Выявление, предупреждение, исправление. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Выявление, предупреждение, исправление.

2020-08-21 146
Выявление, предупреждение, исправление. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВЫЯВЛЕНИЕ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, ИСПРАВЛЕНИЕ.

«Зеркальное» письмо букв – один из видов нарушения письма, в основе которого лежит недостаточная сформированность:

  • зрительно-пространственного восприятия и представлений;
  • зрительного анализа и синтеза;
  • знаний о буквах.

Если ребенок дошкольного возраста до начала обучения грамоте не научился сравнивать предметы по величине и форме, плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг другу, то ему сложно будет усвоить и дифференцировать различия оптически сходных букв.

В русском языке 33 буквы, и 23 из них вызывают затруднение из-за свойств зеркальности, а именно:

  • Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, ы, ь, ъ (элементы прописываются справа)
  • З, Л, У, Ч, Э, Я (элементы прописываются слева)

«Зеркальное» письмо букв встречается у детей 6-7 лет и выявляется при их обучении письму.


ВЫЯВЛЕНИЕ «ЗЕРКАЛЬНОСТИ» ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Рисунок, на котором изображены правильно и зеркально написанные буквы.

Ребенку можно предложить следующие задания:

  1. В каждой паре букв покажи правильно написанную.
  2. Придумай и расскажи, как можно переделать неправильную (зеркальную) букву в правильную.

С началом школьного обучения дети с нарушением зрительного восприятия точно так же будут воспроизводить и буквенные знаки. Это говорит об устойчивом характере имеющихся у ребенка трудностей и об общей несформированности пространственных представлений. Поэтому нужно думать не столько об отдельных буквах, сколько о необходимости решения проблемы в целом. И решать ее нужно именно в дошкольном возрасте, не ожидая появления устойчивых нарушений письма, а, стараясь их, по возможности, предупредить.


I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Цель: развитие у ребенка умения ориентироваться на собственном теле.

  1. Воспитание четкой дифференциации правой и левой руки.
    (Какая рука у тебя правая? А какая левая? В какой руке ты держишь карандаш, ложку?).
  2. Упражнение в безошибочном нахождении правой ноги, правого глаза, левого уха, правой щеки и т. д.
    (- Попрыгай на левой ноге. - Положи левую руку на правую щёку.)
  3. Обучение ориентировке в пространстве с точки зрения учета правой и левой стороны.
    Ребенку необходимо объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева.
    После этого ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Шкаф слева или справа от тебя? Твой друг Миша сидит слева или справа от тебя? Почему ты так считаешь?)
  4. Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу.
    Например: "Положи тетрадь слева от книги. Сядь справа от Димы".

    И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и половинку овала в букве "Б".

II. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ и ИСПРАВЛЕНИЕ «ЗЕРКАЛЬНОГО» ПИСЬМА

Цель: освоение понятий «верх», «низ», «право», «лево», «центр». Совершенствование зрительного анализатора.

Игра «Виртуальный паук»

Положите перед ребёнком лист с квадратной сеткой. В центре сетки находится «паук» - фишка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах поля. Начало отсчёта – середина (центр) поля. Даётся сигнал: вверх – вправо – вниз. Ребёнок передвигает свою фишку по листу бумаги, отмечая, где остановился «паук». Постепенно ускоряется темп и увеличивается количество перемещений от 2-3 до 8-10. На последнем этапе ребёнок определяет положение «паука» с закрытыми глазами и называют это место. В результате этой игры чётко и прочно усваиваются понятия верх-низ, вправо-влево, а также дети запоминают названия квадратов.

1 – центральный квадрат 2 – правый центральный квадрат 3 – левый центральный квадрат 4 – верхний центральный квадрат 5 – нижний центральный квадрат 6 – правый верхний квадрат 7 – правый нижний квадрат 8 – левый верхний квадрат 9 – левый нижний квадрат

2. После такой подготовки ребёнку можно предложить графические диктанты для рисования орнаментов, фигур и букв.

Например, поставить точку на листе клетчатой бумаги и от неё вести карандашом линии по клеточкам под диктовку:

8 клеток вверх, 2 клетки вправо, 3 клетка вниз,2 клетки влево, 3 клетки вверх, 2 клетки вправо, 8 клеток вниз, 2 клетки влево, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 3 клетки вниз, 2 клетки влево.

Если нет ошибок, то получится буква «Н», которую ребёнок штрихует. Таким образом, можно нарисовать любую букву. Эта работа очень нравится детям, хотя она требует концентрации внимания, чёткости выполнения инструкции, сформированного зрительно-пространственного восприятия.

3. Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены элементы и в каком количестве.

4. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.

5. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами (игра «Чудесный сундучок»). Необходимо достать букву из сундучка с закрытыми глазами, определить на ощупь, какая буква, назвать её, придумать слова, содержащие эту букву, положить её на стол так, чтобы она отражала верное написание.

6. Определение букв, написанных на спине, руке, на ладони (пальцем медленно проводить контур буквы), в воздухе (с закрытыми и с открытыми глазами).

Для более младших детей можно использовать это упражнение, рисуя вместо букв знакомые им геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

7. Нахождение недостающих элементов букв. Игра «Буква сломалась».

8. Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура букв ниточками, семечками, проволокой, палочками; рисование букв на асфальте, на снегу, на стекле, на песке.

Реконструирование букв.

Например из буквы Р можно сделать букву В, дорисовав один элемент, а из буквы Н получится буква П, если передвинуть всего одну палочку.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

ВЫЯВЛЕНИЕ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, ИСПРАВЛЕНИЕ.

«Зеркальное» письмо букв – один из видов нарушения письма, в основе которого лежит недостаточная сформированность:

  • зрительно-пространственного восприятия и представлений;
  • зрительного анализа и синтеза;
  • знаний о буквах.

Если ребенок дошкольного возраста до начала обучения грамоте не научился сравнивать предметы по величине и форме, плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг другу, то ему сложно будет усвоить и дифференцировать различия оптически сходных букв.

В русском языке 33 буквы, и 23 из них вызывают затруднение из-за свойств зеркальности, а именно:

  • Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, ы, ь, ъ (элементы прописываются справа)
  • З, Л, У, Ч, Э, Я (элементы прописываются слева)

«Зеркальное» письмо букв встречается у детей 6-7 лет и выявляется при их обучении письму.


ВЫЯВЛЕНИЕ «ЗЕРКАЛЬНОСТИ» ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Рисунок, на котором изображены правильно и зеркально написанные буквы.

Ребенку можно предложить следующие задания:

  1. В каждой паре букв покажи правильно написанную.
  2. Придумай и расскажи, как можно переделать неправильную (зеркальную) букву в правильную.

С началом школьного обучения дети с нарушением зрительного восприятия точно так же будут воспроизводить и буквенные знаки. Это говорит об устойчивом характере имеющихся у ребенка трудностей и об общей несформированности пространственных представлений. Поэтому нужно думать не столько об отдельных буквах, сколько о необходимости решения проблемы в целом. И решать ее нужно именно в дошкольном возрасте, не ожидая появления устойчивых нарушений письма, а, стараясь их, по возможности, предупредить.


I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Цель: развитие у ребенка умения ориентироваться на собственном теле.

  1. Воспитание четкой дифференциации правой и левой руки.
    (Какая рука у тебя правая? А какая левая? В какой руке ты держишь карандаш, ложку?).
  2. Упражнение в безошибочном нахождении правой ноги, правого глаза, левого уха, правой щеки и т. д.
    (- Попрыгай на левой ноге. - Положи левую руку на правую щёку.)
  3. Обучение ориентировке в пространстве с точки зрения учета правой и левой стороны.
    Ребенку необходимо объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева.
    После этого ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Шкаф слева или справа от тебя? Твой друг Миша сидит слева или справа от тебя? Почему ты так считаешь?)
  4. Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу.
    Например: "Положи тетрадь слева от книги. Сядь справа от Димы".

    И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и половинку овала в букве "Б".


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.