Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах у детей и взрослых. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах у детей и взрослых.

2020-08-21 200
Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах у детей и взрослых. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Школьное посредничество.

Школьные посредники — это ученики, обу­ченные проведению обсуждений между спорящими учениками или группами с це­лью поисков решения. Их цель — создать спорящим сторонам возможность продук­тивнее общаться и лучше понять друг дру­га, что нередко позволяет найти взаимо­приемлемое решение конфликта. Ценные навыки регулировании конфликтов, приоб­ретенные в самой раннем возрасте, пригодности ученика" на протяжении всей жизни.Д. Шапиро

В последнее время в западной практике увеличивается число работ, посвящен­ных обучению школьников навыкам медиаторской деятельности, а так называемое «школьное посредничество» становится важным явлением школьной жизни.

Специалисты соревнуются между собой в указании на позитивные эффекты обучения школьников навыкам посреднической деятельности и внедрения посред­нической практики в школьную жизнь.

Д. и Р. Джонсоны указывают на три обстоятельства, являющиеся, по их мне­нию, важными аргументами в пользу необходимости обучения учащихся конструк­тивному управлению конфликтами. Это, прежде всего, интересы самих школ, свя­занные с обеспечением благоприятной и миро­любивой атмосферы получения образования. Во-вторых, возможность использовать потенциал конфликта для поддержки внимания, усиления мотивации к учебе, возбуждения интеллектуаль­ного любопытства, улучшения качества работы и развития творческого подхода в решении про­блем. Третье — это подготовка будущих поколе­ний к конструктивному управлению конфликта­ми в собственной жизни, карьере, семье, обществе. национальных и международных ситуациях. Чем раньше учащиеся научаются конструктивному управлению конфликтами и чем дольше продолжается их тре­нинг, тем более вероятно упрочение и дальнейшее использование ими процедур и навыков разрешения конфликтов. В идеале, по мнению авторов, учащиеся должны обучаться способам разрешения конфликтов в начальной, средней и старшей шко­лах (Johnson D. and R., 1994).

Д. Шапиро указывает на следующие позитивные функции школьного посредни­чества:

1. Создается альтернативный путь разрешения конфликтов. Уладить кон­фликт ученикам помогают их сверстники, тогда как обычно они используют только три возможности: обратиться к администрации школы, драться или избежать спорной ситуации.

2. Конфликт превращается в положительный, созидательный процесс. По­средничество открывает возможность сотрудничества, разрешения конфлик­та на основании удовлетворения взаимных интересов, а не по принципу «вы­игрыша-проигрыша».

3. Улучшаются взаимоотношения. Ослабляются враждебность и напряжен­ность, присущие конфликтам, в целом улучшаются отношения между учени­ками и общая атмосфера в школе.

4. Дисциплина становится менее обременительной. Внедрение посредниче­ства в школьную жизнь улучшает дисциплину, уменьшается количество ис­ключений учащихся и их отстранений от занятий.

5. Ученики учатся не только разрешать конфликты. В процессе овладения посредничеством приобретаются навыки активного слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные умения.

6. Поощряется приверженность демократическим идеалам. Участие в по­среднической деятельности развивает чувство ответственности за свой вы­
бор и решения, а также усиливает чувство личной значимости (Шапиро,
1997, с. 210-212).

 

Умейте слушать друг друга

Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий берущий слово может коротко повторить то, что было сказано предыдущим, прежде чем приступит к изложению своих мыслей. Для привлечения внимания к выступающему может быть использован какой-либо предмет (например, ручной мячик), который по ходу дискуссии переходит из рук в руки. Когда кто-то выступает, все остальные хранят молчание.

Говорите по существу

Иногда обучающиеся отклоняются от обсуждаемой темы. Вместо того, чтобы одергивать участника, руководитель дискуссии в этом случае может сказать: "Я не совсем понимаю, как это связано с нашей темой. Не мог бы ты пояснить, что имеется в виду?"

Проявляйте уважение

Открытость в высказываниях появится лишь тогда, когда ученики усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основании высказанных ими мыслей.

4. Закон "ноль-ноль" (о пунктуальности)

Все участники должны собираться до установленного времени.

Конфиденциальность

То, что происходит на занятии, остается между участниками.

6.Правило "стоп"

Если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав "стоп".

Упражнение «Интервью»

Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача - подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга.

Цель упражнения:

· развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки,

· сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга.

Занятие 2

Упражнение «Приветствие»

Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: "Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно" или "Привет, ты как всегда энергичен и весел". Можно вспомнить о той индивидуальной черте, которую сам человек выделил при первом знакомстве (см. упражнение "Представление") Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу. Ведущему следует обращать внимание на манеры установления контактов.

По его окончании ведущий разбирает типичные ошибки, допущенные участниками, и демонстрирует наиболее продуктивные способы приветствий.

Цель упражнения:

· формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов;

· создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.

Упражнение «Диспут»

Упражнение проводится в форме диспута. Участники делятся на две приблизительно равные по численности команды.

С помощью жребия решается, какая из команд будет занимать одну из альтернативных позиций по какому-либо вопросу, например: сторонники и противники "загара", "курения", "раздельного питания" и т.д. Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Обязательным требованием для играющих является поддержка высказываний соперников и уяснение сущности аргументации.

В процессе слушания тот из членов команды, чья очередь высказываться следующим, должен реагировать поддакиванием и задавать уточняющие вопросы, если содержание аргументации не до конца ясно или же одобрить доклад, если создалось впечатление полной ясности.

Аргументы в пользу позиции своей команды разрешается высказывать лишь после того, как выступающий тем или иным способом просигнализирует, что его поняли правильно (кивок головой, "да, именно это я и имел в виду").

Ведущий следит за очередностью выступлений, за тем, чтобы слушающий осуществлял поддержку высказывания. Можно давать разъяснения типа, "Да, Вы меня поняли правильно'" легче всего, просто повторив слова собеседника, а убедиться в правильности понимания можно парафразируя его высказывания. Предостеречь участников от попыток продолжать и развивать мысли собеседника, приписывая ему не его слова.

В заключение упражнения ведущий комментирует его ход, обращая внимание на случаи, когда с помощью парафраза удалось добиться уточнения позиций участников "диспута"

Цель упражнения: развитие умений и навыков активного слушания

3. Упражнение. Ролевая игра "Сглаживание конфликтов"

Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов.

Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий - играет миротворца, арбитра.

На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы:

 Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?

 Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?

 Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?

Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов.

Занятие 3

1. Упражнение «Если бы..., я стал бы...»

Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация.

К примеру: "Если бы меня обсчитали в магазине...".

Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение.

К примеру: "... я стал бы требовать жалобную книгу".

Целесообразно провести это упражнение в несколько этапов, в каждом из которых принимают участие все присутствующие, после чего следует обсуждение.

Ведущий отмечает, что как конфликтные ситуации, так и выходы из них могут повторяться.

Цель упражнения: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.

Упражнение «Контраргументы»

Каждый член группы должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах - о том, что он не принимает в себе. Это могут быть черты характера, привычки, мешающие в жизни, которые хотелось бы изменить.

Остальные участники внимательно слушают и по окончании выступления обсуждают сказанное, пытаясь привести контраргументы, т. е. то, что можно противопоставить отмеченным недостаткам или даже показывая, что наши слабости в одних случаях, становятся нашей силой в других.

Цель упражнения:

· создание условий для самораскрытия;

· умение вести полемику и контраргументацию.

Упражнение «Сигнал»

Участники стоят по кругу, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.

Цель упражнения: разминка, улучшение атмосферы в группе.

 

Занятие 4

Упражнение «Позиция»

Участники образуют небольшие группы (группу) фразы:

"Я вижу тебя",

"Я хочу тебе сказать",

"Мне нравится в тебе".

Через 2 минуты внешний круг смещается на одного человека и т.д.

Цель упражнения: рефлексия взаимооценочных позиций участников тренинговых занятий.

Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах у детей и взрослых.

2.
4. Тренинги эффективного взаимодействия в конфликтных ситуациях.

Традиционные программы обучения «миролюбивому» поведению в конфликтах, в зависимости от возраста детей, могут включать в себя обсуждение деструктивных и конструктивных стратегий взаимодействия в конфликтах, негативных последствий использования силы и преимуществ переговорных моделей, а также практические формы активного обучения. Формирование отношений в группе следует с достаточно раннего возраста. Уже у годовалых детей фактически возникают противоречия между потребностями собственного «Я» и потребностями другого, вызывающие конфликтные ситуации. В этот период «конфликты», возникающие между детьми, довольно типичны: дети не могут поделить понравившуюся им игрушку, даже если в руках у них одинаковые предметы, они стремятся к обладанию «чужой вещью»; дети бьют или толкают друг друга, часто просто с целью привлечения внимания партнера. Японские воспитатели успешно использовали приемы игрового научения детей рукопожатию и просьбе об игрушке, понравившиеся детям и заменившие прежние «конфликтные» формы их взаимодействия. С двухгодовалого возраста идет «языковое» освоение конфликта, детей учат выражать свое мнение и свои потребности в конфликтных ситуациях словами, постепенно формируя у них навыки конструктивного взаимодействия.

В более старшем возрасте проблемы во взаимодействии детей, равно как и в работе воспитателей с детьми, могут возникать вследствие того, что дети не выполняют свои обязанности в группе, не соблюдают принятые нормы и правила поведения и т. д. По мнению японских воспитателей, в таких случаях целесообразно устраивать обсуждение возникших конфликтных ситуаций. Фактически детей учат анализировать конфликты, понимать причины их возникновения и искать конструктивные способы выхода из сложных ситуаций взаимодействия. В четырехлетнем возрасте дети в состоянии распределять обязанности по группе (уборка со стола, передвижение стульев и т. д.), обсуждать и договариваться о порядке их выполнения. Понятно, что однажды успешно разрешенная конфликтная ситуация никак не исключает вероятность повторного возникновения конфликтов, и воспитатели повторяют свои действия раз за разом, веря в то, что в конечном счете это непременно приведет к закреплению у детей навыков конструктивного взаимодействия в трудных ситуациях человеческого общения.

игра «Ковер мира» (для детей с 6 лет) предлагает «мирное» разрешение конфликта с помощью дискуссии о том, как разрешить спор двух претендентов на одну и ту же игрушку. Упражнение «Любовь и злость» (с 9 лет) развивает навыки осознания и формулирования того, что тебе нравится и не нравится в партнере. Игра «Выше-ниже» для того же возраста дает ребенку возможность почувствовать, что происходит, если считаешь себя лучше других, хуже других или если общаешься «на равных». В упражнении «Примирение» (с 10 лет) проигрывается ситуация примирения с партнером: ребенок последовательно представляет себе партнера, на которого он обижен или сердится, представляет себе, как он скажет ему о своих переживаниях, о своем желании восстановить мир между ними и т.д. Некоторые занятия позволяют детям воспроизвести настоящую ситуацию переговоров.

В психологии известны ряд хорошо зарекомендовавших себя методов противостояния психологическому давлению. В данной статье будут представлены четыре из них.

1. Уточнение.

Суть этой техники заключается в том, что «если партнер по общению эмоционально требует чего-то или в чем-то обвиняет, вы должны как можно подробнее и точнее выяснить все, что с ним происходит, не вступая в пререкания, объяснения или оправдания. Ваш партнер может усиливать давление, вызывая вас к сопротивлению. Но вы должны стойко удерживаться на позициях человека, желающего выяснить мнение другого»

Метод уточнения чаще используется при взаимодействии со взрослым партнером. Он помогает снизить эмоциональную напряженность ситуации. Существует следующая закономерность: в единицу времени мы можем или переживать эмоционально, или обдумывать логически происходящее.

Последовательная постановка содержательных вопросов позволяет удерживаться самому и постепенно перевести собеседника на интеллектуальный уровень рассмотрения проблемы, а не быть захлестнутым эмоциями. Чтобы сформулировать вопрос и найти на него ответ, необходимо проанализировать ситуацию логически, в результате чего часть энергии из эмоционального заряда переходит в рациональный.

Основная трудность – сориентироваться в ситуации, не дать своим эмоциям захватить нас целиком. Умение формулировать содержательные вопросы, не переходя на оценку собеседника и оправдания, должно быть отработанным.

2. Заезженная пластинка.

Суть этого метода заключается в том, чтобы сформулировать четкую фразу, проясняющую Вашу позицию по затрагиваемой проблеме. Желательно, чтобы она была не очень длинной, и ее можно было бы повторить несколько раз, не изменяя и не нарушая логики разговора. При этом важно сохранять не только одинаковое содержание фразы, но и интонацию, не поддаваясь давлению эмоций.

При использовании метода заезженной пластинки необходимо придерживаться одной и той же фразы. Так как если ее изменить, собеседник легко переведет Вас в ситуацию длительного спора.

Техника заезженной пластинки хорошо подходит для работы не только со взрослыми, но и с детьми. Но только в тех случаях, когда Вы четко убеждены, что отстаиваемое Вами положение действительно незыблемо и оправданно.

Еще раз повторим, что используется техника заезженной пластинки только в том случае, если Вы действительно уверены в том, что говорите. В других ситуациях лучше применять более гибкие методы.

3. Внешнее согласие.

Суть этого метода – в такой формулировке своего ответа на эмоциональный выпад собеседника, чтобы ваша фраза была в форме согласия, а не противоречия его высказыванию. Это не означает, что вы отказываетесь от своей точки зрения, согласие не должно быть абсолютным. Главное, чтобы не звучало явное противоречие.

Если человек находится в состоянии аффекта (ярко выраженные эмоции), то любое противостояние только усиливает его. Конфликтующая сторона готова к сопротивлению, но не ожидает согласия. Даже частичное согласие снижает накал атмосферы.

Использование метода внешнего согласия позволяет не только снизить эмоциональный накал ситуации, но и перевести разговор в русло конструктивного обсуждения проблемы. Так как собеседник не был готов к вашему согласию, ему приходится перестраиваться. В это время легче попытаться договориться, чем стараться переубедить человека, настойчиво доказывая свою точку зрения. Кроме того, используя частичное согласие, мы сами в процессе разговора можем действительно изменить свою позицию, если взгляд на ситуацию нашего партнера окажется более оправданным. Это психологически нетрудно сделать, так как с самого начала не было сказано «Нет!».

4. Я – это я. (Ссылка на свои личные особенности и права).

Суть этого метода в том, что вы формулируете свой отказ от требований собеседника, ссылаясь на свои личные предпочтения, особенности, установки, вкусы, о которых, как говорится, не спорят.

Этот метод позволяет остановить «нападение», хотя может вызывать в собеседнике неприятные чувства. Это очень близко к «перехвату» при физическом нападении. Тот, кто пытался осуществить давление, понимает, что вы достаточно сильны и уверены в себе, чтобы дать достойный отпор. Поэтому, не начиная драки, отступает.

Безусловно, использование вышеописанных методов разрешения конфликтов должно быть целесообразным в каждой конкретной ситуации. Основной критерий применения – ярко выраженная эмоциональная напряженность ситуации, так как это в любом случае не способствует конструктивному решению проблем.

Использование предложенных методов позволяет экономить нервно-психическую энергию, переводит заряд конфликта в рациональный план, снижает эмоциональные затраты. Все это, в свою очередь, способствует профилактике профессионального выгорания педагога.

 

Школьное посредничество.

Школьные посредники — это ученики, обу­ченные проведению обсуждений между спорящими учениками или группами с це­лью поисков решения. Их цель — создать спорящим сторонам возможность продук­тивнее общаться и лучше понять друг дру­га, что нередко позволяет найти взаимо­приемлемое решение конфликта. Ценные навыки регулировании конфликтов, приоб­ретенные в самой раннем возрасте, пригодности ученика" на протяжении всей жизни.Д. Шапиро

В последнее время в западной практике увеличивается число работ, посвящен­ных обучению школьников навыкам медиаторской деятельности, а так называемое «школьное посредничество» становится важным явлением школьной жизни.

Специалисты соревнуются между собой в указании на позитивные эффекты обучения школьников навыкам посреднической деятельности и внедрения посред­нической практики в школьную жизнь.

Д. и Р. Джонсоны указывают на три обстоятельства, являющиеся, по их мне­нию, важными аргументами в пользу необходимости обучения учащихся конструк­тивному управлению конфликтами. Это, прежде всего, интересы самих школ, свя­занные с обеспечением благоприятной и миро­любивой атмосферы получения образования. Во-вторых, возможность использовать потенциал конфликта для поддержки внимания, усиления мотивации к учебе, возбуждения интеллектуаль­ного любопытства, улучшения качества работы и развития творческого подхода в решении про­блем. Третье — это подготовка будущих поколе­ний к конструктивному управлению конфликта­ми в собственной жизни, карьере, семье, обществе. национальных и международных ситуациях. Чем раньше учащиеся научаются конструктивному управлению конфликтами и чем дольше продолжается их тре­нинг, тем более вероятно упрочение и дальнейшее использование ими процедур и навыков разрешения конфликтов. В идеале, по мнению авторов, учащиеся должны обучаться способам разрешения конфликтов в начальной, средней и старшей шко­лах (Johnson D. and R., 1994).

Д. Шапиро указывает на следующие позитивные функции школьного посредни­чества:

1. Создается альтернативный путь разрешения конфликтов. Уладить кон­фликт ученикам помогают их сверстники, тогда как обычно они используют только три возможности: обратиться к администрации школы, драться или избежать спорной ситуации.

2. Конфликт превращается в положительный, созидательный процесс. По­средничество открывает возможность сотрудничества, разрешения конфлик­та на основании удовлетворения взаимных интересов, а не по принципу «вы­игрыша-проигрыша».

3. Улучшаются взаимоотношения. Ослабляются враждебность и напряжен­ность, присущие конфликтам, в целом улучшаются отношения между учени­ками и общая атмосфера в школе.

4. Дисциплина становится менее обременительной. Внедрение посредниче­ства в школьную жизнь улучшает дисциплину, уменьшается количество ис­ключений учащихся и их отстранений от занятий.

5. Ученики учатся не только разрешать конфликты. В процессе овладения посредничеством приобретаются навыки активного слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные умения.

6. Поощряется приверженность демократическим идеалам. Участие в по­среднической деятельности развивает чувство ответственности за свой вы­
бор и решения, а также усиливает чувство личной значимости (Шапиро,
1997, с. 210-212).

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.