VI. Концепция активизации профессионального и личностного развития человека (АПЛР) — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

VI. Концепция активизации профессионального и личностного развития человека (АПЛР)

2020-08-21 227
VI. Концепция активизации профессионального и личностного развития человека (АПЛР) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Группа психологов из Квебека, созданная Дени Пеллетье и Раймондой Бюжо в 1970-е гг. предприняла попытку внедрения новой методики профориентации: активизация профессионального и личностного развития ® обучающая ориентация,профконсультанты предложили Активизацию профессионального и личностного развития человека (АПЛР)

Эта методика базируется на следующих подходах, которые авторы назвали парадоксами:

1) Парадокс времени

Проблема собственной профессиональной ориентации или оказания помощи в профессиональной ориентации кому-то другому не сводится больше к принятию в определенный момент окончательного решения на всю жизнь, которое было бы для всех одинаковым.

Школьная и профессиональная судьба человека скорее определена/не определена последовательным принятием микрорешений, которые прокладывают путь людей с самого рождения. Эти микрорешения пишут историю единственной и уникальной жизни, смешивая ее с историей семьи и коллектива, отмеченной счастливыми и несчастливыми моментами, которые по-разному переживаются в зависимости от среды и личности человека.

Профориентация или помощь в профориентации занимают все больше и больше времени по мере того, как удлиняется срок школьного обучения, по мере того, как периоды обучения чередуются с периодами безработицы или занятости.

2) Парадокс пространства

История жизни индивида, смешанная с коллективной историей, расположена, разумеется, в местном географическом пространстве, которое само по себе вписывается в большей или меньшей степени в деревню, квартал, город, страну.

Скорость поступления информации и передвижения, которая могла бы расширить горизонт человека, часто лишь увеличивает его нерешительность. Иногда люди предпочитают оставаться на том же месте в качестве безработных, чем рисковать с переездом в другое место, которое, однако, дает гарантированную возможность трудоустройства. И все же за нашими дверями вся Европа!

Управлять парадоксом пространства – это еще одна новая задача профориентации или помощи в профориентации.

3) Парадокс опыта

Жить, вне сомнения, – означает переживать опыт. Приобретение опыта часто связано со временем. Часто полагают, что чем человек старше, тем больше у него опыта, но этот «закон» еще никем не был доказан.

В самом деле, недостаточно пережить опыт... Исследования выявляют разные уровни опыта, связанные с более или менее сильной импликацией людей. Необходимо также, чтобы опыт был пережит интенсивно, как с эмоциональной, так и с познавательной точки зрения.

Но этот опыт может играть роль в истории человека и в развитии личности лишь при условии, что человек осмыслит его значение, ценность и смысл, который он для него имеет. С другой стороны, недостаточно просто оценить его смысл: опять же нужно привязать его к своей личной истории, чтобы затем его можно было использовать в жизни.

Но как только все это проделано, что делать дальше? Сможет ли полученный опыт повернуть мою жизнь в другом направлении или же он подтвердит то направление, которое я выбрал раньше?

4) Парадокс мечты

Мы возвращаемся к нашим двум французским пословицам.

Пословица «Коза пасется там, где ее привязывают» соответствует классическому совету подчиниться социально-экономическим условиям, т.е., как мы говорим, – реальности, и в этом случае профконсультант играет роль «разрушителя иллюзий».

Пословица «Нельзя напоить осла, если он не испытывает жажды» отстаивает абсолютную свободу индивида и соответствует совету подчиниться явной мотивации индивида, не учитывая при этом реальность. В этой ситуации профконсультант играет роль «человека, который толчет воду в ступе».

5) Парадокс рабочего места

Очевидно, что рабочее место не является автоматически вакантным, не обязательно вносится в каталоги, не обязательно пользуется спросом, что индивид лишь частично «находит» его, но отчасти оно «создается» самими работодателями. Парадокс найденного/созданного рабочего места требует специальной помощи для того, чтобы позволить мечтам действующих лиц общества воплотиться в проекты.

С другой стороны, если все имеют право на труд, права на рабочее место не существует. Диплом такой-то категории не дает сам по себе права на рабочее место, соответствующее данной категории. Часто случаются отклонения, противоречия, конфликты. Более того, продолжительность оплачиваемого рабочего времени становится переменным ввиду экономической необходимости или в результате личного выбора.

Парадоксальный выбор оплачиваемой/неоплачиваемой работы должен стать частью выбора «образа жизни», располагая его в ряду других жизненных ролей.

6) Парадоксы проекта

Ощущение себя во времени и пространстве, переживание опыта, использование его в своей жизни, работа над мечтой, представление образа жизни, – все это позволяет создать идею, эскиз, черновик проекта.

Этого еще не достаточно, чтобы ориентироваться в мире, полном неуверенности. Необходимо перейти от наброска к проекту. Именно здесь, как вы, очевидно, догадались, оперативная последовательность принятия решения занимает свое точное место. Важно учитывать, что эта последовательность находится в движении, в процессе созидания/разрушения проекта, включающего пять факторов, изложенных выше.

Такая работа над проектом требует, по мнению авторов, управлять парадоксальным способом «четырьмя неизбежными расхождениями»:

·«расхождением между побуждающей речью и ее реализацией, т.е. между теорией формулировки и практикой реализации»;

·«расхождением между пространством, на которое мы воздействуем, и предполагаемым для этого временем»;

·«расхождением между индивидуальной и коллективной логикой»;

·«расхождением между успехом планируемого действия и его неизбежной неудачей».

В этом контексте становится понятнее, что ориентироваться/помогать в ориентации – означает строить проекты, но для этого необходимо методическое образование, овладение «новой культурой профориентации».

Какую бы модель проведения профконсультации ни выбрал специалист, он всегда должен помнить, что его профессиональной задачей является содействие клиенту в решении проблем, связанных с осуществлением профессиональной деятельности: выбор профессии, определение профиля профессионального обучения, трудоустройство, смена сферы деятельности.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.