого изначально двуглавого барабана их первый шаман, Мойан-кара, мог возвращать даже души умерших.

Эрлен Кхан, Бог мертвых, пожаловался великому богу Тенгри (тому, что вверху), что из-за Мойан-кара он потерял способность удерживать души, принесенные его посланниками. Тогда Тенгри сам назначил шаману испытание. Он овладел душой некоего человека, опустил ее в бутылку, а потом закрыл большим пальцем горлышко и, сидя с бутылкой в руке, стал ждать, что же предпримет могущественный бурят.

Человек, у которого была забрана душа, заболел и его семья послала за Мойан-кара. Шаман сразу же понял, что у человека забрали душу, и, оседлав свой замечательный барабан, обыскал и леса, и воды, и горные вершины — словом, всю землю, и наконец спустился в Нижний мир.

Души нигде не было, но оставалось еще одно место, где стоило поискать — Высокие Небеса. Так, сидя на барабане, он добрался до небес и, поколесив по ним некоторое время, увидел, что сияющий Высший Бог сидит с бутылкой в руке, прижав большой палец к горлышку. Поразмыслив, Мойан-кара понял, что внутри бутылки находится та самая душа, за которой он пришел. Он превратился в осу, подлетел к богу и так укусил его в лоб, что палец бога соскользнул с горлышка и плененная душа вылетела. Первое, что узнал Тенгри, придя в себя, было то, что шаман вместе с наградой опять сидит на своем барабане, плывя назад на землю. Тогда бог протянул руку к молнии и послал ее вслед за шаманом; попав в барабан, молния расколола его надвое. Вот почему сегодня у шаманского барабана только одна голова1.

 

А вот как описывает возвращение души у приморских дая- ков острова Борнео Мирна Элиаде:

Шаман у приморских даяков называется мананг... Для поиска души пациента мананг использует кварцевые кристаллы, которые считаются «камнями света», а также другие магические предметы. Здесь тоже болезнь называется «бегством души», а сеанс проводится с целью ее отыскания и возвращения в тело больного. Сеанс происходит ночью. Тело больного натирают кристаллами, затем собравшиеся начинают петь монотонные песни, тогда как мананг-вождь танцует до изнеможения... После того как шаман падает на землю, зрители набрасывают на него покрывало и он начинает свое экстатическое путешествие в поисках утраченной души. Присутствующие ждут. Мананг ищет душу в Нижнем мире и, поймав ее, быстро встает, держа найденную часть в руке, а затем вкладывает через голову обратно в тело пациента.

 

В книге «Borderlines» Чарльз Николл описывает утрату души и современное ее возвращение целителями Таиланда. Будучи в Таиланде, он вместе с тайской женщиной по имени Катай переплывал реку, направляясь в Лаос, когда их захватило течение. Катай была очень травмирована тем, что ей пришлось пережить. Позже она рассказала ему о кхван хаи — утрате своего духа. Она объяснила: «Дух, который у нас внутри, мы называем «кхван». «Кхван» —это нечто, что мы можем терять много раз за свою жизнь. Когда ты болен или пережил сильный шок, мы говорим «кхван кхваен», что означает: твой «кхван» повис над тобой». «Ты можешь потерять свой «кхван», —про­должала она, — при каких-то крупных переменах в своей жиз­ни, как, например, развод, рождение ребенка или смерть очень близкого человека. «Кхван» — это то, что улетает от нас. Мы называем это душой-бабочкой, ведь она улетает от нас с такой легкостью».

Катай была уверена, что река отняла ее кхван, оставив ее печальной и опустошенной. Она чувствовала, что смерть ее дедушки, которая случилась незадолго до этого, также повлекла за собой проблемы с ее кхван.

Она сказала Чарльзу Николлу, что ей нужно кого-нибудь найти, чтобы выполнить баи си су кхван, обряд призывания кхван назад. Специалистами по этим обрядам были мау кхван. Чарльз заметил, что обряд стоит огромных денег (почти тридцать долларов), на что она ответила: «За это не жалко и в два раза больше. Это как плата за операцию, если ты болен. Сколько бы это ни стоило, сделать это необходимо».

К несчастью, мау кхван не было в городе, но Катай направили к прахму, человеку духа. Он был сведущ в самых разных обрядах.

Были приготовлены богатые приношения, а также украшения для сао кхван. Из цветов составили букеты и завернули их в банановые листья. Каждый лист был отполирован, чтобы придать ему блеск. Цветы разместили на пха кхван, позолоченном серебряном многоярусном подносе в виде конуса, пред­назначенном для приношений, которыми нужно соблазнить кхван вернуться обратно. Рядом с цветами находились два отварных цыпленка, полбутылки виски, сладкие рисовые палочки, сахарный тростник и мозговые кости, прессованный жевательный табак, листья бетеля и арековой пальмы, розовые свечи для зажигания в день рождения и целый ворох мелких символических подарков — браслет, ручные часы, бокал виски. Чарльз Николл, увидев все эти подношения, заметил: «Есть что-то чарующее в этой характеристике «кхван» как капризного инфантильного создания, которое можно завлечь всеми этими безделушками и леденцами».

Во время обряда человек духа распевает на пали и бурмиз. В одной из его песен речь идет о тридцати двух мини-кхван, каждый из которых живет в разных частях тела. Он говорит о духах реки и упоминает «Леди цветка кокоса», разновидность лесной нимфы, которая нравится Катай. Затем он вызывает кхван Катай. Он поет: «Приди, о кхван! Да не испугается кхван головы и ни один из тридцати двух кхван юного девичьего тела. Ты можешь безопасно вернуться сюда. Соглашайся. Взгляни, мы приготовили для тебя праздничное угощение. У нас есть для тебя прекрасная одежда, чтобы ты мог одеться, зеркальце, чтобы ты увидел себя, хотя мы не можем тебя увидеть. Мы приготовили для тебя замечательный праздник». Он приступает к описанию каждого подношения. Все это продолжалось минут пятнадцать. Катай стояла на коленях, опустив голову и правой рукой касаясь пха кхван. Человек духа закончил пение, и все участники обряда несколько минут хранили молчание.

После этого человек духа кивнул головой и все расслабились. Пока все молчали, вернулся кхван Катай, привлеченный пением человека духа и предложенными подношениями. Он приблизился к фа кхван, но он еще не вошел в Катай.

Обряд продолжался. Руки Катай обрызгали цветочной водой. Ей дали поесть, чтобы взбодрить кхван на «последнем шаге» его возвращения. Одними из слов, сказанных в эти ми­нуты, были: «Приди, о кхван, поешь из ее рук! Пусть она будет сильной и смелой, пусть она освободится от болезни, пусть раскроются ее ладони и возьмут то, чего она хочет. Приди и поешь».

В конце церемонии для запечатывания в Катай вернувшегося кхван использовалась «благоприятная нить». Эта нить представляет собой кусок тесьмы, которую освящают и обвязывают вокруг запястья. Такая тесемка приносит удачу, здоровье и счастье, которые запечатаны в кхван. Теперь обряд был завершен3.

 

Круг

Руки того, кто слушал молчание

и говорил с темнотой только шепотом,

для утраченной тени это было

бормотание воды в подземелье.

Одно и то же.

Нет. Не двигайтесь. Ни звука.

Но искра в закрытых глазах.

Горящее солнце

Небо, раскинувшееся над давно забытой землей

Ни звука, только сердцебиение невидимого моря,

призывающее: Слушай

Слушай. Кто-то выдыхает утраченное имя

Потом ясно в мшистой тишине поет

Дорогое сердце, приди домой.

—Дайяна Роуэн

 

Глава 6

Община

 

Мы должны, однако, задуматься над тем, что происходит. Это крайне важно, особенно для тех из нас, кто до сих пор живет в исполненной непостижимого смысла земной общине. Мы не ведем разговоров. Мы даже не видим ясно, что происходит. Это все весьма далеко от экономики, коммерции, поэзии или вечеров развлечений, когда мы смотрим на то, что разворачивается на сцене. Что-то происходит за пределам всего этого. Мы теряем чудо и близость божественного присутствия. Возможно, мы теряем себя.

—Томас Берри «Сон земли»

 

Я предлагаю, чтобы каждый, кто читает эту книгу, начал развивать ощущение групповой поддержки. Чтобы это было легче сделать, найдите человека, с которым вы можете поделиться некоторыми представлениями, почерпнутыми из этой книги. Не нужно объяснять все, но возьмите хотя бы одну заинтересовавшую вас мысль и обсудите ее с другом. Такое простое действие переносит вас от путешествия в одиночку к целительному процессу, который возникает, когда о вас заботится кто-то другой.

 

В древние времена центром жизни были небольшие общины. Такое племенное сообщество, действуя как единый организм, благоприятствовало развитию взаимозависимости всех его членов. Изучая шаманизм, я пришла к выводу, что за здоровье и исцеление каждого члена общины несла ответственность вся община. Каждый человек в процессе эмоционального, духовного и физического исцеления получал мощнейшую поддержку.

По мере развития человечества и возникновения более совершенных технологий, общины уступили место городам с их скученностью, анонимностью и равнодушием. Мы перешли от племенных сообществ к культуре, в которой место общины заняла семья. Когда подвижность общества увеличилась, семейные кланы разделились на более мелкие и более изолированные единицы, вплоть до «нуклеарных


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.15 с.