Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2020-08-21 | 102 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Постановлением ЦК ВКП(б) об опере В. И. Мурадели "Великая дружба1' от 10 февраля 1948 музыка Прокофьева, наряду с произведениями других крупнейших советских композиторов, была объявлена "формалистической", "чуждой советскому народу", От этого удара Прокофьев не оправился до конца жизни. Почти все его произведения, написанные после 1948 года (опера "Повесть о настоящем человеке", поставлена в Москве в 1960, балет "Сказ о каменном цветке", 1930, поставлен в Москве в 1954, оратория "На страже мира", 1950, симфония N7, 1952) малоудачны, отмечены попытками "упростить" и сделать "ближе народу" свой музыкальный язык. Среди немногих исключений два произведения, написанных в расчете на исполнительский дар молодого М. Л. Ростроповича: соната для виолончели и фортепиано (1949) и симфония-концерт для виолончели с оркестром (1952).
Прокофьев умер в один день со Сталиным (5 III 1953). его смерть прошла почти незамеченной.
Посмертно (1957 г.) ему была присуждена Ленинская премия.
С.С. Прокофьев. Балет "Ромео и Джульетта"
ЗНАТЬ СЮЖЕТ!!!
Написан в 1935-1936 годах. Либретто разработано композитором совместно с режиссёром С. Радловым и балетмейстером Л. Лавровским (Л. Лавровский и осуществил первую постановку балета в 1940 году в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова, так в советские времена называлась Мариинка).
К сюжету "Ромео и Джульетта" обращались часто: увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" Чайковского, драматическая симфония с хором Берлиоза, а также 14 опер др.композиторов. "Ромео и Джульетта" Прокофьева - это богато развитая хореографическая драма со сложной разработкой психологических состояний, обилием чётких музыкальных портретов-характеристик. Но вместе с тем партитура "Ромео" была необычной, и потребовалось время для "вживания" в неё. Возникла даже ироническая поговорка: "Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете". Лишь постепенно всё это сменилось восторженным отношением артистов и публики.
|
Либретто сжато показывает основу шекспировской трагедии. В нём сохранена основная последовательность сцен (сокращены лишь немногие сцены; 5 актов трагедии сгруппированы в 4 больших акта). В музыке Прокофьев стремится дать современные представления о старине (эпоха описываемых событий - XV век). Менуэт и гавот характеризуют некоторую чопорность и условную грацию ("церемонность" эпохи) в сцене бала у Капулетти. Прокофьев ярко воплощает в музыке шекспировские контрасты трагичного и комического, возвышенного и шутовского. Рядом с драматическими сценами весёлые чудачества Меркуцио, грубоватые шутки Кормилицы. Ярко звучит линия скерцозности в картинах веронской улицы, в карнавальном "Танце масок", в шалостях Джульетты, в смешной старушечьей теме Кормилицы. Типичное олицетворение юмора - весельчак Меркуцио.
Одним из важнейших драматургических средств в балете "Ромео и Джульетта" являются лейтмотивы: это не краткие мотивы, а развёрнутые эпизоды (например, тема смерти, тема улицы). Обычно музыкальные портреты героев у Прокофьева сплетаются из нескольких тем, характеризующих разные стороны образа; появление новых качеств образа вызывает и появление новой темы. Ярчайший пример - 3 темы любви, как 3 ступени развития чувства:
1 тема - зарождение любви;
2 тема - ее расцвет;
3 тема - трагический накал страстей.
Музыка Прокофьева ярко раскрывает основной конфликт шекспировской трагедии - столкновение светлой любви с родовой враждой.
Центральное место в балете занимает лирическая линия любви, побеждающей смерть. Это 1-я драматургическая линия. 2-я - составляет резкий контраст к миру любви - это "линия вражды", стихия слепой ненависти и средневековой непримиримости, - причина гибели Ромео и Джульетты. Тема распрей показана в резком лейтмотиве вражды и в сценическом портрете Тибальда. Оттеняет этот конфликт 3-я, народно-жанровая линия — народные карнавальные сцены.
|
Разбор.
В балете три акта (четвёртый акт - эпилог, всего два номера), или девять картин.
I д. - экспозиция образов, знакомство Ромео и Джульетты на балу (1-2 картины).
II д.: 3 картина – нар.праздник; 4 картина - светлый мир любви, сцена венчания. 5 картина – продолжение праздника и столкновение Меркуцио и Тибальда (смерть Меркуцио), затем Тибальда и Ромео (смерть Тибальда).
III д.: 6 картина - прощание Ромео и Джульетты. 7, 8 картины - решение Джульетты принять снотворное зелье.
Эпилог, 9 картина: смерть Ромео и Джульетты.
I акт (Вступление и 1-2 картины) открывается оркестровым вступлением (№1). Это - знакомство с основными образами, темами любви.
1 тема - тема прощания (ил 3-я тема любви) - светлая, скорбная и лирико-патетичная. Мелодия очень необычна: широкий диапазон, изломанный рисунок сочетаются с пластичностью и тонким мелодизмом.
2 тема называется «2-я тема Дж-ты», т.к. она появится в ее полной характеристике - № 10 – как 2-я тема. Она характеризует светлый образ юной девушки и отличается восходящими интонациями.
В 1 д.2 картины.
1 картина вводит в обстановку действия. Это улицы Вероны ранним утром. В балете огромную роль играет фон действия, и № 3 «Улица просыпается» - один из главных. Это комичное неспешное скерцо фагота с неуклюжими синкопами. Недаром эта тема будет звучать в сцене смерти Меркуцио – представителя народа (в № 34).
№№ 5 – 6 – динамичное скерцо-токката. Это сцена ссоры и боя слуг Монтекки и Капулетти, пока вполне безобидные. В № 6 «Бой» появл.важнейший лм-в: тема вражды семейств Монтекки и Капулетти, упорное лапидарное движение низкой меди.
Заканчивается 1 картина № 7 «Приказ Герцога». Отныне все, кто поднимет руку на представителя враждебного клана, будет изгнан из Вероны. Поэтому кластеры в гармонии (знать, что это такое) передают императивность, повелительность музыки.
2 картина – бал. В ней 3 сцены.
1 сцена – подготовка к балу Джульетты.
№ 10 - «Джульетта-девочка». Это изысканное грациозное скерцо в форме рондо.
|
Рефрен – 1-я тема Джульетты – стремительно взбегает вверх по гамме До мажора.
1 эп. – 2-я тема Джульетты, лирическая (звучала во вст.)
2 эп. – 3-я тема Дж. – мечтательное соло флейты (ейттембр Дж-ты).
№№ 11-18 – Сцена бала (карнавала) в доме родителей Дж-ты.
№ 11- съезд гостей (Менуэт ), № 18 – разъезд (знаменитый Гавот).
№ 12 – «Маски», появление в доме Капулетти их врагов – Монтекки (Ромео, Меркуцио, Бенволио в масках). Они кривляются, что иллюстрируют 2 темы: шуточного марша и серенады.
№ 13 – важнейший в характеристике образов вражды. Это знаменитый «Танец рыцарей» (свободное рондо).
Рефрен – тяжеловесное шествие.
1 эпизод – танец дам.
2 эпизод – «Джульетта танцует с Парисом» - самый трепетный, хрупкий эпизод балета.
Последнее проведение рефрена варьировано; тему исп-ет басовый саксофон.
№№ 19-21 – 3-я сцена 2 картины. Это Сцена у балкона, сцена признания, где сосредоточены 1 и 2 темы любви.
Во 2 д.три картины: 3-5 картины.
3 картина – сцена народного праздника (нар.танцы). Выделяется № 25 «Танец с мандолинами»: Прокофьев вводит в оркестр этот итал.инструмент (знать, как выглядит).
4 картина – лирическая: Ромео и Дж-та у патера Лоренцо. Здесь появляется еще одна лирич.тема любви – тема венчания (флейта), № 29 «Джульетта у патера Лоренцо».
5 картина – продолжение нар.веселья. Но здесь происходит столкновение Меркуцио (друг Ромео) и Тибальда (двоюр.брат Дж-ты), заканчивающееся трагич.эпизодом смерти Меркуцио (№ 34 «Меркуцио умирает»). Прокофьев пользуется методом психол.гротеска: звучат 2 шуточные темы из № 3 («Улица просыпается») и № 12 («Маски», 2-я тема- серенада), но в миноре.
Ромео мстит за Меркуцио и убивает Тибальда, что определяет роковой исход драмы. Это хорошо показано в № 36 «Финал второго действия». Это шествие с телом Тибальда в жанре сарабанды трагически-агрессивного характера.
6-8 картины составляют 3 действие. Здесь уже почти нет новых тем. Исключение - № 44, «У Лоренцо», где появляется застылая тема смерти (или – тема напитка, который выпивает Дж-та).
9 картина = 4 д.Это эпилог балета, построенный на темах любви и Дж-ты.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!