й, последний период. 1948-1953 — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

й, последний период. 1948-1953

2020-08-21 102
й, последний период. 1948-1953 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Постановлением ЦК ВКП(б) об опере В. И. Мурадели "Великая дружба1' от 10 февраля 1948 му­зыка Прокофьева, наряду с произведениями других крупнейших советских композиторов, была объ­явлена "формалистической", "чуждой советскому народу", От этого удара Прокофьев не оправился до конца жизни. Почти все его произведения, написанные после 1948 года (опера "Повесть о настоящем чело­веке", поставлена в Москве в 1960, балет "Сказ о каменном цветке", 1930, поставлен в Москве в 1954, орато­рия "На страже мира", 1950, симфония N7, 1952) малоудачны, отмечены попытками "упростить" и сделать "ближе народу" свой музыкальный язык. Среди немногих исключений два произведения, написанных в рас­чете на исполнительский дар молодого М. Л. Ростроповича: соната для виолончели и фортепиано (1949) и симфония-концерт для виолончели с оркестром (1952).

Прокофьев умер в один день со Сталиным (5 III 1953). его смерть прошла почти незамеченной.

Посмертно (1957 г.) ему была присуждена Ленинская премия.

С.С. Прокофьев. Балет "Ромео и Джульетта"

ЗНАТЬ СЮЖЕТ!!!

Написан в 1935-1936 годах. Либретто разработано композитором совместно с режис­сёром С. Радловым и балетмейстером Л. Лавровским (Л. Лавровский и осуществил первую постановку балета в 1940 году в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова, так в советские времена называлась Мариинка).

К сюжету "Ромео и Джульетта" обращались часто: увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" Чайковского, драматическая симфония с хором Берлиоза, а также 14 опер др.композиторов. "Ромео и Джульетта" Прокофьева - это богато развитая хореографическая драма со сложной разработкой психологических состояний, обилием чётких музыкальных портретов-характеристик. Но вместе с тем партитура "Ромео" была необычной, и потребовалось время для "вживания" в неё. Возникла да­же ироническая поговорка: "Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете". Лишь по­степенно всё это сменилось восторженным отношением артистов и публики.

Либретто сжато показывает основу шекспировской трагедии. В нём сохранена основная последовательность сцен (сокращены лишь немногие сцены; 5 актов трагедии сгруппированы в 4 больших акта). В музыке Прокофьев стремится дать современные представления о старине (эпоха описываемых со­бытий - XV век). Менуэт и гавот характеризуют некоторую чопорность и условную грацию ("церемонность" эпохи) в сцене бала у Капулетти. Прокофьев ярко воплощает в музыке шекспировские контрасты трагично­го и комического, возвышенного и шутовского. Рядом с драматическими сценами весёлые чудачества Мер­куцио, грубоватые шутки Кормилицы. Ярко звучит линия скерцозности в картинах веронской улицы, в кар­навальном "Танце масок", в шалостях Джульетты, в смешной старушечьей теме Кормилицы. Типичное оли­цетворение юмора - весельчак Меркуцио.

Одним из важнейших драматургических средств в балете "Ромео и Джульетта" являются лейт­мотивы: это не краткие мотивы, а развёрнутые эпизоды (например, тема смерти, тема улицы). Обычно му­зыкальные портреты героев у Прокофьева сплетаются из нескольких тем, характеризующих разные стороны образа; появление новых качеств образа вызывает и появление новой темы. Ярчайший пример - 3 темы люб­ви, как 3 ступени развития чувства:

1 тема - зарождение любви;

2 тема - ее расцвет;

3 тема - трагический накал страстей.

Музыка Прокофьева ярко раскрывает основной конфликт шекспировской трагедии - столкнове­ние светлой любви с родовой враждой.

Центральное место в балете занимает лирическая линия любви, побеждающей смерть. Это 1-я драма­тургическая линия. 2-я - составляет резкий контраст к миру любви - это "линия вражды", стихия слепой ненависти и средневековой непримиримости, - причина гибели Ромео и Джульетты. Тема распрей показа­на в резком лейтмотиве вражды и в сценическом портрете Тибальда. Оттеняет этот конфликт 3-я, народно-жанровая линия — народные карнавальные сцены.

Разбор.

В балете три акта (четвёртый акт - эпилог, всего   два номера), или девять картин.

I д. - экспозиция образов, знакомство Ромео и Джульетты на балу (1-2 картины).

II д.: 3 картина – нар.праздник; 4 картина - светлый мир любви, сцена венчания. 5 картина – продолжение праздника и столкновение Меркуцио и Тибальда (смерть Меркуцио), затем Тибальда и Ромео (смерть Тибальда).

III д.: 6 картина - прощание Ромео и Джульетты. 7, 8 картины - решение Джульетты принять сно­творное зелье.

Эпилог, 9 картина: смерть Ромео и Джульетты.

I акт (Вступление и 1-2 картины) открывается оркестровым вступлением (№1). Это - знакомство с ос­новными образами, темами любви.

1 тема - тема прощания (ил 3-я тема любви) - светлая, скорбная и лирико-патетичная. Мелодия очень необычна: широкий диапазон, изломанный рисунок сочетаются с пластичностью и тонким мелодизмом.

2 тема называется «2-я тема Дж-ты», т.к. она появится в ее полной характеристике - № 10 – как 2-я тема. Она характеризует светлый образ юной девушки и отличается восходящими интонациями.

 В 1 д.2 картины.

1 картина вводит в обстановку действия. Это улицы Вероны ранним утром. В балете огромную роль играет фон действия, и № 3 «Улица просыпается» - один из главных. Это комичное неспешное скерцо фагота с неуклюжими синкопами. Недаром эта тема будет звучать в сцене смерти Меркуцио – представителя народа (в № 34).

№№ 5 – 6 – динамичное скерцо-токката. Это сцена ссоры и боя слуг Монтекки и Капулетти, пока вполне безобидные. В № 6 «Бой» появл.важнейший лм-в: тема вражды семейств Монтекки и Капулетти, упорное лапидарное движение низкой меди.

Заканчивается 1 картина № 7 «Приказ Герцога». Отныне все, кто поднимет руку на представителя враждебного клана, будет изгнан из Вероны. Поэтому кластеры в гармонии (знать, что это такое) передают императивность, повелительность музыки.

2 картина – бал. В ней 3 сцены.

1 сцена – подготовка к балу Джульетты.

№ 10 - «Джульетта-девочка». Это изысканное грациозное скерцо в форме рондо.

Рефрен – 1-я тема Джульетты – стремительно взбегает вверх по гамме До мажора.

1 эп. – 2-я тема Джульетты, лирическая (звучала во вст.)

2 эп. – 3-я тема Дж. – мечтательное соло флейты (ейттембр Дж-ты).

№№ 11-18 – Сцена бала (карнавала) в доме родителей Дж-ты.

№ 11- съезд гостей (Менуэт ), № 18 – разъезд (знаменитый Гавот).

№ 12 – «Маски», появление в доме Капулетти их врагов – Монтекки (Ромео, Меркуцио, Бенволио в масках). Они кривляются, что иллюстрируют 2 темы: шуточного марша и серенады.

№ 13 – важнейший в характеристике образов вражды. Это знаменитый «Танец рыцарей» (свободное рондо).

Рефрен – тяжеловесное шествие.

1 эпизод – танец дам.

2 эпизод«Джульетта танцует с Парисом» - самый трепетный, хрупкий эпизод балета.

Последнее проведение рефрена варьировано; тему исп-ет басовый саксофон.

№№ 19-21 – 3-я сцена 2 картины. Это Сцена у балкона, сцена признания, где сосредоточены 1 и 2 темы любви.

Во 2 д.три картины: 3-5 картины.

3 картина – сцена народного праздника (нар.танцы). Выделяется № 25 «Танец с мандолинами»: Прокофьев вводит в оркестр этот итал.инструмент (знать, как выглядит).

4 картина – лирическая: Ромео и Дж-та у патера Лоренцо. Здесь появляется еще одна лирич.тема любви – тема венчания (флейта), № 29 «Джульетта у патера Лоренцо».

5 картина – продолжение нар.веселья. Но здесь происходит столкновение Меркуцио (друг Ромео) и Тибальда (двоюр.брат Дж-ты), заканчивающееся трагич.эпизодом смерти Меркуцио (№ 34 «Меркуцио умирает»). Прокофьев пользуется методом психол.гротеска: звучат 2 шуточные темы из № 3 («Улица просыпается») и № 12 («Маски», 2-я тема- серенада), но в миноре.

Ромео мстит за Меркуцио и убивает Тибальда, что определяет роковой исход драмы. Это хорошо показано в № 36 «Финал второго действия». Это шествие с телом Тибальда в жанре сарабанды трагически-агрессивного характера.

6-8 картины составляют 3 действие. Здесь уже почти нет новых тем. Исключение - № 44, «У Лоренцо», где появляется застылая тема смерти (или – тема напитка, который выпивает Дж-та).

9 картина = 4 д.Это эпилог балета, построенный на темах любви и Дж-ты.

 

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.