Глава 1. Принципы, этапы, концепции реформирования городского хозяйства — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Глава 1. Принципы, этапы, концепции реформирования городского хозяйства

2020-08-21 81
Глава 1. Принципы, этапы, концепции реформирования городского хозяйства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Стратегическим направлением развития России на современном этапе признана модернизация экономики, нацеливающая все отрасли на технико-экономический уровень производства, достигнутый в наиболее развитый странах. Главная задача - достижение мировых стандартов качества продукции и услуг при конкурентоспособных ценах на них. Определен и магистральный путь решения поставленной задачи: преимущественное использование в развитии экономики инновационных техники и технологии, а также инновационных форм организации производства.

Актуальность проблемы модернизации производства в коммунальном хозяйстве определяется чрезвычайно высоким уровнем износа оборудования (60-70 %), что необходимо рассматривать как сигнал о возможных авариях. Примерно половина всех аварий на водопроводно-канализационных сетях происходит из-за их ветхости. Дальнейший износ сетей и сооружений приводит к резкому увеличению числа аварий, ущерб от которых значительно превышает затраты на их предотвращение.(13)

Для модернизации коммунального хозяйства требуется привлечение большого объема инвестиций, а для этого нужно создать соответствующие финансовые инструменты и организационно-правовые условия, а именно: (21)

ü скорректировать принципы тарифной политики с ориентацией на население со средним уровнем доходов;

ü обеспечить прозрачность движения денежных потоков, формирующих инвестиционные ресурсы коммунальных предприятий;

ü произвести реструктуризацию задолженностей предприятий коммунального хозяйства.

Тогда можно будет всерьёз говорить о модернизации, внедрении нового оборудования и современных технологий - как производственных, так и управленческих. Государство не в состоянии всё это организовать и финансировать, но оно может и должно создать такие условия, в которых эти функции возьмёт на себя и успешно осуществит частный бизнес. Сотрудничество органов власти и частного бизнеса в сфере модернизации коммунального хозяйства возможно при использовании различных правовых и финансовых механизмов на тех или иных условиях государственночастного партнерства.

Развитие государственно-частного партнёрства - одно из приоритетных направлений модернизации коммунальной инфраструктуры. Это признают все, в т.ч. и государство. Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях - важное условие обеспечения результативности совместных действий власти, бизнеса и гражданского общества. Вместе с тем, одной концентрации ресурсов недостаточно, т.к. в отсутствие адекватных правил и процедур они, скорее всего, будут израсходованы неэффективно и/или на другие цели. Необходимым условием успешного развития является сочетание интересов государства, регионов, бизнес-объединений и общественных сил, что позволит отобрать для реализации те приоритеты, которые обеспечивают баланс интересов.

Стратегия модернизации коммунального хозяйства с максимальным использованием инновационных форм развития предполагает формирование институциональной среды, благоприятной для частных внутренних инвестиций, разработку и внедрение новых технологий, развитие конкурентных преимуществ при разработке новшеств.

Стратегия модернизации коммунального хозяйства должна обеспечивать решение следующих основных проблем (4)

ü дотационный принцип образования финансовых ресурсов;

ü высокий, по сравнению с расчетно-нормативными показателями, уровень удельных затрат на продукцию и услуги;

ü отсутствие действенных экономических стимулов снижения производственных издержек;

ü неразвитость внутриотраслевой конкурентной среды, монополистический характер рыночной ситуации в сфере важнейших вдов коммунальных услуг;

ü высокая степень физического износа оборудования, приводящая к частым авариям;

ü большие потери воды, тепла и других ресурсов в коммунальных инженерных системах;

ü низкая инновационная активность коммунальных предприятий.

Цель данной курсовой работы - рассмотрение основных этапов модернизации городского хозяйства.

Задача: изучить принципы, этапы, концепции реформирования городского хозяйства.

 


Этапы реализации концепции

 

Общая концепция для всех городов реализуется поэтапно в течение нескольких лет.(12)

На первом этапе предполагается реализовать первоочередные мероприятия, рассчитанные на получение следующих результатов:

ü инвентаризация имущественного комплекса отраслей городского хозяйства, включая объекты жилищного фонда;

ü инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженности бюджета города, организаций, финансируемых за счет средств бюджета города и других потребителей (в том числе населения) перед предприятиями городского хозяйства;

ü переход к реальным договорным отношениям во всех отраслях городского хозяйства;

ü совершенствование механизмов социальной защиты населения при оплате услуг;

ü подготовка профессиональных кадров для перехода к пообъектному управлению в жилищной сфере.

Планируется привлекать бюджетные ресурсы, а также использовать заемные источники для финансирования наиболее эффективных (в том числе с точки зрения социальной эффективности) инвестиционных проектов в городском хозяйстве, значимых для обеспечения жизнедеятельности города.

Планируется также сформировать необходимую нормативную правовую базу для эффективного функционирования отраслей городского хозяйства, соответствующую нормам действующего федерального и регионального законодательства, провести углубленный анализ технического состояния объектов городского хозяйства, комплексную экспертизу издержек и независимый аудит организаций отрасли - естественных локальных монополистов, создать предпосылки для формирования конкурентных отношений.(16)

На втором этапе предполагается обеспечить:

ü развитие конкурентных отношений в городском хозяйстве;

ü создание системы регулирования естественных локальных монополий;

ü развитие концессионных механизмов;

ü повсеместный полномасштабный переход к системе персонифицированных социальных счетов граждан.

На третьем этапе предполагается:

ü реализовать стратегические мероприятия, направленные на обеспечение устойчивого функционирования комплекса городского хозяйства на основе использования новых технологий и привлечения инвестиций,

ü ликвидировать дотационность отраслей городского хозяйства, осуществить перевод их на самофинансирование.

ü апробировать различные механизмы привлечения инвестиций.

 


Модернизация транспорта

 

Социально-экономические преобразования 90-х годов существенно изменили структуру рынка труда, организацию торговли и бытового обслуживания, и привели к тому, что потоки суточной миграции городского населения и маршрутная сеть городского общественного пассажирского транспорта не в полной мере соответствуют друг другу. Система городского общественного пассажирского транспорта городов нуждается в реформировании, которое должно обеспечить соответствие:

структуры маршрутной сети городского общественного пассажирского транспорта современной структуре потоков суточной миграции городского населения города;

объема социальных перевозок в сети городского общественного пассажирского транспорта и возможностей возмещения расходов предприятий, связанных с предоставлением социальных гарантий и льгот на общественном транспорте из городского бюджета города и других источников.

Необходимо осуществить переход от субсидирования транспортных предприятий к городскому заказу транспортной работы организациям любой формы собственности на базе нормативов затрат и оценки платежеспособного спроса населения.

Целью программы обеспечения населения услугами транспорта в городском хозяйстве является повышение качества транспортного обслуживания при существующем уровне платежеспособности населения и возможностей бюджетного финансирования.

Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи: (23)

ü создание в городе эффективной системы управления перевозками городским пассажирским маршрутным транспортом общего пользования;

ü существенное снижение нагрузки на городской бюджет, переход от тотального субсидирования производителя транспортных услуг к адресному субсидированию социально защищаемых граждан;

ü создание конкурентной среды в сфере перевозок городским пассажирским маршрутным транспортом общего пользования и обеспечение инвестиционной привлекательности перевозок.

Наряду с существующими программами и концепциями, определяющими перспективное развитие транспортного комплекса города, для достижения поставленных целей необходимо принять следующие меры:

ü завершить инвентаризацию всех маршрутов города;

ü произвести оптимизацию маршрутной сети города;

ü рассчитать нормативные эксплуатационные затраты на планируемый объем транспортной работы и расчетную доходность маршрута;

ü принять пакет нормативных правовых документов, обеспечивающих проведение реформирования транспортной сферы;

ü объединить маршруты в лоты, по определенным критериям минимальной компенсации из бюджета либо по территориальному принципу;

ü определить условия тендера (конкурса) на реализацию лотов маршрутов;

ü провести тендер (конкурс). Победителем, то есть приобретателем прав перевозки по маршрутам, определенным в лоте, должен стать претендент, предложивший минимальную субсидию (или максимальную стоимость маршрута).

Приведенные выше мероприятия не возможны без структурных и организационных преобразований управленческого звена транспортного комплекса.

Разграничение функций управления между Комитетом по транспорту и предприятиями перевозчиками в настоящее время требует перехода от двухуровневой модели управления транспортом "Комитет по транспорту - предприятие перевозчик" к трехуровневой модели "Комитет по транспорту - государственное учреждение "Организатор перевозок" - предприятия-перевозчики". Для реализации данной схемы управления и изъятия у предприятий-перевозчиков несвойственных им функции управления необходимо создание государственного учреждения "Организатор перевозок" со следующими основными функциями: (24)

ü формирование городского заказа на перевозки наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования;

ü организация движения наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования;

ü контроль за перевозками наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования;

ü мониторинг и управление маршрутной сетью;

ü организация конкурсов на право осуществления перевозок в наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования;

ü организация сбора проездной платы в пассажирском транспорте общего пользования:

ü организация выдачи и замены документов на бесплатный проезд в пассажирском транспорте общего пользования;

ü содержание и обслуживание линейных сооружений наземного пассажирского транспорта, содержание объектов транспортной инфраструктуры;

ü создание и развитие инфраструктуры маршрутной сети;

ü развитие транспортной инфраструктуры для обеспечения отраслевого стандарта проживания.

ü Результатами реформирования транспортной сферы должны стать:

ü снижение расходов бюджета;

ü улучшение качества транспортного обслуживания;

ü социальный положительный эффект;

ü повышение конкуренции;

ü привлечение частных инвестиций.

 

Заключение

Коммунальное хозяйство с точки зрения управления процессом его модернизации является территориально распределенным объектом, управление которым осуществляется по методологии подчиненного регулирования. Оно включает в свой состав большое число технических систем, имеющих собственные встроенные системы управления. Эти системы управления должны обеспечивать рациональную эксплуатацию и инновационное развитие объектов.

Зоны обслуживания автономных систем коммунального хозяйства, как правило, ограничены пределами субъектов Федерации и муниципальных образований. Исключением являются системы энергосбережения и газоснабжения, управляемые из федерального центра.

Очевидны различия в технических решениях и в схемах управления коммунальным хозяйством в городах и в сельской местности. В городах, как правило, выше уровень централизации управления, используются более сложные инженерные решения.

Необходимым условием формирования в регионе комплекса мероприятий по модернизации коммунального хозяйства является разработка стратегии социально-экономического развития региона. В процессе управления различаются федеральный, региональный (в разрезе субъектов Федерации) и муниципальный уровни.

В рамках этих функций должны быть сформирована единая система наблюдаемых и целевых параметров состояния предприятий, которая на федеральном уровне имеет обобщенный агрегированный характер и детализируется с переходом на муниципальный уровень. Для управления инновационным процессом на федеральном уровне целесообразно разрабатывать общие рекомендации и по возможности подкреплять их бюджетным финансированием.

За последние годы накоплен определенный опыт разработки региональных и муниципальных программ модернизации коммунального хозяйства с использованием инновационных форм развития. Одной из основных признается задача энерго- и ресурсосбережения, решение которой позволит значительно сократить издержки и тем самым привлечь в местные бюджеты значительные финансовые средства. По оценке экспертов, на основе применения ресурсосберегающих технологий в производстве и доставки потребителям коммунальных услуг есть возможность снизить расход ресурсов примерно на 50%. В ходе реформирования коммунального хозяйства к концу 2008 года до 75% предприятий энергоснабжения, 60% предприятий теплоснабжения и половина предприятий водоснабжения и водоотведения преобразованы в предприятия частной собственности. Однако, по мнению многих специалистов, проведенная приватизация выглядит как камуфляж. Вместо бывшего муниципального унитарного предприятия (МУП) создается акционерное общество со 100% муниципальным капиталом, а производство по-прежнему остается на старом техническом и организационном уровне. Анализ показывает, что муниципалитеты, вставшие на путь камуфляжной приватизации, начинаю отставать от своих более активных коллег, что проявляется в более высокой стоимости коммунальных услуг. Рынок коммунальных услуг весьма привлекателен для потенциальных инвесторов, т.к. он характеризуется последовательным ростом спроса и достаточно стабильным уровнем платежеспособности населения. Следовательно, модернизация коммунального хозяйства должна опираться на широкое привлечение частных инвесторов, располагающих не только инвестиционными ресурсами, но и большим опытом организационной работы, действенными стимулами предпринимательства. Это позволит активизировать процесс перехода к использованию инновационных технологий и оборудования, соответствующих современным достижениям научнотехнического прогресса.


Список использованной литературы

 

1. Должников С.В. Соотношение инвестиционной деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства с предпринимательскими рисками // Налоги. - 2008. - № 26. - С. 8.

2. Жанэ А.Д. Правовые проблемы деятельности организаций коммунального комплекса // Право и экономика. - 2008. - № 1. - С. 31 - 33.

.   Жилищная политика и права граждан // Библиотечка профсоюзного актива и предпринимателей. - 2005. - № 8. - С. 2 - 96.

.   Зернов А. Тарифы нужно считать, а не угадывать: Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства подразумевает в том числе и оптимизацию тарифов на услуги // Факт. - 2007. - № 7. - С. 29 - 31.

.   Казадаев А. Тарифная политика в преддверии реформы ЖКХ // Человек и труд. - 2003. - № 9. - С. 65 - 67.

.   Кириллова А.Н., Хачатрян С.Р. Анализ и моделирование тарифной политики на услуги ЖКХ в переходном периоде // Аудит и финансовый анализ. - 2003. - № 2. - С. 207 - 224.

.   Колесникова А.А. Оплата услуг ЖКХ населением и социальная защита мало-обеспеченных граждан в российских регионах // Вопросы статистики. - 2004. - № 2. - С. 74 - 78.

.   Кузнецов В. Счет, пожалуйста: об анализе итогов повышения оплаты жилищно-коммунальных услуг государственной жилищной комиссией Самарской области и выявленных нарушениях // Российская газета. - 2005. - 4 марта. - С. 6.

.   Лукичев А. Социальная защита населения при переходе на экономически обоснованные тарифы в ЖКХ // Муниципальная власть. - 2006. - № 2. - С. 22 - 23.

.   Макушенко Е. Предмет прокурорского надзора за исполнением законов о тарификации услуг ЖКХ // Законность. - 2006. - № 9. - С. 8 - 11.

.   Мангилеева Е., Николаева Е. Прокуроры переплатили за квартиру, и проверят законность повышения тарифов ЖКХ для населения // Коммерсантъ. - 2005. - 5 февраля. - С. 12.

.   Муратова Ю.Г Система тарифного регулирования и тарифная политика в сфере ЖКХ // Вопросы управления предприятием. - 2002. - № 1. - С. 1 - 11.

.   О задачах муниципальных образований и способах их решения при реализации ФЗ № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса": материалы семинара-совещания // Местное право. - 2006. - № 3-4. - С. 2 - 71.

.   Пономарева Н.Г. Вы и ЖКХ: как защитить свои интересы? - М.: Омега-Л, 2008. - 148 с.

.   Попова О. Власти спасли "Водоканал" от банкротства: Самарская городская Дума утвердила повышение тарифов на водоснабжение и этим спасла "Водоканал" от банкротства // Самарское обозрение. - 2002. - 4 марта. - С. 8.

.   Самарский статистический ежегодник / Под ред. Г.И. Чудилина. - Самара: ФСГС, 2007. - 413 с.

.   Свердлык Г.А. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги // Жилищное право. - 2008. - № 5. - С. 17 - 21.

.   Социально-экономическое положение Самарской области в 2007 г. - Самара: ФСГС, 2008. - 195 с.

.   Сушко Е.Д., Бахтизин А.Р. Совершенствование методов тарифообразования в сфере жилищно-коммунальных услуг // Экономическая наука современной России. - 2007. - № 2. - С. 64 - 72.

.   Тарифное регулирование на жилищно-коммунальные услуги в 2006 году // Юридический консультант. - 2006. - № 5. - С. 30.

.   Урбазаев М.Н. Корпоративная стратегия управления тарифами в ЖКХ // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004. - № 1. - С. 75 - 81.

.   Черняк В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление, экономика. - М.: Кнорус, 2008. - 392 с.

.   Чубайс А.Б. Помощь жилищно-коммунальному хозяйству, уровень тарифов на энергоносители и перекрестное субсидирование, ход реформы электроэнергетики // Энергетик. - 2003. - № 7. - С. 2 - 5.

.   Шаккум М.Л. Законодательное обеспечение реформирования жилищно-коммунального хозяйства: тарифное регулирование, финансовое оздоровление, привлечение инвестиций, технологическая модернизация, повышение энергоэффективности // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. - 2007. - № 1-2. - С. 30 - 34.

.   Щепелин В. Тарифная политика в сфере ЖКХ // Экономист. - 2005. - № 7. - С. 75 - 81.

.   Ягодина Л.П. К вопросу о целях управления жилищно-коммунальным хозяйством // Административное право и процесс. - 2007. - № 1. - С. 23 - 24.

Введение

 

Стратегическим направлением развития России на современном этапе признана модернизация экономики, нацеливающая все отрасли на технико-экономический уровень производства, достигнутый в наиболее развитый странах. Главная задача - достижение мировых стандартов качества продукции и услуг при конкурентоспособных ценах на них. Определен и магистральный путь решения поставленной задачи: преимущественное использование в развитии экономики инновационных техники и технологии, а также инновационных форм организации производства.

Актуальность проблемы модернизации производства в коммунальном хозяйстве определяется чрезвычайно высоким уровнем износа оборудования (60-70 %), что необходимо рассматривать как сигнал о возможных авариях. Примерно половина всех аварий на водопроводно-канализационных сетях происходит из-за их ветхости. Дальнейший износ сетей и сооружений приводит к резкому увеличению числа аварий, ущерб от которых значительно превышает затраты на их предотвращение.(13)

Для модернизации коммунального хозяйства требуется привлечение большого объема инвестиций, а для этого нужно создать соответствующие финансовые инструменты и организационно-правовые условия, а именно: (21)

ü скорректировать принципы тарифной политики с ориентацией на население со средним уровнем доходов;

ü обеспечить прозрачность движения денежных потоков, формирующих инвестиционные ресурсы коммунальных предприятий;

ü произвести реструктуризацию задолженностей предприятий коммунального хозяйства.

Тогда можно будет всерьёз говорить о модернизации, внедрении нового оборудования и современных технологий - как производственных, так и управленческих. Государство не в состоянии всё это организовать и финансировать, но оно может и должно создать такие условия, в которых эти функции возьмёт на себя и успешно осуществит частный бизнес. Сотрудничество органов власти и частного бизнеса в сфере модернизации коммунального хозяйства возможно при использовании различных правовых и финансовых механизмов на тех или иных условиях государственночастного партнерства.

Развитие государственно-частного партнёрства - одно из приоритетных направлений модернизации коммунальной инфраструктуры. Это признают все, в т.ч. и государство. Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях - важное условие обеспечения результативности совместных действий власти, бизнеса и гражданского общества. Вместе с тем, одной концентрации ресурсов недостаточно, т.к. в отсутствие адекватных правил и процедур они, скорее всего, будут израсходованы неэффективно и/или на другие цели. Необходимым условием успешного развития является сочетание интересов государства, регионов, бизнес-объединений и общественных сил, что позволит отобрать для реализации те приоритеты, которые обеспечивают баланс интересов.

Стратегия модернизации коммунального хозяйства с максимальным использованием инновационных форм развития предполагает формирование институциональной среды, благоприятной для частных внутренних инвестиций, разработку и внедрение новых технологий, развитие конкурентных преимуществ при разработке новшеств.

Стратегия модернизации коммунального хозяйства должна обеспечивать решение следующих основных проблем (4)

ü дотационный принцип образования финансовых ресурсов;

ü высокий, по сравнению с расчетно-нормативными показателями, уровень удельных затрат на продукцию и услуги;

ü отсутствие действенных экономических стимулов снижения производственных издержек;

ü неразвитость внутриотраслевой конкурентной среды, монополистический характер рыночной ситуации в сфере важнейших вдов коммунальных услуг;

ü высокая степень физического износа оборудования, приводящая к частым авариям;

ü большие потери воды, тепла и других ресурсов в коммунальных инженерных системах;

ü низкая инновационная активность коммунальных предприятий.

Цель данной курсовой работы - рассмотрение основных этапов модернизации городского хозяйства.

Задача: изучить принципы, этапы, концепции реформирования городского хозяйства.

 


Глава 1. Принципы, этапы, концепции реформирования городского хозяйства

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.